↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Книга «Молот ведьм» : Гендерный аспект.

(Статья)
Раздел: Всеобщая история
Автор: Марков В. А.

Толчком к усиленным гонениям на ведьм, начавшимся в 16-17 веках, послужил выход в свет, знаменитый своей антиженской направленностью, труд двух монахов – доминиканцев, Генриха Инститориса и Якова Шпренгера – Молот ведьм.1 Вышедшая в 1487 году, эта книга была просто напичкана всевозможными цитатами античных и средневековых авторов, которые не жаловали женщин. «Обвинительный акт прекрасной половине рода человеческого - вот как можно иначе назвать «Молот ведьм»».2 Этот труд всеми возможными доводами принижал женское население и указывал на то, что все беды мира происходят из за женщин. Авторы книги отмечают, что помимо священных текстов и работ авторитетных авторов существует неоспоримый житейский опыт, подтверждающий склонную к колдовству природу женщины. «По природе женщина лжива. Она лжива и в разговоре. Она жалит и ласкает в одно и то же время. Поэтому её голос сравнивается с голосом сирен, привлекающих путников своими сладкими мелодиями и затем убивающих их».3

Обложка седьмого издания книги (Кёльн, 1520 год), хранящегося в Сиднейском университете

Обложка седьмого издания книги (Кёльн, 1520 год), хранящегося в Сиднейском университете 

Отсюда мы видим, что авторы отводят женщине место лживого и коварного создания, к которому нет доверия. «Из за ненасытности женщин к плотским наслаждениям человеческая жизнь подвержена неисчислимому вреду.»4 Здесь видно, что женщина более склонна к сексуальному влечению чем мужчина. По мнению Инститориса это является непосредственно большим грехом, а так же одной из причин, побуждающей её к занятию колдовством. В книге авторы приводят все возможные доводы того, что женщина не только лжива и порочна, но и то что она есть абсолютное зло : «Почти все государства были разрушены из за женщин. Троя погибла из за похищения Елены. Многие тысячи греков нашли там смерть. Иудейское государство претерпело много невзгод и разрушений из за скверной царицы Иезавели и её дочери Гофолии, царицы в Иудее, которая умертвила своих внуков, чтобы царствовать после смерти сына. Обе эти женщины были в свою очередь умерщвлены. Много напастей испытало Римское государство из за Клеопатры, египетской царицы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мир и теперь страдает из за женской злобы.»5

Но эти, как и многие другие доводы, которые содержаться в книги, показывают нам с какой ненавистью и призрением относятся авторы к слабому полу. Но нас более интересует вопрос: почему именно женщина склонна к колдовству, нежели мужчина? Что послужило столь сильному гонению на женщин в образе так называемых ведьм? По этому поводу у авторов содержаться весьма обширные, но в то же время абсолютно нелепые доводы. Во первых стоит отметить нелепое толкование самого слова женщина, которое приводится в тексте Молота: «По примеру первой женщины видно, что женены маловерны. Ведь на вопрос змеи, почему Адам и Ева не вкушают от плодов всех деревьев рая, Ева ответила: «Мы едим Плоды от всех деревьев, кроме» и т. д. «чтобы мы, что может случиться, не умерли». Этим она показала, что у неё не было веры в слова бога. Это явствует и из этимологии слова «Femina» (женщина), происходящего от «Fe» (Fides – вера) и «minus» (менее). Таким образом слов «Femina» значит имеющая меньше веры… .Итак, женщина скверна по своей природе, так как она скорее сомневается и скорее отрицает веру, а это образует основу для занятий чародейством.».6 Автор бездарно подходит к этимологическому разбору слова женщина. С филологической точки зрения такой разбор абсолютно безграмотен. Далее автор приводит такие три обоснования склонности женщины к суеверию: «1) Они легковерны. Демон жаждет главным образом испортить веру человека. Этого легче всего достигнуть у женщин. 2) Они скорее подвержены воздействию со стороны духов вследствие естественной влажности свого сложения. 3) Их язык болтлив. Всё что они узнают с помощью чар, они передают подругам. Так как их силы невелики, то они жаждут отмщения за обиды с помощью колдовства».7 В этих суждениях присутствуют религиозные, биологические и житейские черты женщины. Первый довод основан на Священном писании. Второй, на биологическом представлении различного содержания жидкости в организме женщины и мужчины, тем самым различной степени воздействия на них демонов. Третий довод представляет из себя житейский опыт того, что женщина более склонна к болтовне, чем мужчина.

Стоит отметить, что все женщины склонны к занятию колдовством, но не все им занимаются. По этому поводу у авторов имеется своя точка зрения, какие женщины занимаются колдовством. «Среди скверных женщин господствуют три главных порока, а именно: неверие, честолюбие и алчность к плотским наслаждениям. Эти то женщины и предаются чародеяниям.»8 Далее идет примечание, что последний порок является ненасытным. Таким образом, Авторы проводят грань между сексуальным влечением и занятием колдовством. Чем сильнее это влечение, тем безудержнее склонность к чародейству. Вот как отзываются о «молоте» Ричард Ли и Майкл Бейджент, авторы книги «Цепные псы церкви. Инквизиция на службе Ватикана»: «В действительности же она являет собой руководство по сексуальной психопатологии и служит наглядной иллюстрацией патологической фантазии, вырвавшейся из под контроля на волю. С одержимостью, суть которой тут же бы стала очевидной любому современному психологу, – и даже с любованием – в тексте живописуются совокупления с дьяволом, половая связь с инкубами и суккубами, другие различные формы эротических переживаний и сексуальной деятельности (или бездеятельности), приписываемой извращенным воображением демоническим силам.»9 Разумеется, мы можем сказать, что все это является абсолютной нелепостью, но в среднее века это казалось весьма достоверными фактами. Книга смогла сформировать презренное и в тоже время, наполненное страхом отношение к слабому полу.

Таким образом, в «Молоте ведьм» образ ведьмы пристает нашему взору как образ развратной, лживой, полной плотских желаний и жаждой мщения женщины. Авторы ни чуть не смутились, описывая всевозможные оргии ведьмы с дьяволом и половую связь с так называемыми демонами инкубами. Их фантазия просто не имела предела. В книге они утверждали и доказывали, что отрицание веры в ведьм должно считаться еретичным по отношению к католической церкви.

Эта книга дала новый толчок к массовым и безжалостным гонениям на ведьм, то есть на женщин. Она способствовала массовому геноциду женского населения не только в Германии ( где она была написана ), но и во всей Европе, а позже и в Новом свете. Именно благодаря ей инквизиционные костры очищали от «скверны» женщин, а комнаты пыток были наполнены невинными криками жертв авторов данного труда. Молот ведьм явил собой миру ненависть и жестокость по отношении к женщине, которая, вперемешку с суеверием и религиозным фанатизмом, через деятельность инквизиторов и «священных» трибуналов, навсегда оставила свой печальный след на страницах истории человечества.

 

 

1 Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм / Перевод с латинского Н. Цветкова. Предисловие С. Лозинского. Саранск, 1991.

2 Бессонов Н. Суды над колдовством. Иллюстрированная история. М.: Рипол Классик,2002. С. 11

3 Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм / Перевод с латинского Н. Цветкова. Предисловие С. Лозинского. Саранск, 1991. С. 126

4 Там же. С. 125

5 Там же. С. 125

6 Там же. С. 123-124

7 Там же. С. 123

8 Там же. С. 127

9 Бейджент М., Ли Р., Цепные псы церкви. М.: Эксмо, 2006. С. 52


Раздел: Всеобщая история
Дата публикации: 31.01.2013 15:56:41
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Героические песни о Хельги: система образов и отражение характера власти в древнескандинавском обществе.

Героические песни о Хельги: система образов и отражение характера власти в древнескандинавском обществе.Исландскую Старшую Эдду можно четко разделить на 2 раздела: мифологический, состоящий из 10 песен и героический, включающий в себя 19 песен. .

Читать

Ялмар Шахт - один из оправданных на Нюрнбергском процессе

Советские судьи считали, что Шахт заслуживает пожизненного заключения. Член трибунала от СССР И. Т. Никитченко заявил о своем несогласии с оправданием Шахта, аргументировав свое расхождение с другими судьями в Особом мнении, которое было приобщено к приговору.

Читать

Исторические киммерийцы

Кто такие исторические киммерийцы.

Читать

Происхождение скифов.

Существует несколько теорий происхождения скифов. Их анализу и посвящена данная статья.

Читать

О положении илотов и их взаимоотношениях со спартанцами

В данной статье анализируется положение илотов (Зависимое население Спарты), их взаимоотношения со спартанцами. Положение илотов сравнивается с положением раба в Афинах.

Читать

Территория и население Скифского государства.

Вопрос о скифском географическом пространстве один из самых острых. Как древние источники, так и данные современной археологии говорят об одном: границы Великой Скифии или распространение ирано-язычных племен примерно совпадали с границами Российской империи..

Читать

Вопрос о коллективных представлениях в работе М. Блока «Короли - чудотворцы»

Марк Блок в своей работе «Короли - чудотворцы» ставит вопрос о «коллективных заблуждениях». Он подчеркивает, что чудесные исцеления королями и другими видными деятелями средневековья — это лишь небольшая часть заблуждений человечества.

Читать

Подпольный юмор Третьего Рейха. Пара анекдотов и обзор книги

Вы знаете, что Геринг, Геббельс и Шахт недавно сходили в ресторан, но никто не узнал их? – О, в самом деле! Как это было возможно? – Ну, Геринг был не в форме и оставил все свои украшения дома, Геббельс не сказал ни слова за весь вечер, а Шахт оплатил свой счет!.

Читать

Маленький человек века:Жак де Моле

Последний великий магистр ордена Храма. Едва ли не каждый человек, интересовавшийся историей, знает это имя. Имя, падение и мифическое проклятие. .

Читать

Гибель “Титаника” 1000 и 1 ложь.

Нет человека, хотя бы понаслышке не знавшего о трагедии самого знаменитого корабля 20-го века, детища компании “White Star Line”, представителя лайнеров Олимпик-класса, по имени Титаник. Отчалив из Саутгемптона 10 апреля 1912 года и уже через 5 дней его обломки вместе с сотнями человеческих тел покоились на дне Атлантического Океана. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter