↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Социальная однородность советского общества как проблема государственного управления

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Гущин Александр Анатольевич
Гущин А.А. Социальная однородность советского общества как проблема государственного управления // XVI Лебедевские чтения: сб. материалов Всерос. Науч.-практ. Конф., посвящ. 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (г. Пенза, 15 апреля 2015 г.) - Пенза: ГУМНИЦ ПГУ, 2015. С. 115- 118.

Вопрос о трансформации социальной структуры общества играл важную роль в коммунистической идеологии. Построение бесклассового общества, в котором отсутствовали бы антагонистические классы, провозглашалось важнейшей целью общества. В. Ленин считал, что главным условием создания бесклассового общества является диктатура пролетариата [1, С. 14]. А после создания бесклассового общества необходимость диктатуры пролетариата отпала бы сама собой.

Однако, большевики, придя к власти, столкнулись с проблемой осуществления этой цели на практике. Было создано общество, в котором не было места буржуазии. Но это ещё не означало достижения социальной однородности общества. Кроме рабочего класса, опоры советской власти, было ещё крестьянство, а так же слой интеллигенции. Разницу между рабочим классом и крестьянством предполагалось решить с помощью перестройки общественного хозяйства «переходом от единичного, обособленного, мелкого товарного хозяйства к общественному крупному хозяйству» [1, С. 277]. Кроме того, никуда не делись этнические, региональные различия, существовавшие на протяжении долгих лет.

Для того, чтобы сплотить различные слои общества необходима была не просто общая идея, а целая система взглядов, которую бы разделяло большинство советского общества не зависимо от их места в системе разделения труда и этнической принадлежности. Создание такого нового, «советского» человека предполагалось осуществить с помощью культурной революции. Во всех сферах общества проводилась работа, направленная на создание новой интеллигенции.  В последствии был сформулирован термин для новой идентичности: «Советский народ — новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель – построение коммунизма» [2, С. 76].

На протяжении всего существования Советского союза идея бесклассового общества оставалась важнейшей составляющей идеологии правящей партии. Социальные различия и социальное неравенство не считались тождественными. Провозглашалось, что становление бесклассовой структуры советского общества «в главном и основном произойдет в исторических рамках зрелого социализма» [3, С. 18]. XXII съезд КПСС развивал дальше марксистско-ленинское учение о ликвидации классовых различий при переходе от социализма к коммунизму. Считалось, что при социализме ликвидирован антагонизм классов и имеет место не борьба, а содружество классов, а создание бесклассового общества — это длительный исторический процесс. В политическом словаре про социальную структуру советского общества писалось, что «советское общество стало состоять из двух дружественных классов: рабочего класса и колхозного крестьянства, а также трудовой интеллигенции» [4, С. 411]. Однако на деле, все выглядело несколько сложнее.

В постановлении июньского Пленума ЦК КПСС 1983 г., говорилось о том, что «Партия и государство ждут от экономистов, философов, историков, социологов, психологов, правоведов разработок надежных путей повышения эффективности производства, исследований закономерностей становления бесклассовой структуры общества, интернационализации социальной жизни, развития социалистического народовластия, общественного сознания, проблем коммунистического воспитания» [5, С. 70].  Такая постановка проблемы свидетельствует о нерешенности проблемы социальной однородности общества, о попытках власти найти новые пути для решения этого вопроса.

В структуре советского общества выделялось положение слоя высших управленцев, партийно-советской бюрократии, которая поначалу имела весьма ограниченные и строго контролируемые преимущества и, что тогда было более важно, в снабжении продуктами, обеспечении жильем и транспортом. Впоследствии эти привилегии расширялись [6, С. 21-22].  По сути, это означало отрыв партийной элиты от народа, как в экономическом, так и в социальном плане, появление новых противоречий. Кроме того, идея социальной однородности советского общества натолкнулась на то, что проводить политику, направленную на достижение этой цели должны были партийные функционеры, чьи привилегии стали такой же проблемой на пути достижения социальной однородности.

Общая идея, сплачивающая многонациональный народ, со временем перестала выполнять свою функцию. Как отмечают исследователи, вера в лозунги о реальной возможности создания коммунизма продолжала существовать и действовать в СССР только до середины 1960-х годов. Индустриализация, коллективизация, революционные изменения в культуре, поднятие целинных земель проводились на волне общего подъёма, героического энтузиазма советских людей, приближавших справедливое и счастливое будущее. Значительную роль в долголетии социалистической идеологии сыграла Великая Отечественная война, которая сплотила общество в едином порыве борьбы за победу над фашизмом, а после восстановление разрушенного в военные годы народного хозяйства. Но уже с 1970-х годов вера в социалистические идеалы постепенно начала исчезать [7, С. 93]. Причина этого, по всей видимости, заключалась в разнице между декларативными обещаниями советской власти и действительностью, отдаленностью заявленной цели.

С размыванием общей идеи, цели для населения общегосударственные интересы становились менее значимыми, чем материальные, этнические и т. д. Это, в условиях отсутствия социальной однородности, способствовало разобщенности общества, нарастанию  противоречий между различными слоями населения.

Хотя мероприятия направленные на создание новой культуры, «советского» человека дали определенные плоды, однако достичь социальной однородности советского общества так и не удалось. Более того, по мере развития и расширения бюрократической системы, партийная номенклатура все сильнее отделялась от основной массы населения, превратившись в привилегированный слой общества. Не удалось убрать этнические и региональные противоречия, яркой иллюстрацией чего могут служить события, последовавшие за развалом СССР. 

Необходимо отметить, что хотя достижение социальной однородности общества достаточно утопично, но опыт проведения советской власти мероприятий, направленные на достижение этой цели, мы можем использовать для разрешения противоречий между различными слоями общества, формирования гражданственности.

 

Примечания

  1. В.И. Ленин Полн. собр. соч. Т. 39. Москва: Политиздат, 1970
  2. Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1971. 320 с.
  3. Машков А. П. Формирование социальной однородности советского общества. Л., 1974, 40 с.
  4. Краткий политический словарь. М., 1988. 478 с.
  5. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. М., 1983. 80 с.
  6. Руткевич М.Н. О социальной структуре советского общества // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 19-28.
  7. Минеева Е.К. Антиклерикальная политика Республики Советов: особенности и последствия // Вестник ЧГУ. 2011. №1. С. 89-94.

Раздел: История России
Дата публикации: 23.07.2020 01:52:16
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Ставропольская дева Римма Иванова

Я никогда раньше не задумывалась над словами «Милосердное служение». А ведь милосердие, приветливость, забота, доброта всегда украшают человеческую душу и сознание. Мир полон людей, которые не безразличны ко всему тому, что происходит вокруг них. История знает немало примеров сердечности, преданности, святости. .

Читать

Жандарм – герой войны 1812 года

В отечественной истории, существует множество малоизвестных страниц, одна из них связана с именем И.М. Огарева. Кто он такой? На сей вопрос попытался ответить автор статьи, использовавший при ее написании, не опубликованные ранее материалы Тобольского государственного архива, тем самым попытался разрушить в массовом сознании, и в литературе существующее стереотипное отношение к жандармам. Долгое время их служба освещалась весьма односторонне, обросла массой легенд и нелепостей..

Читать

Быть достойными памяти Героев

Скромный, добрый, работящий, всегда с улыбкой… Таким Алексей Дмитриевич Мельников запомнился всем, кто его знал. Наш земляк в годы Великой Отечественной войны боролся за свободу русского народа, и в мирное время он оставался верным своему долгу, жил по чести и по совести. .

Читать

Цена великой победы

Просматривая материалы видеохроники 1945 года, невозможно оставаться равнодушным! Они запечатлели радость победы всего человечества над фашизмом, ликование народа, мчащиеся поезда с солдатами освободителями. Вместе с фронтовиками спешили домой и те, кто был угнан фашистами на принудительные работы в Германию..

Читать

Учительские школы казанских татар

Казанская татарская учительская школа, открытая в 1876 г. на основании Положения о татарских учительских школах, являлась совершенно новым образовательным учреждением для татар с преподаванием на русском языке, осуществлявшим подготовку учителей для начальных татарских училищ Волжско-Уральского региона. Инициатором открытия этого учебного заведения в Казани был инспектор татарских школ В.В.Радлов, стремившийся сделать школу «главным центром для всех татарских народных школ». .

Читать

Будущий прелат. Учёба в Санкт-Петербурге. Часть 3. Учёба в Духовной Академии

Прослеживая судьбу латгальского юноши из крестьянской семьи, статья знакомит с работой католической Духовной Академии в Санкт-Петербурге, с составом воспитанников и преподавателей, акцентируя внимание на выходцах из Латгалии..

Читать

Методология анализа периодических изданий на примере реконструкции образа Б.Н. Ельцина

По мере того как значение периодической печати в современном мире падает благодаря «всемирной паутине», блогам и страницам соц. сетей, всё большее применение печать находит у историков, как весьма важный и объёмный источник по любой сфере жизни общества. Хотя работы последних лет и стремятся отобрать у газетной и журнальной периодики статус источника, дробя её структуру на отдельные виды материала, будь то статья, новостная лента, корреспонденции или же интервью[1], представления о периодической печати, как об отдельном источнике, плотно закрепились и складывались долгое время. .

Читать

Образ князя Дмитрия Пожарского в патриотическом воспитании студенческой молодежи

В русском национальном самосознании понятие патриотизма связывается с традициями православной культуры и заключается в готовности отказаться от личных благ, пожертвовать всем ради своего Отечества. Так, Патриарх Московский и всея Руси Алексей II отмечал, что патриотизм созвучен православию. .

Читать

Наследник славы села Сусанино. Почетный гражданин г. Прага

ежегодно наша страна чествует ветеранов Великой Отечественной войны.  Но о них говорят в совокупности, как о великой армии. А ведь эта сила и мощь складывалась из отдельных личностей. И пока хоть один потомок ветерана Великой Отечественной войны будет жить, история к его деду, прадеду, прапрадеду, будет интересна последующим поколениям. Ведь вся сила народа в его прошлом..

Читать

Тепловозные таблички Луганского завода

В этой статье предпринята попытка систематизировать самую сложную и запутанную, как показывает опыт, часть табличечно-тепловозной истории - Луганские таблички..

Читать



Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter