↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................
Раскрыта жизнь динозавров до падения астероида
........................
Найдено место крупнейшей катастрофы на Земле
........................
В Шотландии нашли клад опального претендента на английский престол
........................
Историки нашли застрявших в древней посуде тысячелетних насекомых с помощью рентгена
........................

1 | 2 | 3

Мозжухин Иван Ильич – Король экрана

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Гордеева Кристина
Научный руководитель: Уразова С.А., к. и. н., доцент  

По возвращению в Европу он несколько лет снимался на студии UFA в Германии. Фильмы: «Тайный курьер» («Der geheime Kurier», 1928, реж. Дж, Ригелли), «Президент» («Der Prasident», 1928, того же реж.«Адъютант царя» («Der Adjutant des Zaren», 1929, реж.В.Стрижевский), «Белый Дьявол» («Der weiBe Teufel», 1930, реж. Волков) и др. в какой-то мере были вариациями на темы прошлых лент, Вернувшись в Париж в начале 30-х, М. тщетно пытался обрести свой прежний успех в повторных постановках: «Похождения Казановы» («Les amours de Casanova», 1933, реж.В.Барбериз), «Дитя карнавала» («Lenfant du carnaval», 1934, реж. Волков). Между тем звуковое кино постепенно вытесняло немой кинематограф. Этот процесс стал для Мозжухина творческой и личной трагедией. Будучи яростным противником озвученного на экране слова, которое он считал столь же грубым и безвкусным, как «разрисованное красками мраморное изваяние», Мозжухин так и не смог вписаться в контекст новой кинематографической эпохи. Помимо соображений эстетического характера, было препятствие вполне практического свойства: недостаточное знание французского языка, сильный иностранный акцент. Его первый звуковой фильм под названием «Ничего» («Nichevo», 1936, реж.Ж. де Баронселли), в котором он играл небольшую роль и должен был произнести всего несколько реплик, оказался для него и последним. Звук стал непреодолимым препятствием для короля немого экрана.

Несмотря на явную неудачу, Мозжухин пытался найти выход в режиссуре и написал сценарий под названием «Алеко», в котором хотел объединить произведения двух русских классиков: Пушкина («Цыгане») и Л.Толстого («Отец Сергий»). Сделать красивый, живописный фильм, погрузить европейского зрителя в специфическую славянскую атмосферу, заставить сопереживать героям - таков был замысел Мозжухина. Но этим планам не суждено было сбыться. Последние годы оказались тяжелым временем в жизни М.: к творческим неудачам добавились затруднения материального характера. (Приложение 5)

Широкий, гостеприимный, радушный, щедрый до расточительности, Мозжухин относился к деньгам чрезвычайно легко. По воспоминаниям близко знавшего его А.Вертинского, «целые банды приятелей -и посторонних людей жили и кутили за его счет. В частых кутежах он платил за всех. Деньги уходили, но приходили новые. Жил он большей частью в отелях.. и был настоящей и неисправимой богемой...». Помимо прочего Мозжухину приходилось постоянно помогать, практически содержать старшего брата Александра. Выпускник Саратовской консерватории, А.Мозжухин с 1911 выступал на сцене Театра музыкальной драмы в Петербурге, был тонким, артистичным камерным певцом, признанным и любимым столичной публикой.

В эмиграции в силу ряда причин оборвалась его столь успешно начатая карьера, он остался почти без средств и продолжительное время жил только за счет своего именитого брата.

Не очень удачно складывалась и личная жизнь Мозжухина: с Н.Лисенко, которая на протяжении многих лет была не только женой, но и партнершей и по праву делила с ним успех в его лучших фильмах, он расстался в 1927.[14]

В начале 30-х годов, с появлением звука в кино, не владея в совершенстве ни французским, ни английским языками, Мозжухин не смог преодолеть «звукового барьера». Ни в одном говорящем фильме его так и не сняли…

Ему не было и 50 лет, когда всё оказалось в прошлом. Мозжухин стал олицетворением трагедии артиста и человека, смятого и выброшенного буржуазным обществом за борт.[4]

Как артист, проживший десятки чужих жизней и впитавший опыт мно­жества других судеб, Иван Ильич знал, что его собственная жизнь скоро прервётся, и не хотел, чтобы это произошло на чужбине, где у него не будет даже права на клочок родной земли для упокоения. Раньше он отно­сился к подобным вещам с иронией, теперь ирония уступила место тре­воге. Тревожное ожидание, к сожалению, прекратилось достаточно быстро. В сентябре 1938 г. здоровье Ивана Мозжухина резко ухудшилось. Врачи определили туберкулёз лёгких, пресловутую скоротечную чахотку.

«17 сентября, при поддержке некоторых друзей, я отправил его в горный санаторий. — вспоминал В.Ф. Стрижевский. — После трёх ме­сяцев безуспешного лечения — печальное возвращение в Париж.

Комната в клинике. Комната №17.17 дней быстрого и мучительного угасания.17-го января, за несколько часов до своей кончины, он надеялся ещё победить болезнь. Но смутно чувствовал конец. Последними сло­вами его были:

Боже! как больно умирать!

И через два часа, без нескольких минут в 7 час(ов) вечера, его не стало.»В частной клинике на улице Сен-Пьер в парижском пригороде Нейи (Neuilly sur Seine), куда Ивана Мозжухина поместили вскоре после возвращения из санатория, его постоянно навещали Александр Мозжухин, В.Ф.

Стрижевский и семья цыганской певицы О.И. Дмитриевич — Иван Мозжухин был крёстным её сына. 2 января больному сделали операцию прокол в лёгких. На день ему стало легче, потом положение снова ухудшилось. Родные и друзья практически не отходили от него, В.Ф. Стри­жевский помогал сиделкам, давал больному подышать кислородом. За жизнь Ивана Мозжухина боролись упорно, до последнего, делая всё, чем были в силах помочь. Судьбой любимого киноартиста были обеспокоены не только парижские русские: в это время в Шанхае творческое содруже­ство русских деятелей культуры и искусства ХЛАМ (Художники, Литерато­ры, Артисты, Музыканты) объявило о проведении благотворительного бала, сбор от которого пойдёт на лечение Ивана Мозжухина. Александр Вер­тинский, живший тогда в Шанхае, вспоминал: «Зал «Аркадии» был пере­полнен. В разгар бала, в час ночи, из редакции газеты нам сообщили, что Мозжухин скончался». В других воспоминаниях, записанных со слов М.Ц. Спургот-Пурги, работавшего фельетонистом в «Заре Шанхая» — той са­мой газете, которая получила печальную телеграмму из Парижа, — сооб­щается: «Оставляя пожертвования, люди стали расходиться. Пожертвова­ния было решено отдать в больницу русской православной миссии для утверждения там койки имени Мозжухина с тем, чтобы помогать больным людям из русской богемы. Койка эта довольно долго просуществовала».

Незадолго до смерти Ивана Мозжухина навестил И.С. Лукаш, ещё не знавший, что скоро ему придётся писать некролог. «У Ивана Ильича уже четыре дня была температура смерти: выше сорока, — говорилось в этом некрологе, опубликованном 20 января 1939 г. в газете «Возрожде­ние». — Но пульс был нормальный, сердце боролось, билось отлично. Он горел и просил свежего воздуха.

Я был у него накануне кончины. Ночью поднялся ветер с дождём. Под белым одеялом совершенно иссохшее тело, постаревшее лицо со странными мягкими усами, неузнаваемое лицо, на которое уже легли черты смерти. У его койки ходил ветер. Он повёртывал голову к окну: дышал. А уже за день до того в одном французском журнале («Paris-Match».О.С.) появилась фотография, снятая украдкой, в полуоткрытую дверь его палаты, и снятая, как с мертвеца.

Его друзья ещё верили в чудо, хотели сделать всё, что возможно.

17 января, через день, когда также шумел ветер с дождём, Иван Ильич скончался.

Какой-то маленький, лежал на койке покойный под белоснежным одеялом, с подвязанным лицом, как будто не тот Иван Мозжухин, образ которого горел и двигался на экранах всего света, полный силы и роман­тического порыва, за которым следили из темноты зрительных зал с зата­ённым нередко дыханием, с глазами, полными слёз, миллионы, действи­тельно миллионы людей на всём земном шаре.

Каждая его большая роль была вехой русской кинематографии. Этот актёр последних времён нашей империи, русский актёр-изгнанник воистину прославил на весь мир русскую кинематографию с её подлин­ным драматизмом и романтическим дуновением. Его жизнь была как стремительный и сжигающий полёт: слава, деньги, всё. И всё сожжено, всё пронеслось, как смерч. И умер Иван Мозжухин как актёр-бедняк, из­гнанник. Он умер как Кин».

Смерть Ивана Мозжухина стала большой утратой для русской диас­поры во Франции. В крупнейших парижских русскоязычных газетах — «Возрождение» и «Последние новости» — были помещены объявле­ния, начинавшиеся со слов «Брат и друзья извещают о смерти, после непродолжительной и тяжкой болезни.», некрологи, немалая часть жур­нала «Иллюстрированная Россия», вышедшего из печати 28 января 1939 года, была посвящена Мозжухину. Были собраны деньги на похороны, состоявшиеся 20 января. Роман Гуль (с чужих слов) вспоминал: «Хоро­нить Мозжухина было не на что. Друзья актёры, художники, музыканты вскладчину похоронили пензяка Ивана Ильича Мозжухина».

21 января «Последние новости» сообщали: «Русская эмиграция в Париже хоронила вчера И.И. Мозжухина. В 11 час 30 мин., к началу отпе­вания, перед которым была отслужена заупокойная обедня, храм на Дарю был переполнен. Обедню служил и чин отпевания совершил про­тоиерей о. И. Ктитарев при о. дьяконе Уварове. Пел митрополичий хор Н.П. Афонского. Гроб был покрыт цветами и многочисленными венками. Среди молящихся много видных деятелей русского искусства, но ещё более обыкновенных русских людей: шофёров и рабочих, особенно жен­щин. Прочувствованное слово сказал протоиерей Ктитарев. Отпевание окончилось в 12 ч. 30 м. дня, и гроб с останками И.И. Мозжухина, установ­ленный на траурный автомобиль, был перевезён на новое кладбище в Нейи, где и состоялось погребение».

Далее приводился длинный, в несколько десятков имён, список присутствовавших на отпевании, начинающийся с имени брата покойного, известного оперного артиста Александра Мозжухина.

Александр Ильич тяжело воспринял смерть брата, которого очень любил. Ему было горько оттого, что Иван в последние годы так бедство­вал («Кончил он её (свою жизнь) печально, почти, что в нищете, живя последнее время на подаяния «друзей», которые окружали и обирали его во время его блестящей карьеры, когда он зарабатывал миллионы.»), и, как верующему, — оттого, что брат пренебрёг предсмертным прича­щением и покаянием и умер, не примирившись с Богом. Александр Моз­жухин сам участвовал в заупокойных службах и молился за душу един­ственного из родных, с кем ему пришлось делить горечь отлучения от родины. По воспоминаниям К.А. Мозжухиной, перед смертью Иван гово­рил брату, как жалеет о том, что умирает не в России.[1, с.114]

8. Столетний юбилей

Столетний юбилей Ивана Мозжухина отмечался и в Кондоле, где дол­гое время велась работа по сбору материалов о семье Мозжухиных. К сожалению, документы и особенно личные вещи Александра Мозжухина, переданные в школьный музей К.А. Мозжухиной, сильно пострадали в пе­риод упадка музея после смерти В.Н. Армиевского. Сбор новых экспонатов и информации проводился учителем истории Виктором Михайловичем Го­рячевым и Раисой Никитичной Ивановой, ставшей директором музея име­ни братьев Мозжухиных. Музей был открыт 26 сентября 1989 года в зда­нии бывшей конторы усадьбы Оболенских — практически единственном сохранившемся в Кондоле мемориальном здании, связанном с именами Мозжухиных. На открытии музея и мемориальной доски в память об И.И. Мозжухине присутствовали секретарь Пензенского обкома КПСС Б.Ф. Зуб­ков, первый секретарь Кондольского райкома КПСС А.А. Луняков, гости Кондоля — артистка Л.В. Вертинская, киновед О.В. Якубович-Ясный, директор музея сценического искусства им. В.Э. Мейерхольда Н.А. Кугель и другие. В последующие годы 26 сентября в Кондоле неоднократно проводились Мозжухинские дни. На эти дни приезжали, в частности, старший научный со­трудник ВНИИ искусствознания Н.М. Зоркая вместе с внуком Ивана Мозжу­хина, художником Николаем Александровичем Телегиным. Во время по­исков информации о Мозжухиных В.М. Горячев установил контакт с прожи­вавшим в Ярославле Б.Г. Старком. Борис Георгиевич передал в дар кондольскому музею аудиокассету с записью нескольких вокальных произве­дений в исполнении Александра Мозжухина: «Каменщик» (Ю.Д. Энгель), «Молебен» (Ц.А. Кюи), «Ночной смотр» (М.И. Глинка), «Приют», «Мельник (В путь)» (Ф. Шуберт), «Ася», ария Дона Базилио «Клевета» («Севильский цирюльник» Дж. Россини), фрагмент из оперы А.Н. Серова «Юдифь». Часть этих записей была включена в снятый на Пензенской ГТРК в 2003 г. в рамках авторского проекта Л.А. Усовой «История музыкальной культуры Пензы» телефильм «Александр Мозжухин. Эпизоды из жизни артиста». ( Приложение 6)

К сожалению, до наших дней не сохранились ни дом, где жили Моз­жухины, ни церкви в Кондоле и Сергиевском, ни находившаяся рядом с последней могила Рахили Ивановны Мозжухиной. Долгое время находил­ся в неопределённом состоянии и музей Мозжухиных, занимавший всего одну комнату в здании, принадлежавшем совхозу «Кондольский». В тече­ние нескольких лет перед банкротством совхоза здание плохо отапливалось, экспонаты музея находились во влажной атмосфере, а сам музей практичес­ки бездействовал. Сейчас, после того, как здание конторы передано в муни­ципальную собственность, администрацией кондольского (теперь — Пензен­ского) района проведены ремонт и переоборудование музея Мозжухиных в расширенном виде, планируется создание мемориального комплекса. В вос­становлении музея активное участие принимают преподаватели и учащиеся кондольской средней школы.

Немало внимания уделяют памяти знаменитых артистов и в соседней Саратовской области, где Мозжухины, как уроженцы Петровского уезда, тоже считаются земляками. В Петровске уже несколько раз проводились район­ные кинофестивали и различные мероприятия, посвящённые памяти Ивана Мозжухина, саратовское телевидение снимало репортажи о Кондоле.

Зимой 1999 г. в Кондоле и Пензе побывала съёмочная группа, уча­ствовавшая в создании документального фильма «Иван Мозжухин, или Дитя карнавала». Картина, в которую впервые были включены многие уникаль­ные архивные фото- и кинодокументы, снималась в России и Франции, в тесном содружестве с французскими кинематографистами и историками, была закончена в том же 1999 г. и с триумфальным успехом показана на нескольких кинофестивалях, во многих странах мира. В 2001 г. режиссёр картины Галина Евгеньевна Долматовская лично привозила копию фильма в Пензу для показа в Пензе и Кондоле.[11]

Кинофестиваль «Мужская роль» имени Мозжухина

В среду вечером прошла торжественная церемония открытия пятого кинофестиваля имени Ивана Мозжухина. Он состоялся вопреки сложностям, связанным с финансовой стороной закадровой жизни. Можно сказать, что провинциальный кинофорум "вытащили" на своих плечах рядовые горожане. (Приложение 7)

Кинофестиваль не попал в список мероприятий, финансируемых их регионального бюджета. Еще до моего назначения было принято решение, что в 2012-м году ежегодный фестиваль Мозжухина проводить не будем. Аккумулируем средства, чтобы в юбилейный для Пензы 2013-й год сделать его более масштабным, - пояснил начальник управления культуры Пензенской области Евгений Шилов.

С такой постановкой вопроса не согласились многие неравнодушные пензенцы. Появилась инициативная группа, в которую вошли местные предприниматели, причем далеко не самые крупные, деятели культуры, волонтеры. К ним подключились и чиновники. Общими усилиями удалось устроить настоящий праздник для горожан

В течение четырех дней на разных площадках: в кинотеатрах, музеях, библиотеках и концертных залах будут идти лучшие российские кинокартины уходящего года. Вход на все показы совершенно бесплатный, будь то камерный зал Музея одной картины или популярный коммерческий кинозал.

Многие фильмы, которые нельзя найти в интернете, впервые увидят не только широкая публика, но и кинокритики, специально прибывшие на фестиваль в провинцию.

Пензенцы смогут оценить участвовавшую в Берлинском кинофестивале киноленту "Суббота", кассовый фильм о Чехове "Поклонница", новую спорную кинокартину Алексея Гуськова, где он предстал не только как актер, но и как продюсер. Полюбуются на роскошный кинофильм "Орда", на съемки которого потратили 11 миллионов долларов, и на экране это заметно. Будет и триумфатор этого года, лауреат Венецианского кинофестиваля "Фауст".

Подобные поездки по стране граничат с чудом. Я еду и не верю, что все это возможно. Люди вопреки планов, указаний, строгости, хотят общаться и обмениваться человеческими чувствами, духом. Это невероятное для меня событие, - сказал почетный гость кинофестиваля заслуженный актер России Евгений Редько.

В Пензу он привез камерный фильм "Гоголь Ближайший", где сыграл главную роль. Пензенская земля интересна ему и как отчий дом другого классика, вошедшего в его жизнь, Виссариона Белинского. Его он сыграл на театральной сцене.

Евгений признался, что не отказался бы воплотить на экране и образ легендарного короля немого кино Ивана Мозжухина, лишь бы режиссеры взялись за экранизацию. Эксперты сошлись во мнении, что американская кинолента "Артист" вобрала в себя трагические эпизоды из жизни Мозжухина.

В Пензе о нем выпустили книгу. Ее автор Олег Сиротин признался, что мечтал бы, чтобы она легла в основу сценария. По его словам о жизни Мозжухина можно снять сериал.[12]

9. Социологический опрос

Я провела социологический опрос. Участниками анкетирования были студенты ПГУ первого курса факультета экономики и управления.

Опрос состоял из двух вопросов:

  1. Знаете ли Вы о Иване Ильиче Мозжухине?

  2. Если да, то, каким видом деятельности он занимался?

Итоги проведения опроса:

На первый вопрос ответили:

1)80% - респондентов ответили отрицательно;

2)20 % - респондентов ответили положительно.

На второй вопрос ответили:

1)80% - респондентов не знают, каким видом деятельности И.И. Мозжухин занимался;

2)15% - респондентов - что он актёр немого кино;

3)2%- респондентов – исторический деятель;

4)2%- респондентов - музыкант

5)1%- респондентов - деятель культуры.

Вывод: В наше время люди уже перестали интересоваться историей культуры, её традициями. Мы стали забывать про выдающихся людей. Нужно, как можно больше проводить мероприятия связанные с культурными традициями и достояниями нашей Родины. Особенно нужно прививать это с детства, чтобы ребёнок действительно знал, кем он может гордиться и к чему ему стремиться в дальнейшем. У нас в пензенской области проводятся культурные мероприятия. В этом году у нас провели уже пятый кинофестиваль посвященный И.И. Мозжухину. Все были в восторге от него, у многих остались положительные эмоции, было очень много народу, места не хватало. Надеемся, что эту традицию будут проводить и чтить из года в год.

 

Заключение

Почему И.И. Мозжухина можно назвать – «Королём экрана»? Почему его считают великим актёром? Как человек из села Кондоль Петровского уезда Саратовской губернии (ныне – Пензенская обл.) смог достичь таких высот?

Иван Ильич Мозжухин (1887-1939) – талантливый актер русского кинематографа. Иван Мозжухин обладал необычайным талантом, а его лицо было одним из самых ярких и притягательных лиц немого кинематографа. Работал в разных жанрах — от мелодрамы до комедии, особого успеха добился в психологических и драматических экранизациях классики («Пиковая дама», «Отец Сергий» и др.). В 1920 эмигрировал из России, снимался главный образ во Франции: «Дитя карнавала»(1921 и 1933,сценарист и режиссёр), «Кин» (1923), «Пылающий костёр» (1923, сценарист и режиссёр). Он один из первых кто снялся в немом кино. Но его карьера быстро закончилась, когда появилось кино со звуком.

Иван Ильич Мозжухин показал на своём примере, что можно добиться высот, конечно, карьера его длилась совсем немного, но он не пал духом. Мозжухин был околдован сферой кино и театра, пошёл против воли отца. Он отдавал себя полностью своей работе. Так как, Иван Ильич был талантливым и смышленым, у него быстро всё получалось в сфере кино и театра, создавал и делал такие образы, которые требовали режиссёры. Все Мозжухиным постоянно восторгались.

Выдающиеся личности — это именно те люди, которые сделали наш мир таким, каким мы его знаем. Именно они, на протяжении всей человеческой истории создавали путь, по которому и шел человек. Именно они решали судьбы миллионов, делали величайшие открытия и творили основу человеческой культуры.

Нужно проводить различные мероприятия посвященные культуре нашей Родины. Как можно больше конкурсов, конференций, кинофестивалей посвященных И.И. Мозжухину. Чтобы не забыли про «яркую звезду», которая до сих пор не погасла в наших глазах.

Узнайте больше о великих личностях, прикоснитесь к их биографии и поймите, что именно в их характере или способе жизни дало им возможность стать известными всему миру.

 

 

Список литературы:

  1. Сиротин О. В. «Двойная звезда Александр и Иван Мозжухины» - Пенза, 2008г.

  2. Сиротин О. В. «В начале киновека», кино в пензенском крае (1896-1932гг.) – Пенза, 2009г.

  3. Савин О., статья « Эмигрантом никогда не был»,литературно-художественный и общественно-политический журнал «Сура», №3, 1992г.

  4. Материал из архива пензенского государственного краеведческого музея.



Материалы из интернета:

5. http://www.biogr.ru/biography/?id_rubric=1&id=6895

6. http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=13657

7. http://the100.ru/actors/mozzhukhin-ivan-i.html

8. http://vslovare.ru/slovo/istoricheskiij-slovar/mozzhuhin-ivan-ilich/176605

9. http://biopeoples.ru/akters/page,4,153-ivan-ilich-mozzhukhin.html

10. http://historylib.org/historybooks/Igor--Musskiy_100-velikikh-akterov/33

11. http://the100.ru/actors/mozzhukhin-ivan-i.html

12. http://www.rg.ru/2012/12/19/reg-pfo/kino.html



Приложения

(Приложение 1)

 

(Приложение 2) И.И. Мозжухин 1916 г.

 

(Приложение 3)

 

(Приложение 4)

(Приложение 5)

 

(Приложение 6)

(Приложение 7)

 

Автор: Гордеева Кристина
Дата публикации: 20.12.2013

1 | 2 | 3



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

П.А. Столыпин

Два года назад в нашей стране состоялся телепроект «Имя России». Перед гражданами был поставлен вопрос о том, кто является лучшим деятелем России за всю её историю..

Читать

Южное Зауралье в годы Первой мировой войны

Начало августа 1914 года стало трагическим моментом для миллионов людей земного шара, в том числе и для России. Германия объявила войну России. 2 августа германские войска оккупировали Люксембург. Началась война с Францией. Отстаивая свои интересы, объявили войну Германии Англия, Канада, Новая Зеландия и другие страны. Так началась кровавая Первая мировая война. Свою работу хочу приурочить к 100-летию со дня начала Первой мировой войны..

Читать

Ветеран живет рядом

Великая Отечественная Война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей. Она коснулась не только взрослых, но и детей. За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети - от малышей до старших школьников - сполна испытали все её тяготы и ужасы..

Читать

Петрозаводский период жизни Ирины Федосовой (1865-1884)

Около 20 лет жизни Ирины Федосовой прошли в городе Петрозаводске. Именно здесь она познакомилась с людьми, которые определили всю ее дальнейшую судьбу... Но как раз об этих 20 годах сведений немного. .

Читать

А.К. Казем-Бек как исследователь персидской литературы

Александр Касимович Казем-бек рано приобрел европейскую известность как ориенталист. В 1829 г. в возрасте 27 лет он получил почетное звание члена Британского Азиатского общества в Лондоне. В казанский период деятельности он плодотворно занимался иранистикой. .

Читать

Экспонаты школьного музея рассказывают

Краеведческий материал, собранный и хранящийся в музее, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества нашего города, области и страны в целом. Практика исследовательской работы показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки краеведения на базе музея значительно облегчают усвоение курса истории России, делают наши знания более прочными и глубокими. .

Читать

Доблестные ветераны Великой Отечественной войны

Мы живем в стране, где история любой семьи тесно переплетена с историей Великой Отечественной войны. На протяжении многих веков тянущихся к нашему времени из глубин времён, память донесла до нас имена тех, кто своим бесстрашием, мужеством и беспредельной любовью к своей Отчизне доказал не словом, а делом свою любовь и верность Родине и её народу. Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. .

Читать

Мой прадед – герой!

В 1941 году началась Великая Отечественная война. С её началом многие мужчины ушли на фронт. В деревне остались только женщины, дети и старики. И именно им приходилось нести тяжелую ношу работы в тылу. Работы в колхозе было очень много, и жители работали не покладая рук. Они знали, что работают для своих защитников, для фронта, который не так уж и далеко. Немецкие самолеты иногда долетали до Горького..

Читать

Русские землепроходцы

Говоря о русских землепроходцах, мы не можем не упомянуть такие имена, как Семен Иванович Дежнёв, Иван Юрьевич Москвитин, Ерофей Павлович Хабаров, Владимир Васильевич Атласов и многих других. Каждый из них стал незаменимой частью русской истории и внес огромный вклад в освоение и развитие Сибири и Д.

Читать

«И будет помнить вся Россия…»: Отечественная война 1812 года и Бородинское сражение в народных преданиях и в некоторых редких документах Олонецкой губернии. Историческое эссе-исследование.

Наша исследовательская работа уникальна: никто еще не рассматривал тему преданий Олонецкой губернии, возникших на основе реальных событий войны. Мы хотим рассказать о том, что о Бородинской битве действительно помнила вся Россия – на примере отдаленной от мест событий Олонецкой губернии. Мы впервые создаем в работе электронную карту с указанием деревень губернии, откуда происходили наши земляки - герои Отечественной войны 1812 года.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter