↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

В Иерусалиме нашли лампу в виде человеческой головы
........................
В Африке нашли самое древнее захоронение Homo Sapiens
........................
В мексиканской пещере нашли десятки отпечатков детских ладоней
........................
Поисковики нашли почти 400 красноармейцев подо Ржевом
........................
Открылась выставка в честь перешедших на сторону Красной армии офицеров
........................

Олимпиада по истории как опыт профессионализации (на примере II Сибирского тура Всероссийской олимпиады по истории г. Омск 30.09.13-02.10.13)

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Попцов Д. А.

Сегодня опыт профессионализации имеет большое значение для студента педагогического вуза. В условиях перехода основной школы на ФГОС II, когда на смену когнитивной приходит деятельностно-ценностная парадигма образования, любому студенту необходимо сформировать представления о том, что же такое деятельностный подход, и каким образом его можно реализовывать в рамках школы?

Решение этого вопроса, возможно уже найдено, в рамках олимпиадного студенческого движения по различным предметным дисциплинам. В основе олимпиады, как процесса профессионализации, лежит множество механизмов формирования тех или иных навыков и умений студента. Правильно сформулированные задания и пути их решения, на олимпиаде, при психологической концентрированности, интеллектуальном окружении и той обстановки «научного куража», который царит на подобных мероприятиях, закладывают, на наш взгляд, основы профессиональной деятельности, зачастую глубже и прочнее, чем аудиторные лекционные и практические занятия в вузе.

Яркий пример приведённому выше тезису, II Сибирский тур всероссийской олимпиады по истории, проходившей в г. Омске с 30.09.13 по 02.10.13. Тематика олимпиады была определена как «История парламентаризма в России». Исходя из тематики, можно было сделать предположение о том, на освоение каких компетенций будет ориентирована деятельность студентов. В основном таковыми являлись коммуникация, организация работы в группе, комплексный анализ исторического источника и методические компетенции по составлению УМК и моделированию урока.

Задания олимпиады можно характеризовать определённой долей креатива и в тоже время конструктивности. Началось всё с задания «визитка», где каждая команда студентов определённого города, должна была представить историю парламентаризма в своей родной области/крае. По сути, творческое задание, в котором не последнюю роль играла визуализация и звуковое сопровождение, погрузило студентов в атмосферу исторического поиска. Большинство команд, выбрало путь жизнеописания депутатов родного города, кто-то же рассказывал про проекты областных законодательных учреждений и их реализацию. Мини-конференция, с выступлениями команд, явилась мощным стимулом организации коммуникации, как между командами, так и между выступающими и аудиторией, не хватало лишь времени для полноты изложения материала. К сожалению, регламент явился здесь отправной точкой неудач некоторых студентов.

В полной мере насыщенным с точки зрения привития профессиональных навыков стали задания «парламентский квест» и следующий за ним анализ исторического источника. «Парламентский квест», проходивший в два этапа (устный тест/круглый стол), предполагал соединение различного рода учебных задач, среди которых были, как основанные на когнитивном компоненте образования (определение личностей по портрету, заполнение схем и таблиц с пропущенными элементами, определение мест и дат исторических событий и т.д.), так и деятельностном компоненте (организация обсуждений в группе, работа с текстом источника, регламентированное выступление по теме). Настолько комбинированные задания, позволяют студенту сиюминутно применять полученные знания в ходе дебатов и обсуждений и анализа текста, т.е. на практике.

Комплексный анализ исторического источника, один из центральных навыков историка в системе профессиональных умений, возможно, этим объясняется стандартность заданий по анализу исторического источника, где нужно было соблюсти логику и последовательность исследования, выразив все выводы на бумаге. Однако, в задании анализа источника давался дополнительный бал за историографию, представленного в источнике вопроса, что несомненно усложняло работу и могло привести к путанице между процессами источниковедческого и историографического анализа.

В какой-то мере уникальными, с точки зрения профессионализма преподавания истории были методические задания. Первое из них заключалось в создании и разработке УМК по истории и его рекламной компании. УМК создавалось для определённого класса с учётом всех возрастных особенностей. Используя рекламный формат, нужно было выразить все положительные моменты своего УМК, главным из которых должны были являться, соответствие ФГОС II и определяющая роль деятельностного подхода в обучении. Справились с данным заданием все команды, причём каждая делала акцент на разных компонентах УМК, кто-то рассказывал про авторские технологические карты, некоторые делали упор на медиа ресурсы и программы к интерактивной доске, третьи рассказывали о содержании учебника в рамках деятельностного подхода.

Второе методическое задание выглядело практичней. Предлагалось смоделировать урок, посвящённый парламентаризму, создать свою технологическую карту, в которой бы для тематики урока был предложен уникальный личностный результат, причём весь комплекс представленных форм интеракции должен был быть направлен на формирование идентичности учащегося, формированию его мировоззрения. В данном задании студенты приобретали уникальные профессиональные навыки по моделированию уроков: постановки целей, выбора методов и определению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Однако, были в этой олимпиаде и минусы, присущие широкому кругу подобных мероприятий. Самым главным из минусов явились критерии оценивания. Критерии оценки заданий то и дело менялись по ходу олимпиады, поскольку те или иные команды либо проваливали задание, либо, выполняли его иначе, чем задумывалось организаторами. По всей видимости, вся суть проблемы содержится именно в последнем. Задания составлялись на основе общих требований одним авторским коллективом, без учёта каких-либо особенностей, которые нужно было учесть. Например, возрастной состав олимпиады имел интервал от студента первого курса до магистранта, что естественно сказывалось на результатах тех или иных студентов.

Подводя итог можно сказать, что такая форма профессионализации студентов как олимпиада, имеет большой потенциал привития профессиональных навыков, если не во всех областях знания, то в исторической науке точно. Моделируя реальные ситуации, участвуя в диалоге с оппонентами, в ходе олимпиадных заданий, студент наиболее полно формирует свою профессиональную компетенцию.

Между тем олимпиадное движение в целом даёт толчок межрегиональному сотрудничеству и диалогу, реально способствует общению между студентами различных вузов страны.

Однако, как и любое другое учебно-научное мероприятие, олимпиада, нуждается в доработке универсальных критерий оценивания заданий и форм их выполнения, по любым предметам, в частности по истории. Поскольку таких критериев не существует, сильно страдает результат, ради которого подобные мероприятия создаются.


Раздел: История России
Дата публикации: 13.01.2014 15:32:19
1

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм



Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

История русского православного монашества XIX-XX веков в свете истории Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря

На протяжении всей истории страны в русских монастырях собиралось все самое лучшее: люди - прославившиеся на весь православный мир; бесценные сокровища русской культуры - храмы, книги, настенные живописи, иконы, церковная утварь; благочестивые обычаи и правила, безвозмездная помощь нуждающимся. Монашеские обители были важным элементом жизни русского общества. .

Читать

Крестьянское восстание 1921 года на территории Южного Зауралья

В наше время в обществе проявляется интерес к прошлому страны, своего города, семьи. У человека,не интересующегося своей историей,нет будущего.На мой взгляд, человек должен знать историю своего родного края, где он живет, где жили его родные и близкие..

Читать

Цена великой победы

Просматривая материалы видеохроники 1945 года, невозможно оставаться равнодушным! Они запечатлели радость победы всего человечества над фашизмом, ликование народа, мчащиеся поезда с солдатами освободителями. Вместе с фронтовиками спешили домой и те, кто был угнан фашистами на принудительные работы в Германию..

Читать

Жандарм – герой войны 1812 года

В отечественной истории, существует множество малоизвестных страниц, одна из них связана с именем И.М. Огарева. Кто он такой? На сей вопрос попытался ответить автор статьи, использовавший при ее написании, не опубликованные ранее материалы Тобольского государственного архива, тем самым попытался разрушить в массовом сознании, и в литературе существующее стереотипное отношение к жандармам. Долгое время их служба освещалась весьма односторонне, обросла массой легенд и нелепостей..

Читать

Экспонаты школьного музея рассказывают

Краеведческий материал, собранный и хранящийся в музее, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества нашего города, области и страны в целом. Практика исследовательской работы показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки краеведения на базе музея значительно облегчают усвоение курса истории России, делают наши знания более прочными и глубокими. .

Читать

Мой Герой

Старые дома, улицы, фотографии, письма хранят память. Память о тех, кого уже давно нет с нами. Чьи голоса уже забылись, а образы стёрлись. И никогда нам уже не увидеть их. Может быть, прошло уже немало лет, но ведь человек жив, пока жива память о нём, пока в наших сердцах не угасла любовь, пока мы не забыли его. Я часто беру в руки семейный альбом. .

Читать

Наследник славы села Сусанино. Почетный гражданин г. Прага

ежегодно наша страна чествует ветеранов Великой Отечественной войны.  Но о них говорят в совокупности, как о великой армии. А ведь эта сила и мощь складывалась из отдельных личностей. И пока хоть один потомок ветерана Великой Отечественной войны будет жить, история к его деду, прадеду, прапрадеду, будет интересна последующим поколениям. Ведь вся сила народа в его прошлом..

Читать

ЖИВЫЕ ПОМНЯТ

Сочинение моей ученицы Авериной В.о своем прадеде,его боевом пути, о памяти о нём..

Читать

История военных лет в названиях Томских улиц

в статье описаны подвиги сибиряков во время ВОВ, в честь которых названы улицы Томска.

Читать

Гастрономические бренды Российской империи

Историки считают, что пастила, тульские пряники, абрикосовый шоколад, вологодское масло являются основными брендами Российской империи..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter