Источники устного происхождения в ракурсе истории повседневности
(Статья)
Раздел: История России Автор: Гущин Александр Анатольевич Гущин А. А. Источники устного происхождения в ракурсе истории повседневности // Студент и будущее России. Тезисы XVI Российской студенческой научной конференции / Под ред. В.В. Волова М.: Изд-во СГУ, 2013, С. 216-218.
История повседневности – одно из современных направлений развития исторической науки. Интерес к повседневным социальным практикам сформировался во второй половине XX века в процессе становления так называемой «новой истории».
В рамках этого направления ведутся исследования условий жизни, труда и отдыха (быта, условий проживания, рациона питания, способов лечения, социальной адаптации), а также факторов, влияющих на формирование сознания и норм поведения, социально–политические предпочтения подавляющего большинства населения («обычных людей») той или иной страны в тот или иной исторический период. История повседневности является историей тех, без кого не могло бы быть истории, но кто для историков остался преимущественно «безымянным» и «молчаливым».
«Разговорить» «немотствующее большинство» позволяет использование материалов устных источников (Oral History). Последние представляют собой «запись того, чему свидетелями были те или иные лица, не обязательно профессиональные историки, но, прежде всего, рядовые участники исторического процесса, на памяти которых происходили события не только их личной или групповой жизни, но и большой истории»[1;С. 234]. Главная ценность такого типа источников заключается не в информации о самих событиях прошлого, а в том, как данные события отражаются в общественном сознании. И, если удастся реконструировать особенности социального восприятия, мы получим ключ к расшифровке подлинных мотивов социального поведения.
Устные источники позволяют зафиксировать уникальную информацию, непередаваемую другим путем. Так, если письменные источники официального происхождения чаще всего отражают историю государства и его институтов, то устные источники обращаются к социальной истории. С этих позиций устноисторическое направление имеет мощный социальный посыл и тесно переплетается с такими направлениями исторического знания, как «Local History», «Labour History» и, конечно же, «Social History»[2;C. 52][3]. В региональном ракурсе данного исследования устная история помогает обратить внимание на микроисторию или историю «снизу вверх» (History from bellow)[4;С. 37–40].
По определению Сигурда Шмидта, устная история — это «практика научно организованной устной информации участников или очевидцев событий, зафиксированной специалистами».
Если попытаться дать определение этой науке, то устная история это сознательно выстроенный исходно предназначенный для записи разговор двух людей о различных аспектах прошлого, имеющих (в понимании обеих сторон) историческое значение. Вопросы интервьюера, являются продуктом его знаний и исторического интереса и вызывают соответствующий ответ информанта, полнота которого зависит от желания рассказать и ощущения важности вопроса. В свою очередь ответ информанта позволяет интервьюеру четче сформулировать вопросы. Интервью это во многом рассказ о прошлом сформированный в настоящем под воздействием не только содержания самого рассказа, но и временного контекста, в котором он рассказан. Таким образом, можно смело говорить, что устная история это результат взаимодействия интервьюера и информанта в момент встречи для записи интервью[5].
Интервью, как исследовательский метод, имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при использовании результатов работы. Прежде всего, это высокая степень субъективности материалов, полученных в результате интервьюирования. Имея дело с рассказами живого человека, нельзя забывать о свойствах характера и темперамента рассказчика. Все вышесказанное можно назвать «произволом рассказчика» и отнести к любому устному свидетельству.
Есть и другая проблема – проговоренный рассказчиком текст подвергается мощному воздействию со стороны интервьюера.
Перед исследователем также встает проблема так называемых «матричных текстов» – когда респондент выдает за свое мнение, переживание или личное свидетельство стандартный, чуть ли не официальный текст, который он усвоил и считает собственным мнением.
Важно также учитывать отражение гендерных, этнических и политических проблем в устных свидетельствах, по «какую сторону баррикад» находился респондент[6].
При всем субъективизме данного вида источника, он может помочь выявить не зафиксированные нигде более факты, при условии что он подвергнется критическому анализу и статистической обработке
Литература
1. Гуревич А.Я. Апории современного исторической науки: мнимые и подлинные // Одиссей. Человек в истории. М., 1998.
2. Starr L. Oral History, in: an Interdisciplinary Anthology. 2-d ed. Ed. By D. K. Dunaway, W. K. Baum, 1996.
3. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. М.: Весь мир, 2003.
4. Кринко Е. Ф. Устная история, ее проблемы и возможности // Вопросы теории и методологии истории / Сб. науч. Трудов. Вып. 3. Майкоп, 2007.
5. Драбкин А. Несколько слов о предмете «устная история» // http://www.iremember.ru/content/view/750/68/lang,ru/
6. Филюшкин А. И. Методические указания по проведению исследований по устной истории. М., 2005. http://www.nashpolytech.ru/index.php?id=73
Раздел: История России Дата публикации: 23.08.2013 16:17:51
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
«Сергий»
Жизненный путь преподобного Сергия описан в Житие, которое составил его ученик Епифаний Премудрый. Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь..
Роль Святого равноапостольного князя Владимира в крещении Руси
При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие христианства. Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в обращении к христианству. .
Российские города в конце ХIX начале ХX столетия становились социокультурным центром, ярко проявлявшим традиции и одновременно открытым к освоению и интерпретации новаций, что в значительно изменило жизнь провинции. В городской повседневности нашли отражение особенности проводимых в государстве реформ. Рассмотрение общероссийских процессов сквозь призму повседневной жизни конкретного региона позволяет показать разнообразие общеисторического процесса, обогатить историческую науку новыми конкретными фактами и событиями. .
Человек – странное существо. Торопится жить, не ценит каждый миг своей жизни. Радуется мелочам, теряя большее. Кого-то помнит долго, а кого-то забывает на следующую минуту после встречи. Почему так происходит?.
Проблема и борьба с безграмотностью среди студентов АГУИ в 1942г.
Означенная проблема не являлась глобальной для становления и развития АГИИ в общей системе образования Хакасии. Но ее решение являлась достаточно весомым вкладом в формировании кадрового состава республики, ее дальнейшей профессиональной подготовленности и успешности..
Никифор Яковлевич Наталевич (04.05.1900–28.03.1964) – видный государственный и партийный деятель Белорусской ССР. 17 марта 1948 г. Никифор Яковлевич был снят с должности председателя президиума Верховного совета Белорусской ССР и отправлен на работу в Пензенскую область. Причиной отстранения от должности стало то, что в 1947 г. в домашней архиерейской церкви в Минске крестились две его дочери .
Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой.
Мой прадед со стороны мамы, Лисьих Василий Яковлевич, родился 3 марта 1919 года. В 1941 году был мобилизован на войну, затем попал в плен, в дальнейшем был освобождён. Родной порог переступил в ноябре 1945 года. Знаю, что у дедушки Васи есть награды..
Великая Отечественная Война. Значение этих слов я начал понимать, когда мне было 5 лет, я впервые прочитал надпись «К 55 - летию Победы!». Написанную золотистыми буквами на сахарнице из чайного сервиза. От родителей я узнал, что речь идет о победе в Великой Отечественной войне. С тех пор, я начал обращать внимание на фильмы, литературные произведения, посвященные войне; они были пронизаны ужасом, кровью, слезами, но они вселяли в душу не только страх, но и гордость за Родину. .
Глава I. Источники и историография Чечни в исследуемое время // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
В перечне источников истории любого народа главными являются письменные документальные свидетельства. Период XVI – XVIII вв. в истории Чечни имеет документальную базу в различных архивохранилищах России и других стран. .