↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Танку Т-34 нашли новое применение во Вьетнаме
........................
В Израиле нашли камень с посвящением «непорочной Марии»
........................
Ученые реконструировали облик скифских правителей
........................
В Москве за год нашли более 15 тысяч находок
........................
В Турции обнаружили монеты с двуглавым орлом возрастом 800 лет
........................

Книга «Молот ведьм» : Гендерный аспект.

(Статья)
Раздел: Всеобщая история
Автор: Марков В. А.

Толчком к усиленным гонениям на ведьм, начавшимся в 16-17 веках, послужил выход в свет, знаменитый своей антиженской направленностью, труд двух монахов – доминиканцев, Генриха Инститориса и Якова Шпренгера – Молот ведьм.1 Вышедшая в 1487 году, эта книга была просто напичкана всевозможными цитатами античных и средневековых авторов, которые не жаловали женщин. «Обвинительный акт прекрасной половине рода человеческого - вот как можно иначе назвать «Молот ведьм»».2 Этот труд всеми возможными доводами принижал женское население и указывал на то, что все беды мира происходят из за женщин. Авторы книги отмечают, что помимо священных текстов и работ авторитетных авторов существует неоспоримый житейский опыт, подтверждающий склонную к колдовству природу женщины. «По природе женщина лжива. Она лжива и в разговоре. Она жалит и ласкает в одно и то же время. Поэтому её голос сравнивается с голосом сирен, привлекающих путников своими сладкими мелодиями и затем убивающих их».3

Обложка седьмого издания книги (Кёльн, 1520 год), хранящегося в Сиднейском университете

Обложка седьмого издания книги (Кёльн, 1520 год), хранящегося в Сиднейском университете 

Отсюда мы видим, что авторы отводят женщине место лживого и коварного создания, к которому нет доверия. «Из за ненасытности женщин к плотским наслаждениям человеческая жизнь подвержена неисчислимому вреду.»4 Здесь видно, что женщина более склонна к сексуальному влечению чем мужчина. По мнению Инститориса это является непосредственно большим грехом, а так же одной из причин, побуждающей её к занятию колдовством. В книге авторы приводят все возможные доводы того, что женщина не только лжива и порочна, но и то что она есть абсолютное зло : «Почти все государства были разрушены из за женщин. Троя погибла из за похищения Елены. Многие тысячи греков нашли там смерть. Иудейское государство претерпело много невзгод и разрушений из за скверной царицы Иезавели и её дочери Гофолии, царицы в Иудее, которая умертвила своих внуков, чтобы царствовать после смерти сына. Обе эти женщины были в свою очередь умерщвлены. Много напастей испытало Римское государство из за Клеопатры, египетской царицы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мир и теперь страдает из за женской злобы.»5

Но эти, как и многие другие доводы, которые содержаться в книги, показывают нам с какой ненавистью и призрением относятся авторы к слабому полу. Но нас более интересует вопрос: почему именно женщина склонна к колдовству, нежели мужчина? Что послужило столь сильному гонению на женщин в образе так называемых ведьм? По этому поводу у авторов содержаться весьма обширные, но в то же время абсолютно нелепые доводы. Во первых стоит отметить нелепое толкование самого слова женщина, которое приводится в тексте Молота: «По примеру первой женщины видно, что женены маловерны. Ведь на вопрос змеи, почему Адам и Ева не вкушают от плодов всех деревьев рая, Ева ответила: «Мы едим Плоды от всех деревьев, кроме» и т. д. «чтобы мы, что может случиться, не умерли». Этим она показала, что у неё не было веры в слова бога. Это явствует и из этимологии слова «Femina» (женщина), происходящего от «Fe» (Fides – вера) и «minus» (менее). Таким образом слов «Femina» значит имеющая меньше веры… .Итак, женщина скверна по своей природе, так как она скорее сомневается и скорее отрицает веру, а это образует основу для занятий чародейством.».6 Автор бездарно подходит к этимологическому разбору слова женщина. С филологической точки зрения такой разбор абсолютно безграмотен. Далее автор приводит такие три обоснования склонности женщины к суеверию: «1) Они легковерны. Демон жаждет главным образом испортить веру человека. Этого легче всего достигнуть у женщин. 2) Они скорее подвержены воздействию со стороны духов вследствие естественной влажности свого сложения. 3) Их язык болтлив. Всё что они узнают с помощью чар, они передают подругам. Так как их силы невелики, то они жаждут отмщения за обиды с помощью колдовства».7 В этих суждениях присутствуют религиозные, биологические и житейские черты женщины. Первый довод основан на Священном писании. Второй, на биологическом представлении различного содержания жидкости в организме женщины и мужчины, тем самым различной степени воздействия на них демонов. Третий довод представляет из себя житейский опыт того, что женщина более склонна к болтовне, чем мужчина.

Стоит отметить, что все женщины склонны к занятию колдовством, но не все им занимаются. По этому поводу у авторов имеется своя точка зрения, какие женщины занимаются колдовством. «Среди скверных женщин господствуют три главных порока, а именно: неверие, честолюбие и алчность к плотским наслаждениям. Эти то женщины и предаются чародеяниям.»8 Далее идет примечание, что последний порок является ненасытным. Таким образом, Авторы проводят грань между сексуальным влечением и занятием колдовством. Чем сильнее это влечение, тем безудержнее склонность к чародейству. Вот как отзываются о «молоте» Ричард Ли и Майкл Бейджент, авторы книги «Цепные псы церкви. Инквизиция на службе Ватикана»: «В действительности же она являет собой руководство по сексуальной психопатологии и служит наглядной иллюстрацией патологической фантазии, вырвавшейся из под контроля на волю. С одержимостью, суть которой тут же бы стала очевидной любому современному психологу, – и даже с любованием – в тексте живописуются совокупления с дьяволом, половая связь с инкубами и суккубами, другие различные формы эротических переживаний и сексуальной деятельности (или бездеятельности), приписываемой извращенным воображением демоническим силам.»9 Разумеется, мы можем сказать, что все это является абсолютной нелепостью, но в среднее века это казалось весьма достоверными фактами. Книга смогла сформировать презренное и в тоже время, наполненное страхом отношение к слабому полу.

Таким образом, в «Молоте ведьм» образ ведьмы пристает нашему взору как образ развратной, лживой, полной плотских желаний и жаждой мщения женщины. Авторы ни чуть не смутились, описывая всевозможные оргии ведьмы с дьяволом и половую связь с так называемыми демонами инкубами. Их фантазия просто не имела предела. В книге они утверждали и доказывали, что отрицание веры в ведьм должно считаться еретичным по отношению к католической церкви.

Эта книга дала новый толчок к массовым и безжалостным гонениям на ведьм, то есть на женщин. Она способствовала массовому геноциду женского населения не только в Германии ( где она была написана ), но и во всей Европе, а позже и в Новом свете. Именно благодаря ей инквизиционные костры очищали от «скверны» женщин, а комнаты пыток были наполнены невинными криками жертв авторов данного труда. Молот ведьм явил собой миру ненависть и жестокость по отношении к женщине, которая, вперемешку с суеверием и религиозным фанатизмом, через деятельность инквизиторов и «священных» трибуналов, навсегда оставила свой печальный след на страницах истории человечества.

 

 

1 Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм / Перевод с латинского Н. Цветкова. Предисловие С. Лозинского. Саранск, 1991.

2 Бессонов Н. Суды над колдовством. Иллюстрированная история. М.: Рипол Классик,2002. С. 11

3 Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм / Перевод с латинского Н. Цветкова. Предисловие С. Лозинского. Саранск, 1991. С. 126

4 Там же. С. 125

5 Там же. С. 125

6 Там же. С. 123-124

7 Там же. С. 123

8 Там же. С. 127

9 Бейджент М., Ли Р., Цепные псы церкви. М.: Эксмо, 2006. С. 52


Дата публикации: 31.01.2013 15:56:41
1



Поделиться





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Экономическая политика Антониу ди Салазара

Диктатор Антониу ди Оливейра Салазар бессменно находился у власти около 40 лет (с 1928 по 1932 г. как министр финансов с чрезвычайными полномочиями, в 1932-1968 гг. – как премьер – министр). Он управлял страной до тех пор, пока его не сделала недееспособным болезнь в 1968 г..

Читать

Гибель “Титаника” 1000 и 1 ложь.

Нет человека, хотя бы понаслышке не знавшего о трагедии самого знаменитого корабля 20-го века, детища компании “White Star Line”, представителя лайнеров Олимпик-класса, по имени Титаник. Отчалив из Саутгемптона 10 апреля 1912 года и уже через 5 дней его обломки вместе с сотнями человеческих тел покоились на дне Атлантического Океана. .

Читать

Мюнхенский сговор и пакт Молотова-Риббентропа. Был ли шанс предотвратить войну

«Мы просто потеряли дар речи и с трудом пришли в себя. Шахт в возбуждении бегал по своему кабинету, поминутно ударяя себя по голове и восклицая: – Представить себе только, премьер – министр британской мировой империи на всех парах мчится к этому гангстеру!» .

Читать

Роща царя Аэта. История Батумского ботанического сада

Далеко за пределами Аджарии известен Батумский ботанический сад. Хотя, пожалуй, само слово «далеко» не совсем точно раскрывает географию его известности, о чем свидетельствует переписка, которая сегодня ведется буквально со всеми ботаническими садами и ботаническими учреждениями мира..

Читать

Загадка ускользающей улыбки Моны Лизы

Знаменитая «Джоконда» кисти Леонардо да Винчи относится к числу наиболее загадочных портретов в истории мировой живописи. Здесь все тайна: возникновение картины, личность изображенной женщины, необъяснимая изменчивость ее лица..

Читать

Роль личности в истории

В данной статье автор пытается раскрыть сущность влияния человека на общество и историю. Автор считает, что каждый человек влияет на исторический процесс, не отменяя при этом закономерностей развития..

Читать

История города Улисс: как город перенесли в другое место

Однако через двадцать лет по определённым причинам Улисс пришёл в упадок, и его население сократилось до 100 человек (по некоторым данным до 40 человек). Главной причиной тому стала засуха.

Читать

Роль Английской, Французской и Российской революций в истории Европы и мира

В статье предложен новый взгляд на марксистскую теорию об общественно-политических формациях в истории человечества. Разделение на формации применяется не к человечеству не вообще, а в отдельных языково-религиозных группах народов. Феодализм, капитализм - это лишь определенные этапы развития в отдельных народов и групп народов. Автор доказывает, что с началом Английской революции (1640 г.) капитализм победил в германо-протестантском мире, с началом Французской революции (1789 г.) - в романо-католической, а Русская революция (1917 г.) принесла победу капитализма в Славяно-православную языковую группу..

Читать

Городской строй средневековых шведских городов на примере Биркрэттена

Целью исследования является выявление особенностей городского строя средневековых Шведских городов, на примере первого городского права страны – Биркрэттена. «Право Бирки» является наиболее полным и достоверным источником по городскому праву ранних Шведских городов. .

Читать

Об истоках триумфа английской рок-музыки

Музыка появилась ещё в первобытном обществе, много тысячелетий назад. Сначала она была не развлечением или искусством, а частью повседневной жизни. Женщины баюкали детей и напевали, пастухи звуками рожков созывали стадо, воины отпугивали своими возгласами врагов. Конечно, в той «музыке» не было ещё ни мелодий, ни слов, и она основывалась на подражании крикам диких зверей и пению птиц. .

Читать
Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter