При всевозрастающем пламени мятежа, кроме чисто военных, куртамышский ревком предпринял и предупредительные политические меры. В феврале 1921 года в Куртамыше было расстреляно 11 человек (Жуков Влас Еремеевич и ещё десять человек, содержащихся в Доме предварительного заключения) из числа «бывших офицеров, кулаков, укрывателей, заговорщиков и снабженцев бандитов». 27 февраля за подписью секретаря укома РКП/б/ Внукова, по уезду было распространено секретное, циркулярное письмо, в котором всем ячейкам в частности вменялось «…составлять на всех кулаков, шептунов, подозрительный и вредный элемент списки». Предусматривалось «…обратить внимание на так называемую местную интеллигенцию - учителей, медицинский персонал, писарей, засевших в исполкомах и военкоматах, и т.д. Предупреждаем, что, может быть, придется в случае надобности по этим спискам всех их временно изолировать от масс и брать заложниками».
Уже в начале марта, в станицах Звериноголовская, Прорыв, Кочердык, Озёрное, Луговской, Усть-Уйской, расположенных по линии Киркрая и Курганского округа, было арестовано и в качестве заложников заключено в тюрьму более 200 человек. Согласно приказа №4 от 2 марта 1921 года уполномоченного по проведению военного положения, уездного комиссара Матвеева, предполагалось за каждого убитого коммуниста или советского работника, в тех станицах, где такое произойдёт, расстреливать по десять заложников, взятых из этих станиц. В своём приказе от 10 марта 1921 года, уже председатель Куртамышского ревкома, П.И.Капустин призывал: «…всех сознательных тружеников города и деревни к беспощадной борьбе с шептунами и белогвардейскими элементами, стремящихся к подрыву Советской власти».
С прибытием отряда ЧОН Гуляева в Зверинку, часть неустойчивых сторонников Землина разъехалась по домам, а с остальными он ушёл в другие станицы. Отряд Гуляева отправился за ним в погоню. Удалось перехватить распоряжение Землина, в котором он указывает, что отряды ЧОН, превосходящие по численности, гонятся за ним, хотя он в состоянии от них быстро оторваться, но экипироваться на месте ему не дают, приходиться петлять из посёлка в посёлок. И далее: «…в Звериноголовской остались только местные коммунисты, это что-то около полутора десятка, а у нас там остались «Бас» и «Гром», к ним по первому сигналу могут примкнуть до пятидесяти человек, а при удаче и несколько сот, момент, когда ЧОНовцы гонятся за мной, надо использовать, приказываю накрыть Звериноголовскую врасплох, кого нужно уничтожить. Если ЧОНовцы переключатся на вас, оттягивайте их, я это время использую для увеличения своего отряда по казачьим посёлкам и станицам, не теряйте с нами связи через тот же пункт».
Действительно часть отряда Землина через Рожнёвку и Юговку ночью ворвалась в ст. Звериноголовская, но натолкнулась на случайно заехавший туда продотряд. В поднявшейся перестрелке, нападающие потеряли двух человек и отступили снова в Юговскую волость.
Прибыв ночью в дер. Анненку, которая в то время была центром волости, отряд Землина с помощью местных жителей начал выявлять и уничтожать активистов и коммунистов. В этих сложных условиях настоящий подвиг совершил волостной военком Мартынюк. Когда очередь дошла до него, он, имея в доме винтовку и наган, совместно с женой дал настоящий бой. Нападающие, потеряв несколько человек убитыми и ранеными, отступили. После того, как дом был подожжён, Мартынюк с женой и двумя малолетними детьми перебрался в саманные сени, там, продолжая отстреливаться, они поливали детей водой и смачивали ею себя. Но вот огонь подошёл вплотную, загорелись одежда, волосы, семья Мартынюк уже прощалась с жизнью. Но на их счастье в это время ворвался отряд красноармейцев, который выбил повстанцев из деревни Анненка. Всю семью тут же поместили с ожогами в больницу, но волостного комиссара медикам спасти не удалось.
Ряды Землина редели, боевой костяк был почти весь выбит в стычках с отрядами ЧОНа, а вновь появившиеся в отряде крестьяне, как правило, дальше своей деревни воевать не желали. «Пусть всяк за себя воюет, чего за чужое село кровениться. Пусть ихние мужики и воюют». В посёлки отряд уже не заходил, скрывался на хуторах, заимках, полевых станах. Но окончательно разгромить отряд Землина зимой не удалось.
В начале марта 1921 года, в деревню, где заночевал Землин с остатком отряда, неожиданно ночью ворвались красноармейцы. Землин и Рогожников, сумев вырваться, поскакали на своих конях на юг, к «баям», где хотели пополнить ряды своих сторонников и начать всё с начала. Но по пути конь Землина повредил ногу, и они были вынуждены скрыться в рыбачьей землянке на берегу озера.
Вот как описывает последние часы жизни руководителей мятежа председатель Берёзовского волостного ревкома И.С.Черепанов: «В начале марта 1921 года нам удалось уследить Землина и Рогожникова у небольшой деревни Острова, в одной землянке, где жили муж с женой и мальчик 10 лет. Во время перебежки бандиты нас заметили, и началась стрельба из землянки. Я дал распоряжение своим продармейцам находиться под закрытием, и стали давать ответы на выстрелы, т.к. знали, что здесь находятся бандиты. Через некоторое время вышел человек из землянки, но выстрелом с какой-то стороны был убит. Бандиты были хорошо вооружены и живыми их ,взять не удалось. Когда стрельба прекратилась, из землянки выбежал мальчик и крикнул, что дядьки убиты. Когда мы зашли в землянку, оказалось, что враги были смертельно ранены, это были Землин и Рогожников. Землина я лично знал. На двух подводах убитых увезли сначала в Берёзово, а потом и в Куртамыш». Трупы Землина и Рогожникова несколько дней лежали на площади Свободы для всеобщего обозрения.
После гибели Землина повстанческое движение в уезде заметно пошло на спад, этому способствовало и обнародование приказа от 6 апреля 1921 года о замене продразвёрстки продналогом. Да и весна властно поманила крестьян к земле. Надо было пахать и сеять.
Говоря о причине поражения, следует отметить, что большая часть крестьян не поддержали восстание, хотя многие им симпатизировали. У кого-то не хватило мужества, кто-то считал бессмысленным сопротивление, кто-то питал иллюзию, что произвол вершат местные власти вопреки высшему начальству.
Очередной мерой устрашения недовольных Советской властью, стал выход приказа №82 от 6 июня 1921 года, Куртамышского военкома Бораша, в котором население предупреждалось: «…Если в какой-либо волости, селе, посёлке появятся вооружённые бандиты дезертиров. Население их примет, то за это отвечает всё население круговой порукой и трудовая рабоче-крестьянская рука не дрогнет перед самыми решительными мерами».
Осенью, для предотвращения в будущем подобных выступлений крестьян и казаков, согласно приказу ВЧК за №300 от 14 сентября 1921 года, в волостные центры Куртамышского уезда были направлены выездные сессии ревтрибунала. Задачей этих «троек» было судить «явно выраженных контрреволюционеров, ведущих агитацию против Советской власти».
Вот что отмечал 26 ноября 1921 года проверяющий в своём донесении о состоянии дел в Куртамышской тюрьме. «На день проверки в арестантском доме находились арестованные:
• Выездной сессией ревтрибунала - 43 человека,
• Политбюро - 154 человека
• Убгостом и Нарсудом - 60 человек
• Милицией - 16 человек
В здании, рассчитанном на одновременное содержание 150 человек, находилось - 273 арестованных. Политические и уголовные находятся вместе. Отсутствует стенная изоляция в виде одиночных камер для арестованных по чрезвычайно важным делам. В камерах нет запоров и замков, что создаёт возможность общения в ночное время в виду недостаточного внутреннего караула арестованных мужчин и женщин. В окнах нет стекол, в т.ч. на первом этаже. Арестованные болеют и возможна эпидемия. Арестованных продовольствием снабжают весьма плохо.
Заключение.
История Макушинского, Куртамышского , Лебяжьевского, Шадринского районов является частью истории всей страны. Все аграрные преобразования, проводимые советским руководством на протяжении 20-х годов, отразились на крестьянстве района. Наряду с общими чертами развития сельского хозяйства, характерными для всей страны, районы имеют и свои особенности.
После провозглашения Декрета о земле все земли перешли в пользование волостных земельных комитетов. Особенности аграрных преобразований в Южном Зауралье состояли в том, что здесь, ввиду отсутствия помещичьего землевладения, было значительно меньше подлежащих разделу земель, чем в центральных районах страны.
Политика «военного коммунизма» отрицательно сказалась на положении крестьянства районов, перечисленных мною выше. К введению продразвёрстки крестьяне относились плохо и выполняли её неохотно. К осени 1920 года экономический кризис наступил во всех волостях Курганского уезда.
Одним из результатов политики « военного коммунизма» явилось крестьянское восстание 1921 года. С наибольшею жестокостью оно развернулось на территории Петуховского, Макушинского, Лебяжьевского, Варгашинского районов. Так как Петухово, Макушино, Лебяжье и Варгаши являлись железнодорожными станциями, восставшим очень важно было их захватить для того, чтобы прервать железнодорожное сообщение центра с Сибирью.
Среди крестьян Макушинского и Лебяжьевского районов произошло раздвоение: одни защищали Советскую власть, создавая ЧОНовские отряды,другие переметнулись в лагерь восставших. Восстанием были охвачены все волости и крупные села. Только в результате помощи регулярных частей Красной Армии восстание было подавлено. Оно нанесло огромный ущерб крестьянскому хозяйству и явилось основной из причин голода 1921-1922 годов. Голод явился трагедией, как для всей страны, так и для крестьян нашего края. Результатом было то, что тысячи людей умирали от голода или уходили в Сибирь в поисках хлеба.
В каждой семье хранятся предания, связанные с войной. Хранителями семейных преданий являются бабушки: старшее поколение семьи. Давно нет в живых моей прабабушки Стародубцевой Елизаветы Степановны (1919-1991), но её воспоминания о военных годах хранит её дочь, моя бабушка Любовь Степановна..
Глава I. Источники и историография Чечни в исследуемое время // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
В перечне источников истории любого народа главными являются письменные документальные свидетельства. Период XVI – XVIII вв. в истории Чечни имеет документальную базу в различных архивохранилищах России и других стран. .
Меня зовут Османов Амир, я ученик 7 –класса Лопатинской школы. Я патриот своей Родины. Это непросто громкие слова. Я горжусь тем, что родился и живу в России. Россия- великая страна! За всю историю человечества на ее долю выпало немало испытаний, но она смогла выстоять в самые страшные военные годы и нашла в себе силы, чтобы оставаться самым могучим государством на Земле..
Периодическая печать как зеркало эпохи (На примере реконструкции образа Б.Н. Ельцина в центральных газетных периодических изданиях)
Кон. 80-х и все 90-е гг. становятся всё более актуальными темами для исследования, поскольку появляющаяся все новая противоречивая информация вносит такую путаницу в исследовательские поиски, что эти годы, несмотря на их близость к нынешним так и остаются «тёмным пятном» в истории России. Мы до сих пор мало знаем о реформах власти того времени, о мотивациях «делателей» перестройки, о самой её структуре, элите, людях которые в неё входили и задавали политический и социально-экономический вектор развития, который много даёт знать о себе и сейчас..
Навеки останутся в памяти людей даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. 1418 дней и ночей шла война. Гитлеровские полчища ринулись на нашу землю, сея смерть и разрушение. Немецко-фашистские захватчики несли угрозу гибели всему, что завоевано, создано творческим трудом народов Союза Советских Социалистических Республик. Страна перестроилась для отпора врагу. Для Родины наступили дни великого испытания..
Мой прадед, Веселков Павел Сергеевич во время ВОВ был защитником Ленинграда, он пережил тяжелые дни блокады, получил многочисленные ранение, после полученных ранений оказался в госпитале. Он получил очень много орденов и медалей, за защиту Ленинграда. .
В 1941 году началась Великая Отечественная война. С её началом многие мужчины ушли на фронт. В деревне остались только женщины, дети и старики. И именно им приходилось нести тяжелую ношу работы в тылу. Работы в колхозе было очень много, и жители работали не покладая рук. Они знали, что работают для своих защитников, для фронта, который не так уж и далеко. Немецкие самолеты иногда долетали до Горького..