↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Общественное устройство скифского государства.

(Статья)
Раздел: Всеобщая история
Автор: Корецкий Артём

 

Скифские воины. Рельеф чаши из кургана Куль-Оба (Эрмитаж) 

Скифские воины. Рельеф чаши из кургана Куль-Оба (Эрмитаж)

Так же как и политический строй, так и общественное устройство скифского общества прошло свою эволюцию. Общественное устройство скифского общества я рассмотрю на 3 этапах:

1). Скифское царство в Закавказье.

2). Скифское общество Геродота.

3). Скифское царство в Крыму.

   1). Начну я со скифского царства в Закавказье. Как я уже говорил скифское государство держалось на 2 источниках: эксплуатации местного земледельческого населения и доходах, полученных от набегов на другие государства. Так как Партатуа называется царём можно сделать вывод, что во главе скифского государства стоял вождь или царь. Так как нужны были люди, чтобы держать под контролём местное население и совершать набеги на другие государства и вести войну, то скифы – мужчины, напомню что женщины остались в Северном Причерноморье, были воинами – кочевниками и главным их занятием была война и все скифы составляли военное сословие и составляли постоянное войско подчиненное царю. В свою очередь эта группа делилась на 2 подгруппы: 1-ю подгруппу составляли приближенные царя и военачальники, а 2-ю все остальные скифы. Но нельзя говорить о знати, процесс её формирования только начался. Третью группу общества составляло местное земледельческое население, которое хотя и было многочисленнее своих завоевателей, но не могло им противостоять, потому что тебе были профессиональными воинами, они занимались земледелием и снабжали скифов продовольствием, потому что у тех не было на это времени. Таким образом структуру скифского общества можно представить в следующем виде:

 Таблица 1 общественное устройство скифского общества

   2). Скифы геродотового времени сделали шаг вперед в построении рабовладельческого государства, у них уже появилось имущественное и социальное расслоение. Свой анализ я начну с божественных даров упавших с неба, согласно 1-й версии происхождения скифов по Геродоту. Это были плуг, ярмо, секира и золотая чаша. Плуг и ярмо – это предметы земледельческого назначения из чего следует, что среди скифов были земледельцы. Секира – холодное оружие, которым пользовались воины, из чего можно сделать вывод, что среди скифов были профессиональные воины. Золотая чаша – вероятнее всего обозначает присутствие среди скифов людей, которые только управляют, т. е. цари и знать. Теперь соотнесём эти предметы и упоминаемые у Геродота названия племён скифов. Он упоминает скифов – пахарей, скифов – земледельцев, скифов – кочевников и царских скифов. Скифы – пахари соответственно соотносятся с плугом, скифы – земледельцы с ярмом, скифы – кочевники с секирой и царские скифы с золотой чашой. Из того, что главу скифского государства называют царём, то можно сделать вывод, что во главе общества стоит царь. Закончилась трансформация бывших военачальников в знать и теперь они получили название царских скифов и после царя занимают главное место в скифском обществе и как пишет Геродот считают всех остальных себе подчинёнными. Дальше идёт специализация скифского общества. Скифы – кочевники – это бывшие воины, которые ничем не занимаются кроме войны и это их непосредственное занятие и при этом на них возлагается обязанность по контролю за земледельцами и пахарями, это собственно скифы. А земледельцы и пахари занимаются непосредственно сельским хозяйством и выращивают хлеб для обеспечения царских скифов и скифов – кочевников и непосредственно на продажу в Грецию, их хотя и называют скифами, но они не скифы, а какое-то подчиненное местное население, вероятнее всего скифы – пахари были славянами, а скифы – землдельцы – германцами. Скифы геродотового времени познакомились с таким институтом как рабство. Но оно у них или играло патриархальный характер и очень часто скифы продавали захваченных рабов грекам. Теперь составим схему, которая отразит состояние скифского общества во времена Геродота:

Таблица 2 общественное устройство скифского общества

   3). Теперь рассмотрим какие изменения произошли в скифском государстве в последние века его существования. Напомню, что новый период начался с того, что сарматы вытеснили скифов из причерноморских степей и вынудили их перебраться в Крым и основать новое государство – скифское царство в Крыму, это государство было уже полностью рабовладельческим и эллинизированным. Скифы перешли со ступени варварства на ступень цивилизации. По-прежнему во главе государства стоит царь которому все подчиняются. Скифы продолжают вести войны с греческими колониями, но теперь этим занимаются непосредственно все скифы и знать и воины, теперь их уже можно считать свободными гражданами своего государства. Но они по прежнему не хотят заниматься земледелием и теперь рабы превращаются в орудие для занятия земледелием. Таким образом рабство эволюционирует из патриархального в классическое. При этом надо отметить, что среди скифов не было рабов скифского происхождения. Таким образом схема скифского общества превратилась в полностью вертикальную:

Таблица 3 общественное устройство скифского общества

    Теперь можно сделать вывод об общественном устройстве. В то время когда скифы появились на мировой арене в 7 в. до н. э. у них сложилась «военная демократия», выраженная в триаде верховный вождь – совет военачальников – народное собрание. На основе этой схеме скифы построили своё государство в Северном Причерноморье. И долгое время государство основывалось на этой схеме, потому что так было удобно управлять зависимым земледельческим населением. Чем то эта схема напоминает Спарту. Между ними можно провести следующие параллели: класс воинов – господствующий класс, занимающийся военным делом: скифы – кочевники и царские и свободные спартиаты, класс ремесленников и торговцев – греческие колонисты и периэки, класс – земледельцев: скифы – пахари и земледельцы и илоты. Очень удивительно как всё похоже, если учесть, что у спартиатов не было колоний в Крыму. Эта схема пришла в негодность, когда отпали пахари и земледельцы. В последние века скифское общество стало больше похоже на афинское, чем на спартанское. Причину я указал выше. Надо заметить, что царь оставался по прежнему деспотом. Теперь существуют свободные общинники – скифы, одни из которых богаче, а другие беднее, но теперь они занимаются и ремеслом, и земледелием и торговлей. Так же произошёл переход от патриархального рабства к классическому. Таким образом скифы примерно за 400 лет перешли со ступени варварства на ступень цивилизации. Построили своё государство основанное на межэтнической эксплуатации. Для окончательного вывода я проанализирую мнения некоторых историков относительно того, что представляло собой скифское общество, об них я упомянул уже в историографии. Ростовцев считал, что скифское общество было военно-феодальной государственной системой, где господство принадлежало царям, рыцарям и дружинникам, владельцам стад и табунов, которых обслуживали крепостные и рабы. Здесь есть рациональное зерно, но всё же говорить о феодализме среди скифов ещё рано. Навряд ли можно говорить о классическом рабстве среди скифов и тем более сравнивать положение земледельцев и пахарей с крепостными. Равдоникас считал, что у скифов было социальное и экономическое неравенство, выделилась родоплеменная знать и видел в отношении между кочевниками и жителями лесостепной зоны наличие даннических или меновых связей. Это точка зрения мне считается идеальной. Социальное неравенство прослеживается в самом названии племён, а экономическое по находкам в курганах. И вполне вероятно наличие дани, которую платили пахари и земледельцы кочевникам. Согласно Артамонову скифы ко времени Геродота у скифов появилась дифференциация с выделением знати и патриархальное рабство. Эта точка зрения дополняет мнение Равдоникаса.

   Смирнов утверждал, что у скифов уже в 4 в. до н. э. было рабовладельческое государство, но это не так, потому что рабство в то время не играло решающей роли. Граков считал, что при сохранении родоплеменных порядков к 4 в. до н. э. у скифов сложилась классовая структура и государство. То, что у скифов была в 4 в. до н. э. и классовая структура и государство я считаю правильным. Каллистов утверждал, что государство и классовая структура сложились у скифов, только в Крыму. И так у скифов с 7 по 3 вв. до н. э. существовало общество с четко выраженным социальным и экономическим неравенством в основе которого лежали даннические связи между кочевниками - знатью и земледельцами – полузависимым от них населением., при наличии патриархального рабства. Но говорить об классовой структуре рано. Так что это общество можно назвать «военной демократией». С 3 в. до н. э. и по 3 в. н. э. скифское общество было уже основано на эксплуатации свободными скифами рабов – нескифского происхождения, что уже говорит о полноценной классовой структуре. Т. е. 3 в. стал скифов переломным моментом. Таким образом на мой взгляд наиболее правильные версии Равдоникаса и Каллистова. Равдоникаса с 7 по 3 вв. до н. э., а Каллистов с 3 в. до н. э. и по 3 в. н. э.

 

Список литературы.

Источники:

  1. Геродот История. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Инвест, 2004. – 436 с.

  2. Гомер Илиада. Одиссея. – М.: Художественная литература, 1967. – 586 с.

  3. Диодор Сицилийский Историческая библиотека. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 755 с.

  4. Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе//Вестник Древней Истории. – 1947. - №1. – с. 253 – 316; №2. – с. 247 – 332; №3. – с. 235 – 315; №4. – с. 169 - 289; 1948. - №1. – с. 221 – 315; №2. – с. 213 – 314; №3. – с. 217 – 330; №4. – с. 225 – 298; 1949. - №1. – с. 185 – 295; №2. – с. 271 – 356; №3. – с.203 – 308; №4. – с. 227 – 305.

  5. Страбон География. – М.: Наука, 1964. – 938 с.

Литература:

  1. Алексеев А. Ю. Хронография европейской Скифии. – С.–П.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2003. – 209 с.

  2. Артамонов М. И. Киммерийцы и Скифы. – Л.: Издательство ЛГУ, 1974. – 154 с.

  3. Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. – М.: Наука, 1975. – 336 с.

  4. Граков Б. Н. Скифы. – М.: Издательство МГУ, 1971. – 201 с.

  5. Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. – М.: Наука, 1982. – 455 с.

  6. Дьяконов И. М. История древнего мира. Т.2. – М.: Наука, 1989. – 570 с.

  7. Жебелев С. А. Северное Причерноморье. – М. – Л.: Издательство АН СССР, 1953. – 388 с.

  8. Каллистов Д. П. Очерки по истории Северного Причерноморья античной эпохи. – Л.: Издательство ЛГУ, 1949. – 287 с.

  9. Карамзин Н. М. История государства Российского. – М.: Астрель, 2009. – 320 с.

  10. Лызлов А. И. Скифская история. – М.: Наука, 1990. – 327 с.

  11. Нейхардт А. А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. – М.: Наука, 1982. – 238 с.

  12. Петухов Ю. Д., Васильева Н. И. Русы Великой Скифии. – М.: Вече, 2008. – 417 с.

  13. Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. – М.: Наука, 1979. - 242 с.

  14. Соловьёв С. М. Сочинения. Т. 1 – М.: Голос, 1993. – 1993. – 751 с.

  15. Смирнов А. П. Скифы. – М.: Наука, 1966. – 201 с.

  16. Хазанов А. М. Кочевники и внешний мир. – Алматы: Дайк – Пресс, 2002. – 604 с.

  17. Хазанов А. М. Социальная история скифов. – М.: Наука, 1975. – 336 с.

  18. Храпунов И. Н. От Киммерийцев до Крымчаков. – Симферополь.: Доля, 2007. – 288 с.

Связанные статьи:

Политическая история Скифов.

Территория и население Скифского государства.

Происхождение скифов. 


Раздел: Всеобщая история
Дата публикации: 27.09.2011 19:28:51
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Маленький человек века:Жак де Моле

Последний великий магистр ордена Храма. Едва ли не каждый человек, интересовавшийся историей, знает это имя. Имя, падение и мифическое проклятие. .

Читать

Об истоках триумфа английской рок-музыки

Музыка появилась ещё в первобытном обществе, много тысячелетий назад. Сначала она была не развлечением или искусством, а частью повседневной жизни. Женщины баюкали детей и напевали, пастухи звуками рожков созывали стадо, воины отпугивали своими возгласами врагов. Конечно, в той «музыке» не было ещё ни мелодий, ни слов, и она основывалась на подражании крикам диких зверей и пению птиц. .

Читать

Исторические киммерийцы

Кто такие исторические киммерийцы.

Читать

Загадка ускользающей улыбки Моны Лизы

Знаменитая «Джоконда» кисти Леонардо да Винчи относится к числу наиболее загадочных портретов в истории мировой живописи. Здесь все тайна: возникновение картины, личность изображенной женщины, необъяснимая изменчивость ее лица..

Читать

Кровавый путь известных женщин

Как часто мы слышим, что мир жесток. Возникают вопросы «что порождает жестокость?», «почему есть люди милосердные и жестокие?». Жестокость является морально-психологической чертой личности, которая проявляется в бесчеловечном, оскорбительном отношении к другим людям, причинении им боли и даже в посягательстве на их жизнь. Крайней мерой жестокости является наказание за самые безобидные проступки. Жестокое отношение к людям – это девиантный инстинкт самосохранения, искаженного стремления к самоутверждению, недостатков воспитания. Жестокость противоположна жалости. .

Читать

Гибель “Титаника” 1000 и 1 ложь.

Нет человека, хотя бы понаслышке не знавшего о трагедии самого знаменитого корабля 20-го века, детища компании “White Star Line”, представителя лайнеров Олимпик-класса, по имени Титаник. Отчалив из Саутгемптона 10 апреля 1912 года и уже через 5 дней его обломки вместе с сотнями человеческих тел покоились на дне Атлантического Океана. .

Читать

Вопрос о коллективных представлениях в работе М. Блока «Короли - чудотворцы»

Марк Блок в своей работе «Короли - чудотворцы» ставит вопрос о «коллективных заблуждениях». Он подчеркивает, что чудесные исцеления королями и другими видными деятелями средневековья — это лишь небольшая часть заблуждений человечества.

Читать

Крестовые походы. Причины, роль церкви в организации первого крестового похода

Реферат. Крестовые походы. Причины, роль церкви в организации первого крестового похода.В самом конце 12 века развернулось движение за освобождение гроба Господня. В последствии это движение было названо Крестовыми походами. Крестовые походы продолжались и в течении 13-14 веков..

Читать

Вера в целительные возможности королей как отражение сакрализации королевской власти (на примере в концепции М. Блока)

Вера в целительные возможности королей как отражение сакрализации королевской власти (на примере в концепции М. Блока).

Читать

Книга «Молот ведьм» : Гендерный аспект.

Толчком к усиленным гонениям на ведьм, начавшимся в 16-17 веках, послужил выход в свет, знаменитый своей антиженской направленностью, труд двух монахов – доминиканцев, Генриха Инститориса и Якова Шпренгера – Молот ведьм.1 Вышедшая в 1487 году, эта книга была просто напичкана всевозможными цитатами античных и средневековых авторов, которые не жаловали женщин. «Обвинительный акт прекрасной половине рода человеческого - вот как можно иначе назвать «Молот ведьм»».2 .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter