↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Найден пролежавший 400 лет на морском дне легендарный корабль
........................
Названа настоящая родина домашних лошадей
........................
Надпись из прошлого предупредила о климатической катастрофе в Египте
........................
Причины гибели «Титаника» нашли в космосе
........................
Лицо древнеегипетского мальчика восстановили по портрету
........................

1 | 2 | 3

Повседневная жизнь Казани на рубеже 19-20 вв.

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Биктина Рузиля
Научный руководитель: Батыршина Ляйля Нургалиевна

Празднование Сабана носит в идее своей двойственный характер. С одной стороны — он является мирным земледельческим праздником, но с другой стороны — он носит и отпечаток праздника героического, подобный отпечатку классических олимпийских игр: борьба, конные ристалища, бега, состязания в силе и ловкости играют здесь главную, чтобы не сказать исключительную, роль. «Указание па праздник Сабана сохранилось до нас, кажется, еще от татарской эпохи истории Казани. И. действительно, в старину празднования его всегда происходили на Арском Поле, которое в то время, начинаясь от нынешних Николаевской и Театральной площадей, носило характер "большого луга", давая широкий простор для конных ристалищ и других атлетических состязаний. Долгое время оставалось Арское Поле местом празднования Сабана и в русской Казани, и только с той поры (с конца прошедшего века приблизительно), когда Арское Поле стало застраиваться и приобретать значение русского гульбища, татары вынуждены были искать другое место для отправления своего древнего праздника, каковое и было найдено ими верстах в 4 oт города, за Ново-Татарскою слободою, где Сабан ежегодно справляется и до наших дней» пишет профессор Загоскин.

Для туриста, пребывание которого в Казани совпадает с празднованием татарского Сабана, посещение этого последнего представит несомненный бытовой интерес».

Таким образом, главным источником информации о парках, развлечениях и народных гуляниях по праву может называться «Спутник по Казани». Знаменитая Русская Швейцария, Черное озеро или бесплатный для посещения Панаевский сад – неотъемлемая часть культурного портрета нашего города на рубеже Х1Х-ХХ столетий.

Казань в начале ХХ века

Первые кинотеатры в Казани

 

Первые кинотеатры в России появились в конце ХIХ века и почти не отличались от залов для собраний или концертов. Впрочем, слово «почти» не совсем точно: у каждого кинотеатра был зрительный зал со светоотражающим экраном, аппаратная, где размещался кинопроекционный аппарат, а также место для музыкального оркестра, под звуки которого на экране разворачивалось действие. Первое упоминание о публичном просмотре кинолент в Казани датируется июлем 1906 года. Первый постоянный кинотеатр заработал в сентябре 1907 года. К 1915 году количество кинотеатров в Казани достигло своего максимума за всю историю — 15 кинотеатров. Кинозалы стали открываться в специально спроектированных для этого зданиях. После революции их число стало уменьшаться.

На первоначальном этапе развития кинематографа под кинотеатры, как правило, приспосабливали несколько перестроенные жилые помещения. Так было в столичных городах России, так было и в Казани.
В 1908 году на имя казанского губернатора М. В. Стрижевского1 стали поступать прошения об открытии театров-кинематографов.

Первое такое прошение подала 11 марта 1908 года вдова надворного советника М. А. Котелова, решившая открыть кинотеатр под названием «ХХ век» на Рыбнорядской улице. Вслед за ней о том же ходатайствовал К. Г. Ишуков, желавший «открыть театр-кинематограф в доме Мухаметгалея Баширова», находившемся на Устьинской пристани г. Казани. Третье прошение поступило от коллежского советника М. Н. Аристова, который решил открыть электротеатр «Феникс» на Николаевской площади в доме Чукашева (бывший дом Юшкова).

На все три заявления строительное отделение Казанского губернского правления 7 апреля 1908 года сообщало казанскому полицмейстеру, что «с технической стороны не имеется препятствий к открытию театров-кинематографов». Так появились три первых кинотеатра города.
Несколько позже к числу владельцев кинотеатров присоединился казанский купец С. К. Степанов. Ему принадлежали дом «синематографа для публики» на Московской улице и кинотеатр «Буфф» на Воскресенской. Оба размещались в помещениях первых этажей жилых домов.
Вятский мещанин Г. А. Розенберг основал свой кинотеатр в арендуемом помещении городского пассажа. Отсюда и название синематографа — «Пассаж».

Провизор Ю. Ф. Гренинг открыл кинематограф в доме Красниковой на Большой Проломной улице. Неподалеку, на углу Большой Проломной и Поперечно-Воскресенской улиц, на первом этаже собственного дома, «приспособленном для демонстрации картин» устроил кинематограф «Урания» С. В. Соломин2. Решила не отставать от него О. Н. Веселицкая, хлопотавшая об открытии кинематографа в доме Стадлер на той же Проломной. Свое детище она вначале назвала в новорусском стиле «Иван», затем переименовала в «Общедоступный театр».

Очевидно, что организаторы синематографов стремились к тому, чтобы их зрелищные заведения располагались на бойких местах. Одним из таких мест были казанские пристани. Именно здесь открыли кинематографы купцы И. А. Сметанин и Н. Кузьмин. Зрительные залы были устроены прямо в зданиях принадлежащих им гостиниц.

Умножить доходы при помощи новинки культурной жизни попытался и казанский мещанин В. Г. Распопов, получивший разрешение на «демонстрирование кинематографа» в помещении, которое находилось в нижней части сада «Черное озеро». Свой путь выбрал владелец фотографии «Рембрандт» (ул. Воскресенская) А. Х. Зимсон: он решил совместить фотографическое искусство и кинематограф в принадлежавшем ему фотозаведении. Мещанин Н. Л. Перельштейн исхлопотал бумагу на устройство кинематографа на втором этаже собственного ресторана на Сенной площади. Наверное, не без оснований рассчитывали на дополнительный приток посетителей казанские мещане С. В. Владимирова и И. А. Ашаев, получившие разрешение показывать кинокартины в трактире и ресторанесоответственно. Оба заведения находились на Сенной площади.
Конкуренция между владельцами кинематографов была достаточно острой. Вот что писал 27 октября 1908 года в своем прошении на имя губернатора казанский мещанин С. Г. Калмыков: «В доме Плотникова на углу Университетской и Б. Проломной улицах я содержу трактирное заведение более 10 лет и в настоящее время несу громадные убытки от того, что публика, посещавшая мое заведение, большей частью посещает трактирные заведения, как, например, Макашина и Захарова, так как в означенных заведениях имеются кинематографы, что, конечно, и привлекает более публику». Увлекающему посетителей примеру следовали многие. Так, разрешение на устройство кинематографа в своем трактирном заведении на Георгиевской улице получил казанский мещанин С. Н. Садовников, на Рыбнорядской улице — мещанин А. С. Коноплев.

С 1908 года стационарные кинотеатры прочно вошли в жизнь казанцев. С марта по декабрь 1908 года в Казани было открыто восемь театров-кинематографов, и около двух десятков ресторанов, гостиниц и трактирных заведений получили право установки киноаппаратов для демонстрации картин. Большая часть киноустановок находилась в центре Казани, меньшая (четыре) — на дальнем и ближнем Устье и еще одна — в Адмиралтейской слободе. Кроме того, сеансы кинематографа устраивались в новом летнем театре Купеческого собрания в садах «Эрмитаж», «Аркадия», «Русская Швейцария» и Панаевском саду.

В 1909 году стали меняться владельцы кинотеатров и как следствие — их названия. Так, кинотеатр «Общедоступный» становится «Олимпом» (в советское время это был второй по значимости кинотеатр города), театр «Фурор» на Московской улице получил новое название «Свет».
Пополнение казанские кинотеатры получили в 1911 году. Тогда открыли свои двери синематографы «Эдисон» (Воскресенская ул.), «Яр» (2-я Проломная ул.) и электротеатр в Ягодной слободе. Количество синематографов в Казани достигло девяти.

В последующие два года число казанских кинотеатров росло медленно. В 1912 году разрешение на открытие театра в Адмиралтейской слободе получил лишь Н. П. Ярцев.

В 1914 году в Казани появился уникальный театр. Здесь на одном представлении можно было увидеть театральные постановки и кинематографические сеансы. Он был открыт в декабре Г. А. Розенбергом на Большой Проломной под названием «Большой театр». Сегодня это Казанский академический русский Большой драматический театр им. В. И. Качалова - один из старейших театров России3.

С началом Первой мировой войны все трактиры были закрыты, а их помещения, где раньше нередко демонстрировали кинокартины, стали использовать для нужд военного времени.

На улице Баумана упомянутое выше здание театра им. В. Качалова было возведено в 1833 году для купца С. Синякова по проекту архитектора П.В. Пятницкого. Постепенно скромное двухэтажное здание путем последовательных перестроек и пристроек превратилось в довольно солидный доходный дом А.С. Меркулова. В 1906 году после очередной реконструкции здесь был открыт кинематограф Пате. В 1913 -1914 гг. здание перестраивается в очередной раз: владелец кинематографа Г. Розенберг приспосабливает зал не только для демонстрации фильмов, но и для постановок драм и оперетт. «Открывается только что отстроенный Большой театр: Б. Проломная, дом Меркулова. Самый большой в Казани, есть зимний сад, кафе, все помещения роскошно отделаны... Песни на злобу дня. 3 представления в день... Перед началом - кинематограф... Снимать верхнее платье не обязательно» - примерно такие объявления появились в казанских газетах 21 декабря 1914 года.

Сенная площадь — старое название площади в Забулачье между улицами Кирова, Г. Камада, Столбова и Парижской Коммуны. Сегодня здесь бензозаправка и сквер со скульптурой — рабочие трех рас несут на своих плечах земной шар. Но век назад ее облик был совершенно иным: здесь простирался яркий восточный базар — торговый центр татарской части Казани. А в начале XХ века площадь стала средоточием не только деловой, но и духовной, общественной жизни казанских татар. Здесь в номерах жили и творили известнейшие татарские интеллигенты. Здесь не только совершались сделки, но и назначались встречи писателей и общественных деятелей. Здесь жил Тукай, и здесь же он поселил некоторых персонажей своих произведений.В 1911 году татарский предприниматель Ш. Ишмухаметов приспособил второй этаж находившегося вблизи Сенной площади дома В. Щеглова под кинематограф «Свет».

Таким образом, развитие кинематографа в Казани было востребованным, а потому стремительным. Конечно, на первых этапах своего существования кинематограф не был столь распространенным, однако первые кинохроники очень полюбились казанцам. Об этом говорит и довольно впечатляющее количество кинотеатров в Казани на рубеже Х1Х-ХХ веков.

 

2.2. Кинематограф Казани на рубеже веков

 

С самого начала 20-го века огромную популярность приобретает синематограф, начинающий постепенно вытеснять театр на второй план. Некоторые из вышеназванных театров начинают выполнять двоякую роль - роль театров и роль кинотеатров. В отличие от традиционного театра, являвшегося во многом зрелищем элитным, не всем понятным и доступным, “великий немой” с самого начала был рассчитан на массовую аудиторию, на широкие слои зрителя. Это было одним из больших преимуществ его. И владельцы театров быстро это поняли. На этом свойстве синематографа, на его популярности с одной стороны, и необычности, новизне - с другой, можно было заработать большие деньги. Поэтому владельцы театров стали быстро приспосабливать их под универсально-зрелищные залы, которые могли бы выполнять обе функции. Примерами таких приспособившихся традиционных театров могут служить Большой театр оперы и балета и Городской театр. К тому же, строить специальные здания для показа кино было делом трудоемким, требовало значительных затрат. Поэтому под кинотеатры стали просто приспосабливать помещения частных театров, зачастую очень небольших. Вскоре многие из этих театров, хотя все ещё по традиции и назывались театрами, но, по сути, превратились в кинотеатры, специализировавшись на показе кинофильмов.

Первый киносеанс, который положил начало развитию кинематографа в Казани и Казанской Губернии состоялся в 1897 году.

В нашем городе никогда не было таперов. Показ немых кинолент сопровождался игрой симфонических оркестров, естественно, впечатление от ленты их игра усиливала. Когда же в наличии не было свободного оркестра, в кинозале играло музыкальное трио. Поход в кинотеатр был ритуалом сродни посещению театра. Афиши кинотеатров выпускались в виде небольших программок и распространялись бесплатно. Одним словом, владельцы кинотеатров боролись за зрителя. Вот, например, как описывается кинотеатр «Пассаж»: «Открыт единственный в городе грандиозный электротеатр «Пассаж». Роскошная обстановка, бьющие фонтаны, фантастические барельефы, роскошные гроты. Все время играет собственный симфонический оркестр. Галерея «Пассажа» открыта до 11 вечера».

Кстати, для того, чтобы открыть кинотеатр, надо было написать заявление на имя губернатора. К такому заявлению прилагалась характеристика. Вот, например, как характеризовалась владелица кинотеатра «ХХ век» вдова надворного советника М.Котелова: «Урожденная Юшкова, она происходит из потомственных дворян. Живет в Казани с детства, обучалась в Родионовском институте. Ей более сорока лет, она благонадежна и в чем-то предосудительном не замечалась». Такую характеристику ей дал помощник пристава первой казанской части.

Датой рождения российского кино считается 15 октября 1908 года, когда в Москве состоялась премьера фильма «Стенька Разин» («Понизовая вольница»). Уже в 1909 году впервые в Казани открывается прокат картин и киноаппаратов, которые можно осуществить в театре «Буфф». В этом же театре и театре «Урания» либретто картин выдавались зрителям бесплатно.

Столичная кинематографическая контора А.Б.Гехтман (Москва, Тверская, 26) открыла свое отделение в Казани - для Волги, Камы, Вятки, -
представителем которой, и являлся; Г.А.Розенберг со своим театром «Пассаж».

Это значит, что Казань стала центром кинопроката фильмов, отделением, где можно было взять не только фильмы на прокат, но и купить киноаппарат, или запасные его части, отремонтировать неисправную аппаратуру и так далее. Это значительно способствовало становлению кинематографа не только в Казани, Казанской губернии, но и по всему Поволжскому региону.

Тот же театр «Пассаж», единственный среди всех казанских кинотеатров, устраивает специальные сеансы «Детское утро, состоящее из строго подобранных картин специально для детского и юношеского возраста», где по воскресным дням и в праздники дети могли посмотреть специально подобранную для их возраста программу.

Так, «Большой театр» предлагает казанцам фильм по произведениям Габриэля Д, Аннуцио «Кабирия» впервые в России, право постановки: 500.000 рублей.

С 1911 года, кинотеатр официально признан российским правительством одним из важнейших звеньев инфраструктуры зарождающейся российской кинопромышленности. Сеть кинотеатров составляет инфраструктуру проката. Кинопрокат сохранял систему, выработанную в течение всего десятилетия (1907 -1917). Система эта заключалась в разделе внутреннего российского рынка между основными; крупными иностранными и российскими фирмами.

Собственно; была традиция - кинотеатр, электротеатр, как их тогда называли, должен был выглядеть на уровне городского театра: Отсюда — тщательная отделка интерьера с непременной электрической вентиляцией, предварительная продажа билетов, бесплатные программы — либретто кинокартин, обязательно наличие гардероба, кафе. Всё это укрепило репутацию кинотеатра, как топоса городской жизни Казани.

Таким образом, кинематограф в Казани стал в свое время эффективным средством межкультурного понимания и утверждением национального самосознания, а первые сеансы положили начало новых социокультурных отношений. В начале ХХ столетия кинематография — новая отрасль искусства, — ярко вошедшая в культурную жизнь Казани, сделала её центром всего Поволжья.

О популярности кинематографа в Казани говорит тот факт, что с 1907 по 1917 годы в городе постоянно функционировали 5 - 7 кинотеатров. Но работали они сезонно. Специального строительства почти не велось. До революции в Казани было построено лишь два специальных помещения для кино. До наших дней сохранились только два “тех.” зала того времени - “Унион” (сейчас “Родина”) и “Электра” (сейчас “Татарстан”).

Наиболее часто встречаются в газетах тех лет афиши трех театров, ставших центральными кинотеатрами: Академического театра “Паллас”, театра “Пассаж” и театра “Электра” (само его название говорит о принадлежности 20 веку). Афиши этих кинотеатров, наряду с афишами четырех центральных театров города, встречаются почти во всех газетах, выходивших в Казани в 1914 - 1917 годах. Броско оформленные, они все вместе занимают целиком передовицы газет. Кроме этих трех центральных кинотеатров в Казани в 1917 году действовали ещё пять - шесть кинотеатров, афиши которых периодически встречаются в различных газетах. Это такие кинотеатры, как “Олимп”, электротеатры “Ампир”, “Художественный”, “Луч”, “Свет” и другие.

 

Заключение

 

Таким образом, в заключение исследования хотелось бы сделать некоторые выводы.

В конце Х1Х века Казань являлась крупным и развитым городом, кипела культурная жизнь, появилось большое количество театров и новых театральных трупп. Хотелось бы отметить роль «Алафузовского рабочего театра» в жизни города. Он был настоящим культурным центром города своего времени, там работала воскресная школа для рабочих, устраивались танцы и вечера отдыха и еженедельно показывались спектакли на русском и татарском языках. При всем этом он обладал явным преимуществом и достоинством, так как был доступен общественности, лекции могли посещать представители различных слоев населения.

Казань была крупным многонациональным городом – это послужило развитию своих национальных традиций и культуры. Начало ХХ века ознаменовало собой появление в Казани первых профессиональных национальных театров.

Культурный уклад жизни общества нашего края вплоть до конца XIX века не подразумевал развития развлекательной, массовой, популярной культуры.

Индустрия развлечений, потребительская, коммерческая культура стала появляться, когда возникли новые аспекты взаимоотношений между экономикой, искусствами и культурой в крупных городах XIХ века, связанные с развитием индустриальной эпохи.

Появлялись популярные среди горожан места отдыха, например, такое как, сад для городских увеселений, названный «Тиволи» наподобие итальянских парков. Позже этот сад стал называться Андриевский. Центром городских увеселений стал – Панаевский сад. Возведен полотняный шатер цирка братьев Никитиных, которые создали первый русский стационарный цирк. Они привозили в Казань оригинальные, хорошо выстроенные и отработанные программы, заинтересовывая горожан, а также Русская Швейцария, Черное озеро, – это далеко не полный список мест общественных гуляний и праздников. Многие парки привлекали посетителей наличием в них открытой сцены, оркестра.

 

Главным источником информации о парках, развлечениях и народных гуляниях в ходе данной работы стал «Спутник по Казани» под редакцией Н.П.Загоскина.

С одинаковым размахом праздновались мусульманские и христианские праздники, что не может быть отмечено отдельно.

С самого начала 20-го века огромную популярность приобретает синематограф, начинающий постепенно вытеснять театр на второй план. Некоторые из театров начинают выполнять двоякую роль - роль театров и роль кинотеатров.

Казань становится центром кинопроката фильмов. Это значительно способствует становлению кинематографа не только в Казани, Казанской губернии, но и по всему Поволжскому региону. Всё это укрепило репутацию кинотеатра, как топоса городской жизни Казани.

Развитие кинематографа в Казани было стало закономерным явлением, потому что город, входивший в пятерку крупнейших в России, не мог остаться в стороне от нового веяния моды.

Кинематограф в Казани стал в свое время эффективным средством межкультурного понимания и утверждением национального самосознания, а первые сеансы положили начало новых социокультурных отношений. В начале ХХ столетия кинематография — новая отрасль искусства, — ярко вошедшая в культурную жизнь Казани, сделала её центром всего Поволжья.

Таким образом, культурная жизнь казанцев была бурной и очень насыщенной. Горожане развлекались на народных гуляниях в парках и садах города, как платных, так и бесплатных, ходили в кино, посещали театральные представления...

 

Список использованных источников и литературы

 

Источники:

 

  1. Алексеев И. Е. На страже Империи. / Выпуск I: Статьи и документы по истории черносотенного и белого движений. — Казань: Издательство ООО «Фирма Интеграл», 2006. — 322 с.

  2. Из глубины столетий. Сост., вступительные статьи и комм. Б.Л.Хамидуллина. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. – 271 с.

  3. История Казани в документах и материалах.XIXвек: Промышленность, торговля, финансы. Под ред. И.К. Загидуллина.– Казань: Магариф. 2005.– 719 с.

  4. П. Заринский. Очерки Древней Казани. «Казань, в губернской типографии» 1877. – 220 с.

  5. Пинегин М. Казань в ее прошлом и настоящем. Очерки по истории, достопримечательностям и современному положению города, с приложением кратких адресных сведений. С 8-ю видами города Казани. Спб.: А.А.Дубровин, 1890. XVI, 604, XXXVI с.

  6. Рыбушкин М. История Казани. Ч.1. Казань, 1834.

  7. Рычков Пётр Иванович: «Топография Оренбургская» СПб., 1762 — 595 с.

    Автор: Биктина Рузиля
    Дата публикации: 08.04.2015

    1 | 2 | 3



    Добавить в закладки

    Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


    Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

    Мой Герой

    Старые дома, улицы, фотографии, письма хранят память. Память о тех, кого уже давно нет с нами. Чьи голоса уже забылись, а образы стёрлись. И никогда нам уже не увидеть их. Может быть, прошло уже немало лет, но ведь человек жив, пока жива память о нём, пока в наших сердцах не угасла любовь, пока мы не забыли его. Я часто беру в руки семейный альбом. .

    Читать

    Глава IV. Историческая география и политическая карта Чечни // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

    В течение исследуемого времени Северный Кавказ представлял собой весьма сложный, в национальном, политическом и религиозном отношении регион. Многочисленные народы края различались, хотя и не стадиально, в своем социально-экономическом положении и в культурно-общественном развитии..

    Читать

    История Бадаберского восстания в судьбе рядового солдата

    В 2014 году Россия отмечала памятную дату нашей истории – 25-лет вывода советских войск из Афганистана. 15 февраля 1989 года последние советские войска покинули государство Афганистан. Всего за период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. через нее прошло свыше 620 тысяч военнослужащих Советской Армии, МВД и КГБ, а также 21 тысяча гражданских служащих. .

    Читать

    Иноки Пречистой Богородицы Донского монастыря в конце XVII - начале XVIII вв.

    Штат общины Донской обители комплектовался из двух сегментов: монашествующих и светских служителей. Обе фракции коллектива были неразрывно взаимосвязаны. Не было бы иноков – не мог бы существовать институт монастырских служителей..

    Читать

    Его имя помнит народ

    Б. Мишин собирался стать химиком, поэтому после окончания школы он сразу поступил в Чебоксарский химико - механический техникум. Учился старательно, к будущей профессии готовился основательно. Семь благодарностей было объявлено ему за годы учебы в техникуме, вручен знак ЦК ВЛКСМ « Золотые руки»..

    Читать

    Деятельность Астраханского городского совета по улучшении здравоохранения трудящихся в 1920-е годы.

    Деятельность Астраханского городского совета по улучшении здравоохранения трудящихся в 1920-е годы. .

    Читать

    Она прошла сквозь огонь и воду

    Война – это страшное испытание, в котором проверяется на прочность любовь к Родине. Люди встают на защиту Отечества, отдавая за него и за будущее своих детей жизни. Двадцать второе июня тысяча девятьсот сорок первого года. Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. .

    Читать

    Чем крепче тыл – тем крепче фронт

    И вот я опять в заводском музее. Пришел вместе с ре­бятами из своего класса на экскурсию. Сегодня нам рассказывают, как Серовский механический завод работал в годы войны. Оказывается, в войну за­вод назывался «Почтовый ящик N 76», потому что он был секретным. На нем де­лали боеприпасы и другую продукцию для фронта. «Всё для фронта! Всё для победы!». Это был приказ, закон военного времени..

    Читать

    Революция 1917 г. и национальный вопрос

    Рассматривается национальный вопрос и национальная политика в контексте революционных событий 1917 г. В начале XX века национальный вопрос являлся острой проблемой Российской империи. Революционные события 1917 г. способствовали усилению национальных движений и появлению надежды на скорое разрешение национального вопроса. Однако нерешительная политика временного правительства не смогла успокоить национальные движения. При этом тактика большевиков оказалась более успешной..

    Читать

    Заключение // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

    Подводя итоги данного исследования, следует отметить, что исторический путь чеченского народа на протяжении трех веков (XVI XVIII вв.) был отмечен, прежде всего, расширением географической среды его обитания и завершением культурно хозяйственного освоения ареала заключенного между вершинами Кавказского хребта на юге и равнинным течением Терека на севере, бассейном Ассы верхнего течения Терека на западе и бассейном рр.Аксай Акташ на востоке..

    Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter