↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

В Крыму нашли сбитый 80 лет назад штурмовик «Ил-2»
........................
Большие потери во время Первой мировой войны объяснили аномальной погодой
........................
Люди использовали освежитель воздуха еще в XIII веке
........................
На месте разрушенной церкви нашли сохранившуюся мозаику
........................
Найден пролежавший 400 лет на морском дне легендарный корабль
........................

1 | 2 | 3

Рота особого назначения Балтийского флота и ее роль во Второй мировой войне

(Научно-исследовательская работа)
Раздел: История России
Автор: Батманова Анастасия

В летопись истории частей специального назначения нашей страны разведка ВМФ вписала не одну достойную страницу. Нам много, что известно о великих битвах Великой Отечественной войны. Но мы мало, что знаем о подвигах и героических поступках людей, чья деятельность многие годы находилась под грифом секретности. Только спустя десятилетия мы узнаем их имена.

История спецслужб ВМФ окружена легендами и тайнами, т.к. их деятельность носит скрытый простому человеку характер. Русский спецназ ВМФ единственное подразделение в мире, к развитию которого тесным образом относились представители такой мирной профессии, как врачи.

Первые попытки создать в составе военно-морского флота специальные разведывательно-диверсионные подразделения, использующие водолазное снаряжение, были предприняты во время Второй мировой войны.

Одним из подобных подразделений стала Рота особого назначения, сформированная на Балтийском флоте в августе-сентябре 1941 года, в которую вошли ученики Выборгского водолазного училища.

Позже подобные подразделения были созданы на Тихоокеанском и Черноморском флотах, однако Рота особого назначения (РОН) была первой и уникальной по тем временам. Морской спецназ быстро доказал свою способность успешно выполнять самые разнообразные задачи: начиная с разведки и диверсий на территории противника и заканчивая подъемом ценных документов с затонувших кораблей.

К началу II мировой войны почти все страны Европы имели свои спецподразделения военно-морской разведки. СССР пришлось экстренно создавать свое подразделение, но этому предшествовали годы исследований наших ученых о способах погружения.

Работы над легководолазными дыхательными аппаратами подстегнула гибель в 1931 г. на Балтике подводной лодки № 9. Весь экипаж погиб, так как никаких средств индивидуального спасения на подлодке не было. Реввоенсовет СССР потребовал обеспечить личный состав подводных лодок спасательными дыхательными аппаратами.

1931 г. к решению проблемы безопасного выхода из подводной лодки приступила группа врачей-физиологов лаборатории академика Л.А.Орбели, а позднее в группу вошли врачи ленинградской Военно-медицинской академии С.П.Шистовский и В.Д.Кравчинский, главный врач ЭПРОНа К.А.Павловский, начальник учебно-тренировочной башни Учебного отряда подводного плавания И.П.Шабельский, его заместитель врач В.М.Плешаков, водолазные инструкторы Б.Е.Соколов, Б.А.Иванов, Л.Ф.Кобзарь, И.И.Выскребенцев и другие. Легководолазное снаряжение для спасателей ОСВОДа разрабатывалось в мастерских Осоавиахима СССР инженером Е. Гинзбургом в содружестве с водолазным специалистом В. И. Кронштадским-Каревым и врачом В. К. Соловьевым. К созданию отечественного легководолазного снаряжения приложил руку нобелевский лауреат, академик И. П. Павлов. В 1932 г. советскими специалистами был создан первый отечественный дыхательный аппарат ЭПРОН-1 (Э-1).

 

b1

b2

b3b32

 

Л.А. Орбели К.А. Павловский

В 1938 г. сотрудник санитарного отдела Тихоокеанского флота военврач 1-го ранга И. И. Савичев предложил боевое использование легководолазного снаряжения. Его поддержали военврач Н. К. Кривошеенко и флагманский специалист флота военинженер 3-го ранга Г. Ф. Кроль. Авторы предлагали высаживать бойцов в легко-водолазном снаряжении с целью разведки и диверсий на берегу. Командующий ТОФ Н. Г. Кузнецов приказал провести учения с высадкой десанта водолазов-разведчиков из подводной лодки через торпедные аппараты и 22 октября 1938 г. в бухте Улисс водолазы-разведчики, со взрывчаткой и боевым оружием покинули подлодку «Щ-112» (командир подводной лодки капитан 3-го ранга Берестовский) через торпедный аппарат. Бойцы скрытно вышли на берег и произвели реальный подрыв объекта, после чего вернулись на подлодку.

2. Создание Роты особого назначения

В июле 41-го в Ленинград эвакуировали курсантов и преподавателей Выборгской школы водолазов. Дело шло к расформированию школы и отправке водолазов на сухопутный фронт. Но, вмешался случай: 2 августа 1941 г., возвращаясь с позиции, в проливе Соэла-Вяйн в районе маяка Тоффи подорвалась на донной мине и затонула советская подлодка С-11. Субмарина легла на грунт на глубине 11 метров. Спустя 6 часов троим морякам из седьмого отсека удалось благополучно покинуть подлодку через кормовой торпедный аппарат. Для выхода на поверхность моряки использовали индивидуальные дыхательные аппараты. Сообщение о гибели подлодки и спасении моряков было включено в сводку и доведено до командования флота. Вскоре, в разведотделе Краснознамённого Балтийского Флота раздался телефонный звонок. У провода был представитель Ставки адмирал Исаков. Он приказал кому-нибудь из ответственных лиц прибыть в Смольный. Комиссара и начальника отдела на месте не было, вместо них пришлось поехать сотрудник разведотдела Сиванову. Разговор, состоявшийся между адмиралом и разведчиком цитирован по документальной повести Петра Иосифовича Капици (не путать с физиком Петром Леонидовичем Капицей) «В море погасли огни»:

«Адмирал его (Сиванова) принял без промедления и спросил:

Вам нужны люди, обученные водолазному делу?

В разведотделе на эту тему разговоров не было. Но Сиванов знал, что людей у них мало, понадобятся любые крепкие парни. И он, не теряясь, ответил:

Нужны, очень нужны.

Видите ли, утром ко мне приходил начальник ЭПРОНа — Фотий Крылов. Его Выборгскую школу водолазов эвакуировали в Ленинград. Здесь намерены расформировать. Люди, умеющие работать под водой, могут попасть в обычные пехотные части. А вы слышали, как с потопленной С-11 люди вышли через торпедный аппарат?

Да, читал донесение.

А у вас не возникло мысли, что на подводных лодках таким же способом можно засылать в тыл противника разведчиков?

M-м… — замялся Сиванов. — Кое-что думали… собираемся.

Тянуть нельзя. У итальянцев и англичан уже создаются подобные подразделения. Но, конечно, придется повозиться со школой: подыскать помещение, утвердить штаты… в общем, сделать все, что положено в таких случаях.

Мы готовы, — ответил Сиванов, еще не представляя себе, как все это он проделает.

Тогда отправляйтесь сейчас же в ЭПРОН к Фотию Крылову и согласуйте штаты. Я помогу утвердить. Только действуйте порасторопней…»

Выйдя от адмирала, Сиванов отправился к Фотию Крылову. Обрадованный известием, что отправка на сухопутный фронт его водолазам не грозит, начальник ЭПРОНа изложил офицеру свой взгляд на боевое применение водолазов.

«- Тяжелые водолазы вам ни к чему. Снаряжение слишком громоздкое: нужен специальный бот, компрессор, дежурная служба с телефоном. Но учтите — каждый тяжелый водолаз в любой момент может стать легким. Вы сразу получаете чуть ли не сотню обученных бойцов, которых после небольшой тренировки можно тайно забрасывать на территорию противника. Они пройдут под водой, добудут нужные сведения и по дну морскому вернутся. Легкие водолазы смогут даже топить в гаванях корабли».

Фотий Крылов передал список курсантов, преподавателей и опись вывезенного из Выборга имущества. Во главе этого отряда он предложил поставить опытного водолазного специалиста, выпускника ВМУ им. М.В. Фрунзе И.В.Прохватилова – личность монументальную во всех отношениях.

11 августа 1941 года нарком ВМФ подписал приказ №72 (походный), в котором говорилось:

  1. Сформировать при разведотделе штаба КБФ роту особого назначения в составе 146 штатных единиц, укомплектовав её командирами и краснофлотцами-водолазами, прошедшими специальную подготовку в Военно-морской медицинской академии и Управлении ЭПРОНа.

  2. Командиром Роты особого назначения назначить лейтенанта Прохватилова Ивана Васильевича, комиссаром роты — политрука Мащенко Анатолия Федоровича.

  3. Для руководства и консультаций по водолазному делу выделить военврача 1 ранга Савичева Илью Ильича.

  4. Штат ввести в действие с 15.08. 41 г., формирование роты закончить 25.08.41.

7 сентября 1941 года роту особого назначения передали разведотделу КБФ с непосредственным подчинением заместителю начальника разведотдела по агентурной разведке капитану 3-го ранга Л.К. Бекреневу.

В осаждённом Ленинграде к тому времени было создано не менее семи разведывательных спецподразделений. Эпизодически разведка проводилась с применением легководолазного снаряжения. Но регулярные операции водолазов-разведичиков проводило только подразделение Прохватилова.

С момента создания РОН до июня 1944 года штатная численность роты составляла 146 человек, из них водолазов-разведчиков (водолазов-автоматчиков по штату, командиров отделений и помощников командиров взвода) — 111 человек. Фактически в РОН в этот период, было всегда не более 119 человек. Организационно до января 1943 года РОН состояла из шести взводов — пяти боевых и одного учебного. Позже она состояла из трех взводов: двух боевых и одного хозяйственного.

3. Легендарная личность лейтенанта Прохватилова

b4

b5

 

И.В. Прохватилов

 

Согласно приказу наркома ВМФ от 11 августа 1941 года по рекомендации Ф.И. Крылова, был назначен лейтенант Иван Васильевич Прохватилов. Не один десяток личных дел перелистал Ф.И. Крылов, выбирая офицера на должность командира. Им должен был стать опытнейший водолазный специалист, физически сильный, выносливый, смелый, образованный офицер. Всеми этими качествами в наибольшей степени обладал тридцатичетырехлетний лейтенант Иван Васильевич Прохватилов.

Предложение о назначении на должность командира подразделения водолазов лейтенант Прохватилов принял с радостью.

Пётр Капица так описывает командира РОНа: «Вид командира отряда меня поразил. Это был морячина сказочного калибра: ростом около двух метров, плечистый, с крепкой загорелой шеей и мощным торсом. Он один, казалось, заполнил добрую половину бывшей учительской. Протянув широкую ладонь, похожую на ковш экскаватора, он представился:

Капитан-лейтенант Прохватилов… Иван Васильевич!»

В Прохватилове было 198 см росту, и 128 кг весу, главный советский водолаз-разведчик разговаривал на суржике с изрядной долей украинских слов. Бойцы РОНа звали своего командира просто: «Батя».

Несмотря на то, что круг задач РОН был определён самим адмиралом Исаковым, в 41-м военачальники неоднократно пытались использовать молодое спецподразделение в качестве обычной пехоты. Отбивал атаки отцов-командиров сам Прохватилов: «Один в телефонную трубку требует: «Немедля построить бойцов и форсированным ходом отправить на пополнение в стрелковый полк. За неисполнение — расстрел». А кто он, этот крикун, — я не вижу. Флотским звоню, а оттуда голос еще грозней: «Не сметь! Сохранить водолазов для флота!» И тоже расстрелом грозится. Потом звонок, из третьего места. Всем мои хлопцы нужны. Вижу, так и так расстрела не избежать, вызываю связиста и по секрету приказываю: «Оборвать телефонные провода и сделать вид, что не можете найти обрыв». Только такой хитростью и удалось сохранить отряд».

О своей деятельности Прохватилов мало рассказывал. «Брали у нас опытных хлопцев и не говорили зачем. А спрашивать не полагалось. Некоторые пропадали, а некоторые возвращались, но помалкивали. Хороший разведчик языка не распускает».

Главная тактика Ивана Васильевича была перенята у знаменитого батьки Махно, воевавшего в годы гражданской войны. Отряды Махно появлялись неожиданно, и неожиданно исчезали, выполнив задуманное. Впоследствии, во время войны, тактику Махно Прохватилов будет применять при организации десантов во вражеский тыл.

И.В. Прохватилов и сам не раз принимал участие в диверсионно-разведывательных операциях.Был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной звезды и медалью за оборону Ленинграда.

 

 

4. Боевые победы РОН

Началом боевой деятельности балтийской РОН считают подрыв в августе 1941 года моста через реку Нарва, южный берег которой заняли немецкие войска, накапливающие силы для дальнейшего наступления. Двое разведчиков, старшим из которых был ст. лейтенант Пупков (фамилия второго в архивных материалах не сохранилась), ночью по течению вплавь отбуксировали морскую мину с временным взрывателем к мосту и закрепили ее на опоре. Мост обрушился, а диверсанты незаметно вернулись на базу.

Уже в сентябре свежеиспечённое подразделение провело первую спецоперацию – высадку десанта под Выборгом.

Финны форсировали реку Вуокса и заняли плацдарм южнее Выборга. Они захватили небольшой остров, не давая судам с частями 23-й армии свободно выходить из порта Выборг. Перед Прохватиловым поставили задачу выбить противника с острова. Сначала на остров высадились два разведчика в легководолазном снаряжении и разведали финские позиции. По протянутому под водой кабелю доложили, что можно начинать операцию. Пятьдесят водолазов, пользуясь этим кабелем как ориентиром, дошли до вражеского берега, но обнаружили лишь покинутые окопы. На финских позициях не было ни души. «Наверное, наши суматошные приготовления не остались незамеченными» — вспоминал потом Прохватилов.

b6

 

После того как части 39-го моторизованного корпуса противника захватили станцию Мга и Шлиссельбург, были перерезаны последние коммуникации, связывающие Ленинград с неоккупированными районами страны. С 8 сентября сообщение с блокированным городом стало возможным только по воздуху и через Ладожское озеро. Советским командованием была разработана операция по деблокаде Ленинграда, предусматривающая нанесение встречных ударов войсками Невской оперативной группы с правого берега Невы и 54-й армии со стороны реки Волхов в общем направлении на Мгу и Синявино. Одновременно планировалась высадка 1-й дивизии НКВД и батальона моряков Ладожской военной флотилии (ЛВФ) в район Шлиссельбурга с целью овладения городом и последующим соединением с советскими войсками юго-восточнее Синявино.

16 сентября штаб ЛВФ приступил к подготовке десантной операции, которая сразу же столкнулась с большими трудностями. На оперативной базе флотилии в Осиновце не оказалось ни резервных частей, ни достаточного количества высадочных средств. Тем не менее через несколько дней из бойцов РОН и курсантов морского погранучилища был сформирован десантный отряд в составе 185 человек. Для их высадки предполагалось использовать 12 катеров КМ и ЗИС и 10 армейских лодок АК-3.

19 сентября десантный отряд был готов к выполнению боевой задачи, но из-за сильного шторма операцию пришлось перенести на сутки, и в ночь с 20 на 21 сентября отряд кораблей под командованием капитан-лейтенанта М.Н. Балтачи вышел из Осиновецкой гавани. На рейде к нему присоединились транспорт «Совет» и гидрографическое судно «Сатурн», которые должны были вывести десант в точку развертывания для точного подхода к месту высадки. Капитан-лейтенант Балтачи почему-то принял решение, что транспорт «Совет» должен взять на буксир все катера и лодки, хотя по плану операции катера должны были идти своим ходом. На озере все еще была большая волна, буксирные тросы рвались, катера приходилось снова собирать вместе и ставить на буксир. В результате время было упущено и отряду пришлось вернуться на базу.

Вечером 21 сентября отряд вновь вышел на операцию. На этот раз он состоял из транспорта «Совет», 6 катеров КМ и 7 армейских лодок. Из-за ошибки в счислении координат корабли оказались в районе Бугровского маяка, на 2,5 мили восточнее места развертывания, т.е. в тылу 54-й армии, что выяснилось только на рассвете 22 сентября. Тем не менее катера КМ самостоятельно подошли к намеченному участку высадки в Шлиссельбургской губе и начали пересаживать десантников в лодки. Однако на свежей волне лодки АК-3 людей не держали и переворачивались. В результате утонули два бойца и три лодки. М.Н. Балтачи решил отказаться от дальнейших попыток высадки, и около семи утра катера взяли обратный курс на Осиновец.

 Днем 22 сентября от командующего Ленинградским фронтом Г.К. Жукова пришел приказ – высадить десант во что бы то ни стало. В дополнение перед флотилией ставилась задача: произвести ночную высадку в Шлиссельбургской губе разведывательного отряда моряков под командованием начальника РО ШБФ подполковника Н.С. Фрумкина.

В ночь с 22 на 23 сентября отряд Фрумкина в составе 40 бойцов РОН, в том числе командира роты лейтенанта Прохватилова, погрузился на два катера КМ, которые взяли курс на Шлиссельбург. Около четырех часов утра десант подошел к месту высадки и, пройдя вброд полторы мили, вышел на побережье в 3 км западнее деревни Липки и в 6 км от Шлиссельбурга.

Высадка разведчиков прошла незамеченной. Отряд двинулся в сторону Ладожских каналов, чтобы выйти на шлиссельбургскую дорогу. Рация при высадке подмокла, и моряки остались без связи. Отряд пробыл в немецком тылу сутки, разведав систему обороны побережья Шлиссельбургской губы. Ночью 24 сентября, после боя с противником, отряд прорвался обратно через линию фронта в районе населенного пункта Южные Липки при минимальных потерях – двух раненых и четырех убитых.

Утром 25 сентября командующий Ладожской военной флотилией контр-адмирал Б.В. Хорошхин, действуя согласно требованию генерала армии Г.К. Жукова, приказал произвести высадку десанта днем, немного восточнее Шлиссельбурга, прямо перед немцами. В состав десантного отряда, кроме 40 бойцов РОН и 105 курсантов морского пограничного училища, был включен караульный взвод штаба флотилии численностью 44 человека.

Днем суда подошли в район Посеченского створа. Часть катеров МО поставила дымовую завесу, остальные с людьми на борту двинулись к берегу. Под сильным огнем десант на катерах, баркасах и «шестерках» достиг прибрежной отмели. Огневые точки противника были уничтожены в рукопашном бою, но продвинуться в глубь побережья моряки не смогли. В небе появилась немецкая авиация. После воздушных налетов на берегу показались танки. Связь десантников с кораблями огневой поддержки оказалась нарушенной. Корректировочный пост артиллерийского дивизиона, расположенный на башне Осиновецкого маяка, перенес огонь батарей на танки противника, но вскоре весь берег заволокло дымом, и прицельная стрельба стала невозможной. Однако бой на побережье Шлиссельбургской губы продолжался и с наступлением темноты.
   Ночью 25 сентября катер подобрал на Ладожском озере трех бойцов из состава десанта. Еще 11 человек прорвались через линию фронта в районе Бугры. Остальные десантники – 175 бойцов и командиров – погибли или пропали без вести. По данным В.Л. Зарембовского и Ю.И. Колесникова, потери РОН в этой операции составили более 30 человек. Ими также установлена фамилия одного из уцелевших водолазов-разведчиков – главный старшина Н.С. Кадурин.

23 сентября 1941 года во время авианалёта напротив Петергофа затонуло небольшое транспортное судно «Барта». Пароход упёрся кормой в дно, нос остался над водой. В 42-м водолазы-разведчики Роты особого назначения устроили в выступавшей из воды части судна наблюдательный пост. Ночью разведчики под водой пробирались в нос полузатопленого судна и в течение суток следили за действиями немцев. В первую же ночь водолазы-разведчики заметили вспышки дальнобойных орудий, обстреливавших Кронштадт, и передали координаты на базу. Огнём Кронштадтских фортов батареи были уничтожены.

Автор: Батманова Анастасия
Дата публикации: 08.04.2015

1 | 2 | 3



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Памятник «Красным мадьярам» на Березовом острове озера Сугомак

Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Из многочисленных кинофильмов перед нами проплывают конармейцы в буденовках, тачанки с пулеметами, юные «неуловимые мстители» и их старшие наставники в кожанках. Героизм, стойкость, подвиги..

Читать

Кем мы гордимся в нашей семье

Никто не забыт и ничто не забыто! Я думаю, что эти слова очень верны, когда речь идёт о войне. В истории Земли было много войн, но для нашей страны самой страшной была и остаётся Великая Отечественная война. В лихие годы все как один – и взрослые, и дети – встали на защиту Родины. Защитником же нашей семьи, вернее нашего рода, был мой прадед – Куклин Филарет Акинфович. Мы все им очень гордимся!.

Читать

Источники устного происхождения в ракурсе истории повседневности

История повседневности – одно из современных направлений развития исторической науки. Интерес к повседневным социальным практикам сформировался во второй половине XX века в процессе становления так называемой «новой истории»..

Читать

Южное Зауралье в годы Первой мировой войны

Начало августа 1914 года стало трагическим моментом для миллионов людей земного шара, в том числе и для России. Германия объявила войну России. 2 августа германские войска оккупировали Люксембург. Началась война с Францией. Отстаивая свои интересы, объявили войну Германии Англия, Канада, Новая Зеландия и другие страны. Так началась кровавая Первая мировая война. Свою работу хочу приурочить к 100-летию со дня начала Первой мировой войны..

Читать

Мой прадед – герой.

Я всегда интересовался историей своих предков. И вот, я решил начать со своего прадедушки – Зотова Андрея Сергеевича. .

Читать

Чем крепче тыл – тем крепче фронт

И вот я опять в заводском музее. Пришел вместе с ре­бятами из своего класса на экскурсию. Сегодня нам рассказывают, как Серовский механический завод работал в годы войны. Оказывается, в войну за­вод назывался «Почтовый ящик N 76», потому что он был секретным. На нем де­лали боеприпасы и другую продукцию для фронта. «Всё для фронта! Всё для победы!». Это был приказ, закон военного времени..

Читать

Жемчужина Белозерья (Золотое сечение в памятниках архитектуры г. Белозерска)

Данную работу можно рекомендовать для интеллектуального и художественного развития учащихся как дополнительный материал, который дает возможность увидеть использование «золотого сечения» в практических целях на краеведческом материале..

Читать

Тайна «Чёрного» Принца. Вымыслы и реальность

Едва успокоилось Чёрное море, как «заштормило» в редакциях английских газет и журналов… И было отчего! Комендант Балаклавского порта Л. Г. Хите сообщил адмиралу Э. Лайонсу о гибели только ОДНОГО судна - «Принца»! Почему? Падкие до сенсаций газетчики тут же нашли ответ: стихия поглотила денежное довольствие всего экспедиционного корпуса! Сумма, покоящихся на дне сокровищ, возрастала из года в год и от издания к изданию..

Читать

История моего хутора

История земли кубанской подобна полноводной реке Кубани, что вобрала в себя воды ручейков и маленьких речушек Она складывается из воспоминаний старожилов, рассказов бабушек, легенд, рожденных народным творчеством, впитавшим в себя мудрость, думы, мечты и поверья народа, а также и с исторических фактов. .

Читать

Был ли шанс у Николая II предотвратить революцию?

Николай II - император, самодержец, последний русский абсолютный властитель. Но кем же он был на самом деле? Можно ли было предотвратить падение самодержавия, действительно ли так сильны были крестьянские и солдатские силы?.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter