↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

В США не могут решить, что делать с «Титаником»
........................
В Перу нашли гигантское изображение кошки
........................
Канадский подросток нашел останки динозавра возрастом 69 миллионов лет
........................
Древнегреческий храм нашли на острове в Черном море
........................
Климат стал причиной исчезновения древних людей
........................

1 | 2 | 3

Повседневная жизнь Казани на рубеже 19-20 вв.

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Биктина Рузиля
Научный руководитель: Батыршина Ляйля Нургалиевна

Казань - один из крупнейших экономических, политических, научных, культурных и спортивных центров России, самый крупный город Поволжского экономического района. Казанский кремль, входящий в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, и тысячелетняя история делают Казань одним из наиболее посещаемых туристами городов России. Столица Татарстана имеет зарегистрированный бренд «третья столица России» до 2017 года. Неофициально и полуофициально именуется «столицей» российского федерализма и «столицей» всех татар мира. В 2005 году было отпраздновано Тысячелетие Казани, а в 2013 году в Казани пройдет XXVII Всемирная Летняя Универсиада, в 2018 году - Чемпионат мира по футболу.

В 1552 году Казань вошла в состав Российского государства. В ХVII веке в городе наблюдался экономический рост, были заложены ремесленные слободы, появились первые мануфактуры. В 1708 Казань стала столицей крупной Казанской губернии. С 60-х годов ХVIII века застройка города принимает упорядоченный характер, появились деревянные мостовые, мосты через Булак и Казанку. Всего в Казани к концу XVIII столетия проживало около 22 тысяч человек, а с пригородными слободами — более 40 тысяч, и из них только около десяти процентов — татары. Город стал образовательным и культурным центром Поволжья: в 1758 в Казани открылась первая в России провинциальная гимназия, в 1771 — первые медресе, в 1791 появился постоянный театр. Важным событием стало учреждение в 1804Казанского университета — третьего в России — закрепившего за городом статус крупного научного центра. Во второй половине XIX века произошли существенные изменения в инфраструктуре Казани: появилось газовое (1874) и электрическое (1897) освещение, конка (1875) и электрический трамвай (1899), телеграф (1859) и телефон (1881).

Роль Казани в истории трудно оценить. Это город удивительной судьбы. При всем своем разнообразии Казань – воплощение единства различных культур.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние годы возрос научный интерес к проблемам социальной истории, история повседневности выделилась в отрасль исторического знания, а история повседневности российского города - в самостоятельное направление современной исторической науки. По мнению академика Ю.А. Полякова, важнейшей задачей современной историографии стало изучение ... «самого человека, как такового, его жизни, какой она была и какой стала»

Российские города в конце ХIX начале ХX столетия становились социокультурным центром, ярко проявлявшим традиции и одновременно открытым к освоению и интерпретации новаций, что в значительно изменило жизнь провинции. В городской повседневности нашли отражение особенности проводимых в государстве реформ. Рассмотрение общероссийских процессов сквозь призму повседневной жизни конкретного региона позволяет показать разнообразие общеисторического процесса, обогатить историческую науку новыми конкретными фактами и событиями.

В центре внимания истории повседневности – «реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного жизненного мира», комплексное исследование этой реальности (жизненного мира) людей разных социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на события. Именно поэтому изучение истории повседневности становится неотъемлемой частью исследования и так важно для комплексного понимания явления. Рассмотрение истории через детали обыденной жизни людей, их быта дает возможность для создания наиболее целостной и полной картины мира.

Целью данной работы является изучение особенностей повседневной жизни казанцев на рубеже столетий.

Объект исследования – повседневная жизнь Казани на рубеже ХIХ-ХХ веков.

Предмет исследования – развитие в Казани кинематографического и театрального искусства на рубеже ХIХ-ХХ столетий.

Для наиболее полного раскрытия темы при выполнении работы были поставлены следующие задачи:

  1. Провести обзор литературных источников, отражающих развитие культурной жизни города в конце ХIХ – начале ХХ веков.

  2. Определить особенности развития театрального и кинематографического искусства в городе.

Для достижения поставленных целей в качестве теоретической и методологической основы данного исследования были использованы труды отечественных авторов, среди которых особое место принадлежит Н.П. Загоскину, автору «Спутника по Казани» 1895 года выпуска.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что результаты проведенного исследования могут быть широко использованы при разработке методических пособий для учащихся художественных и общеобразовательных школ, а также училищ и вузов. Выводы данной работы могут быть использованы при подготовке и чтении общих и специальных курсов, семинарских занятий, при создании очерков и учебных пособий по истории и культурологии.

В работе применены такие методы исследования, как   обработка и анализ научных источников,анализ научной литературы, учебников и пособий по истории и культуре повседневности, а также сравнительный метод.

Данная работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Первая и вторая части содержат по два параграфа.

 

 

 

 

Казань в конце ХIХ века

 

Театры

 

К первой половине XIX века Казань приобретает черты европейского города. Кварталы в центральной части плотно застроены каменными 2-3 этажными зданиями, городские площади оформлены замкнутым периметром застройки. Дворец казанского губернатора построен в 40-е годы XIX века в так называемом псевдовизантийском стиле, и расположен в северной части кремля, на том месте, где в древности находился дворец казанских ханов, а в XVIII веке — обер-комендантский дом.

Культурные достижения Казани в этот период были очень значительными. В период расцвета русский драматический театр вступает в 1803 – 1804 г.г. Это совпадает со временем основания Казанского университета. И хотя это совпадение было случайным, позднее оно оказалось весьма символическим: русский театр Казани, так же, как и университет, нес идеи просвещения. Казанский театр был “первым рядом” русского провинциального театра – сюда стремились почти все актеры широкой театральной провинции”.

После пожара 1842 года в раннее утвержденный план Казани 1836 года были внесены изменения, существенными моментами являлись восстановление въезда в город по Оренбургскому тракту, расширение границ города в районе Суконной слободы, а также объединение границ Старотатарской и Новотатарской слобод. Неточность топографической съемки при выполнении плана 1842 года потребовала внесения изменений, которые были выполнены в 1844 году. В мае 1845 года был утвержден новый план города Казани.

После пожара 1842 года городской театр горел неоднократно: в 1860, 1866, 1874 годах. В 1875 году его расширили почти в 1,5 раза против старого. Это был почти, что самый благоустроенный (после Варшавского и Одесского) провинциальный театр в России.

Казанский театр, несмотря на все трудности, стремился восстановить свой былой авторитет. И он действительно вскоре становится одним из лучших провинциальных театров. Этому способствовали частые гастроли крупных мастеров русской сцены. Со сцены Казанского театра начинается творческая биография ведущих – в будущем – артистов Александринского театра В.Н. Давыдова, К.А. Варламова, М.Г. Савиной, В.Ф. Комиссаржевской, М. И. Писарева, П.М. Медведева и др. Пришли в МХАТ В.И. Качалов, в Московский Малый театр – П. Садовский, Г.Таланов, Х.Таланова, А.Стрелкова, М.Решимов, М.Лентовский, А.Ленский.

Строительство в конце XIX века железнодорожной магистрали Москва – Екатеринбург (Свердловск) дает новый импульс экономического подъема города, значительно увеличивается объем инвестиций в секторе строительства промышленных, общественных и жилых зданий и сооружений. Город быстро увеличивается в размерах за счет присоединения новых слобод и поселков.

В 1884 году утверждается новый план г. Казани, предусматривающий развитие города в юго-восточном направлении.

Численность населения Казани, увеличивается в два раза, с 63 тысяч в 1830 году до 130 тысяч в 1897 году.

В начале XX столетия Казань становится одним из крупнейших и быстро развивающихся городов России и третьим по значимости в общероссийском масштабе образовательным центром. К началу 1890 годов здесь было 101 учебное заведение.

Казань начала XX века – крупный торговый центр, входящий в пятерку самых крупных городов России. Население составляло более 130 тыс. человек. 26 октября 1917 года власть в Казани переходит к Советской Власти. В мае 1920 года образована Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика (ТАССР) со столицей в городе Казань. В конце 20-х – начале 30-х годов XX века был причинен большой ущерб культовым зданиям. Они были разграблены или уничтожены.

В начале ХХ века театры играли видную роль в жизни города. Об этом красноречиво свидетельствуют количество всевозможных театров и кинотеатров в Казани в этот период и большое разнообразие их репертуаров.

К началу 1914 года в распоряжении казанской публики находились три театра - Городской театр, Новый театр (при Новом клубе) и Театр Миниатюр. В конце 1914 года был сдан в эксплуатацию Большой театр, призванный выполнять двоякую функцию - традиционного театра и кинотеатра. Одновременно посетить его могли до 1040 человек.

Казанский театр к концу ХIХ столетия стал одним из лучших провинциальных театров.

С 1903 года начал свое существование «Гоголевский театр. В 1906 году был построен «Новый театр». В самом конце 1914 года был открыт казанский театр Григория.

Начало ХХ века ознаменовало собой и появление в Казани первых профессиональных национальных театров. Казань была крупным многонациональным городом, и естественно – многие национальности, проживавшие в этом городе, тоже стремились сохранять и развивать свои национальные традиции и культуру. Особым толчком для дальнейшего развития культурных традиций и новаторств послужили полученные народом в результате революции 1905-1907 годов свободы слова, собраний, печати и т.д. На этой волне и состоялось открытие 22 декабря 1906 года в Казани первого профессионального татарского театра. История татарского театра неразрывно связалась с деятельностью известного в Казани Восточного клуба. Этот клуб, со времени своего основания выполнявший своего рода роль “института культуры” для мусульманской общественности Казани, для “Сайяр” превратился в настоящую творческую лабораторию. Вплоть до осени 1914 года, когда в связи с начавшейся первой мировой войной помещение клуба было превращено в госпиталь для раненых и больных воинов, все свои зимние сезоны труппа татарского театра обосновывалась и работала именно в помещении этого клуба. Именно в этих стенах готовились и ставились новые спектакли.

Восточный клуб начал свою деятельность 1 декабря 1907 года. Первоначально он располагался в № 2 гостиницы “Болгар”. Затем переселился в один из домов, расположенных на берегу озера Кабан и принадлежавших Хайрулле Сабитову. Наконец, обосновался на втором этаже дома, принадлежащего Кариму Апанаеву (современный адрес этого дома - улица Татарстан, дом № 8). Клуб занял весьма приличное по тем временам, вместительное помещение: имел зрительный зал на 150 - 160 человек с небольшой сценой, с помещением для игры в лото на 100 человек, библиотекой, где имелась литература на татарском, русском, азербайджанском, тюркских языках, с комнатой для чаепития (буфетной) - все это было удобно и уютно обустроено. Со временем клуб обогатился хорошим оборудованием, мебелью, декорациями, помещение его было несколько расширено - при учете всех сидячих и стоячих мест клуб мог теперь вмещать около 300 - 400 зрителей одновременно. Там проходили спектакли, концерты, лекции, детские новогодние ёлки и балы, вечера танцев.

После февральской буржуазно-демократической революции 1917 года в Казани был основан первый профессиональный чувашский театр под управлением известного деятеля чувашской культуры, актера и режиссера Иоакима Степановича Максимова-Кошкинского (1893-1975 г.г.)

После октябрьской революции в Казани возникли русские и татарские рабочие самодеятельные театральные коллективы. Размах театральной самодеятельности после октябрьской революции был необычайно велик. Некоторые их этих кружков дают начало рабочим театрам. Так, в конце 1917 года в Адмиралтейской слободе возник первый в Казани татарский рабочий театр. В состав труппы вошли главным образом рабочие завода.

Таким образом, Казань в конце Х1Х века была крупным и развитым городом, в котором активно развивалась наука и строительство, появилось большое количество новых театров. Культурные достижения Казани в этот период были очень значительными. Этот период стал расцветом русского драматического театра. Русский театр Казани, нёс идеи просвещения.

 

Парки, места отдыха горожан

 

Культурный уклад жизни общества нашего края вплоть до конца XIX века не подразумевал развития развлекательной, массовой, популярной культуры.

Индустрия развлечений, потребительская, коммерческая культура стала появляться, когда возникли новые аспекты взаимоотношений между экономикой, искусствами и культурой в крупных городах XIХ века, связанные с развитием индустриальной эпохи.

В 1880 году в Адмиралтейской слободе Казани, около Петрушкина разъезда, было депо конки. Учредитель конки Густав Тальквист заложил сад для городских увеселений, названный «Тиволи» наподобие итальянских парков. Позже этот сад стал называться Андриевский, а в начале XX века он перешел в собственность купца Г. Дудорова, производителя кваса и кислых щей. И сад стал называться Дудоровский. Это было одно из самых популярнейших мест, куда казанцы ходили на танцы.

В конце 70-х годов инженер Густав Тальквист, организовал по своему почину и на средства спонсоров промышленную выставку предпринимателей региона - с большим успехом. А на 1890 год пришлось самое заметное выставочное событие предреволюционной жизни города - всероссийская научно-промышленная выставка.

 

Центром городских увеселений был платный Панаевский сад - «Панаевка», принадлежал г-ну Панаеву. В саду размещались закрытый театр на 755 зрителей, открытый театр с эстрадой и «раковиной» для оркестра, летние клубы – купеческий и шахматный, ресторан, множество киосков с мороженым и прохладительными напитками. В зимнее время заливали каток. Театр известен тем, что здесь начинал свою певческую карьеру Федор Шаляпин.

Уже в наше время старый цирк сгорел, и вместо него был выстроен новый – на Ярмарочной площади. Его здание в виде летающей тарелки было построено в 1967 году по проекту архитектора Г.Пичуева. Амфитеатр зрительного зала рассчитан на 2400 мест.

В Казани в течение мясопустной (масленица) ипасхальной недели происходили народные гулянья на Николаевской площади, где устраивались балаганы, карусели, качели и т.п. незатейливые увеселения для народа. Не обошли стороной Казань и традиции, согласно которым пасхальное крашеное яйцо означало новую жизнь, возрождение.

«Особенность казанской масленицы составляет огромный прилив на эту неделю в город из окрестных сел и деревень парных татар-катальщиков («татар», как сокращенно называют их здесь); в продолжение всей масленицы улицы города бывают буквально переполнены украшенными на спинках коврами рогожными санями этих «татар», с незатейливыми ленточками и бантиками в гривах и хвостах их большею частью заморенных лошадок. Катанье на этих «татарах» составляет одно из стариннейших и излюбленнейших масленичных увеселений казанцев» - пишет в своем «Спутнике» Загоскин.

Весенним народным гуляньем казанцев являлась так называемая биржа, или весенняя ярмарка, ежегодно устраиваемая в мае месяце в особых деревянных рядах, расположенных под кремлем, близ устья Булака. «В значительной степени утратив свое прежнее промышленно-экономическое значение, казанская «весенняя биржа» в настоящее время сохраняет для огромного большинства обывателей почти исключительный характер места гулянья, фланерства: для представителя как высшего и среднего обществ г. Казани, так и для простолюдина побывать весною «на бирже», купить себе здесь что-нибудь, начиная от грошовой «свистульки», фунта подсолнухов или жмачков и кончая гарднеровским сервизом или дорогими безделушками из уральских минералов, — составляет необходимый атрибут весны» - сообщает автор «Спутника по Казани». На время ярмарки на прилегающей к ней площади устраивались балаганы, качели, появлялись раешники, а иногда играла военная музыка.

Впрочем, еще до вскрытия своего Волга уже начинает привлекать интерес к себе казанцев: благодаря волжской линии конки, с ранней весны начинаются поездки казанцев на устье р. Волги, где «в ожидании ледохода образуются обширные гулянья, на время которых широко раскрывают свои гостеприимные двери приволжские трактиры, появляются торговцы апельсинами и другими сластями и даже мороженщики, и по праздничным дням вагоны конки не успевают перевозить сюда всех желающих воочию убедиться в совершающемся пробуждении Волги-матушки»...

Первые летние праздники — св. Троица и Духов день и соединяемые с ним Троицкие гулянья — всегда отличались в Казани традиционно разгульным характером.

Традиционным в Казани был праздник Семика, «справляемый обыкновенно в подгородных селениях (Аметево, Борисково и др.), с неизбежными хороводами, заплетанием березок и т.п. атрибутами этого древнего русского празднества, привлекающими туда немало и городских обывателей».

Утверждают, что праздник «сабан» началом своим восходит еще к языческой эпохе булгаро-татарской культуры, почему он и не пользуется симпатиями мусульманского духовенства. Праздник «Сабан», или более привычный для нас «Сабан-Туй», — праздник символический, совпадающий со временем наступления полевых работ («сабан» по-русски — плуг, соха); он справляется иногда раньше, иногда позже — смотря по погоде и другим обстоятельствам, — но всегда в промежуток времени от половины мая до половины июня, продолжаясь ровно неделю, от пятницы до пятницы.

Автор: Биктина Рузиля
Дата публикации: 08.04.2015

1 | 2 | 3



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

От медных бунтов к рыжику

Когда-то в России надежного человека называли «кредитным». Этим же словом удостаивали и всю империю, вызывавшую у соседей уважение за толковую финансовую, банковскую и дисконтную политику..

Читать

Неизвестные герои

Каждая годовщины дня победы в Великой Отечественной войне ознаменовывается тем, что мы восхищенно вспоминаем и чествуем героические подвиги солдат, партизан, медицинских сестер и других не менее важных участников войны: Александра Маресина, Зою Космодемьянскую, отряд Панфилова – их имена и отважные поступки не забыты. Однако существуют те, которых не просто забыли, но и никогда не помнили. Почему и отчего так происходит, ведь каждый герой неоценимо повлиял на исход войны? Забывая и просто не помня, мы теряем историю, теряем наше достояние, память о героизме. В подтверждении этого можно привести следующие аргументы обосновывающие это..

Читать

Военное меню

Через 26 дней после начала великой отечественной войны страна перешла от свободной продажи хлеба и продуктов  к карточной системе. Вопрос о хлебе стоял остро везде, в том числе и на Урале.  Все понимали, что в хлебе нуждался протянувшийся на тысячи километров фронт, его ждали в городах и посёлках..

Читать

Личность Михаила Романова в жизнеописаниях историка Н.И. Костомарова

Несколько лет назад массовые представления о российской истории напоминали заколоченный дом со строго дозированным поступлением света и воздуха через открытую форточку. Сегодня мощный сквозняк швырнул нам забытые факты, недоступные в прошлом мемуары и романы, эмоциональные размышления историков. Но вместе с тем пришли откровенная фальшь и случайные ошибки, ложь и неточности в фактах. Это относится и к истории дома Романовых. Были и «минусы»» и «плюсы». История никогда не была и не будет одноцветной, она наполнена гаммой разноцветья..

Читать

Вклад моей семьи в Победу в Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война – самая тяжёлая и жестокая из всех войн, когда- либо пережитых нашей Родиной. Чем дальше она уходит в историю, тем меньше становится очевидцев страшных событий, тем полнее мы хотим осознать историческое значение свое семьи, как защитников Отечества. .

Читать

Три поколения моей семьи живут в мирное время

Три поколения моей семьи живут в мирное время. Три моих прадеда с первых дней Великой Отечественной войны были на фронте и не только они, но и их отцы. .

Читать

«И будет помнить вся Россия…»: Отечественная война 1812 года и Бородинское сражение в народных преданиях и в некоторых редких документах Олонецкой губернии. Историческое эссе-исследование.

Наша исследовательская работа уникальна: никто еще не рассматривал тему преданий Олонецкой губернии, возникших на основе реальных событий войны. Мы хотим рассказать о том, что о Бородинской битве действительно помнила вся Россия – на примере отдаленной от мест событий Олонецкой губернии. Мы впервые создаем в работе электронную карту с указанием деревень губернии, откуда происходили наши земляки - герои Отечественной войны 1812 года.

Читать

«Сергий»

Жизненный путь преподобного Сергия описан в Житие, которое составил его ученик Епифаний Премудрый. Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь..

Читать

Русские землепроходцы

Говоря о русских землепроходцах, мы не можем не упомянуть такие имена, как Семен Иванович Дежнёв, Иван Юрьевич Москвитин, Ерофей Павлович Хабаров, Владимир Васильевич Атласов и многих других. Каждый из них стал незаменимой частью русской истории и внес огромный вклад в освоение и развитие Сибири и Д.

Читать

Патриотическое воспитание студенческой молодежи на примере князя Дмитрия Пожарского

Смутное время в России в начале XVII в. является знаковым явлением в отечественной истории. Его последствия в значительной степени определили характер и динамику последующего развития страны. Смута оставила неизгладимый след в сознании русских людей, стала для них важнейшей вехой исторической памяти..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter