Каждая годовщины дня победы в Великой Отечественной войне ознаменовывается тем, что мы восхищенно вспоминаем и чествуем героические подвиги солдат, партизан, медицинских сестер и других не менее важных участников войны: Александра Маресина, Зою Космодемьянскую, отряд Панфилова – их имена и отважные поступки не забыты. Однако существуют те, которых не просто забыли, но и никогда не помнили. Почему и отчего так происходит, ведь каждый герой неоценимо повлиял на исход войны? Забывая и просто не помня, мы теряем историю, теряем наше достояние, память о героизме. В подтверждении этого можно привести следующие аргументы обосновывающие это.
Почти любой с раннего детства знает о Егорове и Кантарии, о которых говорят как о первых солдатах штурмовавших и водрузивших красное знамя на рейхстаг. Не смотря на это, в действительности, это совершил солдат 674-ого стрелкового полка 150-ой стрелковой дивизии 3-й Ударной армии 1-ого Белорусского фронта – Григорий Булатов, уже награжденный орденом Славы третьей степени. Документы, в основном опубликованные Булатом Асановым и Дмитрием Олейниковым, утверждают, что именно он первым поднялся на рейхстаг и установил знамя 30 апреля в 14:25 тогда, как Егоров и Кантария сделали это лишь пятыми, 1-ого мая около трех часов ночи. Именно Григория Булатова и его сослуживцев мы видим в кинохронике и на фотографиях, запечатлевших взятие рейхстага. По словам свидетелей, Сталин заявил Булатову: «Люди, должны знать, что знамя победы установил русский и грузин». В связи с политическими соображениями Григорий Булатов был стерт из списка настоящих героев. Как же больно пережить войну, стать «вестником победы», но быть забытым и осмеянным – никто не верил правдивости его рассказов. Лишь после смерти этого неизвестного героя стало известно о его подвиге, однако до сих пор совсем немногие знают это.
Во время Великой Отечественной войны Москва защищалась несколькими зенитными батареями от фашистских бомбардировщиков. В центре Москвы на крыше дома по адресу улица Болотная, 24 располагалась 7-я батарея 862-го зенитно-артиллерийского полка, составляющая последнее кольцо обороны, прорвав которое фашисты могли захватить кремлевскую резиденцию Ставки. Это могло значительно повлиять на ход дальнейших боевых действий в пользу фашистского войска. В начале декабря сорок первого бомбардировки участились, ливнем сыпались с неба Москвы. 3 декабря последняя сводка неизвестного старшего лейтенанта доложила о героической участи этой седьмой батареи – ее солдаты погибли от фугасных бомб во время очередного налета безжалостных вражеских бомбардировщиков: смело стояли до конца почти беспомощные перед противниками в небе. После этого донесения судьба седьмой батареи была забыта. В частности, в документах Московского общевойскового училища им. Верховного Совета за декабрь 1941-го года о погибших под бомбами зенитчиках ничего не сказано, словно их не существовало, однако именно седьмая батарея занимала одну из ключевых позиций и храбро противостояла пикировщикам фашистов. Не смотря на масштабные празднества в честь годовщины дня победы, организация «Забытый полк», стремящаяся возродить память об отважных солдатах не может получить разрешение на установку мемориальной доски этой седьмой батареи, которая смогла бы увековечить и напомнить об их подвиге.
Это не единственные забытые подвиги. В феврале 1944 года началась операция по форсированию реки Нарвы. Перед солдатами 65-го стрелкового полка 43-й дивизии поставили задачу захватить остров посреди Нарвы – Пермискюль-Саар. Батальоны имитировали наступление всей дивизии, чтобы основные силы смогли севернее перейти Нарву по льду и закрепиться на том берегу, но стало это известно лишь после страшного боя, который оставил в живых совсем немногих. Из двух батальонов, начавших форсирование, до острова добрались всего 12 человек. Позже вечером 13 февраля на соседней странице журнала боевых действий появится еще одно свидетельство подвига этих бесстрашных солдат:«Группа в количестве 8 человек с ручным и станковым пулеметами удерживает плацдарм на юго-восточной окраине острова Пермискюль-Саар». Последняя запись об этих восьми героев – дата гибели 23 февраля 1944-ого. Целых две недели не смотря на беспомощность, раны, холод храбро сражался этот небольшой отряд. Ни единого упоминания, ни награждения посмертно эти герои не удостоились, хотя выполняли важную миссию. Сейчас на указанном острове власти Эстонии поставили памятник эсэсовцам 20-й дивизии, которым неустрашимо противостояли всего лишь восемь солдат. На берегу Нарвы в 1950-х годах по решению КПСС большое водохранилище, на дне которого десятки деревень и сотни братских могил, где остались забытые воины.
Действительно, память о настоящих подвигах порой никогда и не существовала. Некоторые ключевые моменты не только забыли, но и никогда не помнили, в силу ли обстоятельств или каких-либо политических целей. Упомянутые герои более чем достойны незабвенности и слов хотя бы 9-ого мая, в день победы. Стоит более трепетно относиться к истории, памяти о произошедшем в сражениях Великой Отечественной войны. Возможно, до сих пор существуют те забытые, но не менее отважные герои, пожертвовавшие своей жизнью, о которых пока неизвестно.
Список литературы:
1. Касанов А. Лишнее знамя над Рейхстагом // Дилетант, №12(36), 2014, С.50-52.
2. Дважды убитые [электронный документ] (http://www.polk.ru/nashi-istorii/dvazhdy-ubitye) Проверено 19.04.2015
3. Последний свидетель [электронный документ] (http://www.polk.ru/nashi-istorii/poslednijj-svidetel) Проверено 19.04.2015
Раздел: История России Дата публикации: 02.05.2015 14:47:30
Демянск не забыт: экспедиция поискового отряда «Память»
В августе 2009 г. отряд «Память» Сузановской средней школы Новосергиевского района Оренбургской области принял участие в поисковой экспедиции на территории Новгородской области.
Глава IV. Историческая география и политическая карта Чечни // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
В течение исследуемого времени Северный Кавказ представлял собой весьма сложный, в национальном, политическом и религиозном отношении регион. Многочисленные народы края различались, хотя и не стадиально, в своем социально-экономическом положении и в культурно-общественном развитии..
Во всем мире усиливается интерес к национальной истории. И в нашей стране, а особенно в последнее время, растет интерес к изучению истории, культуре и традициям. .
Наступил самый голодный месяц 41-го года - ноябрь. Порции хлеба были снижены до минимума, немцы все чаще бомбили город, а в особенности военные госпитали, люди зверели все больше и больше. Однако вера в лучшее, «любовь к ближнему» помогла выжить маленькой Неле и ее маме в этот сложный год. Неле было всего 11 лет, осколками впились в ее память ужасающие события блокадного Ленинграда - такое невозможно забыть. Было все: от голода на горизонте мерещилась смерть; продавали клей, выдавая за «студень»; видели и людоедство. Долгие дни уходили на поиски пищи, на способы существования. Самым дорогим воспоминанием стала «жиденькая рисовая кашка», которой девочку и ее маму спасли Лида и ее подруга Валя..
Начало XX века в истории России – это время правления Николая Второго, последнего российского императора. На небосклоне царствования его окружали «тусклые звездочки». Их представляли выутюжные и застегнутые на все пуговицы чиновники, такие как В. Н. Коковцев, И. П. Горемыкин, А. Н. Хвостов, А. Д. Прокопович. Но значительно выше их по всем параметрам, звездами первой величины были Сергей Юльевич Витте и Петр Аркадьевич Столыпин..
Навеки останутся в памяти людей даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. 1418 дней и ночей шла война. Гитлеровские полчища ринулись на нашу землю, сея смерть и разрушение. Немецко-фашистские захватчики несли угрозу гибели всему, что завоевано, создано творческим трудом народов Союза Советских Социалистических Республик. Страна перестроилась для отпора врагу. Для Родины наступили дни великого испытания..