↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

В Аргентине исследовали секретное убежище Гитлера
........................
Российские ученые разбудили спавшие десятки тысячелетий организмы
........................
На рисунках Леонардо да Винчи нашли следы людей
........................
Ученые нашли связь между наскальными рисунками и галлюциногенными веществами
........................
Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................

1 | 2 | 3 | 4 | 5

От училища до гимназии. История одного адреса.

(Научно-исследовательская работа)
Раздел: История России
Автор: Носков Валерий
Научный руководитель: Носкова Н. А.

Кипела в училище и общественная жизнь. С удовольствием студентки вместе со своими преподавателями ходили на демонстрации, проходящие 7 ноября, 1 мая и 9 мая, занимались обустройством прилегающей к училищу территории. Парк, расположенный напротив училища (через дорогу), был заложен ещё студентами института, а студентки училища ухаживали за деревьями, содержали парк в чистоте, сажали новые саженцы взамен погибших.

Очень быстро пролетали 2 года обучения и молодые учителя как птицы из гнезда вылетали из стен родного училища, чтобы нести свет наук подрастающему поколению. Из стен училища вышло немало известных учителей. Многие студентки были не из Семёнова, и они вернулись в свои города и сёла. Семёновские же учителя пошли преподавать в свои школы. А некоторые выпускницы училища пожелали учиться дальше и поехали в Горький поступать в педагогический институт. Но навсегда они остались дружны. Выпускницы первого потока: Молодцова Вера Ивановна (учитель начальных классов, 1 школа), Потехина Тамара Ивановна (работник РОНО). Выпускницы второго потока: Осокина (Калугина) Вера Сергеевна, Жаринова Альбина Александровна (учитель начальных классов, 4 школа), Смирнова Венера, Бурашникова Таисия (уехала в Казахстан), Лукашова Мария (уехала в Зимёнки), Чистякова, Разуваева, Цветкова Галина Ивановна (родом с Борского района), Красильникова Ольга Константиновна (всю жизнь проработала воспитателем в детском саду № 2).

Во время работы училища при нём действовали двухгодичные медицинские курсы от Горьковского медицинского училища. После окончания этих курсов медсёстры находили работу с нашей семёновской больнице. Так что из стен этого здания выходили не только учителя, но и медсёстры.

 

 school16

Выпускники 1957 года. 2 группа.

К 1957 году остро встал вопрос о переизбытке учителей начальных классов в районе. Студентки первого выпуска 1956 года выходили из стен училища со "свободным" дипломом и должны были сами искать работу. Студентки из других городов и сёл вернулись на родину. А семёновским выпускницам было гораздо сложнее. Некоторые оставались в городе, в основном потому, что родственники помогали им находить работу в школах. Чаще молодые учителя уезжали в далёкие сельские школы. Выпускницы 1957 года получили распределение, но в городе мест практически не было, и многие учителя свой трудовой путь начинали в сельских школах, зачастую в других районах.

 

 

Семёновская школа-интернат № 1.

1957 – 1989

 

 school17

Здание интерната. 1959 год.

В 1957 году состоялся последний выпуск в педагогическом училище и было принято решение об открытии на этом месте школы-интерната. Предполагалось, что школа-интернат соберёт в своих стенах детей-сирот, детей из многодетных и малообеспеченных семей, а также детей из соседних деревень. Возглавил интернат работник РОНО, учитель, фронтовик Пачуев Иван Афанасьевич. Это была очень большая ответственность – организовать открытие школы-интерната. Но Иван Афанасьевич не боялся трудностей, и у него всё получилось. Очень быстро Иван Афанасьевич собрал опытный и целеустремлённый коллектив. Часть учительского коллектива осталась из училища, а часть пришла вновь. Уже осенью необходимо было принять первых учеников, а дел было невпроворот. Необходимо было оборудовать классы, столовую, жилые комнаты. Очень хотелось, чтобы детям понравилось на новом месте, чтобы они чувствовали себя как дома. За лето 1957 года коллектив проделал огромную работу и к 1 сентября интернат был готов принять первых учеников.

 

 school18

Педагогический коллектив. 1959 год.

Начался первый год жизни интерната. Было набрано 197 учащихся. Педагогический коллектив составлял 26 человек. Ещё столько же было обслуживающего персонала. Были набраны дети с 1 по 6 класс. Классы были большими – по 30-35 человек. У каждого класса был классный руководитель и воспитатель.

 

 school19  

Урок русского языка. 1967 год.

Заместителем директора был Бахтин Н.П., преподававший физику и математику, учителем химии и биологии была Худякова Н.А., учителем труда, черчения и заместителем директора по производственному обучению был Мегалинский А.Н., учителями по домоводству были Прямова В.Г. Дунаева А.М., Ширкунова Г.А., учителем физкультуры – Холоднов В.Л., учителем литературы и русского языка были Мясникова З.Ф. и Сидельникова П.И., учителем начальных классов и русского языка была Смирнова Г.И., учителями географии – Тронова А.В. и Ванчурова В.Н. Бахтина С.Д. преподавала математику, Малышева А.М. и Абрамова И.Н. – иностранный язык, Уласевич Б.А. – физику, Негрун В.Ф. – математику, Полиектов Е.П. – трудовое и производственное обучение. Малышева В.И. была учителем начальных классов. Пачуев И.А. и Рыбин И.В. преподавали историю. Пашков В.И. был заместителем директора по воспитательной работе, а его его жена – воспитателем.

 school20

Кружок "Умелые руки". 1959 год.

Помогали учителям не менее опытные воспитатели Волкова Т.З., Ванчурова В.М., Курзина Г.А., Семенкова М.Н., Иванова З.В., Негрун В.Ф. Пионерскую организацию в интернате в разное время возглавляли Шарова З.И., Иванова Н.А., Никифорова В.

В интернате работали и медицинские работники: врач Тихонова Т.И. и медсестра Попкова С.Ф.

Первые месяцы были очень нелёгкими для интерната. Дети пришли из разных школ, с разным уровнем успеваемости, разным воспитанием. Но опытный педагогический коллектив во главе с Иваном Афанасьевичем справился с трудностями. Уже к концу первого учебного года удалось добиться 96% успеваемости, при этом более 60 человек училось только на 4 и 5.

Кроме уроков, проводимых по основной программе, в интернате было немало других занятий, нацеленных на формирование в учениках полноценной личности, готовой служить на благо своей страны, готовой ко всем жизненным невзгодам. Проводились уроки культуры, на которых дети учились сервировать стол, писать письма, пользоваться разными принадлежностями, правильно ходить по улице. Ещё очень популярными были занятия танцами, музыкой, сельхозтрудом. Со временем открылись кружки домоводства, духовой, драматический, кружок рукоделия, натуралистов, кружок "Умелые руки". На занятиях по рукоделию девочки учились вышивать салфетки, накидки на подушки, шторы, скатерти и сами оформляли свои комнаты. Мальчики на занятиях кружка "Умелые руки" учились выжиганию, выпиливанию и сами изготавливали шкатулки, полочки, вазы. Был в интернате замечательных хор. Руководили им в разное время: Зимина М.Ф., Коптев А.П., Щеколдин Г.И. Хор был очень популярен в городе, выступал на многих городских концертах, участвовал и побеждал в конкурсах. Был при интернате и духовой оркестр. Руководил им Соколов Е.С.

 school21

Первенство района на приз "Золотая шайба".

Школьный каток. 1967 год.

Очень важным считалось физическое развитие учеников. Кроме уроков физкультуры в интернате действовали спортивные секции. Ребята вместе с учителями сами организовали футбольное поле, баскетбольную и волейбольную площадки, беговые дорожки. Был создан шашечно-шахматный клуб. В интернате проводились соревнования по разным видам спорта, в том числе по футболу, баскетболу, волейболу, настольному теннису, хоккею. Команды из интерната очень удачно выступали на районных соревнованиях. Зимой учащиеся интерната регулярно выезжали в лес на лыжах, а летом незабываемыми для ребят были туристические походы на реку Керженец.

Очень важным пунктом воспитания детей была готовность детей работать физически. Как сказано в законе об укреплении связи школы с жизнью: "Советская средняя школа призвана готовить образованных людей, хорошо знающих основы наук и вместе с тем способных к систематическому физическому труду, воспитывать у молодёжи стремление быть полезной обществу, активно участвовать в производстве ценностей, необходимых для общества".

Очень много внимания уделялось самообслуживанию детей. Учащиеся сами убирались в комнатах, накрывали на столы, гладили бельё, штопали одежду, участвовали в хозяйственных работах.

При интернате работала сапожная мастерская. Мальчики сами проводили несложный ремонт обуви. Усилиями коллектива и детей была создана свиноводческая ферма. Учащиеся ухаживали за поросятами: кормили их, убирали за ними. Также работала кролиководческая ферма.

 school22

Школьная свиноферма. 1959 год.

 school23

Школьный двор в цветах. 1967 год.

Был при интернате свой учебно-опытный участок, на котором выращивались овощи и фрукты. Имелся большой сад, парк, цветники. Проводился полный овощной и полевой севооборот. К примеру, в 1958 году было посажено 1,5 га картофеля, 1300 кустов помидор, 5 соток моркови, свёклы, огурцов и кукурузы. Так же сеялся ячмень, пшеница, овёс, лён, просо, горох.

 

 

Создавался и свой селекционный участок. А цветники, разбитые на территории интерната, были знамениты на весь город. Очень популярной была и теплица, построенная ребятами. Круглый год в ней работали юннаты: проводили опыты, выращивали рассаду цветов и овощей. Ежегодно к выпускному в интернате уже были свои свежие огурцы. Вся работа с растениями, начиная с посева рассады и заканчивая сбором урожая, проводилась детьми, но под руководством опытных руководителей. Дети с огромным желанием выполняли физическую, порой даже тяжёлую работу. Благодаря учебно-опытному участку, интернат снабжал себя продовольствием.

Со временем в интернате сложились свои традиции. Например, каждый понедельник проводился совет коллектива. Все собирались в актовом зале и обсуждали события, произошедшие за неделю, строили планы. Очень весело в интернате отмечались праздники, а таких было очень много. Это праздник именинников, "Чистота – залог здоровья", "Славные дела нашей школы", праздник Золотой осени, Русской зимы, праздник труда. Проводились Конкурсы на лучшее оформление комнаты к Новому году, на лучшую скульптуру из снега, лучшую стенгазету. Проводились различные концерты, литературные вечера, смотры знаний по предметам, вечера мудрейших, тематические КВН, вечера птиц.

Занимались ученики и сбором металлолома и макулатуры для сбора средств на строительства нового дома пионеров, работали в подшефном колхозе и брали шефство над пенсионерами и малышами из детских садов.

 school24

Девочки занимаются посадкой овощей. 1959 год.

В интернате был создан музей В. И. Ленина. Дети сами собрали большое количество экспонатов.

 

 

 

 

 

 

 school25

Поездка в Москву. 1967 год.

В школе активно работала пионерская дружина и комсомольская организация. Дружина носила имя Павлика Морозова. Были и именные отряды. Например, отряды имени Гайдара и имени Вали Котика. Ребята изучали жизнь и подвиги своих героев, устраивали посвящённые им мероприятия. Однажды, по решению Совета дружины, в школу пригласили маму Павлика Морозова Татьяну Семеновну. Состоялась очень интересная, познавательная встреча.

Большое впечатление на ребят произвела встреча с мамой нашего земляка поэта Бориса Петровича Корнилова – Таисией Михайловной. Регулярно в школе проводились интереснейшие встречи с участниками Великой Отечественной войны. Интересными для ребят были и встречи с выпускниками интерната.

Со временем в школе появилась традиция: при выпуске сажать своё дерево. Выпускники наказывали младшим ребятам ухаживать за его деревом и хранить традицию.

Регулярно, за отличную учёбу лучшие классы премировались поездками в другие города – Москву, Ленинград, Ясную Поляну, Большое Болдино, Ульяновск, Сталинград.

 school26

В 1963 году состоялся первый выпуск учащихся школы-интерната. Для всех ребят интернат стал родным домом. Здесь они получили хорошее воспитание, образование, научились дружить, любить, стали полноценными гражданами своей страны. Все выпускники нашли своё место в жизни, стали известными учителями, врачами, писателями, учёными, рабочими, военными. И всегда с благодарностью вспоминали они родной интернат.

Со временем школе было присвоено звание "Школа – спутник семилетки" (в те времена страна выполняла семилетний план). Лучших учащихся награждали значком "Семёновская школа-интернат № 1 – спутник семилетки".

 

 

 school27

Отряд им. Гайдара готовит почву под

цветники. 1967 год.

В 1959 году произошло важное событие в жизни школы – началось строительство жилого корпуса. Строилось оно рядом с интернатом. В строительстве участвовали все – и строители, и сотрудники, и учащиеся. И вот, в 1963 году состоялось открытие нового общежития. В 1964 году началось строительство пристроя к основному зданию школы. В 1967 году было завершено строительство спортивного зала и мастерских. Одновременно с общежитием и спортзалом велось строительство столовой и многих других помещений.

 

 

 school28

Общежитие. 1967 год.

К 1967 году школа-интернат № 1 была современным образовательным учреждением с хорошей учебно-материальной базой. Имела типовое общежитие на 300 мест, столовую, спортзал, прачечную, котельную, мастерские, тёплый гараж. Во всех помещениях имелись горячая и холодная вода, центральное отопление, канализация.

 

 

 school29

1963 год.

Силами учащихся было построено 1,2 километра асфальтированных дорожек и тротуаров. Вся территория школы и прилегающие улицы озеленены насаждениями, заложены 2 парка. За несколько лет посажено и выращено 12 тысяч деревьев и кустарников, более 100 тысяч различных сортов цветов.

Во главе учительского коллектива школы стоял заслуженный учитель РСФСР, кавалер ордена Ленина Иван Афанасьевич Пачуев. Среди учителей и воспитателей имелось 6 отличников образования и 1 заслуженная учительница СССР Мясникова З.Ф.

Школа имела успеваемость 98-99%. Столь высокие результаты достигались единством и сплочённостью коллектива при постоянной заботе о каждом ученике.

 school30

Пачуев Иван Афанасьевич.

19 мая 1969 года произошло печальное событие – скончался Иван Афанасьевич Пачуев. Это стало трагедией для каждого члена большой семьи под названием "интернат". Основатель интерната, незаурядная личность, Иван Афанасьевич родился в крестьянской семье. До войны окончил школу-семилетку, а следом – районную школу счетоводов. После окончания школы лейтенантов в декабре 1941 года его направили под Москву. При обороне столицы в составе разведроты он попал в окружение. Всего десять бойцов смогли выйти из котла и остаться в живых, в числе которых и наш земляк. Иван Пачуев был тяжело ранен осколком снаряда, его отвезли в госпиталь, а потом снова был фронт. За три военных года он получил три ранения. В июле 1944-го его комиссовали, через месяц Иван Афанасьевич вернулся домой и сразу же стал преподавать начальную военную подготовку во второй городской школе. Потом он окончил Ветлужское педагогическое училище, а затем с отличием Горьковский педагогический институт. В 1957 году основал школу-интернат.

Иван Афанасьевич смог создать коллектив педагогов и воспитателей единомышленников, приучал детей к труду. Иван Афанасьевич был умный и мудрый, высоких нравственных принципов, с любовью к людям и своему делу – делу воспитания детей. Недаром воспитанники Ивана Афанасьевича называли его: "Наш Батя". Главным девизом работы Ивана Афанасьевича был: "Если ты можешь делать добро, помочь людям, и это зависит от тебя, делай это не жалея, потому что после нас остаются только добрые дела".

 school31

После смерти Ивана Афанасьевича интернат возглавляли директора: Розов Г.Д., Худякова Н.А., Рябков С.П. Менялся и преподавательский состав. Но на протяжении многих лет, до самого закрытия интерната, весь образовательный процесс и методы воспитания детей применялись именно те, которые заложил Иван Афанасьевич. Выпускники очень любят свой интернат, регулярно встречаются в родных стенах, поддерживают своих учителей и воспитателей и гордо называют себя пачуевцами. Именно благодаря инициативе пачуевцев и при поддержке детей Ивана Афанасьевича – Ларисы Ивановны и Владимира Ивановича – в 2014 году на здании школы № 4 была установлена памятная табличка, посвящённая Ивану Афанасьевичу Пачуеву.

Школа-интернат просуществовала до 1989 года. За это время из стен школы вышло много хороших людей, настоящих граждан своей страны, которые несли с собой память о родном интернате.

В 1989 году школу-интернат было решено расформировать. Оставшиеся учащиеся были переведены в другие школы, а сироты перевезены в другие детские дома. На месте школы-интерната была открыта средняя школа № 4.

 

Средняя общеобразовательная школа № 4.

1989 – настоящее время.

 school32

Школа № 4. 2014 год.

 После закрытия школы-интерната № 1 в 1989 году на его месте была образована средняя школа № 4. Школа была образована из двух коллективов: закрывающейся школы-интерната и школы № 6. Первым директором школы был назначен Сидельников Владимир Петрович. Он руководил школой с 1989 по 1990 год. Заместителем директора по УВР стала Лепехова Валентина Ивановна. Школа располагалась в двух зданиях. В двухэтажном здании располагалась начальная школа, а в трёхэтажном – средняя и старшая. В школе имелась своя большая столовая в отдельно стоящем здании, спортзал, мастерские, стадион и много других строений. Важной особенностью школы было то, что здесь учёба проходила в одну смену.

 

 school33

Школа № 4. 2014 год.

 

Педагогический коллектив новой школы составлял более 40 человек. Численность учащих составляла более 600 человек. В школе начали учиться бывшее ученики школы 6 и интерната № 1, а также ученики некоторых других школ. К примеру, из переполненной первой школы были переведены целые классы.

 

 

 

 school34

Первые учителя. Начало 90-х.

В новой школе слились два педагогических коллектива, каждый со своими традициями и методами обучения.Из шестой школы пришли такие учителя, как Кульпина И.С., Кульнева Е.М., Лепехова В.И., Кочеткова А.А., Малышева В.В., Кочнева Н.Г. Из интерната пришли Туркина Т.И., Ломова Т.Н. Многие годы трудились и до сих пор трудятся на благо школы: Надеждина Л.Д., Веселова Н.И., Бембеева Т.И., Осокина В.С., Рогова М.Е., Цыганова М.И., Здорова Т.П., Бадейникова Л.С., Жаринова А.А., Ломова Т.Н., Дерпалюк В.П., Галкер Н.М., Емелина Л.В.

Автор: Носков Валерий
Дата публикации: 09.12.2014

1 | 2 | 3 | 4 | 5



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Усыпальница Голицыных в Донском монастыре

Усыпальница Голицыных – больничная церковь архангела Михаила. Храм трапезного типа. К нему примыкают жилые покои бывшей богадельни. Комплекс вытянут в одну линию с востока на запад и располагается вдоль южного прясла ограды обители..

Читать

Шотландские военные специалисты на русской службе в раннее новое время (XVII – начало XVIII вв.)

Войны Московского государства с западными соседями в XVI веке способствовали знакомству русских военных с европейской воисковой моделью и создавали предпосылки для её заимствования. Во время Смутного времени стало заметно отставание русской армии от европейских по организации и вооружению..

Читать

Они сражались за Родину

Дмитрий Матвеевич родился 2 января 1920 года в многодетной крестьянской семье. Детство совпало с голодными годами. С малых лет Дмитрий Матвеевич любил работать, увлекался спортом. С одиннадцати лет работал в колхозе плугарём, а затем стал трактористом. “Прямо на току, где я работал на тракторе, мне вручили повестку о призыве в ряды Красной Армии, - рассказал ветеран, вспоминая о годах Великой Отечественной войны. - Где бы я ни воевал, я всегда думал о родной стране, о своей деревне, об односельчанах”. Родители не хотели отпускать своего сына на войну, но Дмитрий Матвеевич с гордостью пошёл воевать и защищать родину от захватчиков..

Читать

История моего хутора

История земли кубанской подобна полноводной реке Кубани, что вобрала в себя воды ручейков и маленьких речушек Она складывается из воспоминаний старожилов, рассказов бабушек, легенд, рожденных народным творчеством, впитавшим в себя мудрость, думы, мечты и поверья народа, а также и с исторических фактов. .

Читать

Гастрономические бренды Российской империи

Историки считают, что пастила, тульские пряники, абрикосовый шоколад, вологодское масло являются основными брендами Российской империи..

Читать

БЛАГОДАРНОЙ ПАМЯТИ ОТЕЧЕСТВА - СПАСИТЕЛЯМ РОССИИ

2012 год – Год российской истории. 4 ноября 2012 года страна будет праздновать 400-летие со дня освобождения России от иноземных интервентов. В благодарной памяти Отечества имена Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского останутся навсегда. Неоценима роль нижегородцев в освобождении государства от иноземных захватчиков в 1611 – 1612 гг..

Читать

Горно – промышленная деятельность Масаловых в XVIII в.

Намерение построить вододействующий завод созрело у Масаловых в 1728г. Максим Перфильевич Масалов обратился с челобитной в Берг – коллегию 8 июля 1728г. Он признавался, что еще ранее имел «охоту к переплавке в ручных горнах руды в чугун и в деле железа». .

Читать

Сын великого Онара

Есть в глубинке необъятной России неприметная на первый взгляд деревушка с истинным марийским названием Олыкъял. Дословный перевод на русский – Луговая деревня (олык – луг, ял - деревня). Она расположена в Волжском районе, на стыке двух республик: Марий Эл и Татарстан. Деревня известна тем, что здесь родились и выросли два Героя: Герой Советского Союза Зинон Филиппович Прохоров и Герой России Валерий Вячеславович Иванов..

Читать

«Благоверный правитель» (на примере Николая II)

На рубеже XIX-XX веков Российская империя была одной из крупнейших стран мира. Она занимала второе место в мире по размерам территории и третье место – по численности населения. Продолжалась модернизация – процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, который охватывал все сферы жизни общества..

Читать

Неизвестные герои

Каждая годовщины дня победы в Великой Отечественной войне ознаменовывается тем, что мы восхищенно вспоминаем и чествуем героические подвиги солдат, партизан, медицинских сестер и других не менее важных участников войны: Александра Маресина, Зою Космодемьянскую, отряд Панфилова – их имена и отважные поступки не забыты. Однако существуют те, которых не просто забыли, но и никогда не помнили. Почему и отчего так происходит, ведь каждый герой неоценимо повлиял на исход войны? Забывая и просто не помня, мы теряем историю, теряем наше достояние, память о героизме. В подтверждении этого можно привести следующие аргументы обосновывающие это..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter