О войне я знаю только по рассказам бабушек и дедушек, из телевизионных передач и книг. Сегодня, побывав в гостях у бабушки, я задался вопросом, а какая она настоящая русская женщина, которая смогла выстоять в эти тяжелые годы?
- Женщина с огромной волей.
Любишкина Татьяна Васильевна 06.01.1905 года рождения. На момент начала Великой Отечественной войны моей прабабушке, бабушкиной маме, было 36 лет. У нее уже было семеро детей, двоих из которых она похоронила. Перед самой войной семья переехала в Чамбай, республику Каракалпакию. Потихоньку стал налаживаться быт. Как жилось на чужой стороне, где не было родных и знакомых, бабушка не помнит. Вспоминает только о том, что ее мама никогда ни на что не жаловалась. Война застала их в Средней Азии, откуда прабабушка проводила своего мужа Ивана Никитовича и старшего сына Андрея на фронт. Спустя год, старших детей в Беднодемьяновский район забрала ее мама. Подрастали младшие, моей бабушке настал черед пойти в школу, а ее сестре исполнилось 5 лет. Голод, нищета, и тяжелая работа – вот что осталось Татьяне Васильевне на чужой стороне. Редкие письма, которые приходили с фронта немного скрашивали тяжелую жизнь.
- Женщина с отвагой.
В 1944 году они решились вернуться в родные края. Бабушка вспоминает, как две недели их трясло по Аральскому морю на барже, как всех тошнило. А еще было очень страшно, выживут ли они? Какая мать может выдержать подобные мучения своих детей? А Татьяна Васильевна смогла, прижимала своих девчонок крепко к себе и обещала, что все скоро закончится.
Еще один момент отложился в детской памяти моей бабушки. Когда они шли домой после длительных переездов, от поселка Торбеево пешком, им встретилась женщина. «Идешь, Танюшка, а Вани твоего больше нет» - сказала она. «Неправда, я от него письмо недавно получила» - ответила Татьяна Васильевна. Тут они обнялись и заголосили, а девчонки стояли в стороне и не понимали, что же произошло?
- Женщина выносливая и трудолюбивая.
По рассказу бабушки, родной край встретил их неприветливо. В доме холодно, для поддержания тепла вырубили почти весь сад. Есть было нечего, прабабушка пекла хлеб из лебеды и кукушек, у младшей дочери от такой еды вздулся живот, еле – еле откачали. После такого скудного питания Татьяна Васильевна смогла еще работать на ферме, доить коров. Вся работа была ручная. Единственным спасением для четверых детей была маленькая фляжка с молоком, которую прабабушка украдкой приносила с работы. Нальет ее, закопает в мерзлый навоз, а потом, чтобы никто не увидел, холодную тайком прижмет к груди и несет домой, чтобы хоть как-то накормить детей. Собой рисковала, ведь за такое раньше могли расстрелять. Ценой собственной жизни, пыталась дать возможность выжить детям. Разве можно за такое судить?
- Женщина, умеющая сносить все тяготы жизнь.
Перед самым концом войны пришла похоронка на старшего сына. И эту беду смогла пережить прабабушка. Помолилась перед иконами, поплакала, и продолжила верить, надеяться и ждать, растить детей и трудиться.
Когда объявили о победе, в селе стоял плачь, вопили все, от малого до великого. Кто вспоминал, тех, кто погиб, кто сочувствовал чужому горю.
Бабушка рассказывает, что каждое 9 мая, она вспоминает этот момент, глаза матери, ее слезы. Ведь радости в их семье в это день не было. Всех кого проводили на фронт, встретить не смогли, не смогли похоронить, не смогли узнать, где их могилы.
- Женщина, любящая жизнь.
Несмотря на все тяготы, прабабушка продолжала жить, пела песни, открыто смотрела людям в глаза, улыбалась, хотя в семье она осталась теперь и за мать, и за отца.
Сейчас я с полной уверенностью смогу сказать, что настоящая русская женщина, которая смогла выстоять в эти тяжелые годы такая, как Любишкина Татьяна Васильевна, моя прабабушка.
Раздел: История России Дата публикации: 04.01.2014 18:56:12
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
«Краткое пособие по русской истории» В.О. Ключевского для изучения концепции исторического развития в школьных курсах.
В последние годы в историко-образовательной среде отмечается повышенный интерес к историографическому наследию выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского. Но пока нет специальных работ, посвященных его школьно.
В начале XIX века в Европе, к управлению двумя великими державами пришли Наполеон и Александр I. Один благодаря Великой Французской Революции, другой взошел на престол после убийства Павла I. Несмотря на все желание остаться в стороне от наполеоновских войн, Александр I сделать этого не смог. Поочередное участие в разных коалициях, неудачные военные компании, которые приносили поражение за поражением. И, наконец, Тильзитский мир, за который каждого из императоров нещадно ругали на родине за сдачу интересов своей страны..
У папы на полке лежат старые боевые награды. Я знаю, что они принадлежали папиному дедушке – моему прадедушке, он воевал во время Великой Отечественной войны, но как и за что он был ими награжден, не знал. Расспросив папу, я узнал интересные истории из жизни нашей семьи..
Глава V. Система управления в Чечне в ХVI-XVIII вв. Династия Турловых. // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
В ХVI-XVIII вв. на территории Чечни протекали процессы усложнения общественно-политической жизни как в традиционных «старых» горных аулах и обществах, так и в «новых», равнинных обществах (возникших главным образом в XVII-XVIII вв.). Если в горной части края к началу исследуемого периода мы имеем примерно 35 союзов аульных обществ, называемых в источниках и литературе «землицы», «вольные общества», а то и «республики» и «конфедерации», то в равнинной части края насчитывают по крайней мере до 9-10 крупных союзов обществ, часть из которых успели пройти стадию феодальных владений - княжеств..
Декабристы С. П. Трубецкой и С. Г. Волконский: жизнь и судьба
14 декабря 2015 года исполнится 190 лет со дня событий, произошедших на Сенатской площади в г. Санкт-Петербурге – восстания декабристов. Почти два столетия назад представители самых известных и знатных дворянских фамилий выступили за реализацию принципов гражданского общества – свободы слова, печати, собраний, передвижений, социальную справедливость, верховенство закона во всех сферах жизни, устранение сословных ограничений. .
Никифор Яковлевич Наталевич (04.05.1900–28.03.1964) – видный государственный и партийный деятель Белорусской ССР. 17 марта 1948 г. Никифор Яковлевич был снят с должности председателя президиума Верховного совета Белорусской ССР и отправлен на работу в Пензенскую область. Причиной отстранения от должности стало то, что в 1947 г. в домашней архиерейской церкви в Минске крестились две его дочери .
В моей жизни появилось то, чего не хватало мне всё это время: понимание ценности жизни и каждой минуты, радость от общения с родными и друзьями, любовь и уважение к человеку – воину, солдату, давшему мне почувствовать счастье под мирным небом. Я теперь знаю, что герои живут рядом с нами. А значит, мне есть, с кого «писать свою жизнь»..
Мой прадед, Веселков Павел Сергеевич во время ВОВ был защитником Ленинграда, он пережил тяжелые дни блокады, получил многочисленные ранение, после полученных ранений оказался в госпитале. Он получил очень много орденов и медалей, за защиту Ленинграда. .
Церковная и частная благотворительность в России XVII веке
Сейчас все чаще мы говорим о снижении уровни жизни людей в нашей стране, каждый день видим на улице людей просящих милостыню. Кто - то из нас проходит просто мило, а кто- то останавливается, жертвует. Но таких людей к сожалею очень мало, и многие в действительность не задумываются о важности этих действий. На сегодняшний день дела в социальной сфере обстоят куда лучше, чем в XVII веке, который прозвали «Бунташным»..