↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Культурная революция в СССР как попытка создания новой идентичности

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Гущин Александр Анатольевич
Гущин А.А. Культурная революция в СССР как попытка создания новой идентичности // Творческое наследие В.О. Ключевского в истории, культуре и литературе: материалы VI Междунар. Науч. Конф., посвящ. 175-летию со дня рождения выдающегося историка В. О. Ключевского / под общ. Ред. Н. П. Берляковой. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. - С. 74- 76.
После революции 1917 г. наступило время масштабных преобразований в экономической, политической, духовной сферах. В экономике нашей страны основными направлениями преобразований были индустриализация и коллективизация, в духовной жизни — культурная революция.
В имперской России государственная идеология базировалась на теории официальной народности: «Православие, самодержавие, народность».
 
Большевики, придя к власти, начали проводить совершенно иную политику. Теперь главная роль в жизни страны отводилась партии, опорой которой должен был стать рабочий класс. Взамен религии предполагалось атеистическое мировоззрение. Культурная революция должна была способствовать утверждению новой идеологии в народных массах, а так же сформировать новую идентичность, «советский народ». Эта идентичность должна была основываться на построении бесклассового общества.
В последствии был сформулирован термин для новой идентичности:
«Советский народ — новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель – построение коммунизма».
Культурная революция в СССР 1920-х - 1930-х годов стала одним из приоритетных направлений деятельности нового правительства. Необходимо было не просто создать новую идею, а сформировать новое мировоззрение, систему взглядов, которую разделяло бы большинство населения. Во всех сферах общества проводилась работа, направленная на создание новой интеллигенции. 
 
В области культуры сразу после установления советской власти проявлялось стремление к установлению партийного диктата. В 1920-е гг.  были национализированы учреждения культуры, созданы Главлит и Главрепертком, которые следили за соблюдением цензурных требований. В 1930-х гг. критерием оценки произведений культуры стало их соответствие официальной идеологии. Культура в стране жестко контролировалась со стороны партии и государства.
 
Большое значение придавалось преодолению религиозного мировоззрения. Советское государство пыталось ослабить церковь экономически и политически. Так, по Декрету о земле, образование стало прерогативой государства, церковь лишалась собственности на землю, в начале 1920-х гг. изымались церковные ценности.  Противостояние с религиозными организациями усилилось только к 1930-м гг. С 1917 г. по 1928 г. на территории бывшей Пензенской губернии было закрыто всего 30 церквей и монастырей.
 
Реализация культурной революции проходила непросто. Население, особенно сельское, пыталось сохранить свои традиции, религию. Даже в образовании иногда народные массы могли видеть угрозу традиционным ценностям.
Важным направлением культурной революции была ликвидация неграмотности. Целью ликвидация неграмотности в РСФСР было не только просветительство, но и политическое воспитание. Партии нужны были грамотные работники и идеологические сторонники.  Работа предстояла грандиозная по размаху.  В 1926 г. всего лишь 32,9 % сельских жителей Среднего Поволжья были грамотными.
 
Одним из методов борьбы с неграмотностью в 1920-х гг. были культпоходы. Ставка делалась на идейных граждан, прежде всего комсомольцев. Например, в Пензенском округе в 1928–1929 годах было организовано 342 ликпункта. Культпоходы организовывались не только с целью ликвидации неграмотности, так же они должны были улучшить библиотечное  дело, клубную работу на селе.
 
 
Сельское население тяжело воспринимало перемены, иногда видя угрозу традиционному укладу жизни даже в просвещении. Ликвидация неграмотности включало в себя не только просвещение, но и политическое воспитание. Это усложняло задачу, т. к. антирелигиозная пропаганда могла способствовать сопротивлению населения. Показательный инцидент случился в конце 1920-х гг. в с. Бардинке Пензенского района. Во время конфликта учителя с церковным старостой, местные жители полностью поддержали представителя церкви:
«Не нужно отдавать землю школе, учитель только развращает детей, он не велит ходить детям в церковь».
 
В итоге, культурная революция удалась лишь отчасти. Удалось поднять уровень образования населения, общество со временем стало менее религиозно.  К 1940-м гг. число общеобразовательных школ в Пензенской области составило 1856, а число учащихся 301,1 тыс. человек. К этому времени в Пензе было два вуза, 24 специальных учебных заведения. Однако полностью изменить мировоззрение населения так и не удалось.
Обучение населения чтению и письму в деревне Шоркасы
Обучение населения чтению и письму в деревне Шоркасы
 
Общая идея долго сплачивала многонациональный народ. Важную роль в этом сыграла Великая Отечественная война, а после восстановление народного хозяйства. Но уже с 1970-х годов вера в социалистические идеалы постепенно начала исчезать.
 
Исторический опыт создания новой идентичности в СССР интересен прежде всего тем, что он не был основан по национальному или религиозному принципу, что позволило сплотить столь многонациональную и многоконфессиональную страну. Его основанием была идея построение нового, справедливого, бесклассового общества. Утопичность заявленной идеи обусловила её дальнейшую судьбу. Постепенно формируется новое поколение, чье мировоззрение значительно отличалось и чьи запросы превышали возможности советского государства.
 
 

Список литературы

 

  1. Материалы XXIV съезда КПСС. - М., 1971, 320 с.
  2. Малышева О. Л. Культурная революция или революция культуры: особенности становления советского искусства в послеоктябрьский период // Вестник ТГГПУ. 2006. №5 С. 30-37.
  3. Рыбкина О. Н. Проблемы истории общества и культуры в России феномен культурной революции // Аналитика культурологии. 2013. №25. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-istorii-obschestva-i-kultury-v-rossii-fenomen-kulturnoy-revolyutsii (дата обращения: 05.09.2016).
  4. Попова О. В. Взаимоотношения церкви и государства в СССР: традиции и опыт / О. В. Попова // Метаморфозы истории. 2002. №2 – С. 219-245.
  5. ГАПО Ф. — 54. Оп. 1. Д. 170.
  6. Глущенко И. В. Советский просветительский проект: ликвидация неграмотности среди взрослых в 1920–1930-е годы // Вопросы образования. 2015. №3 С. 246-282.
  7. Полянскова Л. Ю. Осуществление культпохода на территории Среднего Поволжья как один из методов ликвидации неграмотности в деревне периода НЭПа // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2008. №10 С. 60-64.
  8. ГАПО Ф. — 54. Оп. 1. Д. 136.
  9. Панкратова Е. В. Развитие системы народного образования в СССР в 1930е гг. (на материалах Среднего Поволжья) // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2007. №8 С. 102-104.
  10. Минеева Е.К. Антиклерикальная политика Республики Советов: особенности и последствия // Вестник ЧГУ . 2011. №1. С. 89-94.

Раздел: История России
Дата публикации: 23.07.2020 02:00:38
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Оружие Отечественной войны 1812 года

В начале XIX века в Европе, к управлению двумя великими державами пришли Наполеон и Александр I. Один благодаря Великой Французской Революции, другой взошел на престол после убийства Павла I. Несмотря на все желание остаться в стороне от наполеоновских войн, Александр I сделать этого не смог. Поочередное участие в разных коалициях, неудачные военные компании, которые приносили поражение за поражением. И, наконец, Тильзитский мир, за который каждого из императоров нещадно ругали на родине за сдачу интересов своей страны..

Читать

Роль Святого равноапостольного князя Владимира в крещении Руси

При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие христианства. Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в обращении к христианству. .

Читать

История моего хутора

История земли кубанской подобна полноводной реке Кубани, что вобрала в себя воды ручейков и маленьких речушек Она складывается из воспоминаний старожилов, рассказов бабушек, легенд, рожденных народным творчеством, впитавшим в себя мудрость, думы, мечты и поверья народа, а также и с исторических фактов. .

Читать

История создания и деятельность МБОУ «ВСОШ № 1» в 1950-1960-е годы

Я учусь в Вечерней общеобразовательная школе № 1 г. Кумертау. Немногие жители нашего города знают о ее существовании, а тем более знают ее историю. Хотя очень многие жители Кумертау и его окрестностей или их родственники прошли через ее стены. Поэтому, актуальность моей работы высока – знание родной истории является необходимым условием сознательного гражданина. .

Читать

Никто не забыт – ничто не забыто

История семьи, Фадеенко Ангелина.

Читать

План урока по истории - Древняя Русь

План урока по истории - Древняя Русь с презентацией. Автор :Мингалиева Марина Николаевна.

Читать

Его имя помнит народ

Б. Мишин собирался стать химиком, поэтому после окончания школы он сразу поступил в Чебоксарский химико - механический техникум. Учился старательно, к будущей профессии готовился основательно. Семь благодарностей было объявлено ему за годы учебы в техникуме, вручен знак ЦК ВЛКСМ « Золотые руки»..

Читать

Три поколения моей семьи живут в мирное время

Три поколения моей семьи живут в мирное время. Три моих прадеда с первых дней Великой Отечественной войны были на фронте и не только они, но и их отцы. .

Читать

Кризис системы государственной власти в начале XX века

Предлагаю рассмотреть данную проблему сквозь призму личности императора Николая II и попытаться именно через этот путь обосновать свою точку зрения. .

Читать

Мой прадедушка - защитник Сталинграда.

У папы на полке лежат старые боевые награды. Я знаю, что они принадлежали папиному дедушке – моему прадедушке, он воевал во время Великой Отечественной войны, но как и за что он был ими награжден, не знал. Расспросив папу, я узнал интересные истории из жизни нашей семьи..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter