Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейРоссийская империя длительное время формировалась как многонациональное и многоконфессиональное государство. В 1897 г. на территории, присоединенной после 1646 г., проживало 76.9 млн. человек, из которых только лишь 12.2 млн. были русскими. А на территории заселенной до этого проживало 52.0 млн. человек из которых 8.5 млн. были нерусскими [5, 20-22]. В Российской империи насчитывалось около 200 больших и малых народов. К 1917 г. на долю русского населения приходилось 44.6% [5, 25].
Системный кризис, охвативший Российскую империю к началу XX в. обострял и без того сложный национальный вопрос. В годы Первой мировой войны правительство к было вынуждено несколько пересмотреть национальную политику, однако кардинально ничего не менялось. Причина роста сепаратизма виделась правительству в дифференцированной системе управления окраинами [2, 336]. Исследователи отмечают, что наряду с социальными проблемами, национальный вопрос являлся одной из важнейших причин революционных потрясений 1917 г. События в центре Российской империи и на ее окраинах непосредственно влияли друг на друга [7, 121].
Представители различных национальностей принимали активное участие в революционном движении. Так, из 7 тыс. революционеров, сосланных в Сибирь в 1907-1917 гг., на долю русских приходилось около 40% [5, 42]. В ходе революции 1917 г. национальный вопрос не просто сохранил свою актуальность, но и стал одним из важнейших. При этом, роль национального вопроса не стоит переоценивать. В целом, для населения даже на окраинах государства, вопросы национальной политики уступали место социально-экономическому переустройству. Показательно, что на выборах в Учредительное собрание в 1918 г. национальные партии получили только 22% голосов [5, 44].
Демонстрация работниц Путиловского завода в первый день Февральской революции 1917
Свержение монархии позволяло надеяться на скорейшее разрешение национального вопроса, способствовало развитию национальных движений и появлению национальных объединений, выступавших за автономию регионов, а также национальных партий [7, 121-122]. Однако, пришедшее к власти Временное правительство не смогло удовлетворить всех желаний национальных окраин. С одной стороны национальная политика стала более либеральной. Население получало гражданские права и свободы, были отменены дискриминирующие отдельные этнические группы законы, восстанавливалась автономия Царства Польского и Финляндии. С другой стороны, национальные движения так и не добились автономии, а решение национального вопроса, как и многих других, откладывалось до Учредительного собрания [6, 228].
Временное правительство, опиравшееся на партийную идеологию кадетов, октябристов и эсеров, проводило политику, направленную на развитие языка и этнической самобытности народов, предоставления культурной автономии, при сохранении единства и неделимости страны [1, 15]. Такое отношение к национальному вопросу хотя и являлось более либеральным, чем политика самодержавия, но не могло успокоить нарастающее общественно-национальное движение в стране. Различия в политических взглядах членов Временного правительства не способствовало решению национального вопроса.
Проект создания Временного правительства. Плакат 1917 года
Так, например, по вопросу предоставления автономии Украине решительно против выступили кадеты, а эсеры шли им на уступки, откладывали решение сложных вопросов до созыва Учредительного собрания. Такая позиция вызвала недовольство украинского национального движения и привела к конфронтации Центральной рады и Временного правительства, что в итоге спровоцировало второй кризис последнего, когда 2 июля 1917 г. кадеты вышли из состава правительства возражая против принятия Второго Универсала и признания права Украины на автономию [7, 123-124].
Для большевиков национальный вопрос не стоял на первом месте, он считался второстепенным, зависимым от осуществления пролетарской революции. При этом, тактика большевиков заключалась в лозунге предоставления права нациям на самоопределение, которое могло трактоваться по разному [6, 229]. Отношение к федерализму у большевиков менялось, в зависимости от текущей ситуации. Первоначально они отвергали федерализм, однако уже на Апрельской конференции был сделан поворот в сторону федерализма. В итоге, в лозунгах большевиков получалось три установки по отношению к национальному вопросу: интернационализм, право наций на самоопределение, вплоть до отделения и федерализм [4, 137-138]. При этом самоопределение предполагалось как тактический ход, необходимый для победы пролетариата и социального переустройства. Следовательно в данном вопросе большевики могли идти на уступки. На момент прихода к власти большевиков создание национально-территориальных автономий, поддержка национальных культур и языков уже начинают становиться долгосрочной стратегией [3, 36].
В целом, революция 1917 г. послужила толчком к развитию национальных движений в стране. Временное правительство хотя и делало шаги в сторону либерализации национальной политики, но так и не смогло сформировать четкой позиции по отношению к национальному вопросу, откладывало наиболее сложные решения до созыва Учредительного собрания. Большевики, в свою очередь, взяли на вооружение лозунг «право наций на самоопределение», что стало одним из факторов, позволивших им прийти к власти.
Список литературы