↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................
Раскрыта жизнь динозавров до падения астероида
........................
Найдено место крупнейшей катастрофы на Земле
........................
В Шотландии нашли клад опального претендента на английский престол
........................
Историки нашли застрявших в древней посуде тысячелетних насекомых с помощью рентгена
........................

1 | 2 | 3 | 4 | 5

Самозванцы

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Гусев Александр Иванович

   В течение двух месяцев со смерти Ивана IV и до коронации Федора на всех уровнях происходит борьба между сторонниками Богдана Бельского, с одной стороны, и воеводы-регента князя Ивана Петровича Шуйского, с другой стороны. В Москве начались волнения, склонные к истерии и любящие беспорядки москвичи требовали выдать на расправу Бельского и Годунова. Стрелецкий гарнизон Кремля, выступавший на стороне Бельского, залпами рассеял толпу. В результате побоища на Красной площади остались около 20 убитых. Положение стало критическим, и после совещания во дворце народу объявили об отставке Бельского, который был обвинен в измене, лишен всех титулов и отправлен в ссылку в деревню.

   Власть перешла в руки регентов боярина Никиты Романова и князя Ивана Шуйского.

   31 мая 1584 года в день коронации царя Федора многие бояре из ближнего круга нового царя были осыпаны милостями. Царский шурин (родной брат царицы Ирины, жены Федора) Борис Годунов получил чин конюшего, звание ближнего великого боярина и наместника Казанского и Астраханского царств. При дворе шла упорная борьба боярских группировок Годуновых, Романовых, Шуйских и Мстиславских. Романов как дядя царя Федора по материнской линии устанавливает союз с Годуновым как родным братом царицы Ирины. Ближайшая родня Федора на время объединилась, чтобы закрепить трон за недееспособным государем. В 1585 году Романова хватил удар и на следующий год он умер; его место как регента занял Борис Годунов.

   Под нажимом Годунова и Шуйского главный регент престарелый князь Иван Мстиславский подал в отставку и насильно был пострижен в монахи Кирилло-Белозерского монастыря. Впоследствии подвергся опале И. П. Шуйский. Фактически с 1585 по 1598 год, т. е. 13 из 14 лет царствования Фёдора Иоанновича, Россией правил Борис Годунов.

   Несколько слов о происхождении Годунова. По одной из легенд, род Годуновых происходит от одного из Чингизидов (прямых потомков Чингиз-хана) - татарского князя Чета, приехавшего на Русь во времена Ивана Калиты в середине XIV века, принявшего православие и основавшего Ипатьевский монастырь в Костроме. Эта легенда занесена в летописи начала XVII века. В XVI-XVII веках на Руси Чингизиды считались выше Рюриковичей. Действительно, московские, владимирские и прочие русские князья получали ярлыки на княжение из ханских рук в Каракоруме, столице Монгольской империи. В этом случае Годунов гораздо более родовит, чем, например, потомки Рюрика князья Шуйские. Поэтому реальный Василий Шуйский ни при каких обстоятельствах не мог произнести в адрес Годунова слова “Вчерашний раб, татарин, зять Малюты”, вложенные в его уста А. С. Пушкиным в драме “Борис Годунов” [14].

   По другим документам, в частности, по государеву родословцу 1555 года Годуновы ведут своё происхождение от Дмитрия Зёрна, костромского вотчинника. В этом случае Годунов не более родовит, чем Романовы. Предки Годунова были боярами при московском дворе. Борис Годунов родился в 1552 году, его отцом был Фёдор Иванович Годунов по прозвищу Кривой. После смерти отца в 1569 году Борис жил в семье своего дяди Дмитрия Годунова. В годы опричнины незнатный Дмитрий Годунов был зачислен в опричный корпус и вскоре получил при опричном дворе высокий чин главы Постельного приказа.

   Выдвижение Бориса Годунова началось в 1570-х годах. В 1570-м он стал опричником, в 1571-м году женился на Марии Григорьевне Скуратовой-Бельской, дочери Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского, больше известного под прозвищем Малюта Скуратов. В 1578 году Борис Годунов стал кравчим, а в 1580 году Иван Грозный пожаловал Бориса званием боярина после женитьбы царевича Фёдора Иоанновича на сестре Годунова Ирине. На свадьбе Фёдора и Ирины присутствовал целый клан Годуновых, что указывало на возросшую роль этого семейства. Особенно большое влияние при дворе Борис Годунов приобрёл в 1584 году - последнем году жизни царя Ивана Грозного.

   Деятельность Годунова как правителя при царе Фёдоре была нацелена на укрепление государственности. Главным достижением периода опекунства Бориса стало возвышение в 1589 году Московской митрополии до статуса патриархата, что сделало Русскую церковь независимой от Греческой. Первым русским патриархом стал московский митрополит Иов. Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России. Развернулось массовое строительство городов и крепостных сооружений.По инициативе Годунова были построены крепости Воронеж и Ливны, восстановлен город Елец, построен город Белгород. Для обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани строились города на Волге - Самара, Царицын и Саратов, в Сибири был заложен город Томск. В период с 1596 по 1602 годы было построено одно из самых грандиозных архитектурных сооружений допетровской Руси - Смоленская крепостная стена. В московском Кремле впервые был сооружён водопровод, были возведены 9-километровые стены Белого города (они опоясали район, заключенный внутри современного Бульварного кольца).

   Во внешней политике Годунов проявил себя талантливым дипломатом. В 1595 году он заключил мирный договор, завершивший русско-шведскую войну 1590-1593 годов. По договору Россия получила Ивангород, Ям, Копорье и Корелу, т. е. вернула себе все земли, потерянные Иваном Грозным в неудачной Ливонской войне, завершенной в 1583 году.

   Наследником престола при жизни бездетного царя Федора был его сводный младший брат Дмитрий, сын Марии Нагой, седьмой жены Ивана Грозного. В мае 1591 года царевич при невыясненных обстоятельствах погиб в удельном городе Угличе. Официальное расследование проводил боярин Василий Шуйский. По первоначальному заключению комиссии Шуйского, Дмитрий случайно закололся ножом во время приступа “падучей” (эпилепсии). Однако потом В. Шуйский заявил, что вывод комиссии был продиктован Годуновым, пытавшимся скрыть свою причастность к убийству царевича. Свои показания Шуйский менял многократно, поэтому невозможно узнать, когда он лгал, а когда говорил правду. Истина была неизвестна и современникам.

   В 1829 году историк М. П. Погодин первым рискнул выступить в защиту невиновности Бориса. Обнаруженный в архивах подлинник уголовного дела комиссии Шуйского стал решающим аргументом в споре. Он уверил многих историков XX века в том, что истинной причиной гибели сына Ивана Грозного всё-таки был несчастный случай.

   В январе 1598 года царь Фёдор Иоаннович умер, и мужская линия Московской ветви династии Рюриковичей полностью пресеклась. Завещания Фёдор тоже не оставил. Все государство признало власть вдовы его Ирины, но она отказалась от престола и постриглась. Открылось междуцарствие. Было 4 кандидата на престол: Федор Никитич Романов, Борис Федорович Годунов, князь Федор Иванович Мстиславский и Богдан Яковлевич Бельский. В феврале 1598 г. был созван Земский собор, включавший представителей дворянства, духовенства и верхов посадского населения. По своему составу собор был скорее неблагоприятен для Бориса Годунова, так как главной опоры Бориса - простых служилых дворян - на нем было мало, а всего полнее были представлены те слои аристократического московского дворянства, которые не особенно благоволили к Годунову. На соборе, однако, царем был избран Борис, причем сохранившаяся документация Земского собора однозначно подтверждает правильность и законность избрания Годунова. Кандидатуру Бориса от имени немногих духовных лиц предложил патриарх Иов. Близкое свойство к покойному царю перевесило дальнее родство возможных претендентов на трон. Ещё более важным явилось то, что Годунов уже давно фактически правил страной от имени Федора, и не собирался выпускать власть из своих рук после его смерти. В сентябре 1598 года Борис был венчан на царство в Успенском соборе Кремля.

   Избрание Бориса Годунова на царство было полностью законным с юридически-правовой точки зрения и соответствовало византийской традиции престолонаследия.

   Если правление Годунова при царе Фёдоре было весьма успешным, то его собственное царствование оказалось менее удачным. Гонения на представителей наиболее знатных фамилий (Романовых, Шуйских) вызывали скрытую вражду и глухое недовольство в придворных кругах.

   В 1601 году по доносу о попытке отравить царя были арестованы и сосланы пятеро братьев Романовых (сыновья Никиты Романова-Захарьина). Старший из братьев Романовых, Фёдор Никитич, один из конкурентов Годунова в борьбе за трон, был сослан в Антониево-Сийский монастырь и пострижен в монахи под именем Филарета; жену его, постригши под именем Марфы, сослали в Заонежский погост, а их малолетнего сына их Михаила (будущего царя) отправили на Белоозеро. Вместе с Романовыми были сосланы их родственники князья Черкасские, Сицкие, Шестуновы, Карповы, Репины.

   Огромный урон стране и авторитету Годунова нанес вызванный неурожаями голод 1601-1603 годов.

   Но самой большой угрозой власти Годунова стало появление в Польше самозванца, выдававшего себя за погибшего царевича Дмитрия. Агенты самозванца усиленно распространяли на Руси версию о его чудесном спасении от рук убийц, подосланных Годуновым, и доказывали законность его права на отчий престол. Это привело к смятению умов и замешательству во всех слоях общества. Самозванец обосновался в Польше при дворе Юрия Мнишека. Определенную помощь в организации авантюры оказали польские магнаты, вставшие под знамена Лжедмитрия I. В итоге к осени 1604 г. из отрядов поляков и казаков образовалась достаточно мощная армия, которая в середине октября двинулась на Москву. Но в январе 1605 года правительственные войска разбили самозванца, который с немногочисленными остатками своей армии отступил в Путивль.

   Ситуация для Годунова осложнилась из-за состояния его здоровья. Уже с 1599 года появляются упоминания о его болезнях. Беспокоясь о судьбе своего наследника сына Фёдора, Борис Годунов незадолго до кончины заставил бояр целовать крест на верность Фёдору. В апреле 1605 года Борис Годунов скоропостижно умер.

   Царём стал сын Бориса Фёдор, по воспоминаниям современников образованный и умный юноша.

   В конце мая 1605 года по Москве разнесся слух о приближении войск самозванца. 31 мая в десятке километров от Москвы оказался казачий отряд донского атамана Андрея Корелы, сторонника самозванца, а на следующий день в окружении казаков в Китай-город проникли послы самозванца Г. Пушкин и Н. Плещеев. Вскоре в Москве произошёл мятеж, спровоцированный сторонниками Лжедмитрия, которые арестовали патриарха Иова и сослали его в монастырь. Иова устранили не только за преданность Годуновым, но и потому, что в бытность дьяконом самозванец Отрепьев служил патриарху и был хорошо ему известен. Вместе с сосланным патриархом было устранено последнее препятствие к физическому уничтожению Фёдора Годунова. Традиционная истерия москвичей во время мятежа лучше всего описана А. С. Пушкиным [14]:

“Народ, народ! В Кремль! В царские палаты!

Ступай! вязать Борисова щенка!

Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий!

Да гибнет род Бориса Годунова!”

   10 июня 1605 года заговорщики Василий Васильевич Голицын (не нужно путать его с полным тезкой В. В. Голицыным, фактическим главой русского правительства в более поздний период - во время регентства царевны Софьи в 1682-1689 годах), Василий Михайлович Масальский-Рубец и другие удушили 16-летнего царя Фёдора и его мать Марию. Снова слово А. С. Пушкину:

Мосальский -

Народ! Мария Годунова и её сын Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!

Народ безмолвствует.”

Династия Годуновых прекратила существование. 20 июня 1605 года Лжедмитрий торжественно въехал в Москву.

 

 

Смутное время

   Откуда взялся первый самозванец? Борис Годунов, узнав о появлении самозванца, приказал создать следственную комиссию по выяснению его личности. Комиссия, состоявшая из дьяков Посольского приказа и патриаршей канцелярии, установила, что царевичем назвался “Юшка Богданов сын Отрепьева” (Юрий, в монашестве – Григорий), беглый монах Чудова монастыря, состоявший писцом при патриархе Иове. Под именем Григория Отрепьева самозванец и вошел в историю. Борис, не скрывая своих подлинных чувств, сказал в лицо боярам, что появление самозванца - их рук дело и задумано, чтобы свергнуть его.

   Действительно, реальной силой самозванческой интриги были московские боярские кланы и в первую очередь Романовы, на службе у которых до 1600 года находился Юрий Отрепьев. После ссылки Романовых Отрепьев постригся в монахи. Есть немало доказательств причастности Романовых к выдвижению самозванца. Например, в феврале 1605 года пристав Воейков сообщает в Москву о необычном поведении сосланного в монастырь Федора Романова, постриженного в монахи под именем Филарета: “Живет старец Филарет не по монастырскому чину, … говорит про мирское житье, про птиц ловчих и про собак, как он в мире жил, и к старцам жесток, бранит их и бить хочет, и говорит им: Увидите, каков я вперед буду!” Кем же видит себя монах Филарет - царем или патриархом? И откуда такая спесь? Дело в том, что Филарет знает – идет на Москву не просто его бывший холоп Юшка, а его ставленник.

   А. С. Пушкин, имевший доступ к российским государственным архивам почти 200 лет назад, по-видимому, обнаружил в них явные свидетельства причастности Романовых к заговору против Годунова и к появлению первого самозванца. На это указывает малоизвестная сцена “Ограда монастырская” [14, с.281-282], до сих пор не вошедшая в канонический текст трагедии “Борис Годунов”. В короткой (всего 2 страницы) сцене приведен разговор Григория Отрепьева с неким “злым чернецом”, который предлагает Отрепьеву назваться Дмитрием:

Чернец -

Слушай: глупый наш народ

Легковерен: рад дивиться чудесам и новизне;

А бояре в Годунове помнят равного себе;

Племя древнего варяга и теперь любезно всем.

Ты царевичу ровесник… если ты хитер и тверд…

Понимаешь?

Григорий

Понимаю.

Чернец

Что же скажешь?

Григорий

Решено!

Я - Димитрий, я – царевич.

Чернец

Дай мне руку: будешь царь.”

   Риторический вопрос – кто же этот злой чернец, чье имя не названо, и текст о котором не вошёл ни одно издание “Бориса Годунова”, напечатанное в России в царское время?

   Когда столица была захвачена, единственными московскими боярами, награжденными самозванцем, становятся срочно возвращенные из ссылки Романовы. По указу Лжедмитрия I рядового монаха Филарета возводят в сан Ростовского митрополита, его брата Ивана Никитича Романова делают боярином. Что касается других бояр, то ещё в Туле, где самозванца встретил цвет московского боярства (князья Василий, Дмитрий и Иван Шуйские, князь Мстиславский, князь Воротынский и др.), Лжедмитрий I принял их очень грубо, "наказываше и лаяше", и показал боярам, что им при нём не жить. 20 июня самозванец приехал в Москву, а уже 30 июня состоялся суд над Шуйскими, которые с запозданием попытались воспрепятствовать воцарению самозванца.

   Самозванцу не долго удалось удержаться на троне. Засилье поляков, их пренебрежение древними русскими обычаями, непочтительное отношение к православной церкви и женитьба Лжедмитрия на католичке Марине Мнишек вызывали недовольство в общественных кругах. Подготовка восстания против самозванца началась в конце 1605 года и тянулась полгода. В середине мая 1606 года около 200 бояр и дворян ворвались в Кремль. Самозванец был убит. Во главе правления очутилась старая боярская партия. Братья Шуйские, В. В. Голицын с братьями, Ив. С. Куракин и И. М. Воротынский, сговорившись между собой, привели князя Василия Шуйского на лобное место и оттуда провозгласили царем. Избрание на престол В. Шуйского произошло без совета всей русской земли, и он получил прозвище “боярского” царя. Народ и второстепенное боярство (Романовы, Нагие, Бельский, М. Г. Салтыков и др.), служилое дворянство, население других русских городов не приняли “выкрикнутого” царя. Смута продолжилась.

   Шуйский поспешил венчаться на царство, не дождавшись даже патриарха: его венчал новгородский митрополит Исидор. Понимая шаткость своего положения, Василий Шуйский счел необходимым разъяснить народу, почему избран он, а не кто другой. Причину своего избрания он мотивировал происхождением от Рюрика, исходя из принципа, что старшинство “породы” дает право на старшинство власти.

   Для борьбы с узурпатором В. Шуйским собралось новое повстанческое войско во главе с князем Григорием Петровичем Шаховским и его воеводой Иваном Болотниковым. На соединение с ними пришел с Волги еще один самозванец - царевич Петр, назвавшийся сыном царя Федора. В октябре 1606 года войска повстанцев начали осаду Москвы, но были отбиты и отступили в Тулу.

   Летом 1607 года с огромным войском Василий Шуйский лично пошел на Тулу и осадил ее, усмиряя по дороге восставшие города и тысячами уничтожая мятежников. Тулу удалось взять только тогда, когда на реке Упе устроили плотину и затопили город. Шаховского сослали на Кубенское озеро, Болотникова утопили во время каргопольской ссылки, Лжепетра повесили.

   Но уже в августе 1607 года в городе Стародубе появился новый лжецарь Дмитрий. Кто назвался его именем, так и осталось исторической загадкой. Современники называли его “человеком незнаемым”. Внешне он ничем не походил на Лжедмитрия I, поэтому мало кто сомневался в том, что он самозванец. Чтобы укрепить его авторитет среди простых людей, Марина Мнишек признала его подлинным Дмитрием, стала его женой и даже родила сына Ивана. Вокруг нового самозванца, Лжедмитрия II, стало собираться войско. Главную ударную силу в нем составили польские шляхтичи и донские казаки. Летом 1608 г. войско самозванца подошло к Москве и расположилось в Тушине. Отсюда прозвище Лжедмитрия II - “Тушинский вор”. Сил у второго самозванца было мало и он не мог взять Москву, а Шуйский и его сторонники не могли разбить войска самозванца. Оба царя имели свой двор, Боярскую думу и патриарха (у Василия таковым был бывший казанский митрополит Гермоген, у Лжедмитрия II – конечно же, Филарет (Ф. Романов). Народ развращался и, забыв о долге, совести и чести, служил попеременно то одному, то другому.

   В 1608 году В. Шуйский послал своего племянника Михаила Васильевича Скопина-Шуйского за помощью к шведам в обмен на уступку Швеции города Корелы с провинцией. Летом 1609 года пятнадцатитысячное войско во главе со Скопиным-Шуйским и шведом Яковом Делагарди двинулось из Новгорода для освобождения Москвы. По пути были очищены от поляков Торжок, Тверь, Калязин, в марте 1610 г. снята осада Троице-Сергиева монастыря. Успехи М. Скопина привели к распаду Тушинского лагеря. Самозванец бежал в с небольшим числом приверженцев.

   Летом 1610 года в Москве праздновали победу. В разгар торжества освободитель Москвы 20-летний М. Скопин-Шуйский внезапно умер. Смерть всеми любимого полководца окончательно подорвала авторитет царя в народных массах. Недовольство его правлением стало всеобщим, и в июле 1610 года Василии Шуйский был свергнут с престола и пострижен в монахи. Власть в столице перешла к Боярской думе. Новое правительство получило название “семибоярщина”.

   Между бывшими тушинцами и московскими боярами было достигнуто соглашение об избрании на русский престол польского королевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. В конце августа 1610 года Москва присягнула Владиславу. В осажденный Сигизмундом Смоленск с договором об избрании Владислава русским царем было послано посольство во главе с Филаретом и князем В. В. Голицыным. Но посольство не имело успеха, так как Сигизмунд сам хотел занять московский престол. Многие члены посольства, включая Филарета и Голицына, были арестованы и находились в польском плену с 1611 по 1619 год. “Что такое был этот “плен” – насильственное задержание или род эмиграции?”, – задает вопрос Ф. Л. Гримберг [3].

   В конце сентября 1610 года Москву заняли войска польских интервентов. Действия поляков вызвали всеобщее возмущение и недовольство. Этим воспользовался “тушинский вор” Лжедмитрий II, пытаясь объединить антипольское движение вокруг себя. Но в декабре 1610 года самозванец был убит на охоте. Во главе антипольского движения встали рязанский воевода Прокопий Ляпунов, князья Д. Пожарский и Д. Трубецкой. К борьбе с иноземцами призывали патриарх Гермоген и троицкие монахи. Вскоре в руках ополченцев оказалась почти вся столица за исключением Китай-города и Кремля - там, в осаде, оставались интервенты в их пособники. Разногласия в рядах ополченцев привели к убийству П. Ляпунова и отступлению.

Автор: Гусев Александр Иванович
Дата публикации: 27.01.2012

1 | 2 | 3 | 4 | 5



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Мы помним!

Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых года - девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года..

Читать

История военных лет в названиях Томских улиц

в статье описаны подвиги сибиряков во время ВОВ, в честь которых названы улицы Томска.

Читать

Герой великой войны

  Из года в год, изучая историю периода Великой Отечественной Войны, мы знакомимся с новыми и новыми её героями: партизанка Зоя Космодемьянская, летчик-истребитель Александр Покрышкин, стрелок – автоматчик Александр Матросов. Они совершили подвиг во имя светлого будущего. Их знают все, их помнят, их именами называют улицы, им возводят памятники. А если подумать, о скольких героях нам не суждено узнать? Кто он – герой Великой Отечественной Войны?.

Читать

Дорога домой

Как-то несколько лет назад к нам приезжали гости из Джанкоя. Как выяснилось, они были земляками нашей семьи ещё по Крыму, а в годы депортации все вместе жили в городе Джума..

Читать

Глава VII. Борьба трех империй за Кавказ. Политическое положение Чечни в ХVI-ХVII веках // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

В конце XV - начале XVI в. на Северный Кавказ выходят фланги нескольких восточных держав того времени: с запада османы и крымцы, с севера Большая Орда (наследница Золотой Орды) и Астраханское ханство, с юга Сефевидский Иран и грузинские царства (вассалы Турции и Ирана)..

Читать

Исторические источники о царевне Софье Алексеевне

Четырехсотлетний юбилей дома Романовых – одна из самых громких памятных исторических дат, отмечаемых в 2013 году в нашей стране. Представители царствующей династии всегда вызывали повышенный интерес как у общества в целом, так и у отдельных деятелей исторической науки, изобразительного и музыкального искусства. У современного человека много возможностей познакомиться с их произведениями и обогатить свои знания о конкретном правителе. Но, к сожалению, не всем Романовым повезло быть оценено непредвзято и по достоинству. .

Читать

Павел I

Вспоминая картину Бенуа «Вахтпарад при Павле 1», невольно понимаешь, что памятника этому великому императору не существует..

Читать

Вклад моей семьи в Победу в Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война – самая тяжёлая и жестокая из всех войн, когда- либо пережитых нашей Родиной. Чем дальше она уходит в историю, тем меньше становится очевидцев страшных событий, тем полнее мы хотим осознать историческое значение свое семьи, как защитников Отечества. .

Читать

Неизвестные места вашего региона, имеющие историко-культурную значимость

Кострома сыграла видную роль в истории российской государственности. История Костромы не может не рассматриваться в контексте экономических, социальных, политических и культурных процессов в древнерусский и русский периоды. Вопросы исторического развития Костромы непосредственно связаны с общеисторическими процессами, проходившими в рамках Северо-Восточной Руси и Московского государства..

Читать

Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны

Призвали его в декабре 1941 года, когда для советского народа наступили трудные времена. Местом мобилизации стал Ижемский районный военный комиссариат..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter