Маршал Г.К. Жуков – один из выдающихся полководцев Великой Отечественной войны. В военные годы он находился на самых высоких постах в системе советского стратегического руководства: был начальником Генерального штаба Красной Армии, в течение всей войны состоял членом Ставки Верховного Главнокомандования (ВГК), а с августа 1942 года – первым заместителем наркома обороны СССР и заместителем Верховного Главнокомандующего. В отдельные периоды войны Г.К. Жуков командовал войсками Ленинградского, Западного, 1-го Украинского, 1-го Белорусского фронтов, действовавших на решающих направлениях советско-германского фронта, как представитель Ставки координировал действия групп фронтов при проведении крупнейших стратегических оборонительных и наступательных операций.
Г.К.Жуков работал на разных постах с полной отдачей. Вместе с Наркомом обороны С.К.Тимошенко накануне Великой Отечественной войны он принял ряд неотложных мер по укреплению боеспособности Красной Армии, в том числе по формированию 20 механизированных корпусов и 10 противотанковых бригад, а также по разработке плана стратегического развертывания Вооруженных Сил[1].
Возглавляя Генштаб, Г.К.Жуков в начале войны провел огромную работу по налаживанию утраченной связи с войсками фронтов, сумел изменить и упорядочить работу Ставки по оперативному управлению действующей армии и переходу к стратегической обороне, а также выяснения замыслов противника.
В тяжелых сражениях первого периода войны раскрылись новые грани полководческого таланта Жукова. В конце августа и начале сентября 1941 года, командуя Резервным фронтом, Жуков успешно провел Ельнинскую наступательную операцию, в результате которой был ликвидирован опасный плацдарм противника, нанесен ему серьезный урон в живой силе и технике.[2]
Огромную роль сыграл Г.К.Жуков в предотвращении сдачи Ленинграда. Пробыв в должности командующего Ленинградским фронтом менее месяца, он сумел в кратчайшие сроки организовать и укрепить оборону этого важнейшего стратегического центра, создал на танкоопасных направлениях сильные узлы обороны, укрепив их зенитными орудиями, организовал и использовал имевшиеся резервы ополченцев, произвел перегруппировку войск для укрепления опасных участков. По приказу Жукова вся огневая мощь Балтийского флота обрушилась на немецкие позиции. В результате Ленинград выстоял.
Каждая из проведенных Г.К.Жуковым операций отличалась оригинальностью, новизной применяемых способов действий и поэтому, как правило, оказывалась неожиданной для противника. Но особенно много высоких оценок получила в историографии деятельность Г.К.Жукова в битве под Москвой.[3]
В битве под Москвой он осуществил руководство военными действиями как член Ставки ВГК, как командующий Западным фронтом, как Главнокомандующий Западным направлением. Эта битва стала одной из вершин его полководческой деятельности. В условиях острой нехватки сил и средств, особенно в оборонительный период, отсутствия превосходства в силах и средствах в ходе контрнаступления, в сложной, динамичной борьбе с сильным и опытным противником особенно ярко проявились его незаурядные способности, умение творчески решать самые разнообразные оперативные и стратегические задачи, его выдающийся полководческий талант.[4]
Выдающаяся способность Г.К. Жукова своевременно предвидеть намерения врага и определять целесообразные способы своих действий объясняется его общей высокой военной эрудицией, широтой стратегического мышления, умением глубоко проникать в суть всего комплекса происходящих событий на фронтах. Он особенно скрупулезно и систематически изучал, всесторонне анализировал положение и возможности противника, изменения в его тактике и стратегии.
При подготовке операции Жуков требовал, чтобы командиры и командующие не только тщательно организовывали разведку, но и сами лично изучали передний край и просматриваемую глубину вражеской обороны на участках прорыва, проверяли достоверность докладов нижестоящих командиров о противнике и его обороне.[5]
Будучи командующим войсками Западного фронта, он лично проверил постановку этого дела в 5-й, 43, 49 и 50-й армиях и 27 мая 1942 года отдал строжайшую директиву, в которой отметил вскрытые недостатки и возложил лично на командующих армиями ответственность за организацию разведки всех видов. Георгий Константинович приказал отобрать из числа рядовых, младшего и среднего комсостава добровольцев, желающих быть разведчиками, вооружить их лучшим автоматический оружием, научить технике захвата пленных и ведением разведки, командующим армиями лично проинструктировать и группами направить в соединения. Каждого разведчика, выполнившего важную задачу или захватившего врага в плен, награждать не позднее как 48-часовой срок.[6]
Искусный выбор способов действий и направлении главного удара в наступательных операциях — одна и характерных черт полководческого искусства маршала Г.К. Жукова.
Маневр на окружение противника он считал наиболее эффективной формой стратегической наступательно операции и стремился применять его, если имелись дляэтого условия.
Основные средства, методы и способы борьбы, т.е. основные принципы военного искусства, которых придерживался Г.К.Жуков, проводя операции, отражены в его речи, произнесенной им в 1945 г. на военно-теоретической конференции.
Первое, указывал Жуков, на что должен обращать внимание командующий, - это хорошо поставленная разведка и отличное знание противника, правильная оценка его замыслов, сил и средств; умение учесть, на что он способен и на что не способен, на чем можно его поймать[7].
В изданной директиве на наступление на Истринском водохранилище от 4 декабря 1941 г. один из пунктов гласит: «Командармам обратить внимание на тщательно организованную и непрерывно работающую разведку и наблюдение за полем боя.»[8] Если вспомнить, как развивались события от обороны до контрнаступления советских войск, то можно привести еще пример. Благодаря дару предвидения и своей проницательности Г.К.Жуков в октябре смог определить основные направления, по которым будут наступать немецкие танковые части и приказал укрепить здесь оборону. В конце ноября Г.К.Жуков правильно определил, когда возник подходящий момент для перехода советских войск в контрнаступление.
Второе - отличное знание своих войск, их тщательная подготовка к бою. Необходима, указывал Жуков, всесторонняя подготовка командования и штабов, заблаговременная отработка всех вариантов предстоящих действий войск.
Имеется целый ряд свидетельств тому, что Г.К.Жуков считал необходимым лично ознакомиться с положением на передовой. Он сам признавал: «А я вот, будучи командующим фронтом, неоднократно ползал на животе, когда этого требовала обстановка, и особенно когда перед наступлением своего фронта в интересах дела желал составить себе личное представление о переднем крае противника на участке будущего прорыва.»[9]
Пройдя военную службу от рядового до генерала, Г.К.Жуков хорошо знал положение на войне простого солдата. Поэтому, отдавая приказы, он не только ставил задачи, но и проявлял заботу о своих подчиненных. Так, например, в той же директиве от 4 декабря 1941 г. командующий фронтом обращал внимание командармов на «...хорошо организованное управление частями в звене: рота, батальон, полк и дивизия; постоянную заботу о людях, их отдыхе, подъеме духа, обеспечение теплой одеждой, питанием и боеприпасами».[10]
Третье - оперативная и тактическая внезапность, которая достигается тем, что враг вводится в заблуждение относительно истинных намерений советского командования. Г.К.Жуков указывал, что командующему необходимо действовать настолько быстро и стремительно, чтобы неприятель всегда и всюду опаздывал и тем самым попадал в тяжелое положение. В директивах, которые в первых числах декабря 1941 г. были отданы войскам и содержали приказ о переходе в решительное наступление, Г.К.Жуков старался провести этот принцип.
Четвертое - в зависимости от поставленной задачи надо точно рассчитывать силы и средства. Нельзя войскам ставить непосильные задачи, так как это не даст ничего, кроме потерь и подрыва боевого духа войск. [11]
Пятое - не следует ни при каких обстоятельствах проводить операцию, неподготовленную в материальном отношении. Общая обстановка может толкать командование на быстрейшее осуществление операции, но начинать ее можно только после тщательной подготовки и всестороннего обеспечения.
Обладая такими полководческими качествами, как умение быстро и правильно оценить обстановку, предвидеть возможное развитие хода боевых действий и принять наиболее целесообразное решение, несгибаемую волю, решительность и упорство в достижении цели, Г.К.Жуков многое сделал для того, чтобы в критический момент битвы за Москву Красная Армия добилась перелома в ходе военных действий в свою пользу[12].
Нельзя не отметить и еще одну черту, характеризующую полководческое искусство Г.К.Жукова - это значимость одержанных под его руководством или самом активном участии побед, величие совершенных ратных подвигов: Халхин-Гол, оборона Ленинграда, Московская битва, Сталинград, Курская битва, Белорусская, Висло-Одерская и Берлинская операции, активнейшее участие в общем руководстве советскими вооруженными силами в период Великой Отечественной войны в качестве представителя Ставки ВГК и заместителя Верховного Главнокомандующего, командующего фронтом, наконец, сама достигнутая победа над противником, глубокий след, оставленный им в военном искусстве.
Изучение прошлого опыта, истоков и причин многих побед и поражений в Великой Отечественной войне и особенно полководческого искусства маршала Жукова позволяет сделать вывод, что основным законом военного искусства является максимальное соответствие решений командующих, командиров и действий войск (сил) конкретным условиям обстановки, обеспечивающее наиболее эффективное выполнение военных задач.
Это предполагает:
1) наиболее полное выявление и учет всех сторон и конкретных условий, сложившейся обстановки, и прежде всего политических целей и экономических возможностей;
2) выработку вытекающих из особенностей обстановки решений и способов действий;
3) своевременное доведение задач до подчиненных, организацию их выполнения и всестороннее обеспечение военных действий с тем, чтобы использовать все выгодные и нейтрализовать отрицательные для своих войск моменты;
4) проведение в жизнь решений и поставленных задач, своевременное реагирование на изменения обстановки. Поскольку в современной вооруженной борьбе динамизм резких, быстрых и неожиданных изменений обстановки все больше возрастает, то управление войсками (силами) во многом сводится к тому, чтобы постоянно приводить свои решения и способы действий в соответствие с изменяющимися условиями ведения боя и операции.[13] Причем речь не идет о реагировании на стихийно складывающую обстановку, а требуется постоянное влияние на нее в нужном направлении путем обмана, дезинформации противника, применения неожиданных для него действий, навязывания своей воли, сохранения за собой инициативы, а также стимулированием действий своих войск.
[1] Маршал Жуков: Полководец и человек. Сб. в 2-х т. Т.1. - М.: АПН. 1988, - С. 221.
[2] Белов М. Полководческий феномен Г.К.Жукова. М., 1998.С.21-32.
[3] Полководцы и военачальники Великой Отечественной. - М.: Мол. Гвардия, 1985. – С. 132.
[4] Конев И.С. Начало Московской битвы // Военно-исторический журнал. 1966. N10.С.57-63.
[5] Гареев М.А. Маршал Жуков. Величие и уникальность полководческого искусства. / М. А. Гареев. — Уфа, 1996. - http://militera.lib.ru
[6] Советские полководцы и военачальники .- М.: Молод. Гвардия. 1988, - С. 146.
[7] Белов М. Полководческий феномен Г.К.Жукова. / М. Белов. - М., 1998. – 156.
[8] Гареев М.А. Маршал Жуков. Величие и уникальность полководческого искусства. / М. А. Гареев. — Уфа, 1996. - http://militera.lib.ru
[9] Маршал Жуков: Полководец и человек. Сб. в 2-х т. Т.1. - М.: АПН. 1988, - С. 223.
[10] Маршал Жуков: Полководец и человек. Сб. в 2-х т. Т.1. - М.: АПН. 1988, - С. 225.
[11] Гареев М.А. Маршал Жуков. Величие и уникальность полководческого искусства. / М. А. Гареев. — Уфа, 1996. - http://militera.lib.ru
[12] Советские полководцы и военачальники.- М.: Молод. Гвардия. 1988, - С. 156.
[13] Гареев М.А. Маршал Жуков. Величие и уникальность полководческого искусства. / М. А. Гареев. — Уфа, 1996. - http://militera.lib.ru
Раздел: История России Дата публикации: 23.03.2015 17:32:03
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Три поколения моей семьи живут в мирное время
Три поколения моей семьи живут в мирное время. Три моих прадеда с первых дней Великой Отечественной войны были на фронте и не только они, но и их отцы. .
В детстве я любила рассматривать старые фотографии, которые хранились в нашей семье. Моё внимание особенно привлекали два изображения, о них я хочу рассказать в своём сочинении. На первой фотографии изображена семейная пара – это Анна и Михаил Петровы, мои родственники (Приложение 1). Они проживали в городе Санкт-Петербурге и занимались прибыльным бизнесом – торговали Кузнецовским фарфором. Завод товарищества Кузнецова был основан в 1832 году Т. Я. Кузнецовым в пустоши Дулево. Кузнецовский фарфор отличался высоким качеством и красивым декором, изделия из него были очень популярны и имелись почти в каждой русской семье .
Великая Отечественная Война. Значение этих слов я начал понимать, когда мне было 5 лет, я впервые прочитал надпись «К 55 - летию Победы!». Написанную золотистыми буквами на сахарнице из чайного сервиза. От родителей я узнал, что речь идет о победе в Великой Отечественной войне. С тех пор, я начал обращать внимание на фильмы, литературные произведения, посвященные войне; они были пронизаны ужасом, кровью, слезами, но они вселяли в душу не только страх, но и гордость за Родину. .
Источники устного происхождения в ракурсе истории повседневности
История повседневности – одно из современных направлений развития исторической науки. Интерес к повседневным социальным практикам сформировался во второй половине XX века в процессе становления так называемой «новой истории»..
Глава II. Географическое и демографическое положение Чечни в XXI-XXIII веках // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
Складывание Чечни (Нохчичоь, ДегIаста, Даймохк)i как страны, а также формирование собственно чеченского народа на базе единого нахского этномассива носило длительный многовековой характер и закончилось в основных чертах в течение XVI-XVIII вв. .
Скромный, добрый, работящий, всегда с улыбкой… Таким Алексей Дмитриевич Мельников запомнился всем, кто его знал. Наш земляк в годы Великой Отечественной войны боролся за свободу русского народа, и в мирное время он оставался верным своему долгу, жил по чести и по совести. .
Фронтовые письма как отражение эпохи (по материалам школьного музея «Прикосновение к судьбе»)
Анализ фронтовых писем солдат Великой Отечественной войны является составной частью изучения истории войны. Выбор темы исследования обусловлен необходимостью изучения обширного и малоизученного комплекса неопубликованных эпистолярных источников — фронтовых писем, хранящихся в школьном музее гимназии №139 “Прикосновение к судьбе”. Это позволит существенно расширить источниковое поле исследований истории Великой Отечественной войны, детализировать целостную картину войны конкретно-историческим материалом. Этим обуславливается актуальность данной работы..
Возникновение либеральных идей в России связано с именем Александра I. Воспитанный швейцарцем Лагарпом, наследник Российского трона заявлял о желании «дать народу Конституцию, устроить его жизнь и удалиться». Именно с этими идеями Александр I вступил на престол. «Дней Александровских прекрасное начало» было ознаменовано рядом реформ: создание министерств (1802), указ «о вольных хлебопашцах» (1803), создание Государственного Совета (1810). Однако вскоре молодой император вошел во вкус, обладая безграничной властью. Проекты были приостановлены, а их организатор, М.М. Сперанский - арестован и сослан в Нижний Новгород..
Первый Кубанский («Ледяной») поход Добровольческой армии (февраль – март, 1918 г.)
Одной из героических, но трагичных страниц в истории России стал знаменитый первый Кубанский («Ледяной») поход Добровольческой армии от Ростова-на-Дону до Екатеринодара, который начался 22 февраля 1918 года. Основной целью похода было соединение Добровольческой армии с кубанскими белыми отрядами, которые, как выяснилось уже после начала похода, оставили Екатеринодар..