↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

В США не могут решить, что делать с «Титаником»
........................
В Перу нашли гигантское изображение кошки
........................
Канадский подросток нашел останки динозавра возрастом 69 миллионов лет
........................
Древнегреческий храм нашли на острове в Черном море
........................
Климат стал причиной исчезновения древних людей
........................

1 | 2 | 3

Народное просвещение в Нижнеломовском уезде в 19-20 веках

(Статья)
Раздел: История Пензенского края
Автор: Лебедева Анна Андреевна

Введение

Нужно ли нам знать историю своего города? Лично я считаю, что, безусловно, нужно, ибо знание родного края воспитывает патриотизм! Если ты образованный человек, то тебе просто необходимо знать историю своего родного края. Кто-то из великих сказал: «без прошлого нет будущего». И был прав. Знать историю родного края - это показатель культуры и образованности человека. Ведь люди должны знать не только историю своей семьи, но и историю той земли, которая дала жизнь предкам. Знать, чтобы любить и гордиться, поскольку гордость за свой род, за край родной – это та сила, которая заставляет нас двигаться вперёд.

Еще раз повторюсь, что историю своего города и страны должен знать каждый человек. Этому нас учат в школе, в институте, для этого создано множество музеев. Знание истории необходимо не только руководителям нашей страны, но и обычным гражданам. Любовь к родному краю должна прививаться с самого детства. Только тогда на вопрос: «Что вы знаете из истории своего города?» — каждый сможет ответить: «Я знаю все».

Я попыталась что-то узнать о том, что в Нижнем Ломове было до меня, а точнее узнать об истоках образования. Эта тема является недостаточно изученной, поэтому, я думаю, многим будет интересно узнать, как развивалось образование в Нижнем Ломове в 19-20 веках. Я уверена, что многие жители нашей страны даже не знают о существовании этого небольшого города, и мне бы хотелось донести до них все необычные черты жизни Нижнеломовского уезда.

Выбранная мною тема заинтересовала меня сразу, как только я прочитала книгу двоюродного брата моего дедушки Брызгалина А. Ф. «Нижний Ломов». Он вместе с соавтором Балашовым Б.Г. в 1979 году попытался донести до нас, жителей Нижнего Ломова, как протекала жизнь наших предков, и что происходило в сфере народного просвещения. А я, в свою очередь, попробую распространить эту информация для более широкого круга читателей.

Объектом исследования является образование в Нижнем Ломове.

Предметом исследования являются:

-пошаговое развитие образования

-классификация учебных заведений

-доступность получения образования различным социальным слоям

-подъем учебных заведений на протяжении 19-20 веков

Хронологические рамки исследования: в данной работе рассматривается период 19-20 веков, когда в Нижнем Ломове происходило зарождение образования.

Территориальные рамки исследования: исследуется Нижний Ломов - город в Пензенской области России, расположенный на реке Ломов (Ломовка) (бассейн Оки), в 525 км к юго-востоку от Москвы и 109 км к северо-западу от Пензы.

Источники и историография: основной работой, ставшей основанием для написания моей темы, является книга «Нижний Ломов». Авторы этой книги рассматривали вопросы основания Нижнего Ломова и развития народного просвещения, исследовали проблемы, возникшие в процессе совершенствования сферы образования.

Е.И. Саляева в своей работе «Милый сердцу Ломовский край» сделал вывод о том, что образование в Нижнеломовском районе эволюционировало быстрыми темпами. Он доказал, что деятельность наших предков в этой сфере позволила нам обучаться в городе на высоком уровне и в достойных учебных заведениях.

Цель работы: комплексное исследование становления современного образования и совершенствования учебных заведений Нижнеломовского уезда в 19-20 веках.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

- выяснить динамику состава и численности образованных людей

- исследовать, как боролись с неравенством низшие сословия

- проанализировать ошибки в деятельности земств

-раскрыть роль церковно-приходских школ

Новизна работы:

- сделана попытка комплексного исследования Нижнеломовского района

- детально анализируется возникновение школ и иных учебных заведений в хронологическом порядке

- выявлены основные этапы становления народного образования

- всесторонне рассматривается отношение учеников того времени к учебе

- проведено сравнение церковно-приходских школ и основных школ

Основные методологические принципы исследования:

1.Методы теоретического исследования;

2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования;

3.Методы естествознания

Использование совокупности методов позволяет осуществить комплексное рассмотрение проблемы исследования.



 

Глава 1. Ступени народного образования Нижнеломовского уезда

Пензенская губерния до революции была одной из самых отсталых во всех отношениях. Можно сказать, что в конце 19 и начале 20 веков подавляющее большинство жителей, и женщин особенно, в селах и даже в городах были неграмотными. Пензенская губерния по грамотности была на 41 месте среди 52 губерний.

По состоянию грамотности населения город Нижний Ломов с уездом стояли на 8 месте среди имевшихся тогда 13 уездов.

Число грамотных в Нижнем Ломове и уезде по данным 1897 года составило 15,1 % населения, при этом грамотность мужчин составляла 25 %, а женщин всего 5,9 %. Грамотность нерусских национальностей, живших в уезде, была ещё ниже. Так процент грамотных среди мужчин мордовской национальности составлял 11,9 %, а среди женщин всего - 1,5 %. Среди татарского населения грамотность была несколько выше, для мужчин 19,1 %, а у женщин-11,4%.

Следует отметить, что в 18 и 19 веках неграмотных можно было встретить и среди привилегированных классов: некоторые помещики и их дети были малограмотными или вовсе неграмотными. Среди людей купеческого и дворянского звания неграмотных было больше. Крестьяне были преимущественно неграмотными. И хотя многие из них знали устный счет, писать не умели и даже вместо своей фамилии в документах вынуждены были ставить крестик.

К началу 18 более обеспеченное дворянство и знать того времени " выписывала" для обучения и воспитания детей гувернёров и гувернанток из- за границы, которые были не готовы к работе преподавателя.

Наряду со светскими учебными заведениями в Н. Ломове существовали также духовные, учебные заведения. Они существовали на протяжении 100 лет. В 1780 году при Казанском монастыре открылось первое учебное заведение уезда - духовная семинария. Знаменитый поэт М.Ю. Лермонтов в те далекие времена приезжал вместе с бабушкой в этот монастырь. Просматривая страницы незаконченного романа Лермонтова «Вадим», можно заметить отображение Казанского мужского монастыря в дни пугачевского движения.

Первое светское учебное заведение, а именно уездное училище, появилось в Нижнем Ломове в 1824 году. Создание его связано с именем И.И. Лажечникова, автора романа «Ледяной дом». С 1820 по 1823 года он являлся директором начальных училищ Пензенской губернии. Первоначально в училище был двухлетний курс обучения, а с 1828 года стал трехлетний.

В 1857 году в уезде появляются первые сельские школы. Открыто их было шесть и уже в 1865 году число школ в уезде возросло до 21( в основном за счет открытия церковно-приходских школ). Во всех школах города и уезда обучалось уже 1082 человека.

В те далекие времена специальных школьных зданий не было, они появились значительно позже. Церковно-приходские школы обычно помещались в церковных сторожах, представляющих собой небольшие комнатушки площадью не больше 30-35 квадратных метров, с низкими потолками и крохотными оконцами. В этих помещениях сидело по 30-40 учеников и учениц. Учителями по-прежнему оставались малограмотные служители церкви. Более того священники очень часто нанимали вместо себя заниматься причетников или подобных им полуграмотных людей, от которых, разумеется, почти не было никакой пользы. Поэтому не удивительно, что закончив курс обучения и не имея возможности закрепить полученные знания в школе, дети через некоторое время теряли навыки чтения и письма и наступал рецидив неграмотности. Только отдельные наиболее способные и одаренные ученики пробивали себе дорогу к продолжению образования в городах. О состоянии обучения в сельских Церковно-приходских школах уезда можно судить по записке благочинного из Верхнего Ломова, внесенной на обсуждение училищного совета зимой 1868 года, в которой говориться: «Церковные училища все находятся в жалком виде, нет ни книг, ни помещений, ни мебели». Местные начальства и уездный училищный совет не принимают решительно никаких мер по предмету образования.

Всё это привело к тому, что ученики лишь в счастливых случаях получали навыки письма, чтения и счета.

С 1864 года, когда в уезде было создано земство, занимавшееся чисто хозяйственными «пользами и нуждами», в частности, «попечением» о народном образовании, положение школ в уезде и постановка обучения в них стали постепенно улучшаться.

В 1865 году Нижнеломовская управа докладывала земскому собранию, что учащиеся показали на испытаниях неудовлетворительные успехи в большинстве школ города. По этому поводу земская управа писала: «Читают… довольно бойко, но без всякого понимания прочитанного. Из арифметики познания учеников ниже посредственных. Пишут с прописей посредственно, но под диктовку, за малым исключением, не умеют писать».

Наглядным примером неудовлетворительной работы школ являются сведения, собранные управой в 1867 году. Оказалось, что с 1857г. по 1867г. в школах уезда обучалось 4490 детей, из которых при сборе сведений умели читать и писать лишь 317 и только читать 335, то есть для 85 % детей пребывание в школе прошло совершенно бесследно.

С началом деятельности земства положение в школах уезда стало постепенно улучшаться. Еще в 1867 году уездное земство пришло к убеждению, что нет возможности поручать ведение школьного дела в земских училищах представителям духовенства. На основании этого решено было определять учителями крестьянских мальчиков, окончивших курс в уездном училище, а также других лиц светского звания, если возможно, с практическими знаниями сельского хозяйства.

Уже в 1872 году в Нижнеломовском уезде число сельских училищ возросло до 29, учились в которых 1976 детей.

Смотрителем одного из таких училищ был Михаил Никифорович Козьмин. До Ломова он работал в Чембарском уездном училище. Там он женился на сестре В. Г. Белинского - Александре Григорьевне. Супруги Кузьмины жили дружно, уважали друг друга. Весной 1841 года Михаила Никифоровича переводят в Пензенское уездное училище, а в январе 1846 года назначают штатным смотрителем Нижнеломовского уездного училища. Позднее он стал смотрителем всех училищ города. При участии Михаила Никифоровича были основаны сельское училище в селе Головинщино и женское в Нижнем Ломове. Ему при этом пришлось преодолеть немало препятствий со стороны некоторых членов общества, которые по своему положению должны бы содействовать просвещению людей. В таких условиях всё сделанное Михаилом Никифоровичем для народного образования в уезде является настоящим подвигом, заслуживающим самого глубокого признания.

Михаил Никифорович и его жена Александра Григорьевна были добрейшими людьми. Они охотно делились всем и со всеми, словом и делом. Не имея своих детей, супруги Козьмины помогали своим племянникам, а также многим бедным и даровитым ученикам.

Александра Григорьевна умерла в 1875 году, на 11 лет раньше своего мужа. Михаил Никифорович был похоронен на Нижнеломовском кладбище. На его могиле местное земство поставило памятник с надписью: «Ревнителю народного образования М.Н. Козьмину».

Рост школ проходил крайне медленно. Царское правительство, выражавшее интересы эксплуататорских классов, слабо заботилось о народном образовании и крайне неохотно шло на открытие новых школ.

Тяга к знаниям у крестьянских детей была очень велика, но большинство не имели возможности получить даже начальное образование. И только наиболее способные и настойчивые, сильные и смелые духом могли пробить себе дорогу в средние учебные заведения, а иногда в высшие училища, но это было крайне редко.

К 90-ым годам дело народного просвещения в узде несколько продвинулось, но сделано было еще очень мало. Большое количество детей оставалось за бортом школы, не имея возможности получить даже начальное образование.

В 1857 году во всем Нижнеломовском уезде из лиц, принадлежавших крестьянскому сословию, только 22 человека имели среднее общее или специальное образование, а 2 человека - высшее. В Нижнем Ломове не было ни одного крестьянина, получившего хотя бы среднее образование.

Органы земства, будучи либерально настроены, понимали, конечно, до некоторой степени необходимость начального обучения для детей и дважды обращались к министру народного просвещения о введении обязательного начального образования, но в обоих случаях им было отказано в ходатайстве.

В 1889 году в Нижнем Ломове открывается пансион Елизаветы Павловны Добротиной.

Обучение в пансионе было платным и недоступным для детей рабочих и крестьян. Учителями были приглашены достаточно подготовленные педагоги. Помимо общеобразовательных предметов в пансионе обучали танцам и правилам хорошего тона. Этим пансион напоминал пансион для благородных девиц, хотя обучение в нем было смешанным, мальчики и девочки обучались вместе.

Вначале пансион помещался в здании, расположенном на углу теперешних улиц Московской и Розы Люксембург. Вскоре пансион был переведен в здание начального училища по улице, называемой теперь именем Урицкого, но просуществовал недолго.

В 1912 году в городском начальном училище, преобразованное в высшее начальное училище, инспектором был назначен педагог-Александр Иванович Каллистов. Каллистов не обессмертил свое имя трудами по педагогике, как Макаренко, Ушинский или Сухомлинский. Он был рядовым учителем.

У Александра Ивановича было шесть дочерей и один сын. Судьба самого Каллистова и его дочери Людмилы наиболее типична и характерна для интеллигенции того времени. Александр Иванович дал своим детям прекрасное воспитание и образование. Сам он родился в 1849 году в семье дьякона. В 1872 году он окончил Пензенскую духовную семинарию и был определен исполнять должность учителя истории и географии. В ноябре 1875 года он переведен в Саранск. В 1891 году Каллистов попечителем округа переведен на должность инспектора Нижнеломовского городского четырехклассного училища.

Его дочь, Людмила Александровна, родилась в 1880 году. Училась в женской прогимназии, которую закончила весьма успешно. Ей было присвоено звание домашней учительницы.

Она заведовала Наровчатским женским училищем, затем была переведена в Каменскую церковно-приходскую школу. Позднее Людмила Александровна переезжает в Херсонскую губернию, где жила её старшая сестра Мария. Здесь она работает помощницей учительницы в земской школе, а вскоре становится заведующей школой в одном из сел Херсонской губернии.

В своих воспоминаниях Людмила Александровна писала, что предыдущие учителя очень грубо обходились с учениками: ставили их голыми коленками на горох и кукурузу, били по рукам до крови линейкой. Поэтому дети были озлобленные, очень недисциплинированные, на уроках дрались сапогами. Ей пришлось немало поработать, пока они стали послушны, стремились получить знания и продолжать учебу в других школах.

Когда Людмила Александровна в1910 году захотела переехать в Нижний Ломов, то родители детей просили земскую управу не отпускать её.

В 1909 году ей как хорошему педагогу за государственный счет вместе с группой других учителей предоставили возможность съездить за границу, чтобы познакомиться с постановкой школьного дела в других странах.

В 1910 году Людмила Александровна переехала в Нижний Ломов и стала заведовать вновь открытой земской школой в селе Овчарное и пробыла в этой должности до 1917 года.

За свою педагогическую деятельность она получила много наград, среди которых звание «Отличник народного просвещения», медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». После 47 лет педагогической работы она стала инвалидом второй группы.

Всю жизнь без остатка Людмила Александровна Каллистова отдала служению людям, даже семьей не смогла обзавестись. В памяти своих учеников она осталась как отличная учительница, добросовестная, скромная, превосходно знающая свой предмет и очень добрая.

В 1910 году в школах обучалось около 4 тысяч детей, то есть за 20 прошедших лет число учащихся выросло только на одну тысячу. Усилия передовых педагогов, направленные на улучшение дела народного образования, натыкались на глухую стену безразличия со стороны представителей царского чиновного дворянства. Нередко передовые учителя, пытавшиеся осуществлять в практике своей работы новые, более прогрессивные начинания, знакомить учащихся с передовыми идеями русских демократов, стремясь расширить их кругозор, попадали не только под контроль полиции, но и подвергались административным репрессиям. Так, в 1907 году учительница села Скворечное Нижнеломовского уезда Варвара Ниловна Бурденко - родная сестра знаменитого нейрохирурга Н.Н. Бурденко, за чтение учащимся запрещенной литературы (Герцена, Добролюбова, Белинского, Чернышевского) была выслана в Волгу. Однако, Нижнеломовский уезд имел немало примеров проявленного мужества передовыми учителями в достижении поставленной перед собой цели. Примером того может служить деятельность учителя из села Атмис Г. Д. Смагина. Георгий Дмитриевич родился 19 апреля 1887 года в селе Коповка Керенского уезда Пензенской губернии в бедной крестьянской семье. Начал учительствовать в Верхнеломовской начальной, а потом в Атмисской начальной школах. Работая в школах, он много времени уделял самообразованием, занимался литературными трудами, писал рассказы и повести для детей, вел большую общественную работу в своем селе. Революция застала его на фронте. После революции и участия в гражданской войне Г.Д. Смагин возвратился в Атмис к любимой учительской работе.

Стремясь расширить узкие рамки школьных программ и дать учащимся больше знаний и практических навыков, он увлек детей краеведческой работой, собирал вместе с учениками богатый материал по истории и археологии своего района и в 1910 году открыл при школе краеведческий музей.

Наиболее значительным культурным учреждением нашего города до революции был городской народный дом. Это было деревянное, но фундаментально построенное здание, находящееся на месте теперешнего досуга «Октябрь». Высота его внутри была около 5 метров, к задней стороне здания была пристроена галерея, в которой могли размещаться 50 человек зрителей. Это был как бы второй этаж или бельэтаж. Здесь была довольно просторная сцена с занавесом. В партере три ряда мест были обставлены венскими гнутыми стульями. Основную же мебель зала составляли деревянные скамейки. Освещение было керосиновым. В первом ряду один из стульев никогда не занимался публикой: он был предназначен для исправника.

В начале века в городе не было две библиотеки. Одна была земская имени А.С. Пушкина, платная. Вторая, бесплатная, помещалась в народном доме. Открывалась она только вечером на два часа ежедневно, кроме праздников. Библиотека имени Пушкина располагалась в доме на Московской улице, где позднее была построена автошкола.

Истинные педагогические таланты расцвели в уезде лишь после Великой Октябрьской революции.

Дело народного образования стало коренным образом изменяться только с установлением в уезде Советской власти. С первых же дней после революции в Нижнеломовском уезде был переведен ряд мероприятий, направленных на борьбу с неграмотностью населения, созданы пункты ликбеза. В них активно работали передовые учителя. Одними из первых ликвидаторов неграмотности в уезде были сестры Людмила и Антонина Каллистовы.

На основе Ленинского декрета об отделении церкви от государства в начале 1918 года было прекращено преподавание в школах закона божьего. Его изгнали из школ навсегда, а должности священников-законоучителей были упразднены.

Примечателен тот факт, что в 20-ые годы неграмотных заставляли обучаться грамоте чуть ли не насильно, и председатель Каремшинского волисполкома даже арестовал двух жителей на трое суток за непосещение ликпункта.

На пути становления и развития народного образования в те годы стояли огромные трудности: не хватало учебников, карандашей и перьев, писали в школе на оберточной бумаге, не хватало учебно-наглядных пособий. Не было средств на ремонт школьных зданий, а сами здания не были приспособлены для ведения школьных занятий. Не было керосина для освещения, ощущалась острая нужда в топливе, не хватало учителей.

Вопросами профессиональной подготовки подростков до революции в Нижнеломовском уезде никто серьезно не занимался. Многие родители отдавали «в учение» своих детей к местным ремесленникам, портным, сапожникам.

Автор: Лебедева Анна Андреевна
Дата публикации: 04.12.2013

1 | 2 | 3



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

История создания Первомайского района.

Каждый Начало формы Ка человек должен знать историю родного края, где он родился, вырос. Это непреложное утверждение, которое редко кто решиться оспорить. Тем более что давно известна фраза - без истории нет будущего. Необходимо знать как историю всей страны в целом, так и историю своего города, края - малой Родины..

Читать

Народное просвещение в Нижнеломовском уезде в 19-20 веках

Нужно ли нам знать историю своего города? Лично я считаю, что, безусловно, нужно, ибо знание родного края воспитывает патриотизм! Если ты образованный человек, то тебе просто необходимо знать историю своего родного края. Кто-то из великих сказал: «без прошлого нет будущего». И был прав. Знать историю родного края - это показатель культуры и образованности человека..

Читать

Жизнь в ссылке: Н.Я. Наталевич в Пензе

Никифор Яковлевич Наталевич (04.05.1900–28.03.1964) – видный государственный и партийный деятель Белорусской ССР. 17 марта 1948 г. Никифор Яковлевич был снят с должности председателя президиума Верховного совета Белорусской ССР и отправлен на работу в Пензенскую область. Причиной отстранения от должности стало то, что в 1947 г. в домашней архиерейской церкви в Минске крестились две его дочери .

Читать

История создания первой публичной библиотеки в городе Пензе.

История развития библиотек в регионах составляет отдельный, уникальный пласт российской провинциальной культуры, активное освоение которого начинается только сейчас. С одной стороны, оно диктуется внутренним развитием библиотековедения как науки, совершенствованием ее теоретико-методологического аппарата. С другой стороны, привлечение наследия регионов ускорит восстановление полноценной истории российских библиотек в целом и, безусловно, будет способствовать решению задач, стоящих перед библиотечной наукой и практикой на современном этапе..

Читать

Изучение краеведения в школах г. Кузнецка

Важной задачей исторического краеведения является фиксация и охрана памятников этнографии и искусства, это почти невыполнимо без привлечения широких масс историков - краеведов..

Читать

Листая прошлого страницы (как отмечались юбилеи М.Ю. Лермонтова до революции в Пензенской губернии)

В 2014 году исполнилось 200 лет со дня рождения русского поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова. Его имя прогремело мощным грохотом «Бородина», его мысли стали воплощением «Пророка», его странствующая душа нашла покой только на родной земле. Для Пензы - это ориентир, яркий символ поэтической культурной жизни всей губернии. Существует большое количество монографий, статей в периодической печати, посвящённых нашему земляку, его творчеству. Однако, на наш взгляд, недостаточно изучена проблема: «Как происходило празднование юбилеев М.Ю. Лермонтова в нашем крае в дореволюционное время?» В этом и состоит актуальность данной работы..

Читать

Турецкие военнопленные в обороне г. Керенска в 1774 г.

Вопрос об участии турецких военнопленных в обороне г. Керенска Воронежской губернии (ныне с. Вадинск Пензенской обл.) в период Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева 1773–1775 гг., по существу, никогда не привлекал к себе внимания историков, в т.ч. и краеведов..

Читать

Настоящая русская женщина, которая смогла выстоять в войну

О войне я знаю только по рассказам бабушек и дедушек, из телевизионных передач и книг. Сегодня, побывав в гостях у бабушки, я задался вопросом, а какая она настоящая русская женщина, которая смогла выстоять в эти тяжелые годы? .

Читать

Моя семья в годы войны

В предверии праздника Великой Победы в нашей семье будут вспоминать тех, кому мы обязаны нашей жизнью: ветеранов Великой отечественной войны. Были такие люди и в нашей семье – это мои бабушка и дедушка (по маминой линии). .

Читать

Война глазами солдата

Война глазами солдата. Сталинградская битва. Владимир Керхонаджев родился 3 августа 1924г. В греческой семье в посёлке Ленрудник Армянской ССР. В 1931 году поступил в русскую школу и 1941 году окончил 10 классов. Мечтал о поступлении в военное училище, но военным училищем стала для него война. Юноша просился на фронт, но семнадцатилетних на фронт не брали, а призвали в подразделение для охраны медеплавильного завода.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter