↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

В Египте обнаружили затопленное кладбище
........................
В Германии осудят 96-летнюю женщину за пособничество нацизму
........................
Под Красноярском нашли метровый бивень мамонта
........................
В Хорватии нашли редкий древнегреческий шлем
........................
Мумия овцы «рассказала» о древнем животноводстве
........................

Орнаментальные мотивы на керамических сосудах абашевской культурно-исторической общности (по материалам Тамбовской области).

(Статья)
Раздел: Археология
Автор: Шарина Г. А.
(Иваново)

Фонды Тамбовского областного краеведческого музея имеют в своей коллекции предметы древности, относящиеся к разным периодам истории.  Помимо богатой коллекции мордовских украшений, оружия и сосудов, оружия скифо-сарматского периода, хранится коллекция артефактов абашевской культуры (сер. II тыс. до н.э.) из раскопок памятников Тамбовской области, проводившихся Н.Б. Моисеевым (курганы Староюрьевский в Староюрьевском районе;  Первомайский в Первомайском  районе; Пичаевский  в Пичаевском районе, Селезни-1, Селезни-2 в Тамбовском районе; Графская курганная группа в Жердевскои районе, Шлихтинское поселение в Тамбовском районе), Т.Б. Поповой (Периксинское поселение в Тамбовском районе) и разведочные работы А.Т. Синюка (Староюрьевский район).[1]

Коллекция содержит разные археологические находки – ножи, наконечники стрел, псалии, рыболовные крючки, украшения и прочее, но в данной статье рассматриваются лишь керамические сосуды.

В общей сложности было изучено 40 сосудов 4-х форм:  колоколовидные, горшковидные, острореберные, баночные (см. табл. 1). Среди них преобладают  горшковидные сосуды – 14, баночных – 12, поровну острореберных  – 7 и колоколовидных – 7.  Сосуды имеют разные размеры. Самые крупные – колоколовидные сосуды (наибольший из них имеет размеры: высота – 26,5, диаметр тулова  – 35 см). Несколько меньшие размеры имеют горшковидные сосуды (средние габариты  этого типа сосудов - 8х12,5 см). Наименьшие параметры у острореберных и баночных сосудов (самые малые из них имеют размеры: 7х10 см и 6,5х7,5 см соответственно). Тесто сосудов содержит в качестве примеси толченую ракушку, песок и органические добавки.

Орнаментация сосудов весьма разнообразна. Основные элементы орнамента: отпечатки мелкозубчатого штампа, веревочки, разнонаправленные и волнообразные расчесы, прочерченные линии, насечки. Наиболее часто встречающимися мотивами орнамента являются зигзаги, треугольники, заполненные зубчатым штампом, елочка,  ромб, бахрома, уточка, Т-образный мотив орнамента. В оформлении сосудов присутствует и технологическая составляющая: ногтевые защипы, сквозные отверстия, разнонаправленные расчесы. Кроме того, было обнаружено небольшое количество сосудов без какого-либо оформления.

 Изучение орнаментации показало, что  одни сосуды были  украшены более сложным орнаментом (более двух мотивов), другие - простым (меньше двух мотивов). Сопоставление формы сосудов с их орнаментацией (см. табл. 2) позволили выделить следующую закономерность: наибольшее количество сложных орнаментальных узоров выявлено на острореберных сосудах – на 5 из 7 обнаруженных (5/7). Простая - присутствует лишь на  2-х острореберных сосудах (2/7).  На сосудах этой формы встречаются такие элементы орнамента, как:  насечки, прочерченные и волнообразные линии; мотивы орнамента – бахрома, зигзаг, елочка, вдавления, треугольник; технологическая составляющая  –  сквозные отверстия. Не встречались вовсе такие элементы орнамента, как веревочка; мотивы орнамента –  ромб; технологический прием оформления – ногтевые защипы. Сосуды, не имеющие  орнамента, также обнаружены не были. Исследование орнаментации этого вида сосудов позволяет судить о наиболее часто встречающихся сочетаниях элементов и мотивов орнамента: элементы орнамента – линии+насечки, ямочные вдавления → мотив – зигзаг. Это наиболее часто встречаемые сочетания дополняются и другими элементами.

Заметный численный перевес в сторону простой орнаментации просматривается на горшковидных сосудах  – 7 из 14. Чуть меньше выявлено керамических изделий со сложной орнаментацией – 6 из 14. На горшках можно встретить следующие элементы орнамента: вдавления, линии, насечки; мотивы орнамента  –  треугольник, зигзаг. Был обнаружен 1 сосуд, не имеющий орнаментации вовсе. В ходе исследования было выявлено, что на керамических сосудах данной  формы чаще встречаются такие сочетания, как: элементы орнамента – линии + вдавления → мотив – зигзаг; элементы орнамента – насечки  → мотив – треугольник; элементы орнамента: линии  → мотив – зигзаг; элементы орнамента – линии → мотив – треугольник. Сочетания могут дополняться и другими элементами и мотивами орнамента.                                                                                                                                                                                                                     

Одинаковое количество сложных и простых элементов орнамента  представлено на колоколовидных формах (по 3 экземпляра из 7 сосудов). Колоколовидные сосуды имеют следующие элементы орнамента: вдавления, линии, веревочные отпечатки; мотивы орнамента – уточка, зигзаг, треугольник. И 1 сосуд не имеет орнамента. Наиболее часто встречаемыми являются следующие сочетания: элементы орнамента – линии → технологический прием – расчесы, которые дополняются другими элементами и мотивами.

Явное численное превосходство простой орнаментации над сложной можно заметить на баночных сосудах – 4 из 12. Сложные орнаменты представлены  на 2 из 12 сосудов. Половина сосудов баночной формы вовсе лишена орнаментации. Баночные сосуды украшены следующими элементами орнамента: насечки, линии, отпечатки веревочки; технологический прием: ногтевые защипы. Чаще встречаются следующие сочетания элементов: элемент орнамента – линии → технологический прием – расчесы.  Дополняется данная орнаментация и другими элементами.

Необходимо отметить, что в процессе изучения керамического материала была выявлена еще одна закономерность: орнаментальные мотивы, зачастую, могут повторяться на сосудах разных форм (см. табл. 3). Чаще всего элементы и мотивы орнамента горшковидных сосудов повторялись на острореберных сосудах (7 совпадений). Немного реже повторения встречаются на колоколовидных сосудах (6 совпадений). Меньше всего на баночных сосудах (2 совпадения).

         Что касается острореберных сосудов, то в большей степени элементы и мотивы орнамента имеют сходство с орнаментацией горшковидных  (7 совпадений), а с баночными и колоколовидными сосудами сходство представлено в равной мере (по 4 совпадения).

         Сосуды, имеющие колоколовидную форму, по элементам и мотивам орнамента схожи с горшковидными сосудами (6 совпадений). Не так часто совпадения встречаются с острореберными сосудами (4 случая). Реже обнаружено сходство с банками (2 случая).

         Говоря об орнаментации баночных сосудов, необходимо отметить, что чаще всего их элементы орнамента соответствовали таковым на острореберных формах (4 совпадения).  В равной мере совпадения с элементами орнаментации встречались на горшковидных и колоколовидных сосудах (по 2 совпадения соответственно). Совпадений в мотивах орнаментации не было.

Выводы:

В ходе исследования 40 сосудов доно-волжской абашевской культуры, обнаруженных на памятниках Тамбовской области, было выявлено, что большим количеством представлены горшковидные и баночные сосуды. Чаще всего на них встречались такие элементы орнамента, как – прочерченные линии, а мотивы орнамента – зигзаг; присутствовал и технологический прием оформления – разнононаправленные расчесы. Реже были обнаружены такие элементы орнамента, как  насечки, вдавления, а мотивы орнамента – треугольники. В редких случаях встречались такие элементы орнамента, как  отпечатки веревочки, а мотив – елочка, бахрома; присутствовал технологический прием оформления – сквозные отверстия. Единичными являются такие украшения сосудов,  как: элементы орнамента – волна; мотив орнамента –  ромб, уточка, Т-образный орнамент; технологический прием оформления – ногтевые защипы. Небольшое количество сосудов было вовсе лишено орнамента.  

Необходимо отметить, что наиболее богато орнаментированные  из всех форм сосудов являются острореберные. На данном типе сосудов наиболее часто встречаются сложные сочетания элементов орнамента. На острореберных сосудах присутствуют такие  мотивы орнамента, как волна, елочка, бахрома,  которые не так часто встречаются на других типах сосудов. Интересен также тот факт, что неорнаментированных сосудов этой формы обнаружено не было. Равное количество колоколовидных сосудов орнаментированы поровну сложными и простыми  орнаментами, есть не орнаментированные изделия. Можно отметить небольшой перевес простого орнамента среди горшковидных сосудов. Есть неорнаментированные сосуды. Баночные в большей степени украшены простым орнаментом, половина от общего числа этих сосудов не имеют орнамента вовсе.  

Наиболее богатой орнаментацией, а также большим количеством повторяющихся элементов и мотивов орнамента, обладают горшковидные и острореберные, горшковидные и колоколовидные сосуды. Этот факт может свидетельствовать о том, что данные сосуды предназначались для ритуальных целей и, вероятно, были изготовлены именно для этих целей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рассмотренные сосуды были изготовлены в начальный период существования абашевских племен. Это подтверждается и формами сосудов, характерными для этого этапа развития абашевской культуры, а также элементами и мотивами орнамента. Примеси также являются типичными для раннего этапа развития культуры.

Таблица  1. 

Количественное распределение сосудов по формам.

Количественное распределение сосудов по формам.

 

Мотив орнамента

Колоколовидные

Острореберные

Банки

Горшки

Зигзаг

+

+

-

+

Треугольник

+

+

-

+

Елочка

-

+

-

+

Ромб

-

-

-

+

Бахрома

+

+

-

+

Уточка

+

-

-

-

Т-образный

+

-

-

-

Волна

-

+

-

-

Веревочка

+

-

+

+

Вдавления

+

+

-

+

Насечки

-

+

+

+

Линии

+

+

+

+

Зубчатый штамп

+

-

-

-

Ногтевые защипы

-

-

+

-

Расчесы

+

-

+

-

Отверстия

-

+

+

-

Без орнамента

+

-

+

-

 

Таблица 2.  Соотношение форм сосудов с оформлением поверхности.

 

 

 

Тип сосудов

Горшковидные

Колоколовидные

Острореберные

Баночные

Горшковидные

-

6

7

2

Колоколовидные

6

-

4

2

Острореберные

7

4

-

4

Баночные

2

2

4

-

 

Таблица 3.  Случаи  совпадения орнаментации на сосудах разных форм.

 

 

[1] Автор выражает благодарность Н. Б. Моисееву и А.Т. Синюку за предоставленную возможность использования и частичной публикации материалов их раскопок.

[2] ПП-57 –раскопки Т.Б.Поповой, 1957 г.;

[3] Ст.-70 – разведка А.Т. Синюка, 1970 г.;

[4] ПК-88 –раскопки Н.Б. Моисеева, 1988г.;

[5] ШП-90 – раскопки Н.Б. Моисеева, 1990г.;

[6] СК-91 –раскопки Н.Б. Моисеева в , 1991 г.;

[7] ГКГ-92 – раскопки Н.Б. Моисеева, 1992 г.;

[8] СК-97 – раскопки Н.Б. Моисеева, 1997 г.;


Раздел: Археология
Дата публикации: 23.08.2013 02:20:06
1

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм



Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Антропологический состав населения могильника Кирилены (Молдова)

Летом 2011 г. будучи участником проекта МФГС «Летняя школа археологов» в Республике Молдова мной были изучены разновременные палеоантропологические материалы, хранящиеся в Национальном музее истории и археологии РМ. В данной публикации мной будут рассмотрены палеоантропологические материалы из курганного могильника близ с.Кирилены Унгенского района Республики Молдова. .

Читать

Вооружение древнемордовского населения Верхнего Посурья (по материалам Усть-Узинского 2 могильника III-IV вв.)

С момента появления грунтовых могильников древней мордвы предметы вооружения являлись составной часть погребального инвентаря мужских захоронений. Они позволяют судить о развитии военного дела и социальной стратификации древних и средневековых обществ. Поэтому их анализ представляет значительный интерес. В настоящей статье предлагается вниманию исследователей материалы вооружения из Усть-Узинского 2 могильника в Шемышейском районе Пензенской области, раскопанного в 2001–2011 гг. археологической экспедицией Мордовского педагогического института. На памятнике изучено 95 захоронений, из которых 23 – мужские. Предметы вооружения представлены наконечниками копий, дротиков, мечом и кинжалом. Наконечников стрел не обнаружено..

Читать

К вопросу о локальных районах срубно-алакульской контактной зоны по данным гончарной технологии.

В результате многолетнего изучения памятников эпохи бронзы Южного Урала, данный регион большинством исследователей признан контактной зоной двух крупных историко-культурных общностей: срубной и алакульской. (Рутто, 2003) В то же время, сам механизм культурных взаимодействий редко становился объектом специального исследования. И сами авторы работ по данной тематике всегда подчёркивали необходимость более детальной разработки проблемы (Рутто, 2003. С. 112)..

Читать

К вопросу о происхождении елшанской культуры

В данной статье рассмотриваются основные теории происхождения елшанской культуры, наиболее аргументированой из которых считается теория Выбонова А.А. о среднеазиатских корнях елшанской культуры.

Читать

Как это было или делюсь впечатлениями от первой экспедиции

Личные впечатления одного из участников археологической экспедиции в Алатырский район республики Чувашия.

Читать

Энеолит степного Поволжья: три этапа или три культуры?

Энеолитическая эпоха степного Поволжья впервые наиболее полно была охарактеризована в трудах И.Б.Васильева, где она представлена сов-местно с памятниками лесостепи Среднего Поволжья и также полупусты-ни и пустыни Северного Прикаспия (Васильев, 1981). Еще более широкая картина энеолитического времени была представлена в последующей сов-местной с А.Т.Синюком работе (Васильев, Синюк, 1985). Предложенная тогда, более четверти века назад, трехступенчатая схема развития энеолита Поволжья явилась отправной точкой для последующих исследований и в основных чертах сохранила свою актуальность до настоящего времени. Конечно за прошедшие годы рядом исследователей эта схема была допол-нена, конкретизирована и соотнесена с культурами предшествующего вре-мени и синхронными культурными образованиями сопредельных регионов (Выборнов, 2008; Моргунова, 1995; Моргунова, 2011; Юдин, 2012 а). По-лученная общая картина энеолитической эпохи показывает, что процесс смены археологических культур носил в большей мере эволюционный ха-рактер, что вызвало существование нео-энеолитического периода в разви-тии населения степного Поволжья (Юдин, 2012 б)..

Читать

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР ЛЕСОСТЕПНОГО НЕОЛИТА И СТЕПНОГО ЭНЕОЛИТА ПО МАТЕРИАЛАМ СТОЯНКИ ЛЕБЯЖИНКА I

В эпоху неолита, Самарское Поволжье было лесостепной территорией. Непостоянство климатических условий региона отодвигало границу леса и степи на север во время засухи и на юг во влажный период. Люди шли за привычной им экологической нишей. Этим можно объяснить присутствие в нашем регионе обособленных групп племён с гребенчатыми традициями изготовления керамики, культурами украшавшими сосуды накольчатым орнаментом, и местным населением сохранившим традиции неорнаментированной керамики. Это многообразие нашло своё отражение в материалах стоянки Лебяжинка I. .

Читать

К ВОПРОСУ ОБ АРЕАЛЕ ЕЛШАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ (на основе анализа керамических комплексов)

На сегодняшний день известно около тридцати памятников содержащих керамику елшанской культуры. Часть из них образует достаточно компактное скопление на территории Самарской, Оренбургской и Ульяновской областей, другая часть простирается далеко на запад и северо-запад от Среднего Поволжья..

Читать

Погребальный ритуал женских погребений Усть-Узинского 2 могильника III-IV вв. в Верхнем Посурье

Погребальный обряд в период формирования древнемордовской культуры до настоящего времени не являлся предметом специального анализа, в ряде работ он рассматривался в контексте публикаций конкретных памятников. Определенная работа в этом направлении была проделана В.И. Вихляевым на материалах пензенской группы могильников (Вихляев, 1977), которая опиралась на результаты раскопок М.Р. Полесских 50–60-х. гг. XX в., методика которых вызывает неоднозначные оценки..

Читать

К вопросу о специфике материалов поселения Лебяжинка III.

Воротничковая керамика энеолитического времени, содержащаяся в материалах Волго-Уральских коллекций неоднородна. Она различается размерами сосудов, формой (сечением) воротничка, фактурой, составом формовочных масс, элементами и мотивами орнамента, особенностями заполнения орнаментального поля. Уже по итогам раскопок Виловатовской стоянки был поставлен вопрос об её неоднородности и потенциальном разделении на этапы (Васильев 1980, с. 31)..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter