↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте

Поделиться

Новые статьи:

Причинами развитого мозга у людей оказались провалы на охоте
........................
Неандертальцы оказались способными слушать и говорить
........................
В разрушенных Помпеях нашли хорошо сохранившуюся свадебную колесницу
........................
Энтузиасты докажут планы фашистов уморить голодом жителей СССР
........................
Найдена самая древняя собака в Америке
........................

1 | 2

К вопросу о нахском этномассиве на Кавказе (I-ХIII ВВ.)

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Труды КНИИ РАН. №6. 2013. Грозный

Ахмадов Явус Зайндиевич, д.и.н., профессор

Хронологические рамки настоящей статьи мотивированы тем обстоятельством, что «аланская» эпоха на Северном Кавказе начавшаяся в первые века новой эры и характерная определенной стабилизацией и положительной динамикой этнополитического и хозяйственного развития заканчивается с татаро-монгольским нашествием. В течение ХШ в. происходит коренное изменение этнополитической картины в регионе Кавказа и Восточной Европы вследствие ордынского (монгольского) завоевания.

Современные границы Чечни и Ингушетии (в которых живут чеченцы и ингуши или нахи, вайнахи) не совпадают с пределами географической территории расселения носителей нахского языка в эпоху античности, раннего и даже позднего средневековья. Границы расселения древних и отчасти средневековых нахов-«кавкасианцев» - носителей нахских языков, согласно археологическим данным и армяно-грузинским источникам состояли: от верхнего бассейна р. Большая Лаба на западе до Андийского и Снежного хребтов на востоке. И, от горных районов Грузии (ущелья Главного Кавказского и Бокового хребта в пределах бассейна верховьев рек Большой Лиахвы, Терека, Арагви, Ассы, Аргуна, Алазани и) Йори на юге до северокавказских равнин на севере.

На указанной территории в исследуемый период указываются разные по численности и территории крупные нахские этнические группы, как: двалы, дурдзуки/дзурдзуки, глигвы, кусты/кистины, цанары/санары, мелки, туши/тушины, хеви (мохевцы), хевсуры, мтиулы, пшавы, нахче/нахчматьяны, сасаны/чачаны, басиани, асиаг и алани (балкарцы и карачаевцы). Ареал обитания этих народов составляет также и область распространения в древности кобанской археологической культуры I тыс. до н.э. занимавшей центральные районы горной части Грузии и Северный Кавказ от истоков рр. Большая Лаба и Уруп на западе до восточных границ современной Чечни на востоке.

За длительный исторический период, прошедший от эпохи кобанской культуры бронзы до эпохи средних веков с кавказскими народами в целом, и с нахских языковым массивом в частности, произошли значительные изменения. Прежде всего, сложился круг основного ядра нахов охватывающий современные Горную Чечню и Горную Ингушетию - «нахче», кисты, дурдзуки, глигвы (по крайней мере, еще в последние века до н.э. и в первые века новой эры население горной части северной Грузии, Чечни и Ингушетии знают под общим названием дурдзуки) [1].

Общее название со временем сокращается до пределов обществ Хеви, Хевсурети, Пшави, Мтиулети, Тушети (впоследствии картвелизированных) и одного общества в границах современной Ингушетии. К VIII-IX вв. указанные общества скорее всего определяются в литературе как «Хеви Цанарети» - Санария, Цанаретия. Однако эти этнонимы – «Дурдзукетия», «Санаретия» и в этот период могли распространяться на современные горные районы Чечни и Ингушетии, когда нахи по обеим сторонам хребта объединялись против серьезной внешней опасности. Особняком стоит с I в. н.э. название Двалетия, охватывавшее современные горные районы Северной Осетии к западу от Дарьяльской дороги [2].

На вопросах о трех нахских этнонимах связанных с населением южных и северных ущелий Большого Кавказа – дурдзуки, двалы, и цанары следует остановиться несколько подробнее. Так, дурдзуки, согласно материалам Леонти Мровели в «Картлис цховреба» с первых десятилетий возникновения грузинского государства исторически занимали пространство грузинских гор от «Суанети до Дидоети», т.е. от горной Сванетии на западе, до передовых дагестанских обществ на востоке (включая тем самым и двалов). В какой-то мере, можно говорить и о политической гегемонии дзурдзуков в отдельные периоды истории Большого Кавказа в конце первого тыс. до н.э и начале I тыс. н.э. в северных и северо-восточных областях современной Грузии. Вместе с тем, начиная со времени образования первого грузинского государства в IV-III вв. до н.э. идет все возрастающее влияние грузинского этноса, грузинской монархии и христианской церкви на горские общества «дурдзуков», что рано вызвало и протест последних [3].

В одном из переводов «Армянской географии» составленной не позже VІІ в. н.э. можно найти некоторые сведения о нахских этнотопонимах имеющие на взгляд исследователей источниками данные античных и грузинских авторов: «…За 22) Дигорами в области Ардоз Кавказских гор живут 23) Аланы, откуда течет река Армна (?), которая, направляясь на север и пройдя безконечные степи, соединяется с Атлем. В тех же горах за Ардозцами живут 24) Дачаны, 25) Двалы, 26) Цехойки, 27) Пурка, 28) Цанарка, в земле которых находятся ворота Аланские и еще другия ворота Кцекен, названные по имени народа. За ними 29) Дуцы и 30) Хужи, 31) Кисты-людоеды, 32) Цхаваты, 33) Гудамакары, 34) Дурцки, 35) Дидои, 36) Леки, …» и т.д. Под «дурцки» многие исследователи подразумевают как раз дурдзуков/дзурдзуков [4]Интересно отметить, что исследователь М.М. Базоркин еще в 30-х гг. прошлого столетия высказывал мнение, что этноним дурдзук мог охватывать одно-два нахских общества примыкающих к Дарьялу (джераховская ветвь), а затем в эпоху раннего средневековья благодаря грузинским и арабским данным распространился на всех носителей нахских языков Большого Кавказа к востоку от Дарьяла. Следует отметить, что этнотопоним Дзурдзукетия в грузинской исторической географии воспринимается в широком (по Леонти Мровели это вся область Кавказа населенная горцами-нахами) и в узком – согласно Вахушти Багратиони это район, прилегающий к современным южным границам Чечни и Ингушетии или даже один Джейрахо-Мецхальский кластер [5].

Мы предполагаем, что историческая Дурдзукетия распространялась на всю без исключения горную полосу северной части Грузии и позже частично была либо оставлена жителями в результате «малого ледникового периода» Х1У-ХУП вв., либо трансформировалась в своеобразные горные грузинские общества.

Фактические данные Вахушти Багратиони автора начала ХVIII в. и глубокий анализ исторических данных о Двалетии проведенный В.Н.Гамрекели в ХХ в. убеждают нас в том, что в средние века Большой Кавказ на запад от Дарьяльского пути (горная часть Северной Осетии) исторически заселяли двалы, а собственно нахоязычные дурдзуки располагались к востоку от Дарьяла. Причем Двалетия в период расцвета Грузинского царства (ХI - начало ХIII вв.) находилась под его политическим, религиозным и культурным влиянием. Также как впрочем, и Дурдзукетия (в узком географическом смысле этого термина как самой северной полосы грузинского Закавказья). Причем доводы В.Н. Гамрекели не оставляют никакого сомнения в том, что горные двалы являлись с древности и вплоть до конца ХV в. одним из нахоязычных племен. Да и в начале ХVIII в. по свидетельству Вахушти Багратиони двалы еще продолжают говорить кроме «осского» (аланского) еще и на «старом двальском языке» [6].

Вопрос о названии Цанарети/Цанаретии получившем широкую известность в VII-ХI вв., в связи с антихалифатскими восстаниями в Грузии и становлением Кахетинского (Цанарского) государства – рассматривается в наличных исторических исследованиях на трех уровнях. Первое - цанары это горцы Горной Грузии, в частности Кахетии; второе - цанары есть нахи, непосредственные предки чеченцев и ингушей; третье - цанарами (цаной) именуются конкретно жители Чанты-Аргунского ущелья Чечни и прилегающие к ней с юга нахские общества Грузии. Однако следует считаться и с тем, что порой и вся Восточная Грузия, с ее грузиноязычными областями, именуется в источниках Цанаретия (но скорее всего по имени цанарской династии) [7].

Можно предположить, что со времени принятия Грузией христианства в IV в. и до пика расцвета грузинской монархии в XI-XIII вв. были политически «освоены» такие горные области с нахоязычным на тот момент населением, как: Двалетия, собственно вся Дурдзукетия [8], с практической картвелизацией селений обществ Хеви, Мтиулети, Хевсурети, Пшави и и Тушетии (кроме Цова-Тушетии). Возможно, шло и прямое заселение грузинами высокогорных ущелий (с достаточно редким коренным населением) в период климатического оптимума VІІ-ХП вв. В этот период на Кавказе повсеместно расширилась в горах высотная зональность площадей благоприятных для земледелия [9].

Как бы то ни было, связи современных горских грузинских диалектов населения указанных выше Хеви, Мтиулети, Хевсурети и Пшави с тем же чеченским языком, по мнению специалистов «носят не столько характер заимствований, сколько отражают субстратный характер чеченского вклада» [10]. В данном случае имеется в виду конечно не собственно чеченцы, а те древние нахские народности Закавказья близкие по языку к современным чеченцам.

Интересно отметить, что этнотопоним «Хевсурети» в тот период – ХI-ХIII вв. прослеживается плохо, в «Картлис цховреба» лучше указана «Пхоети» (Пшавия) и соответственно жители «пховцы» (но возможно, что в данном случае мы имеем название объединявшее два общества). Так, где-то в конце правления царицы Тамары Великой (1184-1213 гг.) согласно источникам «отложились жители [Кавказских] гор пховцы и дидойцы» (общество Дидо/Дидоети в Дагестане граничащее с Грузией). Против них был направлен атабаг - военачальник Иванэ, с ополчением из двалов, горцев Большой Лиахвы и Арагви (позже мы знаем там общества Хеви и Мтиулети). И когда он достиг селений повстанцев: «С одной стороны (с северо-запада). – Я.А.) у него оказалась страна Дзурдзукети, а другой (северо-восток. – Я.А.) Дидоэти и Пхоети». Причем, дзурдзуки «явились к нему (атабагу. – Я.А.) с подарками, выставили воинов и стали рядом с ним» [11].

Следовательно, Дурдзукетия (в узком смысле) тянулась по горам от общества Пхоэти/Пшавии (долины Пшавской Арагви и верховья Йори) западной границей которой являлся Гудамакарский хребет к западу и северо-западу до Дарьяльской дороги за которой начиналась Двалетия. Это могут быть собственно та же Хевсуретия, Мтиулетия, Хеви и (согласно позднему Вахушти Багратиони) общество Дурдзук-Кистия (Мецхал и Джайрах.

Политическое и религиозное влияние Грузии распространилось не только на южные, но и на северные склоны нахских гор: в «Кисти» - Джейрахское ущелье, в «Глигви» (Галгай и Цхорой) в бассейне верхней Ассы (Ингушетия), а также в общества Ассинского и Аргунского ущелий (Чечня).

Символом установления грузинского влияния здесь являются сохранившиеся грузинские храмы: Тхаба-Ерды и Алби-Ерды (XI-XII вв.), Таргим (ХП-ХШ вв.) в Галгае (Ингушетия) и, указания на бытование храмов в различных обществах Горной Чечни наряду с функционированием здесь в общественной среде отдельных элементов христианства [12].

Восточными соседями собственно нахских обществ Чечни до начала XIII в. оставались объединения дагестанских аулов андо-цезской (авароязычной) зоны, на севере горные нахи граничили с равнинными аланами. Наряду с аланским присутствием, надо предполагать на севере исторической Чечни поначалу (с конца IV в. н.э.) гуннское, тюркское и хазарское влияние, а к концу рассматриваемого периода и половецкое (кипчакское) соседство на Кумыкской плоскости в Терско-Сулакском муждуречье и в затеречных степях. На западе нахи Чечни соседствуют в горах с обществами современной Ингушетии и нахоязычными предками современных осетин, которые жили по левобережному бассейну верхнего течения Терека. Исторически длительный этногенез собственно осетин, как известно, имел смешанный характер: он шел с участием основного нахского субстрата и, возможно, с инфильтрацией протоабхазоадыгского, ираноязычного (скифского, сарматского и аланского) этносов и языков по крайней мере с I тыс. до н.э. [13].

Особняком стоит вопрос об автохтонном населении равнинной части Чечни. К началу исследуемого периода, так же как практически и на всей основной части равнинного Северного Кавказа (за исключением прикаспийских и причерноморских районов) страна была покрыта сарматскими, а затем и «аланскими» поселениями больших племенных групп алано-ясов. Некая государственность на равнинах региона сложилась к концу раннего средневековья, но к XIII в. Алания давно утратила характер единого царства и переживала период феодальной раздробленности. Об этом образно рассказал католический монах Юлиан, посетивший Аланию в 1235 г.: «сколько (там) селений, столько и вождей, и ни один не имеет подчиненного отношения к другому. Там постоянно идет война вождя против вождя, села против села…». Известно, что в ходе последующего вторжения монголов на службу к иноземцам добровольно вступила значительная часть аланских феодалов, даже воевавшая в первых рядах против таких же алан оказавших мужественное сопротивление захватчикам [14].

Надо полагать, что за этим противоборством наблюдались не только сословно-феодальная вражда и социально-политические конфликты, но и довольно жгучие племенные, религиозные и даже этнические противоречия.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что под именем оседлых северокавказских «алан» скрывались не только крупные аланские подразделения ираноязычного характера, но и тюркоязычные и собственно автохтонные народности горского происхождения. В течение своего более чем тысячелетнего пребывания на Северном Кавказе пришлые (Центральная, Средняя Азия и Приаралье) аланские племена с яркой самобытной культурой не только укоренились на местной почве, но и в результате симбиоза создали некую новую северокавказскую общность. Известный исследователь, А.В. Гадло в свое время уверенно констатировал: «в границах Аланского государства в течение второй половины I тыс. н.э. сложился в целом единый и настолько специфичный комплекс культурно-бытовых признаков, что уровень этнической консолидации в Алании можно характеризовать как уровень свойственный средневековой народности». Однако нельзя сбрасывать с учета то обстоятельство, что даже собственно аланский компонент здесь был неоднородным и делился на ряд племен [15].

В границах современной Чечни согласно археологу М.Х.Багаеву складываются два этнохозяйственных и этнополитических ареала заключающих в себе соответственно горных нахов – «ломур нах» с преобладанием скотоводческо-земледельческого типа хозяйства и захоронениями в т.н. каменных ящиках и склепах и равнинных людей – «арара/охьар/овхар нах» входящих в аланский союз, с преобладанием земледельческо-скотоводческого типа хозяйства и захоронениями в грунтовых могилах и катакомбах [16].

К сожалению, сказать что-либо определенное о соотношении нахских и аланских факторов в истории Алании накануне монгольского нашествия в ХШ в. возможным не представляется. Известно другое. Накануне ордынского нашествия на Северный Кавказ сугубо аланские по археологическим находкам поселения включая городища, густо покрывали равнины современной Чечни и Ингушетии. Их известно на сегодня более 40, а аланского типа катакомбные могильники обнаруживаются даже в предгорьях и в некоторых горных ущельях нашего края. О густой населенности Алании, начиная от границ Дагестана и далее на запад, свидетельствует, арабский автор Х в. Масуди: «Аланское царство состоит из непрерывного ряда поселений». В Западной Алании (Северо-Западный Кавказ) ситуация возможно была другой – глава Аланской митрополии утверждал, что здесь народ «пастушеский» [17].

О городах Алании на той же р. Сунже следует сказать отдельно. Здесь располагался городской центр с мощными укреплениями - Алхан -Калинское городище (Магас) в среднем течении; выше по течению наблюдалась система небольших укреплений-городищ в районе г. Назрани и селений Али-юрт и Сурхахи (Ингушетия) на своеобразном предполье к Владикавказской равнине, Дарьяльскому ущелью и Эльхотовским «воротам».Далее к западу до современной Черкесии, располагалось еще несколько крупных аланских городов [18].

Аланские города Северного Кавказа находились, как правило, на важных торговых путях связывающих восток – запад, север - юг и горы - равнина. Жители их были связаны с ремесленным производством и торговлей, хотя в целом местные города оставались полуаграрными, а некоторые из них являлись и религиозными центрами. В частности Нижне-Архызское городище в Х-ХП вв. было центром Аланской христианской церкви, а г. Магас (Алхан-Калинское городище) на территории современной Чечни был священным местом для последователей традиционных верований связанных с культом огня. Здесь, в средней части Сунжи в первой трети ХIII в. правил владетель «А-Рсы-лань» (китайская транскрипция, возможно Александр или Арслан), имевший сыновей «Асань-чжена» и «Негулая» (Николай) [19].

Важно подчеркнуть и то обстоятельство, что плоскостное население всего Северного Кавказа в раннем и позднем средневековье грузинские источники представляют себе «овским» (т.е. асским, аланским). Горское население выглядит «кавкасианским»: «двалы», «дурдзуки», «цанары/санары», «кистинцы» и «туши» (горные районы Картлии, Кахетии, Осетии, Чечни и Ингушетии) [20].

Горная часть нахского этномассива в границах современной Чечни и Ингушетии именовалась в традиционной грузинской литературе средневековья обобщенно - «Дурдзукети», «Цанарети», а также «Кисти». Частными названиями были, к примеру, этнонимы «глигви», «мелки», «цанары», «туши» и «нахче»[21]. Согласно письменным, археологическим и этнографическим данным основная нахская территория территория (Чечня) представляла собой в затрагиваемый период некую сумму аульных обществ и союзов обществ в рамках ущелий, плоскогорий и бассейнов горных рек.

Если рассматривать с запада на восток, то в границах современной Ингушетии мы имеем исторически сложившиеся нахские аулы и общества в бассейне притоков верхнего Терека - рр. Охкарохи (Кистинка), Армхи и её притока Шона, такие как Джейрах и Мецхал. В верхнем бассейне р. Ассы и её притока Гулойхи (или Азычеч ?) располагались общества Галгай и Цори, из которых самым крупным являлось общество Галгай («Глигви» грузинских источников). Их названия, в тех или иных вариантах, дожили до XVI-XVII вв. когда они фиксируются уже и в русских документальных источниках. Особняком стоит вопрос о небольшом грузинском селении Гвилети (Гуэлети) и в Дарьяльском ущелье, население которого согласно русским источникам конца ХVІ в. представляется нахоязычным (Черебашев кабак) [22].

Ниже Цори по берегам Ассы, её притокам (Фортанга) и разным горным речкам (впадающим как в Ассу, Фортангу и на плоскости в Сунжу) в пределах исторической Чечни гнездились аулы таких обществ как Цечой, Мержой, Галай, Ялхарой, Нашхой, Аькха/Акка, Пешха.

На р. Чанты-Аргун, берущей начало в Грузии и рассекающей Горную Чечню с запада на восток, с последующим поворотом на север к равнине, располагались каменные аулы обществ: Маьлхи, Майсты, Кей/Кий, Хилдехарой, Терлой, Хьачарой, Чанти, Дишни, Дзумсой, Чинхой, Нижалой, Мулкой, Шатой и ряда других. Предположительно аул и общество Кей дали в грузинской традиционной этнонимике понятия «кейста/киста» и «кистинцы» [23]. Течение Шаро-Аргуна - другой крупной горной реки Чечни, шло от ледников Бокового хребта на юге, к юго-востоку, а затем на север, сливаясь с Чанты-Аргуном у выхода из гор на Чеченскую равнину. Начиная с истоков Шаро-Аргуна по её берегам и притокам, стояли древние каменные аулы - Кесалой, Хуландой, Щикарой, Шарой, Цесой, Химой, Нижалой и другие.

Одно из крупнейших горных обществ Чечни - Чебарлой располагалось восточнее шаройских обществ на плоскогорье образованном юго-восточными отрогами Андийского хребта. Сток горных речек здесь был обращён на восток в р. Ансалта, впадающей в свою очередь в Андийскую Койсу.

Восточная часть Горной Чечни - Нахч-Мохк, была освоена задолго до средневековья - густая масса аулов сложилась здесь в своеобразную федерацию обществ. Это территория относительно пологих лесных гор от 1,1 до 0,6 тыс. м над уровнем моря была прорезана с одной стороны рр. Бас (Джалка) и Гумс (Белка) с их значительными притоками ( Хулхилау, Мичиг и Гансол), текущими на север и впадающими в Сунжу. С другой стороны здесь начинались рр. Аксай, Ямансу, Ярыксу и Акташ (с вершин Андийского хребта), текущими в северном, а затем по выходу на Кумыкскую плоскость в северо-восточном направлении по вплоть до впадения в Терек [24].

Пережив ордынское нашествие, оказавшись на стыке противоборства двух монгольских государств Европы и Азии, испытывая наступление на горское язычество грузино-византийского типа христианства, а затем и ислама, находясь на границе воздействия различных языков и народов (тюркских, картвельских и ираноязычных) целый ряд нахских народностей обществ Большого Кавказа утрачивают свой самобытный тип.

Поэтому необходимость изучения истории нахского этномассива на Кавказе, безотносительно современного положения нахских языков и народов, до начала эпохальных изменений (с конца первой трети ХШ в.) представляется важной и необходимой.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Туманов К.М. О доисторическом языке Закавказья: (Из материалов по истории и языкознанию Кавказа). Тифлис, 1913 (современное переиздание осуществлено РОО «Оптимум»: Грозный , 2011); Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа М.. 1973. С.122-144; Федоров Я.А. Историческая этнография Северного Кавказа. Л., 1983. С. 38-40; Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века. М., 2001. С.90-93; Северный Кавказ с древнейших времен до начала ХХ столетия (историко-этнографические очерки) / Под ред. В.Б. Виноградова. – Пятигорск, 2010. С.14-15; и др.

2.См., о горногрузинских обществах с нахским элементом: Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии. Тбилиси, 1959; Гамрекели В.Н. Двалы и Двалетия в 1-ХУ веках. Тбилиси, 1961; Волкова Н.Г. Указ. соч. С.113-116; Мусхелишвили. Историческая география Грузии 1У-Х вв. // Очерки истории Грузии. Т.2. Тбилиси, 1988; Чокаев К.З., Ахмадов Я.З. Дурдзуки (дзурдзуки), цанары (санары) // Энциклопедия культур народов Юга России. Т.1. Ростов-на-Дону, 2005. С.96; и др. Следует отметить, что те же Хевсуретия, Хеви и Тушетия географически в строгом смысле находились между вершинами Главного Кавказского и Бокового хребтов, а не на южных склонах Большого Кавказа. Двалетия располагалась на северных склонах Большого Кавказского хребта занимая (да и то позже) на южной стороне водораздела частично небольшой район - т.н. Магран-Двалетию. Но исторически, политически и в силу своего расположения они все были тесно связаны с Закавказьем.

3. Мровели Леонти. Указ. соч. С.30, 52-54,64; Мужухоев М.Б. Средневековые культовые памятники Центрального Кавказа. Грозный, 1989. С.146-147. 4.Армянская география (пер. П. Патканова). Из нового списка географии, приписываемого Моисею Хоренскому // Журнал министерства народного просвещения. Ч. 226. 1883. С.30.

5. Базоркин М.М. История происхождения ингушей. Нальчик, 2002. С.20-21; Царевич Вахушти. География Грузии. / Введение, перевод и примечания М. Г. Джанашвили // Записки Кавказского отдела ИРГО.  Кн. XXIV, вып. 5. Тифлис, 1904. С.150-152.

6. Царевич Вахушти. Указ. соч.С.141, 151-152; Гамрекели В.Н. Указ. соч. С. 137-145; и др.

7. Волкова Н.Г. Указ. соч. С.126-139; Ахмадов Я.З. Григол Великий – объединитель Восточной Грузии // Вестник ЛАМ. №2. Грозный, 2001.

8. Гамрекели В.Н. Указ. соч. С.24-25,29, 85-86; Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до ХУ века. Пятигорск, 2010. С.127-131, 148, 150-158; и др.

9. Монин А.С., Шишков Ю.А. История климата. Л., 1979. С.351-352; Ахмадов Я.З. К вопросу о климатических факторах в истории Чечни ХШ-ХУП вв. //Наука и образование в Чеченской Республике: состояние и перспективы развития. Грозный, 2011. С.527.

10.Анчабадзе Ю.Д., Волкова Н.Г. Этническая история Северного Кавказа ХУ1-Х1Х века. М.,1993. С.71-72;

11. Картлис цховреба. История Грузии / Гл. ред. Р.Метревели. Тбилиси, 2008. С. 291; Гамрекели В.Н. Указ. соч. С.24-25,29, 85-86; Кузнецов В.А. Указ. соч. С.127-131, 148, 150-158; и др.

12. См.: Царевич Вахушти. Указ. соч. С.133-134, 141, 153 («С древнейшего времени подчинялись царям Грузии страны: Дзурдзукия, Хеви, Двалетия…»); Виноградов В.Б. Вайнахо-аланские историко-культурные параллели (на материалах горной Ингушетии) // Вопросы историко-культурных связей на Северном Кавказе. Орджоникидзе 1985. С.7; Мужухоев М.Б. Указ. соч. С.111-118; Мужухоев М.Б., Магомадов И.Д. К вопросу о времени и условиях строительство храма Тхаба-Ярды //Археолого-этнографический сборник. Т.4. Грозный 1976. С. 91-102;. Мусхелишвили Д.Л. Историческая география Грузии IV-X в. // Очерки истории Грузии. Т.2.Тбилиси, 1988. С.416; Кузнецов В.А. Указ. соч. С.150-158; Далгат Б.К. Первобытная религия чеченцев и ингушей. М., 2004. С.38-52.

13.Ахмадов Я.З История Чечни с древнейших времен до конца ХУШ века. С.193,211; и др.

14.Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-Х1Х вв./ Сост. В.К.Гарданов. Нальчик, 1974. С.31;Иванов А. История монголов (Юань ши) об асах-аланах. С.292-296, 299 ;Кузнецов В.А. Указ соч. С.335-336.

15. Армянская география (пер. П. Патканова). Из нового списка географии, приписываемого Моисею Хоренскому. С.28-30; Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. Л., 1979. С.201; Кузнецов В.А. Указ. соч. С.218-220.

17.История Чечни с древнейших времен до наших дней, Т.1. Грозный, 2006. С.79-81; Багаев М.Х. Культура горной Чечня и Дагестана в древности и средневековье. У1 в. до н.э. - ХП в. н.э. М., 2008. С.163-167, 171; и др.

18.См.: Кузнецов В.А. Указ. соч. С. 217-219; Багаев М.Х. Население плоскостной Чечено-Ингушетии накануне окончательного переселения вейнахов с гор на плоскость (ХШ-Х1У) // Археолого-этнографический сборник. Т.2. Грозный, 1968. С.59-60; Мамаев Х.М. Новые аланские могильники в плоскостной и предгорной Чечено-Ингушетии // Тезисы докладов 1У Крупновских чтений по археологии Кавказа. Орджоникидзе, 1974;

19. Виноградов В.Б. Тайны минувших времен. М., 1966. С.22; Кодзоев Н.Д. Магас: по археологическим и письменным источникам. Магас, 2003. С.36-45; В.А.Кузнецов (Указ. соч. С.226-229) насчитывает следующие аланские города: Нижний Архыз, Рим–гора, Верхний Джулат, Нижний Джулат и Алхан -Кала. Монгольская история говорит о взятии одного города на территории Алании – Ме-цио-сы/Май-гэ-сы (Магас). - Иванов А.История монголов (Юань ши) об асах-аланах. С.283, 299.

20. Иванов А. История монголов (Юань-Ши) об асах-аланах. С. 292-293 ; Кузнецов В.А.Указ. соч. С.229 ; Виноградов В.Б.Тайны минувших времен. М., 1967. С. Ахмадов Я.З. Указ. соч. С. 211.

21.См. к примеру: Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей. Извлечение сведений об абхазах, народах Северного Кавказа и Дагестана. Перевод с древнегрузинского Г.В. Цулая. М. 1979. С.52-53,91. Гамрекели В. Н. Указ. соч. С.22-28; и др.

Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Дата публикации: 20.01.2014 22:16:38

1 | 2

Читайте нас в социальных сетях:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен


Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

История Конституции РФ

История Конституции-основа демократии РФ.

Читать

К вопросу о нахском этномассиве на Кавказе (I-ХIII ВВ.)

Хронологические рамки настоящей статьи мотивированы тем обстоятельством, что «аланская» эпоха на Северном Кавказе начавшаяся в первые века новой эры и характерная определенной стабилизацией и положительной динамикой этнополитического и хозяйственного развития заканчивается с татаро-монгольским нашествием. В течение ХШ в. происходит коренное изменение этнополитической картины в регионе Кавказа и Восточной Европы вследствие ордынского (монгольского) завоевания. .

Читать

Товарный дефицит в СССР: обострение проблемы в 1960-х — начале 1980-х гг. в ракурсе истории повседневности

В данной статье рассматривается отражение проблемы товарного дефицита в СССР в обращениях и жалобах граждан, направленных в правительство страны. Особое внимание обращается на отношение населения к причинам товарного дефицита, ухудшению экономической ситуации, несоответствие официальной пропаганды и реальной действительности..

Читать

Златоустовский (Косотуровский) комбинированный завод Масаловых на Южном Урале в XVIII в.

На Южном Урале во второй половине 18в. бурно развивалась горнозаводская промышленность. Особенностью региона было отсутствие казённого и господство парктикулярного горнозаводского строительства. Крупными горнозаводскими предпринимателями на Южном Урале были тульские купцы Масаловы. Ими было построено 8 горных заводов, в том числе, 2 медеплавильных, 2 доменно-плавильных, 2 молотовых, 1 комбинированный и 1 вспомогательный. Среди заводов наиболее крупным был – Златоустовский. После хозяйственных потрясений и скандального раздела имущества Масаловых Златоустовский завод, находившийся в стадии строительства, достался Максиму Масалову. .

Читать

Маршал Жуков: полководец XX века

Полководческое искусство Г.К. Жукова.

Читать

Колонизационная политика России в Закубанье на завершающем этапе Кавказской войны: казаки и горцы

В 1862 г. начался заключительный этап Кавказской войны, и в Закубанье осталось лишь несколько не покорившихся племен. Следующим тактическим шагом, предпринятым русским правительством было выселение горцев на равнинные территории или отправка последних в Турцию. .

Читать

История белорусских поселений Шегарского района Томской области

Еще в 90-е годы обозначился интерес к изучению этнодисперсных групп на территории Сибири. Одной из наименее изученных диаспор Томской области являются белорусская..

Читать

Люди бессмертного подвига

Да, они солдаты Великой Отечественной войны, люди бессмертного подвига, кто не щадил себя во имя общего дела достойны повседневного и чуткого внимания. 1418 дней сражались они, не жалея ни сил, ни крови, ни самой жизни чтобы одержать выдающуюся победу над фашизмом, спасти свою страну и мир от гитлеровского порабощения. И они одержали её. Этот подвиг советских солдат, подвиг, не имеющий себе равного во всей истории человечества, высечен нестирающимися знаками в сердцах всех живущих на земле, всех, кому дороги свобода и мир. Чистое голубое небо и счастливая детская улыбка. .

Читать

Культурная революция в СССР как попытка создания новой идентичности

Культурная революция в СССР 1920-х - 1930-х годов стала одним из приоритетных направлений деятельности нового правительства. Необходимо было не просто создать новую идею, а сформировать новое мировоззрение, систему взглядов, которую разделяло бы большинство населения. .

Читать

Брачные обычаи в Российской Империи. Возможен ли был развод?

В романе "Анна Каренина" Толстой пишет о том, как тяжело княгине Щербацкой было понять, как же правильно сватать молодых людей. Французская традиция, когда родители выбирали жен своим сыновьям, осуждалась, а английская, когда молодые люди сами выбирали себе пару, считалась слишком дикой и невозможной. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter