Частью воспитательного процесса в церковных школах в дореволюционной России являлись праздники. Ежегодными во многих начальных образовательных учреждениях духовного ведомства были праздники Рождества и 11 мая - в честь первых славянских учителей Св. Кирилла и Мефодия. В честь первого устраивались елки. Заранее разрабатывалась программа этого мероприятия. Дети участвовали в его подготовке. Накануне оформлялось место проведения праздника. Так, в 1904 г. в Щербовской школе Ковровского уезда Владимирской губернии в зале, где проходила елка, была поставлена эстрада, задрапированная еловыми ветвями. Установленная елка освещалась «пороховыми нитками» [1]. В программу рождественского праздника входило чтение стихотворений, басен, хоровое пение, постановка музыкальных пьес и т. д. Церковно-школьное управление настаивало на том, чтобы праздник был «отзвуком церковного торжества в память Рождества Христова». В конце праздника дети, как и в современных школах, получали гостинцы. Чаще всего это были «сласти». Учащимся учительских церковных школ вручались более практичные подарки (камертоны, микроскопы, подзорные трубки, карандаши, чернильницы и ручки и др.).
Елки устраивались на средства попечителей, учителей, заведующих школами, родителей и другие частные пожертвования. На рождественском празднике присутствовали родители, учителя, в том числе и соседних школ, окрестное духовенство, члены церковно-школьного управления, местное население. Елки оставляли «массу отрадных воспоминаний на долгое время».
Рождественский праздник был самым любимым у детей. В военное время дети даже отказывались от него. Известно, что в 1905 г. ученики Абакумовской церковной школы Покровского уезда Владимирской губернии вместо елки произвели сбор "разными вещами" в пользу раненых воинов. В число «разных вещей» входило: 1 пачка колотого сахара, 40 кусков мыла, 7 фунтов табаку, 5000 спиц, 46 кисетов, 8 сорочек, 6 кальсон, 2 нагрудника, 8 полотенец, 8 пар шерстяных носков, 22 платка и 14 портянок [2].
Традиционным праздничным днем в православных школах был день памяти святых Кирилла и Мефодия. Во всех духовно-учебных заведениях в этот день ученики освобождались от занятий. 11 мая в церквях проводились литургии и молебны в честь святых Мефодия и Кирилла, причём учащиеся во время богослужений принимали участие в чтении и пении. После обеда проводились торжественные собрания, где ученики читали о великих подвигах Мефодия и Кирилла. Школьные помещения, где проходили торжества окончания учебного года, украшались флагами, зеленью, искусственными цветами, лентами. Портреты императора и императрицы обрамлялись гирляндами, венками из полевых, древесных цветов. В церковных школах 11 мая стало также днем выдачи свидетельств и наград для окончивших курс обучения. Наградами служили картины и книги духовно-нравственного содержания.
Учащиеся церковных школ принимали участие в государственных праздниках: воспоминание о войне 1812 г., освобождение крестьян от крепостной зависимости (19 февраля), 300-летие Дома Романовых. Программа мероприятий была традиционна: богослужение в храмах и акты в школах. На школьном торжестве проходили чтения «относительно празднуемых событий по местам с туманными картинами». В школах, где был хор, исполнялся народный гимн «Славься, славься ...» и другие песнопения. Эти торжественные воспоминания являлись воспитательным средством «воздействия на умы и сердца учащихся».
Общим для всех церковных школ Российской империи было празднование 25-летия существования школ духовного ведомства в 1909 г.[3, c. 143]
В православных учреждениях отмечали и местные храмовые праздники. В этот день после Божественной литургии служили молебен, на котором присутствовали все учителя и учащиеся школы. В первый день праздника, после обеда, все учащиеся собирались в школу на назидательные чтения, проводимые учителем, на них пелись церковные гимны и песнопения, после чего в тех школах, где это было возможным, детям раздавались гостинцы или книжки. На второй день праздника учащиеся освобождались от занятий до обеда, а после обеда проводились пения и чтения, потом проводились игры на открытом воздухе под руководством учителя [4, с. 130-133].
Традиции праздневств в церковных школах дореволюционной России, постепенно складывавшиеся на протяжении нескольких десятилетий, основаны были на принципе «преданности Православной церкви и престолу». Они являлись по сути частью воспитательного процесса, считавшегося главным в содержании образования школ ведомства православного исповедания, направленного на укрепление идеи самодержавия, особо пошатнувшейся в начале XX вв. После закрытия учебных заведений духовного ведомства школьные традиции не исчезли бесследно, часть из них, спустя десятилетия, претерпев некоторую трансформацию, возродились вновь.
Литература
Владимирские епархиальные ведомости. - 1904. - 3 №.- С. 139.
Красницкая Т.А. Начальное духовное образование в провинциальной России.XIX-начало XX вв. ( на материалах Владимирской и Костромской губерний). - Шуя, 2006.
Сборник законоположений и распоряжений о церковных школах ведомства православного исповедания. / Сост. Д.И. Тихомиров. - СПб., 1903.
Раздел: История России Дата публикации: 14.01.2014 20:23:53
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой.
Мой прадед со стороны мамы, Лисьих Василий Яковлевич, родился 3 марта 1919 года. В 1941 году был мобилизован на войну, затем попал в плен, в дальнейшем был освобождён. Родной порог переступил в ноябре 1945 года. Знаю, что у дедушки Васи есть награды..
Личность Михаила Романова в жизнеописаниях историка Н.И. Костомарова
Несколько лет назад массовые представления о российской истории напоминали заколоченный дом со строго дозированным поступлением света и воздуха через открытую форточку. Сегодня мощный сквозняк швырнул нам забытые факты, недоступные в прошлом мемуары и романы, эмоциональные размышления историков. Но вместе с тем пришли откровенная фальшь и случайные ошибки, ложь и неточности в фактах. Это относится и к истории дома Романовых. Были и «минусы»» и «плюсы». История никогда не была и не будет одноцветной, она наполнена гаммой разноцветья..
Много лет прошло с тех времен, но души людей до сих пор надрываются при мысли о Великой Отечественной Войне. Эту работу я начала писать тогда, когда узнала о начале олимпиады, но не так легко мне это далось. Тяжело была моя тема тем, что я была неравнодушной к тем событиям. .
Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) - святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 году (по другим - в 1319 году.) Все даты и основные события жизни преподобного Сергия Радонежского можно назвать «плавающими», т.е. одни и те же события имеют разные даты ( 2-3 года), поскольку в то время не велись записи жизни, а в последствии восстанавливались на основании сведений очевидцев..
История Бадаберского восстания в судьбе рядового солдата
В 2014 году Россия отмечала памятную дату нашей истории – 25-лет вывода советских войск из Афганистана. 15 февраля 1989 года последние советские войска покинули государство Афганистан. Всего за период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. через нее прошло свыше 620 тысяч военнослужащих Советской Армии, МВД и КГБ, а также 21 тысяча гражданских служащих. .
Оценка источников о смутном времени в исторической литературе
Смутное время в России в начале XVII в. является знаковым явлением в отечественной истории. Его последствия в значительной степени определили характер и динамику последующего развития страны. Смута оставила неизгладимый след в сознании русских людей, стала для них важнейшей вехой исторической памяти. Современники Смутного времени в лице русских публицистов первой половины XVII в. пытались осмыслить причины этих событий, выяснить суть происходящего и дать свою оценку увиденному..
Вторая Мировая война обрушилась на нашу страну как лавина, как смерч, осенью 1939 года. За шесть лет она сломала миллионы судеб, перемолола в своих жерновах жизни ни в чём не повинных людей…. Семьдесят лет на нашу дальневосточную землю приходит цветущая, соловьиная, мирная весна. И чем дальше уходят от нас грозные военные годы, тем ближе сердцу величие народного подвига, тем более масштабным представляется значение Победы над фашизмом..
С самого раннего детства моя мама мечтала быть учителем. Все, кто её окружал, старались отговорить от этой затеи: учителя в школе, родители и сестра - дома..
Мой прадед Моисеенко Григорий Яковлевич − Герой Советского Союза
Война! Я, к счастью, не знаю, что это такое. Но даже при мысли о ней становится жутко, к горлу подкатывает ком. Война – страшное событие для каждого человека, особенно для того, кто пережил это время. Конечно же, это наши прадедушки и прабабушки. Но мы, молодое поколение, порой не знаем, что наши самые близкие люди участвовали в этой ужасной войне. Такие исторические факты мы должны не только знать, но и передавать как самое святое из поколения в поколение..