↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Динозавры могли болеть раком
........................
В египетских мумиях не нашли ничего человеческого
........................
Дефицит и очереди: как идеология разрушила экономику СССР
........................
Брачные обычаи в Российской Империи. Возможен ли был развод?
........................
Дуэль в Российской империи
........................

1 | 2

Об истоках триумфа английской рок-музыки

(Историческое эссе)
Раздел: Всеобщая история
Автор: Демидова Валерия Андреевна

Вступление

 

Музыка появилась ещё в первобытном обществе, много тысячелетий назад. Сначала она была не развлечением или искусством, а частью повседневной жизни. Женщины баюкали детей и напевали, пастухи звуками рожков созывали стадо, воины отпугивали своими возгласами врагов. Конечно, в той «музыке» не было ещё ни мелодий, ни слов, и она основывалась на подражании крикам диких зверей и пению птиц. Позже появился ритм, который помогал людям чётко и слаженно выполнять движения во время работы. Сначала они отбивали такт ударами в ладоши и притопывали, а затем стали использовать для этого плоские камни, куски дерева. Так появились первые музыкальные инструменты.

Музыка, триумфально шествуя от этноса к этносу, наполнялась глубиной и содержанием, постепенно усложняясь. Так она достигла Британских островов, заселенных в те времена кельтскими племенами. Там у музыки начался особый путь сквозь столетия к XXI веку. Кельтская музыка — термин, используемый для обозначения совокупности музыкальных традиций народов, являющихся потомками кельтов, которые ныне живут на территории Ирландии, Шотландии, Мэна, Корнуолла, Бретани, Уэльса.

В данной работе мы попытаемся показать, что Великобритания стала рок- музыкальной сверхдержавой благодаря своим кельтским культурным корням. Друидские музыкальные традиции, помноженные на современные электроинструменты и цифровую звуковую технологию, породили особый феномен в музыкальной культуры мира.



Глава I От магии друидов к бытовой повседневности



1. Друидские мистические напевы как источник культуры народов Британии

 

Музыка – голос души, воплощение культуры народа и выражение эмоций. Музыка может помочь выжить в отчаянии или довести до беспричинной печали. Это магия. Магию гармонии искусно умели использовать древние друиды в своих таинственных обрядах и ритуалах. Высшие друиды овладели этим искусством в совершенстве.

С помощью специального танца под особую музыку можно было достичь так называемого состояния просветления, во время которого могут придти видения будущего. Это родственно шаманству, когда загоняя себя в мистический экстаз (пиковое состояние эмоциональной энергии), колдуны общались с духами, порой используя для усиления эффекта наркотические травы и галлюциногенные грибы . В связи с отсутствием нотной грамоты в те времена, записей музыки друидов не сохранилось. Возможно, она состояла из отдельных звуков или их комбинаций. Для устрашения врага лесные колдуны издавали пронзительный вопль, схожий с ультразвуком, называвшийся боевой песней. Отрезая головы врагам, они тоже «пели» хвалебные песни своей храбрости и храбрости своих соратников. Песнями в данном случае скорее были звуки, нежели слова. Кельты были одним из самых воинственных народов в Европе. Для устрашения противника перед битвой кельты оглушительно дудели в боевые трубы — карниксы, раструбы которых были сделаны в виде голов животных, привлекаемых в качестве тотемов на помощь.

Друиды умели находить истоки музыкального во всем окружающем мире . Музыкой звучала радость, музыка откликалась на слезы, у ирландцев до сих пор сохранилась мелодия, которая представляет собой плач. Скорбную музыку исполняют два-три человека, зачитывая текст речитативом, сочиняя его экспромтом на манеру: «Что вижу, то и пою».

Не удивительно, что музыка, сопровождающая каждого кельтского друида в течение всей жизни, стала одной из главенствующих сторон в магии колдовства. Произносимые друидами звуки имели, вероятно, строго отмеренную тональность и определенную вибрацию. Специально подобранные сочетания складывались в заклинания, которые могли оказывать гипнотическое воздействие, либо вступали в прямой контакт с окружающим миром, вызывая необходимые природные явления.



2.Магия в мелодиях голосового пения у древних кельтов.

 

В далекие времена человек еще не научился создавать полноценные музыкальные инструменты из подручных материалов. Зато особая языковая компонента кельтов была идеальным средством для создания уникальных песнопений. Загадочность кельтской музыки заключается в том, что при ее внешнем однообразии она может выражать огромное количество человеческих эмоций, состояний, переживаний. Древние кельты умели всего в нескольких слогах, положенных на мелодию, выразить свое отношение к ситуации или другому человеку.

Одним из направлений кельтской музыки является удивительный шан-нос. Этот стиль пения имеет большое количество специальных аудио вкраплений, которые создаются ни чем иным как человеческим голосом. Человек, который исполнял композицию в стиле шан-нос, копировал звуки природы своим голосом, от чего создавался эффект специфического музыкального сопровождения, сродни чревовещанию. Со временем искусство шан-нос стало трансформироваться. Исполнители начали использовать музыкальное сопровождение, которое первоначально состояло из некоего подобия современной скрипки. С помощью этого смычкового инструмента извлекались звуки, которые были похожи на голос человека.

3. Английские барды и нравственное содержание их песенного творчества

 

Мечтой любого кельта было стать высшим друидом. Это считалось столь заманчиво, почетно, сколь и трудно. Теоретически друидом мог оказаться любой, но при этом он должен был пройти инициации, чтобы заслужить это звание и право носить посох. Последний доставался чаще всего уже древним старикам. Чтобы стать самым-самым нужно было двадцать лет прожить в одиночестве в лесу, совершить путешествие на лодке в шторм. Всю молодость такой просветленный и преданный искусству человек должен был путешествовать по стране от деревни к деревне в качестве сказителя и уличного певца. Бродячие музыканты знали сотни песен и преданий, владели голосом, умели играть и воздействовать на эмоции. Странствующий бард в отличие от религиозного друида уходил от мистической песни к бытовой, приближенной к нуждам и потребностям своего народа.

Бард в отличие от высшего друида, ступень низшая, но, тем не менее, тоже почетная. По крайней мере, профессия эта в те времена считалась хлебной и достойной, а человек с арфой никогда не ночевал под открытым небом. Стать бардом мог попытаться любой, но для этого он должен был найти себе учителя – старшего барда и пройти некие испытания. Экзамены в основном состояли из проверок поэтического таланта, то есть умения красиво слагать легенды, не бояться выступать перед публикой и владеть голосом. Пение как таковое не проверялось, поскольку своеобразие тогдашней музыки не требовало особых успехов в вокале. Гораздо более ценилось умение завораживать публику талантом актера и сказителя.

Прошедшие испытание на несколько лет поступали в обучение-услужение старшему барду. За эти годы им полагалось выучить от нескольких сотен до двадцати тысяч поэтических произведений, и выступать время от времени перед зрителями. Концерты проходили за деньги, которые частично отдавались учителю. Каждый ученик носил с собой постоянно арфу, как знак его принадлежности к бардовской касте. Инструмент оставался с низшим друидом-бардом навсегда, давая хлеб и ночлег в любой части Британских островов. Состоявшийся бард часто шел в услужение к королю или к знатному феодалу.

Личность барда была неприкосновенна и всячески оберегалась всеми представителями высокого сословия. Если уличного певца кто-нибудь решался обидеть или оскорбить, виновному вменялось огромная пеня в наказание (120 монет серебром и 6 коров), а за убийство 252 коровы и столько же монет.

Считалось, что слово барда всегда правдиво, его уста не могут лгать. Если музыканта уличали во лжи, последнего настигало самое страшное наказание – отлучение от общества, изгнание с родины, полнейшее игнорирование его. Люди всегда умели быть как благодарными, так и мстительными и не терпели, чтобы святыни лгали. Возникли особые правила в отношениях между бардом и народом. Так, если знатному человеку, даже королю, бард был волен спеть всего три песни, то простому человеку он не мог отказать и исполнял, хоть всю ночь.

При королевском дворе бард всегда сидел рядом с правителем. Жили барды также во дворце вместе с самыми знатными кельтами, получали в единоличное пользование лошадь с королевской конюшни и деньги на содержание жены и детей. Супруге полагалось дорогое платье, стоимостью в три коровы. Как знак королевского отличия, бард носил кольцо на пальце и подаренную королем арфу, прикрепленную к поясу. Бард обладал святым правом – защищать слабых и приводить обидчиков народа на суд к королю.

4. Музыкальные инструменты как связующее звено с языческими культами друидов.

 

а) Арфа и древние заклинания.

 

Возникновение аккомпанемента в кельтской музыке связано с появлением музыкальных инструментов. Первой появилась арфа. Кельты буквально боготворили этот музыкальный инструмент, считая голосом высших сил. Арфа стала инструментом бардов и друидов. Искусство играть на ней почиталось выше умения владеть копьем или мечом.

Вот как описывается изобретение арфы в старинной кельтской легенде: натягивая тетиву своего лука, один из охотников заметил, что при касании пальцами она издает нежный мелодичный звук. Эффект понравился, тогда охотник, в душе которого, видимо, пропадал либо изобретатель, либо музыкант, натянул на лук параллельно еще одну тетиву и смог сыграть простейшую мелодию.

Следуя кельтской мифологии, арфа появилась именно на их родине благодаря стараниям бога Дагды, который использовал этот музыкальный инструмент, чтобы менять времена года. Его Золотая арфа играет три священные мелодии. Эти мелодии заставляли плакать, смеяться, замирать в оцепенении, приводили в состояние гармонии и равновесия, очищали душу и возносили ее при жизни к самым небесам. Первая мелодия Золотой арфы вызывала умиление и легкую грусть. Вторая наполняла душу покоем и рождала целительный сон, заживляющий душевные раны. Третья дарила радость и укрепляла чувство веры и надежды на возвращение весны.

Звуки священной арфы сопровождали и тех, кто покидал эту землю и отправлялся на чудесный остров. Поэтому многие герои мечтали, чтобы их погребли вместе с арфой, дабы в ином мире их сопровождала одна радость и блаженство.

Простая арфа украшала пояса бардов, арфы изготавливали из серебра и в редких случаях украшали драгоценными камнями. Арфисты прославляли героев и вдохновляли кельтов на новые подвиги в ратных делах. Все сказания и саги исполнялись только под аккомпанемент арфы. Отличие кельтской игры на арфе от классических методов в том, что кельты играли на ней ногтями, тогда как музыканты остальных цивилизаций предпочитали играть подушечками пальцев.

б) Волынка и сердечные надрывы.



Со временем на Британских островах появилась волынка. Древние считали, что в ней кричит дух тотемного животного. Она представляла собой воздушный резервуар, который, обыкновенно, делался из воловьей (откуда и название), телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, в виде бурдюка, зашитой наглухо и снабженной сверху трубкой для наполнения меха воздухом, с прикрепленными снизу одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубками, служащими для создания многоголосия.

В 17 веке постепенно начинается покорение волынкой всех Британских островов. В отличие от шотландской волынки ирландская uilleann pipe - инструмент несравненно более сложный. В неё надо не дуть, как в шотландскую, а качать меха, укрепленные на локте. Это позволяет играть практически в любой тональности. Если основное достоинство шотландской волынки - это её громкость, то ирландская отличается мелодичностью и не так пронзительна, зато учиться играть на ней нужно иногда не один десяток лет.

Музыкальные инструменты помогали создавать особое народное творчество, народную песню единой Британии. Популярными становятся баллады о повседневной жизни, исполняемые большими ансамблями односельчан или жителями одной городской улицы. Все осуществлялось под ритмы и танцы.


5. Шанти - песни простых людей


Начиная с 18 века британская культура становится всё более открытой. Меняются инструменты. Новые песни всё чаще и чаще сочиняются и поются по-английски, но всё это развивается в русле той же самой друидской магической традиции. Отношение к музыкантам остаётся мистически почтительным, а их мастерство виртуозным. На место поэтов с арфой приходят в 18-19 веках бродячие скрипачи .

Имена лучших из них известны и сегодня. Например- Антини О’Рахтура, по прозвищу Рафтери ( Raifteiri 1784 - 1835) - известный поэт и музыкант. Слепой от рождения, Рафтери зарабатывал на жизнь, путешествуя по стране и исполняя под аккомпанемент (он играл на скрипке и волынке) народные баллады и свои собственные произведения. С именем Рафтери связано много легенд. Он даже стал героем народных сказок. Другой скрипач-виртуоз под именем Шерли Сайми вошёл в английскую литературу как собирательный образ музыканта, который гордился тем, что «ни одного дня не работал», а музыку трудом не считал. Бродячие певцы- рассказчики «шаннахи» ходили по стране, повествуя о занимательных случаях из жизни то ли древних героев, то ли людей из соседнего посёлка. Грань между рассказом и песней была очень тонка. Например, в ирландском языке нет глагола «петь». Песню «говорят» или «рассказывают». Мотив меняется. Всё решает интонация и манера пения.

Инструментов становилось всё больше. Их привозили из-за границы и покупали на ярмарках. Популярными становятся более доступные флейты и дудочки. Самая известная из этих дудочек - тин вистл (англ. tin whistle, ирл. Feadog). Из дальних и ближних странствий привозили гитары и мандолины. Потомки кельтов начинают осваивать четырёхструнное банджо. Затем моряки привозят аккордеон, чьи чарующие звуки стали завсегдатаями кабачков и таверн во всех портах. Там же звучал раритетный кельтский

бойран (ирл bodhran) тяжёлый бубен из козьей кожи, в который специальной деревянной палочкой отбивали сложный ритм танца. Его название переводится как оглушающий. Под такой аккомпанемент скрипок, флейт, дудочек, волынки и ударных звучали романтические баллады о любви, очень светлой, грустной и , как правило, неразделённой, красотах родного города, о дальних путешествиях.

К середине 19 века песни простых людей, так называемые шанти начинают рассказывать о дальних походах, о чужих материках, о жизни эмигрантов в далекой Австралии и Америке, о тяжелой доли рабочего класса в условиях промышленного переворота. Надо отдать должное, что потомки кельтов научились петь о трудном с большим юмором, который иногда называют черным. Порой на один мотив сочинялись разные сюжеты и тексты.

Во второй половине 19 века вместе с народными балладами стали появляться авторские песни - прежде всего исторические. Их сочиняли в основном городские джентльмены, радевшие за судьбы отечества. Такие песни отличались патетическими текстами и слишком литературным языком. Многообразие мелодий и текстов постепенно соединилось в единый поток кельтского фольклора.


6. Мюзик-холлы против фолка


К концу XIX века английская народная песня, затерявшись в растущих городах, где господствовали мюзик-холлы, оказалась на грани вымирания. Но у фольклорной музыки нашлись свои защитники. Сесил Шарп вместе с небольшой группой энтузиастов из Общества народной песни принялся собирать по всей стране народные напевы и мелодии, которые записывались в каталог. Композитор и музыкальный педагог, Шарп собрал тысячи мелодий, в которые он включил и собственные фортепианные партии. Примечательно, что Шарп подвигнул на этот труд и других музыкантов, в том числе композитора Ральфа Воана-Уильямса, активно опиравшегося в своем творчестве на национальный музыкальный фольклор.

После первой мировой войны английскую народную песню снова пришлось спасать. В 1950-1960-е годы началось второе возрождение. Этот процесс почти в одиночку двигал Эван Макколл (настоящее имя — Джимми Миллер) - коммунист, драматург и автор-исполнитель песен. Он основал в Лондоне клуб «Баллады и блюз» (Ballads and Blues Club) и в ответ на всплеск популярности американской эстрады потребовал, чтобы исполнители пели только песни Британии. Неожиданно фолк-клубы обрели популярность и несколько лет даже слыли модными заведениями.

Большой вклад в расцвет национальной народной музыки внесла Пегги Сигар, жена композитора Макколла, для которой он написал свой шедевр «Когда я впервые увидел твое лицо» / The First Time Ever I Saw Your Face, 1957). К 1960-м годам фолк-музыка сплавилась с рок-н-роллом. Альбом Ширли Коллинз и Дэйви Грэма «Народные корни, новые пути» (Folk Roots, New Routes, 1964) обычно называют манифестом фолк-возрождения. Немало для этого сделали и другие музыкальные коллективы. Steeleye Span («Стилай Спэн»; назван по имени героя одной из народных песен), находившийся под влиянием джаза Pentangle («Пентэнгл»; название символизирует единство участников группы и также обозначает символ на рыцарском гербе сэра Гавейна, персонажа поэмы «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь»), Fairport Convention («Фэйрпортское соглашение») и Incredible String Band («Невероятный струнный ансамбль»), шотландская группа, исполнявшая психоделический фолк.

Глава II Вторая половина XX века и новая волна музыкального возрождения в Великобритании.

 

1.Рок-н-ролл и английский скиффл



Новое дыхание Британская народная музыка получила в роке. В это время рушится Британская империя, и страна теряет своё экономическое первенство. Однако сильный островной этнос не мог с этим смириться. Он создают новую империю, музыкальную, и её мощь распространяется на всю планету. Такое стало возможным лишь потому, что у Британского рока оказались мощные кельтско- друидские корни. Магия друидов, положенная на аккорды современных электрогитар взорвала земной шар, породив миллионы фанатов среди молодёжи разных возрастов и этносов.

Началом рок-музыки считается появление жанра рок-н-ролл, впитавшего в себя черты блюза, ритм-энд-блюза, буги-вуги, джаза и кантри. Стержнем английского рок-н-рола стал музыкальный стиль скиффл.

Это тип народной музыки — пение с аккомпанементом, сочетающее элементы английских фолк-куплетов и американского диксиленда. Инструментарий непременно включал гитару, гармонику и стиральную доску в качестве ритм-инструмента. Скиффл не требовал глубоких познаний в  музыке  и умения хорошо играть на каком-либо музыкальном инструменте, отсюда его простота и популярность. Известнейшим исполнителей скиффла был Лонни Донеган.

Первыми исполнителями рок-н-ролла, которые смогли соперничать в английских чартах с американскими исполнителями, стали Клифф Ричард и The Shadows, а первый английский рок-н-ролльный хит — «Move It» Клиффа Ричарда вышел в первую десятку. Среди появившихся в то время скиффл-групп была и ранняя команда одного из основателей The Beatles Джона Леннона The Quarrymen.

 

2. Бит-музыка и британское вторжение

 

На основе ритм-энд-блюза, рок-н-ролла и соула под влиянием народной  музыки в Англии стали появляться группы, игравшие новый стиль танцевальной музыки — бит-музыку. К этому направлению относится раннее творчество ливерпульской четверки. Именно The Beatles со своим синглом «I Want To Hold Your Hand» смогли впервые потеснить в мировых чартах американских  исполнителей, положив начало  «британскому вторжению» (англ. British Invasion).

Этот термин возник, когда популярная британская музыка начала активно завоевывать США, где с февраля 1964г. огромных успехов добились синглы The Beatles. Эта группа уже в ранние годы представляла собой совершенно новое явление в мировой музыке, в частности в рок-музыке. В них объединилась необычайная музыкальная плодотворность и абсолютно новый имидж (не просто автор-исполнитель с группой, а четверо ярких личностей, где каждый поёт и каждый способен сочинить хит).

Охватившая практически весь мир популярность The Beatles (её началом можно примерно считать выступление на шоу Эда Салливана в 1964 году) положила начало небывалому для того времени явлению — «битломании». Ливерпульская четверка своим творчеством возродила традиции друидских бардов. Они писали свои шлягеры, опираясь на глубинные корни кельтской гармонии. Тексты песен отличала доступность сюжетов, простота изложения и валлийский юмор. Музыканты, конечно, не ходили от деревни к деревне, как их средневековые предки. Записи распространялись на пластинках и в ФМ диапазоне. В лучших композициях "Жуков" можно найти и мистику, и друидские заклинания, и бардовскую романтику. Битломания возникла не случайно. Просто публика попадала под психоделическое гипнотическое влияние древнего языческого колдовства. Ритм гитара заменяла древнюю арфу, соло гитара - волынку и скрипку, ударная установка - старинный байран. Четырехголосие в квинту и терцию также строилось на древних кельтских песнопениях. Валлийская традиция ливерпульцев уходила своими корнями в кельтский пенильон, соединявший инструментальную музыку и поэзию. Арфист играл зажигательную песню, то время как другой музыкант импровизировал, сочиняя одновременно стихи и мелодию, переплетающуюся с темой первого. Океан народных эмоций и культуры выплеснулся на целые поколения слушателей, хоть и говоривших на разных языках, но понимавших внутреннюю гармонию древней кельтской музыки.

Вслед за The Beatles обрел популярность и ряд других британских групп. Музыкальная жизнь Британии стала развиваться, открывались новые музыкальные клубы, а бит-музыка становилась всё более разнообразной.

 

3. Биг-бит и мерсибит





Автор: Демидова Валерия Андреевна
Дата публикации: 11.12.2014

1 | 2



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Крестовые походы. Причины, роль церкви в организации первого крестового похода

Реферат. Крестовые походы. Причины, роль церкви в организации первого крестового похода.В самом конце 12 века развернулось движение за освобождение гроба Господня. В последствии это движение было названо Крестовыми походами. Крестовые походы продолжались и в течении 13-14 веков..

Читать

Батумская жемчужина

Решив поведать читателям об истории всем известного батумского озера, я никак не ожидал, что помимо рассмотрения исторической стороны вопроса, мне придется столкнуться с вопросами изучения исторической географии, картографии, геологии и геодезии. Причина, побудившая меня коснуться этих, на первый взгляд не имеющих отношения к рассматриваемому вопросу научных дисциплин проста. Как само озеро, так и территория, на которой расположен г. Батуми – звенья одной исторической цепи..

Читать

Молот Ведьм – история написания, фальсификации, домыслы

Авторами книги являются члены доминиканского ордена, инквизиторы Генрих Инститориса и Яков Шпренгер, а поводом к ее написанию можно считать события, которые произошли с Инститорисом в городе Инсбруке в 1485г. Но еще до этих событий (о которых ниже) Инститорис и Шпренгер проводят совместную инквизиционную деятельность в городах Германии и сталкиваются с препятствиями в лице населения и власти. В связи с трудностями судопроизводства, они посылают свои жалобы Папе Иннокентию 8, который в ответ издает в 1484 г буллу под названием summis desiderantes..

Читать

Каннибализм в древнем мире: истоки формирования и проявления.

Каннибализм в древнем мире: истоки формирования и проявления..

Читать

Гибель “Титаника” 1000 и 1 ложь.

Нет человека, хотя бы понаслышке не знавшего о трагедии самого знаменитого корабля 20-го века, детища компании “White Star Line”, представителя лайнеров Олимпик-класса, по имени Титаник. Отчалив из Саутгемптона 10 апреля 1912 года и уже через 5 дней его обломки вместе с сотнями человеческих тел покоились на дне Атлантического Океана. .

Читать

Украина. Руина

Проведена аналогия исторических событий на Украине от XVII века до сегодняшних дней.

Читать

Революции в Турции и Иране на фоне трёх Великих европейских революций.

Деление на общественно-политические формации используется относительно не всего человечества, а отдельных языково-религиозных групп народов. Подобно трём Великим европейским революциям молодотурецкая революция (1908 г) принесла победу капитализма у тюкско-суннитскую группу народов, а революция в Иране (1978 г) – для иранско-шиитских народов..

Читать

Ялмар Шахт - один из оправданных на Нюрнбергском процессе

Советские судьи считали, что Шахт заслуживает пожизненного заключения. Член трибунала от СССР И. Т. Никитченко заявил о своем несогласии с оправданием Шахта, аргументировав свое расхождение с другими судьями в Особом мнении, которое было приобщено к приговору.

Читать

Возникновение письменности

В современной жизни мы пользуемся многими вещами, без которых не обойтись. Это и телефон, и компьютер, и телевизор и многое другое. Но мы не задумываемся над тем, кто изобрёл эти вещи. Известно и то, что жизнь человека нельзя представить без чтения и письма. С детства мы тянемся к книгам, стараемся быстрее научиться читать и писать. Помню, как я ждала, когда мама и бабушка расскажут сказки о маленьких зверях, о великих богатырях, о победе добра. Мне так хотелось самой научиться читать быстрее, научиться писать. С большой надеждой и пошла я в школу. Началась для меня интересная жизнь. С удовольствием я писала первые буквы, научилась читать по слогам. В мои руки попала первая учебная книга – «Азбука». Для меня эти минуты, когда я познавала радость письма и чтения, стали очень важными... .

Читать

Загадка ускользающей улыбки Моны Лизы

Знаменитая «Джоконда» кисти Леонардо да Винчи относится к числу наиболее загадочных портретов в истории мировой живописи. Здесь все тайна: возникновение картины, личность изображенной женщины, необъяснимая изменчивость ее лица..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter