↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Олимпиада по истории как опыт профессионализации (на примере II Сибирского тура Всероссийской олимпиады по истории г. Омск 30.09.13-02.10.13)

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Попцов Д. А.

Сегодня опыт профессионализации имеет большое значение для студента педагогического вуза. В условиях перехода основной школы на ФГОС II, когда на смену когнитивной приходит деятельностно-ценностная парадигма образования, любому студенту необходимо сформировать представления о том, что же такое деятельностный подход, и каким образом его можно реализовывать в рамках школы?

Решение этого вопроса, возможно уже найдено, в рамках олимпиадного студенческого движения по различным предметным дисциплинам. В основе олимпиады, как процесса профессионализации, лежит множество механизмов формирования тех или иных навыков и умений студента. Правильно сформулированные задания и пути их решения, на олимпиаде, при психологической концентрированности, интеллектуальном окружении и той обстановки «научного куража», который царит на подобных мероприятиях, закладывают, на наш взгляд, основы профессиональной деятельности, зачастую глубже и прочнее, чем аудиторные лекционные и практические занятия в вузе.

Яркий пример приведённому выше тезису, II Сибирский тур всероссийской олимпиады по истории, проходившей в г. Омске с 30.09.13 по 02.10.13. Тематика олимпиады была определена как «История парламентаризма в России». Исходя из тематики, можно было сделать предположение о том, на освоение каких компетенций будет ориентирована деятельность студентов. В основном таковыми являлись коммуникация, организация работы в группе, комплексный анализ исторического источника и методические компетенции по составлению УМК и моделированию урока.

Задания олимпиады можно характеризовать определённой долей креатива и в тоже время конструктивности. Началось всё с задания «визитка», где каждая команда студентов определённого города, должна была представить историю парламентаризма в своей родной области/крае. По сути, творческое задание, в котором не последнюю роль играла визуализация и звуковое сопровождение, погрузило студентов в атмосферу исторического поиска. Большинство команд, выбрало путь жизнеописания депутатов родного города, кто-то же рассказывал про проекты областных законодательных учреждений и их реализацию. Мини-конференция, с выступлениями команд, явилась мощным стимулом организации коммуникации, как между командами, так и между выступающими и аудиторией, не хватало лишь времени для полноты изложения материала. К сожалению, регламент явился здесь отправной точкой неудач некоторых студентов.

В полной мере насыщенным с точки зрения привития профессиональных навыков стали задания «парламентский квест» и следующий за ним анализ исторического источника. «Парламентский квест», проходивший в два этапа (устный тест/круглый стол), предполагал соединение различного рода учебных задач, среди которых были, как основанные на когнитивном компоненте образования (определение личностей по портрету, заполнение схем и таблиц с пропущенными элементами, определение мест и дат исторических событий и т.д.), так и деятельностном компоненте (организация обсуждений в группе, работа с текстом источника, регламентированное выступление по теме). Настолько комбинированные задания, позволяют студенту сиюминутно применять полученные знания в ходе дебатов и обсуждений и анализа текста, т.е. на практике.

Комплексный анализ исторического источника, один из центральных навыков историка в системе профессиональных умений, возможно, этим объясняется стандартность заданий по анализу исторического источника, где нужно было соблюсти логику и последовательность исследования, выразив все выводы на бумаге. Однако, в задании анализа источника давался дополнительный бал за историографию, представленного в источнике вопроса, что несомненно усложняло работу и могло привести к путанице между процессами источниковедческого и историографического анализа.

В какой-то мере уникальными, с точки зрения профессионализма преподавания истории были методические задания. Первое из них заключалось в создании и разработке УМК по истории и его рекламной компании. УМК создавалось для определённого класса с учётом всех возрастных особенностей. Используя рекламный формат, нужно было выразить все положительные моменты своего УМК, главным из которых должны были являться, соответствие ФГОС II и определяющая роль деятельностного подхода в обучении. Справились с данным заданием все команды, причём каждая делала акцент на разных компонентах УМК, кто-то рассказывал про авторские технологические карты, некоторые делали упор на медиа ресурсы и программы к интерактивной доске, третьи рассказывали о содержании учебника в рамках деятельностного подхода.

Второе методическое задание выглядело практичней. Предлагалось смоделировать урок, посвящённый парламентаризму, создать свою технологическую карту, в которой бы для тематики урока был предложен уникальный личностный результат, причём весь комплекс представленных форм интеракции должен был быть направлен на формирование идентичности учащегося, формированию его мировоззрения. В данном задании студенты приобретали уникальные профессиональные навыки по моделированию уроков: постановки целей, выбора методов и определению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Однако, были в этой олимпиаде и минусы, присущие широкому кругу подобных мероприятий. Самым главным из минусов явились критерии оценивания. Критерии оценки заданий то и дело менялись по ходу олимпиады, поскольку те или иные команды либо проваливали задание, либо, выполняли его иначе, чем задумывалось организаторами. По всей видимости, вся суть проблемы содержится именно в последнем. Задания составлялись на основе общих требований одним авторским коллективом, без учёта каких-либо особенностей, которые нужно было учесть. Например, возрастной состав олимпиады имел интервал от студента первого курса до магистранта, что естественно сказывалось на результатах тех или иных студентов.

Подводя итог можно сказать, что такая форма профессионализации студентов как олимпиада, имеет большой потенциал привития профессиональных навыков, если не во всех областях знания, то в исторической науке точно. Моделируя реальные ситуации, участвуя в диалоге с оппонентами, в ходе олимпиадных заданий, студент наиболее полно формирует свою профессиональную компетенцию.

Между тем олимпиадное движение в целом даёт толчок межрегиональному сотрудничеству и диалогу, реально способствует общению между студентами различных вузов страны.

Однако, как и любое другое учебно-научное мероприятие, олимпиада, нуждается в доработке универсальных критерий оценивания заданий и форм их выполнения, по любым предметам, в частности по истории. Поскольку таких критериев не существует, сильно страдает результат, ради которого подобные мероприятия создаются.


Раздел: История России
Дата публикации: 13.01.2014 15:32:19
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Кризис системы государственной власти в начале XX века

Предлагаю рассмотреть данную проблему сквозь призму личности императора Николая II и попытаться именно через этот путь обосновать свою точку зрения. .

Читать

Морские оформительские таможенные процедуры по Новоторговому уставу 1667 г.

История становления портовых таможен в России представляет значительный интерес с различных позиций, в том числе с позиции изучения истории таможенной службы, так как в то время как большинство таможен было ориентировано на внутреннее обложение, портовые таможни изначально были ориентированы на регулирование внешней торговли. .

Читать

Настоящая русская женщина, которая смогла выстоять в войну

О войне я знаю только по рассказам бабушек и дедушек, из телевизионных передач и книг. Сегодня, побывав в гостях у бабушки, я задался вопросом, а какая она настоящая русская женщина, которая смогла выстоять в эти тяжелые годы? .

Читать

Учительские школы казанских татар

Казанская татарская учительская школа, открытая в 1876 г. на основании Положения о татарских учительских школах, являлась совершенно новым образовательным учреждением для татар с преподаванием на русском языке, осуществлявшим подготовку учителей для начальных татарских училищ Волжско-Уральского региона. Инициатором открытия этого учебного заведения в Казани был инспектор татарских школ В.В.Радлов, стремившийся сделать школу «главным центром для всех татарских народных школ». .

Читать

Дело адмирала А.В. Колчака: вопрос о реабилитации

Александр Васильевич Колчак - выдающийся российский военный и политический деятель, исследователь-полярник, гидролог, адмирал. Своими трудами он обогатил военную и географическую науку. А.В. Колчак родился 4 ноября 1874 г. В 1894 г. он с отличием закончил Морской Кадетский Корпус с премией им. адмирала П.И. Рикорда, в 1894 г. он был произведен в мичманы, в 1895 г. - в лейтенанты. .

Читать

Рождённый дважды

- Дедушка, расскажи, пожалуйста, как вы выживали во время оккупации, – спросил я как-то дедушку. Он долго молчал задумавшись. Брови его были насуплены. Я понимал, как тяжело ему это вспоминать..

Читать

Сохранение культурного наследия нашего края

Память о прошлом, о славных предках, о великих культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания будущего гражданина..

Читать

Детские начала великих людей.

Изучив биографии известнейших общественных деятелей,навсегда вошедших в историю, я выявил необычную закономерность. Большинство их них в детстве проявляли огромный интере с к учебе, саморазвитию и, что еще более важно, могли избрать для себя определенный круг предметов, наук и т.д., которые они готовы были изучать самостоятельно и с интересом.

Читать

Либерализм в России

Возникновение либеральных идей в России связано с именем Александра I. Воспитанный швейцарцем Лагарпом, наследник Российского трона заявлял о желании «дать народу Конституцию, устроить его жизнь и удалиться». Именно с этими идеями Александр I вступил на престол. «Дней Александровских прекрасное начало» было ознаменовано рядом реформ: создание министерств (1802), указ «о вольных хлебопашцах» (1803), создание Государственного Совета (1810). Однако вскоре молодой император вошел во вкус, обладая безграничной властью. Проекты были приостановлены, а их организатор, М.М. Сперанский - арестован и сослан в Нижний Новгород..

Читать

Военное меню

Через 26 дней после начала великой отечественной войны страна перешла от свободной продажи хлеба и продуктов  к карточной системе. Вопрос о хлебе стоял остро везде, в том числе и на Урале.  Все понимали, что в хлебе нуждался протянувшийся на тысячи километров фронт, его ждали в городах и посёлках..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter