↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

В Израиле нашли камень с посвящением «непорочной Марии»
........................
Ученые реконструировали облик скифских правителей
........................
В Москве за год нашли более 15 тысяч находок
........................
В Турции обнаружили монеты с двуглавым орлом возрастом 800 лет
........................
Ученые рассказали о возможности древних людей впадать в спячку
........................

Культурная революция в СССР как попытка создания новой идентичности

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Гущин Александр Анатольевич
Гущин А.А. Культурная революция в СССР как попытка создания новой идентичности // Творческое наследие В.О. Ключевского в истории, культуре и литературе: материалы VI Междунар. Науч. Конф., посвящ. 175-летию со дня рождения выдающегося историка В. О. Ключевского / под общ. Ред. Н. П. Берляковой. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. - С. 74- 76.
После революции 1917 г. наступило время масштабных преобразований в экономической, политической, духовной сферах. В экономике нашей страны основными направлениями преобразований были индустриализация и коллективизация, в духовной жизни — культурная революция.
В имперской России государственная идеология базировалась на теории официальной народности: «Православие, самодержавие, народность».
 
Большевики, придя к власти, начали проводить совершенно иную политику. Теперь главная роль в жизни страны отводилась партии, опорой которой должен был стать рабочий класс. Взамен религии предполагалось атеистическое мировоззрение. Культурная революция должна была способствовать утверждению новой идеологии в народных массах, а так же сформировать новую идентичность, «советский народ». Эта идентичность должна была основываться на построении бесклассового общества.
В последствии был сформулирован термин для новой идентичности:
«Советский народ — новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель – построение коммунизма».
Культурная революция в СССР 1920-х - 1930-х годов стала одним из приоритетных направлений деятельности нового правительства. Необходимо было не просто создать новую идею, а сформировать новое мировоззрение, систему взглядов, которую разделяло бы большинство населения. Во всех сферах общества проводилась работа, направленная на создание новой интеллигенции. 
 
В области культуры сразу после установления советской власти проявлялось стремление к установлению партийного диктата. В 1920-е гг.  были национализированы учреждения культуры, созданы Главлит и Главрепертком, которые следили за соблюдением цензурных требований. В 1930-х гг. критерием оценки произведений культуры стало их соответствие официальной идеологии. Культура в стране жестко контролировалась со стороны партии и государства.
 
Большое значение придавалось преодолению религиозного мировоззрения. Советское государство пыталось ослабить церковь экономически и политически. Так, по Декрету о земле, образование стало прерогативой государства, церковь лишалась собственности на землю, в начале 1920-х гг. изымались церковные ценности.  Противостояние с религиозными организациями усилилось только к 1930-м гг. С 1917 г. по 1928 г. на территории бывшей Пензенской губернии было закрыто всего 30 церквей и монастырей.
 
Реализация культурной революции проходила непросто. Население, особенно сельское, пыталось сохранить свои традиции, религию. Даже в образовании иногда народные массы могли видеть угрозу традиционным ценностям.
Важным направлением культурной революции была ликвидация неграмотности. Целью ликвидация неграмотности в РСФСР было не только просветительство, но и политическое воспитание. Партии нужны были грамотные работники и идеологические сторонники.  Работа предстояла грандиозная по размаху.  В 1926 г. всего лишь 32,9 % сельских жителей Среднего Поволжья были грамотными.
 
Одним из методов борьбы с неграмотностью в 1920-х гг. были культпоходы. Ставка делалась на идейных граждан, прежде всего комсомольцев. Например, в Пензенском округе в 1928–1929 годах было организовано 342 ликпункта. Культпоходы организовывались не только с целью ликвидации неграмотности, так же они должны были улучшить библиотечное  дело, клубную работу на селе.
 
 
Сельское население тяжело воспринимало перемены, иногда видя угрозу традиционному укладу жизни даже в просвещении. Ликвидация неграмотности включало в себя не только просвещение, но и политическое воспитание. Это усложняло задачу, т. к. антирелигиозная пропаганда могла способствовать сопротивлению населения. Показательный инцидент случился в конце 1920-х гг. в с. Бардинке Пензенского района. Во время конфликта учителя с церковным старостой, местные жители полностью поддержали представителя церкви:
«Не нужно отдавать землю школе, учитель только развращает детей, он не велит ходить детям в церковь».
 
В итоге, культурная революция удалась лишь отчасти. Удалось поднять уровень образования населения, общество со временем стало менее религиозно.  К 1940-м гг. число общеобразовательных школ в Пензенской области составило 1856, а число учащихся 301,1 тыс. человек. К этому времени в Пензе было два вуза, 24 специальных учебных заведения. Однако полностью изменить мировоззрение населения так и не удалось.
Обучение населения чтению и письму в деревне Шоркасы
Обучение населения чтению и письму в деревне Шоркасы
 
Общая идея долго сплачивала многонациональный народ. Важную роль в этом сыграла Великая Отечественная война, а после восстановление народного хозяйства. Но уже с 1970-х годов вера в социалистические идеалы постепенно начала исчезать.
 
Исторический опыт создания новой идентичности в СССР интересен прежде всего тем, что он не был основан по национальному или религиозному принципу, что позволило сплотить столь многонациональную и многоконфессиональную страну. Его основанием была идея построение нового, справедливого, бесклассового общества. Утопичность заявленной идеи обусловила её дальнейшую судьбу. Постепенно формируется новое поколение, чье мировоззрение значительно отличалось и чьи запросы превышали возможности советского государства.
 
 

Список литературы

 

  1. Материалы XXIV съезда КПСС. - М., 1971, 320 с.
  2. Малышева О. Л. Культурная революция или революция культуры: особенности становления советского искусства в послеоктябрьский период // Вестник ТГГПУ. 2006. №5 С. 30-37.
  3. Рыбкина О. Н. Проблемы истории общества и культуры в России феномен культурной революции // Аналитика культурологии. 2013. №25. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-istorii-obschestva-i-kultury-v-rossii-fenomen-kulturnoy-revolyutsii (дата обращения: 05.09.2016).
  4. Попова О. В. Взаимоотношения церкви и государства в СССР: традиции и опыт / О. В. Попова // Метаморфозы истории. 2002. №2 – С. 219-245.
  5. ГАПО Ф. — 54. Оп. 1. Д. 170.
  6. Глущенко И. В. Советский просветительский проект: ликвидация неграмотности среди взрослых в 1920–1930-е годы // Вопросы образования. 2015. №3 С. 246-282.
  7. Полянскова Л. Ю. Осуществление культпохода на территории Среднего Поволжья как один из методов ликвидации неграмотности в деревне периода НЭПа // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2008. №10 С. 60-64.
  8. ГАПО Ф. — 54. Оп. 1. Д. 136.
  9. Панкратова Е. В. Развитие системы народного образования в СССР в 1930е гг. (на материалах Среднего Поволжья) // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2007. №8 С. 102-104.
  10. Минеева Е.К. Антиклерикальная политика Республики Советов: особенности и последствия // Вестник ЧГУ . 2011. №1. С. 89-94.

Дата публикации: 23.07.2020 02:00:38
1



Поделиться





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Удивительные люди Приморья

Мы с мамой смотрели её фотоальбом, детские и школьные фотографии. Вдруг на пол упала заметка (небольшая вырезка) с районной газеты «Трудовая слава». Фотоэтюд В. Пак, посвящен Международному дню защиты детей, на фотографии с газеты на меня смотрит моя мама. Она еще ребенок, ей не больше 5 лет, сидит на детском аттракционе «Олене» и крепко держит олененка за рога..

Читать

Социальная однородность советского общества как проблема государственного управления

Вопрос о трансформации социальной структуры общества играл важную роль в коммунистической идеологии. Построение бесклассового общества, в котором отсутствовали бы антагонистические классы, провозглашалось важнейшей целью общества. В. Ленин считал, что главным условием создания бесклассового общества является диктатура пролетариата .

Читать

Три поколения моей семьи живут в мирное время

Три поколения моей семьи живут в мирное время. Три моих прадеда с первых дней Великой Отечественной войны были на фронте и не только они, но и их отцы. .

Читать

Глава III. Хозяйственные занятия чеченцев в XVI-XVIII вв. Образование единого хозяйственного пространства // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

Чечня, как и весь Кавказ, принадлежит к древнейшей земледельческой зоне обитаемого мира, где исторически была развита т.н. "аграрная цивилизация" основанная на выработанной, на протяжении веков и тысячелетий технологии сберегающего земледелия. В Чечне исследуемого времени наблюдалось идеальное сочетание видов и сортов злаков, типов орудий труда, приемов обработки почвы с неукоснительным следованием природно-климатическим циклам..

Читать

Они живут в моей памяти

Мне очень повезло. Я родился в Крыму, на земле своих предков. У меня есть мама, папа, братик, а ещё две бабушки и два деда. Мы жили с родителями отца одной большой дружной семьёй..

Читать

Сохранение культурного наследия нашего края

Память о прошлом, о славных предках, о великих культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания будущего гражданина..

Читать

История моей семьи – в истории страны

История страны и история семьи тесно связаны. Ведь большая история складывается из историй и судеб отдельных людей, которые жили, учились, работали, защищали свою землю в определенный период при определенных обстоятельствах. И, наоборот, время, общественный строй диктовали им и стремления, и идеологию, и нравственные устои. Даже то, как одевались, в чем ходили наши прадедушки и прабабушки говорит и об уровне их жизни, и о нормах этики периода истории, в котором они жили..

Читать

Иерусалим в «Житии и хождении Даниила, Русской земли игумена».

В паломническом движении жителей русских земель в Палестину исследователи выделяют три этапа: 1-й этап — Византийский с X по XVI вв., 2-й — «Московский» с XVI по 50-е гг. XIX в. 3-й этап – «державно-православный» - со второй половины XIX в. по 1914 г. Организация паломничества в Святую Землю стала одной из задач Русской Православной церкви с момента ее образования..

Читать

Ответ заблудшим и блудящим в истории

Одной из характерных негативных черт духовной сферы современного мира являются попытки фальсификации истории и итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн, выступающие важной составляющей идеологического противоборства неолиберальных сил .

Читать

Об этом нельзя забывать

Мой прадедушка по линии отца Исмагил Загитович Юлаев- участник Великой Отечественной войны, ветеран войны и труда. Когда началась война, ему было 22 года. Юноша в числе первых ушел на фронт защищать Родину, воевал в 112-ой кавалерийской дивизии. В 1943 году был тяжело ранен под Сталинградом и попал в госпиталь. Контузия не позволила ему вновь встать в строй. Исмагил-олатай был комиссован и вернулся в родную деревню Таймас Куюргазинского района. Вел активный образ жизни, работал, ковал победу в тылу. Встретил красивую скромную девушку Гафифу и сделал ей предложение. Вместе они окончили в Стерлитамаке учительские курсы и стали работать в школе..

Читать
Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter