↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Найдены человеческие следы возрастом 120 тысяч лет
........................
Украденных 40 лет назад индийских идолов вернули на родину
........................
Историки рассказали о злодеяниях степных кочевников
........................
Древние люди использовали горячие источники для готовки
........................
В Крыму нашли изображение мифической птицы Сирин
........................

Брачные обычаи в Российской Империи. Возможен ли был развод?

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Редакция

Обычаи, принятые во времена Российской империи, обладали крайне противоречивым характером. С одной стороны, крестьяне и мещане старались придерживаться вековых правил, царивших в деревне и городах, а, с другой стороны, аристократия всё время смотрела на Европу, пытаясь придумать что-то своё.

В романе "Анна Каренина" Толстой пишет о том, как тяжело княгине Щербацкой было понять, как же правильно сватать молодых людей. Французская традиция, когда родители выбирали жен своим сыновьям, осуждалась, а английская, когда молодые люди сами выбирали себе пару, считалась слишком дикой и невозможной. Кроме того, представления российских дворян о европейских брачных обычаях во многом черпались из романов, что вело к искажению реальности.

Среди аристократии стандартной процедурой сватовства было знакомство молодых людей, чаще всего это происходило на балах или в рамках дружеских визитов, наносимых семьями, как в том же романе "Анна Каренина". Молодые люди приглядывались друг к другу, после чего молодой человек спрашивал разрешения жениться у отца девушки, после чего, получив согласие, делал предложение по всем правилам, признаваясь в любви. Конечно, порой молодые люди сначала признавались друг другу в чувствах, но это считалось пошлым и нежелательным, так как родители предпочитали внимательно наблюдать за детьми, чтобы избежать невыполнения обязательств.

Особенности помолвки в дворянских семьях

Маковский К. Е «Свадебный пир в боярской семье XVII столетия» (1883)

Маковский К. Е «Свадебный пир в боярской семье XVII столетия» (1883)

Среди русского дворянства царствовала некоторая свобода, навеянная идеями гуманизма и посвящения. Молодые люди были относительно вольны в выборе невест, но иногда их матери могли сосватать сына ради выгодного альянса. Помолвка - это в первую очередь обязательство, невыполнение которого навлекало к позору, что было сродни социальному самоубийству. Мужчина, который отказывался от своих слов взять женщину замуж без серьёзных на то причин, считался бесчестным, а женщина, которая давала обещания другому  покрывалась позором. Социальные нормы, распространяющиеся на брак, были крайне сильными.

С. И. Грибков «Благословение на свадьбу» (1886)

С. И. Грибков «Благословение на свадьбу» (1886)

Династические браки не пользовались особой популярностью, если речь не заходила о действительно влиятельны людях, их брак всегда представлял собой политическое действие, а не акт доброй воли. Например, члены царской семьи не были вправе выбирать себе супруга или супругу самостоятельно, тоже самое касалось детей высших чинов.

Особенности помолвки в крестьянских семьях

А. П. Рябушкин, «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» (1880)

А. П. Рябушкин, «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» (1880)

В отличие от дворянства, в российских деревнях жену сыну чаще всего выбирали родители, волю которых невозможно было оспорить. Вопросы брака несли исключительно практическое значение: плата подушного налога за сына, которого можно было бы женить, после чего он бы сам себя обеспечивал, необходимость продления рода и рабочей силы, средняя продолжительность жизни около сорока лет.
 
Конечно, далеко не всегда крестьянскими мужиками руководил банальный расчёт, тут многое зависело от региона, в каждом из которых были свои индивидуальные обычаи. В одних селах было принято полностью доверяться воле родителей, в других мужчине разрешалось выбрать себе жену самостоятельно.
 
Женщин из аристократических семей не готовили к настоящей брачной жизни и отношениям, в то время как жители деревни знали об этом гораздо больше, чем можно было предполагать. Тем не менее, законы о незаконнорожденных детях были такими же строгими для крестьян, как и для дворян. И в первом, и во втором случае, институт брака регулировала церковь, а не государство, из-за чего даже в аристократических семьях почти не встречались случаи развода, а незаконнорожденные дети выдавались за племянников и племянниц.
В целом, очень многое зависело от исторического периода, региональных особенностей.
 
Кстати, если девушка совершала до брака "преступления против нравственности", то юридически это никак не наказывалось. Однако, ей предстояло пройти через так называемые "позорящие наказания" перед вступлением в брак. Жестокость данных наказаний, во многом, зависела от традиций региона.
 
Можно ли было развестись?
«И не то, чтобы да, и не то, чтобы нет»
Одним из вариантов расторжения брака была смерть одного из супругов. К счастью, не обязательно в прямом смысле. Так, до Петра 1 довольно распространенным был обычай, когда один из супругов постригался в монастырь - мирская жизнь на этом заканчивалась.  Кстати, Петр сам воспользовался данным обычаем, сослав первую жену в монастырь. Кроме того, он приравнял ссылку к гражданской смерти, что фактически также означало развод.
 
Официально разрешить развод мог разрешить только Святейший Синод. Но это случалось крайне не часто, т.к. наше законодательство в этом отношении было достаточно строго. Развод мог быть произведен в случаях:
-доказанного прелюбодеяния одного из супругов;
-добрачной неспособности к брачному сожитию;
-когда один из супругов сослан в Сибирь;
-в случае безвестного отсутствия супруга.
 
Важным было то, что по взаимному согласию развестись было нельзя. Однако крестьяне не смотря на запреты составляли так называемые "разводные письма", после чего вступали в новый брак. Хотя ни государством, ни, тем более, церковью это не признавалось.
 
Рекомендую почитать по теме:
1. Костомаров, Н. И. Быт и нравы русского народа. - Москва, 2016. - 397 с.
2. Яненко О. Ю. Расторжение брака в Российской империи на рубеже xix—XX вв // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2013. №1. 
3. Пушкарева Н. Л. Позорящие наказания для девушек в традиционной русской культуре XIX-начала ХХ В. как следствие гендерной асимметрии // Вестник ТГЭУ. 2009. №3. 

Дата публикации: 25.07.2020
1



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Оренбургское казачество в русско-японской войне 1904-1905гг.

Количественный состав оренбургского казачества и его роль в ведении войны против Японии в 1904-1905гг..

Читать

Неизвестный памятник

В сентябре прошлого года, проезжая по ул. Труда, на задворках домов, я увидела какой-то памятник. В интернете, на веб - страничке Миасса, я никакой информации не нашла. Тогда я решила провести исследование, в этом мне помогли мой классный руководитель Сыропятова М.А. и моя семья. .

Читать

История Конституции РФ

История Конституции-основа демократии РФ.

Читать

Мои земляки в истории Кубани ( К 75-и летию образования Краснодарского края)

Автором работы проводилось изучение вклада бесскорбненцев в страницы истории Краснодарского края. Наши земляки прославили не только Кубань, но и всю Россию. Для достижения цели работы были собраны биографии знаменитых людях ст. Бесскорбной – И.Д. Фоменко, Г.В. Потоцком, К.И. Деревянко, Д.В. Москалёве,П.Я. Штанько, М.Я. Носулеве, Д.Х. Хотуове, Э.О. Россолове . В ходе исследования были использованы материалы бесскорбненсконо краеведческого музея, интервирование жителей станицы с целью сбора информации, обзор материалов средств массовой информации..

Читать

«Благоверный правитель» (на примере Николая II)

На рубеже XIX-XX веков Российская империя была одной из крупнейших стран мира. Она занимала второе место в мире по размерам территории и третье место – по численности населения. Продолжалась модернизация – процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, который охватывал все сферы жизни общества..

Читать

«Мне есть, чем гордиться, с кого брать пример….»

Великая Отечественная война в душе нашего народа осталась «неугасаемой болью»: ни одну семью события той страшной войны не обошли стороной. Перелистывая «страницы» памяти, пытаешься проникнуть в самые «потаённые уголки». Очевидцев событий остаётся всё меньше и меньше, а истинные герои не любят рассказывать о своих подвигах, искалеченной нелёгкой судьбе..

Читать

Остановись, народ

Украина – красивая, каждую весну утопающая в яблоневом цвете, сколько боли переживает она сейчас.

Читать

Казачье ополчение в Отечественной войне 1812 года

В 2012 году мы отмечали 200-летие Отечественной войны 1812 года. За это время человечество не раз потрясали войны. Но героический подвиг народа, защитившего Россию от иноземных захватчиков и разгромившего наполеоновскую армию, до сих пор вызывает у нас чувство гордости. .

Читать

Живопись Феофана Грека

Я хочу рассказать вам историю, которую слышал от одного знакомого художника. Она передавалась из века в век, из уст в уста. Эта история о великом иконописце, философе и творце Феофане Греке..

Читать

Человек Сталинграда или невымышленная жизнь незабытых людей

Наименее освещенной в свете современной исторической науки является проблема воспроизводства и сохранения региональной истории и культуры, которая весьма значительно влияет на современные региональные национально-этнические, социальные, экономические и политические процессы. Государственническая школа исторических исследований повсеместно искоренила понятие личности и ее значимости в недавней ретроспективе. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter