↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

Описан самый крупный динозавр Австралии
........................
17 обезглавленных скелетов древнеримских времен озадачили археологов
........................
Ученые воссоздали «дискотеку каменного века» с помощью лосиных зубов
........................
Возле Суздаля нашли 30 средневековых поселений
........................
В Польше исследуют секретный немецкий тоннель в поисках Янтарной комнаты
........................

1 | 2 | 3

Местничество и система кормлений как явления коррупционной направленности в России: историко-правовой аспект

(Научно-исследовательская работа)
Раздел: История России
Автор: Лохонова Галина Михайловна
Руководитель Центра организации НИР и кооперативного партнерства Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, канд. пед. наук

Первые шаги в области ограничения наместничьего управления были сделаны Иваном III путем введения в практику выдачи на места специальных уставных грамот, регламентировавших права и обязанности наместников и волостелей. Наиболее ранней из известных грамот этого времени является Белозерская уставная грамота 1488 г. Документ состоял из 23 статей и представлял собой сборник процессуального, административного и гражданского законодательства и действовала на территориях Белозерской земли в конце XV - начале XVI вв. (распределение полномочий между княжеской администрацией и местными органами власти, определение порядка судопроизводства, в том числе в случае душегубства, установление прав белозерских торговых людей и размеры взимаемых с них торговых пошлин). Белозерскую уставную грамоту считают предшественницей Судебника 1497 г. С полным текстом Уставной Белозерской грамоты можно ознакомиться в Приложении № 8 конкурсной работы.

С середины XVI в. некоторые назначения на должности производились прямыми указами Ивана IV. Даже приглашённые к царскому столу, бояре сидели в соответствии со своими титулами.

Местнические споры были особенно опасны во время военных действий, когда назначения воевод затягивались из-за подобных споров и это мешало боеспособности войска. Иван Грозный осознал эту опасность, и в 1549 г., во время похода на Казань запретил местнические тяжбы во время похода. В ноябре 1549 г. был издан приговор о местничестве, состоящий из двух частей. Первая часть приговора посвящена воеводам основных пяти полков, на которые делилась армия: Большого, Правой руки, Левой руки, Передового и Сторожевого. Во второй части речь идет об остальных служилых людях - невоеводах. По своему содержанию приговор 1549 г. формально представляет собой акт, определяющий местнические соотношения между отдельными воеводскими должностями. Существо приговора 1549 г. о местничестве заключалось не в простой регламентации местнических счетов в полках, а в борьбе против местничества.

После приезда во Владимир митрополита Макария вопрос о местничестве являлся предметом обсуждения царя, митрополита и бояр, и только что принятый приговор о местничестве был вновь подтвержден в «Приговоре о местах и воеводах в полках» 1550 г. «И в наряд служебной царь и великий князь велел записати, что боярским детем и дворяном болшим лучитца на Цареве и великого князя службе быти с воеводами не по их отечеству, и в том их отечеству порухи никоторые нет»31. Как по свидетельству Макария, так и по заявлению самого Ивана IV, смысл приговора о местничестве заключался в установлении службы в полках «без мест» и в запрете «местничаться» во время похода.

Вплоть до второй четверти XVII в. система распределения должностей в зависимости от знатности рода продолжала существовать. Местничество сосуществовало вместе с остатками отмененной системы кормлений, произволом и ненасытностью чиновников, посулами и казнокрадством.

Лишь в 1682 г. система местничества была отменена приговором Земского Собора, в целях укрепления вооружённых сил правительством Федора Алексеевича. В труде «Созерцание» Сильвестра Медведева была подчеркнута негативная роль вражды и непорядков, возникающих из-за местничества.

Еще в конце 1681 г. в Москве были собраны две комиссии. Одна из выборных от служилого сословия, с целью обсуждения лучшего устройства военных сил другая – из выборных от тяглых людей, занималась выработкой новой системы податей. Обе действовали под руководством князя В.В. Голицына. Этот съезд выборных давал полный состав Земского собора, но комиссии тем не менее не соединились в соборе ни разу и заседали в разное время. Служилая же комиссия предложила различные реформы в военном устройстве, выборные люди решили дать государю челобитье об уничтожении местничества. «При царях Михаиле и Алексее почти все военные походы были уже без мест, что необходимо приучало к мысли, что рано или поздно указ «быть всегда без мест», заменит повторение указа «быть без мест» перед каждым походом»32. По этому поводу 12 января 1682 года государь созвал торжественное собрание духовенства, думы и выборных придворных чинов для обсуждения челобитья и уничтожения мест. Царь приказал сжечь разрядные книги. Взамен их было приказано завести Родословную книгу, в которую вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Думе. Между 5 и 15 февраля 1682 г. в новом «разряде без мест» было записано царское повеление приступить к созданию шести родословных книг: «1) родословным людям; 2) выежжим; 3) московским знатным родам; 4) дворянским; 5) гостиным и дьячим; 6) всяким низким чинам»33.

С отменой местничества стало падать и значение аристократического элемента власти – Боярской думы (хотя она прекратила свою деятельность лишь при Петре I). В известной мере это можно назвать «демократизацией» административного слоя, поскольку каждый способный дворянин мог теперь безпрепятственно подняться по служебной лестнице выше своих предков. Эта реформа также предварила введение в России чинов («Табель о рангах») и предполагала разделение военной и гражданской властей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной исследовательской работе мы попытались провести историко-правовой анализ процессов распределения должностей в зависимости от знатности рода и содержания чиновничьего аппарата в средневековой России и их влияние на рост коррупции.

Истоки появления коррупции в обществе связаны с языческими подношениями пантеону богов, олицетворяющих силы природы. С момента появления первых служителей культа и для расположения милости богов, ведуны и волхвы тоже получали подарки. С появлением чиновничьего аппарата утвердился обычай подносить подарки тем, от кого зависела судьба человека. За выполнение своих функций чиновники на Руси получали в распоряжение пошлины и часть налогов с населения, собранных сверх установленных податей в казну, т.е. они как бы «кормились» за счет населения.

Произвол со стороны кормленщиков и их слуг был довольно обычным делом. Должность чиновника рассматривалась как доходная статья для должностного лица. Свои обязанности они исполняли плохо, нередко передоверяли их тиунам. Служащий смотрел на должность не только как на средство прокорма и пропитания, но соизмерял свои должностные действия с решаемым вопросом и доходом от него. Кормления порождали произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении в период пребывания в кормленщиках. Должностные злоупотребления, особенно со стороны уездных и волостных чиновников, вызвали ряд правительственных мер к ограждению населения от обид наместников и волостелей. Государство в лице великого князя стремилось ограничить произвол кормленщиков, ослабить их власть. По Судебнику 1497 г. были сокращены сроки деятельности наместников, подвергались сокращению «доходные статьи» кормлений. В 1555 г. в результате земской реформы система кормлений была официально отменена. Указ 1555 г. исполнялся не сразу и не повсеместно, на практике кормления продолжали существовать вплоть до XVIII в., а в связи с этим продолжались поборы и казнокрадство.

Наибольшего развития система кормлений достигла в XIV-XV вв. и сыграла значительную роль в складывании системы местного управления на основе местничества. Местничество регулировало служебные отношения между членами служилых фамилий при дворе, на военной и административной службе и было формой политической организации русского общества.

Сущность местничества состояла в том, что возможность занятия тем или иным лицом какого-либо поста в административных органах или в армии предопределялась местническими счетами, то есть взаимными соотношениями между отдельными княжескими или боярскими фамилиями, а внутри этих фамилий - взаимными соотношениями между отдельными членами этих фамилий. Местнические споры были особенно опасны во время военных действий, когда назначения воевод затягивались из-за подобных споров, что мешало боеспособности войска. Во время похода на Казань Иван Грозный запретил местнические тяжбы во время военных действий. Местничество сосуществовало вместе с остатками отмененной системы кормлений, произволом и ненасытностью чиновников, посулами и казнокрадством.

В 1682 г. система местничества была отменена приговором Земского Собора во время правления Федора Алексеевича. В известной мере это можно назвать «демократизацией» административного слоя, поскольку каждый способный дворянин мог теперь безпрепятственно подняться по служебной лестнице выше своих предков.

В заключении можно констатировать, что местничество и система кормлений в средневековой России являлись явлениями коррупционной направленности, сопровождаясь с должностными злоупотреблениями, взятками, посулами, казнокрадством и произволом чиновничьего аппарата. Результаты исследования оправдывают поставленные цель и задачи конкурсного проекта.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богданов А.П. «Несостоявшийся император Федор Алексеевич». - URL: http://statehistory.ru/675/Otmena-mestnichestva-tsaryem-Fyedorom-Alekseevichem/

  2. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. - М., 1970. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/gur/

  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 1. А-О – М., 1989. – 700 с.

  4. Ермолаев И.П., Кашафутдинов Р.Г. Свод законов Киевской Руси: учебное пособие для изучения «Русской Правды». – Казань, 1985. – 23 с.

  5. Ерошкин Н.П. «Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России». - М., 1960 - с. 396. - URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000148/st003.shtml

  6. Зимин А.А. Правда русская. М., 1999. – 424 с.

  7. Лихачёв Н. П.Государев родословец и Бархатная книга. – Санкт-Петербург, 1900. – 14 с.

  8. Носов Н.Е. Очерки по истории местного управления Русского государства первой половины XVI в. – М.; Л., 1957. – 408 с. – URL: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/721/25721/8616/page7

  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1978. – 846 с.

  10. Порай-Кошица И.А. Очерк истории русского дворянства от половины IX до конца XVIII века (862 - 1796) – Санкт-Петербург, 1874. – 226 с.

  11. Приговор о местах и воеводах в полках: текст. - Сайт «История государства» http://statehistory.ru/676/Mestnichestvo-na-Rusi-i-ego-vliyanie-na-gosudarstvennye-dela/

  12. Пространная редакция «Русской Правды». – URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4947

  13. Разрядная книга 1475-1605 гг.: текст. - Сайт «Библиотека Якова Кротова» http://krotov.info/acts/16/possevino/razryady_1475b_02.htm

  14. Родословная книга князей и дворян, российских и въезжих: текст. - Сайт «Genealogia.ru» http://www.genealogia.ru/projects/barhat/index.htm

  15. Сайт «История государства» - URL: http://statehistory.ru/676/Mestnichestvo-na-Rusi-i-ego-vliyanie-na-gosudarstvennye-dela/

  16. Сайт Российской государственной библиотеки http://dlib.rsl.ru/

  17. Симеон Агафонникович (Сильвестр) Медведев «Созерцание»: текст. - Сайт «Восточная литература» http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/M.phtml?id=2053

  18. Словарь русского языка: в 4-х томах / под ред. А.П. Евгеньевой. Т. 3. – М., 1999. –752 с.

  19. Соловьев Б.И. Русское дворянство и его выдающиеся представители. – Ростов н/Д, 2000 – 320 с.

  20. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., 1963. – URL: http://www.kodges.ru/audio/audio_other/23721-solovev-s.-m.-tom-23.-istorija-rossii-s.html

  21. Соловьев С.М. Об истории Древней России. – М., 1993. – 544 с.

  22. Соловьев С.М. Об истории новой России. – М., 1993. – 559 с.

  23. Судебник 1497 г.: текст. – URL: http://his95.narod.ru/1497.htm

  24. Толковый словарь русского языка: в 3 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. Т.1. А-М – М., 2001. – 704 с.

  25. Энциклопедический словарь / под ред. И.А. Андреевского, К.К. Арсентьева, О.О. Петрушевского. Т. XVI. – Санкт-Петербург, 1894. – 480 с.

  26. Уставная белозерская грамота 1488 г.: текст. - Сайт «Российский правовой портал: библиотека Пашкова»http://constitutions.ru/

  27. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями). – URL: http://base.garant.ru/12164203/#block_1

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«РУССКАЯ ПРАВДА»

 mestn1  mestn2

Страница из древнейшего сохранившегося Синодального списка Русской Правды (Пространная редакция), конец XIII в.

Синодальная Кормчая, содержащая Русскую Правду, конец XIII в.

 mestn3  mestn4

Ковчег для хранения «Русской Правды», судебников, грамот. Россия, Санкт-Петебруг, 1853-58, Государственный исторический музей)

Страница Троицкого I списка Русской Правды (Пространная редакция), XIV в.

Источник:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_Правда

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

СУДЕБНИК 1497 г. ЛИСТ ИЗ РУКОПИСНОЙ КНИГИ К. XV-Н. XVI ВВ.

mestn5  

  

 

Источник:http://ru.wikipedia.org/wiki/Судебник_1497_года

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ЦАРСКИЙ СУДЕБНИК. 1550. ЗАГЛАВНЫЙ ЛИСТ

mestn6  

Источник:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Судебник_Ивана_IV

 

 

РАЗРЯДНАЯ КНИГА XVII В.

(экспонат Государственного исторического музея)

mestn7  

Источник:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Разрядные_книги

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

mestn8  

 

Источник: Сайт «Genealogia.ru»

http://www.genealogia.ru/projects/barhat/index.htm

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

mestn9  

Источник: Сайт Российской государственной библиотеки http://dlib.rsl.ru/viewer/01003556522#?page=3

  

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

mestn10

Источник: Сайт Российской государственной библиотеки http://dlib.rsl.ru/viewer/01003924235#?page=3

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

«РУССКАЯ ПРАВДА» (КРАТКАЯ РЕДАКЦИЯ) (выдержки)

1. Если убьет человек человека, то мстить брату за брата, или сыну за отца, или отцу за сына, или сыну брата, или сыну сестры; если кто не будет мстить, то князю 40 гривен за убитого; если это будет русин, или гридин, или купец, или ябетник, или мечник, или изгой, или словении, то назначить за него 40 гривен.

 4. Аще утнеть мечемъ, а не вынемъ его, любо рукоятью, то 12 гривнѣ за обиду.

4. Если кто ударит мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью, то 12 гривен за обиду.

 8. А во усѣ 12 гривнѣ, а въ бородѣ 12 гривнѣ.

8. А за ус 12 гривен и за бороду 12 гривен.

 9. Оже ли кто вынезь мечь, а не тнеть, то тъи гривну положить.

9. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.

 10. Аще ли ринеть мужь мужа любо от себе любо к собѣ, 3 гривнѣ, а видока два выведеть; или будеть варягъ или колбягъ, то на роту.

10. Если человек толкнет человека от себя или к себе, то 3 гривны, и пусть пострадавший приведет на суд двух свидетелей; если пострадавший варяг или колбяг, то пусть сам клянется.

 11. Аще ли челядинъсъкрыется любо у варяга, любо у кольбяга, а его за три дни не выведуть, а познають и въ третий день, то изымати ему свои челядинъ, а 3 гривнѣ за обиду.

11. Если челядин скроется или у варяга, или у колбяга, и его в течение трех дней не выведут, но обнаружат его хотя бы на третий день, то взять ему <господину> своего челядина, а 3 гривны за обиду.

 12. Аще кто поѣдеть на чюжемъ конѣ, не прошавъ его, то положити 3 гривнѣ.

12. Если кто поедет на чужом коне без спроса, то платить 3 гривны штрафа.

 13. Аще поиметь кто чюжь конь, любо оружие, любо портъ, а познаеть въ своемь миру, то взяти ему свое, а 3 гривнѣ за обиду.

13. Если кто возьмет чужого коня, или оружие, или одежду, а хозяин опознает в своем миру, то взять ему свое, а 3 гривны за обиду.

 14. Аще познаеть кто, не емлеть его, то не рци ему: «Мое», нъ рци ему тако: «Поиди на сводъ, гдѣ еси взялъ»; или не поидеть, то поручника за пять днии.

14. Если опознает кто похищенное, то не берет его, и пусть не скажет тому, у кого находится опознанное: «Мое», но скажет ему так: «Пойди на свод, где взял». Если же не пойдет, то пусть предъявит поручителя, что пойдет на свод в течение пяти дней.

 15. Аже гдѣ възыщеть на друзѣ проче, а он ся запирати почнеть, то ити ему на изводъ пред 12 человѣка; да аще будеть обидя не вдалъ будеть, достоино ему свои скотъ, а за обиду 3 гривнѣ.

Правда уставлена руськои земли, егда ся съвокупилъ Изяславъ, Всеволодъ, Святославъ, Коснячко, Перенѣгь, Микыфоръ Кыянинъ, Чюдинъ, Микула.

Правда, установленная Русской земле, когда собрались Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко, Перенег, Никифор Киевлянин, Чюдин, Микула.

 19. Аще убьють огнищанина въ обиду, то платити за нь 80 гривенъ убиици, а людемъ не надобѣ; а въ подъѣздъномъкняжи 80 гривенъ.

19. Если убьют огнищанина за обиду, то убийца платит за него 80 гривен, а людям не надо; и за княжеского подъездного 80 гривен.

 22. А въ княжи тивунѣ 80 гривенъ.

22. А за княжеского тиуна 80 гривен.

 23. А конюхъ старыи у стада 80 гривенъ, яко уставилъ Изяславъ въ своем конюсѣ, егоже убилѣ дорогобудьци.

23. А за старшего конюха при стаде 80 гривен, как постановил Изяслав за своего конюха, когда его убили дорогобужцы.

 25. А в рядовници княжѣ 5 гривенъ.

25. А за княжеского рядовича 5 гривен.

 26. А въ смердѣ и въ холопѣ 5 гривенъ.

26. А за смерда и за холопа 5 гривен.

 27. Аще роба кормилица любо кормиличицъ, 12.

27. Если роба-кормилица или кормилец, 12 гривен.

 35. А оже лодью украдеть, то за лодью платити 30 рѣзанъ, а продажи 60 рѣзанъ.

35. А если украдет ладью, то за ладью хозяину платить 30 резан, а штрафа князю 60 резан.

 36. А въ голубѣ и въ куряти 9 кунъ, а въ уткѣ, и въ гусѣ, и въ жеравѣ, и въ лебеди 30 рѣзанъ; а продажи 60 рѣзанъ.

36. А за голубя и за курицу 9 кун, а за утку, гуся, журавля, лебедя 30 резан, а штрафа князю 60 резан.

 37. А оже украдуть чюжь песъ, любо ястребъ, любо соколъ, то за обиду 3 гривны.

37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то 3 гривны за обиду.

 38. Аще убьють татя на своемъ дворѣ, любо у клѣти, или у хлѣва, то тои убитъ; аще ли до свѣта держать, то вести его на княжь дворъ; а оже ли убьють, а люди будуть видѣли связанъ, то платити в немь.

38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то так тому и быть; если продержат до рассвета, то вести его на княжеский двор; а если его убьют, но люди видели, что он был связан, то платить за него.

 39. Оже сѣно крадуть, то 9 кунъ; а въ дровехъ 9 кунъ.

39. Если сено украдут, то 9 кун; и за дрова 9 кун.

 40. Аже украдуть овъцу, или козу, или свинью, а ихъ будеть 10 одину овьцу укралѣ, да положать по 60 рѣзанъ продажи; а хто изималъ, тому 10 рѣзанъ.

40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 человек украли одну овцу, то пусть платят по 60 резан штрафа князю, а кто поймал воров, тому 10 резан.

 41. А от гривне мечнику куна, а в десятину 15 кунъ, а князю 3 гривны, а от 12 гривну емъцю 70 кунъ, а в десятину 2 гривнѣ, а князю 10 гривенъ.

41. А из гривны мечнику куна, а в десятину 15 кун, а князю 3 гривны; а из 12 гривен ему 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.

 42. А се поконъ вирныи: вирнику взяти 7 вѣдоръ солоду на недѣлю, тъже овенъ любо полоть, или двѣ ногатѣ; а въ среду рѣзану въже сыры, в пятницу тако же; а хлѣба по кольку могуть ясти, и пшена; а куръ по двое на день; конѣ 4 поставити и сути имъ на ротъ, колько могуть зобати; а вирнику 60 гривенъ и 10 рѣзанъ и 12 вѣверици, а передѣ гривна; или ся пригоди в говѣние рыбами, то взяти за рыбы 7 рѣзанъ; тъ всѣхъ кунъ 15 кунъ на недѣлю; а борошна колько могуть изъясти; до недѣли же виру сберуть вирници. То ти урокъ Ярославль.

42. А это закон при сборе виры: вирнику взять 7 ведер солода на неделю, а также барана или полтуши говядины, или две ногаты; а в среду резану или сыры, в пятницу то же, а хлеба и пшена сколько смогут съесть; а вирнику 60 гривен и 10 резан и 12 вирниц, а при въезде гривна, а если приходится на говение кормить рыбами, то считать за рыбы 7 резан; таким образом всех кун 15 на неделю, а хлеба сколько смогут съесть; пусть вирники собирают виру не более недели. Таково постановление Ярослава.

 43. А се урокъ мостьниковъ: аще помостивше мостъ, взяти от дѣла ногата, а от городници ногата; аще же будеть ветхаго моста потвердити нѣколико доскъ, или 3, или 4, или 5, то тое же.

43. А это постановление для мостников: если настелят мост, то взять за работу ногату, а за городню ногата; если же у старого моста надо будет починить несколько досок, 3, 4 или 5, то взять столько же.

 

Источник: И.П. Ермолаев, Р.Г. Кашафутдинов. Свод законов Киевской Руси: учебное пособие для изучения «Русской Правды». – Казань: Издательство Казанского университета, 1985. – 23 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

УСТАВНАЯ БЕЛОЗЕРСКАЯ ГРАМОТА

1488 г. МАРТ. (выдержки)

 

Се яз князь Иван Васильевичь всея Руси пожаловал есми своих людей белозерцов, горожан и становых людей и волостных всех белозерцов: кто наших наместников у них ни будет, и они ходят по сей по нашей грамоте.

1. Взоежжого корму горожане и становые люди наместником нашим на взоезд что кто принесет, то им взяти .

2. На Рождество Христово наместником нашим дадут корм со всех сох, со княжих, и с боярьских, и с монастырьских, и с черных, и с грамотников и со всех без менки, с сохи за полоть мяса два алтына, за десятеро хлебов десять денег, за бочку овса десять денег, за воз сена два алтына; а на Петров день дадут корм наместником нашим со всех же сох, с сохи за боран восмь денег, за десятеро хлебов десять денег. А тиуом корм рожественской и петровской вполы наместнича корму. А доводчиком побор со всех же сох, с сохи на Рожество Христово за ковригу денга, за часть мяса денга, за зобню овса две денги; а на Петров день доводчиком побор со всех же сох, за ковригу денга, за сыр денга .

3. А наместником нашим у них держати в городе и во станех два тиуна да десять доводчиков: во станех восмь доводчиков, а два в городе; а станы и деревни своим доводчиком поделять .

5. А наместники тиунов и доводчиков до году не переменяют .

6. А кормы наместничьи и тиуновы и доводчиковы поборы берут в станех соцкие да платят наместником и тиуном и доводчиком в городе: о Рожестве Христове рожественской корм платят и наместником и тиуном и доводчиковы поборы, а о Петрове дни петровьской корм платять в городе и наместником и тиуном и доводчиковы поборы.

7. А пошлин наместником на Белеозере в городе: явка с гостей, кои гости приходят из Московские земли, из Тверские, из Новогородские земли , или откуда кто ни приедет, с болшаго судна, с ватамана гривна, а людей на судне сколько ни будет, ино с головы по денге; а кто приедет в малых судех в гребных на Белоозеро из Московские земли, или из Новогородские, ино с ватамана и с людей, колко их на судне ни будет, ино с головы по денге. А на Волочке на Словенском наместником держать своих пошлинников, а явку емлют с гостей по тому же: кто придет из Московские земли, из Тверские, из Новогородские земли, и с Устюга, и с Вологды, ино с болшого судна с ватамана гривна, а с людей сколко их на судне ни будет, ино с головы по денге; а в малом судне в гребном кто приедет, ино с ватамана и с людей, колко их ни будет на судне, ино с головы по денге. А который гость заплатит пошлину на Волочке, а на том другие пошлины на Белеозере не емлют.

13. А самосуда наши наместники и их тиуни емлют два рубля: а самосуд то, кто поимает татя с поличным да отпустит его прочь, а наместником и их тиуном не явя, а его в том уличат, ино то самосуд; а опричь того самосуда нет .

16. А езд в станы и в волости на две версты денга, а в городе хоженого денга, а на правду вдвое. А от поруки пристав у них не емлет ничего.

17. А кто дасть дочерь замужь, из города в волость, или из волости в город, или из волости в волость, и он даст за выводную куницю алтын; а кто дасть дочерь за мужь за рубежь , в Московьскую землю или в Ноугородскую, и он дасть за выводную землю или в Ноугородскую, и он дасть за выводную куницю два алтына; а в городе и во стану и в волости в одной, ино свадебного за убрус две денги, а десятиннику владычню знамени три денги .

Автор: Лохонова Галина Михайловна
Раздел: История России
Дата публикации: 20.11.2014 23:08:37

1 | 2 | 3

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм



Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Детские начала великих людей.

Изучив биографии известнейших общественных деятелей,навсегда вошедших в историю, я выявил необычную закономерность. Большинство их них в детстве проявляли огромный интере с к учебе, саморазвитию и, что еще более важно, могли избрать для себя определенный круг предметов, наук и т.д., которые они готовы были изучать самостоятельно и с интересом.

Читать

Чудо на все времена

Я люблю путешествовать. Несколько раз была в Москве всего на несколько часов. Больше всего запомнилась поездка с тётей. Билеты взяли так, чтобы быть утром в Москве. Рано утром сошли с поезда и сразу в метро до Красной площади. На меня произвело впечатление её величие. Я просто стояла, слушала, как бьют часы, хотелось потрогать кирпич в Кремлёвской стене. Мне кажется, ни в одном городе нет площади такой красоты и строгости..

Читать

Первый Кубанский («Ледяной») поход Добровольческой армии (февраль – март, 1918 г.)

Одной из героических, но трагичных страниц в истории России стал знаменитый первый Кубанский («Ледяной») поход Добровольческой армии от Ростова-на-Дону до Екатеринодара, который начался 22 февраля 1918 года. Основной целью похода было соединение Добровольческой армии с кубанскими белыми отрядами, которые, как выяснилось уже после начала похода, оставили Екатеринодар..

Читать

История русского православного монашества XIX-XX веков в свете истории Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря

На протяжении всей истории страны в русских монастырях собиралось все самое лучшее: люди - прославившиеся на весь православный мир; бесценные сокровища русской культуры - храмы, книги, настенные живописи, иконы, церковная утварь; благочестивые обычаи и правила, безвозмездная помощь нуждающимся. Монашеские обители были важным элементом жизни русского общества. .

Читать

Наши люди

В истории каждой семьи отражается история нашей страны, области: Великая Отечественная война, подъем целины, годы перестройки, репрессии и т.д. А хотелось бы мне начать с небольшой предыстории. Мой прадедушка, Плотников Михаил Григорьевич, родился ещё в Западно-Сибирском крае. Он прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. До конца дней он сохранил ясный ум и хорошую память. Был интересным человеком и удивительным рассказчиком, писал стихи..

Читать

Фронтовые письма как отражение эпохи (по материалам школьного музея «Прикосновение к судьбе»)

Анализ фронтовых писем солдат Великой Отечественной войны является составной частью изучения истории войны. Выбор темы исследования обусловлен необходимостью изучения обширного и малоизученного комплекса неопубликованных эпистолярных источников — фронтовых писем, хранящихся в школьном музее гимназии №139 “Прикосновение к судьбе”. Это позволит существенно расширить источниковое поле исследований истории Великой Отечественной войны, детализировать целостную картину войны конкретно-историческим материалом. Этим обуславливается актуальность данной работы..

Читать

Иноки Пречистой Богородицы Донского монастыря в конце XVII - начале XVIII вв.

Штат общины Донской обители комплектовался из двух сегментов: монашествующих и светских служителей. Обе фракции коллектива были неразрывно взаимосвязаны. Не было бы иноков – не мог бы существовать институт монастырских служителей..

Читать

Глава VIII. Взаимоотношения Чечни с Россией, восточными государствами и кавказскими соседями в XVIII веке // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

Основным фактором, воздействовавшим на ситуацию в крае в XVIII столетии, являлось все возрастающее значение России в политической судьбе Чечни, как и всего Кавказа. Известную роль играла также политика Ирана, Османской империи с ее вассалом Крымским ханством и, собственно взаимоотношения кавказских феодальных и государственных образований. Взаимодействие политики трех великих держав и местных образований в регионе и определяли политическую картину на всем Кавказе, в т.ч. и в отношении Чечни. В свою очередь, следует учитывать и тот немаловажный фактор, что в XVIII в. на Северо-Восточном Кавказе завершается процесс национальной консолидации такого крупного народа, как чеченцы, что также вносило изменения в политические процессы на Кавказе..

Читать

Будущий прелат. Учёба в Санкт-Петербурге. Часть 3. Учёба в Духовной Академии

Прослеживая судьбу латгальского юноши из крестьянской семьи, статья знакомит с работой католической Духовной Академии в Санкт-Петербурге, с составом воспитанников и преподавателей, акцентируя внимание на выходцах из Латгалии..

Читать

Греков Борис Дмитриевич

В этом 2012 году отмечается 130-летний юбилей рождения знаменитого советского учёного Б.Д. Грекова. Его имя в последние годы стали забывать, что, по-моему, мнению не заслуженно, последний раз крупно историческая наука отметила его юбилей установлением в 1982 году в городе Миргороде ему памятника, с тех пор в 1992, 2002 и 2012 годах эти юбилеи проходят как-то незаметно. А ведь его книгой «Киевская Русь» пользуются студенты уже более 70 лет..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter