↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Динозавры могли болеть раком
........................
В египетских мумиях не нашли ничего человеческого
........................
Дефицит и очереди: как идеология разрушила экономику СССР
........................
Брачные обычаи в Российской Империи. Возможен ли был развод?
........................
Дуэль в Российской империи
........................

Отрицательное влияние капиталистических отношений на духовную сферу общества

(Статья)
Раздел: Всеобщая история
Автор: Гущин Александр Анатольевич
Гущин А. А. Отрицательное влияние капиталистических отношений на духовную сферу общества // Национальная безопасность и государственные интересы России: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Т.В. Юриной, А. В. Комплеева. - Пенза: ГУМНИЦ ПГУ, 2014. С. 139-142.


Ни для кого не секрет, что человек существо не только биологическое, но и социальное. Для людей духовные блага значат не меньше, а то и больше, чем материальные.
Любая социально - экономическая система влияет на духовную сферу жизнедеятельности людей. Это влияние одновременно имеет и положительную и отрицательную стороны. Оно может быть непосредственное или опосредованное.
Целесообразно рассмотреть отрицательное влияние капиталистических отношений на духовную сферу общества для того, чтобы наметить возможные пути устранения или ослабления такого негативного влияния.
Но прежде необходимо определить, какое влияние считать отрицательным, а какое положительным. Мнений по этому поводу может быть много. В своей работе я буду считать отрицательным такое влияние, которое мешает физическому, духовному, интеллектуальному развитию людей; способствует разобщению людей и провоцирует конфликты; мешает выполнению социальных ролей и функций; способствует «хищническому» отношению к природе и другим людям.
Начать рассмотрение отрицательного влияния капиталистических отношений на духовную сферу общества целесообразно с проблемами, связанными с семейными ценностями и демографией.
До зарождения капиталистических отношений, основной хозяйственной единицей была семья, входившая в состав общины. Появление капиталистических отношений и связанная с ними урбанизация привели к тому, что семья, как хозяйствующая единица перестала играть значительную роль. Капиталистическая индустриализация разрушила, по крайней мере в городах, характерную для феодализма связь между жизнью семьи и производством1. Теперь члены одной семьи, зачастую, работают на разных предприятиях и в различных сегментах экономики. Это значительно снизило экономические связи внутри семьи, а так же сузило круг общих интересов. Относительная экономическая самостоятельность внутри семьи приводит к лёгкости разрушения браков.
Кроме того, отпала экономическая необходимость рождения большого количества детей. Если раньше дети рассматривались как помощники по хозяйству, дополнительные рабочие руки, то при капиталистических отношениях дети стали одним из самых «дорогих удовольствий».
Недоступность для большинства людей приобретения жилья в собственность, нестабильность экономического положения отдельного человека приводят к тому, что люди не стремятся к раннему заключению брака. Они стараются сначала «встать на ноги», однако этот процесс может затянуться на многие годы.
Нестабильность экономического положения отдельного человека так же усиливает роль расчёта при выборе партнёра для создания семьи, который, безусловно, существовал и ранее.
Культивирование индивидуализма, как образа действия для успешных людей, так же не способствует сплочению семьи. Семья — это хоть и небольшой, но коллектив.
Для снижения вышеуказанного влияния необходимо: обеспечить экономическую стабильность отдельных людей; создать возможность для приобретения большинством населения жилья в собственность, без последующего экономического закабаления; целенаправленная политика государства на улучшение демографической ситуации - материнский капитал, доступное питание и предметы широкого потребления, бесплатное и доступное всем дошкольное, среднее и высшее образование, значительные льготы и поощрения многодетным семьям; воспитательная работа в учебных заведениях и социальная реклама, направленные на формирование семейных ценностей.
Ещё одна проблема, возникающая в результате влияния капиталистических отношений — это коммерциализация культуры: художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, кинематографа и т. д.
Написал бы автор произведение, если бы знал, что точно не получит выгоды? При господстве капиталистических отношений авторы большинства произведений искусства руководствуются не столько желанием создавать что - либо прекрасное, самовыразится, воспитывать в людях лучшие качества, сколько желанием продать своё произведение или с его помощью «продать себя». Произведения искусства становятся прежде всего товаром2. Такие стремления приводят и к тому, что такие произведения, в конечном итоге, обращаются к самым низменным стремлениям людей, используют для привлечения внимания и продаж различные психологические приёмы. Это влечёт за собой изменения в психике и мировоззрении подрастающего поколения и усилению непонимания между различными поколениями.
Необходимо отметить, что далеко не все произведения искусства подвержены такому влиянию. Избежать такого влияния удалось тем отраслям культуры, которые избежали коммерциализации — стихосложение, фотография и т. п. По большей части это те направления, в которых без специальной подготовки и обучения может реализоваться любой человек.
Коммерциализация различных сфер искусства привела так же и к тому, что многие современные хорошие произведения искусства, не втянутые в рыночные отношения, значительно меньше известны, чем более «слабые» произведения искусства, созданные специально для продажи.
Это происходит из — за того, что критерий оценивания теперь не художественная ценность произведения, философия и мысль автора, а количество продаж или кассовых сборов.
Чтобы несколько сгладить данное влияние, необходимо изменить критерий оценивания. Это можно сделать, прежде всего, через воспитание. Так же можно использовать и современные технологии. Можно легализовать весь контент в интернете с учётом интересов авторов(отчисления авторам с рекламы)3. Это позволит людям оценивать произведения после просмотра/прочтения произведения. Сейчас же, когда оценивание идёт по количеству продаж, люди сначала приобретают произведение, не зная заранее понравится ли оно или нет.
Так же, такая система позволит немного уровнять шансы крупных коммерческий корпораций и авторов, создающих произведения на своём энтузиазме — что так же должно повысить качество произведений искусства. Так же для повышения качества произведений можно использовать государственные заказы, проведение конкурсов при поддержке государства.
Ещё один аспект духовной сферы, на который влияют капиталистические отношения — это наука. При капитализме слабо развивается и мало ценится та научная деятельность, которая не сулит скорой прибыли.4
Здесь так же можно использовать вышеуказанные меры по легализации контента в интернете. Необходимо так же повышать заработную плату научным работникам, организовать государственную поддержку науке в целом, особенно фундаментальным исследованиям.
Капиталистические отношение влияют и на систему образования. Современная реформа образования в России — это яркая иллюстрация такого влияния. С одной стороны, образование само становится товаром или услугой. С другой стороны, при капитализме предприятия нуждаются не в специалистах широкого профиля и всесторонне развитых личностях, а в людях, умеющих качественно выполнять определённый набор функций. Насколько широким должен быть набор данных функций определяется уровнем развития специализации производства в целом. Следовательно капиталистические отношения стимулируют воспитание «человека — функцию», а не «человека — творца».
Снижение значимости гуманитарного образования приводит к снижению уровня культуры и понимания людьми окружающего мира.
Для решения проблем в образовании, необходима целенаправленная государственная политика, стимулирующая развитие человека, как всесторонне развитой личности, как субъекта истории.
При капиталистических отношениях резко усиливается потребление духовных и материальных благ, которые непосредственно или опосредовано негативно влияют и на духовную сферу жизни. Это происходит по причине того, что капиталисты при производстве и продаже товаров руководствуются желанием получить прибыль и, зачастую, не думают о возможных последствиях воздействия товара на человека. Капиталисты создавая новые «ниши» в экономике, создавая новый продукт, по сути навязывают человечеству новые потребности. И далеко не всегда эти новые потребности положительно влияют на человека. В качестве примера можно привести алкоголь, наркотики, компьютерные игры.
Снизить это негативное влияние можно путём воспитания и обучения. Необходимо научиться подрастающее поколение отличать нужное от ненужного, видеть последствия потребления тех или иных товаров и услуг, научить разбираться в целях и методах производителей различных товаров и услуг.
Рассматривая влияние капитализма на духовную сферу, необходимо осветить и положительное влияние капиталистических отношений на духовную сферу общества. Это будет сделано в дальнейшей работе.

 

О положительном влиянии капитализма на духовную сферу общества

 

1Энциклопедиямолодойсемьи.Минск,издательство"БелорусскаяСоветскаяЭнциклопедия",1988.

2ЕрасовБ.С.Социальнаякультурология.М.,2000.С.317-318

3ГущинА.А.Авторскоеправоиинтернет//«XIIЛебедевскиечтения».Пенза,2011.С.232-235

4ГороховВ.Г.Каквозможнынаукаинаучноеобразованиевэпоху"академическогокапитализма"?//Вопросыфилософии.2010.12.С.3-14.


Дата публикации: 08.01.2013
1



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Рождественская звезда

Однажды римский император Август издал указ о переписи жителей Римской империи, частью которой была Палестина – родина праведного Иосифа и Девы Марии. Отправившись на перепись, Иосиф взял с собой Марию. И когда они пришли в Вифлеем, у Марии родился сын. .

Читать

Роща царя Аэта. История Батумского ботанического сада

Далеко за пределами Аджарии известен Батумский ботанический сад. Хотя, пожалуй, само слово «далеко» не совсем точно раскрывает географию его известности, о чем свидетельствует переписка, которая сегодня ведется буквально со всеми ботаническими садами и ботаническими учреждениями мира..

Читать

Возникновение письменности

В современной жизни мы пользуемся многими вещами, без которых не обойтись. Это и телефон, и компьютер, и телевизор и многое другое. Но мы не задумываемся над тем, кто изобрёл эти вещи. Известно и то, что жизнь человека нельзя представить без чтения и письма. С детства мы тянемся к книгам, стараемся быстрее научиться читать и писать. Помню, как я ждала, когда мама и бабушка расскажут сказки о маленьких зверях, о великих богатырях, о победе добра. Мне так хотелось самой научиться читать быстрее, научиться писать. С большой надеждой и пошла я в школу. Началась для меня интересная жизнь. С удовольствием я писала первые буквы, научилась читать по слогам. В мои руки попала первая учебная книга – «Азбука». Для меня эти минуты, когда я познавала радость письма и чтения, стали очень важными... .

Читать

Бой у мыса Сарыч

В начале Первой мировой войны Оттоманская империя придерживалась нейтралитета. 2 августа 1914 года между Турцией и Германией была заключена тайная конвенция, согласно которой Османская империя присоединялась к противникам Антанты..

Читать

Турция в Первой мировой войне

Перед Первой мировой войной Турция имела примерно 1,8 млн. километров территории и почти 8 млн. граждан. По своему политическому строю, страна являлась конституционной монархией. Однако реальная власть была сосредоточена в руках нескольких партийных лидеров. Главенствующей партией являлась партия «Единение и прогресс».

Читать

Футбол в Древнем мире

Статья на тему Футбол в Древнем мире. Футбол — самая популярная командная игра в мире, где за малое количество очков нужно бороться. Многие до сих пор считают родиной футбола Англию, но это не совсем верно. История ножного мяча насчитывает немало столетий. .

Читать

Олимпийское движение накануне второй Мировой Войны

Олимпийское движение международное общественное движение за развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, за укрепление международного сотрудничества. Цели олимпийского движения— способствовать развитию физических и моральных качеств, являющихся основой спорта.

Читать

Вера в целительные возможности королей как отражение сакрализации королевской власти (на примере в концепции М. Блока)

Вера в целительные возможности королей как отражение сакрализации королевской власти (на примере в концепции М. Блока).

Читать

История города Улисс: как город перенесли в другое место

Однако через двадцать лет по определённым причинам Улисс пришёл в упадок, и его население сократилось до 100 человек (по некоторым данным до 40 человек). Главной причиной тому стала засуха.

Читать

Исторические киммерийцы

Кто такие исторические киммерийцы.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter