– Вы знаете, что Геринг, Геббельс и Шахт недавно сходили в ресторан, но никто не узнал их?
– О, в самом деле! Как это было возможно?
– Ну, Геринг был не в форме и оставил все свои украшения дома, Геббельс не сказал ни слова за весь вечер, а Шахт оплатил свой счет!
Пояснения:
Герман Геринг - рейхсминистр авиации, рейхсмаршал Великогерманского рейха. Его называли вторым человеком в НСДАП, после Гитлера.У него был огромный гардероб, чрезмерно заботился о своей внешности.
Йозеф Геббельс -министр народного просвещения и пропаганды Третьего Рейха
Ялмар Шахт - президент Рейхсбанка (1933-1939 гг.), рейхсминистр экономики (1936-1937 гг.), рейхсминистр без портфеля (1937-1942 гг.). Его называли "финансовым чародеем". Успешно манипулировал финансами Третьего рейха (например, с целью финансирования вооружения были выпущены векселя МЕФО)
Анекдоты, шутки, карикатуры - всё это является специфической частью культуры. В юморе отражается не столько реальность, сколько восприятие людьми этой реальности. Причём в юморе отражается восприятие не всей действительности, а только тех событий, личностей, которые оставляют сильный эмоциональный отклик у человека.
О шутках в нацистской Германии периодически рассказывают различные СМИ. Однако часто приводится ограниченное количество шуток , вероятно, выбирают самые смешные. Поэтому для тех, кто хочет изучить данную тему подробнее хотелось бы порекомендовать книгу о подпольном юморе в нацистской Германии: "Hillenbrand F. K.M. Underground Humour in Nazi Germany, 1933-1945. New York, 1995."
Подпольный юмор Третьего Рейха // Hillenbrand F. K.M. Underground Humour in Nazi Germany, 1933-1945. New York, 1995.
В этой книге автор не просто собрал политические шутки, анекдоты и карикатуры Третьего Рейха, но и систематизировал их по темам, периодам и личностям, а также снабдил комментариями для лучшего понимания текста. Он считает, что юмор в нацистской Германии был одной из форм сопротивления. Не все исследователи с ним согласны. На мой взгляд можно согласиться с этим выводом лишь отчасти. Многие шутки отражают восприятие текущей ситуации в сознании немецкого населения.
Например, в середине 1930-х гг. не все считали А. Гитлера безусловным правителем Третьего Рейха:
Шутники в Берлине говорили: «Германия принадлежит Гитлеру, а Гитлер доктору Шахту»
Книга на английском языке, хотя большую часть шуток можно понять используя обычный переводчик. Она есть в свободном доступе в интернете, поэтому если кого заинтересует данная тема, сможет легко найти её.
Лично мне многие шутки показались не смешными, иногда даже чувствовалось отчаяние, чувство беспомощности. Возможно это специфика немецкого юмора, особенности исторического периода.
В книге много было шуток о А. Гитлере и его окружении. Так, например, немцы шутили о любимой позе Гитлера, когда он стоял на помосте и рассматривал марширующие мимо подразделения нацистов или солдат: сцепив руки чуть ниже пояса. Это придавало правдоподобие различным слухам о его необычной личной жизни:
- Почему Гитлер всегда держит руки на животе чуть ниже пояса?
- Потому что он хочет защитить последнего безработного.
А возможно дело в том, что трудно найти что-то смешное в Третьем Рейхе. Но ценность данной книги не в юморе, а в возможности посмотреть как немецкое население воспринимало те или иные события, что думало о Гитлере и его ближайших соратниках, о войне.
Например, анекдот о воздушных налетах на немецкие города.
Ситуация в бункере (погребе). Есть три категории людей:
1. Те, кто говорит: "Добрый вечер" - они еще не ложились спать;
2. Те, кто говорят: "Доброе утро" - они хорошо выспались;
3. Те, кто говорят: "Хайль Гитлер!" - ... они еще не проснулись.
В целом о войне:
Нацистский Блокляйтер произносит ободряющую речь перед членами семьи, собравшимися в подвале-бомбоубежище:
- "Где бы мы были, если бы у нас не было фюрера?"
- Отвечает голос из глубины подвала, - "в наших постелях".
Юмор - это защитная реакция. В Третьем Рейхе юмор служил, отчасти одной из форм пассивного сопротивления. Однако это говорит не о том, что все немцы были против текущей политики, а о том, что была часть населения, которая была критически воспринимала реальность, не одобряла внутреннюю и внешнюю политику.
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Битва за Англию: Применение радиолокации в ходе англо-германских воздушных сражений над Британскими островами
В ходе Битвы за Англию постепенно раскрывалось значение радиолокационных станций в воздушных боях. Во время битвы за Англию были широко использованы радиолокационные станции. С их появлением отпала необходимость в непрерывном патрулировании истребителей в воздухе, что позволило сосредотачивать эскадрильи на ключевых участках воздушного боя.
Веймарская республика явилась детищем Первой Мировой войны и версальского мира. Тот факт, что она просуществовала чуть более десятилетия, говорит о том, что Веймарская республика явилась образованием не только искусственным, но и нежизнеспособным в исторической перспективе..
Отношение Демосфена к богатым гражданам (Юридический и политический аспекты)
В последние десятилетия XX в., перенасыщенного научно-техническими открытиями, мир как бы очнулся, стал осознавать, что победы над природой, какие бы блистательные результаты они ни давали, оттеснили на задний план творца всех этих свершений - самого человека. В катаклизме потрясших мир глобальных событий нашего столетия значение отдельной личности оказалось под угрозой превращения в минимальную величину. .
Городской строй средневековых шведских городов на примере Биркрэттена
Целью исследования является выявление особенностей городского строя средневековых Шведских городов, на примере первого городского права страны – Биркрэттена. «Право Бирки» является наиболее полным и достоверным источником по городскому праву ранних Шведских городов. .
Роща царя Аэта. История Батумского ботанического сада
Далеко за пределами Аджарии известен Батумский ботанический сад. Хотя, пожалуй, само слово «далеко» не совсем точно раскрывает географию его известности, о чем свидетельствует переписка, которая сегодня ведется буквально со всеми ботаническими садами и ботаническими учреждениями мира..
Институт куртуазной любви в системе средневековых отношений
Явление куртуазности характерно для определенного периода средневекового общества и предполагало определенную модель поведения при дворе, заимствованную из арабских стран вместе с привозом предметов роскоши (предполагавших усвоение подобной модели) в процессе торговли, а также с развитием крестовых походов. .
В истории Боспорского царства первых веков нашей эры (I-IV вв. н.э.) ключевую роль играет проблема сарматизации. В отечественной античной историографии историографии была сильна позиция, согласно которой, в этот период произошёл большой наплыв сарматских племён на Боспор, в результате чего большинство населения царства стали составлять сарматы, и сарматская культура стала преобладать в государстве над греческой. Эта гипотеза была сформулирована виднейшим российским антиковедом М.И. Ростовцевым в начале XX вв. .
Человечество за время своего существования прошло огромнейший путь от первобытной общины до существующего ныне постиндустриального общества. Идя по пути развития, человек оставлял за собой длинный кровавый след, порождаемый бесчисленными войнами. Падение Великой Римской империи, Крестовые походы, религиозные войны и походы Наполеона Бонапарта – страшно представить, сколько судеб оборвали эти события, сколько горя и разрушений они за собой повлекли..