↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Отечественной войны 1812 года в творчестве И.А.Крылова

(Историческое сочинение)
Раздел: История России
Автор: Чижов Владимир Александрович

Кому из нас не знакомы басни дедушки Крылова? Ещё до школы мы слушали поучительные истории о лентяйке Стрекозе и Муравье, о Слоне и Моське, о Мартышке и очках, о Коте и Поваре, о Лебеде, Щуке и Раке. Слушали и учились жить. Однако, повзрослев и познакомившись более подробно с творчеством И.А.Крылова, я открыл в нём - историка. Да, именно, историка, потому что в произведениях великого баснописца нашли своё отражение события Отечественной войны 1812 года, двухсотлетие которой мы отмечаем в этом году. Наиболее ярко данная тема звучит в таких произведениях, как «Щука и Кот», «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Обоз», «Лебедь, Щука и Рак». И.А.Крылов в иносказательной форме сумел выразить своё отношение не только, к конкретным историческим лицам (Наполеон, Александр I, М.И.Кутузов), но и, шаг за шагом следуя за русской армией, к военным действиям.

В басне «Кот и повар» современники сразу же узнали героев: Кота ― Наполеона, Повара ― Александра I. Автор в аллегорической форме повествует о событиях, предшествующих вторжению вражеской армии в Россию.

Александр и Бонапарт – союзники, русский царь взывает к совести тирана: «Не стыдно ль стен тебе, не только что людей? (А Васька всё-таки курчонка убирает.) Как! быв честным Котом до этих пор, Бывало, за пример тебя смиренства кажут…» Повар – Александр предупреждает Наполеона, что мировое сообщество осудит его за агрессию и развязывание войны: «Теперя все соседи скажут: «Кот Васька плут! Кот Васька вор!.. Он порча, он чума, он язва здешних мест!» И.А.Крылов обвиняет царя в пустословии вместо решительных действий: «Тут ритор мой, дав волю слов теченью, Не находил конца нравоученью. Но что ж? Пока его он пел, Кот Васька всё жаркое съел». Он даёт совет государю: «А я бы повару иному Велел на стенке зарубить: Чтоб там речей не тратить попустому, Где нужно власть употребить.»

В начале войны, ещё до назначения главнокомандующим М.И.Кутузова, среди военного командования бытовали разногласия и недоразумения. Басня «Раздел» отражала эту трагическую для России ситуацию.

Привычное течение жизни нарушает пожар – война. Одни кричат: «Скорей, скорей спасайте Товары вы и дом!» Другие: «ступайте: А счёты после мы сведём!» Кто-то заботится о своих корыстных интересах: «Мне только тысячу мою сперва отдайте»; «Мне две недодано…». Мораль басни призывает навести порядок в стране, оставив пустые споры «О выгоде своей».

После Бородинского сражения М.И.Кутузов был вынужден принять непопулярное решение об оставлении Москвы французам. И.А.Крылов откликнулся на отступление русских войск басней «Ворона и курица».

Автор противопоставляет правительственной точке зрения мысль об исторической правоте гланокомандующего: «противу дерзости искусством вооружась, вандалам новым сеть поставил и на погибель им Москву оставил». Народ верит Кутузову: «Тогда все жители, и малый, и большой, Часа не тратя, собралися И вон из стен московских поднялися, Как из улья пчелиный рой». Однако русское общество по-разному относится к защите Отечества.

Между двумя обитательницами московских подворий - Вороной и Курицей - происходит разговор, раскрывающий различные взгляды обывателей:

Ворона с кровли тут на всю эту тревогу

Спокойно, чистя нос, глядит.

«А ты что ж, кумушка, в дорогу? -

Ей с возу Курица кричит.-

Ведь говорят, что у порогу

Наш супостат».

«Мне что до этого за дело? -

Вещунья ей в ответ. - Я здесь останусь смело.

Вот ваши сестры - как хотят;

А ведь ворон ни жарят, ни варят:

Так мне с гостьми не мудрено ужиться,

А может быть, ещё удастся поживиться

Сырком, иль косточкой...»

Позиция так называемых «Ворон» - жить «как бог на душу положит», надежда на дружбу с врагом, с которым ей нечего делить.

Басня «Обоз» увидела свет в ноябре 1812 года.Она посвящена стратегии и тактике Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Полководец постоянно подвергался нападкам со стороны Александра I и его соратников – молодых военных из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону. «Конь добрый» - главнокомандующий русской армией, который видел свою задачу в том, чтобы сберечь силы для решительных сражений, ведя войну осторожно, отступая, заманивая неприятеля вглубь страны, изматывая его силы. В образе «молодой лошади» изображены император и его сторонники, не понимающие планов великого полководца. А.И.Крылов оправдывал неспешные, но хорошо продуманные действия Кутузова, ведущие к полному краху Наполеона.

Произведение стало подтверждением слов фельдмаршала принцу Вюртембергскому: «Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели сколько могло бы сделать наше оружие». Мораль басни содержит намек на Александра I, который, командуя армией в войне с Наполеоном в 1805 - 1807 гг., благодаря своей непредусмотрительности и поспешности потерпел ряд поражений, в том числе проиграл Аустерлицкое сражение: «Всё кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже».

Басня «Щука и Кот» -эпиграмма на адмирала Чичагова, выведенного в образе зубастой Щуки, решившей «За кошачье приняться ремесло…Мышей в амбаре половить». Кот Васька предупреждает: «Смотри, кума, чтобы не осрамиться…» В итоге: «…Щука, чуть жива, лежит, разинув рот, И крысы хвост у ней отъели…» Действительно, неумелые действия адмирала Чичагова позволили Наполеону выскользнуть из окружения на Березине.

В басне «Волк на псарне» Крылов отразил «сюжет» народной войны. Наполеон – Волк – начиная войну против России, надеялся на лёгкую победу, на поддержку русского народа, закабалённого крепостным правом: «Волк ночью, думая попасть в овчарню, Попал на псарню…». Но на борьбу с захватчиком поднялся весь народ. Басня была написана в октябре 1812 года после получения известий о попытке Наполеона вступить в мирные переговоры. 23 сентября Кутузову передали мирные предложения Бонапарта. В них указывалось, что Наполеон «желает положить предел несогласиям между двумя великими народами и положить его навсегда». Кутузов решительно отклонил предложения Наполеона и 6 октября разбил французские войска при Тарутине. Главнокомандующий выведен в образе Ловчего.

Произведение нравилась самому Кутузову. Однажды полководец, сев на открытом воздухе среди приближенных военных, вынул из кармана басню И.А.Крылова и прочел её вслух. Произнеся слова «Ты сер, а я, приятель, сед», он снял фуражку и указал на свои седины.

Басни не относятся к историческим жанрам литературы. Патриотические произведения Крылова — исключение, потому что они раскрыли подлинно народный характер Отечественной войны 1812 года. Вот уже двести лет они популярны во всех слоях русского общества, так как написаны языком, который понятен всем поколениям россиян. Многие образные выражения баснописца стали «крылатыми», пополнив копилку народной мудрости: «А Васька слушает да ест», «дело мастера боится», «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, А сапоги тачать пирожник».

Патриотизм произведений Крылова воодушевлял русских солдат на полях сражений: Первой мировой и Великой Отечественной войн. Политический смысл басен актуален и в наше время.


Раздел: История России
Дата публикации: 13.01.2014 12:52:36
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Горно – промышленная деятельность Масаловых в XVIII в.

Намерение построить вододействующий завод созрело у Масаловых в 1728г. Максим Перфильевич Масалов обратился с челобитной в Берг – коллегию 8 июля 1728г. Он признавался, что еще ранее имел «охоту к переплавке в ручных горнах руды в чугун и в деле железа». .

Читать

Российская империя на Дальнем Востоке в конце XIX века

Рассмотрение ситуации на Дальнем Востоке перед началом русско-японской войны 1904-1905гг..

Читать

Дети тыла

Навеки останется в памяти людей дата 22 июня 1941 года. Война! Гитлеровские полчища ринулись на нашу землю, сея смерть, разрушения, неся угрозу гибели всему, что создано человеческим трудом. 1418 дней и ночей великих испытаний выпали на долю не только взрослых, но и детей. Война поглотила детство у тысячи девчонок и мальчишек. Отучила их плакать. Постоянно не доедая, в холоде, преодолевая суровые условия, дети, как и взрослые, делали все, что было в их силах, чтобы приблизить день победы над захватчиками. Пожалуй, нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война, которая не пережила бы тяжесть военных лет..

Читать

Бой у мыса Сарыч

В начале Первой мировой войны Оттоманская империя придерживалась нейтралитета. 2 августа 1914 года между Турцией и Германией была заключена тайная конвенция, согласно которой Османская империя присоединялась к противникам Антанты..

Читать

Иерусалим в «Житии и хождении Даниила, Русской земли игумена».

В паломническом движении жителей русских земель в Палестину исследователи выделяют три этапа: 1-й этап — Византийский с X по XVI вв., 2-й — «Московский» с XVI по 50-е гг. XIX в. 3-й этап – «державно-православный» - со второй половины XIX в. по 1914 г. Организация паломничества в Святую Землю стала одной из задач Русской Православной церкви с момента ее образования..

Читать

От училища до гимназии. История одного адреса.

Есть в Нижегородской области небольшой районный город Семёнов. Город немолодой, но и не очень древний. Во многом схожий с десятками и сотнями таких же городков, разбросанных по всей нашей необъятной Родине, но и во многом самобытный, уникальный. Семёнов – родина хохломской росписи – знаменитой на весь мир Золотой Хохломы, – официально признан столицей народных промыслов России. Семёнов – центр старообрядчества на Руси. Знаменитые романы "В лесах" и "На горах" Павла Ивановича Мельникова – это про наш край..

Читать

Будущий прелат. Учёба в Санкт-Петербурге. Часть 3. Учёба в Духовной Академии

Прослеживая судьбу латгальского юноши из крестьянской семьи, статья знакомит с работой католической Духовной Академии в Санкт-Петербурге, с составом воспитанников и преподавателей, акцентируя внимание на выходцах из Латгалии..

Читать

Заключение // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

Подводя итоги данного исследования, следует отметить, что исторический путь чеченского народа на протяжении трех веков (XVI XVIII вв.) был отмечен, прежде всего, расширением географической среды его обитания и завершением культурно хозяйственного освоения ареала заключенного между вершинами Кавказского хребта на юге и равнинным течением Терека на севере, бассейном Ассы верхнего течения Терека на западе и бассейном рр.Аксай Акташ на востоке..

Читать

Моя семья – прошлое и настоящее.

Я живу в селе Старый Курлак. Это очень красивое место. Речка, лес, луга – раздолье. Всё вокруг знакомое и привычное. И, кажется, что ничего особенного здесь нет..

Читать

Русское православие в первые десятилетия советской власти (на примере епархий Среднего Поволжья)

В год празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского мы все чаще обращаем свой взор на события начала XX века, на период масштабных, долгих и непрерывных гонений на Русскую Православную Церковь со стороны Советской власти. .

Читать



Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter