↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Методология анализа периодических изданий на примере реконструкции образа Б.Н. Ельцина

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Попцов Д. А.

По мере того как значение периодической печати в современном мире падает благодаря «всемирной паутине», блогам и страницам соц. сетей, всё большее применение печать находит у историков, как весьма важный и объёмный источник по любой сфере жизни общества. Хотя работы последних лет и стремятся отобрать у газетной и журнальной периодики статус источника, дробя её структуру на отдельные виды материала, будь то статья, новостная лента, корреспонденции или же интервью[1], представления о периодической печати, как об отдельном источнике, плотно закрепились и складывались долгое время.

Согласно общей теории эволюции корпуса источников, разработанной рядом авторов, например, таких как: Н.Н. Данилевский; В.В. Кабанов; О.М. Медушевская; М.Ф. Румянцева и пр. «возникновение источников имеет свою логику, многие источники появляются закономерно»[2], их появление напрямую зависит от развития общества и культурных ситуаций. Именно культурная ситуация и развитие общества будут определять отношение к источнику исследователя, как напишет М.Ф. Румянцева: « Исследователь должен рассматривать исторический источник в связи с обстоятельствами его возникновения как часть определённой исторической эпохи»[3].

Практически все источниковеды, из корпуса источников эпохи новейшего времени, отдельно выделяют источники советского времени. Их специфика обуславливается сильным идеологическим воздействием на все сферы общественной жизни и подавлением индивидуума, т.е. культурной ситуацией или даже культурной традицией сложившейся в СССР.

Вместе с тем новейшее время, тот период, когда на арену общественной жизни выходят источники средств массовой информации: газетная и журнальная периодика, появляется телевиденье и киноплёнки, звуковые записи. СССР в данном случае не исключение, а даже яркий пример.

Позиции периодической печати в СССР были сильны с самого начала установления советской власти, поскольку функции периодической печати напрямую отвечали интересам и задачам властных структур советов. Среди функций периодической печати ряд авторов сходиться в трёх это:

1)Информационное обслуживание экономической деятельности.

2)Структурирование общественного мнения.

3)Идеологическое воздействие со стороны государства.[4]

Можно привести довольно яркое высказывание советского источниковеда М.Н. Черноморского о том что: «Печать в СССР выступает как сильнейшее идейное орудие партии, как рупор масс, как важнейший пропагандист и организатор борьбы за построение коммунизма»[5]

Что бы отвечать этим самым интересам идеологии и обслуживания, с самого начала периодическая печать в СССР попала под цензуру центральных идеологических органов партии, т.е. с самого начала периодическая печать была «зажата в тисках» и не имела свободной воли изъяснения.

Однако, подобного рода тезис, не находит подтверждения на поздних этапах существования СССР, иными словами нарекания советской печати «идиологизированным продуктом» или «продуктом зависящем от мнения меньшинства» не правомерно по крайней мере по отношению ко всему периоду существования СССР. Интересующая нас посл. чет. ХХ в. яркое тому подтверждение.

Примечательно, что большинство источниковедов обходят стороной «перестроечную» печать, она как бы подпадает под общую канву представлений называемых «советской периодической печатью» и не выделяется в отдельные темы. Но вместе с тем описанные выше (С.3) шаги власти к плюрализму и практическое исчезновение цензуры к 1990 г. не позволяют в полной мере отнести перестроечную печать к тем общим представлениям и установкам об идиологизированной советской печати, у большинства источниковедов. Мы имеем в 1985-1991 гг. относительно свободную печать.

Однако, полностью демократической печатью, «перестроечную» периодику назвать то же нельзя. Во-первых, потому, что имеется множество примеров давления со стороны власти на органы печати в период 1985-1991 гг., например, давление на редакцию иркутской газеты «Советская молодёжь» по поводу очередной перепечатки статьи о Ельцине, из латвийских изданий. Во-вторых, потому, что полностью демократической, свободной печати в природе не существует, на этих позициях стоит большинство авторов, которые указывают на зависимость печати от множества факторов, например, бюджета и финансирования, корни которого обычно лежат в государственных структурах. Любая пресса, так или иначе, искажает действительность, интерпретируя события в зависимости от читательской аудитории и внутриполитической и мировой обстановки и т.д. В пример можно привести слова современного отечественного источниковеда М. Соколова, который говорит что: «Пресса не столь «отражает» действительность, сколько формирует её, определяя массовое сознание, общественные ценности, социальное и экономическое поведение <…>. Например, перестроечная печать внушала массам страх перед тоталитаризмом, ГУЛАГом, НКВД, КГБ, гражданской войной, терроризмом»[4].

Таким образом, получается парадокс. Печать «эпохи перестройки» нельзя назвать в полной мере советской, однако, она существует в СССР. Это создаёт дополнительные проблемы для исследователя, который в основном использует готовые рецепты, предложенные отечественными источниковедами. Т.е. метод историзма и анализа эпохи, в контексте которой существует периодическое издание, метод классификации и систематизации периодических изданий по направленности, аудитории, источникам финансирования и информации и т.д., анализ состава редакции, анализ системы работы редакции, внутреннее деление издания на отдельные виды источников и их анализ и т.д.

Однако, при всей объёмности указанных методов работы с печатью, ракурс данного исследования, а именно реконструкция образа политического деятеля, заставляет искать и некоторые другие методы работы со столь специфичной во многом «переходной», как и общество того времени, печатью.

Прежде всего, при анализе периодики важен некий срез общественного сознания, в который будет помещён предмет исследования, т.е. образ Б.Н. Ельцина, его реконструкция будет напрямую зависеть от структурных и идеологических особенностей «перестроечной печати», которая как выясняется, имеет некоторые отличия от советской периодики предыдущего периода. Во-первых, она начнёт формировать иные общественные ценности, нежели раньше, т.е. демократию, а во-вторых, печать станет уделять больше внимания рядовым посылам граждан. В газетах и журналах начнётся массовая перепечатка писем простого населения по самым острым вопросам, появится большое количество социологических опросов, аналитических статей политологов и социологов, «горячих» интервью. Именно на письма, социологические опросы, аналитические статьи и интервью нужно обращать пристальный взор при исследовании, но используя метод внутреннего деления издания на отдельные источники, не стоит забывать про связь между ними, что бы избежать противоречий стоит обращать внимание на соответствие опросов письмам и аналитическим статьям специалистов, если такие противоречия находятся, стоит дополнительно перепроверять информацию.

В нашем случае так же важен охват всего спектра мнений содержащегося в периодике, т.е. за минимальную единицу периодического издания стоит брать годовые комплекты многих изданий, предварительно обращая внимание на их направленность. В большинстве случаев при реконструкции Ельцина «коммунистического» и «демократического» нас будет интересовать партийная печать, печать властных структур и печать общественных организаций, так же периодика некоторых локальных (местных) газет. Так же важна работа над плотностью источникового ряда.

Поскольку каждая газета или журнал имеют свою собственную аудиторию то для того, чтобы сколько-нибудь верно реконструировать образ Ельцина в тех или иных слоях необходимо использовать не просто социологические опросы, но то, что именуется устной историей. Что является, безусловно, важной и трудоемкой задачей, имеющей свои подводные камни, так как с течением времени менялся не только Ельцин, но и отношение к нему респондентов. А стало быть, необходимо использовать психоаналитические методы, чтобы добраться до тех пластов сознания, где его образ был трансформирован.

Историк, работающий с этой темой вынужден отслеживать не только динамику появления «крамольных» текстов, но и знать, как и почему эволюционировала позиция редколлегии. В идеале это требует использования методов просографии, т.е. подробной работы с редакцией газеты или журнала, с каждым отдельным её человеком для составления коллективного портрета. Например, В.В. Костиков один из видных журналистов АиФ, параллельно находившийся в администрации Б.Н. Ельцина, занимая пост пресс-секретаря, стал обрушивать на первого президента и власть довольно выдержанную в интонации критику в своих статьях, лишь после определённого инцидента. «В Красноярске, летом 1994 года Борису Ельцину устроили катание по Енисею на теплоходе. Подвыпивший Костиков стал приставать к президенту с шутками. Ельцин приказал стоявшим рядом помощникам выбросить Костикова за борт, что и было сделано». Разумеется, В.В. Костиков впитал этот инцидент должным образом, что отразилось на его журналисткой деятельности.

В эпоху перестройки, выбор писем, напрямую начинает зависеть от смелости редакции, всё большее значение приобретают рубрики, где эти письма печатаются, им уделяют одну-две, а то и три страницы. Очень многое может рассказать историку и изменения в структуре самих изданий, например, из «Огонька» к 1988 г. исчезнет отдел коммунистического воспитания, отдел писем и массовой работы заменит отдел морали и писем, что, несомненно, означает отход от идеологии. Ширятся темы дискуссий, общественность по мере осознания «просторов» гласности, начинает требовать от периодики всё больше критики и открытости.

По мере разворачивания перестройки спектр оценок, мнений, несомненно, расширялся. Поэтому зачастую, чтобы дать выверенную картину даже по одному какому-либо вопросу, необходимо не только сопоставление информации о нем в разных изданиях, но и привлечение других источников, не только периодики. Для верификации материала можно привлечь сохранившееся видеозаписи, мемуары и ряд других источников. Таким образом, важна работа над плотностью источникового ряда, поиск и соотнесение наиболее похожих высказываний и их количественное значение.

Итак, методология работы с периодической печатью с целью реконструкции того или иного политического деятеля в частности Б.Н. Ельцина, должны заключаться в методах разработанных рядом отечественных источниковедов. Прежде всего, это деление издания на отдельные виды источников и их анализ в контексте эпохи, деление и систематизация периодических изданий по направленности и аудитории. Однако при этом не следует забывать про метод просографического анализа, и методы устной истории.

  

Список литературы

 

1.Рынков В. Периодическая печать: место в системе исторических источников// «Отечественные архивы» 2010. №3

2.Н.Н. Данилевский; В.В. Кабанов; О.М. Медушевская; М.Ф. Румянцева Источниковеденье: теория, история, метод М.: Открытое общество, 2000. С.6

3.Румянцева М.Ф. Теория истории­­. М.: Аспект Пресс, 2002. C.319

4.Соколов М. Источниковедение новейшей истории России: теория, методика и практика М.: 2004. С.233

5.Черноморский М.Н. Периодическая печать: Учеб. Пособие по источниковедению истории СССР. М.: 1956. С.239


Раздел: История России
Дата публикации: 13.01.2014 16:15:28
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Моя семья в Великой Отечественной войне.

Сочинение моей ученицы Одинцовой А..о своей бабушке, о прадеде,его боевом пути..

Читать

Местничество и система кормлений как явления коррупционной направленности в России: историко-правовой аспект

В настоящее время коррупция является одной из самых приоритетных и наиболее трудноразрешимых проблем, которая приобрела глобальный характер. Несомненно, данное явление негативно влияет на внутреннюю структуру государства. Истоки появления коррупции в обществе связаны с языческими подношениями пантеону богов, олицетворяющих силы природы..

Читать

Повседневная жизнь Казани на рубеже 19-20 вв.

Российские города в конце ХIX начале ХX столетия становились социокультурным центром, ярко проявлявшим традиции и одновременно открытым к освоению и интерпретации новаций, что в значительно изменило жизнь провинции. В городской повседневности нашли отражение особенности проводимых в государстве реформ. Рассмотрение общероссийских процессов сквозь призму повседневной жизни конкретного региона позволяет показать разнообразие общеисторического процесса, обогатить историческую науку новыми конкретными фактами и событиями. .

Читать

Периодическая печать как зеркало эпохи (На примере реконструкции образа Б.Н. Ельцина в центральных газетных периодических изданиях)

Кон. 80-х и все 90-е гг. становятся всё более актуальными темами для исследования, поскольку появляющаяся все новая противоречивая информация вносит такую путаницу в исследовательские поиски, что эти годы, несмотря на их близость к нынешним так и остаются «тёмным пятном» в истории России. Мы до сих пор мало знаем о реформах власти того времени, о мотивациях «делателей» перестройки, о самой её структуре, элите, людях которые в неё входили и задавали политический и социально-экономический вектор развития, который много даёт знать о себе и сейчас..

Читать

Мой Танаис

Добрый день! Мой читатель, сегодня я хочу рассказать о земле, воздух которой несет с собой запах свободы, поверь здесь этот запах можно уловить в дуновении ветра, запаха разнотравья, степи, или даже увидеть в раскинутом море травы-ковыля, или в свободном парении орла. И вместе с ним мы подымаемся в высь и видим перед собой холмистую степь разрезанную шрамами оврагов, и склонов, серебристыми ручьями, и реками которые несут свои прозрачные воды в одну великую реку, которая называлась в разное время по разному Гиргис, Танаис, Тан, и наконец Дон, Тихий Дон, эта восхваляемая река от древних греков до викингов несет и поныне свои воды в Азовское море. И сверху она нам кажется украшением этой великой степи, как ожерелье на шеи красивой женщины. .

Читать

Предания моей семьи

В каждой семье есть интересные семейные истории, которые передаются из поколения в поколение. Такие истории существуют и в моей семье. Я хочу рассказать наиболее интересную, на мой взгляд, историю, связанную с жизнью моих предков, которая произошла в прошлом веке. Эту историю мне рассказала моя бабушка Геранина Ольга Ивановна. .

Читать

Источники устного происхождения в ракурсе истории повседневности

История повседневности – одно из современных направлений развития исторической науки. Интерес к повседневным социальным практикам сформировался во второй половине XX века в процессе становления так называемой «новой истории»..

Читать

Маршал Жуков: полководец XX века

Полководческое искусство Г.К. Жукова.

Читать

Посвящается к 255- летию города Кыштым

Все в мире прекрасно и удивительно. Удивительная природа, окружающая нас, удивительны и неповторимы люди в проявлении своих душевных качеств и чувств. Удивителен и красив по своему среди необъятных просторов мой любимый город Кыштым, в котором я родилась..

Читать

Иноки Пречистой Богородицы Донского монастыря в конце XVII - начале XVIII вв.

Штат общины Донской обители комплектовался из двух сегментов: монашествующих и светских служителей. Обе фракции коллектива были неразрывно взаимосвязаны. Не было бы иноков – не мог бы существовать институт монастырских служителей..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter