Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейВопрос о трансформации социальной структуры общества играл важную роль в коммунистической идеологии. Построение бесклассового общества, в котором отсутствовали бы антагонистические классы, провозглашалось важнейшей целью общества. В. Ленин считал, что главным условием создания бесклассового общества является диктатура пролетариата [1, С. 14]. А после создания бесклассового общества необходимость диктатуры пролетариата отпала бы сама собой.
Однако, большевики, придя к власти, столкнулись с проблемой осуществления этой цели на практике. Было создано общество, в котором не было места буржуазии. Но это ещё не означало достижения социальной однородности общества. Кроме рабочего класса, опоры советской власти, было ещё крестьянство, а так же слой интеллигенции. Разницу между рабочим классом и крестьянством предполагалось решить с помощью перестройки общественного хозяйства «переходом от единичного, обособленного, мелкого товарного хозяйства к общественному крупному хозяйству» [1, С. 277]. Кроме того, никуда не делись этнические, региональные различия, существовавшие на протяжении долгих лет.
Для того, чтобы сплотить различные слои общества необходима была не просто общая идея, а целая система взглядов, которую бы разделяло большинство советского общества не зависимо от их места в системе разделения труда и этнической принадлежности. Создание такого нового, «советского» человека предполагалось осуществить с помощью культурной революции. Во всех сферах общества проводилась работа, направленная на создание новой интеллигенции. В последствии был сформулирован термин для новой идентичности: «Советский народ — новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель – построение коммунизма» [2, С. 76].
На протяжении всего существования Советского союза идея бесклассового общества оставалась важнейшей составляющей идеологии правящей партии. Социальные различия и социальное неравенство не считались тождественными. Провозглашалось, что становление бесклассовой структуры советского общества «в главном и основном произойдет в исторических рамках зрелого социализма» [3, С. 18]. XXII съезд КПСС развивал дальше марксистско-ленинское учение о ликвидации классовых различий при переходе от социализма к коммунизму. Считалось, что при социализме ликвидирован антагонизм классов и имеет место не борьба, а содружество классов, а создание бесклассового общества — это длительный исторический процесс. В политическом словаре про социальную структуру советского общества писалось, что «советское общество стало состоять из двух дружественных классов: рабочего класса и колхозного крестьянства, а также трудовой интеллигенции» [4, С. 411]. Однако на деле, все выглядело несколько сложнее.
В постановлении июньского Пленума ЦК КПСС 1983 г., говорилось о том, что «Партия и государство ждут от экономистов, философов, историков, социологов, психологов, правоведов разработок надежных путей повышения эффективности производства, исследований закономерностей становления бесклассовой структуры общества, интернационализации социальной жизни, развития социалистического народовластия, общественного сознания, проблем коммунистического воспитания» [5, С. 70]. Такая постановка проблемы свидетельствует о нерешенности проблемы социальной однородности общества, о попытках власти найти новые пути для решения этого вопроса.
В структуре советского общества выделялось положение слоя высших управленцев, партийно-советской бюрократии, которая поначалу имела весьма ограниченные и строго контролируемые преимущества и, что тогда было более важно, в снабжении продуктами, обеспечении жильем и транспортом. Впоследствии эти привилегии расширялись [6, С. 21-22]. По сути, это означало отрыв партийной элиты от народа, как в экономическом, так и в социальном плане, появление новых противоречий. Кроме того, идея социальной однородности советского общества натолкнулась на то, что проводить политику, направленную на достижение этой цели должны были партийные функционеры, чьи привилегии стали такой же проблемой на пути достижения социальной однородности.
Общая идея, сплачивающая многонациональный народ, со временем перестала выполнять свою функцию. Как отмечают исследователи, вера в лозунги о реальной возможности создания коммунизма продолжала существовать и действовать в СССР только до середины 1960-х годов. Индустриализация, коллективизация, революционные изменения в культуре, поднятие целинных земель проводились на волне общего подъёма, героического энтузиазма советских людей, приближавших справедливое и счастливое будущее. Значительную роль в долголетии социалистической идеологии сыграла Великая Отечественная война, которая сплотила общество в едином порыве борьбы за победу над фашизмом, а после восстановление разрушенного в военные годы народного хозяйства. Но уже с 1970-х годов вера в социалистические идеалы постепенно начала исчезать [7, С. 93]. Причина этого, по всей видимости, заключалась в разнице между декларативными обещаниями советской власти и действительностью, отдаленностью заявленной цели.
С размыванием общей идеи, цели для населения общегосударственные интересы становились менее значимыми, чем материальные, этнические и т. д. Это, в условиях отсутствия социальной однородности, способствовало разобщенности общества, нарастанию противоречий между различными слоями населения.
Хотя мероприятия направленные на создание новой культуры, «советского» человека дали определенные плоды, однако достичь социальной однородности советского общества так и не удалось. Более того, по мере развития и расширения бюрократической системы, партийная номенклатура все сильнее отделялась от основной массы населения, превратившись в привилегированный слой общества. Не удалось убрать этнические и региональные противоречия, яркой иллюстрацией чего могут служить события, последовавшие за развалом СССР.
Необходимо отметить, что хотя достижение социальной однородности общества достаточно утопично, но опыт проведения советской власти мероприятий, направленные на достижение этой цели, мы можем использовать для разрешения противоречий между различными слоями общества, формирования гражданственности.
Примечания