↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Найден пролежавший 400 лет на морском дне легендарный корабль
........................
Названа настоящая родина домашних лошадей
........................
Надпись из прошлого предупредила о климатической катастрофе в Египте
........................
Причины гибели «Титаника» нашли в космосе
........................
Лицо древнеегипетского мальчика восстановили по портрету
........................

1 | 2

История появления кукол на кубанской земле

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Рахманина Ксения Павловна
Автор: Рахманина Ксения Павловна, 11-А класс МБОУ СОШ № 19 хутора Коржевского муниципального образования Славянский район Краснодарского края. Руководитель: Курдюмова Елена Анатольевна

Как бы это не показалось странным, но языческие куклы, оказывается, тесно переплелись с православием. Тысячу лет назад, приняв христианство, славяне не смогли отказаться от своих прежних богов. Их роль стали выполнять куклы – обереги, куклы – божества. Например, кукла Ляля или Леля – дочь славянской богини природы Лады (от имени куклы произошла всем знакомая «лялька»). Подобные превращения в разное время происходили и с другими куклами. Были в русских деревнях куклы-сестрички Крупеничка, Зернушка, Горошинка – дочери славянской богини плодородия Макоши. И сегодня эта кукла, как и много лет назад, «помогает» иметь достаток в доме.

К празднику Введения во храм Богородицы издавна на Руси женщины мастерили в подарок для девочек, так как их чествовали в этот день, тряпичную самодельную куклу. Эту куклу, одетую в красивые белые (светлые) одежды, дарили ребенку после ее первого причастия. Такую куклу и я получила в подарок от крестной.

Куклу Пасхалинку делали специально к светлому празднику Воскресения Господня. Она символизирует женщину, которая идет к церкви освещать паски. Выполняется кукла в красных цветах. Лицо такой куколки обязательно должно быть красное. На лице также можно выплести тоненький желтый или золотистый крестик. В ручках куколка держит узелок, который символизирует котомку с пасочками. Кукла Пасхалинка используется как подарок на Пасху.



4.Игровые куклы.

«Куклы не умирают – в них просто перестают играть».

В. Пелевин

 

Многие тряпичные куклы несли двойное, иногда тройное назначение. Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. На Руси, да и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок, названия которых очень просты и наивны. Люди, что видели, что делали - так и называли. Такое мышление характерно для людей древней славянской культуры.

Практически у всех народов мира детей в старину приучали к правилам обращения с куклами, что вызвано поверьями о связи куклы с душой двойника – человека, которого она изображает. Разные виды кукол использовались для детских игр. Самая простая делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья. Потом кукла укладывалась в лапоть-колыбельку. Игрушка готова. Еще один вид кукол делали из щепки, которую также обматывали лоскутами. Главное, чтоб количество узлов на платке и платье было нечетным. А еще на Руси были куклы – ложки, куклы – стригушки, куклы – перевертыши. Все они «пришли» на Кубань в разное время с переселенцами из разных земель и губерний России. Мама часто рассказывала мне, как во времена ее детства, ее бабушка, сорвав пучок тонкой высокой травы и несколько ромашек, очень быстро и ловко, буквально одним-двумя движениями рук, переплетая травку, делала куклу - стригушку. Такими куклами долго и с удовольствием играли все девочки хутора.

«Куклы - игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте. Потом эти куклы переходили к детям.»

Из старого репринтного издания книги «Сборникъ Матерiаловъ Местностей и племенъ Кавказа», отпечатанного в Тифлисе в 1886 году узнать мне удалось получить следующие сведения: «…Девочки горских народов уже с трех лет учились из небольших голых палочек и круглых камушков создавать себе кукол, с которыми беседовали, представляя их себе как бы живыми существами, и для которых уже в ту пору начинали копить разный скарб. Прикладывая камушек к верхней части палочки и обмотав его тряпкою с цветными нитками, девочка вышивала нитками кукле глаза, нос и рот, делала кукле подобие личика и шила ей одежду. В этих заботах о кукле и их хозяйстве девочки с ранних лет проявляли много искусства и терпеливости, и тем самым как бы подготавливали себя в будущем к ведению настоящего хозяйства».

Наиболее распространенной среди народов южного Дагестана игрушкой, предназначенной для маленьких девочек, была тряпичная кукла, сшитая из различных остатков текстиля. У народов лезгинской группы, основным занятием которых было ковроделие, были распространены куклы, выполненные из сотканных шерстяных материалов. У ногайцев шили кукол из войлочных лоскутов, которые оставались после пошива войлочных «киизов». К примеру, известно, что именно такая мягкая кукла, в отличие от деревянной или глиняной, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру. [8, с. 42 ]

Впитав в себя лучшие «кукольные» традиции коренных народов Кавказа, на Кубани появилась кукла Кубаночка, валенная из коровьей шерсти, потому и «Валюшка». Делают ее по весне, когда коровы линяют. Первый клок осторожно выдергивают и скатывают в ладошках, затем его прикладывают к боку животного и катят валик по поверхности. А для плотности потом еще и по столу катают. Затем таким же образом катают валик короче и тоньше – это ручки куклы. Большой валик складывают пополам и перевязывают шею будущей куколки. Вставляют маленький валик - руки и концами нити крест - накрест перевязывают грудь куклы. А потом куклу наряжают. Наряд куклы, как правило, в миниатюрном исполнении в точности соответствует тому костюму, который был распространен в том или ином обществе, в то или иное историческое время. Часто для кукол специально делали украшения – бусы, монисто; платье украшали вышивкой, без которой был немыслим женский костюм того или иного народа.

Игрушка-кукла, как и любая другая детская игрушка, способствовала первичной инкультурации ребенка. Не случайно исследователи пишут, что игрушка - это предмет, который с раннего детства вводит ребенка во владение материальной и духовной культурой человеческого общества, и рассматривают игрушку как особую форму его жизни, в которой осуществляется связь ребенка с окружающим его взрослым миром.

Вот так кукла оказалась замечательным средством эстетического воспитания.. Впрочем, у народа это средство всегда было в ходу. Просто мы о нем крепко подзабыли, а ведь и сегодня есть люди, которые помнят традиционных кукол, что делали их бабушки и прабабушки. Они могут восполнить наши знания об этой, почти утраченной культуре. Если в каждой семье свернут всего одну лишь куклу, как знать, не оживим ли мы древнее и прекрасное искусство? Пусть разодетые пластмассовые и фарфоровые красавицы останутся в детских уголках, но рядом с ними на свое законное место сядет простая тряпичная куколка, сшитая из нескольких цветных лоскутков.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксенова М., Ананьева Е. Куклы мира. М., Аванта, 2007, 184 с

  2. Голдовский Б.П. Художественные куклы. Большая энциклопедия. М., Дизайн-Хаус, 2009, 296 с.

  3. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. М., Эксмо, 2004, с. 208

  4. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа.

  5. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. СПб, Паритет, 2002.

  6. http://club.osinka.ru/topic-19576?start=135

  7. Миловский А. С. Песнь жар-птицы. Рассказы о народных праздниках., М., Детская литература. ,1987г., 190 с.,

  8. Мусаева М.К. Традиционные детские игрушки народов южного Дагестана

  9. Праздники народов России. Энциклопедия. М., Росэн, 2004,

  10. Потаповская О. Ангел отворил ворота. // Осень золотая. М., Воскресная школа, №9 -2000, с. 203

  11. Сборникъ Матерiаловъ Местностей и племенъ Кавказа. Репринтное издание, Тифлис, 1886 год.

  12. Терещенко А.В. История культуры русского народа. М., Эксмо, 2007, с. 736

  13. Троянова Ксения Кукла из глубины веков.

  14. Юрина Н.Г. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Игрушки. М., АСТ, 1999, 496 с.

    Автор: Рахманина Ксения Павловна
    Дата публикации: 24.11.2013

    1 | 2



    Добавить в закладки

    Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


    Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

    Загадочные черемисы

    Наши предки – славяне, забираясь в глухие леса, на берега волжских притоков, волей-неволей были вынуждены соседствовать с теми, кто обосновался здесь до них. Вновь прибывшие всегда ценили опыт предшественников, перенимая от них навыки, обычаи и старательно запоминая странные для русского уха названия. Эти названия и сегодня остаются как памятные знаки о древнейших временах и о людях, живших до нас на этой земле. .

    Читать

    «Мой город сегодня и вчера»

    Мы с родителями часто гуляем в центре нашего города. Больше всего мне нравится бывать в районе Детского парка, летом очень красиво на улице Ленина. Я люблю пройтись по подвесному мосту через Орлик, поглядеть на уток, теснящихся здесь в огромном количестве чтобы полакомиться кусочками хлеба, которые бросают с моста прохожие. Люблю остановиться у места, где Орлик впадает в Оку, известного всем орловчанам как Стрелка, полюбоваться видами города. Ведь именно на этом месте еще в 1566 году по приказу царя Ивана Грозного начали строить деревянную крепость, которая должна была помешать непрошеным гостям из южных степей нападать на Московское государство. И хотя поселения существовали здесь и раньше, именно со дня основания крепости начинается история города на реке Орел (старое название Орлика)..

    Читать

    Будущий прелат. Учёба в Санкт-Петербурге. Часть 3. Учёба в Духовной Академии

    Прослеживая судьбу латгальского юноши из крестьянской семьи, статья знакомит с работой католической Духовной Академии в Санкт-Петербурге, с составом воспитанников и преподавателей, акцентируя внимание на выходцах из Латгалии..

    Читать

    Наука и техника в допетровской России

    Уровень научных знаний в России в XVI–XVII веках в сравнении с Западной Европой отличался определённой отсталостью. В частности, в Европе в это время был произведён ряд фундаментальных открытий в различных областях науки, таких, как астрономия (гелиоцентрическая система Коперника, законы движения планет Кеплера), физика (классическая механика Ньютона, возникновение оптики), математика (дифференциальное и интегральное исчисление), в то время как на Руси никаких подобных открытий не происходило. Причины этого уходят корнями в Средневековье и связаны с культурными и социальными особенностями этих регионов..

    Читать

    Исторические источники о царевне Софье Алексеевне

    Четырехсотлетний юбилей дома Романовых – одна из самых громких памятных исторических дат, отмечаемых в 2013 году в нашей стране. Представители царствующей династии всегда вызывали повышенный интерес как у общества в целом, так и у отдельных деятелей исторической науки, изобразительного и музыкального искусства. У современного человека много возможностей познакомиться с их произведениями и обогатить свои знания о конкретном правителе. Но, к сожалению, не всем Романовым повезло быть оценено непредвзято и по достоинству. .

    Читать

    Записки партизана

    Историческое эссе "Записки партизана" посвящённое Отечественной войне 1812 года. Автор: Пахарь Виктор Вячеславович.

    Читать

    Русские землепроходцы

    Говоря о русских землепроходцах, мы не можем не упомянуть такие имена, как Семен Иванович Дежнёв, Иван Юрьевич Москвитин, Ерофей Павлович Хабаров, Владимир Васильевич Атласов и многих других. Каждый из них стал незаменимой частью русской истории и внес огромный вклад в освоение и развитие Сибири и Д.

    Читать

    Горно – промышленная деятельность Масаловых в XVIII в.

    Намерение построить вододействующий завод созрело у Масаловых в 1728г. Максим Перфильевич Масалов обратился с челобитной в Берг – коллегию 8 июля 1728г. Он признавался, что еще ранее имел «охоту к переплавке в ручных горнах руды в чугун и в деле железа». .

    Читать

    Глава VI . Исламизация Чечни в XVI-ХVIII вв. как фактор этнической консолидации нахов-чеченцев // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

    До наступления ХУ1 столетия практически все нахское население Северо-Восточного Кавказа от р. Терека на западе до бассейна рр. Аксай-Акташ на востоке, в этнографическом плане являвшееся единообразным, разделяло древние языческие культы, связанные с обожествлением сил природы и поклонением "потусторонним" силам. В общественном сознании горцев господствовала мифологическая картина мироздания..

    Читать

    История села Любимово

    Когда возникло село Любимово? Кто его основал? На эти вопросы так и не найдены ответы. Дело в том, что наше село несколько раз подвергалось пожарам. Сгорели и документы хранившиеся в деревянной церкви. Зауралье славилось плодородными землями, реки были богаты рыбой, леса пушниной, поэтому люди двинулись из европейской части за Урал, в наши края..

    Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter