↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................
Раскрыта жизнь динозавров до падения астероида
........................
Найдено место крупнейшей катастрофы на Земле
........................
В Шотландии нашли клад опального претендента на английский престол
........................
Историки нашли застрявших в древней посуде тысячелетних насекомых с помощью рентгена
........................

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

От училища до гимназии. История одного адреса.

(Научно-исследовательская работа)
Раздел: История России
Автор: Носков Валерий
Научный руководитель: Носкова Н. А.

Содержание

 

 

I.

Введение.

II.

История зданий:

 

Семёновское педагогическое училище.

1934 – 1941

 

Эвакуационный госпиталь № 1030.

1941 – 1945

 

Семёновский государственный педагогический институт.

1940 – 1954

 

Семёновское педагогическое училище.

1954 – 1957

 

Семёновская школа-интернат № 1.

1957 – 1989

 

Семёновская средняя общеобразовательная школа № 4.

1989 – настоящее время.

 

Семёновская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа.

1993 – 2009

 

Семёновская православная гимназия имени святого апостола и евангелиста Луки.

2005 – настоящее время.

III.

Заключение.

 

Список использованных источников.

Введение.

 

Есть в Нижегородской области небольшой районный город Семёнов. Город немолодой, но и не очень древний. Во многом схожий с десятками и сотнями таких же городков, разбросанных по всей нашей необъятной Родине, но и во многом самобытный, уникальный. Семёнов – родина хохломской росписи – знаменитой на весь мир Золотой Хохломы, – официально признан столицей народных промыслов России. Семёнов – центр старообрядчества на Руси. Знаменитые романы "В лесах" и "На горах" Павла Ивановича Мельникова – это про наш край.

 school1

Прогуливаясь по тихим семёновским улицам, понимаешь, как глубоки исторические корни российской глубинки. Здесь каждое здание может рассказать свою историю про человеческие судьбы и события.

На улице Челюскина, в тени парка с белоснежными берёзками стоят два здания, из окон которых доносятся детские голоса. Сразу видно, что здесь расположены школы.

В здании, что поменьше, располагается православная гимназия, а в большом – четвёртая школа.

 

school2

Заходишь в здания – там тепло и уютно, в просторных классах идут уроки, учащиеся постигают азы наук. Но что было в этих зданиях двадцать или пятьдесят лет назад? Какие люди ходили по этим коридорам? Что их связывало с этими кабинетами?

school3 На двухэтажном здании мы видим памятную табличку, говорящую о том, что во время Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь. А на трёхэтажном здании есть табличка, говорящая, что здесь работал заслуженный учитель РСФСР Пачуев Иван Афанасьевич.

Что это был за человек, какую роль он сыграл в истории этого здания? Что за госпиталь здесь был и какие события происходили в нём? Как эти два здания связаны с историей города и между собой, какую роль они играли в судьбах горожан? Почему они числятся по одному адресу: улица Челюскина, дом 27? Меня очень заинтересовали эти вопросы.

 

Наш дом тоже стоит на улице Челюскина. На ней жили и мои предки. История моей семьи неразрывно связана с историей этой улицы и этого города.

Из рассказа своих родителей я узнал, что моя прабабушка, учительница начальных классов с 38-летним стажем, когда-то училась в педагогическом училище, находившемся здесь.

Я поставил перед собой цель: как можно больше узнать об истории этих зданий.

Начав собирать информацию, я был очень удивлён. Оказывается, вся история этих зданий связана с образованием. В их стенах располагались и педагогическое училище, и педагогический институт, и школа-интернат, и средняя школа, и православная гимназия. Только во время войны здесь был госпиталь. Эти стены выпускали учителей, которые потом здесь же учили детей. Вот такая интересная история у этих зданий.

Семёновское педагогическое училище.

1934 – 1941

 

Становление образования в России.

 

Россия всегда славилась своими умами. Становление и развитие образования в нашей стране началось очень давно, ещё с петровских времён. Одним из основоположников развития образования является великий учёный Михаил Васильевич Ломоносов. Но до середины 19 века развитие образования в России не было ещё таким повсеместным. Большая часть населения не умела читать. Учебных заведений было очень мало. Педагогов, способных обучать других, и того меньше.

С 60-70 годов 19 века начинается фактическая история среднего педагогического образования в России. После утверждения "Положения о начальных народных училищах" в 1864 году начинается развитие министерских и земских учительских семинарий.

Революция 1905-1907 годов оказала сильное влияние на жизнь учительских семинарий. Были изменены учебные планы, методы обучения и некоторые стороны жизни воспитанников семинарий. За 10 лет (1900-1910 годы) было открыто всего 23 новых учительских семинарии. Однако в связи со значительным ростом сети начальных школ, особенно во втором десятилетии 20 века, потребность в подготовленных учителях не уменьшилась, а, наоборот, увеличилась. Это вызвало необходимость открытия новых учительских семинарий.

К марту 1917 года в России насчитывалось 183 учительских семинарии, содержавшихся на средства государственного казначейства, и 9 учительских семинарий и школ – на средства обществ и частных лиц.

С момента создания советского государства вопросам образования уделялось приоритетное внимание. 9 ноября 1917 года, на следующий день после проведения 2-го Всероссийского съезда Советов, совместным Декретом ВЦИК и СНК была учреждена Государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалась задача руководить всей системой народного образования и культуры.

В октябре 1918 года введено положение "О единой трудовой школе РСФСР", которое вводило бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста. 26 декабря 1919 был подписан декрет о том, что всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке – по желанию.

Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа призвана была не только решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся знаниям законов развития природы, общества и мышления, трудовым навыкам и умениям, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Как говорил Владимир Ленин – "нам нужно громадное повышение культуры. Надо добиться, чтобы умение читать и писать служило к повышению культуры". Но для этого необходимо огромное количество умных, талантливых, целеустремлённых педагогов.

В начале 1919 года открываются новые учительские семинарии, и продолжают работать старые, их преобразовывают в педагогические курсы. Затем семинарии последовательно становятся техникумами, а затем и училищами. Потребность в сельских учителях оценивалась как чрезвычайно большая, поэтому был введён ускоренный курс обучения.

Благодаря всем принимаемым мерам количество учителей увеличилось с 222 974 человек в 1922 году до 394 848 человек в 1929 году. Это позволило обеспечить грамотными специалистами не только городские, но и удалённые сельские школы.

 

Семёновское педагогическое училище.

1934 – 1941

 

К 1930 году встал вопрос об открытии педагогического училища в городе Семёнове. Это позволило бы решить вопрос острой нехватки учителей начальных классов в северных районах области. В 1934 году училище было образовано. Был подобран опытный преподавательский коллектив. Но возникла проблема – для такого учебного заведения необходимо было собственное здание. Участок под строительство был выбран недалеко от воинской части, на месте стрельбищ. Участок располагался на возвышенности, отсюда открывался прекрасный вид на окрестности, в том числе на речку Санохту. Организаторов строительства не смутила "нехорошая" слава этого места. В конце нынешней улицы Советской во времена становления советской власти расстреливали её врагов. Хоронили их здесь же. Старожилы помнят огромное количество выкопанных ям в этом районе. Впоследствии учащиеся интерната находили в этом районе человеческие кости. А в конце нынешней улицы Учительской летом 1920 года расстреливали дезертиров и членов банды Чернигина, здесь же их и закапывали. Но, несмотря ни на что, строительство было начато. А само училище было решено временно расположить в другом месте.

Строительство велось под контролем директора училища. Он принимал и увольнял работников стройки. К строительству такого здания нужно было подходить ответственно. Известно, что зарплата прораба в 1937 году составляла 600 рублей, при минимальной в тот период – 50 рублей. Здание строилось с 1934 по 1938 год. В те годы застраивалась также и улица, на которой строилось училище (нынешняя улица Челюскина). В 1937 году проводилась нарезка земельных участков по улице. Улица получилась довольно широкая, гораздо шире соседних. Участки на ней выделялись в среднем по 10 соток каждый. Улица имела название 2-я Спортивная. В документах 1947 года она уже называется улица Челюскина. Новое здание училища заработало только в 1938 году.

На время строительства нового здания для педагогического училища было выделено здание купца Шарыгина, расположенное по адресу: улица Коммунар, д.5 (нынче улица Ванеева, д.5).

Свою работу училище начало в 1934 году. Готовило оно учителей начальных классов. Обучение велось на дневном очном отделении, на заочном отделении и годичных курсах при училище. Для обучения принимались выпускники школ-семилеток, а также работающие учителя, не имеющие достаточного уровня образования. Обучение велось в течение 3 лет, на курсах – 1 год. Окончившие курсы приравнивались к окончившим очное отделение. Кроме семёновцев в училище учились и работали и жители других районов. Для иногородних студентов и учителей при училище имелось два общежития, а также выделялись квартиры из фонда училища.

Училище было оснащено всем необходимым. Здесь были уютные классы, столовая, библиотека, спортивный зал. Учебниками студенты полностью снабжались из фондов библиотеки. При училище была небольшая конюшня (к 1938 году в ней имелось 3 лошади).

За время существования училища сменилось несколько директоров. До августа 1937 года училищем руководил Татаринов С.В. С августа 1937 года – Петухов Иван Михайлович. С осени 1937 года училищем руководили Рыбаков А.И. и Фуфаев К.А. Житухин К.А. был директором в 1940 году. С августа 1940 года и до закрытия – Желтов А.К. Училище имело немалый преподавательский коллектив. Несмотря на то, что преподаватели иногда менялись, немало их трудилось на протяжении всего существования училища. Сейчас нам известны следующие имена: Виноградов В.В., Циммерман В.И. (русский язык и литература), Пашин И.Н., Полин В.Ф. (педагогика), Селюкова Е.К., Меднис Л.Ф., Тюрин И.Н. (заведующий практикой), Перовская А.И. (биология, рисование), Михеев Н.Ф. (русский язык и литература), Беляков А.П., Докучаева А.Н., Кощеева А.Н., Гордеев В.Н. (физика), Красильников В.П., Татаринова М.П., Палехова В.Г., Орлов П.А., Маланова В.Н. (физика), Наумова Э.И. (пение), Макаров С.И., Сахарова Н.А., Шустер Г.С., Фуфаев К.А (русский язык и литература), Востоков В.Г. (русский язык и литература), Востокова Н.С. (русский язык и литература), Полин Ц.Ф. (педагогика), Рыбаков А.И. (история), Уланов В.И. (военное дело), Шахаева М.А. (математика), Лебедев Б.С., Клаченков А.И.

 school4

Классный журнал. 3 "Б" класс. 1940 год.

Ежегодно на очное отделение набиралось по три группы студентов в среднем по 25 человек. Студенческие группы назывались классами, как в школе. Обучение начиналось в 9-30, а с 1941 года – в 9-00. Студентам преподавались такие предметы: русский язык, литература детская и общая, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, история СССР, новая история, Конституция СССР, география, естествознание, физика, химия, педагогика и история педагогики, школьная гигиена, рисование, чистописание, пение, физкультура, немецкий язык, военное дело. Преподавались и специализированные предметы: методика преподавания русского языка, литературы, арифметики, истории, географии, естествознания, рисования, пения, физкультуры. Также студенты проходили практику. Знания студентов оценивались не так, как сейчас. В журналах тех лет вместо привычных нам сегодня двоек с пятёрками присутствуют оценки: плохо, посредственно, хорошо и отлично.

 school5

Протокол испытания. 3 "Б" класс. 1941 год.

Учились студенты по-разному. Тем, кто учился на хорошо и отлично, назначали стипендию, которая составляла 45 рублей. За особые успехи назначалась повышенная стипендия. Её размер составлял до 74 рублей (в 1940 году). По итогам года успевающим студентам выплачивалась разовая стипендия наподобие премии. Её размер был 96 и 118 рублей (в 1941 году). Это были очень немалые деньги, учитывая, что в то время минимальная зарплата была 50 рублей. Кроме того, студентов-отличников премировали путёвками в горьковские театры, экскурсионными поездками в Горький, книгами, а также объявляли благодарность с занесением в личное дело. Небольшие премии выплачивались к празднику 8 Марта.

Но были среди студентов и неуспевающие. Тех, кто по итогам года получал "плохо" по какому-либо предмету, оставляли "на осень". Были среди студентов и такие, у кого были проблемы с поведением. Таким студентам объявляли выговор, ставили на вид. А бывали случаи, когда за провинности студентов выселяли из общежития и из квартир училищного фонда, чтобы не позорили училище. Педагоги очень ответственно относились к тому, чтобы студенты вели себя за пределами училища достойно, и провинившихся строго наказывали.

Были и совсем серьёзные случаи. В марте 1937 года в газете "Горьковская коммуна" была опубликована статья "Бракоделы в педучилище" о катастрофическом положении с русским языком в семёновском училище. После этого были приняты меры: часть уроков преподавателя-"бракодела" передали другому, приказано было провести работу по исправлению ситуации.

 school6

Книга приказов. 1937 год.

Очень серьёзным было отношение к тому, какие выпускники выходят из стен училища. После выпускного 1937 года два студента подрались в общежитии. За это им был объявлен выговор, о происшествии сообщили в РОНО и ОблОНО, а выдачу диплома приостановили до ответа из ОблОНО.

Есть сведения, что некоторых студентов из малоимущих семей или по причине смерти кормильца освобождали от платы за училище. Но что это была за плата – неизвестно.

 school7

Копия аттестата. 1938 год.

Работал в училище и комитет ВЛКСМ. Комсомольцы вели очень активную работу.

В училище работало много разных кружков на любой вкус. Ежегодно проводились соревнования на лучшую стенгазету класса. В 1937 году была объявлена благодарность с занесением в личное дело редакторам газет по результатам соревнования на лучшую стенгазету. Самыми лучшими были признаны газеты: "За отличную учёбу", "Вперёд", "За знания", "Голос отличника", "Классный вестник", "Отличник". Проводились в училище и свои киносеансы.

Ежегодно, в конце учебного года, проводились переводные и выпускные экзамены. Сначала по результатам успеваемости в течение года смотрели, всех ли студентов можно было допустить до экзаменов. Билеты для экзаменов составляли сами учителя в соответствии с требованиями Наркомпроса. Составленные билеты проверялись руководством училища. Если были какие-либо нарекания, то билеты переписывались. Никаких поблажек по отношению к студентам не было. Как сказано в приказе директора: "никоим образом не допускать малейших проявлений либеральности и снижения требований при оценках".

Очень сурово карали студентов за шпаргалки на экзаменах. При обнаружении шпаргалки на экзамене в 1941 году студентке, использовавшей шпаргалку, поставили на вид, а автору шпаргалки вынесли предупреждение.

 school8

Домнина Ева Терентьевна (слева) с подругами.

Около 1940 года.

После сдачи выпускных экзаменов и получения  аттестатов и удостоверений, молодые учителя получали распределения по новым местам работы. Выпускники семёновского училища получали распределения по следующим районам: Залесный, Борский, Большемурашкинский, Тоншаевский, Семёновский, Тонкинский, Уренский, Воскресенский. Молодые учителя уезжали на новые места работы, чтобы самим учить и воспитывать подрастающее поколение.

Семёновское педагогическое училище за годы своего существования существенно пополнило ряды учителей начальных классов. Но школам катастрофически не хватало учителей-предметников. Каждый год открывались новые школы. Горьковский педагогический институт не выпускал достаточного количества учителей. В конце 30-х годов встал вопрос об открытии на базе Семёновского педагогического училища педагогического института.

Автор: Носков Валерий
Дата публикации: 09.12.2014

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

История русского православного монашества XIX-XX веков в свете истории Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря

На протяжении всей истории страны в русских монастырях собиралось все самое лучшее: люди - прославившиеся на весь православный мир; бесценные сокровища русской культуры - храмы, книги, настенные живописи, иконы, церковная утварь; благочестивые обычаи и правила, безвозмездная помощь нуждающимся. Монашеские обители были важным элементом жизни русского общества. .

Читать

Неизвестные места вашего региона, имеющие историко-культурную значимость

Кострома сыграла видную роль в истории российской государственности. История Костромы не может не рассматриваться в контексте экономических, социальных, политических и культурных процессов в древнерусский и русский периоды. Вопросы исторического развития Костромы непосредственно связаны с общеисторическими процессами, проходившими в рамках Северо-Восточной Руси и Московского государства..

Читать

Северный Сфинкс, не разгаданный до гроба

.

Читать

Зверства фашистов во время оккупации г.Ставрополя

Впервые слово «холокост» я услышал в этом году на уроке истории от учителя. Меня поразила даже та немногая информация, которую мы успели узнать за время урока. Поэтому когда я узнал о возможности подробнее изучить холокост, я решил заняться этой темой..

Читать

От медных бунтов к рыжику

Когда-то в России надежного человека называли «кредитным». Этим же словом удостаивали и всю империю, вызывавшую у соседей уважение за толковую финансовую, банковскую и дисконтную политику..

Читать

«И будет помнить вся Россия…»: Отечественная война 1812 года и Бородинское сражение в народных преданиях и в некоторых редких документах Олонецкой губернии. Историческое эссе-исследование.

Наша исследовательская работа уникальна: никто еще не рассматривал тему преданий Олонецкой губернии, возникших на основе реальных событий войны. Мы хотим рассказать о том, что о Бородинской битве действительно помнила вся Россия – на примере отдаленной от мест событий Олонецкой губернии. Мы впервые создаем в работе электронную карту с указанием деревень губернии, откуда происходили наши земляки - герои Отечественной войны 1812 года.

Читать

Памятник «Красным мадьярам» на Березовом острове озера Сугомак

Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Из многочисленных кинофильмов перед нами проплывают конармейцы в буденовках, тачанки с пулеметами, юные «неуловимые мстители» и их старшие наставники в кожанках. Героизм, стойкость, подвиги..

Читать

Космачёва Нина Ивановна

Давно отгремели залпы орудий Великой войны. Проходят годы, сменяются поколения. Но каждый раз в день празднования Великой Победы мы замираем, стоя у обелисков, простых солдатских могил, у Вечного огня. Сердца человеческие хранят память о тех далёких героических днях, о тех, кто подарили нам жизнь и свободу. Этот рассказ будет об одной прекрасной женщине Космачёвой Нине Ивановне. Сейчас она проживает в поселке Сусанино, а раньше она жила в городе Изяславе Хмельницкой области. Вот рассказ Нины Ивановны .

Читать

Иван Мазепа - гетьман всея Русi

Я не претендую на обладание истиной в последней инстанции и предупреждаю, что Вашему вниманию предлагается не кандидатская монография, а научно-популярное эссе. Уважая мнение каждого, откровенных недоброжелателей хочу попросить: «Опровергать чужую точку зрения следует на «холодную голову», спокойно, без истерического визга и брызганья слюной. А контрдоводы подтверждайте оригинальными материалами, а не пересказами чужих пересказов»!.

Читать

Записки партизана

Историческое эссе "Записки партизана" посвящённое Отечественной войне 1812 года. Автор: Пахарь Виктор Вячеславович.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter