↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

1 | 2 | 3

Советская история 1930–1950–х гг. в отражении исторической памяти народа: проблемы источниковедческого анализа.

(Статья)
Раздел: История Пензенского края
Автор: Гущин Александр Анатольевич
Частично опубликовано: Гущин А. А. Советская история 1930-1950-х гг. в отражении исторической памяти народа: значение источников личного происхождения // Россия Ключевского: Материалы Всероссийского конкурса и конференции учащейся молодежи. - Пенза: ГАОУ ДПО ПИРО, 2012.


   Исследования показывают, что в пожилом возрасте несколько ухудшаются функции сенсорной памяти, которая удерживает поступающую сенсорную информацию в течение нескольких секунд до начала ее обработки. По–видимому, пожилые люди способны принимать и удерживать чуть меньше информации, чем молодые. Их объем восприятия несколько меньше, особенно, когда два события происходят одновременно. Возможно, это происходит, потому что у пожилых людей хуже работают зрительная и слуховая системы. Первичная память, которая делает возможным осознанное переживание информации, остается без изменений. Во вторичной, долговременной, памяти, наблюдаются очевидные изменения. Пожилые люди склонны запоминать то, что для них важно, или может пригодиться в жизни.  Третичная память (на отдалённые события), видимо сохраняется у пожилых людей почти полностью. Пожилые люди различаются по уровню мнемических способностей. При относительной сохранности памяти на события многолетней давности в старости страдает память на недавние события, нарушается кратковременная память.


   По документам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) возраст от 60 до 74 лет рассматривается как пожилой; 75 лет и старше – старые люди; возраст 90 лет и старше – долгожители. По этой классификации мой респондент относится к старым людям со всеми особенностями восприятия прошлого.
Можно выделить аспекты духовной жизни того времени, которые ныне утеряны в связи с изменившимися условиями жизни. Так, мы больше не встретим почти упоминаний дранки(делать из проса пшено и т.п.), маслёнки(маслобойка), хамсы(рыба), полинеливых(матерчатых) туфель, брони на завод, шапки с ушами, коромысла, отоваривания карточек, кулака, хутора; специфических названий советской эпохи: совхоз, колхоз, комсорг и других.


   Во время интервью я старался задавать минимальное количество вопросов и позволить поделиться той информацией, которую информантам хотелось рассказать. Первоначальные вопросы касались определённых периодов – рассказать о детстве (периоде до войны), об участии в войне, о послевоенных годах. Далее задавались уточняющие вопросы и вопросы по отдельным аспектам, такие как: «переписывались ли с родственниками, когда были на фронте?», «какой самый счастливый период в жизни?».
Специфика моего исследования, состоит, в том, что интервью записывалось на видеокамеру. Это было сделано как для сохранения информации в формате видео, так и для более детальной и точной записи интервью. Так как одним из информантов была моя бабушка, я смог проанализировать влияние записи видеокамерой на то, каким образом это влияет на рассказ. Хотя, конечно, это влияние индивидуально. Один из самых важных моментов — это волнение в начале интервью, которое привело к менее подробному рассказу, к тому что информанты сбивались с мысли.
Подбор интервьюеров проходил по двум параметрам: во — первых согласие на интервью, во — вторых это те, кого я или мои знакомые знают лично, в – третьих наличие воспоминаний об исследуемом периоде времени. Среди информантов двое непосредственно были на фронте, один занимался разминированием после войны и двое оставались в тылу. Из тех информантов, кто находился в тылу, Мария Ивановна Бунина была уже молодой девушкой, а Раиса Владимировна Ворфоломеева была ещё ребёнком. Кроме того, о жизни в тылу рассказывают и другие информанты так как на фронт их забирали не с самого начала войны. Все информанты родом из Пензенской области. Только один из информантов родился в городе, остальные уроженцы сельской местности. Одна из особенностей записи интервью на видео — это волнение. Среди информантов более всего волновались Мария Ивановна Ольхова и Суслов Иван Андреевич.
Необходимо отметить, что одним из информантов была моя бабушка, Мария Ивановна Ольхова. С одной стороны, это позволило ей чувствовать себя более свободно, говорить более откровенно, даже то, что не рассказывала почти никому. Кроме того, это позволило мне быть уверенным в подлинности большей части полученной информации, а именно той, которая подтверждается рассказами других ныне живущих родственников – информации о тех событиях, в которых принимали участие и другие родственники. Полученная информация не противоречила той, которая была записана Марией Ивановной в её письменных воспоминаниях, которые были написаны примерно 15–20 лет назад. С другой стороны, зная историю её жизни, многие из рассказываемых ею событий, так как не раз слышал эти истории от родственников, я задавал уточняющие вопросы, на которые уже слышал ответы до этого, просил рассказать поподробнее о тех событиях, о которых знал заранее. А это могло повлиять на ход мыслей Марии Ивановны, привести к рассмотрению каких–либо проблем с какой–то одной стороны.
Историческая память народа своеобразна. Люди сохраняют в памяти те аспекты жизни, которые, по их мнению, имеют наибольшее значение, которые больше всего оказали влияние на их жизнь или которые оставили глубокий эмоциональный след.
Для того, чтобы проанализировать историческую память народа, необходимо, прежде всего, выделить те аспекты жизни, которые закрепились у всех или у большей части информантов и те аспекты жизни, на которые все или большинство не обращают внимание. Это позволит исследовать историческую память народа, как отдельный феномен. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, как были рассказаны те или иные события  – рассказал ли информант это в начальном рассказе или рассказал после уточняющих вопросов. 
Для анализа целесообразно составить сравнительную таблицу.

Таблица 1
События советской истории 1930–1950–х гг.
в отражении исторической памяти народа

    События советской истории 1930–1950–х гг. в отражении исторической памяти народа

Данное распределение в таблице нельзя абсолютизировать, так как во – первых данная выборка не позволяет отразить отношение всех групп и слоев населения и, следовательно, обобщение возможно только в общих чертах. Во – вторых отсутствие воспоминаний о некоторых событиях, таких как например раскулачивание, объясняется тем, что данное явление не коснулось жизни некоторых людей.
Причины того, что какие — то моменты жизни не были раскрыты в начальном рассказе могут быть различными — волнение перед камерой; негативное отношение к этим аспектам жизни; рассмотрение этих аспектов информантом как маловажных, не имеющих отношение к теме интервью или как совершенно очевидных. Однако такое разделение при статистическом анализе позволило разделить, аспекты жизни на важные, средней важности и маловажные.
Наиболее важное событие, сохранившееся в памяти информантов – это раскулачивание и голод начала 1930–х годов. Несмотря на то, что среди информантов кулаков небыло, семьи двоих из них были раскулачены. Кроме того, о раскулачивании вспоминают и те, чьи семьи непосредственно не пострадали. Это отражает такое явление нашей истории, как раскулачивание середняков. Важно отметить, что в последствии они были «реабилитированы», но потери им небыли возмещены в полном объёме. Это свидетельствует с одной стороны о «перегибах на местах», с отношением к раскулачиванию беднейших слоёв деревни, а с другой стороны, говорит об определённой политике советского государства, направленную на устранение этих перегибов. Связанный с раскулачиванием голод, безусловно, затронул  все слои населения и занимает в памяти народа особое место. Воспоминания о рационе питания имеют наибольшее количество подробностей в сравнении с другими аспектами жизни. Так информанты с одной стороны вспоминают голодные годы начала 1930–х и конца 1940–х, когда в рационе питания были хлеб с примесями(чаще с травой) и оладьи или другая выпечка из гнилого картофеля или картофельных очисток. С другой же стороны, есть воспоминания и хорошем урожае конца 1930–х. Хотя таких воспоминаний в количественном выражении меньше. Это можно объяснить тем, что для большинства это была норма жизни и следовательно посчитали несущественной деталью рассказа.
Показателен ещё один аспект жизни, который выделяется среди других – это отношение к жилищным условиям. Здесь воспоминания с одной стороны о довоенном времени, когда жилищные условия были зачастую неудовлетворительными, воспоминания о послевоенных годах, когда страна только начинала отстраиваться и жить приходилось в непригодных для жилья условиях. А с другой стороны, воспоминания о получении бесплатного жилья, которые окрашены положительными эмоциями.
Большинство информантов вспоминает об играх, танцах, различных вечерах и посиделках, которые были и до и во время войны. Но они воспринимаются ими не как что – то особенное, а как обязательные атрибуты детства и юности. Те информанты, которые были на фронте или служили в армии во время войны были ещё молодыми, когда началась война. И хотя известие о начале войны их шокировало, большинство из них считало, что им не придётся отправляться на фронт.
Важно отметить, что такие аспекты нашей истории как репрессии, гонения на церковь, цензура, «тоталитарный режим» и другие аспекты, которые считаются важными с точки зрения исторической науки и политики, либо не нашли практически никакого отражения в памяти информантов, либо же и вовсе отрицаются ими. В первом случае это говорит о том, что современные исторические исследования проводятся с современной точки зрения, а не с точки зрения людей, реальности того времени. Во втором же случае, как например вопрос о гонениях на церковь и верующих, то, что информанты сообщают об обратном – это говорит о том, что данные явления оставались на словах и на бумаге и реального воплощения практически не нашли.
Интересно то, что большинство из информантов практически не рассказывают о послевоенной жизни. Подробности их рассказа об этом периоде заканчиваются обычно либо «получением квартиры», либо словами «всё стало налаживаться». Причина такого неподробного рассказа кроется прежде всего в особенностях памяти пожилых людей, так как они лучше помнят детство и юность чем те годы, которые ближе к современности.
Так же нужно отметить, что во время войны были важны письма, взаимоотношения с товарищами. Но воспоминания о них, по – видимому, являются не яркими, поэтому зачастую вспоминалось информантами только после уточняющих вопросов.
Важно отметить чувство коллективизма, присущее всем информантам. Оно проявилось в употреблении местоимения «мы» вместо «я», употреблении глаголов прошедшего времени во множественном числе даже в таких случаях, когда это не необходимо.
Ещё одна интересная особенность исторической памяти – это то, что многие события теряют конкретные территориальные и временные рамки, а некоторые события смещаются во времени.

4. Заключение

Мною были собраны воспоминания Ольховой Марии Ивановны, Марии Ивановны Буниной, Ворфоломеевой Раисы Владимировны, Рыбакова Ивана Евлантьевич, Суслова Ивана Андреевича.
Сохранение семейных архивов, воспоминаний, дневников, различных записей, фотографий важно, прежде всего, для собственных детей, внуков, правнуков. Это поможет им понять, кто они, узнать историю семьи, позволит преломить историю к конкретно взятой личности. Так же это важно и для будущих поколений вообще. Потому как это часть истории, часть того жизненного опыта, который необходимо передать будущим поколениям. Чем будет больше собрано семейных историй, тем лучше будущие поколения смогут изучить свою историю. Для исторической науки сохранение таких источников важно прежде всего потому, что они позволяют рассмотреть историю со сторон, ранее не изученных, проследить преломление исторических событий и государственной политики в жизни конкретных людей, отражении в исторической памяти народа.
Можно отметить, что в связи с изменившимися социально – экономическими условиями, развитием технологии, изменением моды изменился и язык. Мы больше не встретим таких слов, как дранка или полинеливые туфли.
Рассматривая историческую память народа, как отдельный феномен, можно отметить некоторые его особенности. Так наиболее важными составляющими исторической памяти народа являются жилищные условия, рацион питания и эмоциональные переживания событий личной истории. Воспоминания о развлечениях, интересных событиях не сильно окрашенных эмоционально, являются составляющими исторической памяти средней важности. Наименее важными составляющими исторической памяти оказались события повседневности, нормального течения жизни. Важно отметить сильное коллективное начало, чувство общности, проявившееся в употреблении местоимения «мы» и глаголов множественного числа.
Характеризуя особенности восприятия повседневности 1930–х – 1950–х годов, хотелось бы остановиться на некоторых моментах: во–первых, налицо чёткая фиксация и воспроизводство традиционных стратегий выживания в трудных жизненных обстоятельствах (собирание милостыни, житье по родственникам и чужим людям, готовность к постоянной смене места жительства, высокая мобильность, отсутствие привязанности к жилищу и имуществу, высокий уровень взаимопомощи); во–вторых, память наших современников хранит воспоминания о важности и высокой значимости родственных связей и дружеских отношений, о постоянном стремлении к эмоциональному единению и духовной общности родных и близких людей.; в–третьих, события отразившиеся в воспоминании зачастую не совпадают с событиями которые считаются важными в настоящее время(репрессии, гонения и т. п.);

5. Источники и литература.

Источники:
1. Видеозапись воспоминаний М. И. Ольховой от  19 февраля 2011 г.
2. Видеозапись воспоминаний И. А. Суслова от  16 октября 2011 г.
3. Видеозапись воспоминаний И. Е. Рыбакова от  11 сентября 2011г.
4. Видеозапись воспоминаний  Р. В. Ворфоломеевой от  1 августа 2011 г.
5. Видеозапись воспоминаний М. И. Буниной от  2 августа 2011 г.
Литература:
1.    Драбкин А. Несколько слов о предмете «устная история» // http://www.iremember.ru/content/view/750/68/lang,ru/
6. Филюшкин А. И. Методические указания по проведению исследований по устной истории. М., 2005.  http://www.nashpolytech.ru/index.php?id=73

Автор: Гущин Александр Анатольевич
Раздел: История Пензенского края
Дата публикации: 16.05.2012 20:46:30

1 | 2 | 3
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Село Прянзерки. Жители села в годы Великой Отечественной войны

Мы, современные люди, мало знаем о родном селе, не знакомы с его прошлым, мало интересуемся настоящим. Каждый человек должен знать  историю  своей родины, любить её, ведь родина начинается  с «порога»  отчего дома.  Любить  Родину -  значит жить с ней одной жизнью..

Читать

История создания Первомайского района.

Каждый Начало формы Ка человек должен знать историю родного края, где он родился, вырос. Это непреложное утверждение, которое редко кто решиться оспорить. Тем более что давно известна фраза - без истории нет будущего. Необходимо знать как историю всей страны в целом, так и историю своего города, края - малой Родины..

Читать

Советская история 1930–1950–х гг. в отражении исторической памяти народа: проблемы источниковедческого анализа.

Одной из наиболее актуальнейших задач современной исторической науки выступает необходимость аккумуляции информации личного происхождения о событиях российской истории ХХ века..

Читать

Место авиашколы ОСОАВИАХИМА в социально-экономическом развитии Пензенской области в 1930-е гг.

Место авиашколы ОСОАВИАХИМА в социально-экономическом развитии Пензенской области в 1930-е гг. В июне 1928 г. в поселке Свободном, который ранее назывался Манчжурией, была организована по инициативе местного ОСОАВИАХИМа школа гражданской авиации..

Читать

Силен тот род, который своих предков помнит и бережет!

А сегодня мы можем сказать, кем были наши предки? Чем занимались? Сегодня, как ни печально это отметить, многие люди утратили родовые корни и не знают даже имен прабабушек и прадедушек, хотя миллионы из них могли бы гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины..

Читать

История повседневности эпохи Великой Отечественной войны в исторической памяти народа

История повседневности эпохи Великой Отечественной войны в исторической памяти народа: особенности источниковедческого анализа. На основе записанных на видео воспоминаний Ольховой Марии Ивановны.

Читать

Общая характеристика Пензенского сыскного отделения

Краеведческое исследование по теме Пензенской сыскной полиции на основе архивных данных.

Читать

Родина

Эссе на тему Родина. .

Читать

Помни, как гремели орудий раскаты…

Весь мир, как натянутая струна. Кажется, один неверный шаг, промах, неудача – и уже не хватит сил, чтобы заработала правильная, богатая, жизненная гармония. Тысяча осколков, не склеить и не собрать никакой силой. Такая невеселая мозаика складывается сегодня для многих из нашего поколения. Однако люди, рождённые более, чем полвека назад, таких чувств не испытывали. Выросшие в неимоверной нужде и невзгодах, ни прошли большую школу испытаний и верили в свой собственный опыт, находили единственный правильный жизненный путь. Они знали свое предназначение, умели добиваться цели, были большими энтузиастами, оптимистами и правдолюбцами. Речь идет о поколении людей, переживших и 30-е, и 40-е, и 50-е годы. Это были наши деды и прадеды, немногие из которых живы, а их воспоминания для нас – живая история века. Мы думаем, что на жизни старшего поколения будут учиться еще многие..

Читать

Участники Великой Отечественной войны – отец и сын Пазаевы

Историческая память о Великой Отечественной войне в сознании россиян живет почти 70 лет. К этой памяти нужно относиться бережно и трепетно, ее необходимо постоянно возобновлять и пополнять. Через судьбу отдельных участников Великой Отечественной я хочу показать «живую» историю. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter