↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

В Москве открылась выставка к 115-летию конструктора Александра Яковлева
........................
«Одиночество» тираннозавров поставили под сомнение: оказывается, они охотились стаей
........................
В Китае нашли след динозавра размером с кошку
........................
Привычка медведей испражняться в пещерах помогла ученым
........................
Стартовал прием заявок на участие в шествии «Бессмертный полк»
........................

Отношение Демосфена к богатым гражданам (Юридический и политический аспекты)

(Статья)
Раздел: Всеобщая история
Автор: Ощепков Андрей

В последние десятилетия XX в., перенасыщенного научно-техническими открытиями, мир как бы очнулся, стал осознавать, что победы над природой, какие бы блистательные результаты они ни давали, оттеснили на задний план творца всех этих свершений - самого человека. В катаклизме потрясших мир глобальных событий нашего столетия значение отдельной личности оказалось под угрозой превращения в минимальную величину. И как реакция на эту угрозу появился или, скорее, возродился угасший интерес к основополагающей единице любого общества - человеку, к его индивидуальным чертам, стремлениям, пониманию своих социальных функций, своего места в мире.

Во все исторические периоды гуманизация общества, по крайней мере общественного сознания, неизменно совпадала с повышением интереса к античному наследию - его литературе, философии, истории. Деятельность Демосфена является частью античной культуры, его наследие ценно и для современников как величайший образец борьбы за свободу и патриотизм. Умение оказывать влияние на слушателей, убеждать их в правильности идей и решений является основным качеством государственного деятеля. От того как доступно и убедительно государственный деятель доведёт до людей нужную информацию, может зависеть судьба целых народов и государств. Это известные факты из истории человечества. В этом искусстве выдающихся успехов добился величайший оратор Древней Греции Демосфен. Обладая хорошим политическим чутьём, очень часто он и его речи предрешали исход важных битв, помогали афинянам в борьбе против македонского ига.

Известно, что сам Демосфен был богатым человеком[Против Афоба I. Иск об опеке, 4-8]. Отец оставил Демосфену состояние почти в четырнадцать талантов. Но так как на момент смерти отца наш оратор был несовершеннолетним, то отец назначил опекунов, которые за 10 лет промотали всё имущество и вернули Демосфену только 70 мин! Опекуны, которые согласно завещанию Демосфена Старшего, должны были жениться

— один на его вдове, другой — на дочери, присвоили определенное в завещании

приданое (соответственно — 80 мин и два таланта), но в брак не вступили.

Демосфену надо было позаботиться о приданом для сестры, которая была двумя годами моложе его. Оказавшись в отчаянном, по словам оратора, положении, он возбудил судебный процесс против одного из опекунов — Афоба. Первое выступление молодого оратора оказалось успешным. Он выиграл процесс. Однако полностью вернуть своё состояние не смог.

Именно здесь уже можно говорить о формировании личности, потребность в справедливости которой сделало своё дело. Именно с этого процесса можно наблюдать расцвет ораторского таланта Демосфена.

Величайшей заслугой Демосфена было то, что он быстро разгадал тайные замыслы Македонии и предложил проект новой организации симморий (συμμορία) - так назывались у афинян в IV веке до н.э. группы граждан, составлявшиеся для двух целей: для собирания военного чрезвычайного налога – «эйсфора» и для полного снаряжения военных кораблей – «триерархия». Суть реформы заключалась в том, чтобы на одного особенно богатого гражданина приходилось всегда несколько наименее состоятельных граждан Афин. Согласно проекту Демосфена, таким образом, основное бремя налогов падало на богатых, которые ухищрялись ранее уклоняться от налоговых обязательств [«О симмориях», 16-20]. Со временем эта реформа принесла свои плоды, [За Ктесифонта, 107, 108] хотя и принята была не сразу, на Демосфена пытались давить некоторые богатые люди разными способами от предложения взятки до судебного разбирательства, например, Патрокл [За Ктесифонта, 103,105].

 

Демосфен был недоволен теми богачами, которые старались избегать государственных обязанностей. Давайте обратим внимание на отрывок из речи [Олинфская Третья, 29] «…Эх, любезнейший, да, если это и плохо, зато в самом городе теперь стало лучше. - Ну, а что же именно можно указать? Забрала стен, которые мы белим, дороги, которые поправляем, водопроводы и... всякие пустяки? А поглядите-ка на людей, ведущих такую политику: из них одни сделались из нищих богачами, другие - из неизвестных уважаемыми, а некоторые соорудили себе частные дома такие, что они великолепнее общественных зданий. А в общем, насколько упало благосостояние государства, настолько же возросли богатства у них…». Здесь Демосфен демонстрирует сложившуюся социальную ситуацию - люди делились на категории - богатеющих и беднеющих. То есть с течением времени росла пропасть между доходами одних и других. А в связи с внешним врагом в виде Македонии, которая год от года набирала военную мощь [Олинфская Третья, 1],внутренние конфликты совсем не кстати, наш оратор очень хорошо как грамотный политик это понимает, поэтому старается лавировать между интересами, призывая богатых добросовестно исполнять свои повинности, таким образом помогая бедным [Четвертая речь против Филиппа, 37, 42]. Бедных же он в противовес богатым называет «остальные» и призывает не посягать на частную собственность богатых людей [Четвертая речь против Филиппа, 45]. Всё это делается для того, что мобилизовать все силы против внешнего врага, сгладить внутренние противоречия, сохранить хотя бы частично былую мощь афинского государства

Очень интересен процесс против Мидия.[Против Мидия о пощечине,6-7] Афиняне справляли праздник в честь Диониса, который назвали в честь бога Дионисиями. Во время этого праздника происходили состязания трагических и комических хоров, а также хоров авлетов. Подготовкой хоров занимались филы, которых было десять. Каждая фила выставляла хорега, берущего на себя расходы, связанные с подготовкой хора. Демосфен добровольно выступил в качестве хорега от своей филы Пандиониды. Врагом Демосфена оказался Мидий - один из богатых людей. По словам оратора [Против Мидия о пощечине,16,17]Мидий нанёс пощёчину на глазах у всех зрителей прямо в разгар празднования Дионисий .По этой причине Демосфен, выступая в народном собрании, обвинил Мидия в святотатстве, совершенном во время праздника самого Диониса.Хоть процесс и не был доведен дальше народного собрания , так как получив от Мидия штраф в 50 мин Демосфен отказался от процесса, но всё равно факт написания этой речи и получение приличного штрафа показывает, насколько влиятельным был Демосфен в народном собрании, богачи боялись его.

 

Демосфен обвиняет богачей в том, что они захватили власть и используют народ в своих целях (Олинфская третья,30): «…В чем же причина всего этого, и почему тогда все было хорошо, а теперь во всем непорядок? Все дело в том, что тогда народ имел смелость сам заниматься делами и отправляться в походы и вследствие этого был господином над политическими деятелями и сам хозяином всех благ, и каждому из граждан было лестно получить от народа свою долю в почете, в управлении и вообще в чем-нибудь хорошем. А сейчас, наоборот, всеми благами распоряжаются политические деятели, и через их посредство ведутся все дела, а вы, народ, обессиленные и лишенные денег и союзников, оказались в положении слуги и какого-то придатка, довольные тем, если эти люди уделяют вам что-нибудь из зрелищных денег или если устроят праздничное шествие,… и вот - верх доблести! - за свое же собственное вы должны еще их благодарить. А они, держа вас взаперти в самом городе, напускают вас на эти удовольствия и укрощают, приручая к себе. Интересно, что дословно фраза «Обессиленные» — переводится как «лишенные мускулов» (έκνενευρτσμένοι).Это фраза очень точно подметила ситуацию , когда в Афинах занимались развлечениями, в тот момент , когда Олинфу угрожала опасность, а ведь все понимали , что захватив Олинф , Филипп будет ещё на шаг ближе к Афинам. И даже в такой опасной ситуации, Демосфен проявляет политический прагматизм, не называет в речи конкретных виновников, с целью полной консолидации афинского общества, призывает к борьбе весь афинский демос по «мере сил и возможностей».

В целом, подводя итоги, нужно отметить, что политика Демосфена в отношении богатых граждан была разумной, хотя он критиковал, разворачивал судебные процессы и обвинял многих богатых граждан, и что не мало важно выигрывал процессы, но всё это было сделано, чтобы заручиться поддержкой «остальных граждан» для борьбы с общим врагом Македонией. На самом деле нельзя Демосфена назвать «защитником бедных», он придерживался компромисса между бедными и богатыми, чтобы дать отпор Филиппу [Четвертая речь против Филиппа, 12]. Также итог работы Демосфена можно заметить в его словах в речи [За Ктесифонта ,109] «Одних и тех же правил я держался,… и в делах внутренней политики нашего государства, и в общегреческих делах: как внутри государства я никогда в угоду богатым не жертвовал правами большинства, так в общегреческих делах я не искал даров или гостеприимства Филиппа за счет общей пользы всех греков…». 


Раздел: Всеобщая история
Дата публикации: 10.12.2013 20:37:48
1

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм

Получать новости истории и археологии по электронной почте
Введите свой email:




Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Героические песни о Хельги: система образов и отражение характера власти в древнескандинавском обществе.

Героические песни о Хельги: система образов и отражение характера власти в древнескандинавском обществе.Исландскую Старшую Эдду можно четко разделить на 2 раздела: мифологический, состоящий из 10 песен и героический, включающий в себя 19 песен. .

Читать

Молот Ведьм – история написания, фальсификации, домыслы

Авторами книги являются члены доминиканского ордена, инквизиторы Генрих Инститориса и Яков Шпренгер, а поводом к ее написанию можно считать события, которые произошли с Инститорисом в городе Инсбруке в 1485г. Но еще до этих событий (о которых ниже) Инститорис и Шпренгер проводят совместную инквизиционную деятельность в городах Германии и сталкиваются с препятствиями в лице населения и власти. В связи с трудностями судопроизводства, они посылают свои жалобы Папе Иннокентию 8, который в ответ издает в 1484 г буллу под названием summis desiderantes..

Читать

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ БОСПОРСКОГО ЦАРСТВА

Боспорское царство располагалось в Восточном Крыму на территории Керченского полуострова, и на Таманском полуострове, будучи разделённым на две части Керченским проливом – который в древности назывался Боспором Киммерийским (в честь него так в древности называлась и вся страна). Часть страны на территории Керченского полуострова называлась древними Европейским Боспором, а на территории Таманского полуострова – Азиатским Боспором, поскольку в античные географы считали, что за рекой Танаисом (Доном) уже начинается Азия. .

Читать

Роль личности в истории

В данной статье автор пытается раскрыть сущность влияния человека на общество и историю. Автор считает, что каждый человек влияет на исторический процесс, не отменяя при этом закономерностей развития..

Читать

История Финикии

История Финикии и финикийского народа полна противоречий и белых пятен, не образовав единого государства, они задавали тон другим странам и народам. В историю финикийцы вошли как народ мореплавателей и торговцев, давший своему времени открытия в самых разных областях..

Читать

Рабы в Афинах

В данной статье анализируется положение рабов в Афинах, их взаимоотношения с хозяевами (анализ источников). Положение афинских рабов было чрезвычайно тяжёлым. Но у всех ли из них?.

Читать

Вера в целительные возможности королей как отражение сакрализации королевской власти (на примере в концепции М. Блока)

Вера в целительные возможности королей как отражение сакрализации королевской власти (на примере в концепции М. Блока).

Читать

Книга «Молот ведьм» : Гендерный аспект.

Толчком к усиленным гонениям на ведьм, начавшимся в 16-17 веках, послужил выход в свет, знаменитый своей антиженской направленностью, труд двух монахов – доминиканцев, Генриха Инститориса и Якова Шпренгера – Молот ведьм.1 Вышедшая в 1487 году, эта книга была просто напичкана всевозможными цитатами античных и средневековых авторов, которые не жаловали женщин. «Обвинительный акт прекрасной половине рода человеческого - вот как можно иначе назвать «Молот ведьм»».2 .

Читать

Маленький человек века:Жак де Моле

Последний великий магистр ордена Храма. Едва ли не каждый человек, интересовавшийся историей, знает это имя. Имя, падение и мифическое проклятие. .

Читать

Турция в Первой мировой войне

Перед Первой мировой войной Турция имела примерно 1,8 млн. километров территории и почти 8 млн. граждан. По своему политическому строю, страна являлась конституционной монархией. Однако реальная власть была сосредоточена в руках нескольких партийных лидеров. Главенствующей партией являлась партия «Единение и прогресс».

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter