↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

Названы главные мифы Второй мировой войны
........................
В Иерусалиме нашли лампу в виде человеческой головы
........................
В Африке нашли самое древнее захоронение Homo Sapiens
........................
В мексиканской пещере нашли десятки отпечатков детских ладоней
........................
Поисковики нашли почти 400 красноармейцев подо Ржевом
........................

Источники устного происхождения в ракурсе истории повседневности

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Гущин Александр Анатольевич
Гущин А. А. Источники устного происхождения в ракурсе истории повседневности // Студент и будущее России. Тезисы XVI Российской студенческой научной конференции / Под ред. В.В. Волова М.: Изд-во СГУ, 2013, С. 216-218.

История повседневности – одно из современных направлений развития исторической науки. Интерес к повседневным социальным практикам сформировался во второй половине XX века в процессе становления так называемой «новой истории».

В рамках этого направления ведутся исследования условий жизни, труда и отдыха (быта, условий проживания, рациона питания, способов лечения, социальной адаптации), а также факторов, влияющих на формирование сознания и норм поведения, социально–политические предпочтения подавляющего большинства населения («обычных людей») той или иной страны в тот или иной исторический период. История повседневности является историей тех, без кого не могло бы быть истории, но кто для историков остался преимущественно «безымянным» и «молчаливым».

«Разговорить» «немотствующее большинство» позволяет использование материалов устных источников (Oral History). Последние представляют собой «запись того, чему свидетелями были те или иные лица, не обязательно профессиональные историки, но, прежде всего, рядовые участники исторического процесса, на памяти которых происходили события не только их личной или групповой жизни, но и большой истории»[1;С. 234]. Главная ценность такого типа источников заключается не в информации о самих событиях прошлого, а в том, как данные события отражаются в общественном сознании. И, если удастся реконструировать особенности социального восприятия, мы получим ключ к расшифровке подлинных мотивов социального поведения.

Устные источники позволяют зафиксировать уникальную информацию, непередаваемую другим путем. Так, если письменные источники официального происхождения чаще всего отражают историю государства и его институтов, то устные источники обращаются к социальной истории. С этих позиций устноисторическое направление имеет мощный социальный посыл и тесно переплетается с такими направлениями исторического знания, как «Local History», «Labour History» и, конечно же, «Social History»[2;C. 52][3]. В региональном ракурсе данного исследования устная история помогает обратить внимание на микроисторию или историю «снизу вверх» (History from bellow)[4;С. 37–40].

По определению Сигурда Шмидта, устная история — это «практика научно организованной устной информации участников или очевидцев событий, зафиксированной специалистами».

Если попытаться дать определение этой науке, то устная история это сознательно выстроенный исходно предназначенный для записи разговор двух людей о различных аспектах прошлого, имеющих (в понимании обеих сторон) историческое значение. Вопросы интервьюера, являются продуктом его знаний и исторического интереса и вызывают соответствующий ответ информанта, полнота которого зависит от желания рассказать и ощущения важности вопроса. В свою очередь ответ информанта позволяет интервьюеру четче сформулировать вопросы. Интервью это во многом рассказ о прошлом сформированный в настоящем под воздействием не только содержания самого рассказа, но и временного контекста, в котором он рассказан. Таким образом, можно смело говорить, что устная история это результат взаимодействия интервьюера и информанта в момент встречи для записи интервью[5].

Интервью, как исследовательский метод, имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при использовании результатов работы. Прежде всего, это высокая степень субъективности материалов, полученных в результате интервьюирования. Имея дело с рассказами живого человека, нельзя забывать о свойствах характера и темперамента рассказчика. Все вышесказанное можно назвать «произволом рассказчика» и отнести к любому устному свидетельству.

Есть и другая проблема – проговоренный рассказчиком текст подвергается мощному воздействию со стороны интервьюера.

Перед исследователем также встает проблема так называемых «матричных текстов» – когда респондент выдает за свое мнение, переживание или личное свидетельство стандартный, чуть ли не официальный текст, который он усвоил и считает собственным мнением.

Важно также учитывать отражение гендерных, этнических и политических проблем в устных свидетельствах, по «какую сторону баррикад» находился респондент[6].

При всем субъективизме данного вида источника, он может помочь выявить не зафиксированные нигде более факты, при условии что он подвергнется критическому анализу и статистической обработке

 

Литература

 

1. Гуревич А.Я. Апории современного исторической науки: мнимые и подлинные // Одиссей. Человек в истории. М., 1998.

2. Starr L. Oral History, in: an Interdisciplinary Anthology. 2-d ed. Ed. By D. K. Dunaway, W. K. Baum, 1996.

3. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. М.: Весь мир, 2003.

4. Кринко Е. Ф. Устная история, ее проблемы и возможности // Вопросы теории и методологии истории / Сб. науч. Трудов. Вып. 3. Майкоп, 2007.

5. Драбкин А. Несколько слов о предмете «устная история» // http://www.iremember.ru/content/view/750/68/lang,ru/

6. Филюшкин А. И. Методические указания по проведению исследований по устной истории. М., 2005. http://www.nashpolytech.ru/index.php?id=73


Раздел: История России
Дата публикации: 23.08.2013 16:17:51
1

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм



Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Русские землепроходцы

Говоря о русских землепроходцах, мы не можем не упомянуть такие имена, как Семен Иванович Дежнёв, Иван Юрьевич Москвитин, Ерофей Павлович Хабаров, Владимир Васильевич Атласов и многих других. Каждый из них стал незаменимой частью русской истории и внес огромный вклад в освоение и развитие Сибири и Д.

Читать

Маршал Жуков: полководец XX века

Полководческое искусство Г.К. Жукова.

Читать

Праздники в церковных школах в дореволюционной России

Частью воспитательного процесса в церковных школах в дореволюционной России являлись праздники. Ежегодными во многих начальных обазовательных учреждениях духовного ведомства были праздники Рождества и 11 мая - в честь первых славянских учителей Св. Кирилла и Мефодия. В честь первого устраивались елки..

Читать

Александр Невский: мифы и реальность

Александр Невский – достаточно неоднозначная фигура в истории Руси. Одни считают его героем, другие – предателем. О человеке судят по его делам, так давайте подробнее рассмотрим биографию князя..

Читать

От училища до гимназии. История одного адреса.

Есть в Нижегородской области небольшой районный город Семёнов. Город немолодой, но и не очень древний. Во многом схожий с десятками и сотнями таких же городков, разбросанных по всей нашей необъятной Родине, но и во многом самобытный, уникальный. Семёнов – родина хохломской росписи – знаменитой на весь мир Золотой Хохломы, – официально признан столицей народных промыслов России. Семёнов – центр старообрядчества на Руси. Знаменитые романы "В лесах" и "На горах" Павла Ивановича Мельникова – это про наш край..

Читать

Участие партизанских отрядов в народном сопротивлении в Отечественной войне 1812 года

Развязывая войну, Наполеон предполагал, что в России, как и на Западе, ему будет противостоять только регулярная армия. Однако война с самого начала приобрела освободительный характер. Повсюду, где появлялись наполеоновские солдаты, жители городов и сел, уходя в леса, забирали с собой продовольствие, скот, вспыхивало пламя партизанской войны. .

Читать

Моя семья в Великой Отечественной войне

Навеки останутся в памяти людей даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. 1418 дней и ночей шла война. Гитлеровские полчища ринулись на нашу землю, сея смерть и разрушение. Немецко-фашистские захватчики несли угрозу гибели всему, что завоевано, создано творческим трудом народов Союза Советских Социалистических Республик. Страна перестроилась для отпора врагу. Для Родины наступили дни великого испытания..

Читать

Некрополь Свято-Донского монастыря. Смерть и деньги

Погребение в Донской обители.

Читать

Герои нашей семьи

Мой прадед – Мартыненко Василий Артемович, был участником Великой Отечественной войны. Он прошел войну, начиная с июня 1941 года под Смоленском и закончил в мае 1945 года в Германии в звании старшины – командиром отделения связи 890 артиллерийского полка 2 Белорусского фронта (на фото справа)..

Читать

Дефицит и очереди: как идеология разрушила экономику СССР

Плановая экономика сама порождает дефицит товаров. Государственная машина, в силу неповоротливости бюрократического аппарата, медленно реагирует на изменение спроса. Именно поэтому пропадали из продажи то одни, то другие товары. Однако это не имело значительного влияния на жизнь людей, пока не стало массовым и повсеместным..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter