↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Обнаружен единственный на планете сородич динозавров, доживший до наших времен
........................
Стало известно, из каких плит создан Стоунхендж
........................
Динозавры могли болеть раком
........................
В египетских мумиях не нашли ничего человеческого
........................
Дефицит и очереди: как идеология разрушила экономику СССР
........................

1 | 2 | 3

Листая прошлого страницы (как отмечались юбилеи М.Ю. Лермонтова до революции в Пензенской губернии)

(Научно-исследовательская работа)
Раздел: История Пензенского края
Автор: Скороделова Мария
Руководитель Ягодина Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 58

Актуальность работы.

В 2014 году исполнилось 200 лет со дня рождения русского поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова. Его имя прогремело мощным грохотом «Бородина», его мысли стали воплощением «Пророка», его странствующая душа нашла покой только на родной земле. Для Пензы - это ориентир, яркий символ поэтической культурной жизни всей губернии. Существует большое количество монографий, статей в периодической печати, посвящённых нашему земляку, его творчеству. Однако, на наш взгляд, недостаточно изучена проблема: «Как происходило празднование юбилеев М.Ю. Лермонтова в нашем крае в дореволюционное время?» В этом и состоит актуальность данной работы.

Цель и задачи работы.

Цель представленной работы - исследование особенности празднования юбилейных дат М. Ю. Лермонтова в Пензенском крае до революции.

В связи с этим автором поставлены следующие задачи:

Объектом исследования являются юбилеи как форма культурной памяти.

Предметом исследования стали празднования юбилейных дат памяти М.Ю. Лермонтова в Пензенском крае до революции.

Методы, используемые при написании работы:

Гипотеза работы строится на предположении, что изучение страниц прошлого, способствует интересу к настоящему.

Научная новизна и практическая значимость исследуемой проблемы.

Хочется подчеркнуть новизну исследования, так как не существует монографий, посвящённых истории празднования юбилейных дат М. Ю. Лермонтова.

Практическая значимость состоит в возможности использования материалов исследования на уроках краеведения и для проведения внеклассных мероприятий, направленных на формирование чувств патриотизма и гражданской позиции.



ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ

В ходе исследования изучались фонды Государственного архива Пензенской области (ГАПО): Ф.5, периодические издания «Пензенские губернские ведомости», «Сталинское знамя».

Так «Дело, производящееся в канцелярии г. начальника Пензенской губернии по письму чембарского уездного предводителя дворянства об открытии подписки на предмет сооружения в Пензе памятника поэту М.Ю. Лермонтову. 1864 г.» позволило узнать о начале мероприятий в губернии по увековечиванию памяти великого земляка.

Основная информация о праздновании юбилейных дат М. Ю. Лермонтова была найдена автором в периодических изданиях. Одной из первых статей о поэте, найденной на страницах местной прессы, - очерк Николай Васильевич Прозина «Выдержки из моего дорожного портфеля. Село Тарханы», который был опубликован13 декабря 1867 года.

В газетном номере № 153 от 18-го июля 1891 года рассказывается о панихиде в селе Тарханы, в связи с пятидесятилетней годовщиной со дня кончины великого поэта М. Ю. Лермонтова.

В газете «Пензенские губернские ведомости» № 212 от 4-го октября 1891 год №212 была обнаружена статья, рассказывающая о лермонтовском вечере, который состоялся 2 октября 1891 года.

В «Пензенских губернских ведомостях» № 43 от 17 февраля 1912 год опубликована статья, рассказывающая о разрешении открытия Всероссийской подписки на устройство в Пензе аудитории и музея внешкольного образования.

В газете «Пензенский городской вестник» № 235 от 7 сентября 1914 года оповещается о том, что празднование Столетия со дня рождения нашего земляка М.Ю. Лермонтова откладывается, в виду особых условий переживаемого времени откладываешься впредь до окончания военных действий. Однако анализ публикаций «Пензенских губернских ведомостей» за октябрь 1914 года позволил реконструировать события и узнать о том, какие мероприятия всё же состоялись.

Статьи: «В старой Пензе» И. Куприевича, «48 лет назад» В. Просвирина, «Лермонтовское общество» - З. Гусевой, опубликованные в газете «Сталинское знамя» от 15 октября 1939 года, позволили реконструировать события пятидесятилетней давности.

Статья «В памяти народной» Е. Я. Дмитрука и С. Г. Кузнецова позволила узнать, о пропаганде творчества М.Ю. Лермонтова в 50-60 х годах XIX века, а также деятельности общества имени М.Ю. Лермонтова.

В книге Олега Савина «Родник воды живой» найдена информация о ходе Всероссийской подписки на устройство в Пензе аудитории и музея внешкольного образования, в ознаменование столетия со дня рождения М. Ю. Лермонтова и деятельности библиотеки имени М.Ю. Лермонтова.

 

Глава 1. Значение и сущность юбилея как формы культурной памяти.

  1. Что такое юбилей?

В словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона читаем: «Юбилей - это: 1) установленный Моисеем 50-ый год после семи седмиц, когда проданные и заложенные земли возвращались к прежним владельцам или их наследникам, и рабы получали свободу. 2) В римской католической церкви год, паломничество в Рим, когда предоставляется отпущение от грехов. Павел Бонифаций объявил юбилейным каждый 100-й год, начиная с 1300, папа Климент VI ввёл юбилейные годы через каждые 50, Урбан VI 1389 – через каждые 33, Павел II 1470 – через каждые 25 лет.

3) Празднование 25, 50, 100 летней годовщины события или деятельности данного лица». (http://www.vehi.net/brokgauz/)

Словарь В.И. Даля: «Юбилей – это торжество, празднество, по поводу протекшего пятидесятилетия, столетия, тысячелетия, юбилейное торжество. Юбилей пятидесятилетия службы, докторства. Юбилей тысячелетия Руси». (http://ru.wikisource.org/wiki/)

Словарь Д.Н. Ушакова: «Юбилей - это празднование годовщины (выражающейся в круглых и крупных цифрах) деятельности какого-нибудь лица или учреждения, 25-летний юбилей ученого, 185-летний юбилей Московского университета (в 1939 г.). Торжественное заседание, банкет и т.п., посвященные такому празднованию. На юбилее было много народу».

(http://www.dict.t-mm.ru/)

В работе А. П. Евтушенко «Юбилей как социокультурный феномен» предлагает авторское определение. Юбилей – это: 1) форма прижизненного или посмертного признания заслуг юбиляра, его вклада в созидательную структуру общества; 2) форма культурной памяти, закреплённая в культурной традиции институализированного действия, формирующего символически переработанный образ прошлого и одновременно выполняющего функцию репрезентации содержания и трансляции смыслов культурной памяти. (http://files.msuc.org/)

1.2. Юбилей как форма культурной памяти

Юбилей играет важную роль в трансляции памяти: он происходит в настоящем, но является катализатором воспоминаний об явлениях в прошлом. Он объясняет и закрепляет в памяти основные вехи, события, значимые для самоидентификации общества. Тем самым юбилей через обращение к «базе данных» культурной памяти рассказывает о прошлом, одновременно регламентирует отношение к окружающему миру в настоящем и ориентирует на будущее.

Это сложносоставной процесс, включающий в себя помимо духовных, ряд материальных аспектов, обязательно реализующихся в юбилейном процессе: это создание жизнеописания (биографии героя); сохранение мест и предметов, связанных с выдающимся человеком, прежде всего в виде организации музея; издание собрания сочинений, отдельных произведений юбиляра и книг о юбиляре; производство фильмов, представление новых театральных постановок, проведение творческих вечеров, в том числе и телевизионных; воздание посмертных почестей, уход за могилой выдающегося соотечественника.

«Классифицировать юбилей можно по следующим направлениям: 1) по хронологическому признаку: юбилеи и годовщины; 2) по субъектному признаку: юбилеи личности и внеличностные юбилеи; 3) по биологическому признаку: юбилеи прижизненные – юбилеи посмертные; 4) по событийному признаку: юбилеи, связанные с датой рождения и с датой смерти; 5) по сравнительно-историческому признаку: годовщины актуальные – годовщины неактуальные; 6) по инициативному признаку: юбилеи частные – публичные юбилеи; 7) по материальному признаку: юбилеи социальные – артефактные юбилеи; 8) по категорийному признаку: временные юбилеи – количественные юбилеи; 9) по коммерческому признаку: юбилеи некоммерческие – юбилеи коммерческие». (http://files.msuc.org/)

Юбилей – отражение культурного и морального состояния общества. Он демонстрирует тот факт, что явление, лицо или историческое событие устоялись и прочно закрепились в культурной памяти нации. И, конечно же, юбилейные даты - не просто дань уважения писателю: это и популяризация его творчества, и смотр достижений науки в изучении его наследия, и праздник литературы и искусства вообще.



Глава 2.Празднование юбилеев М.Ю. Лермонтова

до революции в Пензенской губернии

2.1 Предыстория

24 октября 1864 года чембарский уездный предводитель князь Н. Енгалычев обратился с письмом к пензенскому губернатору В. П. Александровскому с просьбой об организации повсеместной подписки на сооружение памятника М.Ю. Лермонтову в Пензе. 31 октября того же года губернатор обратился с письмом по этому вопросу к губернскому предводителю дворянства. Последний ответил согласием. На том всё и закончилось.

В ГАПО сохранилось «Дело, производящееся в канцелярии г. Начальника Пензенской губернии об открытии подписки на предмет сооружения в Пензе памятника Поэту М. Ю. Лермонтову». Оно заведено 30 октября 1864 года, а окончилось 15 ноября 1864 года. [ГАПО, ф.5, оп. 1, д. 4272]

«Но уже в 50- и 60 – е годы начинается пропаганда биографии и творчества М. Ю. Лермонтова а Пензенском крае. С лучшими произведениями поэта знакомил учащихся дворянского института талантливый преподаватель словесности В. И. Захаров». [2, с.165]

В пензенской периодической печати начинают появляться статьи о поэте. Пионером этого благородного дела был Николай Васильевич Прозина, который опубликовал в № 50 «Пензенских губернских ведомостей» за 1867 год очерк «Тарханы». С большой любовью и уважением к памяти Лермонтова писал автор о тех личных вещах поэта, которые сохранились и после его смерти. Прозин описал и часовню, в которой покоится прах матери и бабушки Лермонтова, и где погребено тело самого поэта.

«…Три мраморных памятника, как только войдете в часовню, стоят два рядом, а один впереди них, прямо перед дверьми. С левой стороны его на чёрном мраморе высечены слова: «Родился 1814 года, 30 октября», а справа: «Скончался 1841 года, 15 июля». На передней доске написано крупно: «Михаил Юрьевич Лермонтов», - две лавровых ветки, переплетшие стеблями, украшают сверху эту простую надпись». [9, стр. 2]

Ещё автор статьи порадовал читателей сообщением о том, что жив бывший слуга Михаила Юрьевича - Андрей Иванович. Очерк Прозина для того времени имел положительное значение. Он сообщал ряд интересных фактов о селе Тарханах, и, несомненно, вызывал у читателей интерес к биографии М. Ю. Лермонтова, будил у них желание побывать в лермонтовских местах Пензенской губернии.

Но места, связанные с великим поэтом, находились в запустении. В часовне, где погребён поэт, не было даже скромного венка, да и дом, в котором поэт жил со своей бабушкой, то же требовал обновления. Об этом рассказывал читателям пензенский журналист, который в 1890 году побывал в Тарханах, и поделился своими впечатлениями от поездки.



2.2 Пятидесятилетие со дня гибели поэта

В 1891 году исполнялось 50 лет со дня смерти Михаила Юрьевича Лермонтова. За год до этого в небольшом кружке почитателей его таланта возникла идея торжественно отметить юбилей поэта, установив ему в Пензе памятник. Зная о неудавшейся попытке дворян Чембарского уезда еще в 1864 г. организовать Всероссийскую подписку на сооружение в Пензе памятника Лермонтову, и о растянувшейся на 18 лет истории создания первого в России памятника поэту, открытого в 1889 году в Пятигорске, в Пензе решили пойти по другому пути и, не афишируя столь широко свой замысел, попытаться обойтись собственными силами.

15 октября 1890 г. в зале Соединенного собрания, что располагалось на углу Дворянской и Никольской (ул. Красная, 60/ К. Маркса, 8), состоялся спектакль, сбор с которого положил начало фонду для проведения 50-летнего юбилея со дня смерти М. Ю. Лермонтова и установки памятника поэту. «Спектакль этот, состоявший из двух пьес: «Цепи» — драмы в 4-х действиях сочинение князя А. Н. Сумбатова и монолога «В следующий раз» сочинения Донкура, привлек многочисленную публику. Все ряды стульев были заняты, многим пришлось отказывать за неимением свободных мест, где бы можно было дать хоть подставной стул. Вообще как по сбору, так и по исполнению спектакль был весьма успешный». [7, с.3]

Хороший сбор со спектакля, составивший 257 рублей, позволял надеяться, что подобные мероприятия помогут набрать необходимую сумму.

Заказ на изготовление бюста был сделан петербургскому скульптору Илье Яковлевичу Гинцбургу.

Однако установка памятника в губернском центре, как оказалось, должна была санкционироваться самим императором, что делало вряд ли выполнимым решение открыть памятник Лермонтову в юбилейные чествования, даже с учетом их предполагаемого переноса с 15 июля (дня смерти) на 2 октября (день рождения).

По заведенному порядку пензенский губернатор А. А. Горяйнов 24 июня 1891 г. запросил Министерство внутренних дел о разрешении установить в Пензе в городском сквере памятник М. Ю. Лермонтову. На это Техническо-строительный комитет МВД 3 июля затребовал от него полных чертежей предполагаемого к устройству монумента с планом места и с надписями, какие полагается на нем изобразить, а также согласия на это устройство Пензенской городской думы.

16 июля вопрос о постановке памятника Лермонтову рассматривался в пензенской думе и получил единогласное одобрение, а 23 августа необходимые материалы были направлены в Петербург.

А какие мероприятия всё же состоялись в день смерти поэта? Ответ на этот вопрос я нашла в «Пензенских губернских ведомостях».

«15 июля исполнилось пятьдесят лет со дня кончины великого поэта М. Ю. Лермонтова, прах которого покоится в селе Тарханы, Чембарского уезда. По этому случаю в Тархановском приходском храме совершена была заупокойная литургия, которая началась с 9 часов и затем торжественная панихида. Помолиться об упокоении души безвременно погибшего поэта собралось весьма много народа из разных слоёв общества, преимущественно местных жителей. На могилу покойного поэта возложено было два венка, один земледельцем Стоговым, а другой госпожой Эспехо. Над могилой поставлены памятник из чёрного мрамора очень изящной работы с надписями золотыми буквами о дне рождения и кончины М. Ю. Лермонтова. Тут же сзади ещё два памятника матери поэта и бабки. При богослужении 15 июля присутствовали уездные предводители дворянства – чембарский В. Н. Владыкин и пензенский Н. А. Панчулидзев и многие другие из местных дворян. Не смотря на довольно большой съезд, чествование великого поэта имело чисто – частный, семейный характер. Ни представителей столичной печати, ни других столичных почитателей поэта на празднестве в Тарханах не было. По окончании богослужения управляющий тархановским имением, принадлежащим г. Столыпину, предложил гостям завтрак в том доме, где провёл свои юные годы М. Ю. Лермонтов… » [3, стр.1]

Юбилейные мероприятия в Пензе состоялись позднее. Празднование состоялось 2 октября и началось в 2 часа дня панихидой в кафедральном соборе, в которой принял участие соединенный хор певчих под управлением архиерейского регента А. В. Касторского. Торжественность момента подчеркивалась присутствием высокопоставленных лиц: вице-губернатора К. П. Перцова, губернского предводителя дворянства Д. К. Гевлича, председателя Пензенского окружного суда М. В. Клименко и председателя Саратовской судебной палаты Ф. Ф. Иванова. Здесь же в полном составе находились учащиеся 1-й мужской гимназии, отслужившей у себя панихиду по Лермонтову еще 16 августа. После собора прошла панихида и во 2-й мужской гимназии, а также торжественный акт, где с биографией поэта выступил учитель русского языка В. Н. Шамраев, а ученики старших классов Кротков, Мейергольд (Всеволод Эмильевич) и Куланда прочитали его стихи. Затем в зале Дворянского собрания состоялся Лермонтовский вечер. Вот как это происходило:

Автор: Скороделова Мария
Дата публикации: 02.05.2015

1 | 2 | 3



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Турецкие военнопленные в обороне г. Керенска в 1774 г.

Вопрос об участии турецких военнопленных в обороне г. Керенска Воронежской губернии (ныне с. Вадинск Пензенской обл.) в период Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева 1773–1775 гг., по существу, никогда не привлекал к себе внимания историков, в т.ч. и краеведов..

Читать

Село Прянзерки. Жители села в годы Великой Отечественной войны

Мы, современные люди, мало знаем о родном селе, не знакомы с его прошлым, мало интересуемся настоящим. Каждый человек должен знать  историю  своей родины, любить её, ведь родина начинается  с «порога»  отчего дома.  Любить  Родину -  значит жить с ней одной жизнью..

Читать

Участники Великой Отечественной войны – отец и сын Пазаевы

Историческая память о Великой Отечественной войне в сознании россиян живет почти 70 лет. К этой памяти нужно относиться бережно и трепетно, ее необходимо постоянно возобновлять и пополнять. Через судьбу отдельных участников Великой Отечественной я хочу показать «живую» историю. .

Читать

Между прошлым и будущим: из истории семьи Плотниковых

Я родилась и выросла в самой обыкновенной семье. Папа мой – автомеханик, мама – гальваник фотопечати. Очень часто слышала я от них рассказы о далеком прошлом моих близких. Некоторые истории казались настолько интересными, что мне давно хотелось записать их, познакомить с ними друзей. Поэтому возможность провести глубокое исследование, посвященное моей семье, захватило меня целиком. Правда, это оказалось непросто: забыты многие даты, путается хронология событий… Сохранилось главное. Увлеченная сбором фактов, я не сразу это поняла… Дело в том, что меня в семейных преданиях интересовала совсем не точность информации. Слушая повествования о жизни моих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, я словно бы переносилась совсем в другую эпоху, в другой мир, даже в другую страну. Вот этот дух времени я и постаралась передать в своей работе. То, как отразилась жизнь страны в судьбах моих близких. .

Читать

Взаимоотношения советской власти и церкви в сельской местности в конце 1920-х – начале 1930-х гг. (на материалах Пензенского округа Средне-Волжской области)

Взаимоотношения представителей советской власти на местах и церкви в сельской местности в указанный период могли варьироваться от конфронтации до взаимовыгодного сотрудничества. Основными факторами, влиявшими на результаты проводимой политики, являлись: религиозность населения, личностные качества и мировоззрение представителей советской власти и церковных организаций..

Читать

История повседневности эпохи Великой Отечественной войны в исторической памяти народа

История повседневности эпохи Великой Отечественной войны в исторической памяти народа: особенности источниковедческого анализа. На основе записанных на видео воспоминаний Ольховой Марии Ивановны.

Читать

История создания первой публичной библиотеки в городе Пензе.

История развития библиотек в регионах составляет отдельный, уникальный пласт российской провинциальной культуры, активное освоение которого начинается только сейчас. С одной стороны, оно диктуется внутренним развитием библиотековедения как науки, совершенствованием ее теоретико-методологического аппарата. С другой стороны, привлечение наследия регионов ускорит восстановление полноценной истории российских библиотек в целом и, безусловно, будет способствовать решению задач, стоящих перед библиотечной наукой и практикой на современном этапе..

Читать

Общая характеристика Пензенского сыскного отделения

Краеведческое исследование по теме Пензенской сыскной полиции на основе архивных данных.

Читать

Родина

Эссе на тему Родина. .

Читать

Настоящая русская женщина, которая смогла выстоять в войну

О войне я знаю только по рассказам бабушек и дедушек, из телевизионных передач и книг. Сегодня, побывав в гостях у бабушки, я задался вопросом, а какая она настоящая русская женщина, которая смогла выстоять в эти тяжелые годы? .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter