↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

Названо самое провальное оружие Второй мировой войны
........................
Ученые подтвердили гибель динозавров от астероида
........................
В Пскове под кинотеатром нашли древнюю церковь
........................
Красная Армия помешала Японии применить биологическое оружие
........................
В Китае нашли следы пива возрастом 9000 лет
........................

Легенды моего села

(Эссе)
Раздел: История России
Автор: Буденева Нина Павловна

Ге – ра –си – мов – ка…

Что - то знакомое слышится, когда произносится это слово вслух. И трель невидимого жаворонка в летний полдень над душистым луговым морем. И призывные звуки небольшого церковного колокола, разносившегося далеко ветром, напоминая нам, потомкам о богатой истории нашей земли. Уже давно нет церкви, но сердце каждого из нас хранит в себе частичку огромной любви к своей Родине. Слышится многоголосое эхо, будто подпевающее молодым парням и девушкам, собравшимся на околице у костра и запевающим старинную казачью песню.

Это моя станица, земля моих предков, земля, взрастившая меня и не одно поколение казаков - герасимовцев. Хочется сказать добрые и хорошие слова о моей станице, о людях, которые здесь жили и живут.

Живут в людской памяти дела давно минувших дней. Ну, а о жизни станичной слагают легенды. О них рассказывают. Этой жизнью живут мои земляки. И заслуга в этом старожил станицы.

Легенда – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.

Есть ли легенды у моего села? Мое родное село Герасимовка богато легендами. Одной из первых легенд, запавших в душу с раннего детства, была легенда о названии села.

Как верная подруга веков, вдоль правого берега Урала, пролегла река Кинделя. На север от нее начинаются холмистые степи, поля на юг они вместе с Уралом веками хранят заливные луга, озера, богатые рыбой с давних времен привлекали сюда первых переселенцев. Трудно назвать точную дату, когда люди пришли и поселились на берегу реки Кинделя. Но о том, что во времена Пугачева здесь уже жили люди – это достоверно известно. Старейший житель села, Мария Пахомовна Шабрина (умерла в 1984г.) прожила 80 лет в этом селе. Здесь же жил и её отец. Она вспоминала рассказы своего отца, когда на берег живописной реки пришли первые переселенцы, и, видя богатые луга, землю, озера полные рыбы, воскликнули: «Вот здесь мы заживем!». И это была река Кинделя. По преданию здесь в первой половине XVIII века скрывался ссыльный Герасим из Сибири. Во всей округе это был диковинный человек и он вызывал большой интерес у жителей села. И вот поселок, где он жил был назван Герасимовкой. Есть еще легенда о том, что стояли в этих местах лютые морозы и было холодно – «студено». Третья легенда гласит о холодных, студеных родниках реки Кинделя.

Особое место в казачьих легендах занимает « Цветок лазоревый» - дикий степной красный тюльпан. Не алые головки тюльпанов колышет весенний ветер – это души казаков, погибших в боях, походах на чужбине. Несколько дней распускаются в родной стороне, поэтому цветок лазорев похож цветом на кровь, пролитую казаками. Выйди весной в степь, оглянись кругом и увидишь, что вся нераспаханная степь и курганы окроплены кровавыми каплями – тюльпанами. Казаки называют свою степь лазоревой. Казаки исстари не рвут в степи цветок лазоревой.

Существует известное казачье поверье про степную ковыль- траву. Ковыль – трава считается травой мёртвых, растущей на костях наших предков – казаков. Поэтому казаки никогда не рвут эту траву и не вносят в дом.

«Хранят курганы древние сарматов вечный сон…..». Это ещё одна легенда моей станицы. С древнейших времен благодатные земли, на которых находилось станица привлекали к себе внимание людей. В окрестностях села имеются археологические памятники, датируемые 2-3 тыс. до н. э. Одни народы сменяли другие, появлялись новые племена, имеющие свою самобытную культуру. После себя они оставляли немые свидетельства своего пребывания в здешних местах: остатки поселений, кладбища – могильники. В раннем железном веке ( 8 в. до н.э – 4 в. до н.э.) по уральским степям кочевали воинственные сарматские племена. Не было у них ни селений, ни городов, только древние могильные холмы – курганы возвышаются среди полей по сей день. Хоронили сарматы своих сородичей на возвышенных, приметных местах. У села Герасимовка есть такое место, именуемое Красный Яр. Здесь, на площадке надпойменной террасы, с которой открывается замечательный вид на заливные луга, находится группа древних курганов.

Много легенд связано с пугачёвским бунтом. До Илека проходил «военный рубеж» войска Пугачёва. Это было пугачевское укрепление, что будто бы там Пугачев держал оборону. Между селами Мухраново и Мустаево есть большой холм, который называется «Мар-блюдо». Говорят, это тоже пугачевское укрепление... На правой стороне Урала много холмов - маров. В давние времена они предназначались для захоронений, в них также прятали богатства; некоторые мары служили казакам как дозорные вышки. Под Яманом есть Жареный мар. В1900-х г. в трех верстах от села Киндели местные жители разрыли один из маров. Здесь нашли медную и золотую посуду, сбрую, украшения.

Емельян Иванович Пугачёв был в Илеке, мары сохранились до Мустаево. И я уверена, что герасимовцы могли быть с бунтовщиками. И кто знает – не зарыт ли у нас клад Пугачёва. Время покажет.

Теплый солнечный июльский день. Тихие улицы благоухают запахами цветов и трав. Почти в каждом палисаднике густо зеленеют сады. Маленькие домики уютно смотрят оконцами в обрамлении ажурных наличников и распахнутых ставень. Не привлекая особого внимания редких прохожих, идет по сонной улице плотный широкогрудый мужчина. Судя по его неторопливой походке и обостренному интересу к не столь уж броским достопримечательностям, встречающимся на его пути, можно догадаться, что это приезжий. Да и одет он, кажется, не по погоде: сарпинковая рубаха синего цвета подпоясана кожаным ремнем, черные брюки заправлены в сапоги. Густая курчавая борода и богатая черная шевелюра, красиво обрамляя правильные черты привлекательного лица, как бы подчеркивают зоркость и мудрость спокойных карих глаз. И от всей коренастой, крепкой фигуры этого симпатичного человека веет удивительным спокойствием и уверенностью. Таким, вероятно, предстал перед герасимовскими жителями сто десять лет тому назад Владимир Галактионович Короленко (1853-1921).

Заехав на ночлег в Герасимовку, он отмечает особенное радушие казаков. Он сравнивает наших казаков с ковылём в степи. Нашу реку Кинделю он называет красавицей. Отмечает то, что верблюдам грозит опасность от строительства железной дороги. Прошло 110 лет, как В.Г. Короленко побывал на Урале. Неузнаваемо преобразилось всё здесь с того времени. Новое поколение казаков чтит память Владимира Галактионовича Короленко, чьи произведения рождены встречей с нашим краем.

«Овраги помнят здешние казачьих сабель звон…». Сохранилась легенда об установление Советской власти в нашей станице. Бригада Г.Е.Китова находилась в Гнилище, возле Новосергиевки. Большевики пришли в Герасимовку под крещение, 19 января 1919 года. Они звали мужчин в Красную Армию. Казаки подожгли Алексеевку и Герасимовку. Но белоказаки не успокоились. Опять был набег на село, но им был дан отпор бригадой Китова и белоказаки сдали оружие. В ходе набега были зверски убиты 5 красноармейцев и сброшены в колодец за селом. Одного солдата выдала казачка. Красноармейцы похоронили погибших у плёса. И как напоминание о тех кровопролитных боях сохранились окопы да обелиски.

Много легенд связано с трактором «Фордзон», который стоит в садике им. Фрунзе в городе Оренбурге. Купленный герасимовцами за скот в годы коллективизации, был отдан студентам сельхозинститута и как музейный экспонат оказался в саду.

Первый и маленький трактор «Фордзон» колхоз получил летом 1930 года, но и он вызвал у колхозников большой интерес. На двор Лаврентия Халява, где стоял этот трактор, сошлось почти всё село. Всем запомнился смешной случай этого дня. Жена колхозника Тютенко Арсентия очень внимательно и со всех сторон рассматривает этот трактор и говорит: «Яко вона не знаю, дывлюсь, деж та дирка, шо наши быки проскочили». Она сделала намёк на 2 пары быков, которых сдали при вступлении в колхоз.

С нашей станицей связаны воспоминания о «сенаторе от штата Сорочинск» - депутате в Верховный Совет СССР Фадееве А.А.

Давайте вернемся в год сорок шестой, в его суровый, морозный март. Писатель, известный миллионам, уже немало дней находился в Оренбуржье.

Тут его избрали депутатом. И на душе было радостно: люди им довольны, значит, у народа в чести.

Это событие не записанное, а сохраненное памятью поколений и потому только претендующее на достоверность. В селе Мустаево состоялась встреча избирателей с депутатом в Верховный Совет СССР писателем Фадеевым А.А. Встреча проходила в радушной обстановке. Писатель выступил со словами благодарности и приветствия труженикам района. С ответным словом выступила жительница нашего села Колиниченко Мария Степановна. После торжественной части был дан концерт силами художественной самодеятельности. Теплая беседа Фадеева с тружениками ещё долго продолжалась и после закрытия собрания. У Марии Степановны надолго остался в памяти образ замечательного человека, активного борца за счастье и мир.

"Фадеев не терпел нейтральных в борьбе. Здесь ключ к фадеевскому характеру. Запомним его таким..." Это написала Вера Инбер. Она знала Фадеева много лет. Мне такого счастья не выпало.

Герасимовка – удивительное село. Здесь рядом живут замечательные люди. Но человек жив не только хлебом. Человечество живет памятью. Памятью о людях, которых уже нет рядом с нами. Это первые переселенцы – семьи Телегиных и Фроловых, это те, кто был вместе с Емельяном Пугачёвым, это те, кто гостеприимно принял Короленко В.Г. на ночлег, это те, кто вместе с Китовым Г.Е. устанавливал новую власть и создавал колхозы.

Собирая материал для этой работы, я встречалась с земляками, и никто не отказывался принять – всем было что рассказать. Наши земляки совершали боевые и трудовые подвиги. Они мечтали о счастливом будущем своей страны и села. Станичники чтят память людей, оставивших след в истории моего села.

Хочется показать молодому поколению, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у сельчан, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность. Я пришла к выводу, что легенды нашего села переплетаются с достоверными историческими фактами. История села связана с Емельяном Пугачёвым, писателями В.Г. Короленко и А.А. Фадеевым.

 

 


Раздел: История России
Дата публикации: 19.11.2013 21:04:01
1

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм



Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Российская империя на Дальнем Востоке в конце XIX века

Рассмотрение ситуации на Дальнем Востоке перед началом русско-японской войны 1904-1905гг..

Читать

«И будет помнить вся Россия…»: Отечественная война 1812 года и Бородинское сражение в народных преданиях и в некоторых редких документах Олонецкой губернии. Историческое эссе-исследование.

Наша исследовательская работа уникальна: никто еще не рассматривал тему преданий Олонецкой губернии, возникших на основе реальных событий войны. Мы хотим рассказать о том, что о Бородинской битве действительно помнила вся Россия – на примере отдаленной от мест событий Олонецкой губернии. Мы впервые создаем в работе электронную карту с указанием деревень губернии, откуда происходили наши земляки - герои Отечественной войны 1812 года.

Читать

История военных лет в названиях Томских улиц

в статье описаны подвиги сибиряков во время ВОВ, в честь которых названы улицы Томска.

Читать

Чудо на все времена

Я люблю путешествовать. Несколько раз была в Москве всего на несколько часов. Больше всего запомнилась поездка с тётей. Билеты взяли так, чтобы быть утром в Москве. Рано утром сошли с поезда и сразу в метро до Красной площади. На меня произвело впечатление её величие. Я просто стояла, слушала, как бьют часы, хотелось потрогать кирпич в Кремлёвской стене. Мне кажется, ни в одном городе нет площади такой красоты и строгости..

Читать

История Конституции РФ

История Конституции-основа демократии РФ.

Читать

Детство, опаленное войной

В мае 2014 года вся наша огромная страна будет отмечать 69-летие Великой Победы. Известно, что война практически не обошла ни одну семью: уходили на фронт отцы, деды, братья…Оставались работать в тылу матери и сестры… Угоняли в фашистскую неволю молодых девчонок и парней…. Зверствовали немцы в захваченных городах и селах….

Читать

Будущий прелат. Часть 5 Политическая деятельность

Молодой католический священник активно включается в политическую деятельность, направленную на повышение авторитета церкви и улучшение жизни латгальских крестьян. Альфонс Пастор становится депутатом 2-го, 3-го и 4-го Сеймов и председателем ЦК латгальской партии христианских крестьян. Его основные по.

Читать

Детские начала великих людей.

Изучив биографии известнейших общественных деятелей,навсегда вошедших в историю, я выявил необычную закономерность. Большинство их них в детстве проявляли огромный интере с к учебе, саморазвитию и, что еще более важно, могли избрать для себя определенный круг предметов, наук и т.д., которые они готовы были изучать самостоятельно и с интересом.

Читать

Благотворительность. Братья М. В. и В. Т. Ассевы. Благотворительность и милосердие в г. Тамбове.

Раньше, когда не было ни радио, не телевидения, были люди, о которых другие были наслышаны. Они не афишировали открыто свою деятельность, но сделали многое для родного края и были известны своими благими делами. Лично их знал определённый круг людей. Другие же, видеть их не видели, но слышали и знали о их существовании и деятельности. Эти имена были на слуху, так как они прославились своей деятельностью на благо общества. .

Читать

Альфонс Пастор – прелат Апостольского престола. Часть 1

После вхождения Латвии в состав Советского Союза начались репрессии против многих категорий латышей, в частности, против католических священников. Советские власти использовали репрессии для оказания давления на митрополита А. Спринговича, подвергая аресту его ближайших помощников. Первый арест прел.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter