↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

В Египте обнаружили затопленное кладбище
........................
В Германии осудят 96-летнюю женщину за пособничество нацизму
........................
Под Красноярском нашли метровый бивень мамонта
........................
В Хорватии нашли редкий древнегреческий шлем
........................
Мумия овцы «рассказала» о древнем животноводстве
........................

Социальная однородность советского общества как проблема государственного управления

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Гущин Александр Анатольевич
Гущин А.А. Социальная однородность советского общества как проблема государственного управления // XVI Лебедевские чтения: сб. материалов Всерос. Науч.-практ. Конф., посвящ. 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (г. Пенза, 15 апреля 2015 г.) - Пенза: ГУМНИЦ ПГУ, 2015. С. 115- 118.

Вопрос о трансформации социальной структуры общества играл важную роль в коммунистической идеологии. Построение бесклассового общества, в котором отсутствовали бы антагонистические классы, провозглашалось важнейшей целью общества. В. Ленин считал, что главным условием создания бесклассового общества является диктатура пролетариата [1, С. 14]. А после создания бесклассового общества необходимость диктатуры пролетариата отпала бы сама собой.

Однако, большевики, придя к власти, столкнулись с проблемой осуществления этой цели на практике. Было создано общество, в котором не было места буржуазии. Но это ещё не означало достижения социальной однородности общества. Кроме рабочего класса, опоры советской власти, было ещё крестьянство, а так же слой интеллигенции. Разницу между рабочим классом и крестьянством предполагалось решить с помощью перестройки общественного хозяйства «переходом от единичного, обособленного, мелкого товарного хозяйства к общественному крупному хозяйству» [1, С. 277]. Кроме того, никуда не делись этнические, региональные различия, существовавшие на протяжении долгих лет.

Для того, чтобы сплотить различные слои общества необходима была не просто общая идея, а целая система взглядов, которую бы разделяло большинство советского общества не зависимо от их места в системе разделения труда и этнической принадлежности. Создание такого нового, «советского» человека предполагалось осуществить с помощью культурной революции. Во всех сферах общества проводилась работа, направленная на создание новой интеллигенции.  В последствии был сформулирован термин для новой идентичности: «Советский народ — новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель – построение коммунизма» [2, С. 76].

На протяжении всего существования Советского союза идея бесклассового общества оставалась важнейшей составляющей идеологии правящей партии. Социальные различия и социальное неравенство не считались тождественными. Провозглашалось, что становление бесклассовой структуры советского общества «в главном и основном произойдет в исторических рамках зрелого социализма» [3, С. 18]. XXII съезд КПСС развивал дальше марксистско-ленинское учение о ликвидации классовых различий при переходе от социализма к коммунизму. Считалось, что при социализме ликвидирован антагонизм классов и имеет место не борьба, а содружество классов, а создание бесклассового общества — это длительный исторический процесс. В политическом словаре про социальную структуру советского общества писалось, что «советское общество стало состоять из двух дружественных классов: рабочего класса и колхозного крестьянства, а также трудовой интеллигенции» [4, С. 411]. Однако на деле, все выглядело несколько сложнее.

В постановлении июньского Пленума ЦК КПСС 1983 г., говорилось о том, что «Партия и государство ждут от экономистов, философов, историков, социологов, психологов, правоведов разработок надежных путей повышения эффективности производства, исследований закономерностей становления бесклассовой структуры общества, интернационализации социальной жизни, развития социалистического народовластия, общественного сознания, проблем коммунистического воспитания» [5, С. 70].  Такая постановка проблемы свидетельствует о нерешенности проблемы социальной однородности общества, о попытках власти найти новые пути для решения этого вопроса.

В структуре советского общества выделялось положение слоя высших управленцев, партийно-советской бюрократии, которая поначалу имела весьма ограниченные и строго контролируемые преимущества и, что тогда было более важно, в снабжении продуктами, обеспечении жильем и транспортом. Впоследствии эти привилегии расширялись [6, С. 21-22].  По сути, это означало отрыв партийной элиты от народа, как в экономическом, так и в социальном плане, появление новых противоречий. Кроме того, идея социальной однородности советского общества натолкнулась на то, что проводить политику, направленную на достижение этой цели должны были партийные функционеры, чьи привилегии стали такой же проблемой на пути достижения социальной однородности.

Общая идея, сплачивающая многонациональный народ, со временем перестала выполнять свою функцию. Как отмечают исследователи, вера в лозунги о реальной возможности создания коммунизма продолжала существовать и действовать в СССР только до середины 1960-х годов. Индустриализация, коллективизация, революционные изменения в культуре, поднятие целинных земель проводились на волне общего подъёма, героического энтузиазма советских людей, приближавших справедливое и счастливое будущее. Значительную роль в долголетии социалистической идеологии сыграла Великая Отечественная война, которая сплотила общество в едином порыве борьбы за победу над фашизмом, а после восстановление разрушенного в военные годы народного хозяйства. Но уже с 1970-х годов вера в социалистические идеалы постепенно начала исчезать [7, С. 93]. Причина этого, по всей видимости, заключалась в разнице между декларативными обещаниями советской власти и действительностью, отдаленностью заявленной цели.

С размыванием общей идеи, цели для населения общегосударственные интересы становились менее значимыми, чем материальные, этнические и т. д. Это, в условиях отсутствия социальной однородности, способствовало разобщенности общества, нарастанию  противоречий между различными слоями населения.

Хотя мероприятия направленные на создание новой культуры, «советского» человека дали определенные плоды, однако достичь социальной однородности советского общества так и не удалось. Более того, по мере развития и расширения бюрократической системы, партийная номенклатура все сильнее отделялась от основной массы населения, превратившись в привилегированный слой общества. Не удалось убрать этнические и региональные противоречия, яркой иллюстрацией чего могут служить события, последовавшие за развалом СССР. 

Необходимо отметить, что хотя достижение социальной однородности общества достаточно утопично, но опыт проведения советской власти мероприятий, направленные на достижение этой цели, мы можем использовать для разрешения противоречий между различными слоями общества, формирования гражданственности.

 

Примечания

  1. В.И. Ленин Полн. собр. соч. Т. 39. Москва: Политиздат, 1970
  2. Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1971. 320 с.
  3. Машков А. П. Формирование социальной однородности советского общества. Л., 1974, 40 с.
  4. Краткий политический словарь. М., 1988. 478 с.
  5. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. М., 1983. 80 с.
  6. Руткевич М.Н. О социальной структуре советского общества // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 19-28.
  7. Минеева Е.К. Антиклерикальная политика Республики Советов: особенности и последствия // Вестник ЧГУ. 2011. №1. С. 89-94.

Раздел: История России
Дата публикации: 23.07.2020 01:52:16
1

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм



Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Глава II. Географическое и демографическое положение Чечни в XXI-XXIII веках // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

Складывание Чечни (Нохчичоь, ДегIаста, Даймохк)i как страны, а также формирование собственно чеченского народа на базе единого нахского этномассива носило длительный многовековой характер и закончилось в основных чертах в течение XVI-XVIII вв. .

Читать

Проблемы идеологии в современной России

На современной России всё более часто сказывается отсутствие какой-либо чётко выработанной идеологии и инструментария, о чём свидетельствуют попытки властей эту идеологию и инструментарий найти. Яркий тому пример составление единого учебника по истории России, который бы формировал единую гражданскую идентичность в стране, а также переход школ на стандарты второго поколения (ФГОС-II), в которых главным результатом образования является сформированная личность, патриот и гражданин, способный к самоидентификации..

Читать

Они живут в моей памяти

Мне очень повезло. Я родился в Крыму, на земле своих предков. У меня есть мама, папа, братик, а ещё две бабушки и два деда. Мы жили с родителями отца одной большой дружной семьёй..

Читать

Вклад моей семьи в Победу в Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война – самая тяжёлая и жестокая из всех войн, когда- либо пережитых нашей Родиной. Чем дальше она уходит в историю, тем меньше становится очевидцев страшных событий, тем полнее мы хотим осознать историческое значение свое семьи, как защитников Отечества. .

Читать

Преподобный Иосиф Волоцкий

Человек – странное существо. Торопится жить, не ценит каждый миг своей жизни. Радуется мелочам, теряя большее. Кого-то помнит долго, а кого-то забывает на следующую минуту после встречи. Почему так происходит?.

Читать

Мы живем, чтобы помнить…

Война… Ненавистная война! Война – это горе, слезы, разлука, нерожденный ребёнок… Война принесла беду в каждый дом, изменила судьбы многих семей. Их каждой семьи ушли на фронт отцы и дети, мужья, братья и сестры… Миллионы людей испытали страшные мученья, ужасные страдания, но они выстояли! Выстояли и победили! Ради нас, ради чистого неба, ради ромашки на лугу, и во имя Родины, которая зовется Великой Россией!.

Читать

История Великой отечественной войны и моя семья

Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года фашистская Германия и ее союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, свыше 4 тысяч танков, более 45 тысяч орудий и миномётов, около 5 тысяч самолётов, 200 кораблей..

Читать

Демянск не забыт: экспедиция поискового отряда «Память»

В августе 2009 г. отряд «Память» Сузановской средней школы Новосергиевского района Оренбургской области принял участие в поисковой экспедиции на территории Новгородской области.

Читать

История семьи в истории страны

Для каждого человека самое главное в жизни, это семья. Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек не может стать достойным сыном своего Отечества, не зная родословной своей семьи. Для каждого человека самое главное в жизни, это - СЕМЬЯ. .

Читать

Дети тыла

Навеки останется в памяти людей дата 22 июня 1941 года. Война! Гитлеровские полчища ринулись на нашу землю, сея смерть, разрушения, неся угрозу гибели всему, что создано человеческим трудом. 1418 дней и ночей великих испытаний выпали на долю не только взрослых, но и детей. Война поглотила детство у тысячи девчонок и мальчишек. Отучила их плакать. Постоянно не доедая, в холоде, преодолевая суровые условия, дети, как и взрослые, делали все, что было в их силах, чтобы приблизить день победы над захватчиками. Пожалуй, нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война, которая не пережила бы тяжесть военных лет..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter