↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

1 | 2 | 3 | 4

Милый сердцу Нижнеудинск

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Легких Светлана Петровна, Галичина Елена Петровна

nizhneudinsk90

Памятник изготовили в Ленинграде под руководством скульптора Л.П. Холиной и архитектора Т.Н. Милорадовича. Накануне 25-летия Победы на месте будущего памятника была заложена плита, под которой насыпали землю, доставленную с братских могил городов-героев Москвы, Одессы, Бреста, Сталинграда, Севастополя, Киева, Ленинграда, и стреляные гильзы с мест, где сражались и погибли наши земляки.
6 мая 1971 года состоялось торжественное открытие памятника.

 

Памятник Кеше Куимову


Возле школы №2 установлен памятник молодому нижнеудинцу, секретарю комсомольской организации школы, погибшему в годы Великой Отечественной войны. Памятник создан студентами Ленинградского института архитектуры. Выполнен в форме бюста на высоком пьедестале. Установлен в сентябре 1967 года.

nizhneudinsk91

nizhneudinsk92

Мемориал к 30-летию Великой Победы


И вновь нижнеудинцы обращаются к подвигу революционеров-земляков, создавая единый мемориал в районе Военного городка к 30-летию Великой Победы.
Авторы мемориала – ленинградские скульпторы С. Николаев и Е. Петров сумели передать в своей работе «нетленность подвига. Выстрел «Авроры», стремительность фигур, бегущих в атаку красноармейцев, ничего не забывающие гневные глаза матери – всё это воплотилось в отражении сущности новой жизни: в светящемся пламени мартеновских печей, в шуме строящихся гидроэлектростанций, в мерцании далёких и открытых планет, в счастливом смехе ребёнка…»
Открытие состоялось 9 июля 1976 года.

Памятник авиаторам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

nizhneudinsk93  

7 мая 1985 года работники авиапредприятия торжественно открыли памятник. Он поставлен на средства, заработанные на субботниках. Памятник представляет собой стелу, взметнувшуюся в небо на высоту 10 метров.

Мемориал в память о воинах,
погибших в годы Великой Отечественной войны в госпиталях г.Нижнеудинска

Открыт в преддверии Дня Победы в 2008 году на территории Нижнеудинского кладбища.

 

Памятник Василию Капустину

nizhneudinsk94  

Памятник открыт в парке слюдфабрики в октябре 1968 года.
Василий Петрович Капустин (1936-1965) не имел больших наград и званий. И комсомольцами он руководил всего 5 лет. Но он буквально сгорел на работе. Работая первым секретарём горкома ВЛКСМ города Нижнеудинска, он не щадил себя, стремился сделать больше, хотя больное сердце требовало покоя. Под его руководством комсомольская организация стала лучшей в области.
В 90-е годы в отношении памятника был совершён акт вандализма.
В день 90-летия ВЛКСМ (29 ноября 2008 г.) во дворе 11 школы состоялось торжественное открытие отреставрированного памятника (реставратор Алексей Усков).

Памятник железнодорожникам

nizhneudinsk95  


На привокзальной площади, к 100-летию ВСЖД, установлен паровоз с надписью «Нижнеудинцам-железнодорожникам, участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла в благодарность от потомков». В 1997 году локомотивное депо передало памятник городскому музею.

Крест на горе Вознесенке


По мере продвижения вглубь Сибири, казаки, прежде чем воздвигать острожки, устанавливали кресты, что означало: здесь проходит граница православия. На этом месте впервые высадились на лодках казаки, выбирая место для постройки сначала зимовья, а потом и острога.
19 августа 1998 года, в день христианского праздника Преображение Господне – на горе Вознесенской казаками Нижнеудинской станицы был установлен Крест. Сооружение четырёхметровое, из лиственницы, видно практически из любой точки города.
Крест освящён отцом Свято-Никольской церкви Анатолием. Пусть беды обходят город стороной!

nizhneudinsk96  


Камень-памятник «На рубеже веков»

 

Огромная девятитонная кварцитовая глыба была установлена в канун вступления города в третье тысячелетие, заложен сквер как символ счастливого будущего.

 nizhneudinsk97

На лицевой стороне камня герб города Нижнеудинска, с обратной стороны чугунная плита с надписью: «На рубеже веков, на острие тысячелетий, поставлен городу сей знак, в надежде на его бессмертие».

Зачем былое проклинать,
Испепелять, круша в лепёшку?
Пусть перестроечная рать
Ломает памятники в крошку.
Больших не надобно мозгов,
Чтоб поучаствовать в скандале.
Мы не сломали ничего
И не пе-ре-и-ме-но-ва-ли.
Пусть нам не нравиться герой,
Зачем на памятники дуться,
Зачем же памятник – кайлой?
Не лучше ль просто отвернуться? *12

 

 

*12 – Порягин Ю. Наш город. // Тракт. – 2004, 14 октября.

 

Мемориальные доски


В память исторических лиц и событий кроме памятников, мемориалов могут быть установлены мемориальные, памятные, охранные, а также пояснительные доски.
Для города Нижнеудинска характерны мемориальные доски.
При установке мемориальной доски необходимо художественное сочетание с местом установки, по композиции, размеру, материалу. При выборе места необходимо учитывать возможность восприятия доски наибольшим количеством людей, а также освещённость этого места в дневное время. Для мемориальной доски особенно важно, чтобы в художественном отношении она отражала сущность человека или события, память о которых увековечивается.

О революционных событиях свидетельствуют две мемориальные доски, установленные на здании локомотивного депо.
Первая установлена в 1967 г., чугунная, размером 100 х 60 см. «С 1899 по 1900 год в локомотивном депо работал Г.М. Кржижановский, близкий друг и соратник В.И. Ленина».
Спустя 67 лет после пребывания революционера коллектив депо обратился в Совет Министров РСФСР с ходатайством о присвоении депо имени Г.М. Кржижановского. В музее революционной и трудовой славы локомотивного депо находится Указ Совета Министров РСФСР: просьба деповчан была удовлетворена.
Вторая, также чугунная, мемориальная доска: « 17-24 октября 1905 года рабочие локомотивного депо впервые в Восточной Сибири участвовали во всеобщей политической стачке. Стачечный комитет возглавил Костин Н. и токарь Егоров».
22 октября 1905 года от здания железнодорожного собрания после траурного митинга нижнеудинцы провожали в последний путь погибших при разгоне 20 октября рабочих-забастовщиков. На городском кладбище (по улице Горемыкинской – ныне Краснопартизанской) похоронены Ф.А. вотяков, Д.Д. Жолобов, А.М. Шестаков, К.Е. Бабанин, И.Г. Туркетти, В. Пашков, И. Зельянович, А.Дунаев, З. Черчерков. На их могилах были установлены чугунные кресты с надписью: «Погибшему за свободу 20 октября 1905 года». В 1967 году их останки перезахоронены в братской могиле борцам за советскую власть.

В островной части города сохранилось здание по улице Советской, 37 (сейчас там находится ДДТ), в котором была провозглашена Советская власть. Двухэтажное кирпичное здание, построенное в 1912 году, как магазин Метелёва-Щелкунова.
20 ноября (2 декабря) 1917 года в этом здании состоялось объединённое заседание Совета рабочих и Совета солдатских депутатов. Был создан единый Совет, который провозгласил переход власти в свои руки мирным путём. Председателем Совета был избран левый эсер А.С. Горенский, товарищем председателя большевик Д.А. Кашик, секретарём левый эсер К. Петрашкевич. Тогда же был образован и ВРК во главе с Ф.С. Горенским.
В память этих событий на фасаде здания по улице Советской установлена мемориальная доска из белого мрамора размером 40 х 60 см: «Здесь 20 ноября 1917 года на заседании Совета рабочих и солдатских депутатов была провозглашена Советская власть в Нижнеудинском уезде».

Нижнеудинцам, Героям Советского Союза, установлены мемориальные доски на зданиях, где они учились, жили, работали.
В честь 30-летия Победы над фашистской Германией на зданиях учрежлений, связанных с именами М.Ф.Петина, А. А. Сбитнева, В.В.Протасюка установлены мемориальные доски.
9 мая 1975 года на здании школы №9 установили мемориальную доску: «Герой Советского Союза Петин М.Ф. с 1936 по 1939 год работал в локомотивном депо станции Нижнеудинск и был пионерским вожатым в школе №9. погиб 27 января 1945 года».

nizhneudinsk98

Звание Героя Советского Союза М.Ф. Петину присвоено посмертно 10 апреля 1945 года.
В этой же школе, в середине 30-х годов учился А.А. Шалимов, получивший звание Героя Советского Союза 24 декабря 1943 года посмертно. В газете «Путь Ильича» печатались статьи о Герое А.А. Шалимове, но мемориальную доску, посвящённую ему, так и не изготовили.
Мемориальная доска Герою Советского Союза А.А. Сбитневу была установлена в мае 1975 года на здании городской библиотеки №3 по улице, носящей его имя (бывшая улица Береговая в Заречье). «В этом доме с 1954 года по 1970 год жил Герой советского Союза Сбитнев Андрей Александрович»
В 1980 году здание разобрали, чтобы библиотеку перенести, но добротные брёвна старинного дома растащили. С тех пор мемориальная доска находится в музее (ул. Ленина, 27).
Мемориальная доска Герою Советского союза В.В. Протасюку установлена на здании ГПТУ №7 12 мая 1975 года.
«Герой Советского Союза Протасюк Василий Васильевич учился в нижнеудинском ЖУ-2 с 1941 по 1942 год»

nizhneudinsk99

Звание Героя Советского союза В.В. Протасюку присвоено 10 апреля 1945 года за подвиг, совершённый при форсировании Одера.
Ещё раньше в стенах этого училища (тогда ФЗУ) в 1928-1929 годах учился Н.И. Шмельков, получивший звание Героя в Испании. Мемориальной доской на стене училища отмечено только имя В.В. Протасюка.


Накануне 40-летия Победы советского народа над фашистской Германией установили мемориальные доски на зданиях бывшего эвакогоспиталя 4 мая 1985 года.
Эвакогоспиталь располагался в нескольких зданиях: школа №2, №3, №9, №10 и в госпитале военного городка.
В настоящее время снесено деревянное здание школы №10. Остальные здания сохранились, отмечены мемориальными досками.
Мемориальная доска на школе №9: « В этом здании в годы Великой Отечественной войны находился госпиталь». Изготовлена она и установлена работниками локомотивного депо имени Кржижановского (начальник В.П. Шпак).
Остальным шефам было поручено изготовить мемориальные доски: для средней школы №2 – авиапредприятие, начальник В.И. Порядин, для школы-интерната №3 – ЗИЗКТ, начальник А.И. Черненко, для госпиталя в/ч № 41678 – войсковая часть, командир Н.Г. Макаров.
На стене школы №2, возле входной двери, большая мемориальная доска:
«1941-1945
В боях за Родину
Пали смертью храбрых
Учителя
И воспитанники школы:
Булаев И.С.
Ревнов Н.Н.
Бабак Г.К.
Дядькин К.В.
Клус В.Н.
Крамаренко А.А.
Куимов И.И.
Половинкин Е.Н
Рудиковский Г.К.
Стрельченко Г.Л.
Харитонов Б.Ф.
Ясеновский И.А.

Люди!
Покуда сердца стучатся,
Помните, какою ценой завоёвано счастье».

На здании городского отдела милиции установлены две мемориальные доски:

nizhneudinsk100  

«Здесь работал лейтенант милиции Гриднев И.С. Погиб при исполнении служебного долга от руки преступника 2 декабря 1952 года».
«Здесь работал старший лейтенант милиции Казанцев Н.Ф. Погиб при исполнении служебного долга от руки преступника 8 мая 1982 года».

За мемориальные доски в городе отвечают те организации Нижнеудинска, на зданиях которых они расположены.

Шефство над памятниками

Охрана памятников истории и культуры является задачей общественного значения и представляет собой существенную часть идеологического и патриотического воспитания.
Первый закон об охране памятников был принят 5 октября 1918 года.
В 1973 года горисполком своим решением № 174 от 5 июля «о мерах улучшения памятников истории и культуры» все памятники на территории городов Нижнеудинска и Алзамая закреплены в порядке шефства за предприятиями и школами.
1. Воинам-землякам, погибшим в годы великой Отечественной войны
Открыт 9 мая 1975 года в сквере Победы у Госбанка.
Шефы – кондитерская фабрика, школа №2.
2. Павшим борцам за власть Советов
Открыт 7 ноября 1967 года в сквере у ж/д столовой №6
Шефы – локомотивное депо, школа №9
3. Дмитрию Кашику
Открытый 7 ноября 1972 г в сквере у школы № 48
Шефы – вагонное депо, школа № 48
4. Василию Капустину.
Открыт в парке слюд-фабрики в октябре 1968г.
Шефы – слюд–фабрика, ГК КПСС, школа № 10.
5. Монумент памяти воинам, погибшим в годы гражданской и Великой Отечественной войн.
Открыт 6 ноября 1977года, в сквере заречного клуба.
Шефы – горвоенкомат, школа № 1.
6. Владимиру Ильичу Ленину.
Открыт после реставрации в сквере ГК КПСС,По улице Ленина 22 апреля 1970 года.
Шефы – слюд–фабрика, школа № 10.
7. Кеше Куимову.
Открыт возле школы № 2 18 мая 1967года.
Шефы – мебельная фабрика, школа № 2.
8. Г.П. Масловскому.
Открыт 8 мая 1965года у школы № 10.
Шефы – слюд–фабрика, шк. № 10
9. Г.П.Масловскому.
Открыт на привокзальной площади.
Шефы – ж/д станция, школа № 9.
10. Обелиск воинам-деповчанам, погибшим в великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Открыт в сквере у красного уголка локомотивного депо 9 мая 1970 года
Шефы – локомотивное депо, школа №9
11. Обелиск на месте расстрела революционеров в 1918 году
Шефы – военный гарнизон, школа №1
12. Памятник В.И. Ленину на площади пивзавода
Шефы – пивзавод.

 

Религиозные памятники

Храмы

 

По преданию, поселение основали казаки, установившие здесь в 1644 го­ду крест. В 1652 году Изот Кузнецов начал строить в остроге деревянную Спасскую церковь. В 1681 возводится новый острог и, вероятно, одновременно с ним надвратная церковь. На чертеже С.Ремезова изображено церковное зда­ние, но в списках храмов, переданных в 1727 в Иркутскую епархию, Спас­ская церковь не упоминается (она, видимо, была оставлена в ведении То­больской епархии). В 1734 году Спасскую надвратную церковь упоминает в путевых записках И.Гмелин. С тех пор известий об этой церкви в документах не встречается. В 1740-е была возведена другая деревянная церковь - Архангельская, стоявшая и 50 саженях от реки Уды.
В 1796 Архангельский храм сгорел, и вместо него в двух верстах от города освящается храм во имя Всех Святых, переделанный из часовни (впоследствии упразднен).
С 1783 года Нижнеудинский Покровский городок получает статус губернского города, и встает вопрос о возведении соборного храма.
Городишко богател
И казну свою имел.
Школяров учить охота –
Тож не малая забота.
Через речку не кричать,
А её мостом связать.
Церковь на юру поставить
(Бога тоже надо славить),
Чтоб вольготнее зажить,
Да детишек народить.*14

 

nizhneudinsk101
Собор Воскресения (1789 г.)

Каждая церковь в Нижнеудинске имела свой престольный праздник. Церковь Воскресения называлась ещё и Михайловской, ибо там было 4 престола: а) Михайловский, б) Петра, в) Павла, г) Ильи. Последний был на 2 этаже, там же проходили праздники Ильина дня.

 


*14 – В.И. Макаров. Распотешный юбилей. – Иркутск. 1998. С. 37-39.
4 июня 1811, на городской площади закладывается крупный каменный собор - Собор Вознесения Господня. Впервые в Иркутской епархии начал строиться храм не только на пожерт­вования граждан, но и на пособие, выделенное из Духовного Учебного Уп­равления при Синоде. Сооружали его мастера — Степан Чураков, Степан Шишкин и Степан Кудреватых. Собор имел три престола: главный холодный храм - во имя Вознесения Господня, освящен 12 мая 1835; левый теп­лый придел - во имя Архистратига Михаила, освящен 9 октября 1815; пра­вый теплый придел — во имя Святителя Иннокентия, епископа Иркутского - 25 августа 1826. Храм был возведен в ранг соборного в 1817 году. Из до­стопримечательностей его известна чудотворная икона Ахтырской Божией Матери. Собор не сохранился.

 

nizhneudinsk102

Собор Вознесения Господня

 

Построенный в начале XIX века собор имел объемно-планировочную композицию, свойственную постройкам предыдущего столетия. Продольноосевая симметричная структура с широкой трапезной, вместившей в себя приделы, и храм, завершенный широким восьмериком под лотковым куполом, продолжали традицию барокко. В скромном декоре фасадов и в элементах крыльца ощутимо влияние классицизма. К приходу были приписаны церковь в с.Усть-Рубахино (Казанская) и ч­тыре часовни: в с.Курят (в 3-х верстах от собора), в с.Муксут (в 10 верстах) и каменная часовня на р.Рубахиной, на кладбище (во имя Рождества Иоанна Предтечи, построена и освящена в 1903 на могиле мещан Бызовых). Четвертая часовня была заложена на берегу р. Уды 29 июня 1868 года "в память чудесного спасения императора Александра II от опасности". Построили ее на средства жителей города и округа. Часовню освятили в 1869 во имя св.Иосифа Песнописца. Была она небольшая деревянная, устроена по плану, выданному из Иркутска.
В г. Нижнеудинске на начало XX века действовали 3 большие церкви – собор Воскресения (с 1783 г.), церковь-собор Вознесения, построенный в 1811 г., а с 1908 г. – Свято-Никольская транспортная церковь.
Каменные соборы – Воскресения и Вознесения – были построены из знаменитого лопатинского кирпича. После разрушения этих храмов кирпич использовали на строительство бани, брандмауэрной стены деревянной школы №10 и для печей жителей города.
Оба собора были с красивыми звонницами-колокольнями с главным колоколом и колоколами-подголосками. Их малиновый звон далеко разносился по округе, а вечерний звон после трудового дня любили слушать сидевшие на лавочках жители. Сброшены были колокола и куда-то увезены, о чём ходят разные легенды. И только один маленький колокол с собора Вознесения ещё послужил. Он висел у входа в городскую пожарную часть, дежурный на каланче сообщал им о пожаре. После проведения телефона в ПЧ колокол увезли в музей пожарного дела в г. Иркутск.
Красива и весьма отличается от предыдущих деревянная Свято-Никольская церковь.
Деревянная церковь на станции Нижнеудинск была заложена в 1907 на месте расстрела железнодорожных рабочих в дни октябрьской забастов­ки 1905 года. Возвели храм на пожертвования рабочих при поддержке фонда имени императора Александра III. Строилась она по проекту церк­ви на станции Томск. Освятили церковь 1 февраля 1908 года, а в октябре того же года при ней был открыт самостоятельный приход.


…Ждёт церковка последний солнца луч,
Чтоб златом куполов старинных
Украсить пелену застывших туч.*15

nizhneudinsk103

Церковь закрыли постановлением президиума ВСКИК от 21.04.1936. В ней были и комсомольский клуб, и столовая, и библиотека. В 1947 году храм по просьбе верующих вернули православной общине, и с 13 декабря во вновь освященном храме возобно­вились богослужения. Архитектура церкви характерна для пристанционных культовых пост­роек, возведенных по типовым проектам вдоль Сибирской железной доро­ги. Крупный четверик храма имеет по два ряда окон на каждом фасаде. Пятигранная апсида перекрыта крутой вальмовой кровлей. Над притвором возвышается высокая восьмериковая колокольня.


Из иноверческих церквей сохранилось здание синагоги, оно прочно и оригинально. Средства на неё пожертвовали купцы-евреи, раввином одно время был купец Котков, все служащие в синагоге были евреи, русским разрешалось приходить и смотреть на службу с внутреннего балкона здания, ведя себя достойно.

 

nizhneudinsk104
Синагога (ныне – Госбанк)

 

___________________________________
*15 – Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. / авт.-сост. И.В.Арисова. – Волгоград: Учитель, 2008. – с.86.


О Часовнях

По данным энциклопедии, изданной в 1897 году в Санкт-Петербурге, в г. Нижнеудинске было 7 часовен. Из них две кладбищенские – одна на слободском кладбище в конце улицы Горемыкинской (Краснопартизанской), деревянная с кирпичной основой, вторая кирпичная на городском кладбище. Они служили для отпевания перед погребением.
Другие часовни были посвящены престольным праздникам, в них совершались крестные хода.
Помимо вышеуказанных часовен, приписанных к собору Вознесения, были ещё часовня в р-не деревни Труд (кирпичная), на 7 км. Каксатского тракта была казачья часовня (деревянная).
«Вознесенская часовня была каменной, приблизительно 4х4 м, стояла на краю обрыва горы Вознесенки, посещали её очень часто, не только на Вознесение, но и перед посевом…»* 16

 

 nizhneudinsk105

Вознесенская часовня


Все описанные часовни разрушены.
Единственной уцелевшей часовней является солдатская, находящаяся в лазаретном комплексе военного городка, построенного в 1912 году. В ней проводились службы по праздникам и отпевание умерших в лазарете.

nizhneudinsk106  

Эта каменная часовня приблизительно 4х6, по свидетельству Шахерова В.П. – преподавателя Иркутского университета кафедры истории СССР, лаборатории «История Сибири» является не только единственной в Нижнеудинском районе, но и во всей иркутской области.


*16 – Н.И. Протасова. Очерки о Нижнеудинске. – Иркутск: изд-во «Макаров С.Е.», 2000.

 


Литература:
1. Антоневич Н. Улицы его Величества. // Путь Ильича. – 1979, 23 ноября.
2. Атлас-схема Нижнеудинска. 2007.
3. Беседина О. Историческая застройка Нижнеудинска.
4. Братющенко Ю. К летописи Нижнеудинска. – СПб. – 2007.
5. Герасимова А., Гусак О. Человек и малая родина. Старые постройки города Нижнеудинска. (материалы музея школы №10)
6. Матвиенко В.С. Памятники Нижнеудинска. – Нижнеудинский историко-краеведческий музей. – 1998.
7. Протасова Н.И. Очерки о Нижнеудинске. – Иркутск: Изда-во «Макаров С.Е.», 2000.
8. Работа по краеведению группы 6 Г класса школы №10 на тему «Улицы города. История улицы им. В.И. Ленина».
9. Тарханова Л. Город Нижнеудинск. – 2007. (презентация)

 

Автор: Легких Светлана Петровна, Галичина Елена Петровна
Раздел: История России
Дата публикации: 07.01.2015 12:30:46

1 | 2 | 3 | 4
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Мои земляки в истории Кубани ( К 75-и летию образования Краснодарского края)

Автором работы проводилось изучение вклада бесскорбненцев в страницы истории Краснодарского края. Наши земляки прославили не только Кубань, но и всю Россию. Для достижения цели работы были собраны биографии знаменитых людях ст. Бесскорбной – И.Д. Фоменко, Г.В. Потоцком, К.И. Деревянко, Д.В. Москалёве,П.Я. Штанько, М.Я. Носулеве, Д.Х. Хотуове, Э.О. Россолове . В ходе исследования были использованы материалы бесскорбненсконо краеведческого музея, интервирование жителей станицы с целью сбора информации, обзор материалов средств массовой информации..

Читать

История моего хутора

История земли кубанской подобна полноводной реке Кубани, что вобрала в себя воды ручейков и маленьких речушек Она складывается из воспоминаний старожилов, рассказов бабушек, легенд, рожденных народным творчеством, впитавшим в себя мудрость, думы, мечты и поверья народа, а также и с исторических фактов. .

Читать

История Великой отечественной войны и моя семья

Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года фашистская Германия и ее союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, свыше 4 тысяч танков, более 45 тысяч орудий и миномётов, около 5 тысяч самолётов, 200 кораблей..

Читать

От училища до гимназии. История одного адреса.

Есть в Нижегородской области небольшой районный город Семёнов. Город немолодой, но и не очень древний. Во многом схожий с десятками и сотнями таких же городков, разбросанных по всей нашей необъятной Родине, но и во многом самобытный, уникальный. Семёнов – родина хохломской росписи – знаменитой на весь мир Золотой Хохломы, – официально признан столицей народных промыслов России. Семёнов – центр старообрядчества на Руси. Знаменитые романы "В лесах" и "На горах" Павла Ивановича Мельникова – это про наш край..

Читать

Брачные обычаи в Российской Империи. Возможен ли был развод?

В романе "Анна Каренина" Толстой пишет о том, как тяжело княгине Щербацкой было понять, как же правильно сватать молодых людей. Французская традиция, когда родители выбирали жен своим сыновьям, осуждалась, а английская, когда молодые люди сами выбирали себе пару, считалась слишком дикой и невозможной. .

Читать

Исторические источники о царевне Софье Алексеевне

Четырехсотлетний юбилей дома Романовых – одна из самых громких памятных исторических дат, отмечаемых в 2013 году в нашей стране. Представители царствующей династии всегда вызывали повышенный интерес как у общества в целом, так и у отдельных деятелей исторической науки, изобразительного и музыкального искусства. У современного человека много возможностей познакомиться с их произведениями и обогатить свои знания о конкретном правителе. Но, к сожалению, не всем Романовым повезло быть оценено непредвзято и по достоинству. .

Читать

История моей семьи

Кто мы? Откуда? Какие у нас корни? Кто наши предки? Мы не часто задаемся такими вопросами. Но иногда: волею судьбы или по собственной инициативе начинаем искать ответы на эти вопросы. Так произошло и со мной. Из предложенных мне тем, тема «История моей семьи» сразу вызвала у меня живой интерес, возникло желание узнать историю своего рода и построить родословную, найти свое место на родовой ветке древа семьи. .

Читать

Глава VI . Исламизация Чечни в XVI-ХVIII вв. как фактор этнической консолидации нахов-чеченцев // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

До наступления ХУ1 столетия практически все нахское население Северо-Восточного Кавказа от р. Терека на западе до бассейна рр. Аксай-Акташ на востоке, в этнографическом плане являвшееся единообразным, разделяло древние языческие культы, связанные с обожествлением сил природы и поклонением "потусторонним" силам. В общественном сознании горцев господствовала мифологическая картина мироздания..

Читать

Казачье ополчение в Отечественной войне 1812 года

В 2012 году мы отмечали 200-летие Отечественной войны 1812 года. За это время человечество не раз потрясали войны. Но героический подвиг народа, защитившего Россию от иноземных захватчиков и разгромившего наполеоновскую армию, до сих пор вызывает у нас чувство гордости. .

Читать

«И будет помнить вся Россия…»: Отечественная война 1812 года и Бородинское сражение в народных преданиях и в некоторых редких документах Олонецкой губернии. Историческое эссе-исследование.

Наша исследовательская работа уникальна: никто еще не рассматривал тему преданий Олонецкой губернии, возникших на основе реальных событий войны. Мы хотим рассказать о том, что о Бородинской битве действительно помнила вся Россия – на примере отдаленной от мест событий Олонецкой губернии. Мы впервые создаем в работе электронную карту с указанием деревень губернии, откуда происходили наши земляки - герои Отечественной войны 1812 года.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter