↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................
Затонувший «Титаник» может исчезнуть к 2050 году
........................

Наука и техника в допетровской России

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Власов Д.А. ,Ксенофонтов Е.Ф.
МИФИ, г. Москва (Научный руководитель – доктор исторических наук, профессор МИФИ В.А. Македонская)
Статья опубликована в сборнике: Современные проблемы гуманитарных наук: Международный сб. науч. трудов преподавателей и студентов высшей школы / Воронеж. гос. универ. инженер. технол. - Воронеж, 2012, Вып. 6 - 76 с.

Уровень научных знаний в России в XVIXVII веках в сравнении с Западной Европой отличался определённой отсталостью. В частности, в Европе в это время был произведён ряд фундаментальных открытий в различных областях науки, таких, как астрономия (гелиоцентрическая система Коперника, законы движения планет Кеплера), физика (классическая механика Ньютона, возникновение оптики), математика (дифференциальное и интегральное исчисление), в то время как на Руси никаких подобных открытий не происходило. Причины этого уходят корнями в Средневековье и связаны с культурными и социальными особенностями этих регионов.

В католической Европе, в определённой мере унаследовавшей культуру Римской империи, научные знания поначалу развивались благодаря изучению сочинений античных авторов. Большую роль сыграл латинский язык, ставший универсальным в западном мире. Основными носителями римского наследия стали монастыри, известно немало научных работ VIIX веков, созданных западноевропейскими монахами. Первые университеты в Западной Европе появились ещё в XIXIII веках. Переводы и изучение трудов античных и арабских учёных привело к значительному развитию европейской науки в XIIXIV веках.

Крещение Руси произошло в конце X века – позднее, чем распространение Христианства в государствах Западной Европы. После этого возросло культурное влияние на Русь Византии – непосредственной наследницы Римской империи. Однако в силу ряда причин это влияние было меньше того, которое оказала культура Западной Римской империи на поглотившие её западноевропейские народы. На русский язык переводились некоторые философские работы, а основными носителями культуры стали монастыри. Известна единственная древнерусская математическая работа, созданная новгородским монахом Кириком в 1136 году – «Учение им же ведати человеку числа всех лет». В ней приводились календарные расчёты. «Учение» Кирик адресует «любителям расчётов» и «любителям мудрости», что, вероятно, свидетельствует о наличии некоторого интереса к научному знанию на Руси. Существует предположение, что отставание в развитии науки связано с татаро-монгольским нашествием в XIII веке. Однако нельзя отрицать и других, не менее важных факторов. Кроме того, известно, что в исламском мире после монгольского завоевания напротив возникли новые научные центры.1

Несмотря на отсутствие собственных научных работ, продолжали переводиться и распространяться иностранные труды. Известны космологические книги, в частности, популярностью пользовалась «Христианская топография» Космы Индикоплова. Согласно ней, Земля имеет прямоугольную форму и возвышается в виде горы. Менее популярен, однако тоже распространён был труд «Шестоднев», в котором форма Земли явно не указывается, однако упоминаются 5 климатических поясов, в том числе Арктика и Антарктика. Солнечная система, согласно нему, геоцентрическая, планеты отличаются от звёзд. Также имел распространение труд Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры», в котором упоминаются несколько космологических теорий. Согласно нему – Земля имеет форму шара, Солнечная система геоцентрическая, упоминаются 5 планет, не считая Солнца и Луны, которые отнесены к планетам. Верно объяснены солнечные и лунные затмения.2 Известен апокриф «О всей твари» XIV века, вероятно, написанный русским автором. Согласно нему, Земля утверждена «ни на чём», но, вместе с тем, Солнце летает вокруг Земли и омывается в океане. В XVII веке монах Киево-Печерского монастыря Епифаний Славинецкий перевёл «Новый атлас Блеу», получивший распространение в России. В нём излагалась как геоцентрическая система Птолемея, так и гелиоцентрическая Коперника, причём последней отдавалось предпочтение.

С XV века на Руси отмечался интерес к логике. Был популярен труд «Диалектика» Иоанна Дамаскина, переводились «Логика Авиасафа» (аль-Газали), «Книга, глаголемая логика» Маймонида. В XVI веке Андреем Курбским в Вильно был издан перевод немецкого труда по логике «От другие диалектики Иоанна Спанъинбергера о силогизме вытолкована», а также «Сказ о лоике» собственного сочинения, однако эти труды не оказали заметного влияния на московское общество.3

В XVII веке прослеживается определённый рост в области просвещения. Переводятся новые научные трактаты. В Украине под влиянием католической Польши начиная с конца XVI века стали возникать первые университеты – Острожская школа, Киево-Могилянская академия, университет Яна Казимира. Вслед за ними стали возникать университеты и в России. В 1648 году при Андреевском монастыре создаётся школа боярина Ф.М.Ртищева для дворян, в 1665 при Заиконоспасском монастыре – школа Симеона Полоцкого для подьячих. В 1687 году была основана Славяно-греко-латинская академия. Помимо гуманитарных наук, в ней изучались арифметика, физика, логика, философия. Эта академия подготовила учёных, развивавших русскую науку в XVIII веке.

Что касается математики, то на Руси была известна не только арифметика, но и, в какой-то степени, геометрия. В некоторых списках «Русской правды» (с XV века) предложены различные арифметические задачи. Источники XVIXVII веков свидетельствуют об использовании для вычислений «дощатых» счёт, а также косточек. По косвенным данным, они могли применяться и раньше. Система записи чисел, основанная на кириллице, позволяла работать с натуральными числами до сотен тысяч и десятков миллионов, а также с дробными числами. Что касается более сложных разделов математики, таких, как алгебра, тригонометрия, доказательная математика, то они видимо, не были известны.

О познаниях в области механики свидетельствуют архитектурные сооружения, построенные русскими зодчими, для чего были необходимы представления о прочности и устойчивости зданий. Эти преставления, вероятно, носили преимущественно эмпирический характер, однако требовали и расчётов. Определённых знаний требовало производство огнестрельного оружия, которые также развивались, преимущественно, экспериментально. В некоторых случаях приходилось решать задачи по сооружению различных механических конструкций. Например, в Древней Руси применялись метательные машины и водяные мельницы. В XIV веке появляются ветряные мельницы. С XV века получают распространение технологические мельницы с приводом от водяного колеса. В XVI веке Игуменом Соловецкого монастыря Филиппом Колычевым была разработана механизированная система внутреннего продуктового обеспечения монастыря. Она включала в себя крупорушку, приспособления для производства кваса, соли. В XVI веке появились механизированные кузницы, снабжённые приводным молотом.4 В 1668 году был осуществлён подъём колокола весом около 130 тонн на колокольню, что известно благодаря свидетельству иностранцев. Для этого с помощью рычага и ворота колокол поочерёдно приподнимали с каждой стороны, и постепенно наращивали под ним сруб. К 1404 году относится первое свидетельство об установке в Москве часов сербом Лазарем, а в 1436 – в Новгороде архиепископом Евфимием. В XVI–XVII веках неоднократно упоминаются русские часовщики.5

Таким образом, значительное отставание России в области теоретической науки можно связать не только с татаро-монгольским нашествием XIII века и активной борьбой с «осколками» Золотой Орды в XVXVI веках. Важную роль здесь сыграли довольно слабые культурные связи с латинской Европой, недостаточно большое влияние Византии, ограниченное распространение переводных научных трудов. В какой-то мере это связано с культурными и социальными особенностями Руси, из-за которых к этим трудам не возникало должного интереса. В области техники значительного отставания от соседних государств не было. Россия своевременно воспринимала технологические достижения иностранных государств, а иногда сама вносила вклад в развитие техники. Например, в Чехии XIV века упоминаются замки, «в просторечии называемые русскими»6. В конце XIV века на Руси появляется огнестрельное оружие – незначительно позднее, чем в Западной Европе (там оно появляется в течение XIV века). Башенные часы, первые достоверные свидетельства о которых в Западной Европе относятся к концу XIII или XIV веку, на Руси появляются в начале XV. Начиная с 1630-х годов в России стали строиться металлургические заводы с технологическими процессами, разработанными в Западной Европе – доменные и передельные предприятия (передельная технология на западе распространяется в XVI веке). В течение XVII века в Россию активно стали проникать не только технические новшества, но и научные знания. Всё это в определённой степени способствовало возникновению русской научной школы в XVIII веке и её значительным успехам, однако, насколько эта степень была значительной, определённо сказать нельзя: дальнейшие исследования должны помочь ответить на этот вопрос.

 

Примечание.

1) Юшкевич А.П. История математики с древнейших времён до начала XIX столетия. М., 1970. Т.1, С. 205, 253.

2) Святский Д.О. Очерки истории астрономии в Древней Руси. М., 2007.

3) Иванова И.И. Изучение логики и философии в России как начало и начала российского образования.

4) Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1978. С. 63–73, 113–132.

5) Данилевский В.В. Русская техника. Л., 1947. С. 127.

6) Данилевский В.В. Русская техника. Л., 1947. С. 19.


Раздел: История России
Дата публикации: 11.08.2012 17:09:25
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Семья императора Николая II

В этом году исполнилось 400 лет дома Романовых и 85 лет со дня кончины царской семьи. Семья это - то, что связывает нас с нашими предками и потомками. Семейные традиции, семейные предания, делают из отдельных людей великий народ. История любого государства складывается из множества семейных историй. На мой взгляд, царственная чета Николая Александровича и Александры Феодоровны Романовых является примером нравственного, благочестивого воспитания детей. А это имеет особую актуальность в настоящее время. .

Читать

Гастрономические бренды советской эпохи

Гастрономические бренды советской эпохи.

Читать

Шотландские военные специалисты на русской службе в раннее новое время (XVII – начало XVIII вв.)

Войны Московского государства с западными соседями в XVI веке способствовали знакомству русских военных с европейской воисковой моделью и создавали предпосылки для её заимствования. Во время Смутного времени стало заметно отставание русской армии от европейских по организации и вооружению..

Читать

Брачные обычаи в Российской Империи. Возможен ли был развод?

В романе "Анна Каренина" Толстой пишет о том, как тяжело княгине Щербацкой было понять, как же правильно сватать молодых людей. Французская традиция, когда родители выбирали жен своим сыновьям, осуждалась, а английская, когда молодые люди сами выбирали себе пару, считалась слишком дикой и невозможной. .

Читать

Они сражались за Родину

Дмитрий Матвеевич родился 2 января 1920 года в многодетной крестьянской семье. Детство совпало с голодными годами. С малых лет Дмитрий Матвеевич любил работать, увлекался спортом. С одиннадцати лет работал в колхозе плугарём, а затем стал трактористом. “Прямо на току, где я работал на тракторе, мне вручили повестку о призыве в ряды Красной Армии, - рассказал ветеран, вспоминая о годах Великой Отечественной войны. - Где бы я ни воевал, я всегда думал о родной стране, о своей деревне, об односельчанах”. Родители не хотели отпускать своего сына на войну, но Дмитрий Матвеевич с гордостью пошёл воевать и защищать родину от захватчиков..

Читать

Экспонаты школьного музея рассказывают

Краеведческий материал, собранный и хранящийся в музее, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества нашего города, области и страны в целом. Практика исследовательской работы показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки краеведения на базе музея значительно облегчают усвоение курса истории России, делают наши знания более прочными и глубокими. .

Читать

Доблестные ветераны Великой Отечественной войны

Мы живем в стране, где история любой семьи тесно переплетена с историей Великой Отечественной войны. На протяжении многих веков тянущихся к нашему времени из глубин времён, память донесла до нас имена тех, кто своим бесстрашием, мужеством и беспредельной любовью к своей Отчизне доказал не словом, а делом свою любовь и верность Родине и её народу. Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. .

Читать

Наш генерал

Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. .

Читать

История создания и деятельность МБОУ «ВСОШ № 1» в 1950-1960-е годы

Я учусь в Вечерней общеобразовательная школе № 1 г. Кумертау. Немногие жители нашего города знают о ее существовании, а тем более знают ее историю. Хотя очень многие жители Кумертау и его окрестностей или их родственники прошли через ее стены. Поэтому, актуальность моей работы высока – знание родной истории является необходимым условием сознательного гражданина. .

Читать

Мой дедушка – герой.

В нашей семье живут замечательные мужчины – это мои дедушка, папа и старший брат. Папа служил в армии, был сержантом, старший брат еще не успел – он учится в колледже. А рассказать я хочу о дедушке,  его зовут Козенко Владимир Александрович. Дедушка очень добрый и отзывчивый человек, живет в городе Лениногорске и ему 65лет. Хотя дедушка и пожилой, он еще бодр и активен. У него с проседью волосы и блестящие зеленые глаза, живые и яркие, как у молодого человека..

Читать



Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter