↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

В Египте обнаружили затопленное кладбище
........................
В Германии осудят 96-летнюю женщину за пособничество нацизму
........................
Под Красноярском нашли метровый бивень мамонта
........................
В Хорватии нашли редкий древнегреческий шлем
........................
Мумия овцы «рассказала» о древнем животноводстве
........................

«Краткое пособие по русской истории» В.О. Ключевского для изучения концепции исторического развития в школьных курсах.

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Филина А.А.
Опубликовано: «XII Лебедевские чтения»., "Гумниц", Пенза, 2011

В последние годы в историко-образовательной среде отмечается повышенный интерес к историографическому наследию выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского. Но пока нет специальных работ, посвященных его школьному учебнику и в целом учебно-исторической деятельности ученого. Стремясь популяризировать собственную схему русского исторического процесса, Ключевский написал учебник «Краткое пособие по русской истории», выдержавший восемь изданий. По словам самого Ключевского, «Краткое пособие по русской истории» было написано для нерадивых студентов вечернего отделения исторического факультета МГУ, однако на практике оно стало наиболее востребованным учебником во многих московских гимназиях, других средних учебных заведениях. Несмотря на то, что удельный вес историографической информации в школьном учебнике В.О. Ключевского меньше, чем в «Курсе русской истории», обращение к его анализу позволяет дополнить представления не только концептуального содержания, но и расширить представления об эволюции политических взглядов историка.

   Если в начале своего творческого пути Ключевский, стремясь подчеркнуть тот факт, что он не собирается отвлекаться на политику, все же говорил «о мирной, никогда не падающей, вечно пребывающей науке», то спустя несколько лет он уже утверждал: «Самая строгая наука не обязывает быть равнодушным к интересам настоящего. Если история способна научить чему-нибудь, то, прежде всего, сознанию себя самих, ясному взгляду на настоящее»i. Поняв, что историк не может изолировать себя от общества, от событий современности, Ключевский дал собственное понимание современной политической истории на страницах школьного учебника.Как и всякий либерал, он положительно отзывался о реформаторской деятельности властей. Преобразования, предпринятые царским правительством под натиском Первой русской революции, Ключевский называл «возвещенными реформами». С восторгом отзываясь о «Манифесте 17 октября», он писал: «Глубокие волнения, охватившие страну осенью 1905 года, дали жизнь торжественному акту, в котором правительство становится на новый путь разделения законодательной власти между монархом и представительными учреждениями»ii. Однако третьеиюньский переворот 1907 г. ярко продемонстрировал крах политических иллюзий русского либерализма. Ключевский, как и большинство либералов, не мог в то время раскрыть причины поворота к реакции. Говоря «о перевороте 1907 года», он лишь ограничивался официальными словами: «манифест, возвестивший новый закон, подробно объясняет и оправдывает, почему при издании его отступлено было от обычного законодательного порядка»iii.

Будучи по своим политическим убеждениям сторонником конституционной монархии, историк видел в постепенном ограничении самодержавной власти и росте «конституционных форм» правления залог будущего развития политического устройства России. Он заканчивал свой учебник словами: «В непрерывном взаимодействии правительственной власти и народного представительства, крепнущего в борьбе с ее преобладанием, и заключается залог будущего развития государства, и усвоения правительством культурных начал конституционной монархии»iv. Таким образом, Ключевский не смог себя изолировать от политических событий современности.

   Верный позитивистскому принципу взаимодействия различных факторов, а, следовательно, и принципу разыскания индивидуальных, конкретных причинно-следственных связей, Ключевский, решая вопрос периодизации русского государства, подчеркивал резкое отличие периодов. Его периодизация сводится к тому, чтобы подчеркнуть не столько преемственность, сколько различие периодов, связанных с индивидуальным сочетанием географического, экономического и политического факторов.

Начиная историю Руси не с «призвания варягов», а значительно ранее, с перемещения в VI в. восточных славян с берегов Дуная в Приднепровье, Ключевский на страницах своего школьного учебника усматривал в интенсификации товарообмена главную социально-экономическую причину возникновения государства. «Общий интерес, создавший великое княжество Киевское - внешняя торговля - направлял и его дальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней деятельностью первых киевских князей»v, — отмечал историк. Анализируя первый русский письменный свод законов, историк писал: «Русская правда есть по преимуществу законодательство о капитале. Капитал служит в ней предметом особого внимания для законодателя... Изучая по Русской правде гражданский порядок, частные юридические отношения людей, мы и здесь встречаемся с той же силой, которая так могущественно действовала на установление политического порядка во всем продолжении первого периода, именно с городом иди с тем, чем работал торговый город, с торгово-промышленным капиталом»vi.

В своем учебнике Ключевский немало места уделил истории Новгорода, представлявшего, по его мнению, в политическом плане республику торгово-промышленного капитала.Большое внимание он уделял анализу социальной структуры новгородского общества. Констатируя резкую дифференциацию городского населения, историк подчеркивал: «Население Новгорода Великого состояло из бояр, житьих людей, купцов и черных людей». И пояснял далее, что «житьи люди были, по-видимому, капиталисты средней руки, не принадлежавшие к первостепенной правительственной знати»vii. Главное значение в процессе возвышения Москвы Ключевский отводил географическому положению города, которое способствовало развитию экономики. «Развитие торгового транзитного движения по реке Москве оживляло промышленность края и обогащало казну местного князя торговыми пошлинами»viii, - писал историк. Среди факторов, способствовавших быстрому возвышению Московского княжества, Ключевский указывал также на «образ действий московских князей» и перенос в Москву «церковной столицы Руси». Придавая действенное значение в объединении Руси ордынскому игу, он не раз повторял, что Московское государство родилось не в скопидомной суме Ивана Калиты, а на Куликовом полеix.

В.О. Ключевский в школьном учебнике, как и в «Курсе русской истории», подчеркивал политическую бесцельность опричнины. Он рассматривал организацию опричнины как политически бессмысленный акт, направленный против отдельных лиц, а «не против порядка». Однако в учебнике Ключевский уже не заявлял, что опричнина была фактом случайным, «плодом чересчур пугливого воображения царя», а лишь констатировал, «что опричнина не отвечала на вопрос, которым была вызвана»x. Этот вопрос, по мнению Ключевского, состоял в выдвижении нового класса - дворянства.

Много внимания в учебном пособии В.О. Ключевский уделял петровской эпохе. Высоко оценивая личность Петра I, историк вместе с тем не считал его «царем-революционером», как это делал С.М. Соловьев. Он полагал, что Петр I лишь «ускорил» развитие объективного исторического процесса. Все его преобразования носили стихийный характер, были обусловлены государственными и военными потребностями. Образное выражение Ключевского «война - пружина реформ» активно использовалось и используется современными историками при характеристике реформаторской деятельности Петра Великого.

Затрагивал он на страницах школьного учебника и проблему происхождения и развития крепостного права. Достижением ученого в исследовании данного вопроса стал отказ от постулата историков государственной школы о том, что возникновение крепостной зависимости было обусловлено исключительно «юридическим актом», действиями правительства. Одну из главных причин возникновения крепостного права В.О. Ключевский усматривал в росте экономической задолженности крестьянства. Ключевский не смог полностью отказаться от теории «закрепощения и раскрепощения» сословий, господствовавшей в историографии государственной школы и заключавшейся в том, что государство сверху закрепостило и крестьян, и дворян. По мнению историков-государственников (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин), необходимо было сверху одновременно освободить и дворян, и крестьян, но правительство этого не сделало, и крепостное право почти на сто лет, с 1762 по 1861 гг., стало основным злом русской действительности, тормозом социально-экономического прогресса. Ключевский, оценивая Манифест о вольности дворянской 1762 г., отмечал: «Вслед за дворянством и городским сословием предстояло устроить крестьянство». И далее критиковал Екатерину II за то, что «она ничего не сделала, чтобы облегчить разрешение этого трудного вопроса»xi.

Крестьянскую реформу 1861 г. Ключевский, как и всякий либерал, считал давно назревшей. Освещая в учебном пособии буржуазные реформы 1860-х - начала 1870-х гг., Ключевский давал им следующие оценки: «Судебная реформа была таким же необходимым следствием крестьянской, как и земская, и вводила всесословное участие общества в отправление правосудия, как земская представляла всем сословиям заведывание местным общественным хозяйством»; «Устав 1874 г. о воинской повинности составил один из важнейших моментов в уравнительном переустройстве русского общества».Заканчивая обзор эпохи реформ, Ключевский критиковал правительство за непоследовательность в проведении преобразований, за уступчивость дворянствуxii.

Историческое значение концепции Ключевского наиболее точно сформулировала еще М.В. Нечкина: «Он (Ключевский) дал русской науке одну из самых ярких концепций исторического прошлого страны – противоречивую, недосказанную, но полную проблем. И когда дал, в какое время?... Он заставил тысячи голов думать над множеством вопросов, на многие из которых он сам не мог ответить»xiii.

 

i Ключевский В.О.Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. Москва, 1968. С.42-43.

ii Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. Изд. 8-е. Москва, 1992. С.231.

iii Там же. С.236.

iv Там же. С.237.

v Там же. С.25, 34.

vi Там же. С.55- 56.

vii Там же. С.96.

viii Там же. С.77.

 ixТам же. С.115.

x Там же. С.116. 

xi Там же. С.146-147.

 xii Там же. С.185,179.

 xiii Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский. Москва, 1974. С.571-572.


Раздел: История России
Дата публикации: 20.09.2012 23:33:38
1

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм



Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Ответ заблудшим и блудящим в истории

Одной из характерных негативных черт духовной сферы современного мира являются попытки фальсификации истории и итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн, выступающие важной составляющей идеологического противоборства неолиберальных сил .

Читать

О чём может рассказать пуговица

Большинство из окружающих нас вещей придумано так давно, что теперь уже никто не может сказать точно, когда именно это произошло. Так случилось и с пуговицей, которая сопровождает нас всю жизнь. Обычная пуговица - простая и привычная для нас деталь одежды. Но и эта мелочь, в нашем понимании, способна так или иначе повлиять на мировую историю..

Читать

Образ князя Дмитрия Пожарского в патриотическом воспитании студенческой молодежи

В русском национальном самосознании понятие патриотизма связывается с традициями православной культуры и заключается в готовности отказаться от личных благ, пожертвовать всем ради своего Отечества. Так, Патриарх Московский и всея Руси Алексей II отмечал, что патриотизм созвучен православию. .

Читать

Становление и развитие православной школы России до духовно-учебной реформы 1808 года.

С 60-х годов XVIII в. утилитарный взгляд на образование стал постепенно сглаживаться, школы стали понемногу получать общецерковный и общегосударственный характер, не переставая, как и прежде, оставаться школами архиерейскими и специально-сословными, постепенно включаясь в общегосударственную образовательную систему..

Читать

Человек Сталинграда или невымышленная жизнь незабытых людей

Наименее освещенной в свете современной исторической науки является проблема воспроизводства и сохранения региональной истории и культуры, которая весьма значительно влияет на современные региональные национально-этнические, социальные, экономические и политические процессы. Государственническая школа исторических исследований повсеместно искоренила понятие личности и ее значимости в недавней ретроспективе. .

Читать

Российская империя на Дальнем Востоке в конце XIX века

Рассмотрение ситуации на Дальнем Востоке перед началом русско-японской войны 1904-1905гг..

Читать

Социальная однородность советского общества как проблема государственного управления

Вопрос о трансформации социальной структуры общества играл важную роль в коммунистической идеологии. Построение бесклассового общества, в котором отсутствовали бы антагонистические классы, провозглашалось важнейшей целью общества. В. Ленин считал, что главным условием создания бесклассового общества является диктатура пролетариата .

Читать

Личность Михаила Романова в жизнеописаниях историка Н.И. Костомарова

Несколько лет назад массовые представления о российской истории напоминали заколоченный дом со строго дозированным поступлением света и воздуха через открытую форточку. Сегодня мощный сквозняк швырнул нам забытые факты, недоступные в прошлом мемуары и романы, эмоциональные размышления историков. Но вместе с тем пришли откровенная фальшь и случайные ошибки, ложь и неточности в фактах. Это относится и к истории дома Романовых. Были и «минусы»» и «плюсы». История никогда не была и не будет одноцветной, она наполнена гаммой разноцветья..

Читать

Будущий прелат. Часть IV. Начало пути.

Прожив около полутора месяцев в деревне Пасторы, Альфонс поехал не в Режицу, куда командировал его митрополит Эдуард Ропп, а в Ликсну. И обратился там к Антонию Спринговичу, исполнявшему в это время обязанности Генерального викарного по Латвии Каноник А. Спрингович дал указание Альфонсу выехать в Варково и временно служить викарным в местной церкви. Настоятелем её числился Иоанн Казенас, но в то время он на месте отсутствовал. .

Читать

Мой прадед – герой!

В 1941 году началась Великая Отечественная война. С её началом многие мужчины ушли на фронт. В деревне остались только женщины, дети и старики. И именно им приходилось нести тяжелую ношу работы в тылу. Работы в колхозе было очень много, и жители работали не покладая рук. Они знали, что работают для своих защитников, для фронта, который не так уж и далеко. Немецкие самолеты иногда долетали до Горького..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter