↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................
Раскрыта жизнь динозавров до падения астероида
........................
Найдено место крупнейшей катастрофы на Земле
........................
В Шотландии нашли клад опального претендента на английский престол
........................
Историки нашли застрявших в древней посуде тысячелетних насекомых с помощью рентгена
........................

1 | 2 | 3 | 4

Местничество и система кормлений как явления коррупционной направленности в России: историко-правовой аспект

(Научно-исследовательская работа)
Раздел: История России
Автор: Лохонова Галина Михайловна
Руководитель Центра организации НИР и кооперативного партнерства Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, канд. пед. наук

Место боярина в служебно-иерархической лестнице чинов определялось с учетом службы предков при дворе великого князя. В соответствии с этим порядком назначения на военные и государственные должности определялись не пригодностью или способностью человека, а его знатностью и положением родни. Например, если отцы двух служилых людей находились на совместной службе так, что один из них подчинялся другому, то их дети и внуки должны были находиться в тех же взаимоотношениях. Человек не мог принять «невместное» назначение, так как причинил бы этим урон всему своему роду. Местничество было особенно выгодно нетитулованному старомосковскому боярству, которое гордилось не просто знатностью, а заслугами на службе московским князьям. К сожалению, местничество препятствовало продвижению способных, но незнатных людей. Особенно опасными оказывались местнические споры во время военных походов. Местничество отражало могущество элитных родов. Назначение на службу становилось сложной и запутанной процедурой, сопровождавшейся спорами и разбирательствами, что составляло значительное неудобство.

Члены шестнадцати знатных родов имели право, обойдя низшие чины, поступать сразу в бояре: князья Черкасские, Воротынские, Трубецкие, Голицыны, Хованские, Одоевские, Репнины, Буйносовы, Урусовы, Прозоровские, Хилковы, Пронские, а также Шереметевы, Шеины, Морозовы и Салтыковы26.

Местничество одновременно разобщало знать на соперничающие династии и объединяло, закрепляя власть в руках царствующей элиты. Право на замещение высших постов оставалось за знатными фамилиями.

К первой половине XVI в. взаимоотношение знатных фамилий было строго установлено. Московское правительство при всех своих служебных назначениях тщательно соблюдало правила местнического распорядка. Официальная родословная книга «Государев родословец», содержавшая в себе поименные списки служилых родов в порядке поколений. Родословная книга была создана в 1555 г. при участии думного дьякаЕлизара Цыплятева во время царствования Ивана Грозного. Оригинал родословца не сохранился, однако существуют рукописные списки, близкие к нему. «Государев родословец» послужил одним из источников для создания единственной сохранившейся официальной родословной «Бархатной книги». Фамилии, помещённые в государевом родословце, назывались родословными. По родословцу определяли старшинство лиц одной фамилии, когда им приходилось отбывать службу по одному наряду.

Основной причиной, по которой был создан родословец, было использование его для составления справок в местнических спорах. Хранился он в Разрядном приказе. По мнению Н.П. Лихачева, главной целью создания «Государева родословца» было возвеличивание и прославление царствующего дома.

В состав родословца попали как княжеские, так и боярские роды. Однако критерии для их включения были разные. Росписи княжеских родов отличаются полнотой, они попадали в родословец даже в случае, если из них никто не попадал в Боярскую думу. Отсутствуют только роды, которые не подали росписи (например, князья Вяземские). Также присутствуют росписи ряда родов, выводящих происхождения от Рюрика, но которые лишились княжеского титула.

Из нетитулованных родов в родословец попали только роды, представители которых служили в думных чинах. В основном это старомосковские роды. Присутствие некоторых родов в родословце не находит удовлетворительного объяснения. Некоторые роды, росписи которых присутствуют в большинстве частных родословцах, в «Государевом родословце» наоборот отсутствуют. Н.П. Лихачев отмечает: «Так как «Государев родословец» 1555 г. есть произведение Избранной рады и только случайно остановился на 43 главе с падением Адашевых, то он, равно и Бархатная книга не составляют свода всех древних и знатных фамилий русского дворянства или правильнее думных и служилых людей Московского государства. Пропуск хотя бы таких фамилий, как Селивановы, Ивашкины, Сунбуловы, Сакмышевы, Шетневы, Собакины, Нагие, Милюковы, Беклемишевы, Кондаревы и многие другие, когда уже внесены Хвостовы, Новосильцевы, Адашевы – является чем-то случайным. На это указывает и появление частных родословных книг, пополнявших официальную»27.

Для определения служебного старшинства лиц разных фамилий в 1556 г. составлена была книга – «Государев разряд», где были записаны росписи назначений знатных лиц на высшие должности придворные, по центральному и областному управлению, начальниками приказов, наместниками и воеводами городов, полковыми походными воеводами и т.п. «Государев разряд» составился из обычных погодных росписях служб с 1475 г.

По данным родословных материалов утвердились понятия «местническое отечество»28 и «родовая честь»29.

Местничество устанавливало не наследственность служебных должностей, а наследственность служебных отношений между отдельными знатными родами. «Отечество» приобреталось рождением, происхождением, принадлежностью к знатному роду. Но эту унаследованную отеческую честь поддерживала служба, соответственная родовому отечеству. Вольное или невольное уклонение знатного человека от службы вело к «закоснению» всего его рода.

«…местничество, как такой обычай, при котором выражалось стремление известных личностей поддерживать достоинство исключительно только своего рода, необходимо влекло за собой настоящую вражду, взаимноую ненависть, неизбежную родословную усобицу между чиновними людьми и знатнейшими фамилиями»30.

Московские великие князья вели упорную борьбу против местничества, так как местничество связывало их и ставило их действия под контроль феодальной знати, которая боролась за сохранение местнических привилегий.

Первые шаги в области ограничения наместничьего управления были сделаны Иваном III путем введения в практику выдачи на места специальных уставных грамот, регламентировавших права и обязанности наместников и волостелей. Наиболее ранней из известных грамот этого времени является Белозерская уставная грамота 1488 г. Документ состоял из 23 статей и представлял собой сборник процессуального, административного и гражданского законодательства и действовала на территориях Белозерской земли в конце XV - начале XVI вв. (распределение полномочий между княжеской администрацией и местными органами власти, определение порядка судопроизводства, в том числе в случае душегубства, установление прав белозерских торговых людей и размеры взимаемых с них торговых пошлин). Белозерскую уставную грамоту считают предшественницей Судебника 1497 г. С полным текстом Уставной Белозерской грамоты можно ознакомиться в Приложении № 8 конкурсной работы.

С середины XVI в. некоторые назначения на должности производились прямыми указами Ивана IV. Даже приглашённые к царскому столу, бояре сидели в соответствии со своими титулами.

Местнические споры были особенно опасны во время военных действий, когда назначения воевод затягивались из-за подобных споров и это мешало боеспособности войска. Иван Грозный осознал эту опасность, и в 1549 г., во время похода на Казань запретил местнические тяжбы во время похода. В ноябре 1549 г. был издан приговор о местничестве, состоящий из двух частей. Первая часть приговора посвящена воеводам основных пяти полков, на которые делилась армия: Большого, Правой руки, Левой руки, Передового и Сторожевого. Во второй части речь идет об остальных служилых людях - невоеводах. По своему содержанию приговор 1549 г. формально представляет собой акт, определяющий местнические соотношения между отдельными воеводскими должностями. Существо приговора 1549 г. о местничестве заключалось не в простой регламентации местнических счетов в полках, а в борьбе против местничества.

После приезда во Владимир митрополита Макария вопрос о местничестве являлся предметом обсуждения царя, митрополита и бояр, и только что принятый приговор о местничестве был вновь подтвержден в «Приговоре о местах и воеводах в полках» 1550 г. «И в наряд служебной царь и великий князь велел записати, что боярским детем и дворяном болшим лучитца на Цареве и великого князя службе быти с воеводами не по их отечеству, и в том их отечеству порухи никоторые нет»31. Как по свидетельству Макария, так и по заявлению самого Ивана IV, смысл приговора о местничестве заключался в установлении службы в полках «без мест» и в запрете «местничаться» во время похода.

Вплоть до второй четверти XVII в. система распределения должностей в зависимости от знатности рода продолжала существовать. Местничество сосуществовало вместе с остатками отмененной системы кормлений, произволом и ненасытностью чиновников, посулами и казнокрадством.

Лишь в 1682 г. система местничества была отменена приговором Земского Собора, в целях укрепления вооружённых сил правительством Федора Алексеевича. В труде «Созерцание» Сильвестра Медведева была подчеркнута негативная роль вражды и непорядков, возникающих из-за местничества.

Еще в конце 1681 г. в Москве были собраны две комиссии. Одна из выборных от служилого сословия, с целью обсуждения лучшего устройства военных сил другая – из выборных от тяглых людей, занималась выработкой новой системы податей. Обе действовали под руководством князя В.В. Голицына. Этот съезд выборных давал полный состав Земского собора, но комиссии тем не менее не соединились в соборе ни разу и заседали в разное время. Служилая же комиссия предложила различные реформы в военном устройстве, выборные люди решили дать государю челобитье об уничтожении местничества. «При царях Михаиле и Алексее почти все военные походы были уже без мест, что необходимо приучало к мысли, что рано или поздно указ «быть всегда без мест», заменит повторение указа «быть без мест» перед каждым походом»32. По этому поводу 12 января 1682 года государь созвал торжественное собрание духовенства, думы и выборных придворных чинов для обсуждения челобитья и уничтожения мест. Царь приказал сжечь разрядные книги. Взамен их было приказано завести Родословную книгу, в которую вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Думе. Между 5 и 15 февраля 1682 г. в новом «разряде без мест» было записано царское повеление приступить к созданию шести родословных книг: «1) родословным людям; 2) выежжим; 3) московским знатным родам; 4) дворянским; 5) гостиным и дьячим; 6) всяким низким чинам»33.

С отменой местничества стало падать и значение аристократического элемента власти – Боярской думы (хотя она прекратила свою деятельность лишь при Петре I). В известной мере это можно назвать «демократизацией» административного слоя, поскольку каждый способный дворянин мог теперь безпрепятственно подняться по служебной лестнице выше своих предков. Эта реформа также предварила введение в России чинов («Табель о рангах») и предполагала разделение военной и гражданской властей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной исследовательской работе мы попытались провести историко-правовой анализ процессов распределения должностей в зависимости от знатности рода и содержания чиновничьего аппарата в средневековой России и их влияние на рост коррупции.

Истоки появления коррупции в обществе связаны с языческими подношениями пантеону богов, олицетворяющих силы природы. С момента появления первых служителей культа и для расположения милости богов, ведуны и волхвы тоже получали подарки. С появлением чиновничьего аппарата утвердился обычай подносить подарки тем, от кого зависела судьба человека. За выполнение своих функций чиновники на Руси получали в распоряжение пошлины и часть налогов с населения, собранных сверх установленных податей в казну, т.е. они как бы «кормились» за счет населения.

Произвол со стороны кормленщиков и их слуг был довольно обычным делом. Должность чиновника рассматривалась как доходная статья для должностного лица. Свои обязанности они исполняли плохо, нередко передоверяли их тиунам. Служащий смотрел на должность не только как на средство прокорма и пропитания, но соизмерял свои должностные действия с решаемым вопросом и доходом от него. Кормления порождали произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении в период пребывания в кормленщиках. Должностные злоупотребления, особенно со стороны уездных и волостных чиновников, вызвали ряд правительственных мер к ограждению населения от обид наместников и волостелей. Государство в лице великого князя стремилось ограничить произвол кормленщиков, ослабить их власть. По Судебнику 1497 г. были сокращены сроки деятельности наместников, подвергались сокращению «доходные статьи» кормлений. В 1555 г. в результате земской реформы система кормлений была официально отменена. Указ 1555 г. исполнялся не сразу и не повсеместно, на практике кормления продолжали существовать вплоть до XVIII в., а в связи с этим продолжались поборы и казнокрадство.

Наибольшего развития система кормлений достигла в XIV-XV вв. и сыграла значительную роль в складывании системы местного управления на основе местничества. Местничество регулировало служебные отношения между членами служилых фамилий при дворе, на военной и административной службе и было формой политической организации русского общества.

Сущность местничества состояла в том, что возможность занятия тем или иным лицом какого-либо поста в административных органах или в армии предопределялась местническими счетами, то есть взаимными соотношениями между отдельными княжескими или боярскими фамилиями, а внутри этих фамилий - взаимными соотношениями между отдельными членами этих фамилий. Местнические споры были особенно опасны во время военных действий, когда назначения воевод затягивались из-за подобных споров, что мешало боеспособности войска. Во время похода на Казань Иван Грозный запретил местнические тяжбы во время военных действий. Местничество сосуществовало вместе с остатками отмененной системы кормлений, произволом и ненасытностью чиновников, посулами и казнокрадством.

В 1682 г. система местничества была отменена приговором Земского Собора во время правления Федора Алексеевича. В известной мере это можно назвать «демократизацией» административного слоя, поскольку каждый способный дворянин мог теперь безпрепятственно подняться по служебной лестнице выше своих предков.

В заключении можно констатировать, что местничество и система кормлений в средневековой России являлись явлениями коррупционной направленности, сопровождаясь с должностными злоупотреблениями, взятками, посулами, казнокрадством и произволом чиновничьего аппарата. Результаты исследования оправдывают поставленные цель и задачи конкурсного проекта.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богданов А.П. «Несостоявшийся император Федор Алексеевич». - URL: http://statehistory.ru/675/Otmena-mestnichestva-tsaryem-Fyedorom-Alekseevichem/

  2. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. - М., 1970. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/gur/

  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 1. А-О – М., 1989. – 700 с.

  4. Ермолаев И.П., Кашафутдинов Р.Г. Свод законов Киевской Руси: учебное пособие для изучения «Русской Правды». – Казань, 1985. – 23 с.

  5. Ерошкин Н.П. «Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России». - М., 1960 - с. 396. - URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000148/st003.shtml

  6. Зимин А.А. Правда русская. М., 1999. – 424 с.

  7. Лихачёв Н. П.Государев родословец и Бархатная книга. – Санкт-Петербург, 1900. – 14 с.

  8. Носов Н.Е. Очерки по истории местного управления Русского государства первой половины XVI в. – М.; Л., 1957. – 408 с. – URL: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/721/25721/8616/page7

  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1978. – 846 с.

  10. Порай-Кошица И.А. Очерк истории русского дворянства от половины IX до конца XVIII века (862 - 1796) – Санкт-Петербург, 1874. – 226 с.

  11. Приговор о местах и воеводах в полках: текст. - Сайт «История государства» http://statehistory.ru/676/Mestnichestvo-na-Rusi-i-ego-vliyanie-na-gosudarstvennye-dela/

  12. Пространная редакция «Русской Правды». – URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4947

  13. Разрядная книга 1475-1605 гг.: текст. - Сайт «Библиотека Якова Кротова» http://krotov.info/acts/16/possevino/razryady_1475b_02.htm

  14. Родословная книга князей и дворян, российских и въезжих: текст. - Сайт «Genealogia.ru» http://www.genealogia.ru/projects/barhat/index.htm

  15. Сайт «История государства» - URL: http://statehistory.ru/676/Mestnichestvo-na-Rusi-i-ego-vliyanie-na-gosudarstvennye-dela/

  16. Сайт Российской государственной библиотеки http://dlib.rsl.ru/

  17. Симеон Агафонникович (Сильвестр) Медведев «Созерцание»: текст. - Сайт «Восточная литература» http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/M.phtml?id=2053

  18. Словарь русского языка: в 4-х томах / под ред. А.П. Евгеньевой. Т. 3. – М., 1999. –752 с.

  19. Соловьев Б.И. Русское дворянство и его выдающиеся представители. – Ростов н/Д, 2000 – 320 с.

  20. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., 1963. – URL: http://www.kodges.ru/audio/audio_other/23721-solovev-s.-m.-tom-23.-istorija-rossii-s.html

  21. Соловьев С.М. Об истории Древней России. – М., 1993. – 544 с.

  22. Соловьев С.М. Об истории новой России. – М., 1993. – 559 с.

  23. Судебник 1497 г.: текст. – URL: http://his95.narod.ru/1497.htm

  24. Толковый словарь русского языка: в 3 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. Т.1. А-М – М., 2001. – 704 с.

  25. Энциклопедический словарь / под ред. И.А. Андреевского, К.К. Арсентьева, О.О. Петрушевского. Т. XVI. – Санкт-Петербург, 1894. – 480 с.

  26. Уставная белозерская грамота 1488 г.: текст. - Сайт «Российский правовой портал: библиотека Пашкова»http://constitutions.ru/

  27. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями). – URL: http://base.garant.ru/12164203/#block_1

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«РУССКАЯ ПРАВДА»

 mestn1  mestn2

Страница из древнейшего сохранившегося Синодального списка Русской Правды (Пространная редакция), конец XIII в.

Синодальная Кормчая, содержащая Русскую Правду, конец XIII в.

 mestn3  mestn4

Ковчег для хранения «Русской Правды», судебников, грамот. Россия, Санкт-Петебруг, 1853-58, Государственный исторический музей)

Страница Троицкого I списка Русской Правды (Пространная редакция), XIV в.

Источник:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_Правда

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

СУДЕБНИК 1497 г. ЛИСТ ИЗ РУКОПИСНОЙ КНИГИ К. XV-Н. XVI ВВ.

mestn5  

  

 

Источник:http://ru.wikipedia.org/wiki/Судебник_1497_года

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ЦАРСКИЙ СУДЕБНИК. 1550. ЗАГЛАВНЫЙ ЛИСТ

mestn6  

Источник:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Судебник_Ивана_IV

 

 

РАЗРЯДНАЯ КНИГА XVII В.

(экспонат Государственного исторического музея)

mestn7  

Источник:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Разрядные_книги

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

mestn8  

 

Источник: Сайт «Genealogia.ru»

http://www.genealogia.ru/projects/barhat/index.htm

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

mestn9  

Источник: Сайт Российской государственной библиотеки http://dlib.rsl.ru/viewer/01003556522#?page=3

  

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

mestn10

Автор: Лохонова Галина Михайловна
Дата публикации: 20.11.2014

1 | 2 | 3 | 4



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Легенды моего села

Ге – ра –си – мов – ка… Что - то знакомое слышится, когда произносится это слово вслух. И трель невидимого жаворонка в летний полдень над душистым луговым морем. И призывные звуки небольшого церковного колокола, разносившегося далеко ветром, напоминая нам, потомкам о богатой истории нашей земли. .

Читать

Моя семья

Моя семья состоит из четырёх человек. Это мама, папа, брат и я. Мы живём в селе Любимово Далматовского района Курганской области..

Читать

Сохранение культурного наследия нашего края

Память о прошлом, о славных предках, о великих культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания будущего гражданина..

Читать

Роль Святого равноапостольного князя Владимира в крещении Руси

При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие христианства. Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в обращении к христианству. .

Читать

Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны

Призвали его в декабре 1941 года, когда для советского народа наступили трудные времена. Местом мобилизации стал Ижемский районный военный комиссариат..

Читать

Они сражались за Родину

Дмитрий Матвеевич родился 2 января 1920 года в многодетной крестьянской семье. Детство совпало с голодными годами. С малых лет Дмитрий Матвеевич любил работать, увлекался спортом. С одиннадцати лет работал в колхозе плугарём, а затем стал трактористом. “Прямо на току, где я работал на тракторе, мне вручили повестку о призыве в ряды Красной Армии, - рассказал ветеран, вспоминая о годах Великой Отечественной войны. - Где бы я ни воевал, я всегда думал о родной стране, о своей деревне, об односельчанах”. Родители не хотели отпускать своего сына на войну, но Дмитрий Матвеевич с гордостью пошёл воевать и защищать родину от захватчиков..

Читать

Крестьянское восстание 1921 года на территории Южного Зауралья

В наше время в обществе проявляется интерес к прошлому страны, своего города, семьи. У человека,не интересующегося своей историей,нет будущего.На мой взгляд, человек должен знать историю своего родного края, где он живет, где жили его родные и близкие..

Читать

Морские оформительские таможенные процедуры по Новоторговому уставу 1667 г.

История становления портовых таможен в России представляет значительный интерес с различных позиций, в том числе с позиции изучения истории таможенной службы, так как в то время как большинство таможен было ориентировано на внутреннее обложение, портовые таможни изначально были ориентированы на регулирование внешней торговли. .

Читать

Чтобы помнили

В моей жизни появилось то, чего не хватало мне всё это время: понимание ценности жизни и каждой минуты, радость от общения с родными и друзьями, любовь и уважение к человеку – воину, солдату, давшему мне почувствовать счастье под мирным небом. Я теперь знаю, что герои живут рядом с нами. А значит, мне есть, с кого «писать свою жизнь»..

Читать

Благотворительность. Братья М. В. и В. Т. Ассевы. Благотворительность и милосердие в г. Тамбове.

Раньше, когда не было ни радио, не телевидения, были люди, о которых другие были наслышаны. Они не афишировали открыто свою деятельность, но сделали многое для родного края и были известны своими благими делами. Лично их знал определённый круг людей. Другие же, видеть их не видели, но слышали и знали о их существовании и деятельности. Эти имена были на слуху, так как они прославились своей деятельностью на благо общества. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter