↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Найдено самое древнее наскальное изображение
........................
Раскрыта дата становления Пекина столицей Китая
........................
Российская национальная библиотека Санкт-Петербурга оцифрует тысячи старых газет
........................
Ученые объяснили наличие зубов животных в карельских могильниках
........................
Танку Т-34 нашли новое применение во Вьетнаме
........................

Место авиашколы ОСОАВИАХИМА в социально-экономическом развитии Пензенской области в 1930-е гг.

(Статья)
Раздел: История Пензенского края
Автор: Сирчев Виктор
Частично опубликовано: «XII Лебедевские чтения»., "Гумниц", Пенза, 2011

 


OSOAVIAKHIM1rubStamp_USSR
Актуальность
данной проблемы заключается в том, что на сегодняшний день на территории Пензенской области вновь восстановлен и активно развивается аэропорт. Но начало летное дело в нашем регионе берет не с пассажирских перевозок, а с функционирования школы гражданской авиации ОСОАВИАХИМа и аэродрома, которые были предназначены для подготовки военных летчиков и временной дислокации военных самолетов. Данная проблема в истории нашей области занимает важное место, что и вызвало научный интерес и обусловило проведение мной данного исследования.
Цель работы состоит в том, чтобы изучить историю создания, внутреннюю организацию и особенности функционирования аэродрома на базе школы гражданской авиации ОСОАВИАХИМа, а также определить роль данных организация в социально-экономическом развитии Пензенской области начала 1930-х гг.
Для реализации поставленной цели нам необходимо было решить следующие задачи:

– изучить создание аэродрома на базе школы гражданской авиации ОСОАВИАХИМа;

– рассмотреть структуру аэродрома и школы на первых этапах их существования;

– дать общую характеристику материально-технической базе аэродрома и летной школы;

– проанализировать процесс функционирования и результаты работы аэродрома и школы гражданской авиации ОСОАВИАХИМа к середине 1930-х гг.;

– определить их социально-экономическое значение для Пензенской области в рассматриваемый период.
В основу исследования была положена работа с документами Государственного архива Пензенской области, а также с фондами школьного архива МОУ СОШ № 26.

Раздел 1. Создание и организация школы гражданской авиации ОСОАВИАХИМа и аэродрома


В июне 1928 г. в поселке Свободном, который ранее назывался Манчжурией, была организована по инициативе местного ОСОАВИАХИМа школа гражданской авиации. Помещение под это учебное заведение было предоставлено местным Горсоветом бесплатно1. В 1911 г. на этой территории приземлился первый самолёт системы Брелио, пролетевший над Пензой, которым управлял лётчик А. Васильев.
На базе летной школы был свой аэродром, размер которого был 800Х800 м2. Основной задачей его создания и функционирования было изначально проведение и учебно-практических занятий на базе летной школы.
Для самолетов, которые использовались в учебном процессе, был построен специальный ангар. Для обучения использовали летные машины У-1. Они являлись учебно-тренировочным самолётами, разработанными Н. Н. Поликарповым, Были предшественниками самолёта У-2. Первый полёт эта машина произвела в 1921 г. и просуществовала почти до 1935 г. В 1931 г. на У-1 были проведены первые в мире удачные опыты с пороховым реактивным ускорителем взлёта. Технические характеристики у этого самолета были следующие: Экипаж – 2 человека; длина – 8,7 м.; площадь крыла – 30 м2 ; масса пустого – 600 г.; масса снаряженного – 787 кг.; нормальная взлетная масса – 840 кг.; масса топлива во внутренних баках – 53 кг.; максимальная скорость – 137 км/ч (у земли); скорость сваливания – 63 км/ч; практическая дальность – 195 км; продолжительность полета – 1,5 ч.; практический потолок – 4500; скорость подъема – 3,0 м/с (у земли); время виража – 10 сек.; длина разбега – 90 м.; длина пробега – 100 м.
Программы для обучения в данной школе были получены из УВВС РККА. Оттуда же был прислан список учебников и учебных пособий, рекомендуемых к обучению.
В первые годы функционирования школы гражданской авиации должность первого инструктора занимал тов. Боровков2. Старшим авиамехаником был тов. Дорошюк, а старшим авиатехником – тов. Головещенко. Директором школы был тов. Константинов.
На содержание каждого ученика отпускалось ежемесячно по 40 рублей. Среднее число летных часов, приходящих на обучение полетам одного курсанта: вывозных – 14 часов; самостоятельных – 18 часов 50 мин.
Авиашкола имела мастерскую для мелкого ремонты самолётов и моторов на аэродроме, 3 оборудованных класса (по теории и техники полётов, моторный и самолётный), полукапитальный ангар на 4 самолёта и бензино-хранилище ёмкостью до 600 пудов3.
К концу февраля 1930 г. было предположено сосредоточить на аэродроме ОСОАВИАХИМа звено военных самолетов, которые должны были дислоцироваться на территории г. Пензы в течение какого-то срока. Была организована особая охрана этих самолетов. Летный состав в количестве около 20 человек необходимо было разместить также на территории города4.
Учебная программа летной школы была составлена на период дислокации авиамашин так, чтобы использовать прибывшую технику в образовательном процессе, то есть извлечь из этого максимальную пользу.
На обучение в летную школу ОСОАВИАХИМа зачислялись лица, которые имели партийную принадлежность. Данные кандидатуры утверждались непосредственно комитетом ВКП(б) Пензенской области. Им четко определялось содержание. В состав учащихся также включались командированные из других регионов, на содержание которых выделялись дотации из бюджета города5.
Таким образом, в Пензенской области в конце 1920-х гг. было положено начало развития авиации, а в частности была открыта школа гражданской авиации ОСОАВИАХИМа, на базе которой создали аэродром, который выполнял не только учебную функцию, но и являлся периодически местом дислокации самолетов военной авиации.
Техническая база аэродрома не отличалась высокой техничностью и оснащенностью. Для обучения использовали летные машины У-1, которые были сняты с эксплуатации в 1935 г. Но все же эта машина оставила важный след в истории авиации, на ней были проведены первые в мире удачные опыты с пороховым реактивным ускорителем взлёта.
Программа обучения и режим функционирования школы и аэродрома разрабатывались и утверждались непосредственно РККА, так как это были режимные объекты, на которых был введен режим секретности.

 

Раздел 2. Анализ функционирования школы гражданской авиации ОСОАВИАХИМа и аэродрома


  
Ежегодные анализы и проводимые экспертизы работы школа гражданской авиации ОСОАВИАХИМа выявляли все основные особенности, достижения и просчеты в работе, как самого образовательного учреждения, так и аэродрома.
Содержание аэродрома являлось большой финансовой затратой. Стоимость нового самолета составляла 12000 руб., использованных на 50% – 6000 руб. На базе аэродрома в 1930 г. было сосредоточено большое звено военных самолетов. При этом отмечалось, что обеспеченность летными средствами к началу летной работы была очень плохой. Резервные самолеты вообще отсутствовали6. При первой же поломке одного из двух самолетов, группа из 8 человек оставалась без полетов.
К началу 1930-х гг. остро стояла проблема о решении вопроса со стрельбищем, которое было несовместимо с аэродромом. Или необходимо было строго распределить время использования поля по каждому из направлений подготовки. Также отмечалось, что хранилище для бензина находилось в ненадлежащем месте, что создавало угрозу жизни и здоровью учащихся и жителей близ лежащих поселений. Необходимо было также снизить расходы на перевозки и командировки. Ставился вопрос и об изменении графика учебного процесса. Предлагалось увеличить длительность летного занятия до двух часов, а в дни, когда они были запланированы на утро или вечер – до трех часов.
Остро стояла проблема должного внимания к уходу за материальной частью аэродрома и о необходимости своевременного устранения дефектов летных машин. Важным шагом в этом направлении было увеличение количества часов на ремонт мотора до 100.
На аэродром за весь период его функционирования уже было потрачено около 10 000 руб. и было обещано в случае необходимости дополнительное финансирование. Окончивших пензенскую школу гражданской авиации ОСОАВИАХИМа предполагалось распределять в одесскую школу для вылетов и тренировок на боевых самолетах.
Одно из обследований аэродрома и летной школы было проведено на основании «Положения о школах гражданской авиации» в июле 1930 г. В компетенцию проверяющего входило рассмотрение выполнения Плана учебно-лётной работы на период январь-июнь 1930 г. Со стороны проверяющего было выявлено много недочётов.
Было установлено, что укомплектование 3-го выпуска произведено с опозданием и главным образом потому, что работа по вербовке кандидатов в школу была развёрнута очень поздно (к моменту самого набора).
Еще одним существенным недостатком было то, что основное внимание уделялось изучению теоретического материала, а не практике. Поэтому за зимние месяцы вместо запланированных 20 вылетов, совершалось только 10.
Само расположение аэродрома не было удовлетворительным. Каждую весну его заливали почти на месяц талые воды. К аэродрому были крайне стесненные подходы почти с трех сторон, что определяло отсутствие возможности организовать площадки для учебных и вынужденных посадок. Учитывая, что вплотную к аэродрому прилегает гарнизонное стрельбище, а также то, что аэродром будет эксплуатироваться, начальнику аэродрома были даны указания вырабатывать дополнительные правила производства учебных полётов. Рабочая площадка требовала небольшой дополнительной планировки. Подлежали обязательной засыпке ямы на аэродроме (с юго-восточной стороны). Основное свое назначение значение летная школа оправдывала. Но, несмотря на все это, необходимо было обратить особое внимание на военизацию курсантов, их политическое воспитание, одновременно повышая качество учебно-теоретической подготовки.
В рассматриваемый период времени сохранялась проблема по удовлетворению нужд школы в материальном обеспечении, а также в организации бытовых условий. Важной проблемой было и обеспечение охраны самого аэродрома. Вследствие того, что охрана сторожей не достаточно хорошо обеспечивала целостность охраняемого имущества, был установлен постоянный военный пост из частей Пензенского гарнизона.
Из-за недостатка практических и теоретических занятий происходят аварии, которые наносят ущерб не только жизни и здоровью учащихся, но и материально-технической базе школы. Так, например, авария курсанта Сергеева, произошедшая в первом квартале 1930-го г. Хотя по официальной версии эта авария была результатом технической ошибки самого курсанта. Начальник и комиссар школы летчиков пытались оправдать своего подопечного и не соглашались с его слабой успеваемостью7. В связи с этим летной школе постоянно выдвигались обязательства по усилению требовательности к инструкторскому составу, по вовлечению курсантов в обсуждение каждого полета их товарищей, по усилению теоретической подготовке курсантов.
Таким образом, школа гражданской авиации ОСОАВИАХИМа и аэродром, функционировавший на ее базе, имели важное социально-экономическое значение для Пензенской области в 1930-е гг.

Заключение
  
Проведя исследования по поставленной проблеме, мы пришли к ряду выводов.
Во-первых, нужно отметить, что школа гражданской авиации ОСОАВИАХИМа и аэродром имели важное социально-экономическое значение для Пензенской области в 1930-е гг. Открытие данных организаций на территории области создавало новые рабочие места, что способствовало повышению уровня жизни городского населения. Создание данного учебного заведения позволяло обеспечить работой военных летчиков, которые по какой-то причине вынуждены были прекратить активную профессиональную деятельность и не могли совершать полеты. Зато они могли передать свои знания и опыт учащимся.
На содержание школы и аэродрома области выделялись постоянные дотации из центра РККА, что повышало ее экономический уровень. В данное учебное заведение направлялись учащиеся из других регионов, а это расширяло социально-экономические связи области.
Хотя нужно отметить, что, несмотря на достаточно хорошую экономическую обеспеченность, техническое оснащение аэродрома и школы в целом было на очень низком уровне. Плохая организация учебного процесса и отсутствие достаточной летной базы влекло за собой низкое качество подготовки учащихся и постоянные аварии во время учебных полетов. Это снижало военный и учебный авторитет и значение аэродрома.
Несмотря на такие условия подготовки, впоследствии с данного аэродрома в воздух поднялась первая женщина-летчик СССР, герой Советского Союза и герой социалистического труда Валентина Степановна Гризодубова.
Проводя исследование, мы сделали некоторые выводы о причинах возникающих проблем и недоработок. Одной из главных проблем в недостаточно эффективной подготовке учащихся – это преобладание теоретического курса над практическими занятиями. Вылетов было в два раза меньше. Еще одно не маловажное условие эффективной подготовки – это социальные условия существования учащихся. Их бытовые условия были еще более или менее терпимыми, а вот питание оставляло желать лучшего.
Еще одной важной проблемой было отсутствие слаженной работы и отсутствие взаимопонимания между летным составом аэродрома и руководством авиашколы.
Практическая значимость аэродрома вообще утрачивалась весной из-за паводка, таким образом, он долгое время не мог использоваться как в учебном процессе, так и для расположения на нем военной авиации.
Срок обучения в стенах школы гражданской авиации ОСОАВИАХИМа превышал норму. Норма составляла 11 месяцев, а практика показала, что обучение длилось до 11 месяцев.
Не смотря на то, что к процессу обучения были привлечены пилоты-практики, сохранялась нехватка в квалифицированных кадрах как в преподавательском составе, так и среди летного состава педагогов.
Таким образом, аэродром был создан с благими целями и должен был способствовать поднятию оборонного значения нашей области в рассматриваемый период. Ведь наша область всегда играла большую роль в этой области экономики. Это значение должно было стать двояким, с одной стороны – подготовка высококвалифицированных кадров военных летчиков, с другой – использование его хотя бы для временной дислокации военных самолетов государства. Но на деле получилось, что было выявлено много просчетов начиная с места расположения аэродрома и заканчивая качеством подготовки летного состава на базе школы гражданской авиации ОСОАВИАХИМа.

 

Список использованных источников и литературы

 I. Источники:

1. Архивные источники

Государственный архив Пензенской области (ГАПО)

Ф.р. – 875. Оп. 1–8. Д. 3. Л. 3, 4, 10, 15, 22, 29, 52.

II. Литература

  1. Монографии и статьи

  1. Алексин Н. А. Эстафета в столетия (1896–1956). Пенза6 Приволжское книжное издательство, 1956.

  2. Бодров Н. П. Манчжурия Пензенская // Вестник. 2004. № 26. С. 27 – 28.

  3. Верстунин Е. С. Пензенская оборонная организация. Предвоенные и военные годы. Пенза, 1986.

  4. Ефремов В. Ф. Знай свой край. Пенза, 2006.

  5. Корнеенко С. Занимательная энциклопедия Пензенского края. Вып. 1. Пенза: Печатный завод, 2003.

  6. Корнеенко С. Золотая летопись Пензенского края. Минск, 2007.

Примечание

1 ГАПО. Ф.р. – 875. Оп. 1–8. Д. 3. С. 10.

2 ГАПО. Ф.р. – 875. Оп. 1–8. Д. 3. С. 3.

3 ГАПО. Ф.р. – 875. Оп. 1–8. Д. 3. С. 52.

4 ГАПО. Ф.р. – 875. Оп. 1–8. Д. 3. С. 15.

5 ГАПО. Ф.р. – 875. Оп. 1–8. Д. 3. С. 4.

6 ГАПО. Ф.р. – 875. Оп. 1–8. Д. 3. С. 29.

7  ГАПО. Ф.р. – 875. Оп. 1–8. Д. 3. С. 22.


Дата публикации: 21.11.2011 20:55:30
1



Поделиться





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Турецкие военнопленные в обороне г. Керенска в 1774 г.

Вопрос об участии турецких военнопленных в обороне г. Керенска Воронежской губернии (ныне с. Вадинск Пензенской обл.) в период Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева 1773–1775 гг., по существу, никогда не привлекал к себе внимания историков, в т.ч. и краеведов..

Читать

Место авиашколы ОСОАВИАХИМА в социально-экономическом развитии Пензенской области в 1930-е гг.

Место авиашколы ОСОАВИАХИМА в социально-экономическом развитии Пензенской области в 1930-е гг. В июне 1928 г. в поселке Свободном, который ранее назывался Манчжурией, была организована по инициативе местного ОСОАВИАХИМа школа гражданской авиации..

Читать

История повседневности эпохи Великой Отечественной войны в исторической памяти народа

История повседневности эпохи Великой Отечественной войны в исторической памяти народа: особенности источниковедческого анализа. На основе записанных на видео воспоминаний Ольховой Марии Ивановны.

Читать

Мозжухин Иван Ильич – Король экрана

Научная работа «И.И. Мозжухин – король экрана» является попыткой систематизации информации о жизни и творчестве величайшего актера. Цель научной работы: привлечение внимания молодежи к личности великого земляка и значению его творчества в истории мирового искусства..

Читать

Советская история 1930–1950–х гг. в отражении исторической памяти народа: проблемы источниковедческого анализа.

Одной из наиболее актуальнейших задач современной исторической науки выступает необходимость аккумуляции информации личного происхождения о событиях российской истории ХХ века..

Читать

Листая прошлого страницы (как отмечались юбилеи М.Ю. Лермонтова до революции в Пензенской губернии)

В 2014 году исполнилось 200 лет со дня рождения русского поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова. Его имя прогремело мощным грохотом «Бородина», его мысли стали воплощением «Пророка», его странствующая душа нашла покой только на родной земле. Для Пензы - это ориентир, яркий символ поэтической культурной жизни всей губернии. Существует большое количество монографий, статей в периодической печати, посвящённых нашему земляку, его творчеству. Однако, на наш взгляд, недостаточно изучена проблема: «Как происходило празднование юбилеев М.Ю. Лермонтова в нашем крае в дореволюционное время?» В этом и состоит актуальность данной работы..

Читать

Родина

Эссе на тему Родина. .

Читать

Участники Великой Отечественной войны – отец и сын Пазаевы

Историческая память о Великой Отечественной войне в сознании россиян живет почти 70 лет. К этой памяти нужно относиться бережно и трепетно, ее необходимо постоянно возобновлять и пополнять. Через судьбу отдельных участников Великой Отечественной я хочу показать «живую» историю. .

Читать

Война глазами солдата

Война глазами солдата. Сталинградская битва. Владимир Керхонаджев родился 3 августа 1924г. В греческой семье в посёлке Ленрудник Армянской ССР. В 1931 году поступил в русскую школу и 1941 году окончил 10 классов. Мечтал о поступлении в военное училище, но военным училищем стала для него война. Юноша просился на фронт, но семнадцатилетних на фронт не брали, а призвали в подразделение для охраны медеплавильного завода.

Читать

История создания первой публичной библиотеки в городе Пензе.

История развития библиотек в регионах составляет отдельный, уникальный пласт российской провинциальной культуры, активное освоение которого начинается только сейчас. С одной стороны, оно диктуется внутренним развитием библиотековедения как науки, совершенствованием ее теоретико-методологического аппарата. С другой стороны, привлечение наследия регионов ускорит восстановление полноценной истории российских библиотек в целом и, безусловно, будет способствовать решению задач, стоящих перед библиотечной наукой и практикой на современном этапе..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter