↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте

Поделиться

Новые статьи:

Энтузиасты докажут планы фашистов уморить голодом жителей СССР
........................
Найдена самая древняя собака в Америке
........................
В Египте назвали причину смерти правившего 15 лет фараона
........................
Ученые раскрыли тайну картины Леонарда да Винчи, на которой изображена Мадонна с младенцем
........................
Археологи нашли еще одну «жертву» неандертальцев
........................

1 | 2

«И будет помнить вся Россия…»: Отечественная война 1812 года и Бородинское сражение в народных преданиях и в некоторых редких документах Олонецкой губернии. Историческое эссе-исследование.

(Историческое эссе-исследование)
Раздел: История России
Автор: Команенкова Ольга
(ГБОУ СПО Петрозаводский лесотехнический техникум)

«И будет помнить вся Россия…»: Отечественная война

1812 года и Бородинское сражение в народных

преданиях и в некоторых редких

документах Олонецкой губернии.

«Перед большой войной бывает «нашествие» белок»

(из народных преданий)

«Любезный Олонец – белые берега»! 1


Наша исследовательская работа уникальна: никто еще не рассматривал тему преданий Олонецкой губернии, возникших на основе реальных событий войны. Мы хотим рассказать о том, что о Бородинской битве действительно помнила вся Россия – на примере отдаленной от мест событий Олонецкой губернии. Мы впервые создаем в работе электронную карту с указанием деревень губернии, откуда происходили наши земляки - герои Отечественной войны 1812 года.

Мы изучаем источники, многие из которых существуют только в библиотечных хранилищах, впервые делаем их копии в современной орфографии. Некоторые предания стали нам известны благодаря личным беседам с людьми, слышавшими их от своих предков. Это предания как русского народа, так и карел Олонецкой губернии. Тема актуальная, ведь речь идет о сохранении исторической памяти народа.

Тема - необыкновенно интересная, связанная с фольклором и миром таинственного. Мир этот окружал олончанина с древнейших времен - с тех пор, когда встретить на пути свинью означало получить барыш, а собаку – познать неудачу, когда Иван Грозный выписывал из Олонии колдунов, а «корельские» ведьмочки, купаясь ночами в быстрых речках, «оживляли» «забусевший»2 царский жемчуг державного посоха.

Рассмотрим диковинный народный образ, связанный с войной – образ белки, вестницы войны.

Еще в начале 21 века в карельских семьях города Олонца и села Михайловское (оно расположено в 55 км от города Олонца, имеет богатую историю) бытовало предание, лично известное авторам, что перед большой войной всегда бывает «нашествие» белок. Такое устное поверье ходило и Великую Отечественную войну (о нем рассказывал своим детям житель села Михайловское Григорий Мельников, а они, в свою очередь, детям детей), существовало в легендах об Отечественной войне 1812 года.

Григорий Мельников, село Михайловское Олонецкого района.  20 годы 20 века

Фото: Григорий Мельников, село Михайловское Олонецкого района. 20 годы 20 века

В статье «Поверья и предания Олончан», где представлена картина Севера с его «баснословными преданиями», в том числе упоминает и «беличье» предание»:

«Между простым народом Олонецкой Губернии существует множество странных обрядов и поверий. Это не может показаться удивительным, если вспомним, что север всегда был полон баснословными преданиями, чему немало способствуют и самый климат севера, и непроходимые леса. Жизнь здешнего крестьянина дика и уединенна: в глуши лесов, между гор, скал и болот, проводит он раздольную жизнь свою, находясь всегда с недостатками полудикой жизни. Углубляясь в дремучие леса с переброшенною за спину охотничьею винтовкою, бродит он целый день и возвращается поздно ночью. В этих походах воображение находит пищу для себя на каждом шагу: перелетит ли с ветки на ветку птичка, перескочит ли лягушка под мокрыми древесными листьями, встрепенется ли полусонный орел, или вдали прожурчит горная речка, крестьянин крестится, творит молитву и рассказывает, возвратясь домой, чудеса…. Множество белок в лесу почитают за признак близкой войны.» 3

«Уверяют, будто перед 1812 годом появилось столько белок, что они стаями бегали в городах по улицам и рассаживались по крышам домов».

Этот же отрывок встречается в книге Дашкова. 4

Белки, или векши.

Белки, или векши. Фото сети Интернет

Мы решили выяснить, с чем связано это поверье, так как наша будущая профессия – техники лесного хозяйства, и охотоведение является одной из наших учебных дисциплин.

Кто не слышал о «волшебной» пушкинской белке, грызущей золотые орехи! Народные представления связывали скачущую белку с блещущей молнией.

Через бога Грома белка стала символом войны и предвестницей войн и мора и в славянских легендах, и в Эдде. Само слово «белка» пошло от названия разменной монеты «бела». Оно совпадает по звучанию с латинским bella – война. (Bella matribus detestata – в переводе: «войны, матерям ненавистные»). Об этом упоминает автор «Слова о полку Игореве»: «И пошел плач по земле от Киева до Чернигова по убитым, а поганые восторжествовали и стали брать дань по белке от двора». «Шкурные» деньги – одни из древнейших на Руси. Мех белки ценился – это была и шуба, и теплый полог, морозной зимней ночью раскинутый над спящими.

Мы искали материал об этом странном образе войны и в Интернете нашли два, схожих с нашим, рассказа. В одном из них даже упоминается Карельский перешеек.

«Однажды из окрестных лесов нахлынули полчища зверья: лисицы, зайцы, белки... Охваченное каким-то непостижимым для людей ужасом, зверье стремительно и сосредоточенно перемещалось через село на восток, явно унося ноги от чего-то страшного, смертельно опасного. Обычно робкое, на сей раз оно проявляло полнейшее пренебрежение к людям, домашнему скоту и собакам. При виде столь целеустремленного передвижения неисчислимой массы мелкого зверья, село растерялось. Люди укрылись в избах, скот - в хлевах, собаки, встретившие поначалу непрошенных гостей свирепым лаем, попрятались в конуры.

Особенно много было белок. Рыжей лавиной они накрывали избы, рябины и березы, росшие под каждым окном, изгороди, огороды и поля. Они срывались с мостов через Мегру и Коштреку в воду, тонули, но ничто не могло остановить их движение.

Позже была установлена причина массовой миграции белок: они уходили от настигающего их огненного вала, от вражеского нашествия. Тут были, наверное, белки из Латвии и Эстонии, со Псковщины и Новгородчины, из лесов Карельского перешейка и императорских парков Петербурга: Ораниембаума, Петергофа, Гатчины, Царского Села...

Паническое бегство зверушек прекратилось часа через полтора. А через несколько дней после этого село оцепенело от страшного известия - немцы в Оште, всего лишь в двадцати пяти километрах от нас...»5

«О том, что война придет, чувствовалось, об этом все говорили…

Было огромное количество белок, зверьков. На каждом суку яблони, прямо под ногами. Говорили: «Это к войне».6

Очевидно, маленький зверек от природы обладает особым даром.  Зрение, слух и обоняние белок высоко развиты; действует и осязание, как о том свидетельствует известная исследователям способность белок предчувствовать погоду.

Древнее предание о нашествии белок и вспомнилось, очевидно, жителям села Михайловское, когда река Олонка взметала воду от взрывов вражеских снарядов. Дети, прячась в воронках от разорвавшихся бомб, слушали рассказы старичков о давнем времени – так ожило древнее предание, соединившее две Отечественных войны.

У родного дома в селе Михайловское Олонецкого района. Дочь Григория Мельникова Пелагея Григорьевна и его внучки Надежда Федоровна и Галина Алексеевна (в детстве), от который мы узнали о «беличьем» предании. 60 годы 20 века.

У родного дома в селе Михайловское Олонецкого района. Дочь Григория Мельникова Пелагея Григорьевна и его внучки Надежда Федоровна и Галина Алексеевна (в детстве), от который мы узнали о «беличьем» предании. 60 годы 20 века.

Предания о дне Бородинской битвы также связаны с народными приметами этого дня. Приметы бытуют и сегодня в домашнем обиходе жителей Карелии.

Месяц битвы – август. «Святой Тит последний гриб растит». Большой урожай грибов в течение лета предвещал крестьянам продолжительную зиму. «Грибы грибами, а молотьба за плечами». «Тит пошел молотить». В августе шел сбор последних летних грибов, в общем смысле это время сбора урожая.

Воспетая в русской литературе тема святочных гаданий не обойдена и в преданиях, связанных с Отечественной войной. Автор 19 века, хранящейся в фотокопии в Электронной библиотеке Карелии, М. Забелин, описывает гадание на зеркалах в доме помещика. Близкие сердцу отсутствующие – в армии, от них нет вестей. Гадают на двух чистых, «без пузырей», зеркалах, установленных друг против друга. Гадающая смотрит в конец представившегося ей коридора.

« - «Посмотри-ка, где теперь мой брат, и что с ним теперь» - «Вот, вот – туман сходит со стекла, вот лесок, песчаный берег, река, большая быстрая река! Господи, сколько народу!.. все войска, солдаты, пушки… кони на обоих берегах… Что это так суетятся у подошвы горы? Кажется, все штабные тут… Вот отчалила лодка с того берега, на ней малого роста генерал сидит… другая лодка причалила. – Государь! – вскричала вдруг хозяйская дочь и сама вскочила, пораженная удивлением…» По мнению рассказчика, девушки, гадая, увидели Тильзитскую встречу двух императоров.7

Своеобразное предание сохранилось в народе о целях войны, затеянной французами. После убийства Александра Второго, благодарная память о котором долго сохранялась в Олонии (царь посетил край, по его милости старику-каргополу из рекрутчины вернули двух из пяти призванных сыновей), в народе о гибели царя толковали так: «… уверяли, что Батюшку-Царя убили Французы, чтобы посадить на престол Русский своего откуда-то взявшегося «Бонадара» (Бонапарта, вероятно) и через него обратить православных в «неверщину».8

Забавно предание о том, как в Вытегре – отдаленном городке, тогда входившем в состав Олонецкой губернии – готовились к отражению нашествия после занятия французами Москвы. Впрочем, основания для тревоги были: сюда, на Север, из Императорского Эрмитажа, на 22 «ластовых» судах9 были вывезены драгоценные реликвии, так как маршал Удино по приказу Наполеона должен был занять Петербург. Разнеслась весть: «…Французы, большими толпами, разошлись и разъехались, по всему Царству Православному, забирать добро Русское». «Лечь костями, а не осрамиться!» - наскоро собралось ополчение из старцев, ходивших еще в походы Суворова, вооружились ружьями, тесаками наголо, рогатинами и «всем, у кого что случилось», перешли реку, подняли за собой мост. Но «француза» не дождались. Немного позже стала известна причина паники: косы крестьян, возвращавшихся с полей («болото косят осенью после уборки хлеба»), были приняты одним из местных жителей… за блистающие ружья французов. У страха глаза велики, заключает автор заметки.10

Сохранилось в народе предание о пленных французах, которые находились в городе Пудоже: «Многие из них были хорошие музыканты и барабанщики. Чтобы увеличить средства к жизни, занимались они выделкою колец из волос, изящных корзиночек из соломы, некоторые красили дома и пр. Кого они в особенности бранили, так это Наполеона, за то, что завел их в такую негостеприимную страну, и казаков, которые колотили их немилосердно, никому не давая пардону».11 Много военнопленных французов погибло, не выдержав суровой жизни на Севере.12

А вот что сохранили карельские легенды.

«В деревне Кесвалахти в стародавние времена девушка из Кумола косила траву на лугу и наткнулась на клад. "Это была военная манерка (походная металлическая фляжка с крышкой для воды или вина), наполненная серебряными монетами, наверное, рублями". Девушка взяла немного монет, остальное спрятала в лесу, а сама пошла домой, чтобы получше рассмотреть деньги. Кто-то из домашних выследил ее и, отправившись в лес вслед за ней, забрал эти деньги».

«Около 30 лет назад люди из Олонца нашли очень крупный клад, спрятанный в небольшом углублении в скале Нуотсаари (видимо, топоним от слова "nuotta" - "невод", то есть буквальный перевод: "Остров неводов")»

Спасаясь от чужеземцев-собак, «люди натирали ноги хвоей, и так им удавалось уходить от преследователей».

«В двух верстах от кирхи* в Куркийоки находится небольшой остров Каннансаари, называемый также Каннсаари и Каннесаари. Сейчас там лишь поля и луга. К северо-западу от той же кирхи виднеются две горы: Кууттимяки ("Гора бельканерпы") и Ляявямяки ("Холм, на котором стоит хлев"), а между ними располагаются гора Лайтурикаллио ("Скала у причала") и долина Лайтурилакс ("Долина у причала"). Здесь когда-то была монастырская пристань. Чуть выше на острове, посреди поля, есть место, именуемое Кирккомаа ("Церковная земля"), и Кирккомаакаллио ("Церковная окала"). Видимо, тут и стояла церковь. В районе Кирккомаа находили кости и кирпичи. На каменистой горке сохранились две большие ямы. И место захоронений, и берег - все поросло тернием. В разных преданиях упоминается о том, что на острове был либо монастырь, либо церковь.

Вот что говорится в сказании о том, как был разорен монастырь: "Во время большой войны монастырские ценности вывезли на шести лошадях, переправили на другой берег пролива и опустили на дно там, возле камня Сатулакиви ("Камень-седло"); колокола же утопили у Ляявямяки. А насельники монастыря ушли"13

Скорее всего, в этих преданиях речь идет о «большой войне» со Швецией, однако не исключены какие-то отклики и на «большую войну» с Наполеоном.

_______________________________________

Есть ряд редких документов по истории участия олончан в Отечественной войне, в частности: в издании «Олонецкий сборник», выпуск 3.14 Мы представляем в нашем эссе не только отрывки, но, впервые в современной орфографии, в «Приложении 1» – полную копию этой статьи по фотокопиям страниц издания в Электронной библиотеке Карелии.15 Есть сведения, что автором статьи в журнале «Яхты», откуда и был перепечатан текст, был А. П. Кишелев, подписавшийся как «моряк-любитель из Олонца», но имеющий отношение к вологодским стрелкам.16 Датировка - 1829 год. Мы пока не располагаем источниками этих сведений, но надеемся проложить поиск.

Автор 19 века Иванов пишет о том, как создавалась олонецкая дружина, принявшая участие в Отечественной войне: «В отечественную (так в тексте. – прим. авторов) войну 1812 года Олонецкая губерния принимала патриотическое участие в пожертвованиях на алтарь отечества…

В 1807 году было сформировано в губернии временное ополчение, которое осматривал на месте командированный из Петербурга с этой целью сенатор К. С. Рындин. При обнародовании Манифеста 6 июля 1812 года, которым призывалось все государство к обороне, Олонецкое дворянство положило собрать с 50-ти душ по одному ратнику, обмундировать их за свой счет, снабдить оружием, какое можно было достать, жалованьем на год и оружием на шесть месяцев». 17 Здесь уместно вспомнить пословицы, рисующие образ олончанина - увальня: «Наши молодцы не бьются, не дерутся, а кто больше съест, тот и староста».18 «Олончане день-то едят, ночь пережевывают».19

Ни шатко, ни валко, однако в итоге из олончан было собрано до 570 лучших стрелков. Олонецкие стрелки вошли в состав петербургского ополчения. На царском смотре особенно отличились три стрелка, заслуживших монаршее благоволение. Они, стреляя в яблоко, всадили три пули – пуля в пулю.* Недаром об олончанах ходила и такая поговорка: «Олонцы – добры молодцы». 20

«Начальником и учителем этой дружины был назначен отставной подполковник Моренталь».21 «Немного пришлось Моренталю заниматься обучением мужичков, которые в своих дремучих лесах и из своих самодельных винтовок били белку, в момент ее перелета с одной сосны на другую, и били непременно в голову, чтобы шкурку не попортить». Охота на белок сделало олончан прекрасными стрелками: «Самая распространенная в Олонецком крае охота — это… охота на белок. На белок охотятся с октября месяца и зиму. В это время шерсть на белках вся чистая, серая, без красноватых отливов. На белок охотятся с ружьями и лайками. Лайка, почуяв белку на дереве, подбегает к последнему и лает на дерево. Охотник подходит к дереву, высматривает белку и стреляет в последнюю, стараясь попасть ей в голову, чтобы не испортить шкурки».22

Еще одним учителем олончан был Букашка – его учеников впоследствии называли «букашками», как и учеников двух снайперов, героев Сталинграда Зайцева и Медведева – «зайчатами» и «медвежатами», без промаха бьющими в цель, вот такая перекличка эпох.

Затем бойцы вошли в корпус П. Витгенштейна.

П. Витгенштейн

Фото сети Интернет.

Портрет генерала Петра Витгенштейна кисти Джорджа Доу, Эрмитаж, Галерея 1812 года.

Части под его командованием заняли Берлин, генерал был награжден 2 алмазными шпагами.

«Наш Витгенштейн, вождь-герой,
Петрополя спаситель,
Хвала!.. Он щит странe родной,
Он хищнику истребитель...»

И. Жуковский

«Олонецкие стрелки оказали подвиги храбрости при взятии Полоцка». Сражение было достойно кисти баталиста! Его описание – в Приложении 1. «Последнее дело, в котором олонецким стрелкам пришлось померяться силами с французами, было 18 марта 1814 года под стенами Парижа. В 1815 году Олонецкие стрелки, совершив Святое дело и побывав в столице Франции, возвратились на Родину, уже не в том числе, в каком ее оставили, зато почти все возвратившиеся были украшены Георгиевскими крестами. В Петрозаводске местное население встретило их с особой торжественностью, устроив за городом Триумфальную арку».23 Ворота были деревянными, существовали еще в 20 годы 19 века.

Место, где была поставлена Триумфальная Арка, располагалось по Петербургскому тракту, сегодня это трасса «Кола». Возможно, поиски архивистов и краеведов приведут к тому, что на ее месте будет установлен памятный знак.

Автор статьи в «Олонецком сборнике», как уже упоминалось, подписался как «Моряк-любитель». Олония имела выходы на Ладогу, Онего и Белое море. В уже упоминавшейся книге Т. Швиндта говорится: «Монастырь на острове Хейнисенмаа известен с давних времен. О нем и о его местоположении существует множество легенд, но обычай моряков бросать в воду монетки и табак "на хорошую погоду" именно в южной части острова связан, как полагают многие, с тем, что там и стоял монастырь».24 Петрозаводск – порт пяти морей, рекруты здесь становились матросами. Кстати, у моряков и морячек были свои предания и приметы – так, жители Кеми творили молитвы ветру, а для ветра «благоприятного» сажали на воду …таракана!25

Ведущий специалист Национального архива Республики Карелия И. С. Петричева нашла новые сведения26 об участии олончан в Отечественной войне. 20 егерский полк (103 петрозаводский) находился в составе армии Барклая де Толли.

Знак Полка

Знак Полка. Фото сети Интернет.

В первый период войны этот полк участвовал в Бородинской битве. Воины из Карелии обороняли Багратионовы флеши. 7 сентября 1812 года французы, как известно, предприняли восемь атак на флеши. Жарким солнечным днем на поле сражения потемнело от дыма и пыли. Грохот артиллерии раздавался на десятки километров.Огромные всадники, прикрытые блестящими кирасами (нагрудниками), в высоких металлических киверах, - русские называли их «железными горшками» - на огромных конях ринулись на русскую гвардию. Эта «лавина кирасир» и обрушилась, по преданиям, на олонецких стрелков. Множество их полегло на поли брани. Даже тяжелораненые, под копытами коней, олончане из последних сил стреляли в спины проносящихся кирасир.

«Олонецкие пищали

Издают ужасный рык!

Шведа, что ли, не бывали?

Затупился русский штык?

Храбрый росс поляку ль, пруссу –

Не уступит, все одно!

Враг, пади! Конец французу! –

Славный день, Бородино…»

В Бородинском сражении были использованы пушки Александровского завода, основанного Петром Первым – завода, который и дал название нашему городу.

Полк первым в русской армии был отмечен новой коллективной наградой – знаками на киверах с надписью «За отличие» и пожалован  гренадерским барабанным боем.

Как установила И. С. Петричева, нашими земляками, уроженцами «Кириаландии», как поэтически назвал Карелию А. С. Пушкин в неоконченной поэме «Вадим», героями «Грозы 12 года» были П. Беренко, С. Олферьев, С. Петерсон, К. Шкурлатин, Н. Эскимах, И. Полунин, И. Тулупов, а также:

В заграничных боях с неприятелем участвовали также наши земляки Алексей Семенов, раненый в Саксонии и Савелий Михайлов – под Парижем. Из публикуемого нами документа известно имя героя из Олонецкого ополчения – старика-крестьянина Тимофея из деревни близ Петрозаводска.28

Старинный дом (1879 год) в деревне Сулажгора (сейчас это район города), откуда происходили участники ополчения. Фото 2012 года

Старинный дом (1879 год) в деревне Сулажгора (сейчас это район города), откуда происходили участники ополчения. Фото 2012 года, авторов.

Мы создали Яндекс-карту и выяснили, что, к счастью, половина деревень и сел сохранились, а значит, память о героях кому-то будет нужна.

 

 

Карта авторов: упоминающиеся в документах архива деревни, откуда происходили герои войны (скриншот Интернет-страницы).

Карта авторов:  упоминающиеся в документах архива деревни, откуда происходили герои войны

Электронный вариант  http://maps.yandex.ru/?um=RMLiLSq_8e3TDMqNkb6Vqkq_uUJWgVk5&l=map

Как свидетельствуют документы Национального Архива РК, во время 1812-1814 гг. в русскую действующую армию направлялись мужчины 18-40 лет, ростом не менее 2 аршин 3 вершков (примерно 1,60 см).

Урядник-олончанин.

Урядник-олончанин. Фото сайта «Адъютант»

Обмундирование рекрута состояло из мундира, шинели, панталон, галстука, манишки, фуражки и ранца. Обмундирование ополченцев было, в основном, следующее: казакины из черного сукна, полушубки из простой овчины, серые панталоны, на голове кивер из черного сукна, верхушка и козырек из черной кожи, спереди на кивере прикреплен медный крестик с надписью «За веру и царя», стрелки были вооружены ружьями и ранцами.

Вологодский стрелок.

Вологодский стрелок. Фото сайта по истории Вологды. http://www.booksite.ru/ancient/history/min/uvs/hee/21.htm

Несколько отличалась одежда ополченцев 3-й роты: «Обмундирование имели они вместо мундиров  казакины или полукафтаны темно-зеленого  сукна с такими же пуговицами… белые полушубки, на руках коротенькие кожаные рукавицы, вместо ранца - кожаные сумки». Ратники были одеты «в мундиры синего сукна, вроде казакина, с красными воротниками и красными кушаками… кивера были синего сукна, верхушки кожаные лактерованные».29

Служба рекрутов отнюдь не была безоблачной. В 60 годы 19 века великая олонецкая плакальщица Ирина Федосова выразила народный протест в завоенных плачах:

«И быдто белочки солдатики поглядают,

И быв упалы серы заюшки посматривают»

- из-за решеток петрозаводских казарм.

Однако все солдаты верно «служат Москве» в войнах и походах.

Сохранилась записанная П. Рыбниковым народная песня Олонецкой губернии о Кутузове, в художественном плане интересная аллитерацией:

 

«Собирался граф Кутузов воевать,

Что с теми ли с любезными со полками —

С казаками.

Что с теми ли со полками —

С ассаулами.

Ассаулы караулы перебили,

Как французского майора в полон взяли.

Проводили того майорика ко фельдмаршалу,

Автор: Команенкова Ольга
Дата публикации: 05.11.2012 11:09:00

1 | 2

Читайте нас в социальных сетях:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен


Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Наш генерал

Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. .

Читать

Родом из Карелии

У каждого народа есть выдающиеся люди, которые прославили своей работой, талантом, изобретениями свою страну, край или целую эпоху. Для меня такой человек – Марк Пименович Пименов, мой земляк, который, как и я, родился в вепсском селе Шокша. .

Читать

Казачье ополчение в Отечественной войне 1812 года

В 2012 году мы отмечали 200-летие Отечественной войны 1812 года. За это время человечество не раз потрясали войны. Но героический подвиг народа, защитившего Россию от иноземных захватчиков и разгромившего наполеоновскую армию, до сих пор вызывает у нас чувство гордости. .

Читать

История одной награды

Как-то после очередного парада, посвящённого Дню Победы, мы с дедом вернулись домой. Дедушка Абдурешит в своём парадном костюме выглядел молодцом. Ордена и медали говорили сами за себя: в лихие годы войны он с честью выполнил свой долг перед Родиной, внёс свой достойный вклад в дело разгрома фашистской нечисти. .

Читать

Заключение // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

Подводя итоги данного исследования, следует отметить, что исторический путь чеченского народа на протяжении трех веков (XVI XVIII вв.) был отмечен, прежде всего, расширением географической среды его обитания и завершением культурно хозяйственного освоения ареала заключенного между вершинами Кавказского хребта на юге и равнинным течением Терека на севере, бассейном Ассы верхнего течения Терека на западе и бассейном рр.Аксай Акташ на востоке..

Читать

Сохранение культурного наследия нашего края

Память о прошлом, о славных предках, о великих культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания будущего гражданина..

Читать

345-летие первого русского боевого корабля «Орел»

Отечественный военно-морской флот - составная часть вооруженных сил нашей страны - создавался для ведения боевых действий на морских и океанских театрах военных действий. Основание регулярного Российского военно-морского флота относится к бурной эпохе Петра I. «Всякий потентант,- гласило крылатое изречение Петра I, вошедшее в «Книгу устав морской...», - который, едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет».

Читать

Проблемы идеологии в современной России

На современной России всё более часто сказывается отсутствие какой-либо чётко выработанной идеологии и инструментария, о чём свидетельствуют попытки властей эту идеологию и инструментарий найти. Яркий тому пример составление единого учебника по истории России, который бы формировал единую гражданскую идентичность в стране, а также переход школ на стандарты второго поколения (ФГОС-II), в которых главным результатом образования является сформированная личность, патриот и гражданин, способный к самоидентификации..

Читать

Памятник «Красным мадьярам» на Березовом острове озера Сугомак

Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Из многочисленных кинофильмов перед нами проплывают конармейцы в буденовках, тачанки с пулеметами, юные «неуловимые мстители» и их старшие наставники в кожанках. Героизм, стойкость, подвиги..

Читать

Моя семья в Великой Отечественной войне

Навеки останутся в памяти людей даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. 1418 дней и ночей шла война. Гитлеровские полчища ринулись на нашу землю, сея смерть и разрушение. Немецко-фашистские захватчики несли угрозу гибели всему, что завоевано, создано творческим трудом народов Союза Советских Социалистических Республик. Страна перестроилась для отпора врагу. Для Родины наступили дни великого испытания..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter