«Краткое пособие по русской истории» В.О. Ключевского для изучения концепции исторического развития в школьных курсах.
(Статья)
Раздел: История России Автор: Филина А.А. Опубликовано: «XII Лебедевские чтения»., "Гумниц", Пенза, 2011
В последние годы в историко-образовательной среде отмечается повышенный интерес к историографическому наследию выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского. Но пока нет специальных работ, посвященных его школьному учебнику и в целом учебно-исторической деятельности ученого. Стремясь популяризировать собственную схему русского исторического процесса, Ключевский написал учебник «Краткое пособие по русской истории», выдержавший восемь изданий. По словам самого Ключевского, «Краткое пособие по русской истории» было написано для нерадивых студентов вечернего отделения исторического факультета МГУ, однако на практике оно стало наиболее востребованным учебником во многих московских гимназиях, других средних учебных заведениях. Несмотря на то, что удельный вес историографической информации в школьном учебнике В.О. Ключевского меньше, чем в «Курсе русской истории», обращение к его анализу позволяет дополнить представления не только концептуального содержания, но и расширить представления об эволюции политических взглядов историка.
Если в начале своего творческого пути Ключевский, стремясь подчеркнуть тот факт, что он не собирается отвлекаться на политику, все же говорил «о мирной, никогда не падающей, вечно пребывающей науке», то спустя несколько лет он уже утверждал: «Самая строгая наука не обязывает быть равнодушным к интересам настоящего. Если история способна научить чему-нибудь, то, прежде всего, сознанию себя самих, ясному взгляду на настоящее»i. Поняв, что историк не может изолировать себя от общества, от событий современности, Ключевский дал собственное понимание современной политической истории на страницах школьного учебника.Как и всякий либерал, он положительно отзывался о реформаторской деятельности властей. Преобразования, предпринятые царским правительством под натиском Первой русской революции, Ключевский называл «возвещенными реформами». С восторгом отзываясь о «Манифесте 17 октября», он писал: «Глубокие волнения, охватившие страну осенью 1905 года, дали жизнь торжественному акту, в котором правительство становится на новый путь разделения законодательной власти между монархом и представительными учреждениями»ii. Однако третьеиюньский переворот 1907 г. ярко продемонстрировал крах политических иллюзий русского либерализма. Ключевский, как и большинство либералов, не мог в то время раскрыть причины поворота к реакции. Говоря «о перевороте 1907 года», он лишь ограничивался официальными словами: «манифест, возвестивший новый закон, подробно объясняет и оправдывает, почему при издании его отступлено было от обычного законодательного порядка»iii.
Будучи по своим политическим убеждениям сторонником конституционной монархии, историк видел в постепенном ограничении самодержавной власти и росте «конституционных форм» правления залог будущего развития политического устройства России. Он заканчивал свой учебник словами: «В непрерывном взаимодействии правительственной власти и народного представительства, крепнущего в борьбе с ее преобладанием, и заключается залог будущего развития государства, и усвоения правительством культурных начал конституционной монархии»iv. Таким образом, Ключевский не смог себя изолировать от политических событий современности.
Верный позитивистскому принципу взаимодействия различных факторов, а, следовательно, и принципу разыскания индивидуальных, конкретных причинно-следственных связей, Ключевский, решая вопрос периодизации русского государства, подчеркивал резкое отличие периодов. Его периодизация сводится к тому, чтобы подчеркнуть не столько преемственность, сколько различие периодов, связанных с индивидуальным сочетанием географического, экономического и политического факторов.
Начиная историю Руси не с «призвания варягов», а значительно ранее, с перемещения в VI в. восточных славян с берегов Дуная в Приднепровье, Ключевский на страницах своего школьного учебника усматривал в интенсификации товарообмена главную социально-экономическую причину возникновения государства. «Общий интерес, создавший великое княжество Киевское - внешняя торговля - направлял и его дальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней деятельностью первых киевских князей»v, — отмечал историк. Анализируя первый русский письменный свод законов, историк писал: «Русская правда есть по преимуществу законодательство о капитале. Капитал служит в ней предметом особого внимания для законодателя... Изучая по Русской правде гражданский порядок, частные юридические отношения людей, мы и здесь встречаемся с той же силой, которая так могущественно действовала на установление политического порядка во всем продолжении первого периода, именно с городом иди с тем, чем работал торговый город, с торгово-промышленным капиталом»vi.
В своем учебнике Ключевский немало места уделил истории Новгорода, представлявшего, по его мнению, в политическом плане республику торгово-промышленного капитала.Большое внимание он уделял анализу социальной структуры новгородского общества. Констатируя резкую дифференциацию городского населения, историк подчеркивал: «Население Новгорода Великого состояло из бояр, житьих людей, купцов и черных людей». И пояснял далее, что «житьи люди были, по-видимому, капиталисты средней руки, не принадлежавшие к первостепенной правительственной знати»vii. Главное значение в процессе возвышения Москвы Ключевский отводил географическому положению города, которое способствовало развитию экономики. «Развитие торгового транзитного движения по реке Москве оживляло промышленность края и обогащало казну местного князя торговыми пошлинами»viii, - писал историк. Среди факторов, способствовавших быстрому возвышению Московского княжества, Ключевский указывал также на «образ действий московских князей» и перенос в Москву «церковной столицы Руси». Придавая действенное значение в объединении Руси ордынскому игу, он не раз повторял, что Московское государство родилось не в скопидомной суме Ивана Калиты, а на Куликовом полеix.
В.О. Ключевский в школьном учебнике, как и в «Курсе русской истории», подчеркивал политическую бесцельность опричнины. Он рассматривал организацию опричнины как политически бессмысленный акт, направленный против отдельных лиц, а «не против порядка». Однако в учебнике Ключевский уже не заявлял, что опричнина была фактом случайным, «плодом чересчур пугливого воображения царя», а лишь констатировал, «что опричнина не отвечала на вопрос, которым была вызвана»x. Этот вопрос, по мнению Ключевского, состоял в выдвижении нового класса - дворянства.
Много внимания в учебном пособии В.О. Ключевский уделял петровской эпохе. Высоко оценивая личность Петра I, историк вместе с тем не считал его «царем-революционером», как это делал С.М. Соловьев. Он полагал, что Петр I лишь «ускорил» развитие объективного исторического процесса. Все его преобразования носили стихийный характер, были обусловлены государственными и военными потребностями. Образное выражение Ключевского «война - пружина реформ» активно использовалось и используется современными историками при характеристике реформаторской деятельности Петра Великого.
Затрагивал он на страницах школьного учебника и проблему происхождения и развития крепостного права. Достижением ученого в исследовании данного вопроса стал отказ от постулата историков государственной школы о том, что возникновение крепостной зависимости было обусловлено исключительно «юридическим актом», действиями правительства. Одну из главных причин возникновения крепостного права В.О. Ключевский усматривал в росте экономической задолженности крестьянства. Ключевский не смог полностью отказаться от теории «закрепощения и раскрепощения» сословий, господствовавшей в историографии государственной школы и заключавшейся в том, что государство сверху закрепостило и крестьян, и дворян. По мнению историков-государственников (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин), необходимо было сверху одновременно освободить и дворян, и крестьян, но правительство этого не сделало, и крепостное право почти на сто лет, с 1762 по 1861 гг., стало основным злом русской действительности, тормозом социально-экономического прогресса. Ключевский, оценивая Манифест о вольности дворянской 1762 г., отмечал: «Вслед за дворянством и городским сословием предстояло устроить крестьянство». И далее критиковал Екатерину II за то, что «она ничего не сделала, чтобы облегчить разрешение этого трудного вопроса»xi.
Крестьянскую реформу 1861 г. Ключевский, как и всякий либерал, считал давно назревшей. Освещая в учебном пособии буржуазные реформы 1860-х - начала 1870-х гг., Ключевский давал им следующие оценки: «Судебная реформа была таким же необходимым следствием крестьянской, как и земская, и вводила всесословное участие общества в отправление правосудия, как земская представляла всем сословиям заведывание местным общественным хозяйством»; «Устав 1874 г. о воинской повинности составил один из важнейших моментов в уравнительном переустройстве русского общества».Заканчивая обзор эпохи реформ, Ключевский критиковал правительство за непоследовательность в проведении преобразований, за уступчивость дворянствуxii.
Историческое значение концепции Ключевского наиболее точно сформулировала еще М.В. Нечкина: «Он (Ключевский) дал русской науке одну из самых ярких концепций исторического прошлого страны – противоречивую, недосказанную, но полную проблем. И когда дал, в какое время?... Он заставил тысячи голов думать над множеством вопросов, на многие из которых он сам не мог ответить»xiii.
i Ключевский В.О.Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. Москва, 1968. С.42-43.
ii Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. Изд. 8-е. Москва, 1992. С.231.
iii Там же. С.236.
iv Там же. С.237.
v Там же. С.25, 34.
vi Там же. С.55- 56.
vii Там же. С.96.
viii Там же. С.77.
ixТам же. С.115.
x Там же. С.116.
xi Там же. С.146-147.
xii Там же. С.185,179.
xiii Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский. Москва, 1974. С.571-572.
Раздел: История России Дата публикации: 20.09.2012 23:33:38
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Мой папа – фермер. Размышления дочери.
Решение продовольственной проблемы всегда была одной из главных для государства и общества. На современном этапе она зазвучала особо. Это связано, на мой взгляд, с ажиотажем вокруг хорошего питания, здоровой пищи в целом..
Недавно, перебирая вместе с бабушкой ветхие черно – белые снимки в семейном альбоме, я впервые вгляделась в лица, строгие и серьезные, многие из которых мне незнакомы. И, наверное, только сейчас я осознала, что все это – тоже история. История моей семьи. Моя родословная, или, как говорили раньше, ро.
История страны, история родного края, история семьи - тесными невидимыми нитями связаны эти понятия друг с другом. История страны складывается из истории городов, сел, поселков, в которых живут люди, а они-то своими делами, поступками, помыслами и творят историю. Я думаю, что каждая семья - это часть истории нашей страны. Мне кажется, что жить без Родины невозможно. Когда я думаю о ней, я сразу представляю себе семью, предков, позволивших сохранить для нас мир, в котором мы живем. .
Как-то несколько лет назад к нам приезжали гости из Джанкоя. Как выяснилось, они были земляками нашей семьи ещё по Крыму, а в годы депортации все вместе жили в городе Джума..
В мае 2014 года вся наша огромная страна будет отмечать 69-летие Великой Победы. Известно, что война практически не обошла ни одну семью: уходили на фронт отцы, деды, братья…Оставались работать в тылу матери и сестры… Угоняли в фашистскую неволю молодых девчонок и парней…. Зверствовали немцы в захваченных городах и селах….
Для каждого человека самое главное в жизни, это семья. Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек не может стать достойным сыном своего Отечества, не зная родословной своей семьи. Для каждого человека самое главное в жизни, это - СЕМЬЯ. .
Иерусалим в «Житии и хождении Даниила, Русской земли игумена».
В паломническом движении жителей русских земель в Палестину исследователи выделяют три этапа: 1-й этап — Византийский с X по XVI вв., 2-й — «Московский» с XVI по 50-е гг. XIX в. 3-й этап – «державно-православный» - со второй половины XIX в. по 1914 г. Организация паломничества в Святую Землю стала одной из задач Русской Православной церкви с момента ее образования..
Альфонс Пастор – прелат Апостольского престола. Часть 1
После вхождения Латвии в состав Советского Союза начались репрессии против многих категорий латышей, в частности, против католических священников. Советские власти использовали репрессии для оказания давления на митрополита А. Спринговича, подвергая аресту его ближайших помощников. Первый арест прел.
Говоря о русских землепроходцах, мы не можем не упомянуть такие имена, как Семен Иванович Дежнёв, Иван Юрьевич Москвитин, Ерофей Павлович Хабаров, Владимир Васильевич Атласов и многих других. Каждый из них стал незаменимой частью русской истории и внес огромный вклад в освоение и развитие Сибири и Д.
Вклад моей семьи в Победу в Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная война – самая тяжёлая и жестокая из всех войн, когда- либо пережитых нашей Родиной. Чем дальше она уходит в историю, тем меньше становится очевидцев страшных событий, тем полнее мы хотим осознать историческое значение свое семьи, как защитников Отечества. .