↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

В Аргентине исследовали секретное убежище Гитлера
........................
Российские ученые разбудили спавшие десятки тысячелетий организмы
........................
На рисунках Леонардо да Винчи нашли следы людей
........................
Ученые нашли связь между наскальными рисунками и галлюциногенными веществами
........................
Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................

1 | 2 | 3

История русского православного монашества XIX-XX веков в свете истории Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Русаков Андрей Геннадьевич

В XIX — начале XX века монастырь формировался в основном из числа прихожан православных общин Казанской и Вятской губерний. Так, в 1910 году среди монашествующих обители выходцы из этих губерний составляли до 93%.

Но были монашествующие и издалека: из Вологодской, Курской, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Симбирской, Ярославской губерний.

 Посещение монастыря Высочайшими особами

С иконой Казанской Божией Матери связаны имена всех монархов династии Романовых — ни одного важного события в своей жизни или жизни «Богом вверенного им государства» они не начинали и не оканчивали иначе, как перед этой святыней. В монастырь за его многовековую историю непременно направлялись все царствующие особы при посещении Казани.

В мае 1722 г. по пути в Персидский поход Казань посетил Петр I. Он осмотрел не только весь город, но и монастыри, в том числе и Казанско -Богородицкий , 28 мая.

Спустя 45 лет, в 1767 г., город посетила императрица Екатерина II Великая. 28 мая императрица в Богородицкой обители отстояла Божественную Литургию и приложила к Казанской чудотворной иконе Божией Матери небольшую бриллиантовую корону и такую же корону — к иконе Спасителя.

30 мая 1798 года во время посещения Казани император Павел I и великие князья Александр Павлович и Константин Павлович участвовали в закладке нового каменного Казанского собора во имя Божьей Матери. Император собственноручно положил первый камень в основание будущего храма.

28 августа 1817 года монастырь посетил младший брат императора Николая I великий князь Михаил Павлович. Он приложился к Казанской иконе Божией Матери и иконе Спасителя. Посетил игуменью Назарету в ее келье.

18 августа 1836 при посещении Казани монастырь почтил своим вниманием российский император Николай I.

20 июля 1837 года святую обитель посетил наследник престола цесаревич Александр Николаевич.

В свой последний приезд в 1871 году в Казань государь император Александр II с наследником престола Александром и великим князем Владимиром Александровичем посетил холодный собор и приложился к Казанской чудотворной иконе Божией Матери. Игуменья Анфия преподнесла Государю императору список с чудотворной иконы в ризе, шитой золотом.

Посетив в 1910 году Казань и, естественно, Богородицкий монастырь, великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, сестра последней русской императрицы Александры Федоровны и жена великого князя Сергея Александровича Романова, заметила, что хорошо было бы на самом месте обретения чудотворной иконы устроить часовню в память приближающегося трехсотлетия со дня воцарения дома Романовых на российском престоле. Под алтарем летнего собора Казанской иконы Божией Матери был устроен пещерный храм.

Великая княгиня Елизавета Федоровна (канонизирована Русской Православной Церковью в 1991 г.), на чьи средства был построен храм-часовня, присутствовала и при закладке, и при освящении храма 20 июня 1913 года.

Известно, что это был «четырехстолпный пятиглавый храм с одной пониженной алтарной апсидой , с примыкающей, базиликального типа, трапезной, в которой помещались «теплые» приделы Иоанна Предтечи и мученицы Параскевы, и высокой четырехъярусной колокольней на одной планировочной оси. Раздвинутые к углам столбы храма несли подвышенный паддугами и парусами подпружных арок восьмигранный световой барабан, завершенный глухим шатром с чешуйчатой маковицей; такими же шатрами завершались барабаны боковых глав на трибунах и верхний «звон» колокольни со скошенными углами. Широкое средокрестие храма выявлялось на боковых фасадах ризалитами, увенчанными двумя закомарами с треугольным фронтоном вперебежку; угловые компартименты — килевидными кокошниками. Декоративный мотив венчания повторялся в основании всех шатров.Перед западным и боковыми входами были устроены крыльца в виде арочных портиков — вместо запроектированных шатров, опирающихся на кубышчатые пилоны».

Рядом с садом — кладбище для монахинь и благотворителей монастыря (уже при советской власти в 1926 г. Здесь была похоронена почетная гражданка , благотворительница Глафира Стахеева, построившая Елабужское епархиальное женское училище.

 

После событий октября 1917 года государственно-религиозные отношения в стране вступили в новую фазу своего развития. Их суть определялась нетерпимостью идеологии большевизма к религиозному инакомыслию. Декрет СНК от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» стал программным документом религиозной политики нового государства, который декларировал невмешательство государства в дела церкви.

С резким осуждением действий большевиков в своём новогоднем послании 1 января 1918 года выступил Патриарх Московский и всея России Тихон. «Забыли мы, господа! Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, к деньгам, упились вином свободы, - и так, чтобы всего этого достать как можно больше, взять именно себе, чтобы другим не оставалось. Заботимся о том, что приходит, - прилежати же о душе, вещи бессмертной, совсем забываем. Оттого и наши заботы о создании «храмин и житниц» постигает неудача.

Наступление на монастыри началось в 1918 году, когда ещё не было издано об этом специального закона, по инициативе местных властей, одобренной центральной властью. Протесты против закрытия монастырей и насильственного выселения из них монахов пресекались в судебном порядке как акты сопротивления представителям власти. Массовый характер закрытие монастырей приняло в 1919-1921 гг., в ходе национализации их имущества.

Вскоре после революции закрывается и Елабужский монастырь. Последняя настоятельница обители монахиня Ангелина (Багаева Александра Петровна) подвергается аресту. Часть помещений монастыря в 20-е годы была занята под детский городок Наркомпроса, в котором проживало до 400 детей. Монахине Ангелине досталась тяжёлая участь видеть разрушение и поругание своей обители.

С 1921 года при монастырской Казанско - Богородицкой церкви стала функционировать религиозная община, которая была зарегистрирована в 1922 году отделом управления исполнительного комитета Елабужского кантонного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Елабужский кантонный отдел управления зарегистрировал реорганизованное на основе нового устава Казанско - Богородицкое православно-христианское религиозное общество, стоящее на платформе полного подчинения Советской власти с выдачей ему соответствующего документа.

Регистрация была проведена на основании заявления от 4 августа 1923 года, подписанного уполномоченным общества Н.Логиновым. К заявлению прилагались Устав, списки членов общества, в котором было 243 человека, в том числе 173 бывшие монахини. Среди них бывшая игумения монастыря матушка Ангелина, бывшая казначея обители Иконникова Ольга Николаевна

Со второй половины 1920-х годов происходит перелом в государственно-религиозных отношениях. Сосредоточение «церковной политики» в руках НКВД и ОГПУ вело к переориентации регулирования деятельности религиозных организаций на административно - командные меры. В решении социально-экономических и культурных задач произошло скатывание в сторону « чрезвычайщины », а проведение форсированными темпами коллективизации ухудшило и отношения с церковью. В выступлениях руководителей государства и действиях партийных и государственных органов стал преобладать «воинствующий» подход к религии.

Конечно, были попытки остановить тотальное наступление на религию, но в условиях отсутствия демократии призывы к законности не имели успеха, и на 1930-е годы приходится пик ликвидации культовых зданий.

Рассмотрение вопросов о закрытии храмов с конца 1920-х годов перешло в ведение комиссий по вопросам культов при президиумах исполкомов различных уровней (подобная культкомиссия при Президиуме ТатЦИКа была образована в 1931 г.). Регламентирующими документами в этом направлении были постановление ВЦИК «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. и Инструкция Постоянной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК от 16 января 1931 г.

8 ноября 1928 года Челнинский кантонный исполнительный комитет (председатель Габитов) постановляет ликвидировать монастырь и доводит своё решение до сведения Елабужского горсовета (председатель Матвеев) и спешно созданной комиссии по ликвидации монастыря.

Вот ведь как в жизни бывает: одни (Стахеевы) вкладывали сотни и сотни тысяч рублей, законно ими нажитые средства, на развитие этой духовной обители, другие уничтожали не их руками, потом и кровью сооружённые и намоленные здания и растаскивали сокровища.

 

Была разрушена пятиглавая Казанско-Богородицкая церковь монастыря, и от градостроительной доминанты при въезде в город со стороны Вятки и Уфы остались лишь фрагменты: глухие высокие стены с башенками при входе по углам, два двухэтажных корпуса для монахинь, одноэтажный флигель и основание колокольни с трапезной. Подвергся разрушению процессам и некрополь обители: сносились кресты, ограды, могильные камни.В 1943г. в кельях бывшего женского монастыря разместили немецких военнопленных из дивизий Паулюса.

XX век ознаменовал собой начало долгого периода всеобщего гонения на Православную Церковь. Елабужский монастырь был закрыт, многие его священнослужители и насельницы прошли тяжёлый путь исповедничества и страданий за Христа.

 

Сегодня осуждены и преодолеваются грубые нарушения, произвол и беззаконие в отношении религиозных организаций, допущенные в годы советской власти, создаются условия для реализации в жизни общества принципа свободы совести. В новой России сняты ограничения на деятельность конфессий, регистрируются новые общины, растёт число культовых зданий. Одним из наиболее актуальных элементов процесса демократизации государственно - церковных отношений является возвращение ранее закрытых монастырей, церквей, соборов.

 

16 июля 1995 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при участии архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия монастырь был возрождён. Управляет обителью монахиня Вера (Шевченко), в обители около 20 насельниц. В настоящее время действует храм в честь святой великомученицы Варвары. Монастырь занимается просветительской деятельностью. Имеет своё хозяйство.

 

«Российское монашество обретает силу. А значит, выстоит и Россия. Народ, у которого есть вечные, непреходящие ориентиры, непобедим... Без духовного обновления человека не исцелить нам болезней нашего общества. Нам не помогут никакие реформы и никакие законы, если души людей по-прежнему будут опустошены грехом» (Патриарх Московский и всея Руси Алексий II).

 

Вскоре после открытия монастыря в него стали поступать первые насельницы. Обитель, славная своими глубокими традициями и крепким духом, должна восстановить преемственность, и сестры, пришедшие сюда с целью посвятить свою жизнь Господу, уповают на милость Божию, заступничество Пречистой Богородицы и святых Божиих угодников в этом святом подвиге.

 

Сегодня возрождающийся монастырь не находится в изоляции от мира, так как он размещён в центре старой части Елабуги. Всё это создаёт значительные трудности для уединённой монашеской жизни с её собственным уставом.

 

Во-первых, на его территории живут до сорока семей мирян, а с ними постоянно возникают разные проблемы. Во-вторых, от былого благолепия практически ничего не сохранилось: Казанско-Богородицкая монастырская церковь уничтожена, кладбище поругано, кельи в запустении. В бывших живописной и златошвейной мастерских - авторемонтная база одного из предприятий города.

 

Приходящие из мира в монастырь насельницы не имеют полного представления о монашеской жизни. Не нашлось хотя бы небольшого числа опытных монахинь как основы будущей общины. С 1995 года начался отбор насельниц, и в настоящее время в обители сформировалась православная община.

 

Придя в монастырь, каждая сестра попадает под неусыпное внимание игумении Веры. Матушка собственным примером послушания учит сестер жить не по своей воле. Приучает их и прилежанию в молитве, кротости, незлобию, к терпеливому несению монастырского жития.

 

Матушка игумения занимается нравственным воспитанием сестер, приобщает их к проблемам духовной и хозяйственной жизни монастыря. Постепенно шаг за шагом налаживается молитвенная жизнь в обители. Установленное игуменией монашеское правило способствовало духовному воспитанию сестер, оно приучало их быть постоянными и верными в молитве. Постепенно молитвенное правило становится неотъемлемой частью жизни сестер.

 

Ежедневно с утра и до вечера сестры читают Псалтирь и синодик. За прошедшие годы постепенно возрос духовный уровень сестер. Состоялось уже несколько постригов, в основном в рясофор.

 

То обстоятельство, что за короткий срок, в сложных условиях городской жизни, удалось возродить монастырь и создать монашескую общину, свидетельствует о том, что на этом месте явно почивает благословение Божие и Пречистой Богородицы. Новые насельницы монастыря сумели воссоздать монашеские устои на этом древнем намоленном месте.

 

Сегодня монастырь - это место, куда приходят люди из мира, боримые страстями, ищущие утешения, разрешения своих проблем и вопросов, желающие заполнить духовный вакуум современной жизни. Зачастую именно в монастырском храме у многих в душе загорается огонёк веры в Бога, здесь люди встают на путь покаяния и спасения, и помощь на этом пути они нередко получают от сестёр обители, которые своим примером, делом и словом укрепляют приходящих к ним.

 

В наши дни восстанавливается разорванная связь времён, возвращаются исчезнувшие в лихолетье имена священномучеников и появляются новые молитвенники за землю Русскую. Возрождаются духовные традиции русского народа, вновь открываются монастыри, испокон веков бывшие центрами и оплотом духовной жизни в России. И это вселяет в православную душу надежду, что Россия будет спасена от духовной гибели.

 

в 1850 году

купец первой гильдии, почетный гражданин гор. Елабуги Григорий Стахеев обратился к Вятскому епархиальному начальству с просьбой об учреждении в гор.Елабуге женского монастыря, изъявив готовность обеспечить обитель достаточным капиталом; Преосвященный Елпидифор, епископ Вятский, разделяя желание Григория Стахеева, поддержал его просьбу;

31 октября 1855 года

Святейший Синод, разделяя убеждения преосвященного Елпидифора, своим определением постановил: «предоставить исправляющему должность обер- прокурора Святейшего Синода тайному советнику Карасевскому испросить, установленным порядком, Высочайшее соизволение Государя Императора на учреждение в гор. Елабуге женской обители;

15 июля 1856 года

Государь Император Александр II утвердил определение Святейшего Синода об учреждении в гор. Елабуге женского монастыря;

в 1856 году

в гор. Елабуге была создана женская православная община;

1856 - 1868 годы

по проекту архитектора Г.А.Боссе и по усердию и на собственные средства купца первой гильдии, почётного гражданина гор. Елабуги Ивана Ивановича Стахеева, был построен комплекс Елабужского монастыря. Благотворитель истратил на строительство православной обители и последующее содержание 250 монахинь более одного миллиона рублей;

18 апреля 1868 года

настоятельницей обители стала игуменья матушка Анфия (1822-1890);

9 сентября 1868 года

состоялось торжественное открытие Елабужского Казанско-Богородицкого женского монастыря;

с 24 апреля 1890 года

произведена в сан игуменьи монастыря матушка Елизавета, в миру Симонова Елена Николаевна (1836 -?);

в 1914 году

в обители было 37 монахинь и 64 рясофорных послушниц;

18 декабря 1917 года

Патриарх Тихон в своём первом обращении к всероссийской пастве охарактеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия»;

19 января 1918 года

в своём послании Патриарх Тихон призвал верных чад Церкви встать на её защиту и пострадать за дело Христово;

23 января 1918 года

Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» стал программным документом религиозной политики нового государства;

в 1918 году

монастырь закрывается. Последней настоятельницей обители была матушка Ангелина (1860 - 1930?), в миру Багаева Александра Петровна;

с 1921 года

при монастырской Казанско- Богородицкой церкви стала функционировать православная община, которая была зарегистрирована в 1922 году отделом управления исполнительного комитета Елабужского кантонного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов;

23 февраля 1922 года

по указанию Политбюро ЦК РКП(б) был издан декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей;

8 ноября 1928 года

Челнинский кантонный исполнительный комитет (председатель Габитов) постановляет ликвидировать монастырь и доводит своё решение до Елабужского городского совета (председатель Матвеев) и спешно созданной ликвидационной комиссии;

20 ноября 1928 года

Елабужский городской совет принимает решение о ликвидации монастыря;

28 ноября 1928 года

Набережно-Челнинский кантисполком согласился с этим решением Елабужского городского совета;

17 декабря 1928 года

в Елабужский городской совет безуспешно обращается община Казанско-Богородицкой церкви с просьбой о возврате им этого храма;

8 апреля 1929 года

ВЦИК и СНК РСФСР принимают совместное постановление «О религиозных объединениях», по которому: священнослужители исключались из состава двадцаток (приходских советов, подлежащих регистрации);

религиозным объединениям воспрещалась благотворительная деятельность;

1929 год

секретный циркуляр председателя ОГПУ Г.Ягоды, в связи с которым все религиозные активисты в сельской местности приравнивались к кулакам и подлежали высылке. Началось массовое закрытие церквей и монастырей;

10 сентября 1930 года

Елабужский горсовет обращается в организационный отдел ТатЦИКа с ходатайствованием об утверждении решения горсовета о ликвидации в Елабуге Троицкой и монастырской церквей, бывшего Спасского собора;

16 июля 1995 года

по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при участии архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия монастырь был возрождён. Управляет обителью монахиня Вера (Шевченко), в обители более 20 насельниц. В настоящее время действует храм в честь святой великомученицы Варвары. Монастырь занимается просветительской деятельностью. Имеет своё хозяйство.

 

Елабужский Казанско - Богородицкий монастырь — действующий женский монастырь Казанской епархии  Русской православной церкви. Находится в Елабуге, в черте старого города. Адрес монастыря: 423630, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Горького, д. 119

 

 

Список использованной литературы:

 

Татарский энциклопедический словарь Казань, 1999, с.303 

 

Ермолаев И.П. Прошлое России в лицах. Биографический словарь. IX-XVIII вв. Казань, 1999, с.133.   

Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI — начало XX веков). Казань, 1998, с.33.  

Жизнеописания новых мучеников казанских. Год 1918. М., 1996, с.149.  

Автор: Русаков Андрей Геннадьевич
Дата публикации: 18.01.2015

1 | 2 | 3



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Легенды моего села

Ге – ра –си – мов – ка… Что - то знакомое слышится, когда произносится это слово вслух. И трель невидимого жаворонка в летний полдень над душистым луговым морем. И призывные звуки небольшого церковного колокола, разносившегося далеко ветром, напоминая нам, потомкам о богатой истории нашей земли. .

Читать

О чём мне рассказала старая фотография

Не оставив без внимания старый чемодан, стоящий в одном из углов комнаты, я, сдув с него пыль, торопливо открыла его. Какой-то неуловимый аромат прошлого хранил он..

Читать

Заключение // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

Подводя итоги данного исследования, следует отметить, что исторический путь чеченского народа на протяжении трех веков (XVI XVIII вв.) был отмечен, прежде всего, расширением географической среды его обитания и завершением культурно хозяйственного освоения ареала заключенного между вершинами Кавказского хребта на юге и равнинным течением Терека на севере, бассейном Ассы верхнего течения Терека на западе и бассейном рр.Аксай Акташ на востоке..

Читать

Великая Отечественная война на примере моей семьи

С каждым годом все дальше и дальше от нас остается та страшная война. Война, о которой написаны тысячи книг, статей, мемуаров, исследований. Мы знаем о полководцах, о фронтах и сражениях. Но как мало знаем мы о простом человеке, который и выиграл войну. Простая женщина- работница тыла. Простой подросток- тот, кто дежурил на ленинградских крышах..

Читать

Владимир Иванович Шимановский – имя на карте нашей страны.

В каждом городе, посёлке есть люди, о которых хочется рассказать всем. Я хочу поведать о нашем земляке Владимире Ивановиче Шимановском, чтобы его имя не исчезло бесследно, чтобы память о нём осталась в наших сердцах. .

Читать

345-летие первого русского боевого корабля «Орел»

Отечественный военно-морской флот - составная часть вооруженных сил нашей страны - создавался для ведения боевых действий на морских и океанских театрах военных действий. Основание регулярного Российского военно-морского флота относится к бурной эпохе Петра I. «Всякий потентант,- гласило крылатое изречение Петра I, вошедшее в «Книгу устав морской...», - который, едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет».

Читать

Остановись, народ

Украина – красивая, каждую весну утопающая в яблоневом цвете, сколько боли переживает она сейчас.

Читать

Люди бессмертного подвига

Да, они солдаты Великой Отечественной войны, люди бессмертного подвига, кто не щадил себя во имя общего дела достойны повседневного и чуткого внимания. 1418 дней сражались они, не жалея ни сил, ни крови, ни самой жизни чтобы одержать выдающуюся победу над фашизмом, спасти свою страну и мир от гитлеровского порабощения. И они одержали её. Этот подвиг советских солдат, подвиг, не имеющий себе равного во всей истории человечества, высечен нестирающимися знаками в сердцах всех живущих на земле, всех, кому дороги свобода и мир. Чистое голубое небо и счастливая детская улыбка. .

Читать

Человек Сталинграда или невымышленная жизнь незабытых людей

Наименее освещенной в свете современной исторической науки является проблема воспроизводства и сохранения региональной истории и культуры, которая весьма значительно влияет на современные региональные национально-этнические, социальные, экономические и политические процессы. Государственническая школа исторических исследований повсеместно искоренила понятие личности и ее значимости в недавней ретроспективе. .

Читать

Колонизационная политика России в Закубанье на завершающем этапе Кавказской войны: казаки и горцы

В 1862 г. начался заключительный этап Кавказской войны, и в Закубанье осталось лишь несколько не покорившихся племен. Следующим тактическим шагом, предпринятым русским правительством было выселение горцев на равнинные территории или отправка последних в Турцию. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter