Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейПотом служба в Прибалтике, он – разведчик. Служба трудная, опасная, где он в 1944г. в июне месяце погибает в возрасте 24 лет, защищая Отечество, своих родителей о родственников.[15]
Ефин Николай Степанович
Ушел на войну в апреле 1942 г. Воевал в 63 действующей армии. (См. прил. №3)В 1943 г. участвовал в битве на Курской дуге. Освобождал Брянск, Гомель. Вернулся с войны в звании сержанта.
Шевяков Семен Иванович
На фронт ушел в 1941 г. Воевал под Сталинградом, в Донбассе, на Кавказе. После войны участвовал в ликвидации бандитских групп в Западной Украине. Вернулся домой в 1949 г.
Родников Иван Павлович
В 1940 году был призван в Советскую Армию в 1943 г. направлен в танковые войска под г. Ржев. Воевал на Дону и под Смоленском, Гомеле, Витебске, Минске.
Фетисов Василий Иванович
Уроженец села Лукина Поляна. В 1941 году был призван на фронт. Воевал на Волховском фронте. Был разведчиком. Освобождал города: Новгород, Псков, Ригу и другие.
Копылов Петр Иванович
В 1941 году был призван в ряды Советской Армии. Освобождал Белоруссию, Литву, Польшу и закончил войну под Кенигсбергом.
Родин Евгений Александрович
Ушел на фронт 22 июня 1941 года. Служил в защитной артиллерии, был помощником командира огневого взвода. Вернулся с войну в звании старший сержант.
Кокорев Николай Афанасьевич
В 1939 году был призван в Советскую Армию, воевал. Прошел путь от рядового солдата до полковника. В 1942 г. окончил Саратовское военное училище и работал на командных и преподавательских должностях. Окончил Военную Академию и работал в системе Гражданской обороны.
Родин Григорий Александрович
В армию был призван в 1939 г. Служил в Забайкалье на станции. Даурия до 1946 г. затем началась война с японцами. Участвуя в ней, освобождал г. Кайлар.
Поздняков Василий Георгиевич
Уроженец села Лукина Поляна. В 1915г. был призван в армию и был участником боёв на фронтах первой мировой войны. После революции активно включился в борьбу за Советскую власть. Окончил Ленинградскую Высшую Академию. В 1940 году присвоено звание генерал-майор. В начале ВОВ воевал под непосредственным командованием генерала Армии Ватутина. Затем воевал под началом маршала Жукова. Участвовал во взятии Берлина.
Шишкин Филипп Ильич
В армию был призван в октябре 1940г. В Монголию в танковую бригаду и прослужил там радиотелеграфистом до 1944г. Затем воевал на 3-м Украинском фронте командиром отделения связи. Освобождал Венгрию, Австрию. Вернулся домой в 1946г.
Поплевин Антон Федорович
На фронт ушел 7 ноября 1941 г. Освобождал города: Орел, Киев, Минск, Талин, Петропавловск, Петрозаводск. Воевал на 3-м Украинском фронте.
Сазыкин Николай Васильевич
Уроженец села Лукина Поляна. Учился в Прянзерской неполной средней школе, затем в Нижнеломовской школе. По окончании школы был призван в ряды Советской Армии. Началась Великая Отечественная война. Участвуя в боях под Москвой погиб смертью храбрых.
Бегут годы, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. А во многих семьях матери, вдовы и дети невернувшихся солдат продолжают жить надеждой, что им удастся узнать хоть что-нибудь о том, как отдали жизнь за Родину их сыновья, мужья, отцы и деды, где захоронены. Поиском погибших и пропавших без вести занимаются многие энтузиасты. Им удается установить имена погибших, узнать, где и когда перезахоронены останки воинов из одиночных могил в братские. Так и наша односельчанка узнала с их помощью, где захоронен ее отец. Вот что она рассказывает, показывая нам две фотографии памятника в далекой Белоруссии (См. прил. №4, №5): «Мне было 6 лет, когда началась Великая Отечественная война. Мои родители в это время жили в Москве. Сами они уроженцы с.Прянзерки, где отец работает секретарём сельского Совета. В 1930г. они переезжают в Москву. Работают: папа – главным бухгалтером на заводе «701» и учится заочно в планово-экономическом институте.
В 1934г. семья пополнилась, родилась я.
1941г…Над страной нависла страшная гроза. Отца призвали на фронт, меня отправили к деду с.Прянзерки, маму эвакуировали в Марийскую республику. Она ждала ребёнка, поэтому разрешили ехать к родственникам. В дороге, в поезде, на разъезде Башмаково родился мой брат. Это было 7августа 1941г.
Всю жизнь мы ждали своего кормилица. Брат так хотел увидеть своего папу, но мечта не осуществилась, так и не увидели они друг друга.
В 1945г. получаем страшную весть, что наш отец пропал без вести.
И вот 11ноября 1995года в районной газете «Маяк» в рубрике «Вспомним всех по имённо» я встречаю фамилию своего отца, где сообщалось:
«Поздняков Евгений Осипович, 1908г. рождения, с.Прянзерки, старшина, 24декабря 1945г. погиб в бою, захоронен в с. Городище Барановического района Брестской области (Беларусь).
Вот здесь-то останки моего папы нашли пристанище, а до этого года никто ничего мы не знали.
Я по этому адресу пишу письмо в школу данного посёлка.
Коллектив учителей и учащихся дают мне ответ, присылают 2 фотографии и приглашение приехать.
Но 1995год… Беларусь… Возможности не имели.
Так и не смогли мы посетить то местечко, где наш папа отдал свою молодую жизнь, защищая, Отечество, свою семью, своих родителей своих крошечных детей.» [15]
Люди ждали своих героев, надеялись на их возвращение. Родина Фёкла Ивановна родилась 2октября 1915года в селе Прянзерки. Она росла в семье простых сельских тружеников. Её мать Родина Мария Ивановна с детских лет работала не покладая рук, отец – Родин Иван Алексеевич также был простым сельским труженикам. В 1914году он ушёл на войну. В то время шла германская война. Вместе с нуждой в их дом пришла похоронка на отца. Время тогда было трудное. Фёкла Ивановна не могла обучаться в школе. Вскоре стали организовывать колхозы, и она пошла работать в колхоз. Потом вышла замуж. Её муж родился в 1918году в селе Прянзерки. С ранних лет у него была тяга к учёбе, и он окончил три класса, продолжить учёбу дальше не позволили семейные обстоятельства. До войны работал на Прянзерском пенькозаводе. И всё в их семье было хорошо, родилась дочь Рая. Но началась война. Серафим Ильич с первых дней войны ушёл на фронт. Вначале он очень часто писал, но потом стал писать реже. Ведь это и понятно- война. В письмах спрашивал как здоровье жены и дочки Раи, которой в то время было 3года. В июле 1942года он проездом, выпросив разрешение у командира, приехал на один день домой, уж очень хотел увидеть жену и дочь. Погиб Серафим Ильич в середине 1943года. Воевал он в пехоте, был рядовым. Похоронки Фёкла Ивановна не получала. На их улице был один единственный приёмник, от которого сельчане узнавали о событиях на фронте. О дне Победы все жители улицы узнали по приёмнику. Победе Фёкла Ивановна обрадовалась и в тоже время опечалилась, она больше никогда не увидит своего Серафима Ильича. После войны она продолжала работать в колхозе. Сейчас Родина Фёкла Ивановна находится на заслуженном отдыхе.
Шевякова Прасковья Ивановна родилась 6 ноября 1907года в селе Прянзерки. Закончила 2 класса Прянзерской школы. Рано пошла работать в колхозную бригаду. Позднее работала телятницей. Её муж Шевяков Павел Фёдорович 1907года рождения. С первых дней войны был взят на фронт. Писал часто. Надеялся вернуться и восстановить прежнюю счастливую жизнь. Писал, что для победы над врагом наш народ не жалеет самого дорогого -своей жизни. Жертвы большие. От роты их осталось 5 человек. Последнее письмо получила 8 мая 1945года, когда его уже не было в живых. Погиб 24апреля 1945года под городом Кондоном в 200км от Берлина. Похоронен Павел Фёдорович в братской могиле.
Знали люди, что война – это пропасть, это – гибель….Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила похоронка. Ждали, надеялись и писали письма.
Победа советского народа в Великой Отечественной войне ковалась усилиями миллионов людей не только на фронте, но и в тылу.
С первых дней войны по решению Политбюро ЦК были введены в действие мобилизационные народнохозяйственные планы. Они предусматривали перестройку промышленности, транспорта, сельского хозяйства на военный лад. « У нас не может быть теперь «мирных» предприятий,– писала в те дни «Правда».– Каждый завод, каждая фабрика должны работать для удовлетворения военных нужд».
Большую помощь оказывали колхозники фронту. Женщины вязали перчатки, носки, собирали денежные средства, сушили картофель и отправляли все на фронт. Пензенский обком ВКП (б) рядом постановлений определил задачи сельских партийных организаций по перестройке сельского хозяйства. 29 июня 1941г. бюро обсудило вопрос « Об охране социалистической собственности колхозов, совхозов и МТС» и обязало райкомы ВКП(б) и первичные партийные организации провести ряд мероприятий в этой области. К решению бюро обкома от 1 июля 1941 года во всех районах были организованы курсы по подготовке женщин и молодежи для работы на тракторах и комбайнах. Первыми трактористами были Пчелинцева Мария Михайловна, Поплевина Мария Андреевна, Китаева Александра Ивановна, Копылова Анна Федоровна.[5, стр. 14]
Копылова Анна Федоровна
Родилась в 1922 году. Окончила 5 классов и пошла работать в 1936 году, в возрасте 14 лет. Работала в своем колхозе, он назывался тогда «Красный партизан».
А в 1941 году выучилась на трактористку в г. Н. Ломове (МТС), училась 3 месяца. После этих курсов стала работать в своем колхозе. Работала трактористкой 18 лет. С 1959 году стала работать дояркой. В 1971 году за высокие показатели в соц. соревновании была награждена орденом «Знак Почета». В 1973 году получила медаль «За трудовую доблесть».
Великая заслуга в достижении победы над врагом принадлежит труженикам тыла. Люди села делали все, чтобы сдать государству больше зерна, заготовить корма. Учителя с учениками ходили в поле помогать женщинам, чаще одни. Они складывали снопы в крестцы и переносили на себе в сортировку.
Годы были тяжелыми, рабочих рук не хватало, но школа продолжала работать.В школе было холодно, поэтому приходилось ездить на быках в лес за дровами, а быка по упрямству нельзя сравнить ни с одним животным. « Подойдет, бывало к воде, напьется и ляжет. Ни уговорами, ни кнутом, ни слезами нельзя поднять его» – вспоминала учительница Шевякова Домна Ивановна.
Во многих семьях не хватало питания, не было рабочих рук. Подростки бросали школу и становились «старшими» в семье. Чтобы немного поддержать ребят, учителя школы добивались от колхоза пшена и варили им на обед. Писать приходилось разведенной сажей, лучинами, на уже написанных тетрадях или газетах. (См. прил. №8)А по вечерам учителей ожидала большая агитационная работа. Учителя выступают перед населением с докладами, лекциями, концертами; выступают перед допризывниками. А ночами склоняются над книгами и газетами. Это был ежедневный кропотливый труд во имя Победы и Счастья.
Викулова Раиса Ивановна родилась в 1919 году. Училась в Кувак - Никольской семилетней школе. После окончания поступила в 1935 году в педагогическое училище города Нижнего Ломова. После нескольких лет работы она приезжает работать в село Прянзерки. Педагогическому труду отдала 35 лет. Страна высоко оценила ее заслуги в годы Великой Отечественной войны.(См. прил. №9)
В маленьком домике на улице Белоглазовка жила пожилая женщина, Ежова Прасковья. И совсем случайно члены группы « Поиск», узнали о трудной военной молодости восемнадцатилетней девушки, которая попала в плен. В клубе проходило торжественное собрание, посвященное Дню Победы, и выступающий зачитал: «Воины Красной Армии, освобождая Белоруссию, сталкивались все с новыми и новыми преступлениями гитлеровцев. О том, как они превращали советских людей в своих рабов, рассказывается в письме Кати Сусаниной своему отцу. Письмо было найдено в 1944 году после освобождения белорусского города Лиозно при разборке разрушенной печи в одном из домов. Вот это письмо:
«Март, 12, Лиозно, 1943 год. Дорогой, добрый папенька! Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе - покарай немецких кровопийц…
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идёт кровь – у меня отбили лёгкие. А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13? Какие хорошие у меня были именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой! Играл патефон, подруги поздравляли меня с днём рождения, и пели нашу любимую пионерскую песню. А теперь, папа, когда взглянула на себя в зеркало–платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет, солёные слёзы текут из глаз.
Что толку, что мне исполнилось 15лет? Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлена прачкой, стираю бельё, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с Розой и Кларой – так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон: «Русс была и будет свинья» Я очень боюсь Клары. Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Живу я в дровяном сарае; в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плёткой по голове, по спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платья и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
Сегодня узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собой. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасёт меня от жестокого битья.
Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..
Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.
Твоя дочь Катя Сусанина.
Мое сердце верит: письмо дойдет».
Гитлеровцы истребили в Белоруссии свыше 2200 тыс. мирных жителей и военнопленных. И вдруг в зале, в полной тишине, все услышали плач и слова: «Верно, как же это верно». Все поглядели на тетю Пашу. Ее как военнопленную отправили в Германию, и она работала на хозяев. В плену она была изнасилована и ждала ребенка, у хозяев ей приходилось носить землю, и ребенка она потеряла. Жили военнопленные мужчины и женщины вместе в одном сарае. Изнасилование было обычным делом. После победы она вернулась в село Прянзерки с маленьким сыном. Плен на всю жизнь наложил отпечаток боли, унижения, забитости. [14, стр. 45]
Согласно Федеральному закону «О ветеранах», вдовы инвалидов и умерших или погибших участников ВОВ могут претендовать на следующие льготы: льготное пенсионное обеспечение, соответствующее действующему законодательству; обслуживание в медицинских учреждениях, а также внеочередное участие в государственных программах оказания бесплатной медпомощи; обеспечение жильем вдов, а также членов семей участников, ветеранов активных боевых действий и инвалидов, которые нуждаются в улучшении условий проживания.
Этот закон действительно реализуется в нашем селе и все вдовы пользуются этими льготами. (См. прил.№10)
Да сколько их не вернулось, наших бойцов-освободителей?! Они остались лежать там, где стояли насмерть. Но они, их боевые заслуги не забыты здесь, где они родились, откуда уходили на фронт. Чтобы увековечить память погибших воинов-земляков в Великой Отечественной войне, на Прянзерской земле, на взгорье, напротив средней школы, и вырос мемориальный комплекс. (См. прил. №6, №7)
5 ноября 1983 года состоялось его торжественное открытие.
…Двенадцать часов дня. У мемориала собрались сотни людей. Здесь стар и мал. Люди пришли, чтобы поклониться тем, кто не щадя своей жизни сражался за свободу и независимость нашей Родины, кто пал смертью храбрых. Несмотря на торжественный день у многих на глазах – слезы. Их не сдержать седоволосым женам, матерям. Велика утрата. Потому, видимо, и продолжительному времени не в силах сгладить ее.
Митинг, посвященный открытию мемориала, объявляется открытым. Звучит Гимн Советского союза. Право открыть памятник предоставляется участникам Великой Отечественной войны Егору Петровичу Колобову и Татьяне Федоровне Родниковой. С высокой фигуры солдата-освободителя, идущего в бой, а теперь застывшего на постаменте, слетает белое покрывало. Гремит салют. У памятника пионеры становятся в почетный караул. Они возлагают к нему цветы.
Объявляется минута молчания. Ею чтится память тех, чьи имена высечены на выставленных здесь массивных плитах. Памятник, который открыли 5 ноября 1983 года дорог всем нам ныне живущим. Он всегда будет символизировать победу жизни над смертью, разума над безумием, добра над злом. Каждый год мы приносим сюда цветы, вечное благодарение, свою верность идеалам, за которые пали герои. Подвиг их бессмертен. Он служит и будет служить примером для всех, кто любит свою Родину. Светом благодушной памяти, светом любви нашей, скорби нашей пусть озаряются имена павших героев! Вечная им слава!
Суровой проверке подвергся советский строй в годы Великой Отечественной войны- самой тяжелой из всех войн, какие когда-либо знала история. Вместе с Вооруженными Силами Советской страны дорогами войны прошли и воины сёл Прянзерки и Лукиной Поляны, Прянзерского сельсовета, Нижнеломовского района, Пензенской области.
Школьная группа «Поиск» начала осуществлять сбор материала по погибшим в годы войны в 1970 году. Проведя большую работу, был составлен список погибших на фронтах Великой Отечественной войны в 1941-1945 годах. Поиск продолжался. Особенно широкий размах поисковая работа получила в связи с подготовкой к 30-летию Победы. В ней участвовали все классы: одни выявляли всех участников войны и изучали их боевой путь, другие составляли картотеку; проводились конкурсы, викторины, вечера читательские конференция, встречи с ветеранами войны, проходил просмотр документальных и художественных кинофильмов о Великой Отечественной войне. Особенно интересно проходили встречи с участниками войны. Об одном таком «уроке мужества» была напечатана статья в газете «Маяк» 1 апреля 1975года. Я привожу её полностью: «В 10 классе Прянзерской средней школы прошел «урок мужества». На встречу со старшеклассниками пришли ветераны Великой Отечественной войны А..И. Костромин, Т.Ф. Родникова, Н.М.Сычев. Он рассказал о своем участии в войне, поделились воспоминаниями о боевых эпизодах.
Алексей Игнатьевич Костромин восемнадцатилетним юношей ушёл защищать Родину. Он участвовал в обороне Кавказа, в освобождении Венгрии и Румынии, был тяжело ранен. На фронте А.И. Костромин вступил в ряды Коммунистической партии. Его боевой путь отмечен шестью наградами. Ветеран войны Татьяна Федоровна Родникова вспоминает: «Я была призвана в ряды Красной Армии 8 мая 1942 года и направлена в школу связистов в Ульяновск. Затем – фронт. Прошла боевой путь от Сталинграда до Берлина. За годы войны я испытала много трудностей, дважды приходилось выходить из окружения под огнем противника. Однажды во время бомбежки была оглушена и засыпана битым кирпичом стеклом. Участвовала в освобождении Польши. Победу встретила в Берлине. Это был самый радостный день в моей жизни.»
Татьяна Фёдоровна имеет семь боевых наград. Она – «Мать героиня», воспитала одиннадцать детей, за что награждена пятью материнскими орденами и медалями.
Николай Михайлович Сычёв работает сейчас в нашей школе, преподаёт физику в старших классах. В 1939году он был призван на действительную службу, окончил курсы офицеров, получил звание младшего лейтенанта. Зенитно-артиллерийский полк, в котором служил Н.М. Сычёв, находился на территории Монголии. Во время войны с японскими милитаристами ему приходилось отражать атаки японских самолётов.
Ученики с большим интересом слушали воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны. Затем они выступили перед гостями с небольшим концертом. Были исполнены песни: «Священная война», «В землянке», «На безымянной высоте» и другие. Проникновенно и взволнованно прозвучало стихотворение К.Симонова «Жди меня», которое прочитала Валя Фетисова.
В заключение учащиеся поблагодарили ветеранов войны, вручили им скромные подарки. Надолго запомнится всем эта волнующая встреча.»[8]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполненная мною работа познакомила меня с историей родного села, родного села Прянзерки. Из сказанного становится очевидным то, что каждый человек должен знать и беречь историю своего села.
Наряду с этим необходимо отметить следующее: ещё долго люди будут делить время на довоенное и послевоенное, по крайней мере, ветераны, которым на себе пришлось испытать все тяготы военного лихолетья. Ведь слишком много в жизни народов, в судьбах людей связано с войной.
Я и мои сверстники являются уже третьим поколением, которое живет после военных лет. Наши родители говорили о ратных и трудовых подвигах своих дедов и бабушек. А мы уже говорим о судьбе прадедушек и прабабушек. Так что война уходит от нас все дальше и дальше. И сохранить память о тех годах должны мы. Жители села Прянзерки свято чтят память о тех, кто сложил головы во имя Великой победы. В районе расположено 20 памятников. 20 школьных музеев рассказывают нам о трудовом и героическом подвиге народа. В селе находится памятник Неизвестному солдату. Улицы, предприятия, культурные центры, школы носят имена наших героев. На сегодняшний день в нашем районе проживает 1940 человек - тружеников тыла, 6 человек жителей блокадного Ленинграда, 7 человек – несовершеннолетних узников фашистских лагерей.
Заслуживает быть отмеченным , что победа в ВОВ складывалась из многих составляющих. К числу основных относиться эвакуация промышленных предприятий из прифронтовой полосы в более безопасные восточные районы. Значительная часть территории нашей страны с приходом фашистских войск оказалась под угрозой. На этой территории проживало около 40% населения страны, находилось 31 850 промышленных предприятий. Эвакуация промышленности была необходимостью, продиктованная условиями военного времени. Наш народ достойно справился с этой трудной задачей. Оборудование большинства крупных предприятий было не только спасено, но и пущено в эксплуатацию, что обеспечило экономическое превосходство нашей страны над противником.
Восстановление эвакуированной промышленности на новых базах и широкий разворот нового строительства в восточной части страны можно квалифицировать как крупный стратегический выигрыш в войне и одну из решающих предпосылок экономической победы над гитлеровской Германией. Маршал Г. К. Жуков писал: «Народная трудовая эпопея по эвакуации и восстановлению производственных мощностей в годы войны … по размаху и значению своему для судьбы нашей Родины равны величайшим битвам второй мировой войны».
Еще одна составляющая победы это трудовой подвиг народа в тылу. Каждый человек в нашем городе отдавал всего себя, чтобы хоть на немного приблизить день победы. Безусловно, людям не чуждо чувство патриотизма и жертвенности. Женщины и дети были беспримерными тружениками на заводах, в колхозах, в госпиталях и школах. Люди отдавали последнее во благо Родины. А у других, это «последнее» отбирали, изымали. Людей ссылали, заставляли трудиться в нечеловеческих условиях без выходных и праздников. В воздухе витал дух репрессий. Нельзя не сказать о голоде, о нехватке продуктов первой необходимости, о жестокости начальства.
«А мы из Пензы». Чем измерить цену этих слов? Миллионами жизней, тысячами километров, сотнями дней и ночей? Для каждого участника и свидетеля тех событий цена своя. В том, что эта фраза смогла появиться на стенах поверженного рейхстага – огромная заслуга и прянзерских тружеников тыла.
В течение нескольких месяцев я собирала интересный материал о вкладе наших земляков в великую победу. Путём исследования мне хотелось бы узнать о судьбах людей нашего района, отдавших всю теплоту своей души, работающих в тылу. В процессе подготовки работы я изучала материалы Нижнеломовского районного краеведческого музея, архива районного газетного издания «Маяк», встречалась с тружениками тыла и участниками Великой Отечественной войны. Записывала интервью с ними, их родственниками. Многие очень сожалели о том, что не интересовались подробностями событий у тех, кто уже ушел от нас. Многие свидетельства и факты мы потеряли навсегда. Поэтому пока еще живы свидетели тех событий, мы должны увековечить память о том времени.
Моя работа может быть использована на классных часах, уроках мужества, в работе школьного музея. А так же тезисы данной работы могут являться материалом для выступления на празднике – День победы. Это самый почтительный праздник русского народа. В этот день мы склоняем головы перед памятью погибших и отдаем дань уважения ныне живущим ветеранам войны и ветеранам трудового тыла.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1. Сальникова Мария Александровна
Автор: Ворошилина Юлия
Раздел: История Пензенского края
Дата публикации: 04.12.2013 22:36:44