↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

В Средиземном море нашли корабль, груженный амфорами с вином
........................
В Мексике решили перезахоронить памятник, найденный в столице древних ацтеков
........................
На Кипре нашли уникальное место для ритуальных пиршеств
........................
В Фанагории нашли клад с монетами VI века
........................
В Египте обнаружили затопленное кладбище
........................

Памяти митрополита Антония посвящается…

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Марков Дмитрий

А.С. Пушкин писал: «Гордиться славою предков не только можно, но и должно». Слова великого поэта, как никогда, актуальны.

Добрую память о себе в народе оставил митрополит Антоний (Александр Васильевич Вадковский), и мне хотелось бы в своей статье затронуть жизненный путь уникального человека, родившегося в нашем уезде в 1846 году. Дело в том, что жизнь этого выдающегося человека не так часто рассматривалась спасскими краеведами. Хочется отметить то, что территория нашего района многократно изменялась в административном отношении, большая часть относилась к Пензенской губернии, другая часть, в т.ч. и город Спасск принадлежал Тамбовской губернии.

Митрополит Антоний (Александр Васильевич Вадковский), уроженец Спасского уезда, родился в 1846 году в бедной семье приходского священника Тамбовской губернии. Примечателен тот факт, что в детстве, когда его отца, бедного провинциального священника, посетил правящий архиерей епископ Феофан Затворник, он сугубо благословил именно младенца Александра, и это стало в семье знамением, что его ожидает особая судьба.

Александру легко давалось учение. В 1860 году Александр закончил Тамбовское Духовное училище и поступил в Тамбовскую Духовную Семинарию.  

В 1866 году, будучи 20 лет от роду, Александр поступил в Казанскую Духовную Академию. Семья его была бедна, его приняли казенным стипендиатом. Учился он весьма успешно и в 1870 году, заканчивая Академию, защитил диссертацию магистра.

В 1871 году он остался доцентом на этой кафедре. Одновременно Александр работает не только как преподаватель, но и как ученый, и как редактор солидного журнала «Православный собеседник». Начался его путь академического профессора.

В 1872 году Александр Вадковский вступил в брак с Елизаветой Дмитриевной Пеньковской. Брак этот был уникален. Молодой 28-летний доцент взял на себя тяжелый крест — его жена была тяжело больна туберкулезом, и он знал, что она обречена на смерть. Прожили они счастливо в браке 7 лет. После смерти жены Александр Васильевич воспитывал двух детей, вел преподавательскую деятельность, но его постигло еще одно страшное испытание. Однажды вечером к нему пришел сотрудник журнала   «Православный   собеседник». Они беседовали о журнальных делах, журналист тот был очень грустный, сказал, что у него дома дети болеют дифтеритом. Он ушел, а через несколько дней оба ребенка Александра Васильевича Вадковского заболели дифтеритом, и один за другим умерли. Это случилось в 1882 году. Ему было всего лишь 36 лет, он уже вдовец и человек, потерявший детей. Александр Вадковский для себя сделал выбор очень определенный — он решил принять монашеский постриг.

4 марта 1883 года его постригли с именем Антония Печерского в память об очень уважаемом им Казанском архиерее Антонии (Амфитеатрове). Он остался преподавателем. И 6 марта отец Антоний уже иеромонах.

14 ноября 1883 года иеромонах Антоний был возведен в архимандриты и стал настоятелем Казанского Иоанновского монастыря, но продолжал оставаться профессором Духовной Академии.  В 1884 году отец Антоний стал инспектором Казанской Духовной Академии,  3 мая 1887 года был поставлен в епископы Выборгские и назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии,

Через 5 лет, в 1892 году, он получил свою первую кафедру — стал архиепископом Финляндским. За короткий промежуток пребывания его на кафедре число приходов в Финляндии возросло с 23 до 37 , было создано два журнала на русском и на финском языках, начала работу комиссия по переводу богослужебных книг на финский язык. Антоний создал первый женский монастырь в Финляндии, успешно создавались церковно-приходские школы (Было создано 70 школ на 37 приходов), начался процесс постепенного обращения финнов в Православие.

В 1895 году удостоен научной степени доктора Церковной Истории. 
А 14 мая 1896 награжден панагией (это небольшая икона с изображением Богоматери, которая носится епископами на груди), украшенной драгоценными камнями.

В 1897 году состоялся исторический визит архиепископа Антония в Англию. Приглашение было по случаю шестидесятилетия королевы Виктории. Его личность произвела очень благоприятное впечатление, архиепископ Антоний получил докторские степени Кембриджского и Оксфордского университетов, самых главных университетов в Англии.
25 декабря 1898 года Антоний возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским и священно-архимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. 

Покои владыки были открыты для любого, кто в чем-то нуждался. Он отменил парадные выезды и роскошные архиерейские трапезы. Приезжая на приходы, он не только давал верующим пастырский совет, но и оказывал материальную помощь. Размеры его благотворительности были колоссальными. Все свое жалование он отдавал нуждающимся. Размеры состояния, оставленные первенствующим митрополитом после смерти, поражают — всего семь рублей медью. Он был открыт и доступен всем — от высокопоставленного священника до простого прихожанина. Во всех жизненных ситуациях владыка оставался прежде всего человеком, а уже потом — профессором, величественным священником. Широкая христианская любовь и благожелательность, доступность и евангельская простота, неизменное трудолюбие и вдумчивость были отличительными свойствами его души.

Известна одна, чрезвычайно показательная, история. По делу о заговоре с целью покушения на Александра III, где проходил Александр Ульянов, проходил и один из студентов Духовной Академии Новорусский (у него хранился динамит). Его приговорили не к смертной казни, а к длительному сроку заключения в Шлиссельбургской крепости. Митрополит Антоний знал его еще по Академии, он посетил его в крепости и, побеседовав с ним, пришел к выводу, что он раскаялся, и тогда владыка Антоний обратился к Императору с просьбой о помиловании Новорусского. Просьба эта была удовлетворена. Новорусский, освобожденный  из крепости,   приехал  в  Петербург, провел несколько дней в покоях митрополита Антония, а потом отправился в Выборг и жил жизнью мирного обывателя, никаких предосудительных действий он уже не совершал.

Одновременно митрополит Антоний осуществлял очень большую деятельность в сфере социальной благотворительности. Он являлся председателем совета Императорского человеколюбивого общества, председателем Попечительства Марии Александровны о слепых, участвовал в деятельности созданного под покровительством императрицы Александры Феодоровны Братства во имя Царицы Небесной. Нужно сказать, что эта благотворительная деятельность митрополита Антония была колоссальных масштабов. В частности он пожертвовал книги нашей Спасской публичной библиотеке через своего брата – врача Спасской земской больницы Я.В.Вадковского.

Приведу пример из доклада «Как и почему я сделался обновленцем», отпечатанного в «Вестнике Святейшего Синода Православной Русской Церкви» за 1927 г., № 5-6, стр. 15: ) слова митрополита Вениамина, председателя Святейшего Синода и православных церквей в СССР, на торжественном праздновании пятилетия обновленцев 15 мая 1927 г.

«Он был в высшей степени скромный, ко всем доброжелательный, - особенно - к обездоленным, бессребренник в истинном смысле этого слова, деликатный, ровный со всеми в обращении, ласковый, но не теряя, однако, своего архиерейского достоинства, ко всем доступный, принимая не только днем, но даже вечером. В течение моего служения при нем я ни разу не видел, с кем бы он говорил повышенным тоном. Никогда его не видели раздраженным».

Ему довелось стоять у кормила Русской Православной Церкви в очень тяжелый и сложный период не только для самой Церкви, но и для всего русского государства. В официальных изданиях русской церкви вполне ожидаемо говорилось о мудрости. Один из проповедников делает следующий вывод: «Во дни недавней смуты, когда взволновался океан народной жизни, и самому кораблю церковному волны угрожали потоплением, люди малодушные и маловерные осуждали тебя, требовали, чтобы ты развернул хоругвь и повел народ… Куда? Против кого? На междуусобие? Нет, ты был спокоен и в твоем спокойствии обретали покой и другие». Ему вторит другой проповедник: «Нужно было провести корабль Церкви в этой буре и среди этих подводных камней на широкий и безопасный путь. И это сделал умелою и спокойною рукою владыка Антоний».

25 декабря 1898 года он награжден белым клобуком (головной убор) и крестом из драгоценных камней. 

С 1898 года - постоянный член Святейшего Синода. 
6 мая 1900 награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре (головной убор). 

9 июня 1900 назначен первенствующим членом Святейшего Синода. 
22 апреля 1906 избран членом Государственного Совета. 
Скончался Антоний Вадковский 2 ноября 1912.

Погребен в Александро-Невской Лавре на братском кладбище, согласно выраженному им желанию. 

Все митрополиты второй половины XIX века были погребены в особой усыпальнице. Митрополит Антоний завещал похоронить его в очередной могиле на братском кладбище среди иноков лавры. Почивший архипастырь просил похоронить его в простом деревянном гробу и на могиле поставить простой деревянный крест.

В погребении приняли участие большое количество священнослужителей. Такого количества иерархов при отпевании владык, по словам одного из современников, никогда еще не было.

5 ноября 2012 года в Санкт – Петербурге отмечали 100 - летие после смерти выдающегося человека. "Это один из самых выдающихся архиереев Русской Церкви… - отметил протоиерей Георгий Митрофанов.

Да, мы не должны забывать прошлого, людей, которые жили, необходимо уважать нашу старину, ценить и приумножать культурное достояние.  Мы не можем быть Иванами, не помнящими родства, ибо без памяти прошлого нет настоящего и тем более не будет будущего.

Надеюсь, что данная статья будет интересна всем, кто интересуется историей своей малой Родины.

 

  

Литература:

  1. Забродина Н.И., Шаракин В.М. Вехи времени: Хронограф земли Спасской. 17-20 вв.-Пенза, 2002.-228 с.

  2. Забродина Н.И. Краеведческие записки. Пенза, 2003.-143 с.

  1. http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/antoni_vadkov.php

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%ED%F2%EE%ED%E8%E9_(%C2%E0%E4%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9)

  3. http://church.necropol.org/antoniy-vadkovskiy.html

  4. http://ricolor.org/history/ka/period/4/mitrofanov_book/5/

  5. http://www.zubova-poliana.ru/ant-vadkovsky.htm

  6. http://www.telenir.net/istorija/georgii_mitrofanov_istorija_russkoi_pravoslavnoi_cerkvi/p3.php

  7. http://hrampetr.ucoz.ru/publ/svetilniki_pravoslavija/antonij_vadkovskij_1846_1912_mitropolit_sankt_peterburgskij_i_ladozhskij/14-1-0-27


Раздел: История России
Дата публикации: 13.01.2014 16:43:48
1

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм



Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Причины поражения России в Ливонской войне

На мой взгляд, на поражение России в Ливонской войне повлияло множество факторов. Приводя их, я хотела бы описать альтернативные варианты развития этой войны..

Читать

Петр I: Внешний вид, привычки и бытовые условия

Наружность, привычки и быт царя. Как Пётр отмечал праздники?.

Читать

Иерусалим в «Житии и хождении Даниила, Русской земли игумена».

В паломническом движении жителей русских земель в Палестину исследователи выделяют три этапа: 1-й этап — Византийский с X по XVI вв., 2-й — «Московский» с XVI по 50-е гг. XIX в. 3-й этап – «державно-православный» - со второй половины XIX в. по 1914 г. Организация паломничества в Святую Землю стала одной из задач Русской Православной церкви с момента ее образования..

Читать

Малый Сатурн

Во всех селениях на юге Воронежской области – от Осетровки до Кантемировки, от Новой Калитвы до Богучара, торжественно отмечают свой местный день Победы. Отсчёт ему начинается с декабря 1942 года. Тогда-то на тихом зимнем Дону ударила гроза - военная. Советская Армия в продолжение уже гремевшей на Волге Сталинградской битвы перешла в наступление в районе среднего течения Дона. В историю Великой Отечественной войны эта боевая операция занесена названиями «Сатурн» и "Малый Сатурн"..

Читать

Культурная революция в СССР как попытка создания новой идентичности

Культурная революция в СССР 1920-х - 1930-х годов стала одним из приоритетных направлений деятельности нового правительства. Необходимо было не просто создать новую идею, а сформировать новое мировоззрение, систему взглядов, которую разделяло бы большинство населения. .

Читать

Сын великого Онара

Есть в глубинке необъятной России неприметная на первый взгляд деревушка с истинным марийским названием Олыкъял. Дословный перевод на русский – Луговая деревня (олык – луг, ял - деревня). Она расположена в Волжском районе, на стыке двух республик: Марий Эл и Татарстан. Деревня известна тем, что здесь родились и выросли два Героя: Герой Советского Союза Зинон Филиппович Прохоров и Герой России Валерий Вячеславович Иванов..

Читать

Русские землепроходцы

Говоря о русских землепроходцах, мы не можем не упомянуть такие имена, как Семен Иванович Дежнёв, Иван Юрьевич Москвитин, Ерофей Павлович Хабаров, Владимир Васильевич Атласов и многих других. Каждый из них стал незаменимой частью русской истории и внес огромный вклад в освоение и развитие Сибири и Д.

Читать

История создания и деятельность МБОУ «ВСОШ № 1» в 1950-1960-е годы

Я учусь в Вечерней общеобразовательная школе № 1 г. Кумертау. Немногие жители нашего города знают о ее существовании, а тем более знают ее историю. Хотя очень многие жители Кумертау и его окрестностей или их родственники прошли через ее стены. Поэтому, актуальность моей работы высока – знание родной истории является необходимым условием сознательного гражданина. .

Читать

Моя семья в годы войны

В предверии праздника Великой Победы в нашей семье будут вспоминать тех, кому мы обязаны нашей жизнью: ветеранов Великой отечественной войны. Были такие люди и в нашей семье – это мои бабушка и дедушка (по маминой линии). .

Читать

Блокадный Ленинград глазами ребенка

Наступил самый голодный месяц 41-го года - ноябрь. Порции хлеба были снижены до минимума, немцы все чаще бомбили город, а в особенности военные госпитали, люди зверели все больше и больше. Однако вера в лучшее, «любовь к ближнему» помогла выжить маленькой Неле и ее маме в этот сложный год. Неле было всего 11 лет, осколками впились в ее память ужасающие события блокадного Ленинграда - такое невозможно забыть. Было все: от голода на горизонте мерещилась смерть; продавали клей, выдавая за «студень»; видели и людоедство. Долгие дни уходили на поиски пищи, на способы существования. Самым дорогим воспоминанием стала «жиденькая рисовая кашка», которой девочку и ее маму спасли Лида и ее подруга Валя..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter