↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................
Затонувший «Титаник» может исчезнуть к 2050 году
........................

Листая семейный архив…

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Смирнова Татьяна

Введение

Моя семья очень бережно относится ко всему, что касается сохранения памяти наших родных, ушедших из жизни. Все годы мои родители воспитывались в традициях уважения к фотографиям и предметам, несущим семейную историческую ценность. Такие предметы стали нашими семейными реликвиями. Стало традицией уже в моей семье, в которой родилось трое детей, рассказывать о нашей ФАМИЛИИ, вместе со всеми членами семьи оценивать вклад наших родных в развитие и жизнь нашего государства.

Семейные реликвии могут рассказать очень многое… В книжном шкафу на отдельной полке на почетном месте стоит самодельный альбом моего прадеда с фотографиями сослуживцев и историей линейного корабля «Марат» на котором он служил. В старом военном конверте хранятся письма, которые писал с фронта прадед. Написаны они на специальной военной бумаге. Письма очень лаконичные. Там же лежат ответные письма мужу от прабабушки и ее фотографии из военного госпиталя, где она работала. В первом военном письме прабабушка сообщает, что у них родилась дочь, моя бабушка. Датируется это письмо 30 июля 1941 г.

Еще один экспонат из архива - жетон, который получил матрос, мой прадед при увольнении на берег. Увольнительный жетон выполнен из металла, на его стороне указан корабль и боевой номер матроса. К сожалению, не сохранились сведения, когда он использовался.

В память о героическом подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны, просмотрев и полистав семейный архив, я хочу рассказать о военной службе на благо Отечества моего прадеда- Смирнова Михаила Васильевича.

 

«Листая семейный архив…»

Он идёт,

Скрипят снежинки

У него под каблуком.

В складку форменные брюки,

Он в шинели под ремнем.

В шерстяных перчатках руки,

Якоря блестят на нем …

 

Узнаёте? Это- дядя Стёпа Сергея Михалкова.

Давайте продолжим дальше:

 

Ночь не спал. Устал с дороги.

Не привыкли к суше ноги.

Отдохну. Надену китель.

На диване полежу.

После чая заходите -

Сто историй расскажу!

Про войну и про бомбёжку,

Про большой линкор «Марат»,

Как я ранен был немножко,

Защищая Ленинград.

 

Это стихотворение прочитали мне, наверное, лет в пять. Как рассказывает мама, у меня, любознательной девочки, посыпались вопросы, как из рога изобилия. Я хотела узнать, что такое «китель», «линкор», почему «Марат», что такое «бомбежка»…

С тех самых пор, я знаю, что у нас в семье имеются «военные реликвии» и сохраняется военная память, о чём мне и хочется поделиться с вами.

Моего прадедушки уже давно нет в живых, но шкатулку с его орденами и медалями я перебираю довольно часто. Альбом с фотографиями позволяет дополнить воображаемую картину. А яркие рассказы родных, которые я с удивительной чёткостью запоминаю, и личный интерес к истории семьи дают мне возможность почувствовать себя настоящим экскурсоводом по семейному архиву.

Итак, дед моего отца - Смирнов Михаил Васильевич (Приложение 1) прожил 79 лет. Умер он в 1990 году, а память о его боевых заслугах передается в нашей семье из поколения в поколение.

Служил мой прадед на военном линкоре «Марат». Слово «линкор» означает линейный (бронированный)корабль, предназначенный  для уничтожения кораблей противника и артиллерийской поддержки сухопутных операций.

Корабль, на котором служил Михаил Васильевич, прославился во время Великой Отечественной войны тем, что нанёс первый удар по фашистам, а впоследствии положил начало разгрому гитлеровских войск в январе 1944 года.

Однако славная история самого корабля, который раньше назывался «Петропавловск», ведётся с дореволюционных времен, когда в 1911 г. он сошел со стапелей корабельной верфи. Обо всем этом я прочитала в альбоме, который вел мой прадед, сопровождая фотографии комментариями, написанными четким чертежным почерком.

Экипаж корабля первым из военных моряков заявил, что с гордостью понесёт революционный флаг, поднял его на мачту, а «в ночь на 24 октября 1917 года отряд петропавловцев участвовал в Октябрьской Революции и аресте Временного правительства», - читаю я в самиздатовском альбомном сборнике и понимаю, насколько деду было важно об этом написать, чтобы довести информацию до своих потомков. Ведь он не знал, что в нашу жизнь войдет всепроникающий Интернет, пройдя по которому, сидя дома, в долю секунды можно получить необходимые сведения.

Но я продолжаю листать семейную реликвию… «В 1921 году линкор «Петропавловск» был переименован в «Марат», в честь французского революционера Жан-Поля Марата». В 1928 году «Марат» переправили на Ленинградский Балтийский завод и стали модернизировать. По рассказам моих прародителей, С. М. Киров - руководитель Ленинграда, торопил рабочих сдать корабль досрочно (как будто предвидел наступление врага) и 1 Мая 1931 года обновленный «Марат» уже стоял на Неве.

Через 5 лет линкор вышел в своё первое заграничное плавание. По случаю коронации английского правителя был назначен военно-морской парад и представлять на нём Советский Союз выпало лучшему кораблю Краснознаменной Балтики; вы, наверное, догадались, что речь идет о «Марате». Всего 53 минуты потребовалось экипажу, чтобы поставить корабль на якорь одним из самых сложных, но эффектных способов. Это произвело сенсацию среди английских моряков. Подобный маневр аргентинский линкор «Морено» смог выполнить только за 13 часов. Корреспонденты английских газет не могли сдержать восхищения, описывая слаженную работу команды корабля Страны Советов.

Я рассказываю Вам эту историю корабля, чтобы стало понятно, что экипаж прославленного линкора далеко «не лыком шит». А к нему я отношу и своего прадедушку Мишу.

«Еще до Великой Отечественной войны Михаил Смирнов захотел посвятить себя флоту, закончил морское училище и собирался стать асом в артиллерийской науке, упорно занимался спортом и упражнялся на учебных артиллерийских тренажерах. В те годы «тренажером» артиллеристов был «станок заряжания» и требовал от моряка затраты больших физических усилий. Один снаряд весил более 30 кг, частота выстрелов составляла 15 выстрелов в минуту. Огромная выучка и недюжинная сила требовалась для исполнения непрерывной стрельбы корабельной зенитки»- это комментарии моего отца, внука Михаила Васильевича.

Когда корабль выходил в море на учебные стрельбы, то они велись и днём и ночью, на волне и в тумане, по видимым и невидимым целям. И всегда требовалась одинаковая результативность. Михаил Васильевич Смирнов готовил себя к карьере военного моряка.

О вероломном нападении фашистской Германии на нашу страну известили сирены воздушной тревоги, прозвучавшие над городом ранним утром 22 июня 1941 года. И практически сразу же небо заполнили разрывы зенитных снарядов: корабли Балтийского флота принимали свой первый бой с фашистами.

Михаил Смирнов проходил службу в должности старшего артиллериста- электрика, наводчика в первом артиллерийском дивизионе линкорна «Марат». Зенитные установки башенного орудия под его руководством вели огонь по финскому самолёту-разведчику уже в первый день войны.  А 9 сентября 1941 линкор открыл огонь уже по наступающим на Ленинград германским войскам. 8 суток вели стрельбу орудия «Марата», вызывая панику в рядах врага, находившегося в 40 км.

16 сентября 1941 года 27 пикирующих бомбардировщиков одновременно нанесли удар по «Марату». Каждую минуту на борту или рядом взрывались снаряды. Личный состав корабля от осколков получил серьезные ранения, но продолжал держать боевую оборону. Линкор получил несколько пробоин, но, в свою очередь, сумел уничтожить три вражеских самолета. Когда от авиабомб и от пожара искры и пламя пробилось в 4-ю башню матросы Полегалов и Киреев своими телами закрыли вентиляционные трубы и спасли от взрыва корабль.

Когда нападение было отбито, оказалось, что хотя сам корабль почти не пострадал, но потери в личном составе и технике зенитных расчетов были значительными. Корабль получил 10 попаданий снарядов полевой артиллерии и три попада­ния 250-кг авиабомб, погибло 25 моряков. В ночь на 17 сентября «Марат» ушел на ремонт.

Дедушке повезло, чудом он остался жив. Именно тогда он получил свою первую награду-медаль «За боевые заслуги».

Гитлеровское командование разработало план уничтожения линкора. Тогда «Марат» перебазировался в Кронштадт. Но и здесь вода дыбилась от взрывов бомб и снарядов, и сюда устремлялись армады бомбардировщиков с единственной целью - уничтожить боевое ядро Балтийского флота.

Во вре­мя отражения 13-го по счету группового налета (око­ло 40 пикирующих бомбардировщиков) утром 23 сен­тября  1941г. корабль сильно пострадал. Две бомбы по 500 кг, разорвались с интервалом в доли секунды - одна в нос, а другая в корму и вызвали детонацию боеприпаса первой башни главного калибра. Тогда погибло 326 человек, включая командира корабля, комис­сара и офицеров.

Но даже в самый тяжелый момент корабль не был покинут экипажем: расчеты орудий продолжали вести огонь. Всего за 23 сентября зенитная артиллерия корабля выпусти­ла рекордное для него за всю войну количество сна­рядов.

И здесь Михаил Смирнов «родился в рубашке». Его медицинские умения очень сильно пригодились. Благодаря умелым перевязкам старшины Смирнова раненые моряки не пополнили количество убитых.

Несмотря на самоотверженные действия экипажа, оставшаяся целой часть линкора, постепенно заполнилась водой и легла на грунт. Фашисты посчитали, что «Марата» больше не существует.

Вскоре начались работы по подъему корабля. За месяц удалось кормовую часть отремонтировать. 31 октября 1941 г. шесть стволов главного калибра вновь открыли огонь по врагу. А спустя год - 3 ноября 1942-го - «заговорила» и вторая башня главного орудия. Противник всячески пытался подавить артиллерию лин­кора, воскресшего в виде плавучего форта.

До снятия блокады дальнобойные пушки линкора вели борьбу с тяжелой артиллерией противника, обстреливавшей Ленинград.

Тяжело раненый корабль не сложил оружия; «Марат» продолжал защищать Ленинград вместе с его везучим старшиной М. Смирновым. Только за последние два месяца 1941 года он провел около ста артиллерийских стрельб главным калибром. Метким огнем было уничтожено до 18 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, разбито 18 и подавлено 87 крупнокалиберных артиллерийских батарей, сбито шесть и повреждено восемь вражеских самолетов. А когда настал долгожданный час перехода частей 2-й ударной армии Ленинградского фронта в решительное наступление с Ораниенбаумского пятачка, он вновь обрушил сотни снарядов на позиции врага. Только за 17 января 1944 года «Петропавловск» выпустил по отступавшему противнику 17 тонн боеприпасов. Все залпы линкора точно накрывали цель.

Всего за время войны линкор провел 264 боевые стрельбы.

Кстати, в 1943 г кораблю вернули имя«Петропавловск».В ноябре 1950 года он был переформирован в несамоходный учебный линкор, переименован в «Волхов», а в сентябре 1953 г. исключен из списков и разобран на металл.

 

После этого М. В. Смирнова перебросили в Ленинград и служил он корректировщиком огня на Пулковских высотах и других позициях блокадного города.

 

«МАРАТ»

Сегодня нам трудно представить

Кошмары Второй Мировой,

Но подвиг «МАРАТА» заставил

Припомнить тот яростный бой.

 

Корабль у стен Ленинграда

Надежным здесь был рубежом

Неслись из орудий снаряды

Как суть диалога с врагом

Нам есть, что любить…

А слава отцов дорога,

И память сынами продлится

Как мирной Невы берега

 

Бомбили его днем и ночью

Хотели в воде потопить,

 

Взорвать, разодрать просто в клочья,

«МАРАТ» продолжал в строю быть

Терял он в строю офицеров,

Матросов различных статей,

Но вахта была у прицелов

И голос звучал батарей

 

«МАРАТ» дослужил до Победы,

Страдал от потерь и от ран.

Ведет с молодыми беседы

Его боевой ветеран

Седой человек, не в бушлате,

В ответе за весь экипаж

И память живет о «МАРАТЕ»

И вахту несет его страж!

 

С. Пономаренко

 

По окончании войны Михаил Васильевич был уже кавалером следующих орденов и медалей:

 

В нашей семье еще со времен прадеда Михаила Васильевича сохранилась традиция праздновать День Военно-Морского флота. Каждый год в последнее воскресенье июля вся семья собирается на даче и на торжественной линейке поднимает Военно-Морские флаги, оглашая поселок троекратным УРА! Дача наша находится в Гатчинском районе - Березовая роща. Дачные участки еще в советское время выделялись военным морякам, поэтому этот праздник отмечаем целым поселком, т.к. и родственники всех дачников тоже были военными моряками. Когда я писала эту работу, мне открылись еще некоторые факты: оказывается вместе с моим прадедом на «Марате» служили: муж сестры Михаила Васильевича – Чуфистов В.С.- старший помощник корабля, капитан 2 ранга, он погиб 23.09.1941 и младший брат прадеда –Александр Васильевич, служил кочегаром. Ему сейчас 98 лет и он жив- здоров. Даю себе задание обязательно навестить его и порасспрашивать о военном времени.

 

Заключение

Знать историю своей семьи, ее традиции, ее реликвии- значит знать и любить свое Отечество. В Дни Победы, Дни снятия Блокады, мы всегда вспоминаем Михаила Васильевича и говорим слова благодарности ВСЕМ, кто сражался за нашу Родину, погиб во время войны, или пережил ужас военных лет; тем, кто жил и работал в тылу в осаждённых городах, помогал фронту,- ЛЮДЯМ, благодаря которым мы живем…

 

Мои родители говорят. что семейные реликвии помогают нам, юному поколению, осознать, что жизнь человека бесконечна во времени и пространстве. Дорогие сердцу семейные фотографии и предметы помогают прикоснуться к прошлому и почувствовать, что оно нам близко, что оно затрагивает и нашу реальную жизнь. Реликвии влияют на всё происходящее сегодня, будут влиять и в будущем. Я уверена, что и через много лет мои внуки и правнуки будут также бережно хранить семейные архивы и с гордостью рассказывать о Смирновых, чья семейная история возможно растворится незаметной каплей в море отечественной истории моей любимой страны- России.

 

Использованные источники:

 

  1. Документы личного архива.

  2. Васильев А. Первые линкоры Красного флота.- М. 2008.

  3. Морозов М.А. Не как все.- Кронштадт, 2009

  4. Коковин В.А. Флот на защите Отечества.- Спб, 2012

  5. История корабля «Марат» («Петропавловск»).- http://www.korabli.eu.- дата обращения 10.11.12

  6. Советские линкоры в Великой Отечественной войне .-http://dokwar.ru .- дата обращения 10.11.12


Раздел: История России
Дата публикации: 18.12.2014 21:21:36
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Герои нашей семьи

22 июня 1941года в 4 часа утра без объявления войны Германия напала на нашу Родину. Мои прадеды мирно работали в хозяйстве страны, растили детей. .

Читать

Введение // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

На современном этапе развития российской исторической науки как никогда высока потребность в обобщающих трудах по актуальным проблемам истории народов входящих в состав Российской Федерации. Это и объяснимо, только всестороннее законченное исследование истории области, республики или региона нашей страны в работе монографического характера, может послужить основой для создания единой истории такого огромного многонационального государства как Россия..

Читать

«Сергий»

Жизненный путь преподобного Сергия описан в Житие, которое составил его ученик Епифаний Премудрый. Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь..

Читать

Дело адмирала А.В. Колчака: вопрос о реабилитации

Александр Васильевич Колчак - выдающийся российский военный и политический деятель, исследователь-полярник, гидролог, адмирал. Своими трудами он обогатил военную и географическую науку. А.В. Колчак родился 4 ноября 1874 г. В 1894 г. он с отличием закончил Морской Кадетский Корпус с премией им. адмирала П.И. Рикорда, в 1894 г. он был произведен в мичманы, в 1895 г. - в лейтенанты. .

Читать

Исторические и культурные памятники родного города

В мире есть много удивительных и интересных стран. Есть много красивых и современных годов. В небольшой суверенной республике Беларусь есть прекрасный город Могилёв, в котором я живу..

Читать

Чем крепче тыл – тем крепче фронт

И вот я опять в заводском музее. Пришел вместе с ре­бятами из своего класса на экскурсию. Сегодня нам рассказывают, как Серовский механический завод работал в годы войны. Оказывается, в войну за­вод назывался «Почтовый ящик N 76», потому что он был секретным. На нем де­лали боеприпасы и другую продукцию для фронта. «Всё для фронта! Всё для победы!». Это был приказ, закон военного времени..

Читать

Грузовая работа Амурской железной дороги в военные годы

Преобладающее значение в грузовой деятельности дороги имел транзитный поток грузов, который до ВОВ имел ярко выраженное направление с запада на восток. С начала войны направление транзитного потока резко изменилось, особенно с 1942 года, под влиянием усилившегося импорта грузов из – за границы через Владивосток и резкого сокращения завоза грузов с дороги запада.

Читать

Взаимоотношения советской власти и церкви в сельской местности в конце 1920-х – начале 1930-х гг. (на материалах Пензенского округа Средне-Волжской области)

Взаимоотношения представителей советской власти на местах и церкви в сельской местности в указанный период могли варьироваться от конфронтации до взаимовыгодного сотрудничества. Основными факторами, влиявшими на результаты проводимой политики, являлись: религиозность населения, личностные качества и мировоззрение представителей советской власти и церковных организаций..

Читать

Тайна «Чёрного» Принца. Вымыслы и реальность

Едва успокоилось Чёрное море, как «заштормило» в редакциях английских газет и журналов… И было отчего! Комендант Балаклавского порта Л. Г. Хите сообщил адмиралу Э. Лайонсу о гибели только ОДНОГО судна - «Принца»! Почему? Падкие до сенсаций газетчики тут же нашли ответ: стихия поглотила денежное довольствие всего экспедиционного корпуса! Сумма, покоящихся на дне сокровищ, возрастала из года в год и от издания к изданию..

Читать

Заброшенные усадьбы Петербурга и Ленинградской области

Я родилась в Петербурге в 1993 году, однако выросла в Сибири. Так вышло, что годы своего студенчества я решила провести в Петербурге. Едва ли кто-то поспорит, что это величественный и прекрасный город, многие даже расскажут о его истории и главных достопримечательностях. Однако нетолько изящные центральные улицы и идеально отреставрированные исторические памятники наполнены духом Петербурга. Всю истинную историю и сокровенные тайны этого города хранят как раз ногочисленные устаревшие усадьбы. Эти бывшие когда-то так величественными здания нашли укромное уединение в тени лесов. Они забыты нашим поколением и их не встретишь в экскурсионных брошюрах. Однако эти памятники прошлого живут своей собственной, невероятно загадочной жизнью. Именно поэтому свою статью я посвящаю им..

Читать



Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter