↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

Ученые объяснили наличие зигзагов в древнем орнаменте
........................
Историки нашли связь между плохой погодой и войной
........................
Археологи описали могильник с «амазонками» у озера Абрау-Дюрсо
........................
Волки изменили вкусовые предпочтения, чтобы пережить ледниковый период
........................
Антропологи описали «рождение» человеческого мозга
........................

1 | 2

Патриотическое воспитание студенческой молодежи на примере князя Дмитрия Пожарского

(Научно-исследовательская работа)
Раздел: История России
Автор: Агаджанян Михаил Абрикович, Агаджанян Ксения Владимировна
Научный руководитель: Лохонова Г.М., к.п.н. руководитель Центра организации НИР и КП Чебоксарского кооперативного института (филиал) АНО ОВО ЦС РФ «Российский университет кооперации»

ВВЕДЕНИЕ

Смутное время в России в начале XVII в. является знаковым явлением в отечественной истории. Его последствия в значительной степени определили характер и динамику последующего развития страны. Смута оставила неизгладимый след в сознании русских людей, стала для них важнейшей вехой исторической памяти.

Изучение событий Смутного времени направлено на повышение интереса к российской истории и науке, развитие патриотизма и любви к Родине и формирование активной гражданской позиции граждан. В 2012 г. – в Год российской истории и 400-летия со дня освобождения Москвы от польских интервентов 1612 г. - тема является весьма актуальной.

В русском национальном самосознании понятие патриотизма связывается с традициями православной культуры и заключается в готовности отказаться от личных благ, пожертвовать всем ради своего Отечества. Патриотизм формирует в личности молодого человека социально-значимую направленность, помогает четко определить жизненные ориентации. Патриотическое воспитание символизирует идею исторической преемственности, связи поколений. Одним из ярких образов народного героя является личность князя Дмитрия Пожарского, предводителя Нижегородского ополчения.

Цель работы состоит в изучении процесса формирования патриотизма и любви к Родине студенческой молодежи.

Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:

1. рассмотреть роль образа князя Дмитрия Пожарского в патриотическом воспитании студенческой молодежи;

2. проанализировать комплекс мероприятий историко-просветительского и патриотического характера, посвященных героям народного ополчения 1612 г.

Объектом данного исследования является комплекс мероприятий историко-просветительского и патриотического характера, посвященных героям народного ополчения 1612 г.

 

1. Образ князя Дмитрия Пожарского в патриотическом воспитании студенческой молодежи

В русском национальном самосознании понятие патриотизма связывается с традициями православной культуры и заключается в готовности отказаться от личных благ, пожертвовать всем ради своего Отечества. Так, Патриарх Московский и всея Руси Алексей II отмечал, что патриотизм созвучен православию.

В современном обществе активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Принятие Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 гг.» дало новый курс патриотического воспитания молодежи [1].

Патриотизм формирует в личности молодого человека социально-значимую направленность, помогает четко определить жизненные ориентации. Патриотическое воспитание символизирует идею исторической преемственности, связи поколений. В этих условиях все более ощущается необходимость признания патриотического воспитания наряду с образованием и обучением   как неотъемлемой и важнейшей частью педагогического процесса вуза. Каждое из направлений патриотического воспитания - духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое и спортивно-патриотическое – служит вектором воспитания у молодежи любви к Отечеству, к родному краю, через изучение исторического наследия страны. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

В системе воспитательной работы в вузе особую роль играет потребностно-мотивационный компонент патриотизма. Его формирование осуществляется в процессе учебных занятий, на которых бы студенты переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов. Занятия по истории направлены на воспитание гражданственности и патриотизма. Переживая чувство любви к Родине, восторженности, студент утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев прошлого. Идеи патриотизма раскрываются в эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к героям за торжество правды и справедливости.

Одним из ярких образов народного героя является личность князя Дмитрия Пожарского, предводителя Нижегородского ополчения.

Во времена Смуты, когда поляки вторглись в пределы российского государства и даже завладели Кремлем, только настоящие патриоты своей земли нашли силы спасти Отечество. Преодолевая все препятствия, жертвуя достоянием на общее благо, могучими призывами сердца смогли поднять упавший дух соотечественников. Благодаря этим народным героям подняла голову поникшая Русь, со всех концов стали собираться воины, чтобы пасть смертью за Отечество. Неудержимым чувством к родной земле наполнено было и сердце Дмитрия Пожарского, который забыл свою немощь и телесные страдания, встал во главе ополчения, двинулся на Москву, вырвал из рук врагов родную землю…

С особой теплотой и трепетом пишет в своих трудах о Пожарском настоятель церкви в честь Сретения Господня г. Балахны Нижегородской области, протоирей Александр Соколов. Издания нижегородского автора пропитаны любовью к герою-земляку[3,4,5]. В каждой своей строке он напоминает читателю о героизме и святости русских людей.

Д.М. Пожарский - потомок великого князя Суздальского и Владимирского, и великого князя Киевского Юрия Владимировича Долгорукого, за всю свою жизнь ни разу не изменил своему долгу пред Отечеством. Он пользовался большим уважением у своих единомышленников и противников. Ни разу князь не был уличен в измене, лицемерии и жестокости. Он отличался мягким и добрым характером, вниманием к людским бедам, терпимостью к людям, великодушием. Нельзя не упомянуть о такой христианской черте как глубокое смирение. В нём не было властного надмения. Он умел находить общий язык с людьми всех сословий. Искренняя дружба связала его с простым воеводой К. Мининым. Поиски нижегородцев военачальника для второго народного ополчения остановились на кандидатуре князя Пожарского.

С освобождением Москвы окончилась история Второго народного ополчения. Все царствующие государи отмечали ревностную службу князя своему Отечеству. Царь Михаил Романов возвел его из стольников в бояре, но крупных вотчин Пожарский не получил, хотя и поручал ему особо важные дела. Также чтил князя патриарх Московский и всея Руси Филарет. Перед смертью он принял духовное имя Кузьмы в память своего сотоварища по ополчению.

Плоды бессмертного подвига нижегородских освободителей трудно переоценить. Главным движущим мотивом для Пожарского и его соратников было сохранение православной веры и родного края. Имя русского князя навсегда вошло в историю нашей Родины как имя человека, любившего великой любовью свою Отчизну и сделавшего все от себя возможное, чтобы не допустить ее захвата.

Образы таких героев должны затрагивать сердца молодежи. На их доблестном примере должна строиться система воспитательной работы вуза. В процессе патриотического воспитания необходимо формирование чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям, построение связи между поколениями, освоение и приумножение культуры во всех её проявлениях, воспитание гражданских качеств и социальной ответственности за благополучие своей страны.

 

2. Историко-просветительские и патриотические мероприятия, посвященные героям народного ополчения 1612 г.

Нынешний год в России объявлен годом истории. Это год 400-летия преодоления Смуты и обретения Россией самодержавности. На всей территории страны в рамках празднования этой даты проводятся различные историко-просветительские и патриотические мероприятия.

Основной целью мероприятий является: развитие творческого потенциала граждан, привлечение молодежи к научно-практической и инновационной деятельности, установление преемственности между поколениями, объединение широкого круга лиц на основе их интереса к истории.

В 2012 году был создан интернет-портал «1612 год.RU», разработанный к Году российской истории в соответствии с Резолюцией соборных слушаний Всемирного русского народного собора «Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству» от 3 мая 2012 года. Его цель – отображать информацию о мероприятиях, связанных с историей и культурой России, проводимых в центре и регионах, имеющих историко-просветительское и духовно-нравственное значение, оказывающих влияние на воспитание подрастающего поколения, граждан России примерами её святых и героев, духом великих исторических событий: Куликовской битвы, преодоления Смуты, освобождением Москвы народным ополчением во главе с К. Мининым и Д. Пожарским,  Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и других исторических дат.

Около 1000 мероприятий прошли на территории Нижегородской области в честь празднования 400-летия Нижегородского ополчения, в том числе в школах и даже детских садах. В г. Балахна Нижегородской области – родине К. Минина - проведен VI межрегиональный фестиваль-конкурс «Алтарь Отечества», посвященный 400-летию подвига народного ополчения 1612 года.

Центральный штаб Международного Проекта «Мы - Наследники Победы!», с 25 по 30 июня 2012 года провел в честь 400-летия освобождения Москвы от иноземных захватчиков ополчением Минина и Пожарского, начала преодоления Смуты и восстановления российской государственности, Международного молодежного автопоезда «Дорогами мужества и стойкости. Дорогой народного ополчения 1612 года», по маршруту: Москва – Нижний Новгород – Балахна – Юрьевец – Кинешма – Кострома – Иваново – Ярославль – Москва.

По инициативе профсоюза байкеров при участии администрации городского округа Шуя Ивановской области 18-20 августа 2012 года прошел историко-патриотический мотопробег «Дорогами народного ополчения 1612 года».

Военно-исторический сбор «Ополчение 1612» с 29 по 30 сентября 2012 года прошел в городе Зарайске, торжества которого были посвящены 400-летию освобождения г. Москвы и России от польско-литовских захватчиков.

В Чувашской Республике в течение юбилейного 2012 года также прошел ряд научно-практических конференций, конкурсов научно-исследовательских работ, тематических выставок, экскурсий, исторических часов и других мероприятий в образовательных учреждениях и библиотеках. Среди них следует отметить Открытый конкурс - фестиваль научно-исследовательских и творческих работ «Великие сыны России Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский», книжно-иллюстративная выставка «В единстве наша сила», час истории «России славные сыны», патриотические чтения «Люблю тебя, моя Россия!», мероприятие «Мое отечество – моя Россия». В Чебоксарском кооперативном институте прошел круглый стол «Уроки Смутного времени», посвященный Году российской истории.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм - составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства. В Педагогическом энциклопедическом словаре дается следующее определение патриотизма: «… любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде».

Концептуальные основы патриотического воспитания призваны сыграть роль методологического регулятива для федеральных, муниципальных органов, учреждений и организаций по разработке и внедрению в своем образовательно-воспитательном пространстве системы становления человека культуры, гражданина и патриота - представителя поколения ХХI века.

Воспитывать патриотизм - значит дать свободу жизненным проявлениям индивида для его собственного целесообразного развития через придание определенную социальную направленность развитию личности молодого человека, наладить связь между социальными ценностями предшествующих поколений, как основы её патриотической жизненной позиции, сделать эти проявления субъектными в отношении человека к коллективу, обществу и государству.

Завтрашний день России зависит от того, насколько выверенными и дальновидными будут принимаемые сегодня меры по внедрению новых стандартов качества и доступности образования - при безусловном сохранении лучших национальных традиций, заключающихся в интеграции феномена патриотизма с реалиями современного образования и направленных на социальное будущее современного поколения молодых граждан России.

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 гг.» от 05 октября 2010 г. - № 795.

  2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.

  3. Соколов А. Князья Пожарские. Род князей Пожарских от Рюрика до наших дней. – Н. Новгород, 2004. – 368 с.

  4. Соколов А. Князья Пожарские и Нижегородское ополчение: род князей Пожарских от Рюрика до наших дней. – Н. Новгород, Саранск, 2008. - 421 с.

  5. Соколов А. Потомство Рюрика. Полный относительно изданного до настоящего времени перечень князей и дворян, потомков Рюрика – первого русского князя, основателя династии Рюриковичей и русской государственности. – Н.Новгород, 2007. С. 76-79, 156-213.

  6. Информационный портал «1612» http://www.1612god.ru/

  7. Официальный портал органов власти Чувашской Республики http://gov.cap.ru/

  8. Сайт «Музеи Московского кремля» http://www.kreml.ru/

 

Информационный портал «1612»


patr

http://www.1612god.ru/



 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

приуроченных ко Дню народного единства – 2012 в г. Чебоксары



Дата и время

Наименование мероприятия

Место проведения

 

Ноябрь

«В единении – сила!» - книжно-иллюстративная выставка

ЦГДБ им. К.Чуковского

Ноябрь

«Единством сильны» - книжная выставка

Детская библиотека им. В. Сухомлинского – филиал № 2

Ноябрь

«Россия. Родина. Единство» - книжная выставка, обзор

Детская библиотека им. Х. Степанова – филиал № 7

Ноябрь

«Галерея портретов Смутного времени» - мультимедийный исторический вернисаж

Детская библиотека им. А. Барто – филиал № 12

Ноябрь

«Сила народа – в единстве народа» - книжная выставка

Детская библиотека им. В. Чаплиной – филиал № 13

1 ноября

10.30

«От дружбы Родина сильней!» - 
концертная патриотическая программа

Детская библиотека им. А. Гайдара – филиал № 5

1 ноября

13.00

«Победа, сохранившая святую Русь» - урок мужества

Детская библиотека им. Х. Степанова – филиал № 7

1-6 ноября

13.00

«Об Отчизне с любовью» - стол просмотра, беседа

Библиотека – центр семейного чтения им. М. Трубиной – филиал № 4

«Во славу Отечества» - стол просмотра, обзор

«Духом славные, народные сыны» - час интересных сообщений

2 ноября

10.00

«Героями ты славишься, Россия!» - исторический час

Детская библиотека им. В. Чаплиной – филиал № 13

2 ноября

11.00

«Подвиг во имя России (Минин и Пожарский)» - вечер истории

ЦГДБ им. К.Чуковского

2 ноября

12.00

«День народного единства» - час познания

Детская библиотека им. В. Чаплиной – филиал № 13

2, 6 ноября

12.00

 

«Храни, солдат, огонь Победы!» - урок исторической памяти

Детская библиотека им. Л. Кассиля – филиал № 10

6 ноября

12.30

«От благодарной России» – историко-биографический экскурс

Детская библиотека им. В. Сухомлинского

7 ноября

11.00

«От Руси к России» - интеллектуальная игра

Детская библиотека им. А. Гайдара – филиал № 5

01.11

12.00

«Мы один народ - у нас одна страна» исторический урок

Ф.1 им.К.Иванова

01.11

12.00

«Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия…», исторический вечер

Ф.10 им.Тургенева

01.11

11.00

«Отечеству на верность присягая» устный журнал

Ф.17

02.11

13.00

«Воинство Минина и Пожарского», час истории

Центр семейного чтения им.В.И.Чапаева

02.11

11.00

«От благодарной России» информационный час

Центр семейного чтения им.А.С.Пушкина

06.11

10.00

«Одна страна – один народ», исторический час

ЦГБ им.Маяковского

07.11

11.00

«День единения» час истории

Центр семейного чтения им.Шумилова

08.11

12.00

«Помнит благодарная Россия» исторический час

Центр семейного чтения им.М.Сеспеля

08.11

13.00

«История России в биографиях - К.Минин и Д.Пожарский», информационный час

Ф.14 им.Некрасова

 

Книжно-иллюстративные выставки

Все библиотеки

01.11

12.00

«Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия…», исторический вечер

Ф.10 им.Тургенева

 

ДК и КЛУБЫ

31.10

10.30

Демонстрация исторического фильма «В начале славных дел»

ДК «Салют»

04.11

18.30

Концертная программа «Мы – вместе»

ДК «Акация»

30 октября

14.00

«Наследие предков» - игра-конференция с демонстрацией документального фильма в рамках программы «Информационный навигатор», посвященная году Истории России

ИКЦ пос. Сосновка

31 октября

14.00

«В семье единой» - познавательная программа ко Дню народного единства, с просмотром спектакля

ДК «Ровесник»

02 ноября

10.00

Танцевальный ретро-клуб для пожилых. Концертно-развлекательная программа, посвященная Дню народного единства

ДК «Южный»

02 ноября

18.00

«А сердце просит праздника» - отчетный концерт народного ансамбля русской песни «Золотые Родники»

ДК «ЧАЗ»

02 ноября

17.00

Городское мероприятие, посвященное Дню народного единства

ДК им. П.П. Хузангая

03 ноября

18.00

«Славься, ты Русь моя» - программа, посвященная Дню народного единства

Клуб «Северный»

04 ноября

14.00

«В гостях у самоварыча!» - посиделки, посвященные Дню народного единства

ИКЦ пос. Сосновка

30 октября

14.00

«Наследие предков» - игра-конференция с демонстрацией документального фильма в рамках программы «Информационный навигатор», посвященная году Истории России

ИКЦ пос. Сосновка

31 октября

14.00

«В семье единой» - познавательная программа ко Дню народного единства, с просмотром спектакля

ДК «Ровесник»

02 ноября

10.00

Танцевальный ретро-клуб для пожилых. Концертно-развлекательная программа, посвященная Дню народного единства

ДК «Южный»

02 ноября

18.00

«А сердце просит праздника» - отчетный концерт народного ансамбля русской песни «Золотые Родники»

ДК «ЧАЗ»

03 ноября

18.00

«Славься, ты Русь моя» - программа, посвященная Дню народного единства

Клуб «Северный»

04 ноября

14.00

«В гостях у самоварыча!» - посиделки, посвященные Дню народного единства

ИКЦ пос. Сосновка

ШКОЛЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1-9.11.2012

Выставка художественных работ, посвященная Дню единства «Мы – вместе»

СОШ № 28

30.10

Выступление фольклорной группы «Светлица».«Азбука народных праздников» лекция концерт для учащихся СОШ № 27 и гимназии № 1

Актовый зал

ЧДШИ № 2

 

01.11

Автор: Агаджанян Михаил Абрикович, Агаджанян Ксения Владимировна
Раздел: История России
Дата публикации: 30.11.2014 00:46:49

1 | 2

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм

Получать новости истории и археологии по электронной почте
Введите свой email:




Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Глава I. Источники и историография Чечни в исследуемое время // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

В перечне источников истории любого народа главными являются письменные документальные свидетельства. Период XVI – XVIII вв. в истории Чечни имеет документальную базу в различных архивохранилищах России и других стран. .

Читать

Неизвестные места вашего региона, имеющие историко-культурную значимость

Кострома сыграла видную роль в истории российской государственности. История Костромы не может не рассматриваться в контексте экономических, социальных, политических и культурных процессов в древнерусский и русский периоды. Вопросы исторического развития Костромы непосредственно связаны с общеисторическими процессами, проходившими в рамках Северо-Восточной Руси и Московского государства..

Читать

Кризис системы государственной власти в начале XX века

Предлагаю рассмотреть данную проблему сквозь призму личности императора Николая II и попытаться именно через этот путь обосновать свою точку зрения. .

Читать

Репрессии 1930-х годов среди населения Забайкалья

Во многом трагична судьба населения нашей страны начала первой половины XX в. Первая мировая война, революции, Гражданская война, коллективизация, репрессии, Великая Отечественная война. Одной из драматичных страниц истории нашего государства являются репрессии 1930-х гг. Жертвами репрессий стали миллионы советских людей, а в подсознании миллионов зародился страх перед режимом. Тоталитарный режим, установленный в советском обществе, полностью устанавливал контроль над людьми..

Читать

Письмо прадеду

Вот уже 70 лет прошло с тех пор, как ты не вернулся с фронта. В мае 1943 в нашу семью пришла похоронка со словами: «Пропал без вести» И осталась, дедушка, твоя молодая жена (ей было всего 21 год) с маленьким сыном. Ты из её писем знал, что назвали его Колей, но так и не увидел своего сыночка..

Читать

Герои нашей семьи

22 июня 1941года в 4 часа утра без объявления войны Германия напала на нашу Родину. Мои прадеды мирно работали в хозяйстве страны, растили детей. .

Читать

П.А. Столыпин

Два года назад в нашей стране состоялся телепроект «Имя России». Перед гражданами был поставлен вопрос о том, кто является лучшим деятелем России за всю её историю..

Читать

Коллективизация нашего села

Я живу в селе Кайбицы Буинского муниципального района Республики Татарстан. И очень интересуюсь историей своего села. А вам я расскажу о колективизации в нашем селе. И о тех людях, которые принимали активное участие..

Читать

Петрозаводский период жизни Ирины Федосовой (1865-1884)

Около 20 лет жизни Ирины Федосовой прошли в городе Петрозаводске. Именно здесь она познакомилась с людьми, которые определили всю ее дальнейшую судьбу... Но как раз об этих 20 годах сведений немного. .

Читать

От училища до гимназии. История одного адреса.

Есть в Нижегородской области небольшой районный город Семёнов. Город немолодой, но и не очень древний. Во многом схожий с десятками и сотнями таких же городков, разбросанных по всей нашей необъятной Родине, но и во многом самобытный, уникальный. Семёнов – родина хохломской росписи – знаменитой на весь мир Золотой Хохломы, – официально признан столицей народных промыслов России. Семёнов – центр старообрядчества на Руси. Знаменитые романы "В лесах" и "На горах" Павла Ивановича Мельникова – это про наш край..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter