↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

В Крыму нашли сбитый 80 лет назад штурмовик «Ил-2»
........................
Большие потери во время Первой мировой войны объяснили аномальной погодой
........................
Люди использовали освежитель воздуха еще в XIII веке
........................
На месте разрушенной церкви нашли сохранившуюся мозаику
........................
Найден пролежавший 400 лет на морском дне легендарный корабль
........................

1 | 2 | 3

Патриотическое воспитание студенческой молодежи на примере князя Дмитрия Пожарского

(Научно-исследовательская работа)
Раздел: История России
Автор: Агаджанян Михаил Абрикович, Агаджанян Ксения Владимировна
Научный руководитель: Лохонова Г.М., к.п.н. руководитель Центра организации НИР и КП Чебоксарского кооперативного института (филиал) АНО ОВО ЦС РФ «Российский университет кооперации»

ВВЕДЕНИЕ

Смутное время в России в начале XVII в. является знаковым явлением в отечественной истории. Его последствия в значительной степени определили характер и динамику последующего развития страны. Смута оставила неизгладимый след в сознании русских людей, стала для них важнейшей вехой исторической памяти.

Изучение событий Смутного времени направлено на повышение интереса к российской истории и науке, развитие патриотизма и любви к Родине и формирование активной гражданской позиции граждан. В 2012 г. – в Год российской истории и 400-летия со дня освобождения Москвы от польских интервентов 1612 г. - тема является весьма актуальной.

В русском национальном самосознании понятие патриотизма связывается с традициями православной культуры и заключается в готовности отказаться от личных благ, пожертвовать всем ради своего Отечества. Патриотизм формирует в личности молодого человека социально-значимую направленность, помогает четко определить жизненные ориентации. Патриотическое воспитание символизирует идею исторической преемственности, связи поколений. Одним из ярких образов народного героя является личность князя Дмитрия Пожарского, предводителя Нижегородского ополчения.

Цель работы состоит в изучении процесса формирования патриотизма и любви к Родине студенческой молодежи.

Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:

1. рассмотреть роль образа князя Дмитрия Пожарского в патриотическом воспитании студенческой молодежи;

2. проанализировать комплекс мероприятий историко-просветительского и патриотического характера, посвященных героям народного ополчения 1612 г.

Объектом данного исследования является комплекс мероприятий историко-просветительского и патриотического характера, посвященных героям народного ополчения 1612 г.

 

1. ОБРАЗ КНЯЗЯ ДМИТРИЯ ПОЖАРСКОГО В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В русском национальном самосознании понятие патриотизма связывается с традициями православной культуры и заключается в готовности отказаться от личных благ, пожертвовать всем ради своего Отечества. Так, Патриарх Московский и всея Руси Алексей II отмечал, что патриотизм созвучен православию.

В современном обществе активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Принятие Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 гг.» дало новый курс патриотического воспитания молодежи [1].

Патриотизм формирует в личности молодого человека социально-значимую направленность, помогает четко определить жизненные ориентации. Патриотическое воспитание символизирует идею исторической преемственности, связи поколений. В этих условиях все более ощущается необходимость признания патриотического воспитания наряду с образованием и обучением   как неотъемлемой и важнейшей частью педагогического процесса вуза. Каждое из направлений патриотического воспитания - духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое и спортивно-патриотическое – служит вектором воспитания у молодежи любви к Отечеству, к родному краю, через изучение исторического наследия страны. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

В системе воспитательной работы в вузе особую роль играет потребностно-мотивационный компонент патриотизма. Его формирование осуществляется в процессе учебных занятий, на которых бы студенты переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов. Занятия по истории направлены на воспитание гражданственности и патриотизма. Переживая чувство любви к Родине, восторженности, студент утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев прошлого. Идеи патриотизма раскрываются в эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к героям за торжество правды и справедливости.

Одним из ярких образов народного героя является личность князя Дмитрия Пожарского, предводителя Нижегородского ополчения.

Во времена Смуты, когда поляки вторглись в пределы российского государства и даже завладели Кремлем, только настоящие патриоты своей земли нашли силы спасти Отечество. Преодолевая все препятствия, жертвуя достоянием на общее благо, могучими призывами сердца смогли поднять упавший дух соотечественников. Благодаря этим народным героям подняла голову поникшая Русь, со всех концов стали собираться воины, чтобы пасть смертью за Отечество. Неудержимым чувством к родной земле наполнено было и сердце Дмитрия Пожарского, который забыл свою немощь и телесные страдания, встал во главе ополчения, двинулся на Москву, вырвал из рук врагов родную землю…

С особой теплотой и трепетом пишет в своих трудах о Пожарском настоятель церкви в честь Сретения Господня г. Балахны Нижегородской области, протоирей Александр Соколов. Издания нижегородского автора пропитаны любовью к герою-земляку[3,4,5]. В каждой своей строке он напоминает читателю о героизме и святости русских людей.

Д.М. Пожарский - потомок великого князя Суздальского и Владимирского, и великого князя Киевского Юрия Владимировича Долгорукого, за всю свою жизнь ни разу не изменил своему долгу пред Отечеством. Он пользовался большим уважением у своих единомышленников и противников. Ни разу князь не был уличен в измене, лицемерии и жестокости. Он отличался мягким и добрым характером, вниманием к людским бедам, терпимостью к людям, великодушием. Нельзя не упомянуть о такой христианской черте как глубокое смирение. В нём не было властного надмения. Он умел находить общий язык с людьми всех сословий. Искренняя дружба связала его с простым воеводой К. Мининым. Поиски нижегородцев военачальника для второго народного ополчения остановились на кандидатуре князя Пожарского.

С освобождением Москвы окончилась история Второго народного ополчения. Все царствующие государи отмечали ревностную службу князя своему Отечеству. Царь Михаил Романов возвел его из стольников в бояре, но крупных вотчин Пожарский не получил, хотя и поручал ему особо важные дела. Также чтил князя патриарх Московский и всея Руси Филарет. Перед смертью он принял духовное имя Кузьмы в память своего сотоварища по ополчению.

Плоды бессмертного подвига нижегородских освободителей трудно переоценить. Главным движущим мотивом для Пожарского и его соратников было сохранение православной веры и родного края. Имя русского князя навсегда вошло в историю нашей Родины как имя человека, любившего великой любовью свою Отчизну и сделавшего все от себя возможное, чтобы не допустить ее захвата.

Образы таких героев должны затрагивать сердца молодежи. На их доблестном примере должна строиться система воспитательной работы вуза. В процессе патриотического воспитания необходимо формирование чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям, построение связи между поколениями, освоение и приумножение культуры во всех её проявлениях, воспитание гражданских качеств и социальной ответственности за благополучие своей страны.

 

2. ИСТОРИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ И ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ГЕРОЯМ НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ 1612 г.

Нынешний год в России объявлен годом истории. Это год 400-летия преодоления Смуты и обретения Россией самодержавности. На всей территории страны в рамках празднования этой даты проводятся различные историко-просветительские и патриотические мероприятия.

Основной целью мероприятий является: развитие творческого потенциала граждан, привлечение молодежи к научно-практической и инновационной деятельности, установление преемственности между поколениями, объединение широкого круга лиц на основе их интереса к истории.

В 2012 году был создан интернет-портал «1612 год.RU», разработанный к Году российской истории в соответствии с Резолюцией соборных слушаний Всемирного русского народного собора «Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству» от 3 мая 2012 года. Его цель – отображать информацию о мероприятиях, связанных с историей и культурой России, проводимых в центре и регионах, имеющих историко-просветительское и духовно-нравственное значение, оказывающих влияние на воспитание подрастающего поколения, граждан России примерами её святых и героев, духом великих исторических событий: Куликовской битвы, преодоления Смуты, освобождением Москвы народным ополчением во главе с К. Мининым и Д. Пожарским,  Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и других исторических дат.

Около 1000 мероприятий прошли на территории Нижегородской области в честь празднования 400-летия Нижегородского ополчения, в том числе в школах и даже детских садах. В г. Балахна Нижегородской области – родине К. Минина - проведен VI межрегиональный фестиваль-конкурс «Алтарь Отечества», посвященный 400-летию подвига народного ополчения 1612 года.

Центральный штаб Международного Проекта «Мы - Наследники Победы!», с 25 по 30 июня 2012 года провел в честь 400-летия освобождения Москвы от иноземных захватчиков ополчением Минина и Пожарского, начала преодоления Смуты и восстановления российской государственности, Международного молодежного автопоезда «Дорогами мужества и стойкости. Дорогой народного ополчения 1612 года», по маршруту: Москва – Нижний Новгород – Балахна – Юрьевец – Кинешма – Кострома – Иваново – Ярославль – Москва.

По инициативе профсоюза байкеров при участии администрации городского округа Шуя Ивановской области 18-20 августа 2012 года прошел историко-патриотический мотопробег «Дорогами народного ополчения 1612 года».

Военно-исторический сбор «Ополчение 1612» с 29 по 30 сентября 2012 года прошел в городе Зарайске, торжества которого были посвящены 400-летию освобождения г. Москвы и России от польско-литовских захватчиков.

В Чувашской Республике в течение юбилейного 2012 года также прошел ряд научно-практических конференций, конкурсов научно-исследовательских работ, тематических выставок, экскурсий, исторических часов и других мероприятий в образовательных учреждениях и библиотеках. Среди них следует отметить Открытый конкурс - фестиваль научно-исследовательских и творческих работ «Великие сыны России Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский», книжно-иллюстративная выставка «В единстве наша сила», час истории «России славные сыны», патриотические чтения «Люблю тебя, моя Россия!», мероприятие «Мое отечество – моя Россия». В Чебоксарском кооперативном институте прошел круглый стол «Уроки Смутного времени», посвященный Году российской истории.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм - составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства. В Педагогическом энциклопедическом словаре дается следующее определение патриотизма: «… любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде».

Концептуальные основы патриотического воспитания призваны сыграть роль методологического регулятива для федеральных, муниципальных органов, учреждений и организаций по разработке и внедрению в своем образовательно-воспитательном пространстве системы становления человека культуры, гражданина и патриота - представителя поколения ХХI века.

Воспитывать патриотизм - значит дать свободу жизненным проявлениям индивида для его собственного целесообразного развития через придание определенную социальную направленность развитию личности молодого человека, наладить связь между социальными ценностями предшествующих поколений, как основы её патриотической жизненной позиции, сделать эти проявления субъектными в отношении человека к коллективу, обществу и государству.

Завтрашний день России зависит от того, насколько выверенными и дальновидными будут принимаемые сегодня меры по внедрению новых стандартов качества и доступности образования - при безусловном сохранении лучших национальных традиций, заключающихся в интеграции феномена патриотизма с реалиями современного образования и направленных на социальное будущее современного поколения молодых граждан России.

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 гг.» от 05 октября 2010 г. - № 795.

  2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.

  3. Соколов А. Князья Пожарские. Род князей Пожарских от Рюрика до наших дней. – Н. Новгород, 2004. – 368 с.

  4. Соколов А. Князья Пожарские и Нижегородское ополчение: род князей Пожарских от Рюрика до наших дней. – Н. Новгород, Саранск, 2008. - 421 с.

  5. Соколов А. Потомство Рюрика. Полный относительно изданного до настоящего времени перечень князей и дворян, потомков Рюрика – первого русского князя, основателя династии Рюриковичей и русской государственности. – Н.Новгород, 2007. С. 76-79, 156-213.

  6. Информационный портал «1612» http://www.1612god.ru/

  7. Официальный портал органов власти Чувашской Республики http://gov.cap.ru/

  8. Сайт «Музеи Московского кремля» http://www.kreml.ru/

 

Информационный портал «1612»


patr

http://www.1612god.ru/



 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

приуроченных ко Дню народного единства – 2012 в г. Чебоксары



Дата и время

Наименование мероприятия

Место проведения

 

Ноябрь

«В единении – сила!» - книжно-иллюстративная выставка

ЦГДБ им. К.Чуковского

Ноябрь

«Единством сильны» - книжная выставка

Детская библиотека им. В. Сухомлинского – филиал № 2

Ноябрь

«Россия. Родина. Единство» - книжная выставка, обзор

Детская библиотека им. Х. Степанова – филиал № 7

Ноябрь

«Галерея портретов Смутного времени» - мультимедийный исторический вернисаж

Детская библиотека им. А. Барто – филиал № 12

Ноябрь

«Сила народа – в единстве народа» - книжная выставка

Детская библиотека им. В. Чаплиной – филиал № 13

1 ноября

10.30

«От дружбы Родина сильней!» - 
концертная патриотическая программа

Детская библиотека им. А. Гайдара – филиал № 5

1 ноября

13.00

«Победа, сохранившая святую Русь» - урок мужества

Детская библиотека им. Х. Степанова – филиал № 7

1-6 ноября

13.00

«Об Отчизне с любовью» - стол просмотра, беседа

Библиотека – центр семейного чтения им. М. Трубиной – филиал № 4

«Во славу Отечества» - стол просмотра, обзор

«Духом славные, народные сыны» - час интересных сообщений

2 ноября

10.00

«Героями ты славишься, Россия!» - исторический час

Детская библиотека им. В. Чаплиной – филиал № 13

2 ноября

11.00

«Подвиг во имя России (Минин и Пожарский)» - вечер истории

ЦГДБ им. К.Чуковского

2 ноября

12.00

«День народного единства» - час познания

Детская библиотека им. В. Чаплиной – филиал № 13

2, 6 ноября

12.00

 

«Храни, солдат, огонь Победы!» - урок исторической памяти

Детская библиотека им. Л. Кассиля – филиал № 10

6 ноября

12.30

«От благодарной России» – историко-биографический экскурс

Детская библиотека им. В. Сухомлинского

7 ноября

11.00

«От Руси к России» - интеллектуальная игра

Детская библиотека им. А. Гайдара – филиал № 5

01.11

12.00

«Мы один народ - у нас одна страна» исторический урок

Ф.1 им.К.Иванова

01.11

12.00

«Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия…», исторический вечер

Ф.10 им.Тургенева

01.11

11.00

«Отечеству на верность присягая» устный журнал

Ф.17

02.11

13.00

«Воинство Минина и Пожарского», час истории

Центр семейного чтения им.В.И.Чапаева

02.11

11.00

«От благодарной России» информационный час

Центр семейного чтения им.А.С.Пушкина

06.11

10.00

«Одна страна – один народ», исторический час

ЦГБ им.Маяковского

07.11

11.00

«День единения» час истории

Центр семейного чтения им.Шумилова

08.11

12.00

«Помнит благодарная Россия» исторический час

Центр семейного чтения им.М.Сеспеля

08.11

13.00

«История России в биографиях - К.Минин и Д.Пожарский», информационный час

Ф.14 им.Некрасова

 

Книжно-иллюстративные выставки

Все библиотеки

01.11

12.00

«Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия…», исторический вечер

Ф.10 им.Тургенева

 

Автор: Агаджанян Михаил Абрикович, Агаджанян Ксения Владимировна
Дата публикации: 30.11.2014

1 | 2 | 3



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Герои моей малой Родины сквозь века

Нижнее Анчиково. Небольшая деревня в Чувашии. Таких селений в нашей необъятной стране многие тысячи. Но как же близка для каждого родная деревня! Она – синоним Родины. России есть кем гордиться, много у неё героев. Мне же хочется рассказать о выходце из малюсенькой деревушки Нижнее Анчиково, о человеке, который первым из чуваш получил звание Героя Советского Союза. Сергей Николаевич Бутяков, он – первый среди первых, лучший из лучших. Как же случилось так, что скромный чувашский паренёк прославил наш Козловский район?.

Читать

Жизнь подарившие детям

С самого раннего детства моя мама мечтала быть учителем. Все, кто её окружал, старались отговорить от этой затеи: учителя в школе, родители и сестра - дома..

Читать

Краткий обзор нормативного регулирования оперативно-разыскной деятельности отечественных спецслужб (до советского времени)

Краткий обзор нормативного регулирования оперативно-разыскной деятельности отечественных спецслужб (до советского времени).

Читать

Герои нашей семьи

22 июня 1941года в 4 часа утра без объявления войны Германия напала на нашу Родину. Мои прадеды мирно работали в хозяйстве страны, растили детей. .

Читать

Они сражались за Родину

Дмитрий Матвеевич родился 2 января 1920 года в многодетной крестьянской семье. Детство совпало с голодными годами. С малых лет Дмитрий Матвеевич любил работать, увлекался спортом. С одиннадцати лет работал в колхозе плугарём, а затем стал трактористом. “Прямо на току, где я работал на тракторе, мне вручили повестку о призыве в ряды Красной Армии, - рассказал ветеран, вспоминая о годах Великой Отечественной войны. - Где бы я ни воевал, я всегда думал о родной стране, о своей деревне, об односельчанах”. Родители не хотели отпускать своего сына на войну, но Дмитрий Матвеевич с гордостью пошёл воевать и защищать родину от захватчиков..

Читать

Дело адмирала А.В. Колчака: вопрос о реабилитации

Александр Васильевич Колчак - выдающийся российский военный и политический деятель, исследователь-полярник, гидролог, адмирал. Своими трудами он обогатил военную и географическую науку. А.В. Колчак родился 4 ноября 1874 г. В 1894 г. он с отличием закончил Морской Кадетский Корпус с премией им. адмирала П.И. Рикорда, в 1894 г. он был произведен в мичманы, в 1895 г. - в лейтенанты. .

Читать

Демянск не забыт: экспедиция поискового отряда «Память»

В августе 2009 г. отряд «Память» Сузановской средней школы Новосергиевского района Оренбургской области принял участие в поисковой экспедиции на территории Новгородской области.

Читать

Товарный дефицит в СССР: обострение проблемы в 1960-х — начале 1980-х гг. в ракурсе истории повседневности

В данной статье рассматривается отражение проблемы товарного дефицита в СССР в обращениях и жалобах граждан, направленных в правительство страны. Особое внимание обращается на отношение населения к причинам товарного дефицита, ухудшению экономической ситуации, несоответствие официальной пропаганды и реальной действительности..

Читать

ЖЕНЩИНА И ВОЙНА (Коурова Мария Александровна)

Женщина и война – эти понятия не совместимы. Женщина, которая дарит человеку жизнь, на войне вынуждена убивать. Женщина взялась за оружие, потому что наша Родина столкнулась со смертельной опасностью. Беда была настолько велика, что под угрозой гибели оказалось само существование народа, его свобода, будущее страны. Поэтому естественной реакцией всех было желание дать отпор врагу..

Читать

История и экономическая политика Казахстана в рамках Таможенного Союза.

В начале февраля нынешнего года состоялось расширенное заседание правительства, на котором президент Н. А. Назарбаев, обеспокоенный недостатком внешних инвестиций, пригрозил отправить правительство в отставку, если этот вопрос не будет решен. Президент решил делать ставку на развитие обрабатывающей промышленности, индустриализацию, а также на развитие малого и среднего бизнеса..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter