↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Динозавры могли болеть раком
........................
В египетских мумиях не нашли ничего человеческого
........................
Дефицит и очереди: как идеология разрушила экономику СССР
........................
Брачные обычаи в Российской Империи. Возможен ли был развод?
........................
Дуэль в Российской империи
........................

1 | 2

Роль Английской, Французской и Российской революций в истории Европы и мира

(Статья)
Раздел: Всеобщая история
Автор: Павлив Андрей
Автор: Андрей Павлив , преподаватель общественных дисциплин Стрыйского колледжа Львовского национального аграрного университета.
"Політичний менеджмент" No.4,Киев, 2011 г., с. 160-169

 

То, что было, есть то самое, что будет;
то, что сделалось, то же, что сделается.
Нет ничего нового под солнцем.
Как есть что-то, о чем говорят:
«Посмотри: вот новое» -
Так оно уже давно было в веках,
которые были перед нами.
Экклезиаст (Проповедник) 1, 9-10

В советской исторической науке распространено деление всемирной истории на ряд формаций [1]. По этой периодизации с началом Великой Английской буржуазной революции (1640 г.) начинается период капитализма в истории человечества. Но часть марксистских историков считает, что отсчет капиталистической стадии начался с Великой Французской буржуазной революции (1789 г.). Развивая учение Маркса и Энгельса о социалистической революции, Ленин совершил революцию не в передовой капиталистической стране, а в «отсталой» России.
Обратим внимание на эпитет «отсталый» в отношении России и всех славян. Это определение как приговор сопровождает славянские народы: Христианство приняли тогда, когда другие европейцы уже признали Христа. Петр преодолевал русский отсталость, после поражения в Крымской войне в середине XIX в. вновь преодолевали отсталость от западноевропейских стран; Хрущев хотел «догнать и перегнать Америку»; в настоящее время славяне в Европе догоняют остальных. Согласно марксистскому историческому учению в Англии капитализм развивается уже 371 год (до 2011 г.), во Франции - 222 года (1789-2011), а в России - только 56 лет (1861-1917) [2]. Разве можно утверждать, что славяне, а прежде всего - русские, отсталые?
Предлагаем сравнить три народа: англичан, французов и русских, чтобы понять, насколько много у них общего. Сравнение не будет прямолинейным - что было в каждой стране в один и тот же год или век. Мы будем сравнивать подобные или аналогичные процессы и события в этой тройке государств.
Все три страны вели внешние изнурительные войны, чтобы расшириться за счёт соседей: Англия в Столетней войне (1337 - 1453) с Францией, Франция в «итальянских войнах» (1494 - 1559), Россия в Ливонской войне (1558 - 1583). Ни одно из этих государств не достигла поставленной цели. После прекращения неудачных внешних войн, через короткое время произошли внутренние войны: в Англии - «Война роз» (1455 - 1485), во Франции - «войны с гугенотами» (1562 - 1594), в России - «Смутное время» (1604 - 1618). Последствия внутренних войн во всех трех государствах были одинаковы. Повсюду появились новые правящие династии: в Англии - Тюдоры, во Франции - Бурбоны, в России - Романовы. Крупные феодалы были сильно ослаблены, а дворяне и буржуазия поддержали новые династии, потому что им нужна была твердая королевская (царская) власть, чтобы охранять торговлю, держать в повиновении крупных феодалов и подавлять народные восстания. Каждая из этих стран прошла период сословной монархии: Англия (1264 - 1485), Франция (1302 - 1614), Россия (1549 - 1653). Английский парламент, французские Генеральные штаты, Русский Земский собор - всюду суть одна: центральная власть искала опоры в ведущих слоях населения страны. Везде в этих сословно-представительных органах были представители от знати, дворянства, духовенства. Общая масса горожан и крестьян оказались в стороне управления страной [3].
Периоды абсолютизма переживали Англия (1485 - 1640), Франция (1614 - 1789), Россия (1653-1906). В России в период сословной монархии кратчайший (104 года), зато абсолютизма - длинный. Конечно, периоды абсолютизма не являются жестко привязаны к окончанию или восстановлению созыва высших представительных органов (например, в России можно продлить период абсолютизма и до 1917 г).
Приведем соотношение аналогичных периодов абсолютизма в трех сравниваемых странах:
• Англия, Генрих VIII Тюдор (1509-1547) = Франция, Людовик ХIII (1610 - 1643) в тандеме с кардиналом Ришелье (1622 - 1642) = Россия, Федор Алексеевич (1679 - 1682), Петр (1682 - 1725) - победа, торжество абсолютизма.
• Англия, Елизавета (1558 - 1603) = Франция, Людовик ХIV (1643 - 1715) = Россия, Елизавета (1741 - 1761) и Екатерина II (1762 - 1796) - пик абсолютизма.
• Англия, Карл l Стюарт (1625 - 1649) = Франция, Людовик ХV
l (1774 - 1792) = Россия, Николай II (1894 - 1917) - упадок и крушение абсолютизма.
Везде неудачные войны и проблемы с финансами вынудили обратиться к традиции сословной монархии и созвать представительные органы, которые и начали революции в Англии - поражение в войне с Шотландией (1639 - 1640), во Франции - поражение в Семилетней войне (1756 - 1763) и несколько неурожайных лет, которые повлекли за собой перед 1789 г. волну крестьянских восстаний, в России - поражение в русско-японской войне и революция 1905 г. [4].
Во всех трех государствах период становления абсолютизма совпадает с подчинением церкви государству, превращение церкви в часть государственного аппарата: в Англии - за Генриха VIII (1516 - 1547), во Франции - при Людовике Х
Vl правительство возглавлял почти 20 лет (1624 - 1642) кардинал Ришелье . В России царь Петр не позволил избирать нового патриарха и в 1721 г. создан Святейший Синод, члены которого, как и прочих коллегий, назначались царем [5].
В каждой из этих трех стран есть ощущение единства с представителями своих религиозных и этнических групп. В Англии распространена идея единства со всеми протестантами. Французские короли претендуют на роль верховного католического монарха. В России доминирует идея единства всех православных под главенством «белого царя» и единства всех славян под покровительством России [6].
В каждой из исследуемых стран перед революцией доминируют дворяне, которые являются опорой монархической власти. Дворянство делилось на «новых», которые вели свое хозяйство на капиталистической основе, принимали участие в торговых операциях, и «старых» дворян, которые предпочитали ведение хозяйства по старинке (феодальные отношения) и составляли костяк придворной аристократии. В Англии - «старое дворянство» и «новое дворянство», во Франции - «дворяне шпаги» и «люди мантии», в России - «старые помещики» и «помещики нового типа». Наблюдаем противоречие между провинциальным дворянством и «двором», всюду «вельможи (старое дворянство) свысока смотрели на дворян-дельцов и не желали с ними делить свою власть и привилегии». Одновременно в каждой из этих стран часть аристократов участвовала в торговле, банковских операциях, добывающей и обрабатывающей промышленности. Всюду видим большую дифференциацию в пределах каждой социальной группы, большую социальную мобильность. Многие крупных помещиков вкладывали капиталы в промышленность, а выходцы из крестьян и купцов покупали поместья, титулы, дворянские звания [7].
Кроме того, большая часть земель в предреволюционную пору принадлежит дворянству. Большое влияние имеет верхушка духовенства, представители которого, как правило, являются выходцами из дворянства. Интересы торгово-промышленной буржуазии, несмотря на ее экономическую силу, учитываются гораздо меньше, чем интересы дворян. Население, которое имеет хотя бы минимальный доступ к управлению государством, перед революцией в этих странах не превышает 15% населения. Везде дворяне имели большинство в высших представительных органах [8].
В каждой из трех стран перед революцией количество городского населения значительно уступает сельскому. В Англии жили в городе 26%, во Франции - 8%, а в России - 18% всего населения. После революций городское население продолжает расти и со временем начинает доминировать. В 1970 г. в Великобритании число жителей городов возросла до 79,2%, во Франции - до 70,4%, а в СССР (наследнику царской России) - до 62% [9]. Можно сказать, что революции были началом перехода к городской жизни.
К революциям крестьяне уже были лично свободными людьми, но поскольку большая часть земель оставалась у дворян, крестьяне вынуждены были арендовать у них за определенную плату или отрабатывать на земле, оставшейся в господина. Одновременно шла дифференциация внутри крестьянства, где выделились зажиточная верхушка и малоземельные и безземельные крестьяне. Во всех трех странах растут объемы аренды и продажи земли. Везде идет процесс обезземеливания крестьян, в первую очередь за счет общинных земель (общие пастбища, луга, леса), которые хотят прибрать к своим рукам дворяне [10].
В каждой исследуемой стране до революции произошел значительный скачок в развитии экономики. Особенно быстро развивались добывающие отрасли, в частности угольная. Большое значение приобретает металлургия. Промышленные предприятия расположены преимущественно в сельской местности (ближе к дешевой рабочей силе). В каждой из трех стран есть государственные предприятия, в частности те, которые связаны с военным делом. Важную позицию занимает текстильная промышленность. Набирает обороты внешняя торговля. Также наблюдается бурное развитие путей сообщения: в Англии - судоходство, во Франции - сухопутные дороги, в России – железные дороги. В промышленности и торговли доминируют монополии, которые тормозят экономическое развитие. Всюду развивается банковская сфера.
Впрочем, все три страны до революции оставались аграрными странами с огромным преимуществом сельского хозяйства над промышленностью, деревни над городом, несмотря на стремительное развитие промышленности в этот период. Везде сформирован единый национальный рынок, олицетворением и центрами которого становятся их столицы [11]. Исследователь Английской революции М. Барг отмечает, что капиталистическая мануфактура отличалась от поздней фабрики только отсутствием машин [12]. Просто английское буржуазное общество родилось в одних технических условиях, а российское - в других, более развитых.
В предреволюционный период доверие к официальной церкви существенно снижается, распространяются новые взгляды (пуританизм, просвещение, социализм), подрывающие доверие к существующим порядкам. Эти идейные движения является проявлением протеста, стремлением к переменам к лучшему. Новые идеологии большое внимание уделяют простым людям, а потому и приобретают популярность среди широких слоев населения. Фактически роль пуританизма в России сыграл социализм. Те самые тайные, полулегальные и легальные собрания, разделение на легальных (умеренных) и нелегальных (левых) марксистов (в Англии - пресвитериане и индепенденты), распространение нелегальной литературы, преследования, аресты и ссылки революционеров, массовая агитация среди народа, проповедь идей республиканизма. Социалисты, как пресвитериане в Англии, выступали против загробной жизни и загробных благ, они призывали бороться за лучшую жизнь на земле. Известный герой романа А. Дюма «Три мушкетера» герцог Бэкингемский стал жертвой покушения пуританина, а в России убит царь Александр II. В деле спасения души и государственного управления крайне индепенденты и представители многих сект предпочтение отдавали беднякам, а не богатым. Наиболее радикальные пуританские секты проповедовали общность имущества. Так что и в этих вопросах большевики не первые и не единственные [13].
В каждой из трех стран одинакова динамика развития революционных событий. Сначала у власти сторонники конституционной монархии: пресвитериане в Англии (1640 - 1648) = фельяны во Франции (1789 - 1791) = октябристы и кадеты в России (март - начало июля 1917 г.). Далее идет республика: Англия (конец 1648 - 1653) = Франция (конец 1791 - 1799) = Россия (июль 1917 - 1929). Шелковые индепенденты (гранды) = жирондисты = умеренные социалисты (меньшевики, эсеры и трудовики). Левеллеры = якобинцы = большевики.
Периоды диктаторов: Англия - Оливер Кромвель (1653 - 1658) = Франция - Наполеон Бонапарт (1799 - 1814, 1815 г - «сто дней») = Россия - Иосиф Сталин (1929-1953) и его преемники до 1991 г. [14] .
П. Сорокин верно определил, что каждый революционный период обязательно распадается на две стадии, которые неразрывно связаны между собой. «Реакция» на революцию является феноменом, который лежит вне революции, а является ее органической частью - второй стадией. Диктатуры не означают закат революции, а свидетельствуют о ее трансформации во вторую стадию - стадию «реакции» или «обуздания», но никак не ее конца. Только тогда, когда «реакция» заканчивается, когда общество вступает в фазу нормальной эволюции, только тогда можно считать, что революция закончена [15]. Поэтому странным выглядит в советской историографии, когда в Английскую революцию включают период диктатуры Кромвеля, а во Французской революции диктатуру Бонапарта рассматривают отдельно. О русской революции, вызывает удивление то, что после восьми месяцев буржуазно-демократической революции происходит новая «социалистическая революция», а диктатора вообще нет. Большевики оказались гибче якобинцев: они перешли к НЭПу, чтобы не потерять власть. В России у власти остались радикалы, так и революционный период здесь длинный. К тому же на ход революционных процессов могли повлиять население, территория и время предварительного абсолютистского периода.
Каждый из трех диктаторов был тесно связан с радикальными революционерами: Кромвель - с левыми индепендентами, сектантами, Наполеон - с якобинцами, Сталин - с большевиками. Сталин не был этническим русским, как и Наполеон не был этническим французом. Фактически происходит создание новой элиты. В Англии «новые дворяне» составили основу пресвитериан и шелковых индепендентов. Наполеон создал новую имперскую знать. Сталин создал «партийную элиту». Каждая революция знаменовала собой крупный передел собственности. Везде состоялась казнь монарха. В Англии казнили Карла I, во Франции - Людовика XVI, а позже и его жену Марию-Антуанетту, в России - царя Николая II со всей семьей [16].
Каждая революция вела захватнические войны и характеризовалась стремлением к мировому господству. В Англии лорд-протектор заложил основы Британской колониальной империи. Наполеон открыто заявлял, что хотел сделать французов хозяевами мира. В СССР лозунг мировой социалистической революции - фактически то же самое.
Во время революции наблюдаются проявления нетерпимости к официальной церкви. Из школьных учебников советских времен перед нами предстает образ Оливера Кромвеля на коне с Библией в одной руке и мечом в другой. При этом главный собор страны - Собор св. Павла - Кромвель превратил в казарму для своих солдат. И эти «святые» воины разрушили лучшую часть собора. Англиканская церковь во времена Кромвеля была отменена. Во Франции во времена якобинской диктатуры был введен культ высшего существа вместо католицизма. В России за большевиков из церквей массово изымались драгоценности, священники преследовались как идейные враги, насаждался атеизм, разрушались православные храмы [17].
Однако впоследствии диктаторы поворачивают вправо в своей политике, чтобы достичь стабильности и прекратить углубления революции. От королевской короны Кромвель отказался только через сопротивление армии. Наполеон заключил союз с католической церковью. Сталин во Второй мировой войне пошел на союз с Русской православной церковью, восстановил в армии старые звания и погоны, широко эксплуатировал русский национализм. Каждый из диктаторов заботился о развитии экономики, в том числе промышленности [18].

Выводы
В европейских народов произошло три революции одинакового типа, силы и значения - Английский (1640 г.), Французская (1789 г.) и Российская (1917 г.). На время революций каждая страна была самой могущественной среди стран своей языковой группы: Англия - среди германских народов, Франция - романских, а Россия - славянских. Каждая из этих стран имела многовековой период независимости до революций. Обратим внимание на то, что протестантизм доминирует в германских народов, католицизм - в романских, а православие - у славян.
Если говорить о значении революций, то каждая из них ознаменовало собой новый период в истории - переход от аграрного к индустриальному обществу, переход к доминированию городского населения над сельским, от монархии к республике. Поэтому к капитализму каждая группа народов приходит отдельно, а не весь мир вместе. Славяне с началом Русской революции 1917 г. вступили в эпоху капитализма, а не социализма. До сих пор еще недостаточно исследованы отдельные группы народов, объединенных по языковому признаку, с доминированием определенной религии. Надо исправить этот недостаток. Каждый народ и языково-религиозная группа народов проходят одинаковые этапы развития, так же, как человек, - детство, юность, зрелость и старость.
У славянских народов больше всего прослеживается единство в революции. Советский Союз объединил под своим главенством на короткое время все славянские народы в т. н. социалистический лагерь в Восточной Европе. У французов при Наполеоне все романские народы были объединены под главенством Франции (за исключением Румынии) [19]. Кромвель заложил основы Британской колониальной империи. Эстафета борьбы за первенство в германском мире перешла в ХХ ст. в США.
Сейчас в мире доминирует германо-протестантский элемент. Из семи наиболее развитых стран четыре принадлежат к германо-протестантской культурно-религиозной группы: США, Канада, Великобритания и Германия. Такая же ситуация в сильнейшем военном блоке нашей планеты - НАТО. С 830 700 000 чел. населения стран-членов НАТО 478 360 000 (57,6%) - это германские страны, 22,5% - романские, 8,3% - славянские, 11,1% - другие страны [20].
Из европейских групп народов германская группа старшая, а славяне - молодые. Это прослеживается и в экономическом развитии, и в уровне урбанизации, и в последовательности аналогичных событий [21]. Поэтому мы, славяне, - не бедные, не отсталые, мы просто моложе наших соседей-европейцев. У нас еще все впереди.

 

Литература

 

1. Формация общественно-экономическая / Советская историческая энциклопедия (далі СИЭ) – т. 15. – М.: «Советская энциклопедия», 1974. – с. 246-247.

2. Всемирная история. – т. 7. – М.: «Издательство социально-экономической литературы», 1960. – с. 581-582.

3. Всемирная история. – т.3 – М.: «Издательство социально-экономической литературы», 1957. – с. 369-371, 639-671; Всемирная история. – т.4. – М.: «Издательство социально-экономической литературы», 1958 – с. 221-232, 329, 448-538.

4.Всемирная история. – т. 5. – М., 1958.– с.41; Всемирная история. – т. 6. – с. 17-19; Всемирная история. – т. 7. – с. 306-337.

5.Всемирная история. – т. 4. – с. – 329-331; Всемирная история. – т. 4. –с.219, 232-233; Всемирная история. – т. 5. – с. 376.

6.Барг М. Великая Английская революція в портретах ее деятелей. – Москва: «Мысль», 1991. – с. 117-128; Всемирная история. – т. 4. – с. 219; Всемирная история. – т. 7. – с. 171-172.

7.Барг М. Великая Английская революція в портретах ее деятелей. – с.71-75; Всемирной истрии. – т. 4. – с.321-332; Всемирная история. – т. 5. – с. 28-30, 545, 549-550; Всемирная история. – т. 7. – с. 144-146; История СССР 1861-1917: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. «История» / под. ред. В. Г. Тюкавкина. – М.: «Просвещение», 1989.– с. 52, 73.

Автор: Павлив Андрей
Дата публикации: 29.05.2012

1 | 2



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Общественное устройство скифского государства.

Общественное устройство скифского государства.

Читать

Ялмар Шахт - один из оправданных на Нюрнбергском процессе

Советские судьи считали, что Шахт заслуживает пожизненного заключения. Член трибунала от СССР И. Т. Никитченко заявил о своем несогласии с оправданием Шахта, аргументировав свое расхождение с другими судьями в Особом мнении, которое было приобщено к приговору.

Читать

Экономическое развитие Веймарской республики

Веймарская республика явилась детищем Первой Мировой войны и версальского мира. Тот факт, что она просуществовала чуть более десятилетия, говорит о том, что Веймарская республика явилась образованием не только искусственным, но и нежизнеспособным в исторической перспективе..

Читать

Как становятся историками: учеба, перспективы, работа

Как становятся историками: учеба, перспективы, работа. Гду обучают историков? чему их учат? Зачем учиться на историческом факультете или чем историки отличаются от остальных . Что ожидает выпускника?.

Читать

Тенденции развития современного общества и методология его изучения

В данной статье автор пытается раскрыть тенденции развития общества, выделить особенности социально-экономической и политической систем. Автор считает наиболее целесообразным использование марксистской методологии с внесением в неё определённых изменений для исследование общества..

Читать

Воспитание и обучение в Спарте

Хотя спартанское государство и являлось длительный период времени закрытым государством, оно оказало значительное влияние на другие греческие государства и оставило значительный след в истории, в том числе и в истории педагогики..

Читать

Торговые отношения в Скандинавии с VIII по XIII века, на примере Швеции

В данной работе рассматриваются торговые отношения в Скандинавии с VIII по XIII века, на примере Швеции..

Читать

Пухом и прахом. История Пыльного котла: как природа мстит людям

Статья расскажет о том, как сильно песчаные бури в 20-м веке повлияли на резкое падение курса акций, как это повлияло на создание сухого закона, а также какие последствия были после нанесения ущерба "Пыльного котла". .

Читать

Революции в Турции и Иране на фоне трёх Великих европейских революций.

Деление на общественно-политические формации используется относительно не всего человечества, а отдельных языково-религиозных групп народов. Подобно трём Великим европейским революциям молодотурецкая революция (1908 г) принесла победу капитализма у тюкско-суннитскую группу народов, а революция в Иране (1978 г) – для иранско-шиитских народов..

Читать

Подпольный юмор Третьего Рейха. Пара анекдотов и обзор книги

Вы знаете, что Геринг, Геббельс и Шахт недавно сходили в ресторан, но никто не узнал их? – О, в самом деле! Как это было возможно? – Ну, Геринг был не в форме и оставил все свои украшения дома, Геббельс не сказал ни слова за весь вечер, а Шахт оплатил свой счет!.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter