На протяжении всей истории страны в русских монастырях собиралось все самое лучшее: люди - прославившиеся на весь православный мир; бесценные сокровища русской культуры - храмы, книги, настенные живописи, иконы, церковная утварь; благочестивые обычаи и правила, безвозмездная помощь нуждающимся. Монашеские обители были важным элементом жизни русского общества. На протяжении столетий монастыри являлись средоточием книжной мудрости, грамотности. В случае военной опасности они могли быть оборонительными пунктами, а в мирное время многие из них были центрами высокой аграрной культуры.
В исследовательской работе « История русского православного монашества XIX-XX веков в свете истории Елабужского Казанско - Богородицкого общежительного монастыря» целью исследования является анализ социально-правового статуса русского православного монашества в XIX - XX веках, типы и виды монастырей, хозяйственно-экономическая и общественная жизнь в стенах монастыря, путем изучения истории Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря, его строительство в крае, история, хозяйственная жизнь.
Актуальностью работы является комплексное изучение истории и описание Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря на основе фондов ряда архивов и изучения правового статуса, социального состава монахинь монастыря посредством обобщения материала по истории русского православного монашества XIX-XX веков.
Раскрытие данной темы стало возможным благодаря изучению документальных, публицистических и научно-исследовательских материалов.
Вторая половина XIX века была временем нового расцвета монастырской жизни. В этот период создавалось множество новых монастырей, в основном женских. Только на территории Татарстана появились монастыри в Лаишеве, Мензелинске, Чистополе. Появился монастырь и в купеческом городе Елабуге. В 1856 году создалась женская община, а 9 сентября 1868 года произошло открытие монастыря. Создателем новой обители стал елабужский купец Иван Иванович Стахеев, пожертвовавший огромные средства на строительство и обеспечение монастыря. Уже через 10 лет монастырь стал самым крупным в Вятской епархии.
Русский народ всегда любил монастыри, находя в них место для отдохновения от мирских забот, источник душевного мира и спокойствия, укрепления духа и очищения души. Одной из таких святых обителей и явился Елабужский Казанско – Богородицкий женский общежительный монастырь
Елабужский Казанско - Богородицкий женский общежительный монастырь. Из всех слов здесь непонятно только — «общежительный». Означало это слово определенный характер уставной (внутренней) жизни, которая отличалась большей строгостью. В общежительных монастырях монашествующие не имеют личной собственности и получают от монастыря келью, необходимую утварь, а также одежду, обувь, питание и прочее. Доходы от рукоделия, например, от написания икон, росписи храмов, шитья облачений, изготовления церковной утвари, идут в общую монастырскую казну. Иное дело необщежительные , или особножительные монастыри. Здесь монахи обычно имели келью и иногда общую трапезу от монастыря, все остальное они приобретали своим трудом, располагая к тому же правом на собственные сбережения.
С конца 60-х гг. XIX в. новые монастыри в России основывались только как общежительные. На 1 января 1914 г. две трети обителей были таковыми, причем большинство из них — женскими. Последнее обстоятельство, по всей вероятности, отражало общий процесс феминизации. Характерно, что если в первой половине XIX в. лишь каждый пятый из монастырей был женским, то в конце столетия — почти каждый второй. Особенностью многих женских монастырей являлась строгая подвижническая жизнь, сочетавшаяся с широкой социальной и благотворительной деятельностью, организацией школ, приютов, всевозможных рукодельных и иконописных мастерских, больниц, богаделен. В XIX веке широкое распространение получили женские общины. Как правило, только их начальницы имели монашеский сан, остальные же члены находились на положении послушниц. В недавно образованных общинах иногда и начальница не имела монашеского сана. Община, являясь как бы преддверием монастыря, давала возможность утвердиться в решении принять монашеские обеты. Женское монашество. С конца XVIII в. и особенно со 2-й пол. XIX в. начинается возрождение и расцвет женского монашества. В отличие от мужских большая часть женских монастырей (2/3 открытых в XIX в.) была преобразована из женских общин. Некоторые женские общины основывались богатыми благотворительницами (обычно также принимавшими через некоторое время монашеский постриг), другие же возникали стихийно, по почину отдельных подвижниц. Сначала общины существовали самостоятельно, без вмешательства светских или духовных властей. К концу XIX столетия правительство стало всемерно способствовать организации женских общин в целях благотворительности и миссионерства. В 1896 году существовало 156 женских общин, из которых 96 позднее были преобразованы в монастыри.
Одним из замечательнейших актов благотворительности елабужской купеческой династии Стахеевых стала постройка ими Казанско-Богородицкого женского монастыря в г. Елабуга. Построен он был по проекту архитектора Г.А. Боссе на средства купцов 1 гильдии братьев Григория и Ивана Стахеевых в честь чудотворного образа Казанской Божьей Матери, чудесно обретенного в 1579г. в Казани во время пожара. У И.В. Шишкина в «Истории города Елабуги» (Москва, 1871г.) о монастыре читаем: «…общая ценность постройки с вложенным на обеспечение капиталом простирается свыше 300 тыс. р. серебром».
Елабужский купец Григорий Стахеев в 1850 году обратился к Вятскому епархиальному начальству с просьбой на уступаемой Елабужским градским обществом выгонной земле учредить в городе Елабуге женский монастырь, изъявив готовность обеспечить обитель достаточным капиталом.
Преосвященный Елпидифор, епископ Вятский, разделяя желание Елабужских жителей, отнесся с представлением по этому делу в Святейший Синод, объясняя, со своей стороны, «что учреждение в городе Елабуге женской обители представляется возможным , а по отдаленности города Елабуги и всего тамошнего края от двух существующих в Вятской епархии женских монастырей, признается полезным и нужным, дабы и в этом крае ревнующие к благочестию старицы имели для себя пристанище».Государь Император, 15 июля 1856 года, соизволил утвердить определение Святейшего Синода на изложенных в нём основаниях
Первой настоятельницей обители становится игуменья Анфия (1822-1890). Дочь протоиерея, из Самарской губернии Бугурусланского уезда, Черкасской слободы. В монашество была пострижена в Кирсановском Тихвинском Богородицком монастыре (Тамбовская губерния) 15 декабря 1860 года. Переведена Указом в Елабужский монастырь настоятельницей 18 апреля 1868 года.
Послужной список монашествующихЕлабужского Казанско - Богородицкого женскогообщежительного монастыря
Игуменья Анфия (с 9 сентября 1868 г.)
1869
1874
1875
1877
1884
1888
Состоящие в штате монахини
5
17
16
32
46
40
Рясофорные послушницы
21
67
65
94
113
106
Послушницы
80
12
12
4
-
-
Всего:
106
96
93
130
159
146
НА РТ. Фонд, опись, дело
1292,
I-1
1292,
I-2
1292,
I-3
1292,
I-2
1292,
I-1
1292,
I-5
Игуменья Елизавета (с 24 апреля 1890 г.)
1890
1893
1900
1907
1912
1914
Состоящие в штате монахини
38
35
20
23
42
37
Рясофорные послушницы
104
96
74
111
66
64
Послушницы
?
123
178
?
?
?
Всего:
42
255
273
134
108
101
НА РТ. Фонд, опись, дело
1292,
I-5
992,
I-300
992,
I-8
992,
I-313
1292,
I-7
1292,
I-8
В начале XX века Елабужский монастырь считался одним из самых благоустроенных в Вятской епархии. К 1917 году монастырь имел налаженное свечное производство, живописную и золотошвейную мастерские, пасеку, плодоносящий сад, дойное стадо. Но с приходом к власти большевиков на Православную Церковь воздвиглись неисчислимые гонения. Храмы разрушались, священнослужители высылались или расстреливались, святыни уничтожались. Все тяготы этих ужасных гонений претерпел на себе и Елабужский монастырь.
О социальном происхождении монашествующих святой обители
Постороннему человеку монашество нередко представляется однородной массой людей, одетых в черное. Но человеческая природа, похоже, не любит равенства. Социальные различия, принесенные из внешнего мира, не вполне стирались за монастырскими стенами, а кроме того, существовали внутренние градации и в самом монашестве.
Мы просмотрели и проанализировали отчеты игумений монастыря более чем за столетний период с 1800 по 1927 год. Статистическая обработка данных об их сословном происхождении дала достаточно полные и объективные результаты, вынесенные в таблицы 1 и 2.
Количество монашествующих Казанско-Богородицкого женского монастыря за 1800-1927 годы (таб.1)
1800
1827
1855
1873
1910
1916
1921
1927
Монахини
14
32
51
52
61
65
73
67
Рясофорные послушницы
86
73
61
234
238
258
240
Послушницы белицы
—
—
186
127
176
44
44
Итого
14
118
124
299
422
479
375
351
Данные таблицы 1, говорят, прежде всего о том, что в монастырь шли представители практически всех сословий и социальных групп тогдашней России — от дворянок до девиц крестьянского происхождения.
Однако в формировании монашества разные социальные слои играли далеко неодинаковую роль.
Анализируя динамику количества монашествующих обители за более чем столетний период истории монастыря, мы видим тенденцию роста и заметное его увеличение, когда в 1921 году в обители проживало 73 монахини и 258 рясофорных послушниц. Наибольшее число наблюдалось в последний предреволюционный 1916 год — 479 монашествующих.
Сословный состав монашествующих Казанско - Богородицкого женского монастыря за 1800-1927 гг. (таб.2)
Абсолютное большинство монашествующих , как мы видим из таблицы 2, шло в обитель из крестьянского сословия. Монастырь обладал большой притягательной силой для крестьян. Помимо чисто религиозных мотивов, имело значение то, что, поступая в монастырь, крестьянин поднимал свой социальный статус (и, соответственно, престиж своих родственников). Кроме того, монашество избавляло от тех голодовок, которые постоянно преследовали его в мирской жизни. И потому крестьяне старались пристроить своих детей в ближайший монастырь.
Среди монахинь представительницы самой многочисленной социальной группы населения — крестьянства — составляли от 38% в 1873 году до 79% в 1927 году. А среди рясофорных послушниц и еще выше — от 43% в 1827 году до 90% в 1927 году.
Подобная картина в конце XIX века в пореформенный период наблюдается в большинстве провинциальных женских монастырей. В их числе и Чистопольский Успенский женский монастырь Казанской Епархии. В отчете игумении обители Аполлинарии за 1883 год среди восьми монахинь лишь одна из крестьянства, из восьми рясофорных послушниц их пятеро, а среди пятидесяти пяти послушниц-белиц уже 43 (или 78%)34. Среди монахинь Елабужского Казанско-Богородицкого женского общежительного монастыря Вятской епархии выходцы из крестьянского сословия составляли от 50% в 1875 году до 79% в 1914 году. А среди рясофорных послушниц и еще выше — от 52% в 1869 году до 81% в 1914 году35.
Заметно пополняли число насельниц Казанско-Богородицкого монастыря представительницы мещанского сословия. Среди монахинь их было от 15% в 1873 году до 25% в 1927 году. Среди рясофорных послушниц — от 8% в 1927 году до 26% в 1916 году.
В Казанском монастыре мало представителей купечества, офицерских дочерей, выходцев из высших сословий российского общества, которые предпочитали столичные монастыри.
Отметим и незначительную долю пополнения монастыря представительницами духовенства, особенно в пореформенный период. Хотя среди рясофорных послушниц их число несколько больше, нежели среди монахинь.
Среди монашествующих Елабужского Казанско-Богородицкого женского монастыря было всего десять дворянок, и только две из них приняли монашеский постриг. Это монахиня Евпраксия (Софонеева Екатерина Федоровна) и монахиня Мареопила (Анферова Мария Спиридоновна).
Своеобразное «хождение» дворянок и разночинок в послушницы было примечательным явлением тех лет, оставшимся, к сожалению, почти незамеченным в нашей литературе. Думается, оно было связано с общим настроением «возвращения долга народу», которым жило молодое поколение «шестидесятников». Юноши и девушки становились сельскими учителями, врачами, фельдшерами, занимали другие должности в земстве. Многие молодые люди шли в революционные кружки.
Девушки, имевшие религиозное мировоззрение, предпочитали общины или монастыри с благотворительным уклоном. В этих общинах они работали бок о бок с мещанками и крестьянками. Некоторые из этих последних сознательно отказывались от замужества ради религиозного поприща, у других не сложилась личная жизнь, третьи (особенно рано овдовевшие бездетные женщины) бежали в общины от гнета большой патриархальной семьи, надеясь найти себе здесь приют и трудиться равными среди равных.
В XIX — начале XX века монастырь формировался в основном из числа прихожан православных общин Казанской и Вятской губерний. Так, в 1910 году среди монашествующих обители выходцы из этих губерний составляли до 93%.
Но были монашествующие и издалека: из Вологодской, Курской, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Симбирской, Ярославской губерний.
Посещение монастыря Высочайшими особами
С иконой Казанской Божией Матери связаны имена всех монархов династии Романовых — ни одного важного события в своей жизни или жизни «Богом вверенного им государства» они не начинали и не оканчивали иначе, как перед этой святыней. В монастырь за его многовековую историю непременно направлялись все царствующие особы при посещении Казани.
В мае 1722 г. по пути в Персидский поход Казань посетил Петр I. Он осмотрел не только весь город, но и монастыри, в том числе и Казанско -Богородицкий , 28 мая.
Спустя 45 лет, в 1767 г., город посетила императрица Екатерина II Великая. 28 мая императрица в Богородицкой обители отстояла Божественную Литургию и приложила к Казанской чудотворной иконе Божией Матери небольшую бриллиантовую корону и такую же корону — к иконе Спасителя.
30 мая 1798 года во время посещения Казани император Павел I и великие князья Александр Павлович и Константин Павлович участвовали в закладке нового каменного Казанского собора во имя Божьей Матери. Император собственноручно положил первый камень в основание будущего храма.
28 августа 1817 года монастырь посетил младший брат императора Николая I великий князь Михаил Павлович. Он приложился к Казанской иконе Божией Матери и иконе Спасителя. Посетил игуменью Назарету в ее келье.
18 августа 1836 при посещении Казани монастырь почтил своим вниманием российский император Николай I.
20 июля 1837 года святую обитель посетил наследник престола цесаревич Александр Николаевич.
Автор: Русаков Андрей Геннадьевич Раздел: История России Дата публикации: 18.01.2015 21:17:55
Декабристы С. П. Трубецкой и С. Г. Волконский: жизнь и судьба
14 декабря 2015 года исполнится 190 лет со дня событий, произошедших на Сенатской площади в г. Санкт-Петербурге – восстания декабристов. Почти два столетия назад представители самых известных и знатных дворянских фамилий выступили за реализацию принципов гражданского общества – свободы слова, печати, собраний, передвижений, социальную справедливость, верховенство закона во всех сферах жизни, устранение сословных ограничений. .
В этом 2012 году отмечается 130-летний юбилей рождения знаменитого советского учёного Б.Д. Грекова. Его имя в последние годы стали забывать, что, по-моему, мнению не заслуженно, последний раз крупно историческая наука отметила его юбилей установлением в 1982 году в городе Миргороде ему памятника, с тех пор в 1992, 2002 и 2012 годах эти юбилеи проходят как-то незаметно. А ведь его книгой «Киевская Русь» пользуются студенты уже более 70 лет..
В сентябре прошлого года, проезжая по ул. Труда, на задворках домов, я увидела какой-то памятник. В интернете, на веб - страничке Миасса, я никакой информации не нашла. Тогда я решила провести исследование, в этом мне помогли мой классный руководитель Сыропятова М.А. и моя семья. .
Кто мы? Откуда? Какие у нас корни? Кто наши предки? Мы не часто задаемся такими вопросами. Но иногда: волею судьбы или по собственной инициативе начинаем искать ответы на эти вопросы. Так произошло и со мной. Из предложенных мне тем, тема «История моей семьи» сразу вызвала у меня живой интерес, возникло желание узнать историю своего рода и построить родословную, найти свое место на родовой ветке древа семьи. .
Мы живем в стране, где история любой семьи тесно переплетена с историей Великой Отечественной войны. На протяжении многих веков тянущихся к нашему времени из глубин времён, память донесла до нас имена тех, кто своим бесстрашием, мужеством и беспредельной любовью к своей Отчизне доказал не словом, а делом свою любовь и верность Родине и её народу. Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. .
В предверии праздника Великой Победы в нашей семье будут вспоминать тех, кому мы обязаны нашей жизнью: ветеранов Великой отечественной войны. Были такие люди и в нашей семье – это мои бабушка и дедушка (по маминой линии). .
Летом 2012 года я впервые побывал на родине моей мамы в Харьковской области, повидал многочисленных родственников, посмотрел фамильные фотографии… Мама родилась в посёлке Великий Бурлук Харьковской области на берегу речки Бурлук, которая, по преданию, имеет своё название от слова "бурлюк" тюркского происхождения, что означает "грязь". .
Икона «Утоли моя печали» в жизни кубанских казаков
В жизни православного человека во все времена огромное значение имело почитание икон или образов святых. Икона не только освящала помещение церкви, собора, монастыря, но и играла значительную роль в общественной и культурной жизни православного населения Кубани. Она оберегала жилища, семьи, станицы и города. .