По мере того как значение периодической печати в современном мире падает благодаря «всемирной паутине», блогам и страницам соц. сетей, всё большее применение печать находит у историков, как весьма важный и объёмный источник по любой сфере жизни общества. Хотя работы последних лет и стремятся отобрать у газетной и журнальной периодики статус источника, дробя её структуру на отдельные виды материала, будь то статья, новостная лента, корреспонденции или же интервью[1], представления о периодической печати, как об отдельном источнике, плотно закрепились и складывались долгое время.
Согласно общей теории эволюции корпуса источников, разработанной рядом авторов, например, таких как: Н.Н. Данилевский; В.В. Кабанов; О.М. Медушевская; М.Ф. Румянцева и пр. «возникновение источников имеет свою логику, многие источники появляются закономерно»[2], их появление напрямую зависит от развития общества и культурных ситуаций. Именно культурная ситуация и развитие общества будут определять отношение к источнику исследователя, как напишет М.Ф. Румянцева: « Исследователь должен рассматривать исторический источник в связи с обстоятельствами его возникновения как часть определённой исторической эпохи»[3].
Практически все источниковеды, из корпуса источников эпохи новейшего времени, отдельно выделяют источники советского времени. Их специфика обуславливается сильным идеологическим воздействием на все сферы общественной жизни и подавлением индивидуума, т.е. культурной ситуацией или даже культурной традицией сложившейся в СССР.
Вместе с тем новейшее время, тот период, когда на арену общественной жизни выходят источники средств массовой информации: газетная и журнальная периодика, появляется телевиденье и киноплёнки, звуковые записи. СССР в данном случае не исключение, а даже яркий пример.
Позиции периодической печати в СССР были сильны с самого начала установления советской власти, поскольку функции периодической печати напрямую отвечали интересам и задачам властных структур советов. Среди функций периодической печати ряд авторов сходиться в трёх это:
1)Информационное обслуживание экономической деятельности.
2)Структурирование общественного мнения.
3)Идеологическое воздействие со стороны государства.[4]
Можно привести довольно яркое высказывание советского источниковеда М.Н. Черноморского о том что: «Печать в СССР выступает как сильнейшее идейное орудие партии, как рупор масс, как важнейший пропагандист и организатор борьбы за построение коммунизма»[5]
Что бы отвечать этим самым интересам идеологии и обслуживания, с самого начала периодическая печать в СССР попала под цензуру центральных идеологических органов партии, т.е. с самого начала периодическая печать была «зажата в тисках» и не имела свободной воли изъяснения.
Однако, подобного рода тезис, не находит подтверждения на поздних этапах существования СССР, иными словами нарекания советской печати «идиологизированным продуктом» или «продуктом зависящем от мнения меньшинства» не правомерно по крайней мере по отношению ко всему периоду существования СССР. Интересующая нас посл. чет. ХХ в. яркое тому подтверждение.
Примечательно, что большинство источниковедов обходят стороной «перестроечную» печать, она как бы подпадает под общую канву представлений называемых «советской периодической печатью» и не выделяется в отдельные темы. Но вместе с тем описанные выше (С.3) шаги власти к плюрализму и практическое исчезновение цензуры к 1990 г. не позволяют в полной мере отнести перестроечную печать к тем общим представлениям и установкам об идиологизированной советской печати, у большинства источниковедов. Мы имеем в 1985-1991 гг. относительно свободную печать.
Однако, полностью демократической печатью, «перестроечную» периодику назвать то же нельзя. Во-первых, потому, что имеется множество примеров давления со стороны власти на органы печати в период 1985-1991 гг., например, давление на редакцию иркутской газеты «Советская молодёжь» по поводу очередной перепечатки статьи о Ельцине, из латвийских изданий. Во-вторых, потому, что полностью демократической, свободной печати в природе не существует, на этих позициях стоит большинство авторов, которые указывают на зависимость печати от множества факторов, например, бюджета и финансирования, корни которого обычно лежат в государственных структурах. Любая пресса, так или иначе, искажает действительность, интерпретируя события в зависимости от читательской аудитории и внутриполитической и мировой обстановки и т.д. В пример можно привести слова современного отечественного источниковеда М. Соколова, который говорит что: «Пресса не столь «отражает» действительность, сколько формирует её, определяя массовое сознание, общественные ценности, социальное и экономическое поведение <…>. Например, перестроечная печать внушала массам страх перед тоталитаризмом, ГУЛАГом, НКВД, КГБ, гражданской войной, терроризмом»[4].
Таким образом, получается парадокс. Печать «эпохи перестройки» нельзя назвать в полной мере советской, однако, она существует в СССР. Это создаёт дополнительные проблемы для исследователя, который в основном использует готовые рецепты, предложенные отечественными источниковедами. Т.е. метод историзма и анализа эпохи, в контексте которой существует периодическое издание, метод классификации и систематизации периодических изданий по направленности, аудитории, источникам финансирования и информации и т.д., анализ состава редакции, анализ системы работы редакции, внутреннее деление издания на отдельные виды источников и их анализ и т.д.
Однако, при всей объёмности указанных методов работы с печатью, ракурс данного исследования, а именно реконструкция образа политического деятеля, заставляет искать и некоторые другие методы работы со столь специфичной во многом «переходной», как и общество того времени, печатью.
Прежде всего, при анализе периодики важен некий срез общественного сознания, в который будет помещён предмет исследования, т.е. образ Б.Н. Ельцина, его реконструкция будет напрямую зависеть от структурных и идеологических особенностей «перестроечной печати», которая как выясняется, имеет некоторые отличия от советской периодики предыдущего периода. Во-первых, она начнёт формировать иные общественные ценности, нежели раньше, т.е. демократию, а во-вторых, печать станет уделять больше внимания рядовым посылам граждан. В газетах и журналах начнётся массовая перепечатка писем простого населения по самым острым вопросам, появится большое количество социологических опросов, аналитических статей политологов и социологов, «горячих» интервью. Именно на письма, социологические опросы, аналитические статьи и интервью нужно обращать пристальный взор при исследовании, но используя метод внутреннего деления издания на отдельные источники, не стоит забывать про связь между ними, что бы избежать противоречий стоит обращать внимание на соответствие опросов письмам и аналитическим статьям специалистов, если такие противоречия находятся, стоит дополнительно перепроверять информацию.
В нашем случае так же важен охват всего спектра мнений содержащегося в периодике, т.е. за минимальную единицу периодического издания стоит брать годовые комплекты многих изданий, предварительно обращая внимание на их направленность. В большинстве случаев при реконструкции Ельцина «коммунистического» и «демократического» нас будет интересовать партийная печать, печать властных структур и печать общественных организаций, так же периодика некоторых локальных (местных) газет. Так же важна работа над плотностью источникового ряда.
Поскольку каждая газета или журнал имеют свою собственную аудиторию то для того, чтобы сколько-нибудь верно реконструировать образ Ельцина в тех или иных слоях необходимо использовать не просто социологические опросы, но то, что именуется устной историей. Что является, безусловно, важной и трудоемкой задачей, имеющей свои подводные камни, так как с течением времени менялся не только Ельцин, но и отношение к нему респондентов. А стало быть, необходимо использовать психоаналитические методы, чтобы добраться до тех пластов сознания, где его образ был трансформирован.
Историк, работающий с этой темой вынужден отслеживать не только динамику появления «крамольных» текстов, но и знать, как и почему эволюционировала позиция редколлегии. В идеале это требует использования методов просографии, т.е. подробной работы с редакцией газеты или журнала, с каждым отдельным её человеком для составления коллективного портрета. Например, В.В. Костиков один из видных журналистов АиФ, параллельно находившийся в администрации Б.Н. Ельцина, занимая пост пресс-секретаря, стал обрушивать на первого президента и власть довольно выдержанную в интонации критику в своих статьях, лишь после определённого инцидента. «В Красноярске, летом 1994 года Борису Ельцину устроили катание по Енисею на теплоходе. Подвыпивший Костиков стал приставать к президенту с шутками. Ельцин приказал стоявшим рядом помощникам выбросить Костикова за борт, что и было сделано». Разумеется, В.В. Костиков впитал этот инцидент должным образом, что отразилось на его журналисткой деятельности.
В эпоху перестройки, выбор писем, напрямую начинает зависеть от смелости редакции, всё большее значение приобретают рубрики, где эти письма печатаются, им уделяют одну-две, а то и три страницы. Очень многое может рассказать историку и изменения в структуре самих изданий, например, из «Огонька» к 1988 г. исчезнет отдел коммунистического воспитания, отдел писем и массовой работы заменит отдел морали и писем, что, несомненно, означает отход от идеологии. Ширятся темы дискуссий, общественность по мере осознания «просторов» гласности, начинает требовать от периодики всё больше критики и открытости.
По мере разворачивания перестройки спектр оценок, мнений, несомненно, расширялся. Поэтому зачастую, чтобы дать выверенную картину даже по одному какому-либо вопросу, необходимо не только сопоставление информации о нем в разных изданиях, но и привлечение других источников, не только периодики. Для верификации материала можно привлечь сохранившееся видеозаписи, мемуары и ряд других источников. Таким образом, важна работа над плотностью источникового ряда, поиск и соотнесение наиболее похожих высказываний и их количественное значение.
Итак, методология работы с периодической печатью с целью реконструкции того или иного политического деятеля в частности Б.Н. Ельцина, должны заключаться в методах разработанных рядом отечественных источниковедов. Прежде всего, это деление издания на отдельные виды источников и их анализ в контексте эпохи, деление и систематизация периодических изданий по направленности и аудитории. Однако при этом не следует забывать про метод просографического анализа, и методы устной истории.
Список литературы
1.Рынков В. Периодическая печать: место в системе исторических источников// «Отечественные архивы» 2010. №3
2.Н.Н. Данилевский; В.В. Кабанов; О.М. Медушевская; М.Ф. Румянцева Источниковеденье: теория, история, метод М.: Открытое общество, 2000. С.6
3.Румянцева М.Ф. Теория истории. М.: Аспект Пресс, 2002. C.319
4.Соколов М. Источниковедение новейшей истории России: теория, методика и практика М.: 2004. С.233
5.Черноморский М.Н. Периодическая печать: Учеб. Пособие по источниковедению истории СССР. М.: 1956. С.239
Раздел: История России Дата публикации: 13.01.2014 16:15:28
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
О чём мне рассказала старая фотография
Не оставив без внимания старый чемодан, стоящий в одном из углов комнаты, я, сдув с него пыль, торопливо открыла его. Какой-то неуловимый аромат прошлого хранил он..
Благотворительность. Братья М. В. и В. Т. Ассевы. Благотворительность и милосердие в г. Тамбове.
Раньше, когда не было ни радио, не телевидения, были люди, о которых другие были наслышаны. Они не афишировали открыто свою деятельность, но сделали многое для родного края и были известны своими благими делами. Лично их знал определённый круг людей. Другие же, видеть их не видели, но слышали и знали о их существовании и деятельности. Эти имена были на слуху, так как они прославились своей деятельностью на благо общества. .
История русского православного монашества XIX-XX веков в свете истории Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря
На протяжении всей истории страны в русских монастырях собиралось все самое лучшее: люди - прославившиеся на весь православный мир; бесценные сокровища русской культуры - храмы, книги, настенные живописи, иконы, церковная утварь; благочестивые обычаи и правила, безвозмездная помощь нуждающимся. Монашеские обители были важным элементом жизни русского общества. .
Отечественной войны 1812 года в творчестве И.А.Крылова
Кому из нас не знакомы басни дедушки Крылова? Ещё до школы мы слушали поучительные истории о лентяйке Стрекозе и Муравье, о Слоне и Моське, о Мартышке и очках, о Коте и Поваре, о Лебеде, Щуке и Раке. Слушали и учились жить. Однако, повзрослев и познакомившись более подробно с творчеством И.А.Крылова, я открыл в нём - историка. Да, именно, историка, потому что в произведениях великого баснописца нашли своё отражение события Отечественной войны 1812 года, двухсотлетие которой мы отмечаем в этом году..
Нижнее Анчиково. Небольшая деревня в Чувашии. Таких селений в нашей необъятной стране многие тысячи. Но как же близка для каждого родная деревня! Она – синоним Родины. России есть кем гордиться, много у неё героев. Мне же хочется рассказать о выходце из малюсенькой деревушки Нижнее Анчиково, о человеке, который первым из чуваш получил звание Героя Советского Союза. Сергей Николаевич Бутяков, он – первый среди первых, лучший из лучших. Как же случилось так, что скромный чувашский паренёк прославил наш Козловский район?.
Икона «Утоли моя печали» в жизни кубанских казаков
В жизни православного человека во все времена огромное значение имело почитание икон или образов святых. Икона не только освящала помещение церкви, собора, монастыря, но и играла значительную роль в общественной и культурной жизни православного населения Кубани. Она оберегала жилища, семьи, станицы и города. .
Российские города в конце ХIX начале ХX столетия становились социокультурным центром, ярко проявлявшим традиции и одновременно открытым к освоению и интерпретации новаций, что в значительно изменило жизнь провинции. В городской повседневности нашли отражение особенности проводимых в государстве реформ. Рассмотрение общероссийских процессов сквозь призму повседневной жизни конкретного региона позволяет показать разнообразие общеисторического процесса, обогатить историческую науку новыми конкретными фактами и событиями. .
Златоустовский (Косотуровский) комбинированный завод Масаловых на Южном Урале в XVIII в.
На Южном Урале во второй половине 18в. бурно развивалась горнозаводская промышленность. Особенностью региона было отсутствие казённого и господство парктикулярного горнозаводского строительства. Крупными горнозаводскими предпринимателями на Южном Урале были тульские купцы Масаловы. Ими было построено 8 горных заводов, в том числе, 2 медеплавильных, 2 доменно-плавильных, 2 молотовых, 1 комбинированный и 1 вспомогательный. Среди заводов наиболее крупным был – Златоустовский. После хозяйственных потрясений и скандального раздела имущества Масаловых Златоустовский завод, находившийся в стадии строительства, достался Максиму Масалову. .
Уровень научных знаний в России в XVI–XVII веках в сравнении с Западной Европой отличался определённой отсталостью. В частности, в Европе в это время был произведён ряд фундаментальных открытий в различных областях науки, таких, как астрономия (гелиоцентрическая система Коперника, законы движения планет Кеплера), физика (классическая механика Ньютона, возникновение оптики), математика (дифференциальное и интегральное исчисление), в то время как на Руси никаких подобных открытий не происходило. Причины этого уходят корнями в Средневековье и связаны с культурными и социальными особенностями этих регионов..
Рассматривается национальный вопрос и национальная политика в контексте революционных событий 1917 г. В начале XX века национальный вопрос являлся острой проблемой Российской империи. Революционные события 1917 г. способствовали усилению национальных движений и появлению надежды на скорое разрешение национального вопроса. Однако нерешительная политика временного правительства не смогла успокоить национальные движения. При этом тактика большевиков оказалась более успешной..