↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

В мексиканской пещере нашли десятки отпечатков детских ладоней
........................
Поисковики нашли почти 400 красноармейцев подо Ржевом
........................
Открылась выставка в честь перешедших на сторону Красной армии офицеров
........................
Найдено точное место погребения сына и внука Александра Невского
........................
Найдена первая в истории мумия беременной женщины
........................

«Краткое пособие по русской истории» В.О. Ключевского для изучения концепции исторического развития в школьных курсах.

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Филина А.А.
Опубликовано: «XII Лебедевские чтения»., "Гумниц", Пенза, 2011

В последние годы в историко-образовательной среде отмечается повышенный интерес к историографическому наследию выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского. Но пока нет специальных работ, посвященных его школьному учебнику и в целом учебно-исторической деятельности ученого. Стремясь популяризировать собственную схему русского исторического процесса, Ключевский написал учебник «Краткое пособие по русской истории», выдержавший восемь изданий. По словам самого Ключевского, «Краткое пособие по русской истории» было написано для нерадивых студентов вечернего отделения исторического факультета МГУ, однако на практике оно стало наиболее востребованным учебником во многих московских гимназиях, других средних учебных заведениях. Несмотря на то, что удельный вес историографической информации в школьном учебнике В.О. Ключевского меньше, чем в «Курсе русской истории», обращение к его анализу позволяет дополнить представления не только концептуального содержания, но и расширить представления об эволюции политических взглядов историка.

   Если в начале своего творческого пути Ключевский, стремясь подчеркнуть тот факт, что он не собирается отвлекаться на политику, все же говорил «о мирной, никогда не падающей, вечно пребывающей науке», то спустя несколько лет он уже утверждал: «Самая строгая наука не обязывает быть равнодушным к интересам настоящего. Если история способна научить чему-нибудь, то, прежде всего, сознанию себя самих, ясному взгляду на настоящее»i. Поняв, что историк не может изолировать себя от общества, от событий современности, Ключевский дал собственное понимание современной политической истории на страницах школьного учебника.Как и всякий либерал, он положительно отзывался о реформаторской деятельности властей. Преобразования, предпринятые царским правительством под натиском Первой русской революции, Ключевский называл «возвещенными реформами». С восторгом отзываясь о «Манифесте 17 октября», он писал: «Глубокие волнения, охватившие страну осенью 1905 года, дали жизнь торжественному акту, в котором правительство становится на новый путь разделения законодательной власти между монархом и представительными учреждениями»ii. Однако третьеиюньский переворот 1907 г. ярко продемонстрировал крах политических иллюзий русского либерализма. Ключевский, как и большинство либералов, не мог в то время раскрыть причины поворота к реакции. Говоря «о перевороте 1907 года», он лишь ограничивался официальными словами: «манифест, возвестивший новый закон, подробно объясняет и оправдывает, почему при издании его отступлено было от обычного законодательного порядка»iii.

Будучи по своим политическим убеждениям сторонником конституционной монархии, историк видел в постепенном ограничении самодержавной власти и росте «конституционных форм» правления залог будущего развития политического устройства России. Он заканчивал свой учебник словами: «В непрерывном взаимодействии правительственной власти и народного представительства, крепнущего в борьбе с ее преобладанием, и заключается залог будущего развития государства, и усвоения правительством культурных начал конституционной монархии»iv. Таким образом, Ключевский не смог себя изолировать от политических событий современности.

   Верный позитивистскому принципу взаимодействия различных факторов, а, следовательно, и принципу разыскания индивидуальных, конкретных причинно-следственных связей, Ключевский, решая вопрос периодизации русского государства, подчеркивал резкое отличие периодов. Его периодизация сводится к тому, чтобы подчеркнуть не столько преемственность, сколько различие периодов, связанных с индивидуальным сочетанием географического, экономического и политического факторов.

Начиная историю Руси не с «призвания варягов», а значительно ранее, с перемещения в VI в. восточных славян с берегов Дуная в Приднепровье, Ключевский на страницах своего школьного учебника усматривал в интенсификации товарообмена главную социально-экономическую причину возникновения государства. «Общий интерес, создавший великое княжество Киевское - внешняя торговля - направлял и его дальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней деятельностью первых киевских князей»v, — отмечал историк. Анализируя первый русский письменный свод законов, историк писал: «Русская правда есть по преимуществу законодательство о капитале. Капитал служит в ней предметом особого внимания для законодателя... Изучая по Русской правде гражданский порядок, частные юридические отношения людей, мы и здесь встречаемся с той же силой, которая так могущественно действовала на установление политического порядка во всем продолжении первого периода, именно с городом иди с тем, чем работал торговый город, с торгово-промышленным капиталом»vi.

В своем учебнике Ключевский немало места уделил истории Новгорода, представлявшего, по его мнению, в политическом плане республику торгово-промышленного капитала.Большое внимание он уделял анализу социальной структуры новгородского общества. Констатируя резкую дифференциацию городского населения, историк подчеркивал: «Население Новгорода Великого состояло из бояр, житьих людей, купцов и черных людей». И пояснял далее, что «житьи люди были, по-видимому, капиталисты средней руки, не принадлежавшие к первостепенной правительственной знати»vii. Главное значение в процессе возвышения Москвы Ключевский отводил географическому положению города, которое способствовало развитию экономики. «Развитие торгового транзитного движения по реке Москве оживляло промышленность края и обогащало казну местного князя торговыми пошлинами»viii, - писал историк. Среди факторов, способствовавших быстрому возвышению Московского княжества, Ключевский указывал также на «образ действий московских князей» и перенос в Москву «церковной столицы Руси». Придавая действенное значение в объединении Руси ордынскому игу, он не раз повторял, что Московское государство родилось не в скопидомной суме Ивана Калиты, а на Куликовом полеix.

В.О. Ключевский в школьном учебнике, как и в «Курсе русской истории», подчеркивал политическую бесцельность опричнины. Он рассматривал организацию опричнины как политически бессмысленный акт, направленный против отдельных лиц, а «не против порядка». Однако в учебнике Ключевский уже не заявлял, что опричнина была фактом случайным, «плодом чересчур пугливого воображения царя», а лишь констатировал, «что опричнина не отвечала на вопрос, которым была вызвана»x. Этот вопрос, по мнению Ключевского, состоял в выдвижении нового класса - дворянства.

Много внимания в учебном пособии В.О. Ключевский уделял петровской эпохе. Высоко оценивая личность Петра I, историк вместе с тем не считал его «царем-революционером», как это делал С.М. Соловьев. Он полагал, что Петр I лишь «ускорил» развитие объективного исторического процесса. Все его преобразования носили стихийный характер, были обусловлены государственными и военными потребностями. Образное выражение Ключевского «война - пружина реформ» активно использовалось и используется современными историками при характеристике реформаторской деятельности Петра Великого.

Затрагивал он на страницах школьного учебника и проблему происхождения и развития крепостного права. Достижением ученого в исследовании данного вопроса стал отказ от постулата историков государственной школы о том, что возникновение крепостной зависимости было обусловлено исключительно «юридическим актом», действиями правительства. Одну из главных причин возникновения крепостного права В.О. Ключевский усматривал в росте экономической задолженности крестьянства. Ключевский не смог полностью отказаться от теории «закрепощения и раскрепощения» сословий, господствовавшей в историографии государственной школы и заключавшейся в том, что государство сверху закрепостило и крестьян, и дворян. По мнению историков-государственников (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин), необходимо было сверху одновременно освободить и дворян, и крестьян, но правительство этого не сделало, и крепостное право почти на сто лет, с 1762 по 1861 гг., стало основным злом русской действительности, тормозом социально-экономического прогресса. Ключевский, оценивая Манифест о вольности дворянской 1762 г., отмечал: «Вслед за дворянством и городским сословием предстояло устроить крестьянство». И далее критиковал Екатерину II за то, что «она ничего не сделала, чтобы облегчить разрешение этого трудного вопроса»xi.

Крестьянскую реформу 1861 г. Ключевский, как и всякий либерал, считал давно назревшей. Освещая в учебном пособии буржуазные реформы 1860-х - начала 1870-х гг., Ключевский давал им следующие оценки: «Судебная реформа была таким же необходимым следствием крестьянской, как и земская, и вводила всесословное участие общества в отправление правосудия, как земская представляла всем сословиям заведывание местным общественным хозяйством»; «Устав 1874 г. о воинской повинности составил один из важнейших моментов в уравнительном переустройстве русского общества».Заканчивая обзор эпохи реформ, Ключевский критиковал правительство за непоследовательность в проведении преобразований, за уступчивость дворянствуxii.

Историческое значение концепции Ключевского наиболее точно сформулировала еще М.В. Нечкина: «Он (Ключевский) дал русской науке одну из самых ярких концепций исторического прошлого страны – противоречивую, недосказанную, но полную проблем. И когда дал, в какое время?... Он заставил тысячи голов думать над множеством вопросов, на многие из которых он сам не мог ответить»xiii.

 

i Ключевский В.О.Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. Москва, 1968. С.42-43.

ii Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. Изд. 8-е. Москва, 1992. С.231.

iii Там же. С.236.

iv Там же. С.237.

v Там же. С.25, 34.

vi Там же. С.55- 56.

vii Там же. С.96.

viii Там же. С.77.

 ixТам же. С.115.

x Там же. С.116. 

xi Там же. С.146-147.

 xii Там же. С.185,179.

 xiii Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский. Москва, 1974. С.571-572.


Раздел: История России
Дата публикации: 20.09.2012 23:33:38
1

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм



Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Сергий Радонежский.

Каждый верующий человек знает про свою религию практически всё. В том числе и я. Я, православный христианин, и свою религию я знаю довольно хорошо. Поэтому я хочу рассказать вам о такой личности, как Сергий Радонежский. .

Читать

Исторические источники о царевне Софье Алексеевне

Четырехсотлетний юбилей дома Романовых – одна из самых громких памятных исторических дат, отмечаемых в 2013 году в нашей стране. Представители царствующей династии всегда вызывали повышенный интерес как у общества в целом, так и у отдельных деятелей исторической науки, изобразительного и музыкального искусства. У современного человека много возможностей познакомиться с их произведениями и обогатить свои знания о конкретном правителе. Но, к сожалению, не всем Романовым повезло быть оценено непредвзято и по достоинству. .

Читать

Дети тыла

Навеки останется в памяти людей дата 22 июня 1941 года. Война! Гитлеровские полчища ринулись на нашу землю, сея смерть, разрушения, неся угрозу гибели всему, что создано человеческим трудом. 1418 дней и ночей великих испытаний выпали на долю не только взрослых, но и детей. Война поглотила детство у тысячи девчонок и мальчишек. Отучила их плакать. Постоянно не доедая, в холоде, преодолевая суровые условия, дети, как и взрослые, делали все, что было в их силах, чтобы приблизить день победы над захватчиками. Пожалуй, нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война, которая не пережила бы тяжесть военных лет..

Читать

Герои нашей семьи

Мой прадед – Мартыненко Василий Артемович, был участником Великой Отечественной войны. Он прошел войну, начиная с июня 1941 года под Смоленском и закончил в мае 1945 года в Германии в звании старшины – командиром отделения связи 890 артиллерийского полка 2 Белорусского фронта (на фото справа)..

Читать

Оренбургское казачество в русско-японской войне 1904-1905гг.

Количественный состав оренбургского казачества и его роль в ведении войны против Японии в 1904-1905гг..

Читать

Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

В данной монографии автор, опираясь на достижения отечественной историографии, выходит на изучение Чечни и ее народа как целостного субъекта истории развивающегося в определенном естественно-географическом пространстве и этническом континууме. .

Читать

Ты служил Отчизне без остатка

Смолянин летчик-испытатель Иван Григорьевич Воробьев - Герой Советского Союза. В городе Луховицы И.Г. Воробьеву открыт обелиск в парке имени И.Г. Воробьева. Его именем в городе названа улица. Заводские спортсмены филиала ОАО «РСК «МиГ» уже много лет подряд проводят лыжные соревнования на приз летчи.

Читать

Рождённый дважды

- Дедушка, расскажи, пожалуйста, как вы выживали во время оккупации, – спросил я как-то дедушку. Он долго молчал задумавшись. Брови его были насуплены. Я понимал, как тяжело ему это вспоминать..

Читать

Проблемы идеологии в современной России

На современной России всё более часто сказывается отсутствие какой-либо чётко выработанной идеологии и инструментария, о чём свидетельствуют попытки властей эту идеологию и инструментарий найти. Яркий тому пример составление единого учебника по истории России, который бы формировал единую гражданскую идентичность в стране, а также переход школ на стандарты второго поколения (ФГОС-II), в которых главным результатом образования является сформированная личность, патриот и гражданин, способный к самоидентификации..

Читать

Дневник майора Наякшина

Этот дневник я обнаружила среди рукописей моего прадеда профессора К.Я. Наякшина. Небольшая затертая тетрадь была исписана каранлашом мелким почти нечитаемым почерком. В расшифровке текста мне помогли родители, самарские историки Андрей и Ирина Демидовы, а также знаток военной истории Станислав Владимирович Шанько..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter