↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Рождённый дважды

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Аблаев Бекир Абкеримович

- Дедушка, расскажи, пожалуйста, как вы выживали во время оккупации, – спросил я как-то дедушку.

Он долго молчал задумавшись. Брови его были насуплены. Я понимал, как тяжело ему это вспоминать.

- Бекир, принеси, пожалуйста, воды, - сказал он чуть осипшим голосом.

Я быстро сбегал на кухню и принёс стакан холодной воды. Дед, сделав несколько глотков, откашлялся и спросил меня:

- Что именно тебя интересует? – спросил дед.

-Как вы жили во время оккупации? Много стояло у вас в деревне немцев? Как они себя вели? Как вы там выживали? – спросил я.

- Это было тяжёлое время, - продолжил дед, - в нашей деревне Акманай жили в основном крымские татары. Кроме них было несколько русских и украинских, семей. Во время оккупации в деревне стоял немецкий взвод, который иногда сменяли румынские солдаты. Дело в том, что наша деревня находилась на берегу моря. Немцы, боясь выброски советского десанта или диверсантов, охраняли берег. С 20 часов вечера до 6 часов утра они ввели комендантский час, и жителям села под страхом смерти категорически запрещалось в это время суток выходить из дома.

Немцы вывесили специальные объявления, из чего следовало: за оказание помощи и сокрытие раненных советских солдат – расстрел. Там было сказано, что за каждого убитого немецкого или румынского солдата будут расстреляны 15 заложников, а за убитого офицера 50. И долгое время в деревне было спокойно, так как партизан в наших краях не было, они могли действовать в лесных районах Крыма, а у нас была голая степь. Немцы особо не докучали, но каждый день требовали людей на различные работы, заставляли людей зарывать противотанковые рвы и окопы, ремонтировать дороги и мосты. Кроме этого они ввели налоги и сдачу продовольствия, для нужд армии. И это в то время, когда люди сами ощущали нехватку еды. Но однажды произошел вот такой случай.

Поздним вечером на дороге, ведущей к мельнице, был убит неизвестным немецкий солдат. Утром в деревню прибыл карательный отряд. Офицер приказал старосте собрать всех жителей села возле комендатуры. Когда жители были собраны, солдаты вытолкали из толпы 15 заложников и поставили их под усиленную охрану. Среди них, - сказал дедушка, - находился мой товарищ и одноклассник по школе Казим. Это был высокий, не по годам умный парень. В школе он был одним из лучших, и мечтал стать врачом. Затем к жителям села Акманай, через переводчика, вновь обратился немецкий офицер:

- Вчера поздно вечером, - начал он, - по дороге на мельницу был убит немецкий солдат кем-то из жителей вашего села. Мы должны наказать бандита. Если до 18.00 преступник не объявиться или же вы не поможете нам его найти, то все заложники сегодня вечером будут расстреляны. Люди начали плакать, не хотели покидать площадь, потому что среди заложников находились их близкие родственники – отцы, матери, сёстры, братья и дети. Людей стали разгонять по домам силой. Акманайцы не были сторонниками «нового порядка», они как могли, сопротивлялись и саботировали. Но им было горестно терять близких из-за какого-то паршивого немца, который занимался извозом продуктов.

Наступил вечер. На площади собрали всех жителей села. Комендант, нахмурив брови, изредка поглядывал на часы. Когда стрелки часов показали 18.00, он последний раз спросил акманайцев:

- Время вышло, я жду. Виновный в гибели немецкого солдата должен понести наказание, - грозно сказал офицер, переводчик, стоявший рядом, тут же перевёл его слова, - считаю до трёх – начал офицер: раз… Толпа акманайцев замерла. Стояла убийственная тишина, слышны были удары волн о прибрежные камни. На море начинался прилив.

- Два… - сказал офицер и внимательно осмотрел толпу с одного краю до другого как - будто высматривал кого-то.

Когда он сказал «три», люди начали плакать, рыдать, что-то кричать, они не понимали, а вернее не хотели понимать и верить, что сейчас на их глазах будут убиты совершенно безвинные люди – их родственники… Оцепление немецких солдат еле сдерживало толпу. Заложники, которых подвели к стене бывшего колхозного амбара, обрёченно смотрели в толпу, выискивая среди них своих близких как бы прощаясь с ними. Расстрельная команда, состоявшая из нескольких автоматчиков, стояла готовая выполнить приказ. После слова «три», сказанное комендантом, прозвучала команда «Фоя!», что с немецкого переводится - «Огонь!».

Раздались длинные автоматные очереди. Заложники один за другим со страдальческими лицами падали на землю. Когда всё было кончено, автоматчики короткими очередями добивали раненых, но ещё живых людей. Через пять минут карательный отряд во главе с комендантом уехали из деревни. Люди, с плачем и криками проклятий в адрес палачей, бросились к месту казни, чтобы достойно предать земле тела своих родственников.

Среди оплакивающих родственников своих близких была мать Казима, тётя Мерьем. Она подошла к лежащему на земле сыну и вдруг не своим голосом закричала: «Он жив! Он жив!!!» Стоявшие рядом люди помогли Казиму присесть. Он был ранен в ногу и в плечо и истекал кровью. Но самое удивительное, это то, что он был жив. Тут же кто-то из женщин разорвал на тряпки, что-то из своего исподнего, перевязал раны Казима. Затем его унесли домой.

Тётушка Мерьем и её близкие делали всё возможное, чтобы поставить его на ноги. Ему неслыханно повезло, раны были сквозные. Хороший уход, забота близких сделали своё дело – Казим быстро пошёл на поправку. Все говорили, что он родился в рубашке. Уже через месяц он свободно передвигался по дому. Сам Казим, считал тот день своим вторым днём рождения. О том, что он остался в живых, знала почти вся деревня, но никто не донёс об этом немцам. Но он был вынужден прятаться вплоть до освобождения Акманая советской армией.

Но этот случай надолго остался в памяти односельчан. Матери и близкие расстрелянных заложников проклинали и фашистов и того «горе - героя», который стал причиной гибели их близких.

После этого дед добавил:

- Мы так и не узнали, кто это сделал, может быть, он был среди заложников, которых расстреляли и он не посмел признаться в своём «подвиге». Или же стоял в толпе акманайцев и молча, наблюдал за казнью своих односельчан, но я уверен если он остался жив, то казнённые снились ему каждую ночь в кошмарных снах. Если живы свидетели этой трагедии из числа бывших акманайцев, они подтвердят правдивость этой истории – сказал дедушка.

- Дедушка, а где сейчас этот Казим, ты, что-нибудь слышал о его дальнейшей судьбе? Он жив? – спросил я.

- Понимаешь, Бекир, во время войны, депортации погибло и умерло столько людей.… Хотя после войны я спрашивал у тех акманайцев, с которыми довелось встретиться о его судьбе, но, к сожалению, никто ничего не слышал. Может быть, он жив, может, живы его потомки.…И конечно было бы здорово, если б кто-нибудь из них откликнулся. Хотя прошло столько лет…

Вот такую печальную историю, которая произошла в деревне Акманай, во время войны, рассказал мне дедушка Абдурешит.


Раздел: История России
Дата публикации: 14.12.2014 10:15:57
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Сергий Радонежский.

Каждый верующий человек знает про свою религию практически всё. В том числе и я. Я, православный христианин, и свою религию я знаю довольно хорошо. Поэтому я хочу рассказать вам о такой личности, как Сергий Радонежский. .

Читать

Глава VI . Исламизация Чечни в XVI-ХVIII вв. как фактор этнической консолидации нахов-чеченцев // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

До наступления ХУ1 столетия практически все нахское население Северо-Восточного Кавказа от р. Терека на западе до бассейна рр. Аксай-Акташ на востоке, в этнографическом плане являвшееся единообразным, разделяло древние языческие культы, связанные с обожествлением сил природы и поклонением "потусторонним" силам. В общественном сознании горцев господствовала мифологическая картина мироздания..

Читать

Праздники в церковных школах в дореволюционной России

Частью воспитательного процесса в церковных школах в дореволюционной России являлись праздники. Ежегодными во многих начальных обазовательных учреждениях духовного ведомства были праздники Рождества и 11 мая - в честь первых славянских учителей Св. Кирилла и Мефодия. В честь первого устраивались елки..

Читать

Сын великого Онара

Есть в глубинке необъятной России неприметная на первый взгляд деревушка с истинным марийским названием Олыкъял. Дословный перевод на русский – Луговая деревня (олык – луг, ял - деревня). Она расположена в Волжском районе, на стыке двух республик: Марий Эл и Татарстан. Деревня известна тем, что здесь родились и выросли два Героя: Герой Советского Союза Зинон Филиппович Прохоров и Герой России Валерий Вячеславович Иванов..

Читать

Мой прадед Моисеенко Григорий Яковлевич − Герой Советского Союза

Война! Я, к счастью, не знаю, что это такое. Но даже при мысли  о ней становится жутко, к горлу подкатывает ком. Война – страшное событие  для каждого человека, особенно для того,  кто пережил это время. Конечно же, это наши прадедушки и прабабушки. Но мы, молодое поколение, порой не знаем, что наши самые близкие люди участвовали в этой  ужасной войне. Такие исторические факты мы должны не только знать, но и  передавать  как самое святое из поколения в поколение..

Читать

История моей семьи

Почти 70 лет тому назад закончилась Великая Отечественная война. Для истории это, может быть краткий миг, а для людей – целая жизнь. Время летит, как ветер. Но, как утёсы, стоят герои. Бессмертен их подвиг, потому что залогом их бессмертия стала наша Память. Ложь и беспамятство рождают людей без роду и племени, без памяти и родства..

Читать

Слышали вы в Хатыни траурный перезвон?

Много лет прошло с тех времен, но души людей до сих пор надрываются при мысли о Великой Отечественной Войне. Эту работу я начала писать тогда, когда узнала о начале олимпиады, но не так легко мне это далось. Тяжело была моя тема тем, что я была неравнодушной к тем событиям. .

Читать

Кризис системы государственной власти в начале XX века

Предлагаю рассмотреть данную проблему сквозь призму личности императора Николая II и попытаться именно через этот путь обосновать свою точку зрения. .

Читать

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой.

Мой прадед со стороны мамы, Лисьих Василий Яковлевич, родился 3 марта 1919 года. В 1941 году был мобилизован на войну, затем попал в плен, в дальнейшем был освобождён. Родной порог переступил в ноябре 1945 года. Знаю, что у дедушки Васи есть награды..

Читать

Листая семейный архив…

Моя семья очень бережно относится ко всему, что касается сохранения памяти наших родных, ушедших из жизни. Все годы мои родители воспитывались в традициях уважения к фотографиям и предметам, несущим семейную историческую ценность. Такие предметы стали нашими семейными реликвиями. .

Читать



Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter