↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Культурная революция в СССР как попытка создания новой идентичности

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Гущин Александр Анатольевич
Гущин А.А. Культурная революция в СССР как попытка создания новой идентичности // Творческое наследие В.О. Ключевского в истории, культуре и литературе: материалы VI Междунар. Науч. Конф., посвящ. 175-летию со дня рождения выдающегося историка В. О. Ключевского / под общ. Ред. Н. П. Берляковой. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. - С. 74- 76.
После революции 1917 г. наступило время масштабных преобразований в экономической, политической, духовной сферах. В экономике нашей страны основными направлениями преобразований были индустриализация и коллективизация, в духовной жизни — культурная революция.
В имперской России государственная идеология базировалась на теории официальной народности: «Православие, самодержавие, народность».
 
Большевики, придя к власти, начали проводить совершенно иную политику. Теперь главная роль в жизни страны отводилась партии, опорой которой должен был стать рабочий класс. Взамен религии предполагалось атеистическое мировоззрение. Культурная революция должна была способствовать утверждению новой идеологии в народных массах, а так же сформировать новую идентичность, «советский народ». Эта идентичность должна была основываться на построении бесклассового общества.
В последствии был сформулирован термин для новой идентичности:
«Советский народ — новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель – построение коммунизма».
Культурная революция в СССР 1920-х - 1930-х годов стала одним из приоритетных направлений деятельности нового правительства. Необходимо было не просто создать новую идею, а сформировать новое мировоззрение, систему взглядов, которую разделяло бы большинство населения. Во всех сферах общества проводилась работа, направленная на создание новой интеллигенции. 
 
В области культуры сразу после установления советской власти проявлялось стремление к установлению партийного диктата. В 1920-е гг.  были национализированы учреждения культуры, созданы Главлит и Главрепертком, которые следили за соблюдением цензурных требований. В 1930-х гг. критерием оценки произведений культуры стало их соответствие официальной идеологии. Культура в стране жестко контролировалась со стороны партии и государства.
 
Большое значение придавалось преодолению религиозного мировоззрения. Советское государство пыталось ослабить церковь экономически и политически. Так, по Декрету о земле, образование стало прерогативой государства, церковь лишалась собственности на землю, в начале 1920-х гг. изымались церковные ценности.  Противостояние с религиозными организациями усилилось только к 1930-м гг. С 1917 г. по 1928 г. на территории бывшей Пензенской губернии было закрыто всего 30 церквей и монастырей.
 
Реализация культурной революции проходила непросто. Население, особенно сельское, пыталось сохранить свои традиции, религию. Даже в образовании иногда народные массы могли видеть угрозу традиционным ценностям.
Важным направлением культурной революции была ликвидация неграмотности. Целью ликвидация неграмотности в РСФСР было не только просветительство, но и политическое воспитание. Партии нужны были грамотные работники и идеологические сторонники.  Работа предстояла грандиозная по размаху.  В 1926 г. всего лишь 32,9 % сельских жителей Среднего Поволжья были грамотными.
 
Одним из методов борьбы с неграмотностью в 1920-х гг. были культпоходы. Ставка делалась на идейных граждан, прежде всего комсомольцев. Например, в Пензенском округе в 1928–1929 годах было организовано 342 ликпункта. Культпоходы организовывались не только с целью ликвидации неграмотности, так же они должны были улучшить библиотечное  дело, клубную работу на селе.
 
 
Сельское население тяжело воспринимало перемены, иногда видя угрозу традиционному укладу жизни даже в просвещении. Ликвидация неграмотности включало в себя не только просвещение, но и политическое воспитание. Это усложняло задачу, т. к. антирелигиозная пропаганда могла способствовать сопротивлению населения. Показательный инцидент случился в конце 1920-х гг. в с. Бардинке Пензенского района. Во время конфликта учителя с церковным старостой, местные жители полностью поддержали представителя церкви:
«Не нужно отдавать землю школе, учитель только развращает детей, он не велит ходить детям в церковь».
 
В итоге, культурная революция удалась лишь отчасти. Удалось поднять уровень образования населения, общество со временем стало менее религиозно.  К 1940-м гг. число общеобразовательных школ в Пензенской области составило 1856, а число учащихся 301,1 тыс. человек. К этому времени в Пензе было два вуза, 24 специальных учебных заведения. Однако полностью изменить мировоззрение населения так и не удалось.
Обучение населения чтению и письму в деревне Шоркасы
Обучение населения чтению и письму в деревне Шоркасы
 
Общая идея долго сплачивала многонациональный народ. Важную роль в этом сыграла Великая Отечественная война, а после восстановление народного хозяйства. Но уже с 1970-х годов вера в социалистические идеалы постепенно начала исчезать.
 
Исторический опыт создания новой идентичности в СССР интересен прежде всего тем, что он не был основан по национальному или религиозному принципу, что позволило сплотить столь многонациональную и многоконфессиональную страну. Его основанием была идея построение нового, справедливого, бесклассового общества. Утопичность заявленной идеи обусловила её дальнейшую судьбу. Постепенно формируется новое поколение, чье мировоззрение значительно отличалось и чьи запросы превышали возможности советского государства.
 
 

Список литературы

 

  1. Материалы XXIV съезда КПСС. - М., 1971, 320 с.
  2. Малышева О. Л. Культурная революция или революция культуры: особенности становления советского искусства в послеоктябрьский период // Вестник ТГГПУ. 2006. №5 С. 30-37.
  3. Рыбкина О. Н. Проблемы истории общества и культуры в России феномен культурной революции // Аналитика культурологии. 2013. №25. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-istorii-obschestva-i-kultury-v-rossii-fenomen-kulturnoy-revolyutsii (дата обращения: 05.09.2016).
  4. Попова О. В. Взаимоотношения церкви и государства в СССР: традиции и опыт / О. В. Попова // Метаморфозы истории. 2002. №2 – С. 219-245.
  5. ГАПО Ф. — 54. Оп. 1. Д. 170.
  6. Глущенко И. В. Советский просветительский проект: ликвидация неграмотности среди взрослых в 1920–1930-е годы // Вопросы образования. 2015. №3 С. 246-282.
  7. Полянскова Л. Ю. Осуществление культпохода на территории Среднего Поволжья как один из методов ликвидации неграмотности в деревне периода НЭПа // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2008. №10 С. 60-64.
  8. ГАПО Ф. — 54. Оп. 1. Д. 136.
  9. Панкратова Е. В. Развитие системы народного образования в СССР в 1930е гг. (на материалах Среднего Поволжья) // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2007. №8 С. 102-104.
  10. Минеева Е.К. Антиклерикальная политика Республики Советов: особенности и последствия // Вестник ЧГУ . 2011. №1. С. 89-94.

Раздел: История России
Дата публикации: 23.07.2020 02:00:38
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Письмо прадеду

Вот уже 70 лет прошло с тех пор, как ты не вернулся с фронта. В мае 1943 в нашу семью пришла похоронка со словами: «Пропал без вести» И осталась, дедушка, твоя молодая жена (ей было всего 21 год) с маленьким сыном. Ты из её писем знал, что назвали его Колей, но так и не увидел своего сыночка..

Читать

Крестьянское восстание 1921 года на территории Южного Зауралья

В наше время в обществе проявляется интерес к прошлому страны, своего города, семьи. У человека,не интересующегося своей историей,нет будущего.На мой взгляд, человек должен знать историю своего родного края, где он живет, где жили его родные и близкие..

Читать

История моей семьи

Кто мы? Откуда? Какие у нас корни? Кто наши предки? Мы не часто задаемся такими вопросами. Но иногда: волею судьбы или по собственной инициативе начинаем искать ответы на эти вопросы. Так произошло и со мной. Из предложенных мне тем, тема «История моей семьи» сразу вызвала у меня живой интерес, возникло желание узнать историю своего рода и построить родословную, найти свое место на родовой ветке древа семьи. .

Читать

Войну я просто ненавижу

Войну я просто ненавижу. Война это страшное, что может быть в жизни мирных людей. .

Читать

Глава II. Географическое и демографическое положение Чечни в XXI-XXIII веках // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

Складывание Чечни (Нохчичоь, ДегIаста, Даймохк)i как страны, а также формирование собственно чеченского народа на базе единого нахского этномассива носило длительный многовековой характер и закончилось в основных чертах в течение XVI-XVIII вв. .

Читать

План урока по истории - Древняя Русь

План урока по истории - Древняя Русь с презентацией. Автор :Мингалиева Марина Николаевна.

Читать

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) - святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 году (по другим - в 1319 году.) Все даты и основные события жизни преподобного Сергия Радонежского можно назвать «плавающими», т.е. одни и те же события имеют разные даты ( 2-3 года), поскольку в то время не велись записи жизни, а в последствии восстанавливались на основании сведений очевидцев..

Читать

История моего хутора

История земли кубанской подобна полноводной реке Кубани, что вобрала в себя воды ручейков и маленьких речушек Она складывается из воспоминаний старожилов, рассказов бабушек, легенд, рожденных народным творчеством, впитавшим в себя мудрость, думы, мечты и поверья народа, а также и с исторических фактов. .

Читать

Удивительные люди Приморья

Мы с мамой смотрели её фотоальбом, детские и школьные фотографии. Вдруг на пол упала заметка (небольшая вырезка) с районной газеты «Трудовая слава». Фотоэтюд В. Пак, посвящен Международному дню защиты детей, на фотографии с газеты на меня смотрит моя мама. Она еще ребенок, ей не больше 5 лет, сидит на детском аттракционе «Олене» и крепко держит олененка за рога..

Читать

Неизвестные герои

Каждая годовщины дня победы в Великой Отечественной войне ознаменовывается тем, что мы восхищенно вспоминаем и чествуем героические подвиги солдат, партизан, медицинских сестер и других не менее важных участников войны: Александра Маресина, Зою Космодемьянскую, отряд Панфилова – их имена и отважные поступки не забыты. Однако существуют те, которых не просто забыли, но и никогда не помнили. Почему и отчего так происходит, ведь каждый герой неоценимо повлиял на исход войны? Забывая и просто не помня, мы теряем историю, теряем наше достояние, память о героизме. В подтверждении этого можно привести следующие аргументы обосновывающие это..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter