↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

В Новгороде нашли первую «зимнюю» грамоту
........................
Названо самое провальное оружие Второй мировой войны
........................
Ученые подтвердили гибель динозавров от астероида
........................
В Пскове под кинотеатром нашли древнюю церковь
........................
Красная Армия помешала Японии применить биологическое оружие
........................

Кризис системы государственной власти в начале XX века

(Эссе)
Раздел: История России
Автор: Кузнецова Алёна

«В начале XX в. кризис «верхов» происходил в условиях кризиса всей системы государственной власти» (Л.Г.Захарова)

Данное высказывание оставляет ощущение незавёршённости мысли. Так и хочется поставить знак препинания и завершить её вопросом «так ли это?», поскольку данный период не оставляет единой и конечной точки зрения в историографии на этот счёт. Многочисленные работы разных исследователей не дают единого ответа относительно кризиса «верхов» начала XX века, и эпоха Николая II продолжает оставаться многими недостаточно понятой в силу того же плюрализма мнений. Одни историки считают, что «царя как бы не было» и ставят ему в вину сложившуюся ситуацию в стране, другие, напротив, видят в нём исключительно сильную личность и обвиняют революционные силы в смерти императора и, собственно, в установившемся кризисном правительстве. Мне предстоит ответить на такие вопросы как: какова доля вины последнего царя в образовании кризиса? Возможно, ли было избежать подобной ситуации?

Предлагаю рассмотреть данную проблему сквозь призму личности императора Николая II и попытаться именно через этот путь обосновать свою точку зрения.

Итак, последний Романов, как всем известно, являлся ярым приверженцем самодержавия и не принимал другую форму правления. Более того, император являлся человеком глубоко набожным и считал фигуру царя святой, о чём свидетельствует его распоряжение указывать при молитвах в церкви имена царской семьи и его в первую очередь. Однако, на тот момент уже было очевидным, что данный режим без каких-либо изменений не мог долго продержаться, поскольку, что значит самодержавие? Самодержавие – это форма правления, обозначающая неограниченную монархию. Подразумевается, что во главе государства стоит монарх, в руках которого сосредоточена неограниченная власть. Народ, который был довольно давно обижен на выше описываемый вид власти уже как бы «перерос» этот режим и требовал большего, к тому же, совершенно справедливо и уже давно показывал своё отношение отдельными очагами восстаний, вспышками недовольства, которые вскоре перетекли в революции. Поэтому проблема созыва законосовещательного или даже законодательного органа оказывалась в центре вопроса, что, собственно говоря, и произошло с первыми четырьмя государственными думами.

Как говорил один из историков – С.С. Ольденбург, «Николай II был бы прекрасным царём, но не в этой эпохе». Я считаю, что с данным мнением действительно стоит согласиться в силу устаревших представлений о порядке ведения страны Николая Александровича. На мой взгляд, его нужно «переместить» на самое начало XIX века, т.е. в эпоху правления Александра I, несмотря на существовавшее мнение о том, что именно в ту эпоху зародились предпосылки революционности. Николай II запоминается в основном не как император, а как человек, как бы это странно не звучало. Ни об одном императоре не прочтёшь и не услышишь столько похвалы в качестве семьянина, интеллигента, приятного собеседника и так далее, как о Николае II. Даже С.Ю. Витте, испытывавший явную неприязнь к императору поражался и восхищался его воспитанности. Однако, столько похвалы со стороны современников в адрес его императорского искусства, к сожалению, не найти. Он старался как можно дольше оттягивать момент крушения монархии, это естественно, хотя сам прекрасно понимал, что оно неизбежно и накаляющаяся обстановка на территории «хозяина земли русской» подтверждала это. Он как будто старался растворить свои проблемы в общении с семьёй, другими занятиями. Однако, столь строго утрировать личность Николая II как императора было бы преступлением, поэтому сразу же осекусь и добавлю, что он не скрывался от государственных дел и очень много работал в этой сфере, а вот как он работал, как старался сохранить статус монарха – это уже поле для несколько иных рассуждений.

Этому в доказательство первая Государственная Дума, утверждённая манифестом 17 октября 1905 года (а все мы помним, что это завершение Первой российской революции, из которой, как и из русско-японской войны страну вывел С.Ю. Витте), с условиями которого царь был вынужден считаться в условиях подъёма революционных настроений в обществе.

Вот пример первой слабины царского режима начала XX века, первое его пошатнувшееся состояние и, к сожалению, расшатывающееся только ещё больше в силу различных причин. Таким образом, подводя итог, слова в высказывании Захаровой я бы поменяла местами. Не кризис «верхов» происходил в условиях кризиса всей системы государственной власти, а именно «верхи» вызвали кризис всей государственной власти в силу слабости и какого-то неумения, если можно так сказать, решить назревшие проблемы власти. Многие поспорят со мной и во многом будут справедливы. Ведь при Николае II наблюдался взлёт промышленности Российской империи на тот момент, было очень высокое производство хлеба, была прекрасно развита отрасль самолётостороения, машиностроения, развивалась сеть железных дорог и т.д. О каком тогда кризисе могла идти речь в данных условиях? Это все верно, но мы рассматриваем именно систему государственной власти. Логично может возникнуть вопрос: почему же назрел, собственно, кризис «верхов», который и вызвал кризис всей государственной власти, словно цепная реакция? В данном случае вряд ли вообще можно дать конкретный уточняющий ответ. Причины отмечаются самые разнообразные, однако, все сводятся именно к слабости характера последнего императора. Именно по этой причине ещё в начале работы я упомянула, что данную проблему стоит рассмотреть именно через призму личности Николая Романова, ведь многие его считали слабым. В частности С.Ю. Витте, наставник цесаревича Алексея Пьер Жильяр и даже жена – Александра Фёдоровна.

Однако, известный историк С.Ольденбург говорит о том, что это очень сильная личность. Он имел завидное упорство, стремление и терпение.

Так или иначе, в завершении работы следует сказать, что единой точки зрения нет и не будет на этот счёт, однако, как уже было написано выше с мнением исследователя я не могу полностью согласиться. На мой взгляд, вина Николая II заключалась в том, что он жил устаревшими представлениями об устройстве и порядке ведения государственных дел. Ошибка в том, что он не хотел расставаться со своими принципами, которые были совершенно не под стать его эпохе. Совершенно избежать кризиса, на мой взгляд не удалось бы, наверное. Рано или поздно он бы обязательно возник в силу естественного развития общества. Возможно позже, не при Николае II. Однако, скорее всего это риторический вопрос и точный ответ на него вряд ли существует, тем не менее, пойдя на определенные уступки, удержать и продлить своё пребывание на троне было бы возможным.

 


Раздел: История России
Дата публикации: 02.05.2015 10:30:36
1

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм



Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Надежда Алексеевна Литвиненко

Чем больше я встречаюсь с людьми, тем больше удивляюсь тому, как мало мы знаем о своих земляках, соседях по дому, а иногда и по площадке. Встреча с жительницей Сосногорска Надеждой Алексеевной Литвиненко лишний раз убедила меня в этом. Надежда Алексеевна – замечательный человек, всегда готовый прийти на помощь, с не очерствевшей душой, хотя и пережить ей пришлось немало. Она рассказала мне, что помнит из детства и то, о чём узнала уже повзрослев..

Читать

Герои нашей семьи

22 июня 1941года в 4 часа утра без объявления войны Германия напала на нашу Родину. Мои прадеды мирно работали в хозяйстве страны, растили детей. .

Читать

Проблема и борьба с безграмотностью среди студентов АГУИ в 1942г.

Означенная проблема не являлась глобальной для становления и развития АГИИ в общей системе образования Хакасии. Но ее решение являлась достаточно весомым вкладом в формировании кадрового состава республики, ее дальнейшей профессиональной подготовленности и успешности..

Читать

Память - храним

Вторая Мировая война обрушилась на нашу страну как лавина, как смерч, осенью 1939 года. За шесть лет она сломала миллионы судеб, перемолола в своих жерновах жизни ни в чём не повинных людей…. Семьдесят лет на нашу дальневосточную землю приходит цветущая, соловьиная, мирная весна. И чем дальше уходят от нас грозные военные годы, тем ближе сердцу величие народного подвига, тем более масштабным представляется значение Победы над фашизмом..

Читать

Шотландские военные специалисты на русской службе в раннее новое время (XVII – начало XVIII вв.)

Войны Московского государства с западными соседями в XVI веке способствовали знакомству русских военных с европейской воисковой моделью и создавали предпосылки для её заимствования. Во время Смутного времени стало заметно отставание русской армии от европейских по организации и вооружению..

Читать

Она прошла сквозь огонь и воду

Война – это страшное испытание, в котором проверяется на прочность любовь к Родине. Люди встают на защиту Отечества, отдавая за него и за будущее своих детей жизни. Двадцать второе июня тысяча девятьсот сорок первого года. Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. .

Читать

Экспонаты школьного музея рассказывают

Краеведческий материал, собранный и хранящийся в музее, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества нашего города, области и страны в целом. Практика исследовательской работы показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки краеведения на базе музея значительно облегчают усвоение курса истории России, делают наши знания более прочными и глубокими. .

Читать

Предания моей семьи

В каждой семье есть интересные семейные истории, которые передаются из поколения в поколение. Такие истории существуют и в моей семье. Я хочу рассказать наиболее интересную, на мой взгляд, историю, связанную с жизнью моих предков, которая произошла в прошлом веке. Эту историю мне рассказала моя бабушка Геранина Ольга Ивановна. .

Читать

История военных лет в названиях Томских улиц

в статье описаны подвиги сибиряков во время ВОВ, в честь которых названы улицы Томска.

Читать

Родом из Карелии

У каждого народа есть выдающиеся люди, которые прославили своей работой, талантом, изобретениями свою страну, край или целую эпоху. Для меня такой человек – Марк Пименович Пименов, мой земляк, который, как и я, родился в вепсском селе Шокша. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter