↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

Названо самое провальное оружие Второй мировой войны
........................
Ученые подтвердили гибель динозавров от астероида
........................
В Пскове под кинотеатром нашли древнюю церковь
........................
Красная Армия помешала Японии применить биологическое оружие
........................
В Китае нашли следы пива возрастом 9000 лет
........................

К вопросу о происхождении елшанской культуры

(Статья)
Раздел: Археология
Автор: Гущин Александр Анатольевич
Гущин А. А. К вопросу о происхождении елшанской культуры // XII Лебедевские чтения: Материалы межвузовской научно-практической конференции - Пенза: ГУМНИЦ, 2011. С.258-261.

Елшанская культура — это наиболее ранняя неолитическая культура, располагавшаяся на территории современного Среднего Поволжья. Впервые она была выявлена в 1977 г. при раскопках в Оренбургской области.1 А на рубеже веков выделена в отдельную культуру Мамоновым Е.А. Елшанская посуда в основном небольших размеров, тонкостенная, верхние части сосудов имеют либо прямую, либо плавную S — видную профилировку, формы днищ трех разновидностей — плоские, округлые, острые. Различаются три вида орнамента — прочерченные линии, разреженные наколы и ямочные вдавления правильной округлой или неправильной формы и с негативом - «жемчуженой» и без нее. Встречается ряд ямочных вдавлений на верхней части сосуда (не более 3х рядов), ромбическая сетка прочерченными линиями.2

Появление керамики традиционно связывается с развитием производящего хозяйства. Переход к большей оседлости населения в местах, не богатых лесом, обусловил возведение глинобитных домов, что привело к освоению нового материала — глины. Увеличение потребности в таре для хранения накопленных запасов способствовало широкому распространению глиняной посуды.

На сегодняшний день было обнаружено немного археологических памятников елшанской культуры. Некоторые из них не имеют датировки. Наиболее спорным является вопрос ее происхождения. Существует несколько теорий происхождения елшанской культуры. Одна из них теория автохтонного происхождения. Остальные три ведут происхождение елшанской культуры из Малой Азии. Основное различие — это путь по которому проходила передача технологии. Одной из наиболее значительных проблем в изучении елшанской культуры является отсутствие переходных форм. Елшанская культура являлась достаточно совершенной — яркой чертой является хорошо заглаженная поверхность керамики. Для того, чтобы достичь такого уровня, технология производства керамики должна была пройти определенную эволюцию. Нахождение керамики, переходных стадий этой эволюции может открыть происхождение елшанской культуры. Ещё одной немаловажной проблемой является небольшое количество полученных с керамики дат. Имеющиеся даты не могут отобразить процесс распространения елшанской культуры. Кроме того, следует учитывать, что не все радиоуглеродные даты были сделаны по керамике. Наиболее ранние даты были получены по радиоуглеродному анализу кости и ракушки.

Автохтонная теория имеет немало слабых мест. Во — первых это отсутствие аналогичных случаев. Во — вторых это трудность объяснения причинно — следственных связей появления керамики в данном регионе. Местное население было незнакомо с производящим хозяйством.3 В — третьих это, как и в других случаях, отсутствие переходных форм или предшествующей культуры. Тезис об автохтонности елшанской культуры можно принять только в том аспекте, что в результате инфильтрации пришлого населения, носителей керамической культуры, принесённая ими технология производства керамики, форма сосудов, видоизменилась под влиянием местных традиций и верований. Этим, кстати, можно объяснить и появление двух видов елшанской керамики. А наличие обеих форм на различных стоянках можно объяснить дальнейшей миграцией населения. Различия двух видов елшанской керамики многие исследователи объясняют эволюцией производства, называя одну из них, предшествующей другой. Идут дискуссии какая из форм появилась раньше. Но эти предположения, на данный момент, имеют мало аргументации, так как имеющиеся даты радиоуглеродного анализа не дают возможности с полной уверенностью сказать, что одна из форм существовала раньше другой, и вообще о том, что они существовали в разное время.

По мнению В. И. Тимофеева, распространение наиболее ранней керамики на обширных пространствах Восточной Европы не могло быть результатом лишь многочисленных миграционных процессов. Скорее всего, причиной стала диффузия — освоение навыков керамического производства в среде позднемезолитического населения.4

Одна из наиболее обоснованных - это теория А.А. Выборнова, по которой этот путь распространения данной культуры проходил по восточному берегу Каспийского моря. И выводится происхождение елшанской культуры из Средней Азии. Эта теория построена на сходстве керамики елшанской культуры, с керамикой обнаруженной на стоянке Джебел.5 Однако эта теория так же имеет ряд слабых мест. Во первых керамика со стоянки Джебел имеет более позднюю дату, нежели елшанская керамика Среднего Поволжья. А.А. Выборнов сделал предположение, что могла иметь место не одна волна переселений с данной местности на территорию Среднего Поволжья. По всей видимости, кроме предположения А.А. Выборнова нужно рассматривать и вариант, что могла иметь место колонизация с территории Среднего Повольжья в Восточный Прикаспий. Так же возможен вариант одновременного расселения с территории Малой Азии в Восточный Прикаспий и Среднее Поволжье. Во — вторых это отсутствие каких либо переходных форм, которые показали бы эволюцию в производстве керамики.

Ещё одним направлением поиска корней Елшанской культуры представляется обращение к Приазовью, где зафиксированы древнейшие материалы, подтверждающие появление здесь домашних животных уже в 1-й половине VII тыс.-до н. э., навыки разведения которых, скорее всего, были заимствованы с территории Малой Азии, откуда несколько позже могли быть привнесены и традиции изготовления глиняной посуды.6

В.В. Ставицкий высказал предположение, что в результате контактов и инфильтрации небольших групп населения керамика елшанского типа попадает с территории Приазовья в бассейн реки Хопер, а затем и в Мокшу. Впоследствии вместе с наконечникам стрел постсвидерского облика она передается в Свиягу и в Самарское Заволжье. А так же, что, это был не единственный путь распространения и какие-то группы, изготовлявшие плоскодонную посуду с примесью раковины, оказались в Заволжье, минуя бассейны Хопра и Мокши.7

А.В. Вискалин, солидаризируясь с позицией А.Е.Мамонова о том, что елшанская керамика не имеет аналогов к юго-востоку от Заволжья, выдвинул иную версию. Опираясь на материалы стоянки Усть-Ташёлка на р. Свияге (с привлечением и заволжских комплексов), автор пытается доказать балканский характер происхождения елшанской керамической традиции.8

Определенное сходство раннекерамической культуры не позволяет сделать однозначных выводов о происхождении елшанской культуры на основе сходства культурных признаков. Для того, чтобы определить наиболее вероятный путь распространения елшанской культуры необходимо найти переходные формы керамики. Кроме того, необходимо получить более однозначные даты. Это поможет определить и тенденцию расселения елшанской культуры по самому Среднему Поволжью.

Примечания

1. Выборнов А.А. Неолит Поволжья/А. А. Выборнов, И. Б. Васильев. Куйбышев: Изд-во КГПИ, 1988. С.19.

2. Мамонов А.Е. О культурном статусе елшанских комплексов// Вопросы археологии Поволжья. Самара, 1999. Вып.1. С.24-25.

3. Археология Мордовского края: каменный век, эпоха бронзы / под общ. Ред. В.В. Ставицкого, В.Н. Шитова. Саранск, 2008. С.87.

4. Там же. С. 87.

5. Неолит степного-лесостепного Поволжья и Прикамья: дис. на соиск. учен. степ. д-ра ист. наук / Выборнов А. А. Ижевск, 2009. С. 169-171.

6. Археология Мордовского края: каменный век, эпоха бронзы / под общ. Ред. В.В. Ставицкого, В.Н. Шитова. Саранск, 2008. С. 88.

7. Там же. С. 88.

8. Неолит степного-лесостепного Поволжья и Прикамья: дис. на соиск. учен. степ. д-ра ист. наук / Выборнов А. А. Ижевск, 2009. С. 164.

 


Раздел: Археология
Дата публикации: 23.08.2013 01:47:44
1

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм



Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Керамический комплекс Лядинского могильника

В 1869 году при строительстве железной дороги Тамбов – Саратов, был обна-ружен Лядинский могильник принадлежащий древней мордве. В 1888 г. работы на могильнике проводил В.Н. Ястребов. Судя по отчёту, в погребениях им было обнаружено 86 глиняных сосудов. Однако для нашего исследования доступны только те, которые попали в иллюстрации отчёта (пять сосудов). Спустя сто лет, в 1983 – 1985 гг. на могильнике производила работы Р.Ф. Воронина. Она так же об-наружила 30 сосудов. Всего же было найдено около 116 горшков. В результате всех работ был накоплен большой материал по истории культуры и быта народа оставившего этот могильник. К сожалению, мы не имеем возможности получить доступ ко всему керамическому материалу из всех раскопок в связи с тем что, часть материала со временем была утрачена. .

Читать

Тенденции развития пронизок верхнего прикамья в эпоху раннего средневековья

Эволюционное развитие раннесредневековых пронизок Прикамья не могло происходить само по себе, изолированно от других регионов. Появление некоторых типов пронизок, закрепление в местном костюме, а также дальнейшая их трансформация зависели от нескольких факторов. На это могли повлиять этнокультурные контакты, индивидуальные предпочтения местного населения, веяния моды, наличие мастеров, а также их технические возможности..

Читать

Байбек - новая стоянка развитого неолита в Северном Прикаспии.

Обследование песчаных массивов, расположенных севернее р. Кигач Красноярско¬го района Астраханской области позволили выявить в 5 км на север от пос. Байбек в дефляционной котловине археологический материал: фрагменты грубых лепных керамических сосудов и каменные изделия. Размеры котловины с севера на юг 250 м, с запада на восток - более 300 м, она расположена в южной части разрушенного бархана значительных размеров: с севера на юг его протяженность око¬ло 1000 м, с запада на восток — до 400 м..

Читать

К вопросу о локальных районах срубно-алакульской контактной зоны по данным гончарной технологии.

В результате многолетнего изучения памятников эпохи бронзы Южного Урала, данный регион большинством исследователей признан контактной зоной двух крупных историко-культурных общностей: срубной и алакульской. (Рутто, 2003) В то же время, сам механизм культурных взаимодействий редко становился объектом специального исследования. И сами авторы работ по данной тематике всегда подчёркивали необходимость более детальной разработки проблемы (Рутто, 2003. С. 112)..

Читать

ТЕКСТИЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЧУЛКОВСКОГО МОГИЛЬНИКА: К ВОПРОСУ О МЕЖПЛЕМЕННЫХ КОНТАКТАХ МУРОМЫ

Чулковский могильник муромы расположен на левом берегу реки Тужи (правый приток р. Оки), неподалеку от д. Чулково и Звягино Вачского района Нижегородской области. Он был открыт в 1959 г. Е. А. Безуховой (Халиковой), впервые исследовался в 1974 г. экспедицией Мордовского государственного университета под руководством М. Ф. Жиганова (было изучено 9 погребений) (Авдеев и др., 1975. С. 132). Широкомасштабные раскопки могильника велись в 1985-1992 гг. под руководством В. В. Гришакова, всего было исследовано около 100 погребений (Гришаков, 1986)..

Читать

Орнаментальные мотивы на керамических сосудах абашевской культурно-исторической общности (по материалам Тамбовской области).

Фонды Тамбовского областного краеведческого музея имеют в своей коллекции предметы древности, относящиеся к разным периодам истории. Помимо богатой коллекции мордовских украшений, оружия и сосудов, оружия скифо-сарматского периода, хранится коллекция артефактов абашевской культуры (сер. II тыс. до н.э.) из раскопок памятников Тамбовской области, проводившихся Н.Б. Моисеевым (курганы Староюрьевский в Староюрьевском районе; Первомайский в Первомайском районе; Пичаевский в Пичаевском районе, Селезни-1, Селезни-2 в Тамбовском районе; Графская курганная группа в Жердевскои районе, Шлихтинское поселение в Тамбовском районе), Т.Б. Поповой (Периксинское поселение в Тамбовском районе) и разведочные работы А.Т. Синюка (Староюрьевский район)..

Читать

Каменная индустрия Среднего Посурья эпохи энеолита

Особенности каменной индустрии — это часть признаков, характеризующих археологическую культуру. Для исследования были выбраны памятники эпохи энеолита: Утюж I, Утюж V, Утюж Бугор, Новая Деревня..

Читать

Антропологический состав населения могильника Кирилены (Молдова)

Летом 2011 г. будучи участником проекта МФГС «Летняя школа археологов» в Республике Молдова мной были изучены разновременные палеоантропологические материалы, хранящиеся в Национальном музее истории и археологии РМ. В данной публикации мной будут рассмотрены палеоантропологические материалы из курганного могильника близ с.Кирилены Унгенского района Республики Молдова. .

Читать

Погребальный ритуал женских погребений Усть-Узинского 2 могильника III-IV вв. в Верхнем Посурье

Погребальный обряд в период формирования древнемордовской культуры до настоящего времени не являлся предметом специального анализа, в ряде работ он рассматривался в контексте публикаций конкретных памятников. Определенная работа в этом направлении была проделана В.И. Вихляевым на материалах пензенской группы могильников (Вихляев, 1977), которая опиралась на результаты раскопок М.Р. Полесских 50–60-х. гг. XX в., методика которых вызывает неоднозначные оценки..

Читать

Энеолит степного Поволжья: три этапа или три культуры?

Энеолитическая эпоха степного Поволжья впервые наиболее полно была охарактеризована в трудах И.Б.Васильева, где она представлена сов-местно с памятниками лесостепи Среднего Поволжья и также полупусты-ни и пустыни Северного Прикаспия (Васильев, 1981). Еще более широкая картина энеолитического времени была представлена в последующей сов-местной с А.Т.Синюком работе (Васильев, Синюк, 1985). Предложенная тогда, более четверти века назад, трехступенчатая схема развития энеолита Поволжья явилась отправной точкой для последующих исследований и в основных чертах сохранила свою актуальность до настоящего времени. Конечно за прошедшие годы рядом исследователей эта схема была допол-нена, конкретизирована и соотнесена с культурами предшествующего вре-мени и синхронными культурными образованиями сопредельных регионов (Выборнов, 2008; Моргунова, 1995; Моргунова, 2011; Юдин, 2012 а). По-лученная общая картина энеолитической эпохи показывает, что процесс смены археологических культур носил в большей мере эволюционный ха-рактер, что вызвало существование нео-энеолитического периода в разви-тии населения степного Поволжья (Юдин, 2012 б)..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter