↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Древние египтяне умели писать свинцом и железом
........................
Раскрыта уничтожившая почти всю жизнь на Земле древняя катастрофа
........................
Семилетний мальчик из Владивостока нашел кости ихтиозавра
........................
В США не могут решить, что делать с «Титаником»
........................
В Перу нашли гигантское изображение кошки
........................

Пишем введение и заключение для курсовой работы / реферата

(Статья)
Раздел: Шпаргалка
Автор: Гущин Александр Анатольевич

Структура реферата (курсовой работы, ВКР и т.д.) должна включать в себя титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, библиографический список и, при необходимости, приложения.

Введение и заключение в студенческих работах пишутся полностью самостоятельно, т.к. должны отражать результат Вашей интеллектуальной деятельности. При написании необходимо использовать научный стиль литературного языка.

Общие рекомендации по написанию и оформлению рефератов можно почитать в статье: Как правильно подготовить реферат

Введение

Введение – одна из важнейших частей реферата / курсовой работы. Грамотно составленное введение показывает насколько серьезно и добросовестно студент подошел к выполнению работы.

Оформление введения, как и всей работы, должно соответствовать ГОСТ 7.32-2017 (подробнее можно прочитать в статье про оформление реферата).

По стандарту введение должно отражать актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования. Здесь же раскрывается методология, научная новизна.

В зависимости от вида студенческой работы (реферат, курсовая работа и т.д.) определяются обязательные структурные элементы введения.

Так, в студенческих рефератах во введении должны быть: актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования.

В курсовых работах кроме вышеуказанных элементов должна быть раскрыта методология исследования, научная новизна, степень разработанности проблемы, теоретическая и практическая значимость.

Требования в Вашем ВУЗе могут немного отличаться – необходимо ориентироваться именно на них. Кроме того, в зависимости от специальности могут быть включены другие элементы. Так, в курсовой работе по историческим наукам во введении желательно наличие характеристики источников, а в ВКР – обоснование территориальных и хронологических рамок.

 

Актуальность исследования.

При написании актуальности необходимо обосновать важность изучения вопроса.

При обосновании актуальности исследователи, как правило, раскрывают социальную, практическую и научную значимость работы.

При написании «социальной актуальности» могут быть использованы отсылки к современным проблемам (т.е. связь с современностью), важность проблематики для настоящего или будущего как общества в целом, так и страны, региона в частности.

Раскрывая «практическую актуальность» исследования необходимо показать конкретные, реально существующие проблемы.

Важно обосновать «научную актуальность» темы исследования. Для этого необходимо логически выстроить аргументацию – почему выбранная Вами тема должна быть исследована. Здесь может быть отражено, насколько хорошо данная тема изучена в историографии, есть ли необходимость пересмотра в связи с использованием новых методологических подходов.

 

Пример речевых клише, которые можно использовать в актуальности:

– Актуальность исследования заключается в том, что …

– Актуальность исследования определяется …

– Актуальность выбранной темы подтверждается … (необходимостью, важностью и т.д.)

– Актуальность изучения … обусловлена …

– Вопрос … является одним из наиболее актуальных …

– … поэтому изучение данной темы является необходимым для …

– …

 

Объект и предмет исследования.

Здесь необходимо разъяснить, что конкретно Вы исследуете.

Объект исследования – это определенная сфера научного познания. Это может быть предмет, событие, явление, процесс, существующий независимо от нашего сознания.

Предмет исследования – это определенный аспект изучаемой проблемы. Может быть частью, свойством, характеристикой объекта.

Необходимо помнить, что объект исследования всегда шире, чем предмет. Предмет – это конкретизация части (свойств, характеристик и т.д.) объекта.

Так, человек, может являться объектом исследования в различных науках (биология, антропология и т.д.), при этом предмет исследования будет различаться.

В студенческих работах объект исследования будет более узким, формулировать его необходимо самостоятельно исходя из специфики и методологии исследования.

Например, если объектом исследования было определено социально-экономическое развитие СССР, то предметом может быть, например, социально-экономическая политика советского государства в 1945 – 1953 гг.

Определение объекта и предмета исследования отражает не только заявленную тему, но и методологию исследования, а также показывает, с какого ракурса Вы рассматриваете данную проблематику.

 

Пример речевых клише, которые можно использовать:

– Объектом исследования является…

– Предметом исследования был определен…

– …

 

Степень разработанности проблемы.

Историография вопроса показывает,  какие научные исследования по рассматриваемой проблеме были проведены ранее. Этого требуют общие этические нормы науки (учет достижений предшественников). Знание историографии вопроса не только показывает осведомленность автора о том, что было исследовано по исследуемой проблематике, но и позволяет обосновать актуальность вопроса, определить научную новизну работы.

Задачей данного раздела является не перечисление всех имеющихся работ по исследуемому вопросу, а выделение наиболее важных исследований, тем, дискуссионных вопросов. Изложение историографии должно быть проблемно-хронологическим, т.е. с одной стороны рассматривать работы хронологически (от более ранних к современным), а, с другой стороны, группировать исследования по изучаемым проблемам, методологическим подходам. При этом необходимо анализировать рассматриваемые работы – их сильные и слабые стороны, указывать какие аспекты, на Ваш взгляд, выпали из поля зрения исследователей, какие вопросы требуют дальнейшей разработки. Все это позволит отразить современное состояние исследуемой темы.

 

Пример речевых клише, которые можно использовать в историографии:

– Автором были предложены…

– И.И. Иванов отмечал, что …

– И.И. Иванов изучал …

– И.И. Иванов впервые поставил вопрос о …

– В работе И.И. Иванова анализировалось …

– Важный вклад в …. внес И.И. Иванов …

– Можно согласиться с выводом автора о том, что…

– …

 

Цель и задачи.

Цель – это конечный научный результат, на который направленно Ваше исследование. Задачи исследования – это определенные «шаги» по достижению указанной цели. Они неразрывно связаны с целью, являются ее структурными элементами. В то же время, не стоит путать задачи с вашим планом действий. Например, изучение литературы – не является задачей.

Пример. Если целью работы является изучение социально-экономического развития СССР в годы Великой Отечественной войны, то задачами могут быть – раскрыть содержание социально-экономической политики советского государства в 1941 – 1945 гг., проанализировать изменения уровня жизни населения СССР в годы Великой Отечественной войны и т.д.

 

Пример речевых клише, которые можно использовать:

– Целью работы является…

– Цель исследования заключается в…

– Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: исследовать … проанализировать … выявить специфику… рассмотреть … охарактеризовать … раскрыть …

– …

 

Гипотеза исследования (если требуется).

По некоторым специальностям преподаватели требуют отражение во введении гипотезы исследования – предполагаемого утверждения, которое может быть как подтверждено, так и опровергнут в ходе исследования.

 

Источниковая база исследования (для историков). 

Для исторических исследований важен анализ не только используемой литературы, но и характеристика источников по рассматриваемому вопросу. Источники необходимо сгруппировать по видам, провести внутреннюю и внешнюю критику источника. Если были выявлены какие-либо неточности или противоречия, то необходимо проанализировать насколько это влияет на достоверность исследования.

 

Методология исследования.

В данном разделе раскрываются теоретические основы исследования. Необходимо описать как методологию исследования в целом, так и применения частных методик. При этом нужно раскрыть, как конкретно данные методики были использованы в Вашем исследовании и с какой целью. При этом необходимо помнить, что методология исследования связана со степенью разработанности проблемы, целями и задачами исследования, спецификой объекта и предмета.

 

Научная новизна исследования.

Научная новизна отражает личный вклад автора, что нового было привнесено данным исследованием. В курсовых работах, ВКР – научная новизна обычно не бывает глобальной. Важно указать конкретику – было ли что-то рассмотрено впервые, найдены ли новые факты, либо использована методология, которая ранее к данной теме не применялась и т.д.

 

Теоретическая и практическая значимость.

Здесь необходимо отразить кому и каким образом может быть полезно данное исследование. Теоретическая и практическая значимость неразрывно связаны с научной новизной, актуальностью исследования. Это может быть как полезность для общества в целом, отдельных организаций и предприятий, так и перспективы для дальнейшего исследования каких-либо проблем.

 

Структура исследования.

Тут все просто – необходимо написать из чего состоит работа (введения, какого-то количества глав, заключения, библиографического списка).

 

Заключение реферата (курсовой работы, выпускной квалификационной работы и т.д.)

Заключение – это отражение результатов проведенного исследования. Оно неразрывно связано с введением и основной частью работы.

В заключении должно быть показано как были решены поставленные Вами задачи и достигнута ли цель. Необходимо сформулировать логически связанные выводы по каждой поставленной задаче (это будет соответствовать и структуре основной части работы) и общий вывод по теме исследования.

При этом такие фразы как «задачи решены», «цель достигнута» использовать не стоит.

Заключение – это не пересказ уже написанного текста, а обобщение исследованного. Здесь должны быть отражены конкретные научные результаты. Каждый вывод должен быть обоснован в самом тексте работы. Можно отметить, какие аспекты проблематики требуют дальнейшего научного осмысления, какие проблемы остаются нерешенными.

Объем заключения определяется исходя из объема поставленных задач и специфики исследования. Как правило, для реферата это 1-2 страницы, для курсовой работы – 2-4.

 

Пример речевых клише, которые можно использовать в заключении:

– В ходе исследования было установлено, что...

– Анализ … позволяет утверждать, что…

– Проведенные расчеты свидетельствуют о…

– Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что…

– Как показало проведенное исследование, . . .

– Анализ … подтверждает…

– Таким образом, ….

– …

 

Связанные статьи:

Как правильно подготовить реферат

Оформление списка литературы по ГОСТу


Дата публикации: 11.09.2020
1



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Изучаем историю по фамилиям или "Раскопки" списочного состава

Познавательно для учащихся. Как появились фамилии, на разных примерах конкретизирована историческая информация, которую они несут.

Читать

Пишем введение и заключение для курсовой работы / реферата

Методические советы по написанию введения и заключения для реферата, курсовой и дипломной работы (ВКР). Актуальность, цель, задачи, научная новизна, методология, историография.

Читать

Исторический факт и интерпретация

В сознании многих людей, зачастую, путаются понятия исторического факта, исторического источника, интерпретации исторических событий. Это способствует распространению различного исторического мифотворчества. Поэтому важно разбираться в вышеуказанных понятиях..

Читать

Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории

О формационном и цивилизационном подходах к изучению истории и теории индустриального общества. Чем они отличаются? Что и как преподавать в школе?.

Читать

Историческое развитие общества

Процесс исторического развития общества - является ли он закономерным или это цепь случайностей? Является ли он объективным или субъективным?.

Читать

Как правильно подготовить реферат по ГОСТу: требования, оформление, пошаговая инструкция

Методические рекомендации по подготовке и оформлению качественного реферата. Требования ГОСТа, структура, пошаговая инструкция, типичные ошибки, образец оформления.

Читать

Оформление списка литературы по ГОСТу (актуально для 2020-2021 гг.)

Правила оформления списка литературы по последнему ГОСТу Р 7.0.100-2018. Примеры оформления библиографического списка для книг, статей, сайтов, видео, аудио, карт.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter