↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Стало известно, из каких плит создан Стоунхендж
........................
Динозавры могли болеть раком
........................
В египетских мумиях не нашли ничего человеческого
........................
Дефицит и очереди: как идеология разрушила экономику СССР
........................
Брачные обычаи в Российской Империи. Возможен ли был развод?
........................

Брачные обычаи в Российской Империи. Возможен ли был развод?

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Редакция

Обычаи, принятые во времена Российской империи, обладали крайне противоречивым характером. С одной стороны, крестьяне и мещане старались придерживаться вековых правил, царивших в деревне и городах, а, с другой стороны, аристократия всё время смотрела на Европу, пытаясь придумать что-то своё.

В романе "Анна Каренина" Толстой пишет о том, как тяжело княгине Щербацкой было понять, как же правильно сватать молодых людей. Французская традиция, когда родители выбирали жен своим сыновьям, осуждалась, а английская, когда молодые люди сами выбирали себе пару, считалась слишком дикой и невозможной. Кроме того, представления российских дворян о европейских брачных обычаях во многом черпались из романов, что вело к искажению реальности.

Среди аристократии стандартной процедурой сватовства было знакомство молодых людей, чаще всего это происходило на балах или в рамках дружеских визитов, наносимых семьями, как в том же романе "Анна Каренина". Молодые люди приглядывались друг к другу, после чего молодой человек спрашивал разрешения жениться у отца девушки, после чего, получив согласие, делал предложение по всем правилам, признаваясь в любви. Конечно, порой молодые люди сначала признавались друг другу в чувствах, но это считалось пошлым и нежелательным, так как родители предпочитали внимательно наблюдать за детьми, чтобы избежать невыполнения обязательств.

Особенности помолвки в дворянских семьях

Маковский К. Е «Свадебный пир в боярской семье XVII столетия» (1883)

Маковский К. Е «Свадебный пир в боярской семье XVII столетия» (1883)

Среди русского дворянства царствовала некоторая свобода, навеянная идеями гуманизма и посвящения. Молодые люди были относительно вольны в выборе невест, но иногда их матери могли сосватать сына ради выгодного альянса. Помолвка - это в первую очередь обязательство, невыполнение которого навлекало к позору, что было сродни социальному самоубийству. Мужчина, который отказывался от своих слов взять женщину замуж без серьёзных на то причин, считался бесчестным, а женщина, которая давала обещания другому  покрывалась позором. Социальные нормы, распространяющиеся на брак, были крайне сильными.

С. И. Грибков «Благословение на свадьбу» (1886)

С. И. Грибков «Благословение на свадьбу» (1886)

Династические браки не пользовались особой популярностью, если речь не заходила о действительно влиятельны людях, их брак всегда представлял собой политическое действие, а не акт доброй воли. Например, члены царской семьи не были вправе выбирать себе супруга или супругу самостоятельно, тоже самое касалось детей высших чинов.

Особенности помолвки в крестьянских семьях

А. П. Рябушкин, «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» (1880)

А. П. Рябушкин, «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» (1880)

В отличие от дворянства, в российских деревнях жену сыну чаще всего выбирали родители, волю которых невозможно было оспорить. Вопросы брака несли исключительно практическое значение: плата подушного налога за сына, которого можно было бы женить, после чего он бы сам себя обеспечивал, необходимость продления рода и рабочей силы, средняя продолжительность жизни около сорока лет.
 
Конечно, далеко не всегда крестьянскими мужиками руководил банальный расчёт, тут многое зависело от региона, в каждом из которых были свои индивидуальные обычаи. В одних селах было принято полностью доверяться воле родителей, в других мужчине разрешалось выбрать себе жену самостоятельно.
 
Женщин из аристократических семей не готовили к настоящей брачной жизни и отношениям, в то время как жители деревни знали об этом гораздо больше, чем можно было предполагать. Тем не менее, законы о незаконнорожденных детях были такими же строгими для крестьян, как и для дворян. И в первом, и во втором случае, институт брака регулировала церковь, а не государство, из-за чего даже в аристократических семьях почти не встречались случаи развода, а незаконнорожденные дети выдавались за племянников и племянниц.
В целом, очень многое зависело от исторического периода, региональных особенностей.
 
Кстати, если девушка совершала до брака "преступления против нравственности", то юридически это никак не наказывалось. Однако, ей предстояло пройти через так называемые "позорящие наказания" перед вступлением в брак. Жестокость данных наказаний, во многом, зависела от традиций региона.
 
Можно ли было развестись?
«И не то, чтобы да, и не то, чтобы нет»
Одним из вариантов расторжения брака была смерть одного из супругов. К счастью, не обязательно в прямом смысле. Так, до Петра 1 довольно распространенным был обычай, когда один из супругов постригался в монастырь - мирская жизнь на этом заканчивалась.  Кстати, Петр сам воспользовался данным обычаем, сослав первую жену в монастырь. Кроме того, он приравнял ссылку к гражданской смерти, что фактически также означало развод.
 
Официально разрешить развод мог разрешить только Святейший Синод. Но это случалось крайне не часто, т.к. наше законодательство в этом отношении было достаточно строго. Развод мог быть произведен в случаях:
-доказанного прелюбодеяния одного из супругов;
-добрачной неспособности к брачному сожитию;
-когда один из супругов сослан в Сибирь;
-в случае безвестного отсутствия супруга.
 
Важным было то, что по взаимному согласию развестись было нельзя. Однако крестьяне не смотря на запреты составляли так называемые "разводные письма", после чего вступали в новый брак. Хотя ни государством, ни, тем более, церковью это не признавалось.
 
Рекомендую почитать по теме:
1. Костомаров, Н. И. Быт и нравы русского народа. - Москва, 2016. - 397 с.
2. Яненко О. Ю. Расторжение брака в Российской империи на рубеже xix—XX вв // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2013. №1. 
3. Пушкарева Н. Л. Позорящие наказания для девушек в традиционной русской культуре XIX-начала ХХ В. как следствие гендерной асимметрии // Вестник ТГЭУ. 2009. №3. 

Дата публикации: 25.07.2020
1



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Как Пушкин побывал на войне

Об Александре Сергеевиче Пушкине мы, кажется, знаем все. Как он влюблялся, как отправился в ссылку на юг, и как жил в ссылке в Михайловском, как он женился и как погиб на дуэли. .

Читать

Усыпальница Голицыных в Донском монастыре. Персональный состав

Персональный состав Усыпальница Голицыных в Донском монастыре..

Читать

Олимпиада по истории как опыт профессионализации (на примере II Сибирского тура Всероссийской олимпиады по истории г. Омск 30.09.13-02.10.13)

Сегодня опыт профессионализации имеет большое значение для студента педагогического вуза. В условиях перехода основной школы на ФГОС II, когда на смену когнитивной приходит деятельностно-ценностная парадигма образования, любому студенту необходимо сформировать представления о том, что же такое деятельностный подход, и каким образом его можно реализовывать в рамках школы? .

Читать

Тайна царской семьи

Семья Романовых всегда была на виду, ничто не ускользало от зоркого ока многочисленных придворных, всё должно быть пристойно, всё-таки царская семья. Но были в истории Романовых и тайны, которые скрывались, не предавались громкой огласке. Одной из таких страниц была судьба великого князя Николая Константиновича Романова..

Читать

Мой прадед...

Мой прадед, Веселков Павел Сергеевич во время ВОВ был защитником Ленинграда, он пережил тяжелые дни блокады, получил многочисленные ранение, после полученных ранений оказался в госпитале. Он получил очень много орденов и медалей, за защиту Ленинграда. .

Читать

Воспоминания ветерана войны

Великая Отечественная Война. Значение этих слов я начал понимать, когда мне было 5 лет, я впервые прочитал надпись «К 55 - летию Победы!». Написанную золотистыми буквами на сахарнице из чайного сервиза. От родителей я узнал, что речь идет о победе в Великой Отечественной войне. С тех пор, я начал обращать внимание на фильмы, литературные произведения, посвященные войне; они были пронизаны ужасом, кровью, слезами, но они вселяли в душу не только страх, но и гордость за Родину. .

Читать

Усыпальница Голицыных в Донском монастыре

Усыпальница Голицыных – больничная церковь архангела Михаила. Храм трапезного типа. К нему примыкают жилые покои бывшей богадельни. Комплекс вытянут в одну линию с востока на запад и располагается вдоль южного прясла ограды обители..

Читать

Моя семья – прошлое и настоящее.

Я живу в селе Старый Курлак. Это очень красивое место. Речка, лес, луга – раздолье. Всё вокруг знакомое и привычное. И, кажется, что ничего особенного здесь нет..

Читать

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой.

Мой прадед со стороны мамы, Лисьих Василий Яковлевич, родился 3 марта 1919 года. В 1941 году был мобилизован на войну, затем попал в плен, в дальнейшем был освобождён. Родной порог переступил в ноябре 1945 года. Знаю, что у дедушки Васи есть награды..

Читать

Герои моей малой Родины сквозь века

Нижнее Анчиково. Небольшая деревня в Чувашии. Таких селений в нашей необъятной стране многие тысячи. Но как же близка для каждого родная деревня! Она – синоним Родины. России есть кем гордиться, много у неё героев. Мне же хочется рассказать о выходце из малюсенькой деревушки Нижнее Анчиково, о человеке, который первым из чуваш получил звание Героя Советского Союза. Сергей Николаевич Бутяков, он – первый среди первых, лучший из лучших. Как же случилось так, что скромный чувашский паренёк прославил наш Козловский район?.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter