↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................
Затонувший «Титаник» может исчезнуть к 2050 году
........................

Памяти митрополита Антония посвящается…

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Марков Дмитрий

А.С. Пушкин писал: «Гордиться славою предков не только можно, но и должно». Слова великого поэта, как никогда, актуальны.

Добрую память о себе в народе оставил митрополит Антоний (Александр Васильевич Вадковский), и мне хотелось бы в своей статье затронуть жизненный путь уникального человека, родившегося в нашем уезде в 1846 году. Дело в том, что жизнь этого выдающегося человека не так часто рассматривалась спасскими краеведами. Хочется отметить то, что территория нашего района многократно изменялась в административном отношении, большая часть относилась к Пензенской губернии, другая часть, в т.ч. и город Спасск принадлежал Тамбовской губернии.

Митрополит Антоний (Александр Васильевич Вадковский), уроженец Спасского уезда, родился в 1846 году в бедной семье приходского священника Тамбовской губернии. Примечателен тот факт, что в детстве, когда его отца, бедного провинциального священника, посетил правящий архиерей епископ Феофан Затворник, он сугубо благословил именно младенца Александра, и это стало в семье знамением, что его ожидает особая судьба.

Александру легко давалось учение. В 1860 году Александр закончил Тамбовское Духовное училище и поступил в Тамбовскую Духовную Семинарию.  

В 1866 году, будучи 20 лет от роду, Александр поступил в Казанскую Духовную Академию. Семья его была бедна, его приняли казенным стипендиатом. Учился он весьма успешно и в 1870 году, заканчивая Академию, защитил диссертацию магистра.

В 1871 году он остался доцентом на этой кафедре. Одновременно Александр работает не только как преподаватель, но и как ученый, и как редактор солидного журнала «Православный собеседник». Начался его путь академического профессора.

В 1872 году Александр Вадковский вступил в брак с Елизаветой Дмитриевной Пеньковской. Брак этот был уникален. Молодой 28-летний доцент взял на себя тяжелый крест — его жена была тяжело больна туберкулезом, и он знал, что она обречена на смерть. Прожили они счастливо в браке 7 лет. После смерти жены Александр Васильевич воспитывал двух детей, вел преподавательскую деятельность, но его постигло еще одно страшное испытание. Однажды вечером к нему пришел сотрудник журнала   «Православный   собеседник». Они беседовали о журнальных делах, журналист тот был очень грустный, сказал, что у него дома дети болеют дифтеритом. Он ушел, а через несколько дней оба ребенка Александра Васильевича Вадковского заболели дифтеритом, и один за другим умерли. Это случилось в 1882 году. Ему было всего лишь 36 лет, он уже вдовец и человек, потерявший детей. Александр Вадковский для себя сделал выбор очень определенный — он решил принять монашеский постриг.

4 марта 1883 года его постригли с именем Антония Печерского в память об очень уважаемом им Казанском архиерее Антонии (Амфитеатрове). Он остался преподавателем. И 6 марта отец Антоний уже иеромонах.

14 ноября 1883 года иеромонах Антоний был возведен в архимандриты и стал настоятелем Казанского Иоанновского монастыря, но продолжал оставаться профессором Духовной Академии.  В 1884 году отец Антоний стал инспектором Казанской Духовной Академии,  3 мая 1887 года был поставлен в епископы Выборгские и назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии,

Через 5 лет, в 1892 году, он получил свою первую кафедру — стал архиепископом Финляндским. За короткий промежуток пребывания его на кафедре число приходов в Финляндии возросло с 23 до 37 , было создано два журнала на русском и на финском языках, начала работу комиссия по переводу богослужебных книг на финский язык. Антоний создал первый женский монастырь в Финляндии, успешно создавались церковно-приходские школы (Было создано 70 школ на 37 приходов), начался процесс постепенного обращения финнов в Православие.

В 1895 году удостоен научной степени доктора Церковной Истории. 
А 14 мая 1896 награжден панагией (это небольшая икона с изображением Богоматери, которая носится епископами на груди), украшенной драгоценными камнями.

В 1897 году состоялся исторический визит архиепископа Антония в Англию. Приглашение было по случаю шестидесятилетия королевы Виктории. Его личность произвела очень благоприятное впечатление, архиепископ Антоний получил докторские степени Кембриджского и Оксфордского университетов, самых главных университетов в Англии.
25 декабря 1898 года Антоний возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским и священно-архимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. 

Покои владыки были открыты для любого, кто в чем-то нуждался. Он отменил парадные выезды и роскошные архиерейские трапезы. Приезжая на приходы, он не только давал верующим пастырский совет, но и оказывал материальную помощь. Размеры его благотворительности были колоссальными. Все свое жалование он отдавал нуждающимся. Размеры состояния, оставленные первенствующим митрополитом после смерти, поражают — всего семь рублей медью. Он был открыт и доступен всем — от высокопоставленного священника до простого прихожанина. Во всех жизненных ситуациях владыка оставался прежде всего человеком, а уже потом — профессором, величественным священником. Широкая христианская любовь и благожелательность, доступность и евангельская простота, неизменное трудолюбие и вдумчивость были отличительными свойствами его души.

Известна одна, чрезвычайно показательная, история. По делу о заговоре с целью покушения на Александра III, где проходил Александр Ульянов, проходил и один из студентов Духовной Академии Новорусский (у него хранился динамит). Его приговорили не к смертной казни, а к длительному сроку заключения в Шлиссельбургской крепости. Митрополит Антоний знал его еще по Академии, он посетил его в крепости и, побеседовав с ним, пришел к выводу, что он раскаялся, и тогда владыка Антоний обратился к Императору с просьбой о помиловании Новорусского. Просьба эта была удовлетворена. Новорусский, освобожденный  из крепости,   приехал  в  Петербург, провел несколько дней в покоях митрополита Антония, а потом отправился в Выборг и жил жизнью мирного обывателя, никаких предосудительных действий он уже не совершал.

Одновременно митрополит Антоний осуществлял очень большую деятельность в сфере социальной благотворительности. Он являлся председателем совета Императорского человеколюбивого общества, председателем Попечительства Марии Александровны о слепых, участвовал в деятельности созданного под покровительством императрицы Александры Феодоровны Братства во имя Царицы Небесной. Нужно сказать, что эта благотворительная деятельность митрополита Антония была колоссальных масштабов. В частности он пожертвовал книги нашей Спасской публичной библиотеке через своего брата – врача Спасской земской больницы Я.В.Вадковского.

Приведу пример из доклада «Как и почему я сделался обновленцем», отпечатанного в «Вестнике Святейшего Синода Православной Русской Церкви» за 1927 г., № 5-6, стр. 15: ) слова митрополита Вениамина, председателя Святейшего Синода и православных церквей в СССР, на торжественном праздновании пятилетия обновленцев 15 мая 1927 г.

«Он был в высшей степени скромный, ко всем доброжелательный, - особенно - к обездоленным, бессребренник в истинном смысле этого слова, деликатный, ровный со всеми в обращении, ласковый, но не теряя, однако, своего архиерейского достоинства, ко всем доступный, принимая не только днем, но даже вечером. В течение моего служения при нем я ни разу не видел, с кем бы он говорил повышенным тоном. Никогда его не видели раздраженным».

Ему довелось стоять у кормила Русской Православной Церкви в очень тяжелый и сложный период не только для самой Церкви, но и для всего русского государства. В официальных изданиях русской церкви вполне ожидаемо говорилось о мудрости. Один из проповедников делает следующий вывод: «Во дни недавней смуты, когда взволновался океан народной жизни, и самому кораблю церковному волны угрожали потоплением, люди малодушные и маловерные осуждали тебя, требовали, чтобы ты развернул хоругвь и повел народ… Куда? Против кого? На междуусобие? Нет, ты был спокоен и в твоем спокойствии обретали покой и другие». Ему вторит другой проповедник: «Нужно было провести корабль Церкви в этой буре и среди этих подводных камней на широкий и безопасный путь. И это сделал умелою и спокойною рукою владыка Антоний».

25 декабря 1898 года он награжден белым клобуком (головной убор) и крестом из драгоценных камней. 

С 1898 года - постоянный член Святейшего Синода. 
6 мая 1900 награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре (головной убор). 

9 июня 1900 назначен первенствующим членом Святейшего Синода. 
22 апреля 1906 избран членом Государственного Совета. 
Скончался Антоний Вадковский 2 ноября 1912.

Погребен в Александро-Невской Лавре на братском кладбище, согласно выраженному им желанию. 

Все митрополиты второй половины XIX века были погребены в особой усыпальнице. Митрополит Антоний завещал похоронить его в очередной могиле на братском кладбище среди иноков лавры. Почивший архипастырь просил похоронить его в простом деревянном гробу и на могиле поставить простой деревянный крест.

В погребении приняли участие большое количество священнослужителей. Такого количества иерархов при отпевании владык, по словам одного из современников, никогда еще не было.

5 ноября 2012 года в Санкт – Петербурге отмечали 100 - летие после смерти выдающегося человека. "Это один из самых выдающихся архиереев Русской Церкви… - отметил протоиерей Георгий Митрофанов.

Да, мы не должны забывать прошлого, людей, которые жили, необходимо уважать нашу старину, ценить и приумножать культурное достояние.  Мы не можем быть Иванами, не помнящими родства, ибо без памяти прошлого нет настоящего и тем более не будет будущего.

Надеюсь, что данная статья будет интересна всем, кто интересуется историей своей малой Родины.

 

  

Литература:

  1. Забродина Н.И., Шаракин В.М. Вехи времени: Хронограф земли Спасской. 17-20 вв.-Пенза, 2002.-228 с.

  2. Забродина Н.И. Краеведческие записки. Пенза, 2003.-143 с.

  1. http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/antoni_vadkov.php

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%ED%F2%EE%ED%E8%E9_(%C2%E0%E4%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9)

  3. http://church.necropol.org/antoniy-vadkovskiy.html

  4. http://ricolor.org/history/ka/period/4/mitrofanov_book/5/

  5. http://www.zubova-poliana.ru/ant-vadkovsky.htm

  6. http://www.telenir.net/istorija/georgii_mitrofanov_istorija_russkoi_pravoslavnoi_cerkvi/p3.php

  7. http://hrampetr.ucoz.ru/publ/svetilniki_pravoslavija/antonij_vadkovskij_1846_1912_mitropolit_sankt_peterburgskij_i_ladozhskij/14-1-0-27


Раздел: История России
Дата публикации: 13.01.2014 16:43:48
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

История моего хутора

История земли кубанской подобна полноводной реке Кубани, что вобрала в себя воды ручейков и маленьких речушек Она складывается из воспоминаний старожилов, рассказов бабушек, легенд, рожденных народным творчеством, впитавшим в себя мудрость, думы, мечты и поверья народа, а также и с исторических фактов. .

Читать

Глава V. Система управления в Чечне в ХVI-XVIII вв. Династия Турловых. // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

В ХVI-XVIII вв. на территории Чечни протекали процессы усложнения общественно-политической жизни как в традиционных «старых» горных аулах и обществах, так и в «новых», равнинных обществах (возникших главным образом в XVII-XVIII вв.). Если в горной части края к началу исследуемого периода мы имеем примерно 35 союзов аульных обществ, называемых в источниках и литературе «землицы», «вольные общества», а то и «республики» и «конфедерации», то в равнинной части края насчитывают по крайней мере до 9-10 крупных союзов обществ, часть из которых успели пройти стадию феодальных владений - княжеств..

Читать

Вещное право в рамках советской государственно-правовой системы

Одной из важнейших проблем современной России является построение стройной государственно-правовой системы. В последние годы наметилась тенденция изменений действующей базы российского права, в частности в июле 2008 года был издан указ президента № 1108 «О совершенствовании гражданского кодекса РФ». Идут изменения и в уголовный кодекс, всё это говорит о внесении изменений в государственно-правовую систему РФ. .

Читать

Глава VI . Исламизация Чечни в XVI-ХVIII вв. как фактор этнической консолидации нахов-чеченцев // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

До наступления ХУ1 столетия практически все нахское население Северо-Восточного Кавказа от р. Терека на западе до бассейна рр. Аксай-Акташ на востоке, в этнографическом плане являвшееся единообразным, разделяло древние языческие культы, связанные с обожествлением сил природы и поклонением "потусторонним" силам. В общественном сознании горцев господствовала мифологическая картина мироздания..

Читать

Личность Михаила Романова в жизнеописаниях историка Н.И. Костомарова

Несколько лет назад массовые представления о российской истории напоминали заколоченный дом со строго дозированным поступлением света и воздуха через открытую форточку. Сегодня мощный сквозняк швырнул нам забытые факты, недоступные в прошлом мемуары и романы, эмоциональные размышления историков. Но вместе с тем пришли откровенная фальшь и случайные ошибки, ложь и неточности в фактах. Это относится и к истории дома Романовых. Были и «минусы»» и «плюсы». История никогда не была и не будет одноцветной, она наполнена гаммой разноцветья..

Читать

Чудо на все времена

Я люблю путешествовать. Несколько раз была в Москве всего на несколько часов. Больше всего запомнилась поездка с тётей. Билеты взяли так, чтобы быть утром в Москве. Рано утром сошли с поезда и сразу в метро до Красной площади. На меня произвело впечатление её величие. Я просто стояла, слушала, как бьют часы, хотелось потрогать кирпич в Кремлёвской стене. Мне кажется, ни в одном городе нет площади такой красоты и строгости..

Читать

Дети тыла

Навеки останется в памяти людей дата 22 июня 1941 года. Война! Гитлеровские полчища ринулись на нашу землю, сея смерть, разрушения, неся угрозу гибели всему, что создано человеческим трудом. 1418 дней и ночей великих испытаний выпали на долю не только взрослых, но и детей. Война поглотила детство у тысячи девчонок и мальчишек. Отучила их плакать. Постоянно не доедая, в холоде, преодолевая суровые условия, дети, как и взрослые, делали все, что было в их силах, чтобы приблизить день победы над захватчиками. Пожалуй, нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война, которая не пережила бы тяжесть военных лет..

Читать

Заброшенные усадьбы Петербурга и Ленинградской области

Я родилась в Петербурге в 1993 году, однако выросла в Сибири. Так вышло, что годы своего студенчества я решила провести в Петербурге. Едва ли кто-то поспорит, что это величественный и прекрасный город, многие даже расскажут о его истории и главных достопримечательностях. Однако нетолько изящные центральные улицы и идеально отреставрированные исторические памятники наполнены духом Петербурга. Всю истинную историю и сокровенные тайны этого города хранят как раз ногочисленные устаревшие усадьбы. Эти бывшие когда-то так величественными здания нашли укромное уединение в тени лесов. Они забыты нашим поколением и их не встретишь в экскурсионных брошюрах. Однако эти памятники прошлого живут своей собственной, невероятно загадочной жизнью. Именно поэтому свою статью я посвящаю им..

Читать

Дневник майора Наякшина

Этот дневник я обнаружила среди рукописей моего прадеда профессора К.Я. Наякшина. Небольшая затертая тетрадь была исписана каранлашом мелким почти нечитаемым почерком. В расшифровке текста мне помогли родители, самарские историки Андрей и Ирина Демидовы, а также знаток военной истории Станислав Владимирович Шанько..

Читать

Он служил Родине с детства: юнга Северного флота Леонид Васильевич Корякин - Черняк

В апреле 2013 года наш школьный музей Лицея № 369 Красносельского района «Юнги Северного флота» вновь открыл двери после долгой реконструкции. Посетив его, я увидела, сколько труда было вложено основателем музея в создание серии экспозиций и огромного числа экспонатов, часть из которых работает до сих пор; я почувствовала трепетность и любовное отношение к делу, которому капитан 1 ранга Корякин – Черняк посвятил 10 последних лет жизни. .

Читать



Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter