↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

Названо самое провальное оружие Второй мировой войны
........................
Ученые подтвердили гибель динозавров от астероида
........................
В Пскове под кинотеатром нашли древнюю церковь
........................
Красная Армия помешала Японии применить биологическое оружие
........................
В Китае нашли следы пива возрастом 9000 лет
........................

Олимпиада по истории как опыт профессионализации (на примере II Сибирского тура Всероссийской олимпиады по истории г. Омск 30.09.13-02.10.13)

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Попцов Д. А.

Сегодня опыт профессионализации имеет большое значение для студента педагогического вуза. В условиях перехода основной школы на ФГОС II, когда на смену когнитивной приходит деятельностно-ценностная парадигма образования, любому студенту необходимо сформировать представления о том, что же такое деятельностный подход, и каким образом его можно реализовывать в рамках школы?

Решение этого вопроса, возможно уже найдено, в рамках олимпиадного студенческого движения по различным предметным дисциплинам. В основе олимпиады, как процесса профессионализации, лежит множество механизмов формирования тех или иных навыков и умений студента. Правильно сформулированные задания и пути их решения, на олимпиаде, при психологической концентрированности, интеллектуальном окружении и той обстановки «научного куража», который царит на подобных мероприятиях, закладывают, на наш взгляд, основы профессиональной деятельности, зачастую глубже и прочнее, чем аудиторные лекционные и практические занятия в вузе.

Яркий пример приведённому выше тезису, II Сибирский тур всероссийской олимпиады по истории, проходившей в г. Омске с 30.09.13 по 02.10.13. Тематика олимпиады была определена как «История парламентаризма в России». Исходя из тематики, можно было сделать предположение о том, на освоение каких компетенций будет ориентирована деятельность студентов. В основном таковыми являлись коммуникация, организация работы в группе, комплексный анализ исторического источника и методические компетенции по составлению УМК и моделированию урока.

Задания олимпиады можно характеризовать определённой долей креатива и в тоже время конструктивности. Началось всё с задания «визитка», где каждая команда студентов определённого города, должна была представить историю парламентаризма в своей родной области/крае. По сути, творческое задание, в котором не последнюю роль играла визуализация и звуковое сопровождение, погрузило студентов в атмосферу исторического поиска. Большинство команд, выбрало путь жизнеописания депутатов родного города, кто-то же рассказывал про проекты областных законодательных учреждений и их реализацию. Мини-конференция, с выступлениями команд, явилась мощным стимулом организации коммуникации, как между командами, так и между выступающими и аудиторией, не хватало лишь времени для полноты изложения материала. К сожалению, регламент явился здесь отправной точкой неудач некоторых студентов.

В полной мере насыщенным с точки зрения привития профессиональных навыков стали задания «парламентский квест» и следующий за ним анализ исторического источника. «Парламентский квест», проходивший в два этапа (устный тест/круглый стол), предполагал соединение различного рода учебных задач, среди которых были, как основанные на когнитивном компоненте образования (определение личностей по портрету, заполнение схем и таблиц с пропущенными элементами, определение мест и дат исторических событий и т.д.), так и деятельностном компоненте (организация обсуждений в группе, работа с текстом источника, регламентированное выступление по теме). Настолько комбинированные задания, позволяют студенту сиюминутно применять полученные знания в ходе дебатов и обсуждений и анализа текста, т.е. на практике.

Комплексный анализ исторического источника, один из центральных навыков историка в системе профессиональных умений, возможно, этим объясняется стандартность заданий по анализу исторического источника, где нужно было соблюсти логику и последовательность исследования, выразив все выводы на бумаге. Однако, в задании анализа источника давался дополнительный бал за историографию, представленного в источнике вопроса, что несомненно усложняло работу и могло привести к путанице между процессами источниковедческого и историографического анализа.

В какой-то мере уникальными, с точки зрения профессионализма преподавания истории были методические задания. Первое из них заключалось в создании и разработке УМК по истории и его рекламной компании. УМК создавалось для определённого класса с учётом всех возрастных особенностей. Используя рекламный формат, нужно было выразить все положительные моменты своего УМК, главным из которых должны были являться, соответствие ФГОС II и определяющая роль деятельностного подхода в обучении. Справились с данным заданием все команды, причём каждая делала акцент на разных компонентах УМК, кто-то рассказывал про авторские технологические карты, некоторые делали упор на медиа ресурсы и программы к интерактивной доске, третьи рассказывали о содержании учебника в рамках деятельностного подхода.

Второе методическое задание выглядело практичней. Предлагалось смоделировать урок, посвящённый парламентаризму, создать свою технологическую карту, в которой бы для тематики урока был предложен уникальный личностный результат, причём весь комплекс представленных форм интеракции должен был быть направлен на формирование идентичности учащегося, формированию его мировоззрения. В данном задании студенты приобретали уникальные профессиональные навыки по моделированию уроков: постановки целей, выбора методов и определению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Однако, были в этой олимпиаде и минусы, присущие широкому кругу подобных мероприятий. Самым главным из минусов явились критерии оценивания. Критерии оценки заданий то и дело менялись по ходу олимпиады, поскольку те или иные команды либо проваливали задание, либо, выполняли его иначе, чем задумывалось организаторами. По всей видимости, вся суть проблемы содержится именно в последнем. Задания составлялись на основе общих требований одним авторским коллективом, без учёта каких-либо особенностей, которые нужно было учесть. Например, возрастной состав олимпиады имел интервал от студента первого курса до магистранта, что естественно сказывалось на результатах тех или иных студентов.

Подводя итог можно сказать, что такая форма профессионализации студентов как олимпиада, имеет большой потенциал привития профессиональных навыков, если не во всех областях знания, то в исторической науке точно. Моделируя реальные ситуации, участвуя в диалоге с оппонентами, в ходе олимпиадных заданий, студент наиболее полно формирует свою профессиональную компетенцию.

Между тем олимпиадное движение в целом даёт толчок межрегиональному сотрудничеству и диалогу, реально способствует общению между студентами различных вузов страны.

Однако, как и любое другое учебно-научное мероприятие, олимпиада, нуждается в доработке универсальных критерий оценивания заданий и форм их выполнения, по любым предметам, в частности по истории. Поскольку таких критериев не существует, сильно страдает результат, ради которого подобные мероприятия создаются.


Раздел: История России
Дата публикации: 13.01.2014 15:32:19
1

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм



Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Тепловозные таблички Луганского завода

В этой статье предпринята попытка систематизировать самую сложную и запутанную, как показывает опыт, часть табличечно-тепловозной истории - Луганские таблички..

Читать

Жизнь в ссылке: Н.Я. Наталевич в Пензе

Никифор Яковлевич Наталевич (04.05.1900–28.03.1964) – видный государственный и партийный деятель Белорусской ССР. 17 марта 1948 г. Никифор Яковлевич был снят с должности председателя президиума Верховного совета Белорусской ССР и отправлен на работу в Пензенскую область. Причиной отстранения от должности стало то, что в 1947 г. в домашней архиерейской церкви в Минске крестились две его дочери .

Читать

Дефицит и очереди: как идеология разрушила экономику СССР

Плановая экономика сама порождает дефицит товаров. Государственная машина, в силу неповоротливости бюрократического аппарата, медленно реагирует на изменение спроса. Именно поэтому пропадали из продажи то одни, то другие товары. Однако это не имело значительного влияния на жизнь людей, пока не стало массовым и повсеместным..

Читать

Женский подвиг

Биография моих односельчанок, имеющих государственные награды, как многодетные матери.

Читать

Дневник майора Наякшина

Этот дневник я обнаружила среди рукописей моего прадеда профессора К.Я. Наякшина. Небольшая затертая тетрадь была исписана каранлашом мелким почти нечитаемым почерком. В расшифровке текста мне помогли родители, самарские историки Андрей и Ирина Демидовы, а также знаток военной истории Станислав Владимирович Шанько..

Читать

Либерализм в России

Возникновение либеральных идей в России связано с именем Александра I. Воспитанный швейцарцем Лагарпом, наследник Российского трона заявлял о желании «дать народу Конституцию, устроить его жизнь и удалиться». Именно с этими идеями Александр I вступил на престол. «Дней Александровских прекрасное начало» было ознаменовано рядом реформ: создание министерств (1802), указ «о вольных хлебопашцах» (1803), создание Государственного Совета (1810). Однако вскоре молодой император вошел во вкус, обладая безграничной властью. Проекты были приостановлены, а их организатор, М.М. Сперанский - арестован и сослан в Нижний Новгород..

Читать

История военных лет в названиях Томских улиц

в статье описаны подвиги сибиряков во время ВОВ, в честь которых названы улицы Томска.

Читать

Моя семья в Великой Отечественной войне

Навеки останутся в памяти людей даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. 1418 дней и ночей шла война. Гитлеровские полчища ринулись на нашу землю, сея смерть и разрушение. Немецко-фашистские захватчики несли угрозу гибели всему, что завоевано, создано творческим трудом народов Союза Советских Социалистических Республик. Страна перестроилась для отпора врагу. Для Родины наступили дни великого испытания..

Читать

Альфонс Пастор – прелат Апостольского престола. Часть 1

После вхождения Латвии в состав Советского Союза начались репрессии против многих категорий латышей, в частности, против католических священников. Советские власти использовали репрессии для оказания давления на митрополита А. Спринговича, подвергая аресту его ближайших помощников. Первый арест прел.

Читать

Герои моей малой Родины сквозь века

Нижнее Анчиково. Небольшая деревня в Чувашии. Таких селений в нашей необъятной стране многие тысячи. Но как же близка для каждого родная деревня! Она – синоним Родины. России есть кем гордиться, много у неё героев. Мне же хочется рассказать о выходце из малюсенькой деревушки Нижнее Анчиково, о человеке, который первым из чуваш получил звание Героя Советского Союза. Сергей Николаевич Бутяков, он – первый среди первых, лучший из лучших. Как же случилось так, что скромный чувашский паренёк прославил наш Козловский район?.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter