↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Российские ученые разбудили спавшие десятки тысячелетий организмы
........................
На рисунках Леонардо да Винчи нашли следы людей
........................
Ученые нашли связь между наскальными рисунками и галлюциногенными веществами
........................
Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................
Раскрыта жизнь динозавров до падения астероида
........................

Отечественной войны 1812 года в творчестве И.А.Крылова

(Историческое сочинение)
Раздел: История России
Автор: Чижов Владимир Александрович

 Кому из нас не знакомы басни дедушки Крылова? Ещё до школы мы слушали поучительные истории о лентяйке Стрекозе и Муравье, о Слоне и Моське, о Мартышке и очках, о Коте и Поваре, о Лебеде, Щуке и Раке. Слушали и учились жить. Однако, повзрослев и познакомившись более подробно с творчеством И.А.Крылова, я открыл в нём - историка. Да, именно, историка, потому что в произведениях великого баснописца нашли своё отражение события Отечественной войны 1812 года, двухсотлетие которой мы отмечаем в этом году. Наиболее ярко данная тема звучит в таких произведениях, как «Щука и Кот», «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Обоз», «Лебедь, Щука и Рак». И.А.Крылов в иносказательной форме сумел выразить своё отношение не только, к конкретным историческим лицам (Наполеон, Александр I, М.И.Кутузов), но и, шаг за шагом следуя за русской армией, к военным действиям.

В басне «Кот и повар» современники сразу же узнали героев: Кота ― Наполеона, Повара ― Александра I. Автор в аллегорической форме повествует о событиях, предшествующих вторжению вражеской армии в Россию.

Александр и Бонапарт – союзники, русский царь взывает к совести тирана: «Не стыдно ль стен тебе, не только что людей? (А Васька всё-таки курчонка убирает.) Как! быв честным Котом до этих пор, Бывало, за пример тебя смиренства кажут…» Повар – Александр предупреждает Наполеона, что мировое сообщество осудит его за агрессию и развязывание войны: «Теперя все соседи скажут: «Кот Васька плут! Кот Васька вор!.. Он порча, он чума, он язва здешних мест!» И.А.Крылов обвиняет царя в пустословии вместо решительных действий: «Тут ритор мой, дав волю слов теченью, Не находил конца нравоученью. Но что ж? Пока его он пел, Кот Васька всё жаркое съел». Он даёт совет государю: «А я бы повару иному Велел на стенке зарубить: Чтоб там речей не тратить попустому, Где нужно власть употребить.»

В начале войны, ещё до назначения главнокомандующим М.И.Кутузова, среди военного командования бытовали разногласия и недоразумения. Басня «Раздел» отражала эту трагическую для России ситуацию.

Привычное течение жизни нарушает пожар – война. Одни кричат: «Скорей, скорей спасайте Товары вы и дом!» Другие: «ступайте: А счёты после мы сведём!» Кто-то заботится о своих корыстных интересах: «Мне только тысячу мою сперва отдайте»; «Мне две недодано…». Мораль басни призывает навести порядок в стране, оставив пустые споры «О выгоде своей».

После Бородинского сражения М.И.Кутузов был вынужден принять непопулярное решение об оставлении Москвы французам. И.А.Крылов откликнулся на отступление русских войск басней «Ворона и курица».

Автор противопоставляет правительственной точке зрения мысль об исторической правоте гланокомандующего: «противу дерзости искусством вооружась, вандалам новым сеть поставил и на погибель им Москву оставил». Народ верит Кутузову: «Тогда все жители, и малый, и большой, Часа не тратя, собралися И вон из стен московских поднялися, Как из улья пчелиный рой». Однако русское общество по-разному относится к защите Отечества.

Между двумя обитательницами московских подворий - Вороной и Курицей - происходит разговор, раскрывающий различные взгляды обывателей:

Ворона с кровли тут на всю эту тревогу

Спокойно, чистя нос, глядит.

«А ты что ж, кумушка, в дорогу? -

Ей с возу Курица кричит.-

Ведь говорят, что у порогу

Наш супостат».

«Мне что до этого за дело? -

Вещунья ей в ответ. - Я здесь останусь смело.

Вот ваши сестры - как хотят;

А ведь ворон ни жарят, ни варят:

Так мне с гостьми не мудрено ужиться,

А может быть, ещё удастся поживиться

Сырком, иль косточкой...»

Позиция так называемых «Ворон» - жить «как бог на душу положит», надежда на дружбу с врагом, с которым ей нечего делить.

Басня «Обоз» увидела свет в ноябре 1812 года.Она посвящена стратегии и тактике Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Полководец постоянно подвергался нападкам со стороны Александра I и его соратников – молодых военных из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону. «Конь добрый» - главнокомандующий русской армией, который видел свою задачу в том, чтобы сберечь силы для решительных сражений, ведя войну осторожно, отступая, заманивая неприятеля вглубь страны, изматывая его силы. В образе «молодой лошади» изображены император и его сторонники, не понимающие планов великого полководца. А.И.Крылов оправдывал неспешные, но хорошо продуманные действия Кутузова, ведущие к полному краху Наполеона.

Произведение стало подтверждением слов фельдмаршала принцу Вюртембергскому: «Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели сколько могло бы сделать наше оружие». Мораль басни содержит намек на Александра I, который, командуя армией в войне с Наполеоном в 1805 - 1807 гг., благодаря своей непредусмотрительности и поспешности потерпел ряд поражений, в том числе проиграл Аустерлицкое сражение: «Всё кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже».

Басня «Щука и Кот» -эпиграмма на адмирала Чичагова, выведенного в образе зубастой Щуки, решившей «За кошачье приняться ремесло…Мышей в амбаре половить». Кот Васька предупреждает: «Смотри, кума, чтобы не осрамиться…» В итоге: «…Щука, чуть жива, лежит, разинув рот, И крысы хвост у ней отъели…» Действительно, неумелые действия адмирала Чичагова позволили Наполеону выскользнуть из окружения на Березине.

В басне «Волк на псарне» Крылов отразил «сюжет» народной войны. Наполеон – Волк – начиная войну против России, надеялся на лёгкую победу, на поддержку русского народа, закабалённого крепостным правом: «Волк ночью, думая попасть в овчарню, Попал на псарню…». Но на борьбу с захватчиком поднялся весь народ. Басня была написана в октябре 1812 года после получения известий о попытке Наполеона вступить в мирные переговоры. 23 сентября Кутузову передали мирные предложения Бонапарта. В них указывалось, что Наполеон «желает положить предел несогласиям между двумя великими народами и положить его навсегда». Кутузов решительно отклонил предложения Наполеона и 6 октября разбил французские войска при Тарутине. Главнокомандующий выведен в образе Ловчего.

Произведение нравилась самому Кутузову. Однажды полководец, сев на открытом воздухе среди приближенных военных, вынул из кармана басню И.А.Крылова и прочел её вслух. Произнеся слова «Ты сер, а я, приятель, сед», он снял фуражку и указал на свои седины.

Басни не относятся к историческим жанрам литературы. Патриотические произведения Крылова — исключение, потому что они раскрыли подлинно народный характер Отечественной войны 1812 года. Вот уже двести лет они популярны во всех слоях русского общества, так как написаны языком, который понятен всем поколениям россиян. Многие образные выражения баснописца стали «крылатыми», пополнив копилку народной мудрости: «А Васька слушает да ест», «дело мастера боится», «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, А сапоги тачать пирожник».

Патриотизм произведений Крылова воодушевлял русских солдат на полях сражений: Первой мировой и Великой Отечественной войн. Политический смысл басен актуален и в наше время.


Дата публикации: 13.01.2014
1



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Становление и развитие православной школы России до духовно-учебной реформы 1808 года.

С 60-х годов XVIII в. утилитарный взгляд на образование стал постепенно сглаживаться, школы стали понемногу получать общецерковный и общегосударственный характер, не переставая, как и прежде, оставаться школами архиерейскими и специально-сословными, постепенно включаясь в общегосударственную образовательную систему..

Читать

Гастрономические бренды советской эпохи

Гастрономические бренды советской эпохи.

Читать

Космачёва Нина Ивановна

Давно отгремели залпы орудий Великой войны. Проходят годы, сменяются поколения. Но каждый раз в день празднования Великой Победы мы замираем, стоя у обелисков, простых солдатских могил, у Вечного огня. Сердца человеческие хранят память о тех далёких героических днях, о тех, кто подарили нам жизнь и свободу. Этот рассказ будет об одной прекрасной женщине Космачёвой Нине Ивановне. Сейчас она проживает в поселке Сусанино, а раньше она жила в городе Изяславе Хмельницкой области. Вот рассказ Нины Ивановны .

Читать

Жемчужина Белозерья (Золотое сечение в памятниках архитектуры г. Белозерска)

Данную работу можно рекомендовать для интеллектуального и художественного развития учащихся как дополнительный материал, который дает возможность увидеть использование «золотого сечения» в практических целях на краеведческом материале..

Читать

Сергий Радонежский.

Каждый верующий человек знает про свою религию практически всё. В том числе и я. Я, православный христианин, и свою религию я знаю довольно хорошо. Поэтому я хочу рассказать вам о такой личности, как Сергий Радонежский. .

Читать

Серебряный Зильбер

- Да заткнись ты, ржа несчастная! Стонет и стонет! Каждую ночь скулит! Достал уже… Застынь! Дай поспать! – четырёхпалой отточенной ручкой заносчивая Алюминька больно тыкнула Зильбера в бок и пихнула его в угол ящика. Зильбер опрокинулся ничком и мучительно застонал: старые раны заныли ещё больше..

Читать

Мой прадед...

Мой прадед, Веселков Павел Сергеевич во время ВОВ был защитником Ленинграда, он пережил тяжелые дни блокады, получил многочисленные ранение, после полученных ранений оказался в госпитале. Он получил очень много орденов и медалей, за защиту Ленинграда. .

Читать

Его имя помнит народ

Б. Мишин собирался стать химиком, поэтому после окончания школы он сразу поступил в Чебоксарский химико - механический техникум. Учился старательно, к будущей профессии готовился основательно. Семь благодарностей было объявлено ему за годы учебы в техникуме, вручен знак ЦК ВЛКСМ « Золотые руки»..

Читать

Был ли шанс у Николая II предотвратить революцию?

Николай II - император, самодержец, последний русский абсолютный властитель. Но кем же он был на самом деле? Можно ли было предотвратить падение самодержавия, действительно ли так сильны были крестьянские и солдатские силы?.

Читать

«Сергий»

Жизненный путь преподобного Сергия описан в Житие, которое составил его ученик Епифаний Премудрый. Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter