↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Социальная однородность советского общества как проблема государственного управления

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Гущин Александр Анатольевич
Гущин А.А. Социальная однородность советского общества как проблема государственного управления // XVI Лебедевские чтения: сб. материалов Всерос. Науч.-практ. Конф., посвящ. 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (г. Пенза, 15 апреля 2015 г.) - Пенза: ГУМНИЦ ПГУ, 2015. С. 115- 118.

Вопрос о трансформации социальной структуры общества играл важную роль в коммунистической идеологии. Построение бесклассового общества, в котором отсутствовали бы антагонистические классы, провозглашалось важнейшей целью общества. В. Ленин считал, что главным условием создания бесклассового общества является диктатура пролетариата [1, С. 14]. А после создания бесклассового общества необходимость диктатуры пролетариата отпала бы сама собой.

Однако, большевики, придя к власти, столкнулись с проблемой осуществления этой цели на практике. Было создано общество, в котором не было места буржуазии. Но это ещё не означало достижения социальной однородности общества. Кроме рабочего класса, опоры советской власти, было ещё крестьянство, а так же слой интеллигенции. Разницу между рабочим классом и крестьянством предполагалось решить с помощью перестройки общественного хозяйства «переходом от единичного, обособленного, мелкого товарного хозяйства к общественному крупному хозяйству» [1, С. 277]. Кроме того, никуда не делись этнические, региональные различия, существовавшие на протяжении долгих лет.

Для того, чтобы сплотить различные слои общества необходима была не просто общая идея, а целая система взглядов, которую бы разделяло большинство советского общества не зависимо от их места в системе разделения труда и этнической принадлежности. Создание такого нового, «советского» человека предполагалось осуществить с помощью культурной революции. Во всех сферах общества проводилась работа, направленная на создание новой интеллигенции.  В последствии был сформулирован термин для новой идентичности: «Советский народ — новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель – построение коммунизма» [2, С. 76].

На протяжении всего существования Советского союза идея бесклассового общества оставалась важнейшей составляющей идеологии правящей партии. Социальные различия и социальное неравенство не считались тождественными. Провозглашалось, что становление бесклассовой структуры советского общества «в главном и основном произойдет в исторических рамках зрелого социализма» [3, С. 18]. XXII съезд КПСС развивал дальше марксистско-ленинское учение о ликвидации классовых различий при переходе от социализма к коммунизму. Считалось, что при социализме ликвидирован антагонизм классов и имеет место не борьба, а содружество классов, а создание бесклассового общества — это длительный исторический процесс. В политическом словаре про социальную структуру советского общества писалось, что «советское общество стало состоять из двух дружественных классов: рабочего класса и колхозного крестьянства, а также трудовой интеллигенции» [4, С. 411]. Однако на деле, все выглядело несколько сложнее.

В постановлении июньского Пленума ЦК КПСС 1983 г., говорилось о том, что «Партия и государство ждут от экономистов, философов, историков, социологов, психологов, правоведов разработок надежных путей повышения эффективности производства, исследований закономерностей становления бесклассовой структуры общества, интернационализации социальной жизни, развития социалистического народовластия, общественного сознания, проблем коммунистического воспитания» [5, С. 70].  Такая постановка проблемы свидетельствует о нерешенности проблемы социальной однородности общества, о попытках власти найти новые пути для решения этого вопроса.

В структуре советского общества выделялось положение слоя высших управленцев, партийно-советской бюрократии, которая поначалу имела весьма ограниченные и строго контролируемые преимущества и, что тогда было более важно, в снабжении продуктами, обеспечении жильем и транспортом. Впоследствии эти привилегии расширялись [6, С. 21-22].  По сути, это означало отрыв партийной элиты от народа, как в экономическом, так и в социальном плане, появление новых противоречий. Кроме того, идея социальной однородности советского общества натолкнулась на то, что проводить политику, направленную на достижение этой цели должны были партийные функционеры, чьи привилегии стали такой же проблемой на пути достижения социальной однородности.

Общая идея, сплачивающая многонациональный народ, со временем перестала выполнять свою функцию. Как отмечают исследователи, вера в лозунги о реальной возможности создания коммунизма продолжала существовать и действовать в СССР только до середины 1960-х годов. Индустриализация, коллективизация, революционные изменения в культуре, поднятие целинных земель проводились на волне общего подъёма, героического энтузиазма советских людей, приближавших справедливое и счастливое будущее. Значительную роль в долголетии социалистической идеологии сыграла Великая Отечественная война, которая сплотила общество в едином порыве борьбы за победу над фашизмом, а после восстановление разрушенного в военные годы народного хозяйства. Но уже с 1970-х годов вера в социалистические идеалы постепенно начала исчезать [7, С. 93]. Причина этого, по всей видимости, заключалась в разнице между декларативными обещаниями советской власти и действительностью, отдаленностью заявленной цели.

С размыванием общей идеи, цели для населения общегосударственные интересы становились менее значимыми, чем материальные, этнические и т. д. Это, в условиях отсутствия социальной однородности, способствовало разобщенности общества, нарастанию  противоречий между различными слоями населения.

Хотя мероприятия направленные на создание новой культуры, «советского» человека дали определенные плоды, однако достичь социальной однородности советского общества так и не удалось. Более того, по мере развития и расширения бюрократической системы, партийная номенклатура все сильнее отделялась от основной массы населения, превратившись в привилегированный слой общества. Не удалось убрать этнические и региональные противоречия, яркой иллюстрацией чего могут служить события, последовавшие за развалом СССР. 

Необходимо отметить, что хотя достижение социальной однородности общества достаточно утопично, но опыт проведения советской власти мероприятий, направленные на достижение этой цели, мы можем использовать для разрешения противоречий между различными слоями общества, формирования гражданственности.

 

Примечания

  1. В.И. Ленин Полн. собр. соч. Т. 39. Москва: Политиздат, 1970
  2. Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1971. 320 с.
  3. Машков А. П. Формирование социальной однородности советского общества. Л., 1974, 40 с.
  4. Краткий политический словарь. М., 1988. 478 с.
  5. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. М., 1983. 80 с.
  6. Руткевич М.Н. О социальной структуре советского общества // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 19-28.
  7. Минеева Е.К. Антиклерикальная политика Республики Советов: особенности и последствия // Вестник ЧГУ. 2011. №1. С. 89-94.

Раздел: История России
Дата публикации: 23.07.2020 01:52:16
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

История одного кирпича

В 2004 году наша семья переехала в район Очаково. Во 2-ом классе по окружающему миру было дано задание "Составить свою родословную". Собирая материал к той проектной работе, мы с мамой наткнулись на очень интересные фотографии старого Очаково..

Читать

Глава VII. Борьба трех империй за Кавказ. Политическое положение Чечни в ХVI-ХVII веках // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

В конце XV - начале XVI в. на Северный Кавказ выходят фланги нескольких восточных держав того времени: с запада османы и крымцы, с севера Большая Орда (наследница Золотой Орды) и Астраханское ханство, с юга Сефевидский Иран и грузинские царства (вассалы Турции и Ирана)..

Читать

Сергий Радонежский.

Каждый верующий человек знает про свою религию практически всё. В том числе и я. Я, православный христианин, и свою религию я знаю довольно хорошо. Поэтому я хочу рассказать вам о такой личности, как Сергий Радонежский. .

Читать

Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

В данной монографии автор, опираясь на достижения отечественной историографии, выходит на изучение Чечни и ее народа как целостного субъекта истории развивающегося в определенном естественно-географическом пространстве и этническом континууме. .

Читать

История двух фотографий

В детстве я любила рассматривать старые фотографии, которые хранились в нашей семье. Моё внимание особенно привлекали два изображения, о них я хочу рассказать в своём сочинении. На первой фотографии изображена семейная пара – это Анна и Михаил Петровы, мои родственники (Приложение 1). Они проживали в городе Санкт-Петербурге и занимались прибыльным бизнесом – торговали Кузнецовским фарфором. Завод товарищества Кузнецова был основан в 1832 году Т. Я. Кузнецовым в пустоши Дулево. Кузнецовский фарфор отличался высоким качеством и красивым декором, изделия из него были очень популярны и имелись почти в каждой русской семье .

Читать

Русские землепроходцы

Говоря о русских землепроходцах, мы не можем не упомянуть такие имена, как Семен Иванович Дежнёв, Иван Юрьевич Москвитин, Ерофей Павлович Хабаров, Владимир Васильевич Атласов и многих других. Каждый из них стал незаменимой частью русской истории и внес огромный вклад в освоение и развитие Сибири и Д.

Читать

Товарный дефицит в СССР: обострение проблемы в 1960-х — начале 1980-х гг. в ракурсе истории повседневности

В данной статье рассматривается отражение проблемы товарного дефицита в СССР в обращениях и жалобах граждан, направленных в правительство страны. Особое внимание обращается на отношение населения к причинам товарного дефицита, ухудшению экономической ситуации, несоответствие официальной пропаганды и реальной действительности..

Читать

Ставропольская дева Римма Иванова

Я никогда раньше не задумывалась над словами «Милосердное служение». А ведь милосердие, приветливость, забота, доброта всегда украшают человеческую душу и сознание. Мир полон людей, которые не безразличны ко всему тому, что происходит вокруг них. История знает немало примеров сердечности, преданности, святости. .

Читать

Войну я просто ненавижу

Войну я просто ненавижу. Война это страшное, что может быть в жизни мирных людей. .

Читать

Оружие Отечественной войны 1812 года

В начале XIX века в Европе, к управлению двумя великими державами пришли Наполеон и Александр I. Один благодаря Великой Французской Революции, другой взошел на престол после убийства Павла I. Несмотря на все желание остаться в стороне от наполеоновских войн, Александр I сделать этого не смог. Поочередное участие в разных коалициях, неудачные военные компании, которые приносили поражение за поражением. И, наконец, Тильзитский мир, за который каждого из императоров нещадно ругали на родине за сдачу интересов своей страны..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter